Заявка составляется из предложений монастырей относительно используемых ими памятников, со всеми необходимыми прилагаемыми документами, представленными СОММ в Финансово-хозяйственное управление Московской Патриархии. Сбор заявок Финансово-хозяйственным управлением в 2022 году на 2023 год в рамках госпрограммы «Развитие культуры» по направлению 3 «Сохранение находящихся в собственности или пользовании религиозных организаций объектов культурного наследия народов Российской Федерации, и выявленных объектов культурного наследия Русской Православной Церкви, находящихся в федеральной собственности и в собственности религиозных организаций» не производился в связи с изменением порядка формирования бюджета Министерства культуры РФ. Финансирование программы распределено на 2021-2023 гг. в полном объеме. Вопрос о дальнейшем включении религиозных памятников в государственную программу «Развитие культуры» может быть рассмотрен не ранее 2023 года в рамках проведения Финансово-хозяйственным управлением отбора заявок на 2024 год. С.А. Анохина перечислила объекты ставропигиальных монастырей, по которым заключены долгосрочные контракты до 2024 года: Донской ставропигиальный мужской монастырь г. Москвы; Крутицкое Патриаршее подворье в Москве; московское подворье  Спасо-Преображенского Валаамского ставропигиального мужского монастыря (проектные работы); подворье Новоспасского ставропигиального мужского монастыря г. Москвы Усадьба Милюково — главный дом; подворья Свято-Троицкой Сергиевой лавры — Спасо-Вифанский монастырь и Гефсиманско-Черниговский скит; Иосифо-Волоцкий ставропигиальный мужской монастырь ; Высоко-Петровский ставропигиальный мужской монастырь г. Москвы. Направление бюджетного финансирования 1 «Объекты культурного наследия гражданской, промышленной и культовой архитектуры» формируется по обращениям самих монастырей напрямую в Минкультуры РФ. По этому направлению проходят:  Троице-Одигитриевский ставропигиальный женский монастырь Зосимова пустынь (48 млн рублей на проектные работы); Николо-Берлюковская пустынь; Свято-Троицкая Александро-Невская лавра г. Санкт-Петербурга; Воскресенский Новодевичий монастырь г. Санкт-Петербурга.  Новодевичий ставропигиальный женский монастырь г. Москвы проходит по отдельной программе, так же, как и Спасо-Преображенский Соловецкий ставропигиальный мужской монастырь . Сумма контрактов по этим двум направлениям бюджетного федерального финансирования на 2023-2024 годы: 447 355 408, 88 руб.

http://patriarchia.ru/db/text/5990847.ht...

Послужный список его при сем представляя, благопочтительнейше испрашиваю от Св. Синода в разрешение указа. 27 апреля 1863. 4 В Московском второклассном Богоявленском монастыре место настоятеля вакантно. Достойными кандидатами представляются: 1 . Третьеклассного Знаменского монастыря архимандрит, Московской семинарии ректор Игнатий. 2 . Третьеклассного Данилова монастыря архимандрит Иаков 9 . Если благоугодно будет Св. Синоду назначить в Богоявленский монастырь первого кандидата, то долгом поставляю ходатайствовать, чтобы второму, в уважение Долговременной и достойной службы, дать лично степень второклассного архимандрита непосредственно после Богоявленского. За сим в настоятеля третьеклассного Знаменского монастыря достойными кандидатами представляются: 1 . Ректор Вифанской семинарии архимандрит Никодим. 2 . Инспектор Московской семинарии архимандрит Сергий. При сем требует внимания особое обстоятельство. Инспектор семинарии имеет весьма слабое здоровье. Для поправления его дано было ему некоторое время освобождения от уроков и для того же употреблено путешествие в вакациальное время; но и после сего здоровье его оказывается неудовлетворительным для усиленных учебных занятий, и потому он просит увольнения от училищной службы. Посему, дабы доставить ему приличное и не превышающее силы его положение, обязываюсь предстательствовать, чтобы он, архимандрит Сергий, назначен был настоятелем Знаменского монастыря, с сохранением старшинства пред ним архимандрита ректора Никодима. Послужные списки наименованных кандидатов при сем представляются. 21 сентября 1863. VIII. Донесение Св. Синоду Макария, митрополита московского. Настоятель московского Спасо-Андрониева второклассного монастыря архимандрит Сергий, указом Св. Синода от 7 минувшего мая за 1471, назначен епископом Ковенским, викарием Литовской епархии, и потому настоятельское место в Спасо-Андрониеве монастыре праздно; а настоятель московского Высокопетровского второклассного монастыря архимандрит Григорий просит перевести его в означенный Спасо-Андрониев монастырь.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voino...

Из алтаря Лазаревской церкви дверь ведет в небольшую храмину, в которой помещается ризница монастырская. В ней, не смотря на недавнее устроение монастыря, хранится довольное количество вещей драгоценных. Здесь показывают воздухи из золотого алтабаса, все усеянные жемчугом – вклад царский. Из крестов достойны внимания: крест сребро-позлащенный с жемчугом – вклад Митрополита Платона; хрустальный, резной с бурмицкими зернами; малый наперстный крест, резной из дерева: его надевал сам Митрополит Платон в простые дни во время священнослужения в Вифании; крест серебряный с верхнею дскою золотою, осыпанный драгоценными камнями, с надписью: Вифания 1797 г. Из Евангелий замечательны: – одно Московской печати 1681 года, обложено серебром; – другое – выходу 1748 г., украшенное рельефным, вылитым из сребра, изображением воскресения Праведного Лазаря – вклад купеческой жены Соколовой. Из сосудов достойны примечания: хрустальные сосуды, фарфоровый потир, сосуды серебряные, позлащенные, с надписью на поддоне потира: сей потир с дискосом и двумя блюдцами, лжицею, копием и кадилом устроены в Вифанию преосвященным Платоном, Архиепископом Московским 1786 года; другие подобные сосуды, его же вклад, с надписью 1788 г. июня 23 дня; из новых: тяжеловесные серебряные сосуды – вклад покойного Филарета, Митрополита Московского; серебряные же сосуды, пожертвованные Г. А. Красногоровым, который ущедрил обитель Вифанскую и многими другими драгоценными вкладами. Из многих священных принадлежностей служения архиерейского показывают полное архиерейское облачение из белого флера, украшенное золотыми и серебряными блестками – вклад Императрицы Марии Феодоровны; шапку архиерейскую, обложенную синею финифтью, на ней надпись: „1799 г. устроися сия шапка в Спасо-Вифанский училищный монастырь тщанием Высокопреосвященнейшаго Платона Митрополита Московскаго”. Кроме сего достопримечательны: большое блюдо, серебряное чеканной работы с позолотою; на нем надпись: сие блюдо поднесено от Московскаго купечества Благоверному Государю Цесаревичу и Великому Князю Павлу Петровичу и Благоверной Государыне, Великой Княгине Наталии Александровне на брак Их Императорских Высочеств в 1773 г. От Их Императорских Высочеств пожаловано Святейшаго Правительствующаго Синода Члену, Преосвященнейшему Господину Архиепископу Московскому и Калужскому и Свято-Троицкия Сергеевы Лавры Священно Архимандриту Платону в том же 1773 году. Весу в нем 4 фунта 93 золотника. Показывают в ризнице и другое еще более тяжеловесное серебряное блюдо, принадлежавшее Платону.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

СПб., 1844. Т. 16. Кн. 32. Раздел «Словесность». С. 59–95. В миру Гурий Иванов (1797–1866), из вольноотпущенных крестьян графа Шереметева. В Саровскую обитель пришел в 1827 году, вначале проходил послушание келаря, затем гостинника монастыря. Гостинник Гурий, знавший преподобного Серафима в течение пяти лет, неоднократно упоминается в «Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря», составленной священномучеником Серафимом (Чичаговым), и в «Докладной записке» Н. А. Мотовилова, последний даже называет его своим другом (Бекасова Н. И. Указ. соч. С. 153). Святитель Филарет. Указ. соч. Т. I. С. 337. См.: Мельник В. И. Николай Мотовилов. Под кровом преподобного Серафима. М.: МБЦ прп. Серафима Саровского, 2012. С. 75, 94, 95 и пр. Там же. С. 94. Бекасова Н. И. Указ. соч. С. 158. Степашкин В. А., Мавлиханова Е. А. Культурное наследие: наш древний молодой Саров. Саров, 2004. С. 87. См.: Мельник В. И. Николай Мотовилов. Под кровом преподобного Серафима. М.: МБЦ прп. Серафима Саровского, 2012. С. 91. Сказание о жизни и подвигах старца Саровской пустыни иеромонаха Серафима с приложением его наставлений. Второе издание, исправленное и дополненное, — иеромонаха Авеля. М.: Семена, 1862.   Источник : Мельник В. И. Спасо-Вифанский монастырь и первые жития преподобного Серафима Саровского//Труды Перервинской духовной семинарии. 2020. 19. С. 59-67 Комментарии ( 0): Написать комментарий: Правила о комментариях Все комментарии премодерируются. Не допускаются комментарии бессодержательные, оскорбительного тона, не имеющие своей целью плодотворное развитие дискуссии. Обьём комментария не должен превышать 2000 знаков. Републикация материалов в комментариях не допускается. Просим читателей обратить внимание на то, что редакция, будучи ограничена по составу, не имеет возможности сканировать и рассылать статьи, библиограммы которых размещены в росписи статей. Более того, большинство этих статей защищены авторским правом. На просьбу выслать ту или иную статью редакция отвечать не будет. Вместе с тем мы готовы рассмотреть вопрос о взаимном сотрудничестве, если таковые предложения поступят. Прим.: Адрес электронной почты опубликован не будет и будет виден лишь модераторам. Зарегистрированным пользователям Отправить Другие публикации на портале: © 2007-2024 Портал Богослов.Ru. Издатель: БОГОСЛОВ.RU Адрес издателя: 141300 Московская область, город Сергиев Посад, территория Троице-Сергиевой Лавры. Все права защищены. Свидетельство о регистрации СМИ Эл ФС77-46659 от 22.09.2011 При копировании материалов с сайта ссылка обязательна в формате: Источник: Портал Богослов.Ru . Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций. Редакция открыта к сотрудничеству и готова обсудить предложения.

http://bogoslov.ru/article/6192688

13) Быть чтению из книг, какие настоятель назначит, в воскресные и праздничные дни; а во дни великаго поста –каждый день. 14) Обеду быть каждую неделю в воскресенье, субботу, понедельник, вторник и четверток поранее; а именно не далее 10 часов, а в среду и пятницу – в 11 часов; тоже и во все три поста, во все пять дней, кроме субботы и воскресенья – в 11 часов. 15) А в великий пост во все дни, кроме субботы и воскресенья, обеда никогда не поставлять после часов; но после повечерия, часу в шестом по полудни. 16) Трапезу и начинать и оканчивать молитвою по уставу. 17) Никому из братии ничего для себя особо из пищи в кельи не готовить, и ничего не покупать, дабы все были равны. А ежели б кто что и купил или кому что из пищи было бы принесено, то все вносить в трапезу, – на общее братии употребление, а не особо для себя, храня союз братолюбия. 18) Всякую пищу принимать без роптания, с благодарностию, хваля Бога, дающего пищу алчущим. 7. Торжество при открытии семинарии. В библиотеке Вифанской семинарии находится экземпляр этой книжицы, которая носит заглавие: „обряд, с каковым открыта устроенная Его Императорским Величеством Вифанская Семинария при Спасо-Вифанском училищном монастыре”. Представляем выписки из этого обряда. „Сего 1800 года Августа 6 дня, яко в храмовый Спасо-Вифанскаго монастыря праздник, по совершении Божественныя Литургии Преосвященным Митрополитом Московским Платоном, и по сказании проповеди Спасо-Вифанския Семинарии Префектом и соборным Иеромонахом Гедеоном, началось шествие в Семинарию следующим порядком: 1) В предшествии хоругвей шли по два в ряд Вифанские семинаристы 100 человек в новом одинаковом платье и пели стих: Днесь благодать Святаго Духа и пр., а заключали учители Вифанские. 2) За ними последовали иеродиаконы, иеромонахи, певчие, кои пели стих: Глас Господень на водах вопиет глаголя: приидите, приимите вси духа премудрости, духа разума, духа страха Божия, явльшагося Христа. 3) После сего шествовали Архимандриты, а в заключении Преосвященный Митрополит Московский Платон; и, обошед все семинарию, вступили во двор семинарский.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

Клирикам Воскресенской церкви выдали копию с плана церковной земли села Знаменского, Рыгина помещицы Александры Афанасьевны Давыдовой, выполненного в 1845 г. Всего земли числилось 35 десятин 238 кв. сажен, из которой под Знаменской церковью, кладбищем и усадьбами причта состояло 1 десятина 388 кв. сажен. В 1863 г. митрополит Филарет назначил настоятелем Воскресенской церкви в селе Мерзлове вместо умершего священника Петра Ивановича Соколова выпускника Спасо-Вифанской семинарии Дмитрия Ивановича Сокольского. С 1862 г. в составе причта служил пономарем Александр Егорович Преображенский. Из старого состава клириков продолжал служить дьячок Матвей Владимирович Соколов (с 1842 г.). У последнего было несколько выговоров за нетрезвое поведение и неуважительное обращение с настоятелем храма Петром Соколовым. Митрополит Филарет распорядился в 1854 г. «за пьянство, ругательство и буйство, неуважение к священнику, произведение с ним ссоры и драки послать в Иосифов монастырь в черную работу на один месяц, с взятием подписки, чтоб вел себя трезво, под опасением исключения из духовного звания». По клировой ведомости церкви Обновления храма Воскресения Христова в селе Мерзлое 1869 г. каменная трехпрестольная церковь (холодная) с колокольней находилась в хорошем состоянии («крепка»). Приписная каменная с колокольней однопрестольная Знаменская церковь в селе Рыгине (постройки 1760-х г.г.) так же не требовала починки. Под церковью, кладбищем и усадьбами причта состояло 2 десятины земли. Пашенную и сенокосную землю причт обрабатывал сам и не получал от помещика Глазенап денежного оклада. Содержание от приходских доходов с двух церквей в клировой ведомости показано как «скудное». На церковной «поповке» стояли собственные деревянные дома причетников. В клире состояли священник Дмитрий Сокольский, дьячок Матвей Соколов , пономарь Петр Гусев (с 1868 г.). Кроме действующих причетников в приходе жили «сиротствующие» заштатный пономарь Александр Преображенский, вдова умершего священника Пелагея Ивановна Соколова с сыном Николаем (студент Спасо-Вифанской семинарии), дочь умершего дьячка Василия Евдокимова Бажанова (служил с 1809 г.) Евдокия Васильева.

http://sobory.ru/article/?object=20969

ПОСТАНОВИЛИ: ЖУРНАЛ 128 ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ об утверждении молитвенного последования, включающего покаянный канон в редакции, дополненной упоминанием о грехе убийства чад во утробе (аборте). ПОСТАНОВИЛИ: Утвердить молитвенное последование, включающее покаянный канон в редакции, дополненной упоминанием о грехе убийства чад во утробе (аборте) и направить текст последования в Издательство Московской Патриархии для включения в молитвословы. ЖУРНАЛ 129 ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ о назначении заместителя председателя Учебного комитета Русской Православной Церкви. ПОСТАНОВИЛИ: Заместителем председателя Учебного комитета Русской Православной Церкви назначить протоиерея Михаила Вахрушева, клирика Московской епархии. ЖУРНАЛ 130 СЛУШАЛИ: Прошения Преосвященного архиепископа Сыктывкарского и Коми-Зырянского Питирима, Преосвященного епископа Тихвинского и Лодейнопольского Мстислава и Преосвященного епископа Троицкого и Южноуральского Григория об утверждении в должности священноархимандритов особо значимых обителей Сыктывкарской, Тихвинской и Троицкой епархий. ПОСТАНОВИЛИ: ЖУРНАЛ 131 СЛУШАЛИ: Рапорт Преосвященного архиепископа Сергиево-Посадского Феогноста, председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству, наместника Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, о назначении игумена Спасо-Вифанского монастыря, приписного к Свято-Троицкой Сергиевой Лавре. ПОСТАНОВИЛИ: Назначить игуменом Спасо-Вифанского монастыря, приписного к Свято-Троицкой Сергиевой Лавре, иеромонаха Аверкия (Лопатюка). ЖУРНАЛ 132 СЛУШАЛИ: Рапорт Преосвященного архиепископа Сергиево-Посадского Феогноста, председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству, относительно поступивших прошений епархиальных Преосвященных об открытии монастырей, назначении на должность игуменов и игумений монастырей и освобождении от должности игуменов и игумений монастырей. ПОСТАНОВИЛИ: 6.1. Открыть Покровский мужской монастырь села Чубовка Кинельского района Самарской области и назначить на должность игумена этого монастыря игумена Петра (Луканова).

http://pravmir.ru/zhurnalyi-zasedaniya-s...

15)       Схимонах Филипп, основатель пещерной обители и киновии Боголюбивой Богоматери при Гефсиманском ските, близ Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. С.А. К-ва. «Душеполезное Чтение» за 1881 г., октябрь, стр. 209–241. 16)       Из воспоминаний о пребывании приснопамятного митрополита Филарета в Гефсиманском скиту. Д. Дмитриев. «Душеполезное Чтение» за 1882 г., июль, стр. 428–434. 17)       Воспоминания русского паломника. Село Подсосенье (откуда деревянная церковъ в Гефсиманском скиту). Графа М.В. Толстого. Душеполезное Чтение, октябрь, стр. 252–257. 2.       Пустынь св. Параклита. 1) Общежительная пустынь св. Параклита. M., в тип. Гофмаяа, 1880 г., 8°, 32 стр. 3.       Махрищский монастыръ. 1)      Историч. описание Махрищского монастыря, с литографир. видом монастыря. M., в Университ. типографии, 1852 г., 8°, 33 стр. (Прежде было издаваемо вместе с описанием Троице-Сергиевой Лавры. См. выше). 2)      Махрищский монастырь. Архиеп. Леонид. Чтения в Императ. Московском Обществе Истории и Древностей Российских за 1878 год, кн. III, стр. 1–38. (Житие Стефана Махрищского см. у Муравьева в Житиях Святых за июль. СПб. 1858 г, стр. 118–134). 4. Спасо-Вифанский монастыръ. 1)       Песнь в похвалу Вифании, по случаю ее преобразования во второклассный монастырь и устроения при ней Семинарии, которую воспел Троицкой Сергиевой Лавры пономарь монах Никодим Москва, 1797 г., 4°. 2)       Вифания (монастырь в 3 ½ верстах от Троице-Сергиевой Лавры). Н.С. Лучи, т. XIX 1 и 12), отд. II, стр. 31–43, 371–396. (Воспоминания о жизни митроп. Платона). 3)       Поездка в Вифанию. А. «Христианское Чтение», 1862 г., т. II, 11), отд. 3-й, стр. 660–701. 4)       Спасо-Вифанский монастырь. С. Смирнов . M., в тип Готье, 1869 г., 8°, 121 стр. и оглавление. 5)       Описание монастыря Спасо-Вифанского и воспоминание о московском митрополите Платоне. Н.Д. Горчаков. М., в тип. С. Селивановского, 1843 г., 8°, 37 стр. 6)       Вифанскии келлии митроп. Платона и их убранство. Архим. Леонид. Чтения в Импер. Обществе Истории и Древностей Росс. 1879 г., кн. IV, стр 1–16 и отдельно М 1882 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

Главный храм Вифанского монастыря двухэтажный; в нём устроена искусственная гора, изображающая гору Фаворскую, на вершине которой находится престол во имя Преображения Господня, а под горою – пещера, в глубине которой престол в честь Лазарева Воскресения. В основании горы, в особом притворе, хранится деревянный гроб преподобного Сергия, в котором погребено было святое тело его, здесь же и могила основателя обители митрополита Платона. Кроме церкви Преображения Господня, в этом монастыре в недавнее время устроена другая церковь в честь Сошествия Святого Духа, вместо прежней деревянной, бывшей домовой церковью митрополита Платона, здесь находится и дом его. Подле Спасо-Вифанского монастыря помещается духовная семинария, основанная тем же митрополитом и открытая 6 августа 1800 года 131 Монастырь преподобного Саввы Сторожевского 132 (В пятидесяти верстах от Москвы, в двух верстах от уездного города Звенигорода) Монастырь Саввы Сторожевского, основан был в конце XIV века преподобным Саввой, учеником Сергия Радонежского. Преподобный Савва Сторожевский чудотворец, с ранних лет возлюбил иноческое житие, пришёл в обитель преподобного Сергия Радонежского, и под его руководством положил начало иноческому житию. Подражая духовному своему учителю, он соблюдал строгий пост и воздержание, ум свой всегда имел в молитве к Богу, никогда ни с кем не говорил без нужды, постоянно пребывал в молчании и богомыслии. Прежде всех приходил в церковь и после всех выходил; во время Богослужения стоял со страхом Божиим и умилением. Украшаясь высокими христианскими добродетелями, преподобный Савва так возвысился в духовной жизни, что все с удивлением смотрели на него и прославляли Бога удостоившего их обитель таким великим подвижником и молитвенником. В 1380 году вторглись в Россию татары под предводительством Мамая. Произошло кровопролитное сражение русского воинства с неприятелями. Когда Бог даровал победу над врагами, тогда великий князь Дмитрий Иоаннович Донской с великой радостью пришёл в обитель преподобного Сергия принять от него благословение и вместе с ним вознести благодарение Господу Богу за победу, и дал обет устроить монастырь во имя Пресвятой Богородицы, исполнить который поручил преподобному Сергию.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Levickij...

издавался М. Н. Катковым — 262 «Старая и новая Россия» — см. «Древняя и новая Россия» «Странник» (1860–1917) — петербургский учено–литературный журнал — 92 «Христианское чтение» (1821–1917) — петербургский журнал — 69, 75, 150 «Церковно–общественный вестник» (1874–1886) — петербургский журнал, издавался при Санкт–Петербургской Духовной академии — 168, 173 «Церковный вестник» (1875–1916) — еженедельный петербургский журнал; орган Святейшего Синода, издавался при Санкт–Петербургской Духовной академии — 55, 69, 173, 259 Измайловский полк — 54 Кавалергардский полк на Захарьевской улице — 83, 106, 120, 122 Семеновский полк — 59 ЛАВРЫ Киево–Печерская лавра — первоначально Печерский монастырь, основан в XI веке святыми Антонием и Феодосием; лавра с 1786 г. — 20, 24, 42 Лавра, Александро–Невская лавра — см. Свято–Троицкая Александро–Невская лавра Почаевская лавра — Почаевско–Успенская мужская лавра в Волынской губернии; основана в 1597 г. как монастырь в местечке Почаеве, близ города Кременец; лавра с 1833 г. — 42 Свято–Троицкая Александро–Невская лавра — первоначально Александро–Невский монастырь, основан Петром I в 1710 г.; лавра с 1742 г.; современный адрес: площадь Александра Невского, 1, набережная реки Монастырки — 3, 13, 16–18, 20, 24–26, 43, 46, 47, 52, 72, 74, 78, 85, 89, 96, 107, 111, 114, 118, 121, 123, 128, 132, 133, 135, 137, 143, 147, 150, 152, 156, 163, 165, 213, 225, 244, 245 Троице–Сергиева лавра — первоначально Троице–Сергиевый монастырь (вблизи Москвы), основан Сергием Радонежским около 1335 г.; лавра с 1744 г. — 13, 20, 24, 26, 123, 213, 215, 216, 217, 245 Троицко–Сергиевская, Сергиева лавра — см. Троице–Сергиева лавра МОНАСТЫРИ Андроньевский монастырьСпасо–Андроников мужской монастырь в Москве; основан в 1360 г. святителем Алексием, митрополитом Московским; современный адрес: Прямикова площадь, 10; закрыт в середине 1920–х гг. — 156, 219 Богоявленский мужской монастырь в Москве — основан в 1296 г. московским князем Даниилом Александровичем; современный адрес: Куйбышевский проезд, 2/6; закрыт в 1929 г. — 27, 174, 206 ВифанияСпасо–Вифанский мужской монастырь вблизи Троице–Сергиевой лавры, основан в 1783 г.

http://predanie.ru/book/214600-dnevniki-...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010