Все храмы Воскрешения Лазаря (21 всего, 21 на карте) Алтайский край Рубцовский район и г. Рубцовск. Рубцовск. Воскрешения Лазаря, часовня Беларусь, Минская область Минский район. Северное кладбище. Воскрешения Лазаря, церковь Брянская область Жирятинский район. Творишичи. Спаса Преображения, церковь (с приделом Воскрешения Лазаря) Грузия Шида-Картли. Козифа (Козипа). Козифский Введенский мужской монастырь. Церковь Воскрешения Лазаря Ленинградская область Всеволожский район. Всеволожск. Воскрешения Лазаря, церковь Московская область Клинский городской округ. Лазаревский погост. Воскрешения Лазаря, церковь Сергиево-Посадский городской округ. Сергиев Посад. Спасо-Вифанский монастырь. Церковь Спаса Преображения (утраченная) (с приделом Воскрешения Лазаря) Чеховский городской округ. Васькино. Рождества Пресвятой Богородицы, церковь (с приделом Воскрешения Лазаря) Республика Карелия Медвежьегорский район. Кижи, остров. Музей-заповедник " Кижи " . Церковь Воскрешения Лазаря из Муромского монастыря Пудожский район. Муромский. Муромский Успенский мужской монастырь. Церковь Воскрешения Лазаря Республика Коми Прилузский район. Объячево. Воскрешения Лазаря, часовня Республика Хакасия Абакан, город. Абакан. Воскрешения Лазаря на кладбище часовня Румыния Яссы. Яссы. Воскрешения Лазаря и Екатерины великомученицы, церковь Самарская область Красноярский район. Новый Буян. Воскрешения Лазаря, часовня Смоленская область Смоленский район. Корохоткино. Воскрешения Лазаря, церковь Тверская область Калининский район. Дмитрово-Черкассы. Воскрешения Лазаря, церковь Тульская область Тула, город. Тула. Всех Святых, кафедральный собор (с приделом Воскрешения Лазаря) Ярославская область Ростовский район. Ростов. Воскрешения Лазаря, церковь г. Москва Центральный административный округ (ЦАО). Якиманка. Воскрешения Лазаря при Щербатовской больнице, домовая церковь Центральный административный округ (ЦАО). Мещанский. Духа Святого Сошествия на бывшем Лазаревском кладбище, церковь (с приделом Воскрешения Лазаря) Центральный административный округ (ЦАО). Тверской. Кремль. Церковь Лазаря Четверодневного --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года.

http://sobory.ru/mapsearch/?altar=74

Самуил, епископ Костромской и Галичский (Запольский-Платонов Степан Васильевич) Родился в 1772 году в селе Заполье Владимирской губернии в семье священника. 23 февраля 1800 года, по окончании курса Троице-Сергиевой духовной семинарии, назначен учителем семинарии. 16 декабря 1803 года пострижен в монашество. 1 апреля 1807 года назначен префектом Троице-Сергиевой духовной семинарии и учителем философии. С 10 августа 1809 года – ректор духовной семинарии и учитель богословия. С 20 февраля 1810 года – наместник Троице-Сергиевой лавры и архимандрит Спасо-Вифанского монастыря. 11 сентября 1814 года переведен ректором Тверской духовной семинарии. С 15 сентября того же года – архимандрит Калязинского Макариева-Троицкого монастыря и присутствующий духовной консистории. 19 августа 1817 года хиротонисан во епископа Костромского и Галичского. В 1825 году управлял делами Нижегородской епархии. 6 апреля 1830 года, по болезни, уволен на покой в Николо-Бабаевский монастырь. Скончался 16 апреля 1831 года в Николо-Бабаевском монастыре. Литература: Списки архиереев иерархии Всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1895 гг.). – СПб., 1896, 225. Толстой Ю. В. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1871 гг.). – М., 1872, 225. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковно-служителей. – Киев, 1913. – С. 1403. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 451, 850. Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. – М„ 1888. – С. 64. Юбилейный сборник исторических материалов у Троицы в Академии 1814–1914 г. – М., 1914. – С. 207. Письма Московского митрополита Филарета к родным (1800–1866 гг.). – М., 1882. – С. 413–415, 416–418. Собрание мнений и отзывов Филарета, митрополита Московского и Коломенского, по учебным и церковно-государственным вопросам: в 5 т./Изд. под ред. преосвященного Саввы, архиепископа Тверского и Кашинского. – СПб., 1885–1888. – Т. 1. – С. 211, 291 и пр. 1; 391 и пр. 2. Письма митрополита Филарета Московского к высочайшим особам и разным другим лицам, собранные и изданные Саввою, архиепископом Тверским и Кашинским. – Тверь. 1888. ч. 1. – С. 35, прим. 1. Исторический вестник. – СПб., 1883, февраль. – С. 283. Русский архив. – М., 1899. кн. 2, 6. – С. 211. Русский биографический словарь: в 25 т. – СПб.; М., 1896–1913. – Т. 18. – С. 180. Читать далее Источник: Русские православные иерархи : 992-1892 : [Каталог] : в 3 томах./Митр. Мануил (Лемешевский). - М. : Изд. Сретенского монастыря, 2002-2004./Т. II. Иоан - Симеон II. 2003. – 606 с. ISBN 5-7533-0280-7 Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

После посещения этой обители, последовал Указ Павла I, в котором говорилось, что Спасо-Вифанской пустыни был дарован статус мужского монастыря 2-го класса со штатом в 16 монашествующих. Тогда же был устроен порядок, согласно которому настоятелем Вифанского монастыря считался наместник Лавры, а непосредственное управление монастырём осуществлял Вифанский казначей. Указ предписывал учредить при монастыре Духовную Семинарию, которая и была открыта в специально построенном для неё здании 6 августа 1800 года, в день Преображения Господня, в храмовый праздник Спасо-Вифанского монастыря. Глубокой осенью 1812 года, вскоре после бегства французов из Москвы, митрополит Платон скончался в своей Вифании. В ноябре 1812 года тело архипастыря было погребено в нижнем храме Спасо-Преображенского собора. Могила митрополита платона и его покои, превращённые в мемориальный музей, стали центром притяжения для немалого числа богомольцев. В 1925 году Спасо-Вифанский монастырь, имевший с осени 1918 года статус трудовой сельскохозяйственной артели, был закрыт. В его зданиях разместился детский дом-интернат имени В.И. Ленина, а в мемориальных покоях митрополита Платона - филиал Сергиевского государственного историко-художественного музея. Часть жилых помещений и оба храма оставались за бывшими монахами вплоть до 1928-1929 гг. В 1930-1931 гг. все здания Вифании были отданы под птицекомбинат, благодаря которому Вифания стала называться Птицеградом. По мере развития птицекомбината (ВНИИТИ птицеводства) и посёлка Птицеград при нём, часть зданий бывшей обители разобрали из-за ветхости или ради крепкого старинного кирпича: так в 1950-х гг., например, исчезли покои митрополита Платона и ограда со Святыми вратами и колокольней. На месте уничтоженного Преображенского собора появилась клумба с бюстом Ленина. Исчезли всякие следы братского кладбища. Лишился своих глав и собор Святого Духа. В непосредственной близости от территории бывшего монастыря выросли жилые пятиэтажки. О процветавшей некогда Подмосковной Вифании напоминали лишь немногие сохранившиеся строения бывшего монастыря да обгорелый остов " нового " семинарского корпуса.

http://sobory.ru/article/?object=06553

К началу XX в. Спасо-Вифанский монастырь и семинария расширились и приняли вид небольшого городка, раскинувшегося на высоком берегу обширного богатого рыбой Вифанского пруда (так со временем стали называть Вяльковские-Ершевские пруды). Монастырь окружала кирпичная стена с башнями, частично перестроенная по образцу ограды Гефсиманского скита . Над зданиями возвышалась двухъярусная колокольня, заново построенная в 1870-х годах. За колокольней, в глубине монастыря, виднелись шпиль Спасо-Преображенского собора и пять луковичных глав церкви в честь Сошествия Святого Духа. Эта церковь была построена в 1860-х годах, когда Лавру и Вифанию возглавлял митрополит Московский Филарет Дроздов – воспитанник Платона. Перед монастырем стояли большие красивые учебные и жилые корпуса Духовной семинарии. Переживая времена расцвета и упадка, Спасо-Вифанская семинария на протяжении более 100 лет хранила дух митрополита Платона. Ее отличали близость к Московской Духовной академии и, с другой стороны, уединенность и, по временам, суровый быт. В питомцах воспитывалась любовь к церковному служению, и выпускники семинарии, в большинстве своем движимые взращенной в них привязанностью к своему духовному званию, охотно пополняли собой ряды сельских пастырей, ревностно неся служение на ниве Христовой. В 1912 г. Спасо-Вифанский монастырь и семинария торжественно почтили столетие со дня кончины своего устроителя – святителя Платона. К празднику гробница святителя и гора Фавор в Преображенском соборе были украшены зеленью. На гробницу возложили новый белый серебряный покров – жертва благотворителей. В самый день праздника литургию в Преображенском храме совершил преосвященный ректор Московской Академии епископ Феодор, в сослужении наместника Лавры архимандрита Товии, ректора Вифанской семинарии архимандрита Германа, Вифанского казначея иеромонаха Серафима и братии монастыря. Пели хоры лаврских и вифанских певчих. По окончании литургии ректор Академии произнес речь, в которой показал величие нравственного характера святителя Платона, «умевшего быть великим и в своей простоте», и призвал к молитвенному воспоминанию того, кто сам молился за всех и оставил завет живым молиться о нем и о себе самих.

http://azbyka.ru/palomnik/Спасо-Вифански...

Размеренную жизнь монастыря и семинарии при нем прервали трагические для нашей государственности и Церкви события начала XX в. Революционный переворот открыл печальную и, казалось, последнюю страницу истории Платоновской Вифании. Уже в первой половине 1918 г. жертвой большевистских властей стала Вифанская Духовная семинария; ее закрыли на основании закона «О передаче дела воспитания и образования из духовного ведомства в ведение комиссариата по народному просвещению» (декабрь 1917 г.) и декрета «Об отделении Церкви от государства и школы от Церкви» (январь 1918 г.) Летом 1918 г. Спасо-­Вифанский монастырь был преобразован в сельхозартель; в ее состав кроме самого монастыря, вошли служащие и преподаватели закрытой семинарии, несколько крестьянских хозяйств. Председателем артели был избран Вифанский казначей игумен Илиодор. Новый статус оказался слабой защитой Вифании: в октябре того же года местный совнархоз реквизировал весь крупный рогатый скот артели. Попытка обжаловать действия властей закончилась арестом игумена Илиодора. Выйдя из заключения, о. Илиодор с расстроенным после нервного потрясения здоровьем вынужден был отказаться от казначейской должности. Положение еще более ухудшилось в 1919 г., когда в Вифанию из города Сергиев была перемещена колония-школа имени В.И. Ленина. Колония, позднее Детский дом, разместилась в зданиях семинарии и, отчасти, в монастыре. Открытая спешным образом, колония управлялась неумело, предоставленные самим себе воспитанники хулиганили, били стекла в монастырских зданиях, большую часть которых осенью того же года реквизировали. В марте 1920 г. Патриарх Тихон по ходатайству Духовного собора уже закрытой Лавры утвердил в должности нового Вифанского казначея иеромонаха Порфирия, как оказавшегося «вполне достойным быть утвержденным в указанной должности» по способностям и усердию. Усердие нового казначея было бессильно перед антицерковной политикой большевистского государства. В августе 1925 г. здания, угодья и все имущество Вифании были реквизированы. Таким образом, Вифанская трудовая сельско-хозяйственная артель, а вместе с ней и монашеское общежитие прекратили существование. В 1929 г. последовало закрытие Спасо-Преображенского и Сошественского храмов, и окончательное изгнание из Вифании остававшейся там братии. По воспоминаниям протоиерея Сергия Боскина, последний казначей Вифании игумен Порфирий поселился где-то в районе станций Клязьма и Мамонтовская, там и скончался в 1930-х годах.

http://azbyka.ru/palomnik/Спасо-Вифански...

Серафима (особенно во время «дивеевской смуты»). Очевидно, владыка Филарет понимал, что в Св. Синоде могут возникнуть затруднения с житием прп. Серафима . В этом случае он решил частично соединить две книги иеромонаха Сергия: к жизнеописанию старца Марка прибавить духовные наставления о. Серафима. 11 августа 1838 г. он написал архимандриту Антонию: «Духовные наставления лучше цензоровать отдельно, чтобы, в случае затруднения для жития, не затруднить и им дорогу» . Через три месяца, 30 декабря 1838 г., духовные наставления прп. Серафима благополучно прошли через Московский Духовно-цензурный комитет. Их одобрил к печати цензор, ректор Вифанской духовной семинарии (1834–1842) архимандрит Агапит (Введенский), строгий исполнитель монашеского устава, неумолимо преследовавший небрежность в богослужении и выполнении долга. Иеромонах Сергий поместил наставления старца Серафима в конце «Краткого начертания жизни старца Саровской пустыни, схимонаха и пустынника Марка» (М., 1839), причем жизнеописание отца Марка занимало первые десять страниц книги, а на остальных 63 страницах были помещены 33 духовных наставления отца Серафима. Признание святости прп. Серафима постоянно встречало сильное сопротивление, начиная с жизни в монастыре и кончая вопросом о прославлении в 1903 г., когда лишь благодаря непосредственному участию государя Николая II вопрос о канонизации был решен положительно. Прп. Серафим был заранее извещен об этих препятствиях и сказал: «Того царя, который меня прославит, и я прославлю». Тем не менее с помощью митрополита Филарета первое жизнеописание прп. Серафима вышло в свет через два года после жизнеописания прп. Марка, в 1841 г. Цензором был все тот же ректор Вифанской духовной семинарии архимандрит Агапит, думается, имевший беседу с владыкой Филаретом. Помимо митрополита Филарета, книгу одобрили митрополит Киевский Филарет (Амфитеатров), епископ Тамбовский Арсений (Москвин) и архиепископ Подольский Кирилл (Богословский-Платонов). Но это еще не все, чем Вифанский монастырь оказался связанным с прп.

http://bogoslov.ru/article/6192688

Троицкая церковь, сооруженная на месте разобранного храма XVI века, была освящена митрополитом Платоном 23 августа 1808 года в день Отдания праздника Успения Пресвятой Богородицы В Троицком храме, прообразом которого послужил возведенный владыкой Платоном в 1763 году храм Преображения Спасо-Вифанского монастыря, было два престола: иконостасы стояли друг над другом. Внизу помещался престол в честь Иоанна Златоуста, а над ним - в честь Святой Троицы. В верхний храм вели широкие лестницы, а сам он представлял собой пристенные галереи на колоннах. Через сорок лет после завершения строительства предполагалось перестроить собор, однако святитель митрополит Московский Филарет (Дроздов) указал, что " ...все переиначивать нельзя, не оставить ли из уважения к трудам старца святителя Платона внутреннее расположение, как оно им устроено, престолы при устройстве полов не переиначивать " . К западному фасаду при этом ремонте была приложена двухэтажная пристройка со сводами, в которой размещались ризница и библиотека, а с севера часовня над могилой местночтимого епископа Варлаама. В 1887 - 1890 годах по проекту " неклассного художника архитектуры " А.П. Белоярцева к Троицкой церкви была пристроена трехъярусная колокольня, ставшая вертикальной доминантой всего монастырского ансамбля. Но всей этой, веками складывавшейся красоте оставалось быть совсем немного, незаметно подкрадывались суровые испытания. В 1922 году монастырь был закрыт, а его постройки были переданы различным организациям под хозяйственные нужды. В 1942 году были разобраны Стефановская и Троицкая церкви, щебень от которых был использован на сооружение аэродрома в д. Слободка Киржачского района. Монастырь все больше и больше терял свой вид, перестраивался, ветшал и разрушался. И уже не верилось, что когда-нибудь здесь вновь возродится иноческое служение. Но в 1993 году епископом Владимирским и Суздальским Евлогием на оскверненной территории монастыря был водружен памятный деревянный крест в честь 600-летия со дня преставления преподобного Сергия, не раз бывавшего в этой обители. Вслед за этим в разрушенном корпусе, примыкавшем к храму Апостолов Петра и Павла, поселились и первые насельницы со старшей сестрой монахиней Елисаветой, ставшей вскоре их настоятельницей. Махрищский монастырь, основанный вновь как скит Александровского Успенского женского монастыря, возглавляемого игуменией Иоанной, затем в 1995 году стал самостоятельным монастырем. Немало трудностей пришлось перенести, прежде чем наладилась жизнь и начались первые богослужения в храме Святых апостолов Петра и Павла. Божие благословение к этой обители проявилось в неоднократном мироточении иконы преподобного Серафима Саровского, освященной в начале ХХ века на мощах этого угодника.

http://sobory.ru/article/?object=00207

В 1818 же году, 18 августа, наместник Сергиевой Лавры определён был ректором и профессором богословских наук в Вифанскую семинарию, с оставлением при этом членом Конференции, Внешнего Академического Правления и цензурного комитета, и, сверх того, назначен в члены московской духовной консистории, с перемещением из Спасо-Вифанского в Новолутвин, что в Коломне, второклассный Монастырь. Недолго оставалось за архимандритом Никанором и это новое назначение: Промысл Божий как бы хотел в короткое время провести, путём опыта, по всем путям духовной службы того, кому судил впоследствии святительское служение в пяти епархиях и первенство в правительствующем Соборе российских иерархов. В 1819 году (апреля 17) он переведён был в московский Высокопетровский монастырь. Проповедник Академии и тут не оставил своего любимого дела: проповедью его оглашались своды храмов Высокопетровского монастыря, как свидетельствуют оставшиеся после покойного рукописи. Член Академической Конференции, обозревший прежде этого (в 1816 г.) московскую Духовную семинарию, не был чужд дел академического правления и в это время: в 1820 году он снова был командирован, по предписанию Комиссии духовных училищ для обозрения семинарий рязанской и тульской. Достойный служитель Церкви в должностях бакалавра Академии, наместника Лавры и Ректора семинарии, заслужил и здесь достойную награду – знаки ордена св. Анны 2-й ст., Всемилостивейше пожалованные ему в сентябре (8 ч.) 1820 года. Здесь оканчивается первый период жизни Преосвященного Никанора, предшествовавший святительскому тридцатилетнему служению его, период приготовительный, начальный, положивший начала тому, чему в последствии судил Господь развиться и раскрыться на более обширном, видном и полезном поприще. О четырех-пяти годах, прошедших от этого времени до назначения Архимандрита Высокопетровского монастыря в Викария С.-Петербургской митрополии, мы не имеем сведений. Переходим к 1826 году, началу святительского служения Преосвященного Никанора. В январе 1826 года Настоятель Высокопетровского монастыря Архимандрит Никанор, по докладу Святейшего Синода, Высочайше утвержден Епископом Ревельским, викарием С.-Петербургской митрополии, с поручением в управление его второклассной Сергиевской Пустыни 7 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Klemen...

Молитва, согретая теплотою чувства и растворенная слезами, была для Платона постоянным упражнением и услаждением для его духа. Когда жил в Вифаниии, он имел обыкновение вставать в полночь и совершать молитву полунощную: слепой Симон был его сомолитвенником. Кроме того каждое утро при восхождении солнца он клал три земные поклона, обратившись на восток, и благодарил Господа, что Он дарует ему новый день жизни. Красота и величие природы приводили восприимчивую душу Платона в восторженное состояние и он молитвенными слезами свидетельствовал о любви своей к Творцу Мира. Раз случилось, что после трапезования в летний день он пошел с преосвященным Серафимом, своим Викарием, прогуливаться в Вифанскую рощу, и вспомнив, что нет с ним платка, попросил преосвященного возвратиться в его келлию и принести платок. Преосвященный, исполнив поручение, пришел на то место, где оставил Платона, но его тут не было. После немалого времени он нашел его в глубине рощи, стоящего на коленях с воздетыми руками к небу. Платон так глубоко погружен был в молитву, что не замечал давнего возвращения Серафима, и сей еще полчаса ожидал окончания молитвы, наконец, подошед к Платону, увидел, что вся передняя сторона его рясы смочена слезами, и сказал: Владыко святый! за чем вы так изнуряете себя? „Ах, брат, отвечал Платон, восстав от молитвы, не изнуряю, но облегчаю себя”. Наступил роковой 1812 год. Платону было уже 75 лет. Украшенный сединами, изнеможенный старец со скорбию узнал в Вифании о вторжении врагов в Россию, и воскликнул: вот до каких времен я дожил!. Из Вифании он послал Русскому воинству благословение и древний образ Преподобного Сергия: мыслию и сердцем следил за судьбами отечества и писал Государю послания, исполненные теплого патриотического чувства. Когда Москва уже предаваема была огню, вера не оскудела в душе Иерарха, и он предрек, что Лавра не увидит в своих стенах врагов. Но его насильно увезли в Махрищский монастырь, откуда впрочем чрез 12 дней он возвратился в свою Вифанию. Получив известие о выходе неприятеля из Москвы, присланное с офицером Палицыным, Платон сказал:

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

Первое житие прп. Серафима могло бы выйти в свет еще в 1837 г., однако этого не случилось по следующим обстоятельствам. Девятый настоятель Саровской пустыни Нифонт (Черницын) не благоволил преподобному Серафиму. Дьякон Сергий Скузоваткин в свое время писал, что игумен Нифонт относился к святому не с самыми лучшими чувствами, так как не одобрял его пустынножительства, а позднее пытался препятствовать Серафимову попечению о «дивеевских сиротах»: «Игумен Нифонт отличался сильным характером и твердо управлял вверенным ему монастырем. Благодаря этому Саровская обитель пережила стремительный экономический рост, на небывалую высоту поднялся и уровень ее благосостояния. Годовой доход пустыни повысился с 32 тысяч рублей в 1810 году до 107 тысяч в 1820 году. При нем были построены кельи с северной стороны обители, гостиничный комплекс, церкви во имя Иоанна Предтечи и Всех святых. Но несмотря на блестящее ведение монастырского хозяйства и внешнее благоустройство Саровской обители, строитель Нифонт не смог увидеть в иеромонахе Серафиме святого старца, который, собственно, и прославил Саровскую пустынь, подняв ее на еще не бывалую духовную высоту. Именно строитель Нифонт прекратил пустынножительство, которым с конца XVII века подвизались Саровские иноки. Вследствие этого святой духовный источник, каким являлся монастырь при живших возле него его пустынниках, стал иссякать, а центр старчества переместился в Оптину пустынь» . В результате после кончины о. Серафима в январе 1833 г. монахи, близко общавшиеся с ним, через короткое время рассеялись по другим монастырям. Свою книгу о прп. Серафиме иеромонах Сергий писал уже как насельник Троице-Сергиевой Лавры. Когда в 1837 г. встал вопрос об издании жизнеописания старца Серафима, о. Нифонт не одобрил этого. Очевидно, он считал о. Серафима нарушителем святоотеческих установлений. Иеромонах Сергий передал жизнеописания прп. Марка и прп. Серафима настоятелю Лавры Антонию (Медведеву), благоговейно почитавшему память о. Серафима, а тот, в свою очередь, познакомил с материалами митрополита Филарета (Дроздова), которому не один раз пришлось вступаться за о.

http://bogoslov.ru/article/6192688

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010