Среди неоновых огней… Да, все дороги в Рим ведут, Где нас, наверно, вечно ждут.   Защитник прав и ротозей, Дымится бездна перед нами! Там на развалинах церквей Тяжелый рок гремит цепями.   Аукцион, где с молотка Всё продается, даже страны. Но память – вещая река Ломает лёд, вскрывая раны.   Но память – вещая река, Течёт как свет и не убудет. Да не опустится рука Дающего: «Берите, люди!»   СВЯТОЙ ГЕРОЙ   Александр Невский как Святой Герой В мир ворвался дерзко, в мир уже иной. На коне промчался  в сумраке полей И мечом сразил он полчища теней.   Тьма готова биться как вчера и встарь. Но сияют лики, где стоит алтарь. Александр Невский, Светлоликий Князь. Нам о нём напомнит древних свитков вязь.   Буквицы нежданно кровью озарятся. На снегах страницы прочитаем Святцы. Как всегда неспешно теплится молитва. А Россия – это поле давней битвы.   Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть 4. Возвращение в Святую Русь Блистательные классические стихи Натальи Сидориной – это свидетельство о том, что Русская поэзия вырвалась из удушающего плена навязанных нам якобы новых ценностей. Наталья Сидорина, оставаясь в русле Святоотческой традиции, пишет о судьбоносных событиях нашего времени. Сейчас происходит освобождение Украины и возвращение ее в Святую Русь, что невозможно без Веры. 3. Заблудшие соотечественники Русь-Россия никогда не отрекалась от Бога. Неслучайно, большевики сразу после захвата власти организовали красный террор и погром церквей. В результате только с 1918 по 1922 год погибло не менее 25 млн в основном верующих мирных граждан. Об этом неоднократно писал выдающийся исследователь отечественной истории Вадим Кожинов. На этом гонения не прекратились. В 1925 году был создан Центральный Совет Союза воинствующих безбожников во главе с Емельяном Ярославским (Минеем Израилевичем Губельманом), матерым террористом с 1898 года. Получается, что шло тотальное искоренение глубоко верующих людей вплоть до Великой Отечественной войны, когда на нас напал коллективный Запад, якобы христианский. Значит, Совет безбожников работал до 1943 года на Гитлера. Именно поэтому он был закрыт Сталиным. Говоря об этом, я абсолютно согласен с А.Д. Степановым в том, что некоторым православным людям надо в себе изжить грех антисоветизма, ибо созидать может только любовь, даже к заблудшим соотечественникам. Наталья Сидорина пишет уже о заблудших братьях на Украине, которые оказались в насильственном плену.

http://ruskline.ru/analitika/2022/03/12/...

Из духовенства ко мне иногда приезжают священники , но особых каких-либо совещаний у меня не бывает. В ноябре я вместе с церковной старостой ходил по деревням, регистрировал верующих в каждой деревне – извещал крестьян сельский исполнитель, все приходили в из­вестный дом и записывались у меня, никакой агитации в это время я не вел». Был допрошен в качестве свидетеля техник-животновод. Его отец был священником, от которого он отказался и в соответ­ствии со своим новым положением теперь давал показания против духовенства. «Собрания по деревням недавно были прове­дены силами Союза воинствующих безбожников, которые доби­вались отказа верующих от церкви и передачи ее под клуб, – показал он. – В некоторых деревнях работники встречали отпор со стороны населения . Казанский ведет религиозную пропаганду, тем самым мешая продвижению культурных начинаний со стороны работников участка, одурманивая головы крестьян своего прихода и ясно, что настраивая антисоветски. Диакон Архангельский, у которого я стоял на квартире, часто бросает фразы вроде „грабители, а не власть“ и т.д., не стес­няясь присутствием кого бы то ни было». 13 ноября был допрошен как свидетель служивший с отцом Димитрием диакон Архангельский, который показал: «Казан­ский очень много имел почитательниц, ревнительниц, особен­но из монашествующего элемента, паломничают к нему мно­гие, и даже из дальних местностей, его особенно почитают, как святого, и сравнивают с Иоанном Кронштадтским. Являясь ярым староцерковником, не могущим примириться с советской властью, он под видом борьбы в церкви старался вооружить на­селение против советской власти. Казанский очень часто про­износил проповеди, где открыто заявлял, что началось гонение на веру, на духовенство. Казанский, бессомненно, глубо­ко ненавистный человек против советской власти , являет­ся благочинным и держит под своим влиянием все духовенство округа...» Охарактеризовав священников благочиния как одну тесно свя­занную между собой преступную группу, диакон заявил: «Я ис­кренно раскаиваюсь, что с ними был вместе и иногда поддакивал в силу совместной службы, так как от них был зависим, как низ­ший член клира, по материальным обстоятельствам.

http://fond.ru/kalendar/538/dimitriy/

Правда, первоначально изменения были небольшие. Митрополитам Сергию, Алексию и Николаю не препятствовали в распространении своих патриотических воззваний к пастве, хотя это и являлось нарушением советских законов. Полностью прекратилась антирелигиозная пропаганда, была свёрнута деятельность «Союза воинствующих безбожников». Впрочем, официально никто его не распускал. И.В. Сталин через своего секретаря А.Н. Поскребышева «порекомендовал» «главному безбожнику» Е. Ярославскому (Губельману) публично отметить новую патриотическую позицию Церкви. Тот не посмел ослушаться и после долгих сомнений 2 Сентября подготовил для печати статью «Почему религиозные люди против Гитлера». Новый идеолог религиозного патриотизма подписался под статьёй не без ёрничества: Каций Адамиани. В статье, первоначально рассчитанной сугубо на зарубежных читателей, высоко оценивалась патриотическая деятельность Московской Патриархии, а также некоторых других Церквей СССР. 475 А в 1942 году вышла другая статья Е. Ярославского о православном христианском писателе и Русском националисте Ф.М. Достоевском. 476 Метаморфоза «главного гонителя» Церкви в 1920–1930-х годах особенно показательна. К Октябрю 1941 года были закрыты практически все антирелигиозные периодические издания. Флагман же советского атеизма, журнал «Под знаменем марксизма» начал печатать статьи о выдающихся Русских исторических деятелях, великом Русском народе, героизме советских солдат и тому подобном, – а в 1944-м году и вовсе прекратил своё существование. В Июле-Августе 1941 года ещё нередки были аресты священнослужителей, но с осени они почти прекратились. Более того, из лагерей освободили десятки священнослужителей, в том числе к Сентябрю 1943 года шесть архиепископов и пять епископов. Появилась первые, пока ещё редчайшие случаи восстановления закрытых храмов. Так, последний Свято-Троицкий храм Нижнего Новгорода (г. Горького) перестал действовать 10 Декабря 1940 года, а вновь был открыт с 10 Августа 1941 года. 477 Религиозные центры СССР правительство признало de facto , им снова разрешили устанавливать связи с заграничными организациями.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Решение о закрытие церквей в селе Кандалакша стало следствием большой антирелигиозной кампании, проводимой государством, в том числе активистами Союза воинствующих безбожников. Жителям села было предоставлено право высказать свое мнение, правда, не столько по поводу закрытия церквей, сколько по вопросу о том, как их следует использовать (предлагались клуб, кинотеатр, ясли, школа, столовая и даже ресторан). Результатом проведенных агитаторами «индивидуальных и групповых бесед в домах на обеих сторонах села» стало то, что 499 граждан, «пользующихся избирательным правом», высказались за закрытие. Правда, жителей, «имеющих право голоса на выборах», в Кандалакше насчитывалось гораздо больше – 750 человек, то есть опросили далеко не всех. Тем не менее, всего по трем обнаруженным спискам из 98 человек – 13 предложили церкви оставить. Учитывая несомненное давление и пропагандистскую кампанию, 13,2% в той или иной степени имеющих положительное отношение к Церкви и религии людей является цифрой весьма заметной. Неудивительно поэтому, что именно Кандалакша в середине 1940-х – начале 1950-х г.г. станет одним из районов Мурманской области, из которого в облисполком станут поступать неоднократные ходатайства об открытии церкви. Во время Великой Отечественной войны в СССР снова разрешили открывать храмы, но, естественно, под строжайшим контролем государства. С просьбой открыть храм обращались в Мурманский облисполком и верующие из Кандалакши, но их заявления были отклонены. Как сообщалось в справке облисполкома, причиной отказа стало незначительное количество ходатайствующих, в основном происходивших из «кулаков-спецпереселенцев». Кроме этого, отказ мотивировался тем, что бывшее церковное здание полностью перестроено и используется под клуб, который «является единственным местом проведения политических и культурных мероприятий в районном центре». Историю прихода в новейшее время можно начать с 1988 года – года 1000-летие крещения Руси. В Кандалакше 31-го марта 1988 г., постановлением Совета по делам религии при Совете министров СССР, была зарегистрирована религиозная община Русской Православной Церкви.

http://sobory.ru/article/?object=45368

стратегия громоотвода. Как правило, даже если верующих было много и на закрытие храма они не соглашались, сельсовет находил возможность создать иллюзию почти полного согласия. Например, проводились отдельные собрания ячейки Союза воинствующих безбожников (если таковая имелась), комсомола, сельсовета, школьных, клубных и медицинских работников – на этих собраниях верующих практически не было. Проводили собрания не по месту жительства, а по месту работы – так было легче добиться согласия. Атеисты могли проголосовать за закрытие храма сразу на нескольких собраниях. При этом можно было сделать так, чтобы на собраниях не было верующих, для этого, например, было достаточно указать одним из пунктов повестки антирелигиозную лекцию, которые верующие бойкотировали. В случае же если некоторые протоколы не свидетельствовали о нужных настроениях, например, в них приводились данные о голосовании, где многие были против, то эти протоколы можно было и не предоставлять. Наконец, можно было просто предоставить подписные листы с подписями всех согласившихся на закрытие. Примечательно, что в данном деле нет ни одного протокола собрания местных жителей, на котором было бы вынесено решение о закрытии храма. Данный факт более чем наглядно свидетельствует о силе религиозности местных жителей. Колокола с храма, вес которых составлял 10,5 т, были сняты в период с апреля 1936 по февраль 1939 г. (ГАИО. Ф. Р-2953. Оп. 1. Д. 16. Л. 26). С 1945 по 1950 г. прихожане ежегодно ходатайствовали об открытии своего храма (написали 10 прошений, 24 раза посетили уполномоченного, число подписей на заявлениях достигало 74), но храм так и не был открыт (Зин Н.В. Деятельность Владимирской епархии по открытию приходов в 1943–1953 гг.//Записки Владимирских краеведов. Владимир: Транзит-ИКС, 2010; с. 111). Упорная борьба верующих Ущера за свой храм во второй половине 1930-х и в 1940-е гг. объяснялась тем, что к тому времени им пользовались не только исконные прихожане, но и прихожане закрытых храмов Кусунова и Лунёва. За последующие полвека ситуация в данной местности сильно изменилась: в 1990-е гг. храмы в Кусунове и Лунёве, где общины распались сами, были открыты, в Ущере же, прихожане которого до 1950-х гг. боролись за право открыть храм, храм до сих пор не действует и находится в аварийном состоянии. Ершов А.Л. О закрытии храмов в Кусунове, Лунёве и Ущере в 1930-е годы//Старая столица: краеведческий альманах. Вып. 7/Центральная городская библиотека г. Владимира, отдел краеведческих исследований. – Владимир, 2013. Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=02313

     Хотя Тучков и получил орден Трудового Красного Знамени, с ликвидацией в 1929 году Антирелигиозной комиссии и приходом в 1934 году к руководству органами НКВД и госбезопасности Генриха Ягоды начинается карьерный закат «игумена». Отныне он пробавляется участием в кадровых «чистках» московских районных парторганизаций и вузов. Но то, что «религиовед» не попал в «команду» Ягоды, расстрелянного в 1938 году, в конечном итоге спасло ему жизнь. В последние годы работы в НКВД занимал должность уполномоченного по Уралу. В звании майора госбезопасности (что соответствовало армейскому комбригу) в 1939 году был уволен, занимался атеистической пропагандой и в 1941 году стал ответственным секретарём Центрального совета Союза воинствующих безбожников, возглавляемого «старым большевиком» Емельяном Ярославским (Минеем Губельманом). Крах «дела всей жизни» Целенаправленному государственному богоборчеству положил начало декрет советского правительства «Об отделении Церкви от государства и школы от Церкви», принятый в январе 1918 года. Церковь утратила правовой статус, право на распоряжение имуществом, защиту в судебном порядке, материальные ценности подлежали изъятию. Борьбу с верой Христовой Ленин в программной статье «О значении воинствующего материализма» назвал «нашей государственной работой». В 1932 году в СССР провозгласили начало «безбожной пятилетки», в ходе которой гонения на православие приобрели всеобщий и систематический характер. Союз воинствующих безбожников (СВБ) официально насчитывал 50 000 первичных организаций, до 7 миллионов членов, из которых 2 миллиона входили в группы «юных воинствующих безбожников». Конституция СССР 1936 года уже не включала положения о свободе религиозного исповедания, оставляя гражданам лишь право на «отправление религиозных культов», зато закрепляла право на «свободу антирелигиозной пропаганды». Преследования Православной Церкви повлекли оживление псевдоправославного сектантства, появление мистических течений, «подпольных групп». Однако, несмотря на почти полную административно-репрессивную ликвидацию Церкви, всесоюзная перепись населения 1937 года показала высокий уровень религиозности советских граждан (вопросы о религиозных убеждениях в опросные листы внесли по личной инициативе Сталина). Из 30 миллионов неграмотных граждан старше 16 лет верующими объявили себя 84% (25 млн. человек), из грамотных — 45% (свыше 30 млн.).

http://pravoslavie.ru/112229.html

В новой Казани будут три новых социалистических города — три индустриальных центра Татарстана: Казань 1 — бывшая Казань, Казань 2 — город Машиностроя и Казань 3 — город Вагоностроя». — То есть действовали по известному принципу «лес рубят — щепки летят»… Да, и «щепками» в данном случае выступали такие «пережитки прошлого», как «объекты культа». По сути дела, претворялся в жизнь лозунг, опубликованный 5 апреля того же 1932 года в печатном органе Центрального совета «Союза воинствующих безбожников»: «Ликвидируя на основе систематической и образцово развёрнутой подготовительной антирелигиозной пропаганды очаги религиозного мракобесия, — создадим вместо них очаги социалистической культуры».      Весьма показательно в этом плане, что, например, одним из первых шагов по созданию «Казанского Машиностроя» («Авиапрома») стала «перестройка» церкви во имя Смоленской иконы Божией Матери села Караваево в столовую. В дальнейшем она была окончательно уничтожена, и до сих пор в этом «заводском углу» Казани нет церкви, хотя потребность в ней более чем очевидна. Бывший Казанский Богородицкий монастырь, безусловно, подвергся ещё более масштабной «перестройке». 20 апреля 1932 года в «Красной Татарии» была опубликована заметка «Фабрика для шести областей», автором которой являлся «Начальник строительства Евсеев». В ней рассказывалось о строительстве «Востоккино», а также в качестве иллюстрации была помещена фотография (к сожалению, малоинформационная) с подписью «Здания быв. Казанского монастыря перестраиваются под кинофабрику Востоккино». «Всего на стройке, — сообщал, в частности, товарищ Евсеев, — сейчас занято около 200 рабочих: каменщики, бетонщики, арматурщики. На площадке производится разработка некоторых старых зданий, начата подстройка третьего этажа для главного корпуса кинофабрики. В ближайшие дни будет приступлено к земляным работам для подготовки котлованов под ателье». Взятые темпы и размах работ не оставляли никакой надежды на сохранение «внутренних» храмов. «Заканчивается разборка старых зданий, — рапортовала уже через месяц — 22 мая 1932 г. — “Красная Татария”, — строятся котлованы для фундаментов и главного съёмочного павильона, прокладываются узкоколейные подъездные пути (с деревянными рельсами). В ближайшие дни начнётся надстройка третьего этажа, где будут размещены все лаборатории кинофабрики.

http://pravoslavie.ru/94655.html

На третьем допросе 24 сентября отец Иоанн высказал убеждение, что религия и советская власть никогда не примирятся, что чем больше религиозно настроенных людей, тем больше ее врагов. Причина этой вражды, по словам новомученика, - то, что советское правительство «старается разрушить религию, которая веками строилась и расширялась». На допросе 1 декабря священник вновь подтвердил свою позицию: «В своих рукописях я доказывал, что марксистское миропонимание не верно, в частности я доказывал неверно[сть] учения Энгельса, Ленина. Эти доказательства я приводил в большинстве своих рукописей, поставив перед собой задачу - активно отстаивать религиозную науку, борясь с материалистической наукой. Цель у меня была такова: доказать неправильность марксистского учения и, в частности, неправильность научных трудов Энгельса и Ленина, доказать правильность библейского учения». Один из свидетелей по делу показал, что отец Иоанн в разговоре с ним «упоминал имя ученого Дарвина, по учению которого человек произошел от обезьяны. Учение это Заседателев называл неправильным и доказывал, что человека сотворил Бог». По словам одного из обвиняемых, священномученик говорил, что «колхозники живут очень плохо, т. к. колхозы не могут улучшить материальную потребность крестьянина даже в хлебе, колхозники голодают, раньше крестьянин в несколько раз лучше жил, чем при Советской власти». К делу был также приобщен акт «экспертизы» трудов новомученика, выполненной 10 декабря 1934 года ответственным секретарем Саратовского краевого оргбюро Союза воинствующих безбожников Д. А. Гнездиловым и временно исполняющим должность начальника Саратовского краевого объединения литераторов С. И. Ванштейном. «Эксперты» охарактеризовали представленные им рукописи как «сплошной контрреволюционный выпад наиболее остервенелого представителя церковников». При этом автор рукописей с результатами «экспертизы» так и не был ознакомлен. Однако в 1988 году в протесте прокуратуры Саратовской области в Президиум Саратовского областного суда, который привел к пересмотру «дела пугачевских церковников» и их реабилитации, было указано, что «указанные экспертные заключения являются тенденциозными и необъективными, сама экспертиза проведена с нарушениями соцзаконности и некомпетентными лицами. Никаких ни прямых, ни " тонко завуалированных " выпадов против советской власти в рукописях не содержится, а " выпады против безбожия " сами по себе антисоветскими не являются. В этих рукописях не содержится выпадов или призывов, направленных против существующего в СССР строя или на его ослабление».

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/0...

Атеистические журналы вплоть до июля 1941 года публиковали статьи, в которых заявлялось о том, что «религия является злейшим врагом советского патриотизма» (5), а бессменный глава Союза воинствующих безбожников Емельян Ярославский продолжал пользоваться благосклонностью вождя (6). Перемены в религиозной политке Война кардинально все изменила. По крайней мере, массированные антирелигиозные атаки на религию и Церковь прекратились. Перестали издаваться атеистические журналы и газеты. По словам советского религиоведа Э. И. Лисавцева, специализировавшегося на критике «буржуазной фальсификации» положения религии в СССР, уже в июле 1941 года состоялась первая встреча И. В. Сталина с Патриаршим Местоблюстителем митрополитом Сергием (Страгородским), результатами которой оба остались довольны7. К сожалению, проверить данное заявление вплоть до сегодняшнего дня не удалось. Но, даже если считать, что подобная встреча состоялась, остается предположить лишь одно: вождь в прагматических целях решил разыграть «церковную карту», тем более что митрополит Сергий с Посланием к «Пастырям и пасомым Христовой Православной Церкви» обратился уже 22 июня 1941 года, заявив, что «Церковь Христова благословляет всех православных на защиту границ нашей родины» (8). Интереснее, думается, обратить внимание на иное: в условиях глобального противостояния с врагом, после провозглашения начавшейся войны войной Отечественной, деятельность Союза воинствующих безбожников свернули (хотя саму организацию официально и не распустили), а главному безбожнику страны — Ярославскому, в течение двух десятилетий занимавшемуся шельмованием церковных деятелей и глумившемуся над религиозными чувствами миллионов веру­ющих, было предложено публично отметить новую патриотическую позицию Церкви. Просьбу, которая скорее выглядела как ответственное задание, Ярославский получил через личного помощника Сталина, заведующего Особым сектором ЦК ВКП (б) А. Н. Поскрёбышева. Преодолев вполне понятные сомнения, Ярославский нашел своеобразный выход: 2 сентября 1941 года он подготовил специальную статью под названием «Почему религиозные люди против Гитлера», подписав ее странным псевдонимом — Каций Адамиани. Псевдоним, вероятно, был выбран не случайно: в грузинском языке «адамиани» значит «человек» (от библейского Адама); слово «каци» также может обозначать «человека», «мужчину» (слово использовалось в грузинском языке еще до принятия христианства). Исходя из этого, можно понять, на что намекал Ярославский (особенно имея в виду главного своего читателя — самого Сталина).

http://e-vestnik.ru/history/zerkov_i_sta...

Атеистические журналы вплоть до июля 1941 года публиковали статьи, в которых заявлялось о том, что «религия является злейшим врагом советского патриотизма» 5 , а бессменный глава Союза воинствующих безбожников Емельян Ярославский продолжал пользоваться благосклонностью вождя 6 . Перемены в религиозной политке Война кардинально все изменила. По крайней мере, массированные антирелигиозные атаки на религию и Церковь прекратились. Перестали издаваться атеистические журналы и газеты. По словам советского религиоведа Э.И. Лисавцева, специализировавшегося на критике «буржуазной фальсификации» положения религии в СССР, уже в июле 1941 года состоялась первая встреча И.В. Сталина с Патриаршим Местоблюстителем митрополитом Сергием (Страгородским) , результатами которой оба остались довольны 7 . К сожалению, проверить данное заявление вплоть до сегодняшнего дня не удалось. Но даже если считать, что подобная встреча состоялась, остается предположить лишь одно: вождь в прагматических целях решил разыграть «церковную карту», тем более что митрополит Сергий с Посланием к «Пастырям и пасомым Христовой Православной Церкви» обратился уже 22 июня 1941 года, заявив, что «Церковь Христова благословляет всех православных на защиту границ нашей родины» 8 . Интереснее, думается, обратить внимание на иное: в условиях глобального противостояния с врагом, после провозглашения начавшейся войны войной Отечественной, деятельность Союза воинствующих безбожников свернули (хотя саму организацию официально и не распустили), а главному безбожнику страны — Ярославскому, в течение двух десятилетий занимавшемуся шельмованием церковных деятелей и глумившемуся над религиозными чувствами миллионов веру­ющих, было предложено публично отметить новую патриотическую позицию Церкви. Просьбу, которая скорее выглядела как ответственное задание, Ярославский получил через личного помощника Сталина, заведующего Особым сектором ЦК ВКП(б) А.Н. Поскребышева. Преодолев вполне понятные сомнения, Ярославский нашел своеобразный выход: 2 сентября 1941 года он подготовил специальную статью под названием «Почему религиозные люди против Гитлера», подписав ее странным псевдонимом — Каций Адамиани. Псевдоним, вероятно, был выбран не случайно: в грузинском языке «адамиани» значит «человек» (от библейского Адама); слово «каци» также может обозначать «человека», «мужчину» (слово использовалось в грузинском языке еще до принятия христианства). Исходя из этого, можно понять, на что намекал Ярославский (особенно имея в виду главного своего читателя — самого Сталина).

http://patriarchia.ru/db/text/5642316.ht...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010