Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДИМИТРИЙ Константинович Куклин (24.05.1870, Вологда - 2.12.1937, Восточно-Казахстанская обл.), сщмч. (пам. 19 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), прот. Окончил ДС. В 1912 г. поступил священником к великоустюжской кладбищенской ц. во имя прп. Стефана Пермского. В 1931 г. постановлением Коллегии ОГПУ приговорен к 3 годам ссылки в Коми (Зырян) автономную обл. По возвращении из ссылки в Вел. Устюг определен Великоустюжским архиеп. сщмч. Николаем (Клементьевым) к собору во имя прав. Иоанна. Летом 1935 г. противостоял попыткам Союза воинствующих безбожников закрыть храм. В проповедях призывал прихожан самим учить детей молитвам и чаще приводить их в церковь. 7 дек. 1935 г. арестован Великоустюжским районным отделом НКВД и помещен в тюрьму Вел. Устюга по обвинению в «участии в контрреволюционной группе церковников», к-рую якобы возглавлял архиеп. Николай. По делу вместе с архиереем проходил весь клир Иоанновского храма. Во время следствия Д. отрицал все обвинения в «контрреволюционной деятельности». На допросе не скрывал того, что в проповедях говорил о гонениях, порицаниях и поношениях, которым подвергается Церковь со стороны безбожников, призывал верующих противостоять этим нападениям, но заявил, что имел в виду только «ассоциацию лиц, именующую себя воинствующими безбожниками... о власти ничего не говорил». Следствие было окончено, однако вынесение приговора затягивалось из-за недоработок в ведении дела, замеченных Прокуратурой Северного края. 3 сент. 1936 г. особым совещанием при НКВД Д. был приговорен к 5 годам ссылки в Казахстан. Отбывал ссылку в с. Бородулиха, переписывался с архиеп. Николаем (Клементьевым), сосланным в г. Чимкент. 22 нояб. 1937 г. арестован Бельагашским районным отделом НКВД. Д. было вменено в вину «проведение нелегальных сборищ» и «распространение антисоветской агитации против колхозного строя». В действительности к Д. обратились местные жители за советом об оформлении регистрации группы верующих. Д. предложил для этого собрать группу прихожан и подать заявление на регистрацию в райисполком, а также выразил готовность окормлять верующих. Виновным в антисоветской агитации себя не признал. 27 нояб. 1937 г. Особой тройкой УНКВД по Восточно-Казахстанской обл. приговорен к расстрелу. Имя Д. включено в Собор новомучеников и исповедников Российских постановлением Свящ. Синода от 27 дек. 2000 г.

http://pravenc.ru/text/178043.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Сщмч. Димитрий Казанский. Фотография. 30-е гг. XX в. Григорьевич Казанский (10.02.1884, с. Юркино Пошехонского у. Ярославской губ.- 17.07.1942, Северо-Восточный ИТЛ), сщмч. (пам. 4 июля, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), свящ. Из семьи диакона. Окончил Ярославскую ДС. До 1915 г. служил священником в Спасо-Преображенском Севастиановском Сохотском жен. мон-ре, с 1915 г. священник кладбищенской церкви в г. Пошехонье. Д. противостоял распространению идей обновленчества . С 1928 г. служил в ц. с. Белого Пошехонского у. Благодаря его авторитету среди прихожан агитаторы Союза воинствующих безбожников потерпели неудачу, пытаясь добиться согласия крестьян района переделать церковь под клуб. К нему часто приезжали для получения духовного совета священники соседних сел и монахини закрытых мон-рей. 9 нояб. 1929 г. арестован по обвинению в «контрреволюционной деятельности». 3 янв. 1930 г. осужден на 5 лет ИТЛ. После освобождения осенью 1934 г. 1,5 месяца служил в Ярославле вместе с Ярославским митр. Павлом (Борисовским) , потом был им определен священником к одной из церквей с. Любим Ярославской обл. 5 марта 1937 г. арестован в Любиме и доставлен в г. Пошехонье-Володарск той же области, где помещен в тюрьму. Его обвиняли в связях с «контрреволюционной группировкой церковников» в Пошехоно-Володарском р-не. По этому делу проходило 15 чел.: священники Павел Богородский и Василий Соколов, игум. Сохотского монастыря Леонида (Исакова), др. монашествующие, церковнослужители и члены приходских советов. Их обвиняли в «организованной подпольной и открытой контрреволюционной деятельности», а также в проведении крещений взрослых и детей, в создании церковной кассы, в оказании материальной помощи ссыльному духовенству, в противодействии снятию колоколов с церквей, в организации возвращения в Патриаршую Церковь общины бывш. обновленцев. На допросах Д. держался твердо, отказался признать себя виновным в предъявленных ему обвинениях, заявил, что не вел никаких «контрреволюционных разговоров» и не слышал таковых ни от кого из обвиняемых. 15 авг. 1937 г. приговорен Особым совещанием при НКВД СССР к 8 годам ИТЛ, 5 нояб. того же года прибыл в бухту Нагаева (ныне Магадан). Умер в лагере. Прославлен Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г.

http://pravenc.ru/text/178035.html

Открылась выставка к 80-летию блокадной Пасхи апреля 2022 Выставка, посвященная 80-летию блокадной Пасхи, открылась 5 апреля в Музее обороны и блокады Ленинграда. 5 апреля 1942 года в осажденном городе праздновали Светлое Христово Воскресение. С момента начала в стране многолетней антирелигиозной кампании верующие впервые свободно отмечали этот праздник, причем с разрешения и при поддержке партийного руководства " колыбели революции " . Выставка дает ответ на вопрос, как такое могло случиться. Куратор выставки Виталий Бондарь рассказал, что идея экспозиции назревала давно: посетители часто спрашивают о духовной жизни ленинградцев в блокаду. " Невозможно за двадцать лет отучить людей от веры, к тому же не зря говорят, что в окопах атеистов не бывает, а Ленинград ведь стал городом-фронтом " , - отметил он. Мало кому известен факт, что на следующий день после 22 июня 1941 года была приостановлена деятельность Союза воинствующих безбожников. Вскоре в лексикон руководства всех уровней, начиная с Иосифа Сталина, вошли еще недавно немыслимые словосочетания " священная война " , " братья и сестры " , " героические полководцы прошлого " . Руководство города, несмотря на крайне ограниченные запасы продовольствия, распорядилось выдавать действующим приходам определенное количество вина и муки для совершения Евхаристии. Всего же в Ленинграде с первого и до последнего дня блокады действовали десять храмов: Николо-Богоявленский морской , Князь-Владимирский и Спасо-Преображенский соборы, Свято-Троицкая, Димитрия Солунского в Коломягах , Князь-Владимирская в Лисьем Носу  и Спасо-Парголовская церкви, а также церкви при Большеохтинском , Волковском и Серафимовском кладбищах. Все эти храмы, за исключением Свято-Троицкого (он находился у пересечения нынешних проспектов Гражданского и Непокоренных, был снесен в 1960-е годы), сохранились до наших дней. На выставке представлена информация не только о них, но и об их настоятелях, которые претерпели все блокадные испытания наравне с паствой. Кстати, духовенство (а в Ленинграде оставалось около пятидесяти служителей, из которых только тридцать находилось в штатном расписании приходов) получало карточки служащих.

http://mitropolia.spb.ru/news/monitoring...

Разделы портала «Азбука веры» священника Константина Пархоменко Эта церковь была построена в 1647–1650х годах на средства богатейших и именитых ярославских купцов братьев Вонифатия и Иоанникия Скрипиных, которые занимались торговлей мехами, церковной утварью и драгоценными камнями. Они являлись поставщиками товаров для царского и патриаршего дворов и были лично знакомы с первыми Романовыми — царями Михаилом Федоровичем и Александром Михайловичем. Церковь была построена на скрипинском подворье, которое в те времена было расположено в самом центре Земляного города, на оживленной улице, неподалеку от торговой площади. К завершению строительства храма Патриарх Иосиф даровал Скрипиным редчайшую священную реликвию — частицу ризы Христа, которую в 1625 году посол персидского шаха Аббаса торжественно вручил в Москве Патриарху Филарету. После революции в 1920 году церковь Ильи Пророка не избежала участи многих русских храмов: была закрыта и передана Ярославскому научно-историческому обществу под музей. В мае 1922 года храм был взят на учет в губернском историческом музее, ему была присвоена высшая категория. В этом же году проводилось изъятие церковных ценностей. Церковь Ильи Пророка была открыта для посетителей как музей до начала 1930х годов. Затем один из лучших в России памятников архитектуры и живописи 17-го века стал использоваться как складское помещение. Подклетные палатки были сданы в аренду, в центральном и придельных храмах разместились фонды музея и мастерская, работа которой оказывала вредное воздействие на стенописи церкви. Но закрытие церкви было только первым шагом. В 1920–1930е годы в городе необычайно активизировалась деятельность Союза воинствующих безбожников, и наиболее активные его члены начали кампанию за снос церкви Ильи Пророка. Только усилиями сотрудников сектора архитектуры Главнауки П.Д. Барановского и Н.Н. Померанцева, спасших немало церквей в России, и активным протестом сотрудников музей (в особенности исполнявшего в то время обязанности директора музея Н. В. Кузнецовым) храм был спасен.

http://azbyka.ru/parkhomenko/foto/palomn...

Святая из рязанской глубинки А храм устоял. Неизвестно, что не сложилось у воинствующих безбожников, но храм стоит до сих пор. Строили его на совесть, стены выдержали многое и дожили до того дня, когда началось его постепенное восстановление… И глядя на эти стены невольно вспоминаешь – Ад, где твоя победа? 10 ноября, 2011 А храм устоял. Неизвестно, что не сложилось у воинствующих безбожников, но храм стоит до сих пор. Строили его на совесть, стены выдержали многое и дожили до того дня, когда началось его постепенное восстановление… И глядя на эти стены невольно вспоминаешь – Ад, где твоя победа? Как крестьянка села Чурики Наталия Ивановна Козлова стала святой Наталией Скопинской Сельский храм должны были снести еще в 1937 году, так значилось в планах местного отделения Союза воинствующих безбожников. Но на пути мощной идеологической и политической машины оказалась… хрупкая женщина. Оглянешься окрест и поразишься умению наших предков выбирать места для поселений, руководствуясь не только хозяйственным смыслом, но и чувством прекрасного. Село Чурики расположено на границе Михайловского и Скопинского районов Рязанской области на высоком берегу речки, в окружении горящих осенним золотом рощ. Благополучным оно кажется не только издали: хорошие дома, некоторые крыты на модный манер сайдингом, около домов – автомобили, в том числе и иномарки. Рядом пасется большое стадо ухоженных коров, по дворам ходят гуси, куры и индейки. На самой высокой точке села — современное кирпичное здание школы, заботливо обсаженное цветами. Как это не похоже на полузаброшенные деревни, с чудовищно разбитыми дорогами, покосившимися избами и заросшими кустарником полями! Отрадная картина. И только справа от школы возвышаются руины большой церкви. …О святой Наталии Скопинской я впервые узнал во время посещения Бутовского полигона. Позади остались переполненное машинами Варшавское шоссе, окраина огромного района Бутово, и небольшая дорожка, уводившая от оживленной трассы в лес, к величественному пятиглавому храму.

http://pravmir.ru/svyataya-iz-ryazanskoj...

Почему атеисты и скептики хотят разрушить веру? Святая Кувуклия после схождения Благодатного огня За долгую историю христианства не было ни одного чуда, которое бы не пытались отрицать атеисты и скептики. В этой борьбе использовались и используются любые средства. Так, еще святитель Иоанн Златоуст замечает об отрицавших чудо Воскресения: «И посмотри, как смешны их замыслы! Помянухом, говорят, яко льстец он рече еще жив сый: по триех днех востану. Но если Он был обманщик и хвалился попусту, то чего вы боитесь, мечетесь и так суетитесь? Боимся, говорят, как бы ученики не украли и не обманули чернь. Но доказано уже, что этого никак не могло быть. И однако злоба упорна и бесстыдна – покушается и на безумное дело» (Толкование на святого Матфея евангелиста. Беседа LXXXIX, 2). За две тысячи лет упорство в борьбе с христианством у неверующих не ослабло. Может родиться вопрос: зачем некоторые люди, вместо того чтобы заняться чем-либо положительным, тратят столько времени и сил на опровержение фактов, в которые они не верят и которые к ним лично никакого отношения не имеют? Почему им так важно и значимо разрушать чужую веру? Почему некоторые люди насаждение и распространение неверия делают своей профессией? Еще недавно были доценты и даже профессора «научного атеизма». В уставе «Союза воинствующих безбожников» статья 1 была сформулирована так: «Союз воинствующих безбожников есть добровольная пролетарская общественная организация, ставящая своей задачей объединение широких масс трудящихся СССР для активной систематической и последовательной борьбы с религией во всех ее видах и формах как тормозом социалистического строительства и культурной революции». Сейчас нет никакого «социалистического строительства». Что в глазах современных воинствующих скептиков тормозит христианская вера миллионов людей? Причина заключается в демонической природе атеизма и вообще всякого упорного неверия и скептицизма. Только в разные эпохи по-разному это себя проявляет. Во времена советского атеизма главный корень заключался в гордости, которая вела к богоборческой подмене христианства идеологией «земного рая», а сейчас основная причина массового атеизма – страсти и похоти, которым предается большинство людей. «Неверие происходит от порочной жизни и тщеславия» (святитель Иоанн Златоуст).

http://pravoslavie.ru/4298.html

Протоиерей Николай Дятлов (1932–2020). Фото: телеканал Царьград      18 мая на 88-м году земной жизни отошёл ко Господу один из старейших клириков Москвы почётный настоятель храма святых мучеников Адриана и Наталии в Бабушкине протоиерей Николай Дятлов (1932–2020). Существуют устойчивые и несколько избитые словосочетания: " человек-легенда " и " человек-эпоха " . Когда провожают почтенных старцев, их используют очень часто. Сложно сказать, всегда ли это оправданно, но сегодня это более чем просто очевидно. Ушедший в Вечность замечательный московский батюшка – отец Николай Дятлов – свидетель нескольких эпох, в каждую из которых он показал веру и верность Русской Церкви. И без одного месяца 67 лет (!) самоотверженного служения Господу в священном сане. Будущий пастырь родился 17 декабря 1932 года в селе Осташково Мытищинского района Московской области в благочестивой христианской семье простого русского ремесленника-сапожника. В тот самый год, когда в СССР была объявлена " безбожная пятилетка " с целью, как амбициозно поставил задачу главный советский богоборец (глава " Союза воинствующих безбожников " ) Емельян Ярославский (Миней Губельман), чтобы в советском государстве к 1 мая 1937 года было " забыто имя Бога " . Разумеется, у воинствующих безбожников ничего не вышло. Более того, именно в 1937-м в ходе всесоюзной переписи населения большинство граждан СССР бесстрашно указали в отнюдь не анонимных анкетах, что являются верующими. Однако крови - как в переносном, так и в практически прямом смысле - у духовенства и простых прихожан попили изрядно. К началу Великой Отечественной войны на территории РСФСР оставались действующими лишь около сотни храмов, а в живых и на свободе – только четыре архиерея Русской Церкви. Именно в тех страшных условиях рос и возрастал в вере младенец Николай Дятлов. Вот как впоследствии в одном из своих интервью батюшка описывал годы своего детства: С 2-3 лет уже был в церкви, прислуживал в алтаре храма села Осташково. Наш дом находился близко от храма, который никогда не закрывался. Разумеется, его пытались закрыть, особенно в хрущёвское время. Придирались к тому, что у нас в общине нет 20 человек – все прихожане приезжали из разных сёл. Ко многим приходили и угрожали, что не будут платить пенсию, если они не подпишут бумагу для закрытия храма. Приходили и к нам, но моя тёща ответила: " Этого нет и не будет " . Люди не поддались и отстояли свой храм.

http://pravoslavie.ru/131234.html

Русская Православная Церковь ХХ век 3 марта 1905 год – Государь император Николай подписал манифест, призывающий к содействию самодержавной власти в одолении врага внешнего, в искоренении крамолы и в противодействии смуте внутренней. «…Непрестанно помышляя о благе народном и твердо веруя, что Господь Бог, испытав Наше терпение, благословит оружие Наше успехом, Мы призываем благомыслящих людей всех сословий и состояний, каждого в своем звании, на своем месте, соединиться в дружном содействии Нам словом и делом во святом и великом подвиге одоления упорного врага внешнего, в искоренении в земле Нашей крамолы и в разумном противодействии смуте внутренней, памятуя, что лишь при спокойном и бодром состоянии духа всего населения страны возможно достигнуть успешного осуществления предначертаний Наших, направленных к обновлению духовной жизни народа, упрочению его благосостояния и усовершенствованию государственного порядка» (из манифеста). Весной 1947 года – Решением ЦК ВКП (б) официально прекратил свою деятельность Союз воинствующих безбожников. Функции Союза переданы новообразованному Всесоюзному обществу по распространению политических и научных знаний. А. А. Жданов Тогда же Управление пропаганды и агитации ЦК ВКП (б) начало подготовку к ужесточению религиозной политики советского руководства и первой своей мишенью выбрало Совет по делам Русской Православной Церкви. Сегодня мы еще не знаем всех потайных пружин этого процесса. Возможно, не последнюю роль здесь играла закулисная борьба за власть в ближайшем окружении И. В. Сталина. Курировавший сферу идеологии секретарь ЦК ВКП (б) А. А. Жданов пытался распространить свое влияние на относительно независимый от высших партийных структур Союз воинствующих безбожников. Союз, которым руководили ставленники Л. П. Берии — В. Н. Меркулова — группы в партийно-государственном руководстве, конкурировавшей с «ленинградской группой», лидером которой был Жданов. А может быть, дали себя знать и объективные тенденции послевоенного развития СССР, выразившиеся в стремлении партийной номенклатуры (в том числе республиканского и областного уровня) вернуть себе лидирующие позиции. Как бы то ни было, с этого времени Совет по делам Русской Православной Церкви все больше подпадает под влияние идеологических структур партии. В период правления Сталина этот процесс не найдет своего завершения и достигнет апогея лишь во времена хрущевских гонений. Характерно, что с 1947 г . в правительстве Совет начинает курировать не отвечавший за внешнеполитическую сферу В. М. Молотов, а другой зампред Совмина — К. Е. Ворошилов, возглавивший в это время правительственное Бюро по культуре.

http://pravoslavie.ru/5374.html

4 декабря исполняется 70 лет со дня смерти знаменитого Емельяна Ярославского, одиозного председателя Союза воинствующих безбожников, главного идеолога и организатора борьбы с религией в Советском Союзе. О том, как в СССР изучали религию, и какие последствия программа научного атеизма имела для научной и человеческой совести его приверженцев, мы беседуем с Константином Антоновым, доктором философских наук, заведующим кафедрой философии религии и религиозных аспектов культуры Богословского факультета ПСТГУ. Безбожники у станка – Зачем вообще советской власти было нужно религиоведение? – Чтобы успешнее бороться с религией. – Как начиналась такая борьба? – Одной из первых дискуссий по поводу религии была дискуссия между всем известным Емельяном Ярославским (Минеем Губельманом) и гораздо менее известной Марией Костеловской, старой большевичкой, прошедшей в свое время тюрьмы и каторги. Она была главным редактором журнала «Безбожник у станка». И случилась полемика между газетой «Безбожник» Емельяна Ярославского и журналом «Безбожник у станка». Смысл полемики был в том, нужно ли религию сразу выкорчевать самыми суровыми методами, как считала Костеловская, или делать это бессмысленно, потому что невозможно. Ведь религия имеет определенные социальные корни, поэтому чрезмерное преследование Церкви и верующих будет давать обратный эффект. Миней Губельман (Емельян Ярославский). Фото 1920-х гг. – Это и было позицией Ярославского? То есть он был из «умеренных»? – Да. И с этой точки зрения для того чтобы успешно вести антирелигиозную работу, религию надо знать и изучать. Более того, стремление сразу уничтожить религию считалось очень вредной, троцкистской идеей. А правильная позиция – ленинская, естественно, диалектическая. Ведь считалась вредной и противоположная позиция, что религиозные предрассудки отомрут сами по себе по мере построения социализма и развития научно-технического прогресса. Нет, мы не будем сидеть сложа руки. Надо вести атеистическую пропаганду, но ее надо вести умно и выдержанно.

http://pravoslavie.ru/66449.html

Лития на могиле безбожника Допустимо ли петь «Со святыми упокой» над могилами Владимира Ленина и Емельяна Ярославского? Можно ли молиться церковно за тех, кто не только отрицал Бога, но и был повинен в массовых гонениях на верующих разных конфессий? Надо ли спрашивать у потомков похороненных, не против ли они, если над могилами их предков будут молиться? 13 марта, 2012 Допустимо ли петь «Со святыми упокой» над могилами Владимира Ленина и Емельяна Ярославского? Можно ли молиться церковно за тех, кто не только отрицал Бога, но и был повинен в массовых гонениях на верующих разных конфессий? Надо ли спрашивать у потомков похороненных, не против ли они, если над могилами их предков будут молиться? Лития на могиле Владимира Ленина — кощунство, издевательство над убеждениями революционера или стандартная практика? Об этом мы спросили у священников. Лития у Мавзолея На протяжении многих лет православные безуспешно призывают убрать тело Ленина с Красной Площади, предав его земле. Одновременно необходимо ликвидировать некрополь у Кремлевской стены, где захоронены более 150-ти выдающихся деятелей советской власти. Здесь лежат и старые большевики — Клара Цеткин, Инесса Арманд, Вацлав Воровский, Фрунзе и Орджоникидзе и примкнувший к ним Джон Рид. Семья Ленина – Надежда Крупская, Мария Ульянова; любимец Сталина Сергей Киров, «всесоюзный староста» Калинин, главный чекист Дзержинский, Яков Свердлов, Иосиф Сталин и Войков. Прах идеолога воинствующего атеизма, главного безбожника Советского Союза Емельяна Ярославского тоже захоронен в кремлевской стене. Читая этот бесконечный список, куда включены и позднесоветские партийные функционеры, и маршалы, и романтические герои советской власти – летчики Чкалов и Гагарин, писатель Максим Горький, ученые Келдыш и Королев, узнаешь топонимы наших осовеченных городов. Оставшееся в центре столицы под стенами древнего Кремля, изувеченного советской властью, место оформившегося коммунистического культа – Кремлевский некрополь — один из главных символов чудовищного разрыва национального самосознания и провалов в исторической памяти.

http://pravmir.ru/litiya-na-mogile-bezbo...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010