Нельзя в этом случае не упомянуть еще одного выходца из Саровской обители, в это же время нашедшего приют в Троице-Сергиевой лавре и написавшего третье по времени житие прп. Серафима, — иеромонаха Авеля (Ванюкова). В 1848 г. он издал книгу «Краткая духовная лествица, возводящая христианина к любви Божией», в которой даны, помимо жизнеописания прп. Серафима, жития многих других замечательных старцев Саровской пустыни. О. Авель был родом из казанских мещан и поступил в Саровскую пустынь в 1830 г. В 1838 г. он, как и иеромонахи Сергий и Георгий, также был вынужден выйти из Сарова. Он был лишен рясофора «по доносу настоятеля оной пустыни игумена Нифонта за несоблюдение им, Ванюковым, общежительных правил. По резолюции Его Преосвященства, как неблагонадежный для монашеской жизни, уволен он из сей пустыни и из здешней епархии вовсе, для чего и возвращен ему увольнительный его вид». Иеромонах Авель относился к числу почитателей старца Серафима и был в немилости у игумена Нифонта. Ему вменялось в вину то, что он якобы «...содействовал к выходу из Сарова теперешнему казначею Вифанскому Сергию (Васильеву, автору первого жития преподобного Серафима. — Прим. авт. ) и прочей перешедшей оттуда братии в Лавру и Вифанию, отчего отец Игумен возымел на него негодование...» . Год от года молва о праведной жизни прп. Серафима росла. Многие люди чувствовали необычайную духовную мощь о. Серафима. Так, например, Николай Мотовилов однажды высказался по этому поводу: «Отец игумен, Нифонт, — великий раб Божий, но и тут в Саровскую пустынь я не для него приезжал и приезжаю, хотя и весьма много его уважаю за его святыню, но лишь для одного только батюшки отца Серафима, о коем я думаю, что и в древности мало было таких святых угодников Божиих, одаренных силою Илииною и Моисеевою» . Наблюдая рост славы прп. Серафима, Авель решил издать его жизнеописание отдельно. До сих пор неясно, когда он осуществил свой замысел. Известно лишь, что в 1862 г. его книга о старце Серафиме вышла вторым изданием . Возможно, Авель посчитал за первое издание расширенное жизнеописание прп.

http://bogoslov.ru/article/6192688

При самом входе во врата обители дух Платона веет на душу богомольца. Здесь останавливает внимание его подпись под Евангельскими событиями, совершившимися в древней Вифании, составленная самим Платоном: В Вифанию Христос пришел И водворился тут. О! Еслиб Он и здесь покой обрел! Напрасны б не были и кошт и труд 2 . Тут же у ворот каменная скамья, на которой часто сиживал Платон с богаделенными старцами. Прямопротив ворот среди монастыря стоит каменная, овальной формы церковь Преображения Господня. Внутреннее устройство ее чрезвычайно оригинально. На том месте, где мы привыкли видеть иконостас, сделана искусственная гора во образ горы Фаворской, и на вершине ее храм Преображения Господня. Гора покрыта мхом и цветами; уступы ее и выпуклости и все убранство заставляют видеть в ней чудное подражание природе. Из современных записей видно, что устроением горы занимался скульптор Конон Песков. Внизу под горою, как бы в дополнение к величественной картине природы хранятся: рог единорога весом 2 пуда 17 Фунтов, олений рог и огромные китовые позвонки. По обеим сторонам горы устроены две лестницы: с левой стороны извилистая, искусно высеченная в скале, приводит к северным, другая с правой стороны – к южным дверям алтаря. Кругом по стене на одной линии с нижней частью алтаря устроены хоры, которые прежде были поддерживаемы колоннами, подведенными под мрамор, но после, при переделке храма в 1833 году, колонны уничтожены, и хоры утверждены на железных кронштейнах. На верху горы красуется круглый, резной, блестящий золотом и симметрически украшенный цветными стеклами иконостас, увенчанный легким, внутри посребренным, а сверху позлащенным куполом. По мысли Платона он представлял главную сень, а с двух сторон алтаря на уступах горы были устроены другие две сени, украшенные цветными стеклами, и все это прекрасно выражало желание восхищенного Апостола устроить на Фаворе три сени. В иконостасе с правой стороны стоит образ Преображения Господня, облеченный блестящею сребро-позлащенною ризою с драгоценными камнями.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

Сахаров Илья, родился около 1856 г.; Переславское духовное училище, Вифанская духовная семинария (1872–1878 гг.). Отец : Иван Алексеев Сахаров († до 1874 г.), диакон; Владимирская губерния, Суздальский уезд, погост Быково, Знаменская церковь (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 2067, л. 8). Селунский Петр, родился около 1848 г.; Вифанская духовная семинария (1866–1873 гг.). Отец : Матвей Яковлев, священник; Московская губерния, Верейский уезд, село Белоусово, Михаило-Архангельская церковь (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 2030а, л. 21). Сербский Василий, родился около 1856 г.; Дмитровское духовное училище, Вифанская духовная семинария (1872–1878 гг.). Отец : Матфий Сербский, священник; Московская губерния, Дмитровский уезд, село Вороново, церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 2067, л. 6). Сербский Николай, родился около 1854 г.; Дмитровское духовное училище, Вифанская духовная семинария (1873–1880 гг.). Отец : Матфий Алексеевич Сербский, священник; Московская губерния, Дмитровский уезд, село Вороново, церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 2386, л. 5, 22; д. 2067, л. 2 об.). Сергиевский Василий, родился около 1856 г.; домашнее обучение, Вифанская духовная семинария (1870–1876 гг.). Отец : Филарет Александрович Сергиевский, протоиерей, ректор Вифанской духовной семинарии (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 2157, л. 1; д. 2067, л. 13). Синьковский Николай, родился около 1853 г.;Дмитровское духовное училище, Вифанская духовная семинария (1868–1874 гг.). Отец : Василий Николаев, священник; Московская губерния, Дмитровский уезд, Спасо-Влахернский женский монастырь (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 2067, л. 21). Сироткин Евгений, родился около 1852 г.; Вифанская духовная семинария (1866–1872 гг.). Отец : Михаил Афанасьев († до 1872 г.), священник; Московская губерния, Волоколамский уезд, село Елизарово, Троицкая церковь (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 2027, л. 9). Скворцев Иван, родился около 1849 г.; Вифанская духовная семинария (1866–1873 гг.). Отец : Александр Сергеев († до 1873 г.), диакон; Московская губерния, Верейский уезд, Верея, церковь во имя царя Константина и Елены (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 2030а, л. 14).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

ПОСТАНОВИЛИ: Назначить иеромонаха Паисия (Яцко) наместником Спасо-Преображенского мужского монастыря г. Арзамаса Нижегородской области. СЛУШАЛИ: 6. Прошение Преосвященного Архиепископа Пензенского и Новокузнецкого Филарета о благословении на открытие Нижне-Ломовского Казанско-Богородицкого мужского монастыря в с. Норовка Нижнеломовского района Пензенской области и о назначении наместником обители архимандрита Тита (Бородина). ПОСТАНОВИЛИ: 1) Благословить открытие Нижне-Ломовского Казанско-Богородицкого мужского монастыря в с. Норовка Нижнеломовского района Пензенской области. 2) Назначить архимандрита Тита (Бородина) наместником Нижне-Ломовского Казанско-Богородицкого мужского монастыря с. Норовка Нижнеломовского района Пензенской области. СЛУШАЛИ: 7. Прошение Преосвященного Митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира о благословении на открытие Антониево-Дымского мужского монастыря в Бокситогорском районе Ленинградской области и о назначении настоятелем обители игумена Игнатия (Бузина). ПОСТАНОВИЛИ: 1) Благословить открытие Антониево-Дымского мужского монастыря в Бокситогорском районе Ленинградской области. 2) Назначить игумена Игнатия (Бузина) настоятелем Антониево-Дымского мужского монастыря Бокситогорского района Ленинградской области. СЛУШАЛИ: 8. Прошение Преосвященного Епископа Сергиево-Посадского Феогноста, наместника Свято-Троицкой Сергиевой Лавры о благословении на преобразование Спасо-Вифанского подворья Лавры в г. Сергиевом Посаде в Спасо-Вифанский мужской монастырь, приписной к Свято-Троицкой Сергиевой Лавре, и о назначении игумена Даниила (Михайлова) настоятелем Спасо-Вифанского мужского монастыря. ПОСТАНОВИЛИ: 1) Благословить преобразование Спасо-Вифанского подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры в г. Сергиевом Посаде в Спасо-Вифанский мужской монастырь, приписной к Свято-Троицкой Сергиевой Лавре. 2) Назначить игумена Даниила (Михайлова) настоятелем Спасо-Вифанского мужского монастыря г. Сергиева Посада. СЛУШАЛИ: 9. Прошение Преосвященного Архиепископа Тобольского и Тюменского Димитрия о назначении монахини Анны (Куртовой) настоятельницей Иоанно-Введенского женского монастыря поселка Прииртышский Тобольского района Тюменской области.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1208380...

СЛУШАЛИ: 6. Прошение Преосвященного Архиепископа Пензенского и Новокузнецкого Филарета о благословении на открытие Нижне-Ломовского Казанско-Богородицкого мужского монастыря в с. Норовка Нижнеломовского района Пензенской области и о назначении наместником обители архимандрита Тита (Бородина). ПОСТАНОВИЛИ: 1) Благословить открытие Нижне-Ломовского Казанско-Богородицкого мужского монастыря в с. Норовка Нижнеломовского района Пензенской области. 2) Назначить архимандрита Тита (Бородина) наместником Нижне-Ломовского Казанско-Богородицкого мужского монастыря с. Норовка Нижнеломовского района Пензенской области. СЛУШАЛИ: 7. Прошение Преосвященного Митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира о благословении на открытие Антониево-Дымского мужского монастыря в Бокситогорском районе Ленинградской области и о назначении настоятелем обители игумена Игнатия (Бузина). ПОСТАНОВИЛИ: 1) Благословить открытие Антониево-Дымского мужского монастыря в Бокситогорском районе Ленинградской области. 2) Назначить игумена Игнатия (Бузина) настоятелем Антониево-Дымского мужского монастыря Бокситогорского района Ленинградской области. СЛУШАЛИ: 8. Прошение Преосвященного Епископа Сергиево-Посадского Феогноста, наместника Свято-Троицкой Сергиевой Лавры о благословении на преобразование Спасо-Вифанского подворья Лавры в г. Сергиевом Посаде в Спасо-Вифанский мужской монастырь, приписной к Свято-Троицкой Сергиевой Лавре, и о назначении игумена Даниила (Михайлова) настоятелем Спасо-Вифанского мужского монастыря. ПОСТАНОВИЛИ: 1) Благословить преобразование Спасо-Вифанского подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры в г. Сергиевом Посаде в Спасо-Вифанский мужской монастырь, приписной к Свято-Троицкой Сергиевой Лавре. 2) Назначить игумена Даниила (Михайлова) настоятелем Спасо-Вифанского мужского монастыря г. Сергиева Посада. СЛУШАЛИ: 9. Прошение Преосвященного Архиепископа Тобольского и Тюменского Димитрия о назначении монахини Анны (Куртовой) настоятельницей Иоанно-Введенского женского монастыря поселка Прииртышский Тобольского района Тюменской области.

http://pravoslavie.ru/27828.html

43 . ИОНА II Лещинский, скончался в 1761 году, Ноября 7, и погребён в южной паперти соборной церкви. 44 . ВАРЛААМ Гловацкий. Упоминается в 1766 году. 45 . СИМОН был с 1777 по 1785 год. 46 . ИОСИФ IV был с 1783 по 1791 год; он уволен с пенсией в Сергиеву Троицкую Лавру на покой, но в 1799 году определён Настоятелем Ростовского Богоявленского Аврамиева монастыря, и там скончался. После Иосифа до 19 Октября 1802 года этот монастырь состоял в управлении Преосв. Сильвестра, бывшего Епископа Крутицкого, который имел пребывание своё в оном. 47 . ФЕОФАН Некрасов, в 1803 году переведён из Лужицкого монастыря. Он находится и доныне, будучи первоприсутствующим в Московской Духовной Консистории. А до 1813 был над Московскими Епаршескими монастырями Благочинным. В 1813 году, за болезнью, по прошению его, от этой должности уволен. Спасо-Великопустынский монастырь См. Великопустынский Спасов. Спасо-Вифанский монастырь См. Вифания. История Российской Иерархии, ч. III, стр. 562. Спасовожеозерский монастырь См. Вожеозерский Спасский. Спасов монастырь Александровой мужской пустыни Находился в Костромской Епархии и имел за собой крестьян 177 душ. Спасов Рабангский монастырь См. Рабангский Спасов. Спасов монастырь Ростовский мужской упразднённый, находился в Ростовском уезде. Спасов Рязанский монастырь См. Рязанский Спасский. Спасов-Геннадиев монастырь См. Геннадиев Спасский. Спасо-Геронтиева Чебоксарская пустынь См. Геронтиева Чебоксарская. Спасогорский Белоезерский монастырь Мужской упразднённый, находился в Новгородской Епархии, в предместье уездного города Белоезерска. Этот монастырь начал строиться по грамоте Павла, Епископа Вологодского, в 1716 году (поскольку тогда Белоезерскяя область принадлежала к Епархии Вологодской), а по прошению Белоезерских граждан, на Белоезерской посадской земле на горе, именовавшейся Спасской, где был поставлен прежде крест. По этой горе и монастырь назван Спасогорским. В 1717 году, в Августе месяце, по общему Белоезерских граждан, письменному заручному совету отведено под этот монастырь из посадской выгонной земли 80 квадратных саженей.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Против часовни, через дорогу от нее, маленький пруд, или прудок, заброшенный колодезь и деревянная часовенка вроде будки. Прудок и колодезь, из которых о первом ходит легенда, будто он выкопан самим преподобным Сергием, конечно, выкопаны были с целию доставления воды живущему при часовне монаху и приходящим богомольцам (в настоящее время при самой часовне глубокий, выкопанный в 1780 году колодезь). А для чего будкообразная и жалкая на вид часовенка с двумя или тремя совсем слинялыми иконами – остается для нас непонятным. До проведения железной дороги из Москвы к Троице у Креста была целая линия блинных, которые торговали так же бойко, как и блинные Троицкие (причем блинам придавалось то значение, что они были для богомольцев поминовенными блинами перед паннихидой или после паннихиды в Хотькове по родителях преподобного Сергия и каждого богомольца своих собственных). В настоящее время для немногих пешеходных богомольцев остаются две блинные. Вифанский монастырь Вифанский, официальным языком – Спасо-Вифанский, монастырь находится в трех с половиной верстах от лавры к юго-востоку, на берегу речки Кончуры (той самой, на которой стоит и лавра), при ее выходе из пруда, который по монастырю называется теперь Вифанским и которого прежнее название есть Ершовский или Вяльковский (первое из двух названий, по всей вероятности, от келаря Троицкого монастыря Вениамина Ершова, бывшего в продолжение 1730–1734 годов, который его устроил, а второе от деревни Вяльково, которая находилась при впадении в Кончуру речки Корбухи, приблизительно на теперешнем месте семинарии). Монастырь устроил в продолжение 1783–1787 годов митрополит Платон «для успокоения своея старости и для погребения усопшей о Господе братии Сергиевы лавры» (как говорит описание Вифании, приложенное к Краткому описанию лавры). «Быв всегдашний уединения любитель, – пишет сам Платон о построении им монастыря в своей автобиографии, – разсудил он устроить это милое ему место с тем, чтобы, еще несколько продолжив правление епархии и приближаясь к старости, отказаться от оной и уединиться в ту пустыню и там окончать последние свои дни». С 1783 года, в котором было начато строение монастыря, Платон большую часть времени проживал в лавре и в новосозидавшейся пустыньке. С 1792 года, когда испрошено было им высочайшее дозволение жить в лавре сколько рассудит, а правление епархией поручить своему викарию, он сделался постоянным жителем лавры и своего нового монастыря, причем по зимам жил в первой, а по летам во втором. В Вифанском монастыре Платон и скончался 11 ноября 1812 года и в церкви его и

http://sedmitza.ru/lib/text/438600/

«По кончине человека открытие дел его» ( Сир. 11:21 ). На занятном столе почившего святителя мы увидели книгу: «Жизнь Иисуса Христа», сочинение Феррара, и «Толковое Евангелие от Матфея», архимандрита Михаила; еще увидел я акафист «Покрову Пресвятыя Богородицы» (издание 1848 г.), раскрытый на последнем кондаке. Этот кондак есть молитва Божией Матери, читая которую святитель взывал перед сном: «покрый мя всемощным омофором Твоим и в час кончины моея, о Всеблагая, предстани мне». Не знаменательна ли эта предсмертная молитва его в высшей степени? «Едина чистая и непорочная Дево, Бога без семене рождшая, моли спастися души его»! 23. О кончине преосвященного Никодима, епископа Дмитровского, викария Московского Преосвященный Никодим, епископ Дмитровский, своим рождением и воспитанием принадлежит к Московской епархии. Получив образование в Спасо-Вифанской семинарии, потом в Московской духовной академии, – с 1852 года он поступил на духовно-училищную службу. Постриженный в монашество и рукоположенный во иеромонаха в Вологдской семинарии, он скоро назначен был инспектором и профессором сперва Вифанской, а потом Московской семинарии. В 1858 году посвящен в архимандрита. В 1862 году назначен был ректором Вифанской семинарии, потом в 1866 году Московской духовной семинарии. Управлял Златоустовским и Богоявленским монастырями. В 1873 году определен был наместником Александроневской Лавры. В 1875 году в апреле хиротонисан во епископа Старорусского, викария Новгородского, а в июле 1876 года переведен на кафедру епископа Дмитровского. Давно уже здоровье его было потрясено. Он прибыл в Москву болезненным и слабым. В конце мая 1877 г. почувствовал он себя гораздо хуже прежнего, и в половине июня переселился в Саввинский Звенигородский монастырь, надеясь здесь более поправиться в здоровье. Здесь, 17 июня, он принял таинство елеосвящения от преосвященного Игнатия, епископа Можайского. Многократно был исповедан и приобщен св. Христовых таин; сподобился св. причащения и накануне своей христианской кончины.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voino...

Оттуда Христос совершил свой последний торжественный вход в Иерусалим. Однако Добросердов имеет в виду не еврейскую Вифанию, а названный в честь ее Спасо-Вифанский мужской монастырь, основанный в 1783 г. митрополитом Московским Платоном Левшиным (1737–1812), настоятелем Троице- Сергиевой лавры, «для успокоения своея старости» и «для погребения усопшей о Господе братии Сергиевы лавры». Монастырь этот находится приблизительно в 4-х километрах от Троице-Сергиевой Лавры. Разрушен монастырь был уже в советское время. В 1925 г. Спасо-Вифанский монастырь, имевший с осени 1918 г. статус трудовой сельскохозяйственной артели, был закрыт. В его зданиях разместился детский дом имени Ленина, а в мемориальных покоях митрополита Платона – филиал Сергиевского государственного историко-художественного музея. Часть жилых помещений и оба храма оставались за бывшими монахами вплоть до 1928–1929 гг. В 1930–1931 гг. все здания Вифании были отданы под птицекомбинат, благодаря которому Вифания стала называться Птицеградом. Сейчас о процветавшей некогда Подмосковной Вифании напоминают лишь немногие сохранившиеся строения бывшего монастыря, да обгорелый остов «нового» семинарского корпуса XIX в. 277 Платон (Петр Георгиевич Левшин) (1737–1812), церк. деятель, проповедник, педагог, писатель. Уроженец Московской губернии и сын сельского причетника, он стал митрополитом Московским. Образование получил в Московской Славяно-Греко-Латинской академии. Свободно изъяснялся на греческом и французском языках. Еще будучи учителем риторики в Троицкой семинарии, получил известность как проповедник. Приняв монашество в Троице-Сергиевой Лавре, Платон был назначен в 1761 г. ректором Троицкой семинарии. В 1763 г., когда Екатерина Великая посетила Троице- Сергиеву лавру, Платон обратил на себя ее внимание проповедью «О благочестии» и был избран ею в законоучители к наследнику престола. Отношения Платона с царским семейством и его жизнь при дворе описаны им в автобиографии. В 1766 г. Платон назначен архимандритом Троицкой лавры, в 1768 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Gerasim_Dobros...

Эта икона прославилась чудотворениями первоначально в 1869 году. Одна благочестивая женщина, по имени Фёкла, с ранних лет отличалась особенным благочестие и усердием к храмам Божиим, посещала святые обители и принимала к себе в дом странников. Однажды она впала в тяжкую болезнь, так, что не могла ходить и постоянно лежала на одном боку. В таком болезненном положении она возымела желание ехать в обитель преподобного Сергия Радонежского и посетить пещерный храм Гефсиманского скита. Когда больная внесена была в храм Архистратига Михаила, то начала усердно молиться пред Черниговскою иконой Богоматери. После пламенной молитвы, она внезапно получила исцеление, начала ходить и почувствовала себя совершенно здоровой. С того времени от сей иконы открылся ряд чудотворений, и благочестивые христиане с усердием стекаются в скит к сей чудотворной иконе Богоматери, для благодатных утешений и исцелений. Празднование Черниговской иконе Богоматери совершается церковью 16 апреля. В храме Успения Богоматери находятся: крест, с золотым сосудцем, в котором заключаются капли Крови Христовой, часть Древа Животворящего Креста Господня, частицы мощей разных святых угодников и икона Распятия Господня, пред которою, по преданию, молился святой Феодор Студит . В трапезной церкви – ковчег с частью Ризы Господней и с частицами святых мощей; схима, в которой погребён был преподобный Сергий и схима, бывшая 16 лет на мощах святителя Митрофания Воронежского и схима патриарха Никона . В ризнице хранятся деревянные сосуды преподобного Дионисия, Евангелие напечатанное золотыми буквами, пожертвованное в скит императрицей Марией Александровной в 1851 году, когда она была ещё цесаревной, и некоторые другие священные предметы 130 . Спасо-Вифанский монастырь (В восьми верстах от Троицкой Сергиевой Лавры) Спасо-Вифанский монастырь основан был в 1783 году, Московским митрополитом Платоном. Этот монастырь до 1797 года был пустынью, а когда император Павел I посетил эту обитель, то при сем случае она возведена была на степень второклассного монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Levickij...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010