В связи с этим необходимо также сказать о прекращении антирелигиозной пропаганды и свертывании деятельности «Союза воинствующих безбожников» под руководством Е.М. Ярославского. Самому Ярославскому И.В. Сталин через своего секретаря А.Н. Поскребышева еще в 1941 г. поручил публично одобрить патриотическую позицию Русской Церкви. Надо полагать, что для главного безбожника страны, десятилетиями боровшегося против Церкви, подобный поворот событий на закате его жизни стал серьезным потрясением. Тем не менее, ослушаться сталинской директивы он не посмел, и 2 сентября вышла его статья под заголовком «Почему религиозные люди против Гитлера», подписанная псевдонимом Каций Адамиани. В статье высоко оценивалась патриотическая деятельность Московской Патриархии и других религиозных организаций Советского Союза, а сама статья первоначально предназначалась только для зарубежного читателя . Вскоре прекратился выход антирелигиозных периодических изданий, а в изданиях смежной тематики сосредоточились на теме патриотизма, ликвидировав антирелигиозные рубрики . В 1942 г. те советские граждане, от чьего внимания ускользнули метаморфозы «Союза воинствующих безбожников», непосредственно ощутили перемены в церковно­государственной политике. В начале 1942 г., несмотря на военное положение, властями было разрешено свободное посещение Пасхальных торжеств, которые собрали большое количество народа . В ноябре того же года без привычного антирелигиозного контекста в центральных газетах были напечатаны поздравления И.В. Сталину от русского, грузинского и обновленческого первоиерархов в связи с годовщиной Октябрьской Революции, а затем из тех же газет можно было узнать о назначении митрополита Николая (Ярушевича) членом Чрезвычайной государственной комиссии по установлению и расследованию злодеяний немецко­фашистских захватчиков. Любопытно заметить, что ставшая для населения очевидной в 1942 г. перемена церковного курса власти нашла отражение и в художественной литературе, например в малоизвестной сатирической пьесе крупного писателя Станислава Лема . Еще одной характерной приметой того времени стали дикирий и трикирий митрополита Алексия (Симанского), которые для него в 1942 г. в блокадном Ленинграде из деталей пулемета изготовили рабочие Путиловского завода. Эти необычные принадлежности архиерейского богослужения можно было увидеть в начале ноября 2011 г. в московском Манеже на выставке «Православная Русь» .

http://bogoslov.ru/article/2252600

13 декабря собрание Гжатского бюро Союза воинствующих безбожников приняло решение о закрытии Благовещенского собора и просило исполнительную власть утвердить своё постановление: «Заслушав доклад т. Кречко на тему " Колокольный звон в стране советов должен умолкнуть " . Мы, собравшиеся на доклад, члены профсоюзов в числе 170 человек требуем у горсовета возбуждения ходатайства перед вышестоящими органами об ускорении дела по закрытию Гжатского собора, снятия колоколов со всех церквей города и передачи их в фонд индустриализации страны. Долой очаги дурмана! Да здравствует Союз воинствующих безбожников СССР! Да здравствует новый, безбожный, быт!». 19 декабря общее собрание прихожан Благовещенского собора просило городской совет оставить верующим для пользования кладбищенскую Иоанно-Предтеченскую церковь, а собор с храмами, находящимися на его территории, принять в своё ведение. 20 декабря на протоколе собрания церковной общины появилась следующая резолюция: «Срочно вывесить на Благовещенскую церковь объявление о сдаче в аренду помещения церквей». С чем связана просьба верующих, неизвестно. Возможно, видя развивающиеся антирелигиозные события, прихожане попытались сохранить для молитвы хоть один храм. В начале 1930 г. Вяземский административный отдел, не получив разрешения Смолоблисполкома, закрыл Благовещенский собор. В марте с храма были сбиты кресты с главами, сняты колокола. После того, как верующие обратились с жалобой во ВЦИК на незаконное закрытие церкви, началась переписка между местной и областной властями по делу о ликвидации Благовещенского собора, завершившаяся в конце 1930 г. постановлением Запоблисполкома, признавшим упразднение храма. В соборе был устроен звуковой кинотеатр. Предтеченская церковь осталась действующей. С 1936 г. в Предтеченской церкви служил протоиерей Леонид Михайлович Мухин. До этого он был священником в г. Ельне, в 1930 г. по ст.58-10 приговорен к 5 годам лагерей. Срок наказания отбывал в лагере г. Кемь. После досрочного освобождения в 1933 г. отец Леонид получил назначение в Ельнинский уезд, а затем в г. Гжатск. Здесь он прослужил до 19 июля 1937 г., когда был вторично арестован по обвинению в контрреволюционной агитации, распространении клеветнических высказываний против Сталинской Конституции и террористических намерениях в адрес руководства партии большевиков. В предъявленных обвинениях отец Леонид виновным себя не признал.

http://sobory.ru/article/?object=39707

Особые усилия советской властью прилагались в 1929-1930-м г.г. В это время в Мытищинском районе (Пролетарской волости) велась антирелигиозная компания, было объявлено о соревновании в закрытии церквей. В Тайнинском клубе «Пролетарий» действовал союз воинствующих безбожников, который возглавлял некий Сергеев. Агитация велась за то, чтобы «церковь закрыть, ... попа и дьякона Перловской церкви, председателя исполнительного органа Афанасьева и других злостных церковников выселить из Мытищинского района, ... моления всеми религиозными объединениями закрыть». Штабом была проведена антирелигиозная демонстрация и организован сбор подписей за закрытие храма. В это время священник Перловской церкви отец Георгий Извеков находился под следствием в ЧК и после долгих допросов и истязаний погиб на Бутовском полигоне за веру Христову. В 2004 г. он был причислен к лику святых новомучеников Российских. Память его совершается 27 ноября. Несмотря на все старания союза воинствующих безбожников, люди смогли сохранить и веру, и свой храм. Спустя 5 лет в документах Мособлисполкома вновь встречается постановление о закрытии церкви в поселке Перловка от 22 сентября 1935 г. Возможно, новая кампания по закрытию церкви и переформированию ее в клуб связана с решением о строительстве в Перловке недалеко от Донского храма средней школы на Московской улице (ныне ул. Селезнева). Но и это решение не было последним. Исполнительный комитет Московской области 23 августа 1940 г. выносит решение о закрытии Перловской церкви города Мытищи: «Здание переоборудовать под школу», «с предметами культа поступить согласно постановления ВЦИК и СНК РСФСР от 8 апреля 1925 года», «решение объявить верующим, разъяснив им порядок обжалования в двухнедельный срок в Президиум Верховного Совета РСФСР». В здании церкви никогда не было ни школы, ни дома пионеров, ни культпросветклуба. С конца 1940 по 1970 г.г. культовое здание решением Мытищинского исполкома было перестроено и заселено квартирантами. В 1981 г. Донская церковь была полностью уничтожена, остался только кирпичный фундамент. Ныне действующий православный приход в честь Донской иконы Божьей Матери в Перловке вновь создан и зарегистрирован 11 октября 1994 г. Его первым настоятелем после возрождения стал ныне покойный иерей Анатолий Проскурня.

http://sobory.ru/article/?object=41858

В деле Ларьякского райисполкома имеется протокол 1 заседания оргтройки по антирелигиозной пропаганде от 17 мая 1932 года: «Тройка должна развить работу в двух направлениях: поставить на постоянные рельсы культурно-массовую антирелигиозную работу, считать ближайшей целевой установкой оргтройки развертывание антирелигиозной пропаганды среди групп организованного и неорганизованного населения с пропагандой вопроса о передаче здания церкви под дом для культурного обслуживания туземного населения. Главная директива: «Каждый развертывающий по поручению оргтройки антирелигиозную работу обязан строго придерживаться метода пропаганды, не выходя из рамок культурно-разъяснительной работы, на основе массовой антирелигиозной пропаганды и достигнутых ей результатов проводить протокольные постановления о передаче здания церкви для культурного обслуживания туземцев, закрепляя протоколы подписями граждан, изъявивших согласие такой передачи». За каждым безбожником закреплялась определенная местность. Лозунг безбожников - «Религия закрепощает трудящихся на службу капитала». В деле также имеются подробные инструкции по постановке антирелигиозного спектакля на туземном языке: сценарий, оформление: поп сидит на шее у трудящегося, сам поп взнуздан капиталистом – кулаком. Активная работа ячейки Союза Воинствующих Безбожников принесла свои результаты уже 24 мая 1936 года. В деле имеется акт: комиссия производит снятие колоколов с Ларьякской недействующей церкви в количестве 5 штук: большой – 193,800 кг, средний – 94,600 кг, колокол 27 кг, колокол 18 кг, колокол 9 кг. Общий вес колоколов 342, 400 кг. Колокола были перевезены на пристань и переданы впредь до особого распоряжения на хранение в склад рыбкооператива кладовщику. Колокола в документе называются «ломом колокольной бронзы». По всей видимости, колокола были доставлены в Самарово. А 8 июня 1936 года состоялось собрание граждан села Ларьяк, которое постановило: «Ларьякскую церковь отдать под клуб, так как стоит бездействия и ремонта, а население нуждается в культурно-просветительском учреждении. Вся молодежь туземная и русская проводит время кому что вздумается».

http://sobory.ru/article/?object=41910

В общении с людьми, с подчиненными митрополит Петр отличался чрезвычайной вежливостью и мягкостью, но это не мешало ему быть твердым и настойчивым в осуществлении своих намерений, в проведении своей линии. В сравнении с епископом Иларионом (Троицким) митрополит Петр проявил меньше уступчивости по отношению к обновленческим проискам. Но Тучков, который терпеть не мог святителя Илариона за его проницательный, ясный ум, за то, что тот умел разгадать его замыслы, соблазнился мягкостью и кротостью митрополита Петра, которые казались ему проявлениями слабой воли. В первые месяцы возглавления Русской Церкви митрополитом Петром Тучков занял выжидательную позицию и не пытался лишить его свободы действий, пробным камнем стало интервью патриаршего Местоблюстителя газете «Известия». «Среди населения циркулируют слухи, что «завещание» Патриарха Тихона неподлинное»,– сказал корреспондент. «Слухи эти,– ответил митрополит Петр,– никакого основания не имеют. Если об этом и говорят, то 2–3 кликуши с Сухаревки. Что касается верующих, то они в подлинности «Завещания» не сомневаются». На вопрос, когда он намерен осуществить чистку контрреволюционного духовенства и черносотенных приходов, а также созвать комиссию для суда над зарубежными архиереями, митрополит Петр ответил: «Для меня как Местоблюстителя патриаршего престола воля Патриарха Тихона священна. Но я один не правомочен провести в жизнь эти пункты завещания» 200 . Своим ответом митрополит Петр ставил условие – создать вначале орган Высшего церковного управления, а затем требовать проведения чисток. Твердость, проявленная митрополитом Петром, грозила обернуться для него новой ссылкой. Одновременно с полицейским преследованием Церкви усиливалась и кампания по пропаганде атеизма среди народа. В 1925 г. под руководством секретаря ЦК ВКП(б) Е. М. Ярославского организуется «Союз безбожников», позже переименованный в «Союз воинствующих безбожников» (1929). Через год этот «безбожный» союз насчитывает уже 87 тысяч членов. Хорошим орудием «союза» в борьбе с Церковью Христовой были действия обновленцев-раскольников.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

И обращение в начале великой судьбоносной войны: «Братья и сестры!» – не было нарочитым, Сталин органично ощутил это единение с народом в минуты смертельной опасности, ощутил себя как часть этого великого многомиллионного братства, из самых глубин души прозвучало это христианское обращение, всколыхнувшее всю огромную страну… Но вот, в середине 40-х Сталин, очевидно, оказался перед таким выбором, что не мог сам определённо и решительно ответить на вопрос о дальнейшей судьбе государства в плане возвращения исторических основ традиционной России в последующем развитии СССР. (Напомним, Главковерх был поглощён почти стопроцентно в это время решением важнейших задач продолжающейся битвы с фашистскими, яростно сопротивлявшимися армиями, открытием «второго фронта» и т.д.). Он созывает секретное совещание, чтобы с помощью ближайшего окружения и ученых прояснить этот вопрос для себя, найти выход из двойственной ситуации. А.Л. Юрганов не зря говорит, что было впечатление, что Сталин сам не знал, чего он хочет. Он желал, возможно, чтобы «додумали» эту проблему люди, в том числе идеологи, историки, которым он доверял. И на этой основе сконцентрироваться, чтобы таким образом найти для себя «момент истины»…Может так. Необходимость нового учебника по истории была для Сталина, думается, и следствием уже состоявшегося в 1943 году перелома в отношении к Русской Церкви, когда он созвал совещание с оставшимися в живых иерархами РПЦ, закрыл Союз безбожников, восстановил Патриаршество, и 8 сентября 1943 года Архиерейский Собор нашей Церкви избрал митрополита Сергия (Страгородского) Патриархом. «Встреча Сталина с архиереями имела огромные последствия для возрождения Русской Православной Церкви. Неслучайно некоторые крипто-троцкисты и любители мировой революции спрашивали друг друга: «Товарищи, что произошло? Не случился ли контрреволюционный переворот?». В их сознание не укладывалась эта встреча и её последствия – открытие храмов и монастырей, печатного органа, открытие духовных школ, освобождение из заключения архиереев и священников. Глава Союза воинствующих безбожников Емельян Ярославский с горя заболел и умер… – пишет доктор исторических наук протодиакон Владимир Василик . – Действительно, встреча Сталина с архиереями была переворотом. К чести Сталина надо отметить, что он сделал максимум возможного в тех условиях. Судя по политдонесениям, в воинских частях и учреждениях прошёл известный ропоток, как и против запрета абортов… Поэтому неудивительно, что Сталин, прощаясь с митрополитом Сергием, не лукавил, когда говорил: «Это всё, владыка, что я могу для Вас сделать».

http://ruskline.ru/analitika/2023/12/17/...

Тогда же в стране вспыхнула «антиколокольная кампания». Решением Ульяновского горсовета, основанным на «общемассовых требованиях», колокола всех ульяновских храмов подлежали передаче в фонд тракторизации (дело 0/096). Только в одном Старомайнском районе было снято колоколов на 37, 5 тонн . Страну захлестнула кампания за вступление граждан в ряды Союза воинствующих безбожников (СВБ) . Его руководитель Емельян Ярославский (Миней Израилевич Губельман) посетил с лекциями и «родину Ленина». Когда обнаружилось, что в рядах ульяновской ячейки СВБ состояло всего 300 человек, то специальным постановлением Ульяновского окружного бюро партии все члены партии были обязаны вступить в «Союз безбожников». Таким образом, «Союз» стал насчитывать более 10 тысяч человек . Следствием коллективизации страны, этого легального порабощения народа в рабство, явилась высылка тысяч крестьян-кулаков из Поволжья в северные районы страны. Инициаторами массовых выступлений и бунтов, разумеется, объявлялись сельские священники, которые тысячами слегли в братские могилы. Все это сопровождалось повсеместным закрытием храмов. К 1930 году в Ульяновске были закрыты Пантелеимоновская церковь, Александро-Невская церковь, единоверческая церковь, Троицкая и Петропавловская церкви. Десятки сельских храмов закрывались для использования их помещений под засыпку зерна. В 1931 году властями была санкционирована акция «Трудящиеся Ульяновска за закрытие храмов». В результате этой акции был закрыт Троицкий кафедральный собор, помещения которого стали использоваться как архивохранилище. После этого на страницах газеты «Пролетарский путь» стали появляться лозунги: «За город без очагов дурмана!», «Церкви – под культурные очаги!», «Кирпич церквей – на нужды пятилетки!», «Стройматериал церквей – на новостройки!» и т.д. По «требованию трудящихся» в Ульяновске закрываются еще семь храмов из оставшихся на тот момент четырнадцати (Ильинская церковь, Всехсвятская, Иверская, Никольский зимний и Троицкий летний кафедральные соборы, Германовский собор, Тихвинский храм и Казанская часовня в центре города). Таким образом, из имевшихся в городе на 1917 год двух монастырей, трех соборов, 21 приходской, 25 домовых и пяти полковых церквей, к 1931 году осталось всего семь храмов . Кстати говоря, пять из них принадлежали григорианцам, а другие две – обновленцам. У епископа Митрофана не осталось ни одного храма в его епархиальном городе. По этой причине он был вынужден переместиться в Мелекесс.

http://pravoslavie.ru/31328.html

17 июля Русская Православная Церковь празднует память священномученика Димитрия (Казанского). Родился в 1884 году в селе Полтево Ярославской губернии в семье дьякона Григория Казанского. По окончании Ярославской духовной академии был рукоположен во священника и направлен служить в Преображенский Севастиановский монастырь в Пошехонском уезде Ярославской губернии. Монахини монастыря ценили его как высокодуховного пастыря и впоследствии, когда монастырь был закрыт, перебрались жить к нему в приход. В 1915 году отец Димитрий был направлен служить в храм в Пошехонье, а в 1928 году – в село Белое и назначен благочинным. Активно участвовал в борьбе с обновленчеством. Написал небольшую работу с разбором обновленческих заблуждений для священников благочиния. В начале ноября 1929 года местная ячейка Союза воинствующих безбожников развернула в селе Белое кампанию по закрытию церкви. В ответ отец Дмитрий со старостой храма отправился по домам прихожан и собрал подписи семисот человек, протестующих против закрытия храма. ОГПУ стало допрашивать свидетелей, оказывало на них давление и получило показания с обвинениями священника в том, что он является «староцерковником», ведет активную религиозную пропаганду, настраивая население антисоветски. Против отца Димитрия выступили коммунист, организатор колхоза, сын одного из священнослужителей, отказавшийся от своего отца, и даже служивший с ним диакон. Все они подтвердили его авторитет, влияние, готовность стоять за веру. 9 ноября 1929 отец Димитрий был арестован и после допросов заключен в тюрьму в Рыбинске. 3 января 1930 года его приговорили к пяти годам заключения в концлагере. Он был отправлен этапом в город Котлас. Здоровье его за время заключения было сильно подорвано. Вернулся в Пошехонье в 1934 году. Служил сначала в Ярославле, затем получил место священника в одном из храмов города Любим. 5 марта 1937 года вновь арестован и обвинен в хранении литературы с контрреволюционным провокационным содержанием. Под литературой власти имели в виду письмо, полученное из Тутаева от друга-пастыря еще в 1934 году. 15 августа 1937 года приговорен к восьми годам заключения в исправительно-трудовом лагере. Скончался в заключении 17 июля 1942 года, погребен в безвестной могиле.

http://foma.ru/bibliografiya-foma-7-111-...

1937 г. в прах развеял надежды легковерных обывателей на перемены, которые сулила им сталинская Конституция. Этот год стал апогеем революционного террора, залившего страну кровью. Жертвами репрессий стали миллионы людей разных мировоззрений и принадлежавшие ко всем слоям общества. Особенностью этой волны террора (1936–1939) явилось распространение теории «классовой борьбы» на партийную номенклатуру, включая ее самый высший эшелон вплоть до недавних «вождей прогрессивного человечества» – Каменева, Зиновьева, Бухарина. Новый страшный удар обрушился и на православную Церковь . Репрессии против духовенства и мирян стали традицией советского общества, но в 1937 г. обнаружилась еще одна, особенная, причина для кровавой расправы – по итогам переписи населения выяснилось, что 2 / 3 сельского и 1 / 3 городского населения открыто называют себя верующими. Сельские жители составляли тогда 3 / 4 всего населения страны, таким образом верующих было больше половины населения, и это в стране, где атеизм был провозглашен высшей идейной ценностью. В своих заметках, составленных на оккупированной немцами территории во время Отечественной войны, митрополит Сергий (Воскресенский) писал, что «по официальной, всегда фальсифицированной, советской статистике число православных верующих достигает крупной цифры в 30 млн. Но многие терроризированные советские граждане не имеют мужества признать себя верующими перед советскими властями. Имея в виду эти и другие ошибки советской статистики, Патриаршее управление считает, что число верующих достигает 60 млн. С таким фактом приходится считаться любому правительству в России, даже большевистскому. Несомненно, что несмотря на все преследования веры и безбожную пропаганду, русские люди остались верны вере отцов» 349 . Результаты переписи обозначали грандиозный провал «Союза воинствующих безбожников». За это пятимиллионный союз был подвергнут «чистке». Около половины его членов было арестовано, многих расстреляли как врагов народа. Власть не располагала иными надежными средствами атеистического воспитания населения, кроме террора.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

3 События с Дарами – это масштабная нравственная и интеллектуальная катастрофа нашей «православной интеллигенции». Осуждение от своего же суда. Они десятилетиями балаболили про «иконический язык», про «семиотику образа», про «священное литургическое пространство», про «динамику богослужения как синтез искусств», про «стихию и смысл народной религиозности», рассуждали, что православная традиция – это «не предмет, а образ видения», изучали византийские реликвии, увешивали стены старинными иконами, кокетничали визитами на Афон «еще до того, как это стало мейнстримом». И вот здесь и сейчас у них на глазах начало происходить религиозное событие – то самое единство слова, образа, реликвии, движения – превращение города в литургическое пространство, столь нехарактерное для послепетровской и уж тем более послебольшевистской Москвы, отсылающее скорее к древней Москве и Константинополю, где нормой религиозности было не сокрытие ее в храмах, а выплескивание на улицы. И тут с наших православных интеллигентов весь этот шершавый штукатурный «аверинцев» посыпался, и из-под него полез Поль Анри Гольбах. «Быдло», «совки», «поповские подделки», «надувательство», «массовый психоз», «детям подарки надо дарить, а не монахам». Все 50 лет гуманитарного дискурса с членов патриарших советов и кандидатов богословия осыпались, и обнаружился... да что там Гольбах... прям какой-то Миней Израилевич, не побоюсь этого слова, Губельман. «Всех богов на землю сдернем. Визжите, черти, веселей!», как пелось в 1920-е годы на «комсомольское рождество». 4 Вся эта риторика про зарабатывающих попов, поддельные святыни и прочее – это арсенал Союза воинствующих безбожников из той эпохи, когда комиссары в пыльных шлемах, вскрывая мощи, постукивали рукояткой нагана по черепу преподобного Сергия Радонежского. Когда «православная интеллигенция» переходит на этот язык ненависти (ненависти к кому? по большому счету это ненависть именно к этой полумиллионной толпе, ворвавшейся в казавшуюся такой уютной двадцать лет назад Интеллигентную Церковь для Интеллигентных Людей), то, значит,«ныне суд дому сему».

http://pravoslavie.ru/67597.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010