Галина Игоревна упоминает о своей научной деятельности, и я прошу её рассказать о том, почему она занялась родом Спиридовых. Выяснилось, что, учась в Ярославском университете, она собирала материал и в музее Чесменской битвы. - В Чесменском храме, когда он ещё был музеем? - Да, у вас. А ещё в архивах, и, конечно, использовала наши документы. - Публикация об адмирале на сайте Преображенского храма села Нагорья сделана на основе ваших материалов? - Да. Отдельное место в моей работе принадлежит этому храму. Храм. Футбол. Череп То, что я читала об истории Преображенского храма, в общем, ничем не отличается от истории разорения русских церквей в начале прошлого века. Храм простоял до 30-х годов и был разрушен деятелями из союза воинствующих безбожников. Во время грабежа была вскрыта могила Г. А. Спиридова; деревянный гроб вынесен на улицу и выброшен у ограды... Но, слушая Галину Игоревну, я в который раз убеждалась, что живая история края сохраняется только в устных преданиях местных жителей. И неважно, чей это рассказ: профессора или простого крестьянина. - Григорий Спиридов построил храм, где и был похоронен, - рассказывает моя собеседница. - Над захоронением адмирала была икона Преображения Господня, горела неугасимая лампада и висел его кортик. Могила была восстановлена, но, к сожалению, не в том виде, в котором когда-то существовала. В архивных документах я нашла информацию директора школы Иванова о том, что захоронение было вскрыто, и описание того, что в ней увидели: позументы (я так понимаю, что он был похоронен в адмиральском костюме), перчатки и прочее. Он пишет, что потом он снова всё это захоронил, как положено. - А в каком году директор школы вскрывал могилу? - В 1942-1943 годах. Иванов потом пишет о том, что видел, как ребятишки играли черепом в футбол по самому храму. И он предположил, что это был череп адмирала Спиридова. Я поняла, что он сделал ошибочное заключение. Но откуда мог взяться в храме череп? Думаю, что разорили захоронение его супруги. В архивных документах есть данные о том, что оно находилась рядом с могилой адмирала. На этом месте сейчас просто пол, и мне это очень не нравится...

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2012/0...

Долг эмиграции – сохранить духовные ценности Святой Руси, чтобы передать их будущим поколениям Долгом эмиграции, согласно посланию, становилось сохранение духовных ценностей Святой Руси, чтобы впоследствии можно было «передать их будущим поколениям, подготовив их для службы возрожденной Великой России». В послании «Русской пастве, в рассеянии страждущей» говорилось, что освобождение России произойдет только после ее покаяния, причем оружием русского человека должен стать крест, а условием победы над безбожниками – личная святость. Собор призывал «молить Бога, чтобы Он, облекши нетленною славою Царя-мученика, проявил милость Свою русскому народу и возвратил на престол Российский Своего Помазанника Православного Царя» . На протяжении долгого времени РПЦЗ, откликаясь на сообщения о смягчении гонений на Церковь в Отечестве, свидетельствовала, что все это лишь уловки правящего режима. Слухи о прекращении гонений периодически появлялись в эмиграции. Так было во время НЭПа (середина 1920-х гг.), когда, казалось, власть прекратила свою атеистическую политику. Но со стороны Зарубежной Церкви звучали предупреждения, что это только временное смягчение гонений. Так и произошло: в середине 1920-х годов гонения на Церковь возобновились с новой силой, а начало 1930-х было ознаменовано массовыми арестами священнослужителей. Похожая ситуация сложилась в середине 1930-х годов, когда были закрыты некоторые отделения Союза воинствующих безбожников, а также ряд атеистических музеев. Со стороны немногочисленных, но весьма активных заграничных коммунистических апологетов стали раздаваться заявления, что гонения позади. И вновь Архиерейский Синод заявил: ослабление гонений – тактический ход, имеющий временный характер . Действительно, последующие годы – 1937-й и 1938-й – были самыми страшными годами не только для Российской Церкви, но и для всего христианства. После этих кровавых лет на кафедрах осталось только 4 архиерея, а количество приходов снизилось примерно до 200. В 1943 году, после победы на Курской дуге, когда стало понятно, что Германия войну проиграла, государственное руководство СССР предпочло использовать Церковь в своих целях. Государству было политически невыгодно идти в Европу под безбожными знаменами. Кроме того, с помощью Церкви можно было укрепить советское влияние на Балканах и на Ближнем Востоке, а также противодействовать влиянию Константинопольского патриарха, за которым стоял Запад. Именно тогда состоялась известная встреча Сталина с тремя митрополитами, после чего по всей стране было открыто около 1000 церквей и 1 монастырь, было разрешено формально избрать Патриарха. И вновь РПЦЗ заявила, что это лишь тактическое послабление, что мирный для Церкви период долго не продлится . Действительно, как только необходимость в поддержке Церкви отпала, государство снова взяло на вооружение атеистическую идеологию и с 1948 года вновь возобновило гонения на Церковь.

http://pravoslavie.ru/105173.html

Женщина равна по чести мужчине – прежде всего в силу этого общего для них благословения Божия, полученного при сотворении. Поэтому, любое рассуждение на тему женской неполноценности и мужского превосходства в стиле «курица – не птица» смело можно считать нехристианским и небиблейским. Был, правда, в истории Церкви любопытный случай, когда на Маконском соборе 585 года, собравшем иерархов Бургундии, «...поднялся кто-то из епископов и сказал, что нельзя называть женщину человеком. Однако после того как он получил от епископов разъяснение, он успокоился. Ибо Священное Писание Ветхого Завета это поясняет: вначале, где речь шла о сотворении Богом человека, сказано: ...мужчину и женщину сотворил их, и нарек им имя Адам, что значит – человек, сделанный из земли, называя так и женщину и мужчину; таким образом, Он обоих назвал человеком. Но и Господь Иисус Христос потому называется Сыном Человеческим, что Он является сыном Девы, то есть женщины. И Ей Он сказал, когда готовился претворить воду в вино: «Что Мне и Тебе, Жено?» и прочее. Этим и многими другими свидетельствами этот вопрос был окончательно разрешен» (святой Григорий Турский . История франков). Однако из одного исторического курьеза вовсе не следует, будто Церковь когда-либо всерьез решала проблему – считать ли женщину человеком. Шестой век в Западной Европе был веком христианизации варваров. И реплика одного из участников Маконского собора была лишь отголоском языческих представлений о женщине у новообращенных франков и галлов. Так что породило этот нелепый вопрос вовсе не христианство . Наоборот, оно помогло его снять. Кость без мозга Библейский рассказ о сотворении жены из ребра Адама в советское время был излюбленной мишенью лекторов и пропагандистов научного атеизма из «Союза воинствующих безбожников» (впоследствии стыдливо переименованного в общество «Знание»). В их изложении творческий акт создания жены был представлен чем-то вроде художественной резьбы по кости, поскольку слово «ребро» они предлагали понимать исключительно в анатомическом смысле. Побочным продуктом этой атеистической вульгаризации текста Священного Писания стал новый набор пошлых шуток на тему женской «неполноценности», где обыгрывалась мысль о том, что женщина сотворена из единственной кости человеческого организма, которая не содержит в себе мозга.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Изображавшие духовенство ряженые несли плакаты с непристойными надписями, «чучела богов» разных религий, включая кощунственные изображения Господа Иисуса Христа и Богоматери. Закончилось все большим костром перед часовней, в котором сожгли «религиозную атрибутику». В 1929 году часовню закрыли и снесли за одну ночь по инициативе члена ЦК, главы «Союза воинствующих безбожников» Емельяна Ярославского. К тому времени древней святыни в часовне уже не было. В дни кампании по изъятию церковных ценностей в 1922 году чудотворную Иверскую икону увезли в неизвестном направлении... В 1994-1995 годах Воскресенские ворота и Иверская часовня были восстановлены. Здесь помещен современный список Иверской, написанный на Святой Горе. Службу совершает поочередно все московское духовенство: каждый день читается акафист Божией Матери. К сожалению, присоединяется к этой молитве не так много людей из тех, кто приходит посмотреть на Красную площадь, главную московскую достопримечательность. Сокровища храма Воскресения Храм Воскресения Христова в Сокольниках Как сложилась судьба иконы из Иверской часовни? Есть надежда, что она не погибла в лихолетье. Ее описанию в точности соответствует икона, в 1933 году поступившая в Третьяковскую галерею без указания происхождения. Но многие убеждены, что уже долгие годы икона находится в храме Воскресения Христова в Сокольниках. Он тоже не закрывался в советское время, и здесь сосредоточено множество почитаемых святынь, которые свозили сюда из разоренных церквей. Расскажем о нем кратко, ведь его история не менее удивительна. На переломе XIX–XX веков в маленьком больничном храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в Сокольнической слободе служил протоиерей Иоанн Кедров. В то время это был рабочий район, где жили в основном небогатые люди, которые были задавлены заботами о «хлебе насущном» и редко посещали храм. Отец Иоанн был ревностным священником, который болел душой о людях. Однажды после горячей молитвы ему явилась в сонном видении Царица Небесная и повелела построить в Сокольниках большой и красивый храм, чтобы он самим своим видом и благовестом мог напоминать окрестным жителям о Боге.

http://pravoslavie.ru/98084.html

Или уж пусть она открыто, без всяких оговорок, скажет нам, что она не верует в Бога: тогда мы будем знать, что они отреклись от Христа, что Русь уже перестала быть православною, что мы живем уже в новом каком-то языческом государстве, и будем сообразовать свои действия с тем, чему учит нас история первых веков христианства. Нам наскучили лицемерие, ложь, обман, коими окутано все, что идет из недр революции, которая, обещая какую-то свободу от царской власти, отдает народ и даже его святыни, все достояние Церкви во власть толпы буйных солдат и отравленных безбожием рабочих, очевидно руководимых врагами Христа. Вот, отцы и братия, над чем наш долг теперь подумать. Простите мое дерзновение. Я долго молчал после переворота и теперь говорю не в газетной статье, а как епископ, пред лицом всего Церковного Собора. Ужели и мне, старику уже, больному, нельзя с полной откровенностью излить всю боль души своим же собратьям и верным чадам родной Матери Церкви? Тогда где же пресловутая свобода слова? Умереть нельзя с спокойной совестью, что [не] сказано то, чем так болеет наша православная русская душа. Да и когда же и где же еще дерзать во имя блага Церкви Христовой, как не в священном собрании ее архипастырей, пастырей и верных чад, которое в настоящее время должно олицетворять всю Русскую Православную Церковь. Да, теперь или уже – никогда! Сейчас пред этим собранием, или, говоря церковным языком, Собором, – все склонилось: нет ни Синода, ни столь гремевшего в течение двух веков обер-прокурора, ни даже мирской власти, которая сама всюду возвещает свободу совести и слова: здесь только чада Церкви с своими архипастырями, и все мы веруем непреложному слову Господа: идеже… два или трие собрани во имя Мое, ту есмь посреде их . Веруем, что Он – с нами, Он – посреде нас, если только мы будем с Ним; Он слышит наши воздыхания, нашу мольбу о защищении Его непорочной невесты, нашей Матери Церкви, искупленной Его честною кровию, о защите ее от врагов видимых и невидимых, внешних и внутренних. Веруем, что слышит и – исполнит во благих моление наше. Аминь. Архиепископ Никон, член Святейшего Синода НИОР РГБ, ф. 765, к. 5, е.х. 36, лл. 1–2. Львов В.Н. (1872–1934) – обер-прокурор Святейшего Синода (март–июль 1917). В 1920 г. эмигрировал. В июле 1922 г. с разрешения властей возвратился в Россию и примкнул к «Живой церкви». Управляющий делами ВЦУ до мая 1923 г. и активный пропагандист обновленчества, а позже член Союза воинствующих безбожников. В 1927 г. сослан в Томск. Время его пребывания на посту «стало тем периодом в жизни Русской Церкви, который фактически положил начало революционным гонениям на нее». (Материалы по истории русской иерархии: Статьи и документы. М., 2002. С. 65.)

http://pravoslavie.ru/3108.html

Калиновский С. В. – бывший священник, обновленческий деятель. Калмыков Б. Э. – советский партийный и государственный деятель. Каменев (Розенфельд) Л. Б. – советский партийный и государственный деятель. Канатчиков С. И. – главный редактор Государственного издательства художественной литературы. Кандилов Б. П. – антирелигиозный пропагандист. Кандырев – представитель Наркомата земледелия. Карахан Л. М. – советский государственный деятель, дипломат Касименко В. А. – советский партийный и комсомольский дентель, представитель ЦК РКЛСМ в АРК. Каша И. Б – советский государственный деятель. Кедровский И. – протоиерей, обновленческий «митрополит». Кашкович – член Временного совета ОДГБ. Кипянти – пастор. Кирилл Владимирович (Романов) – великий князь. Кирилл (Смирнов К. И.) – митрополит, сщмч. Кирилл (Тимофеев) – старообрядческий архиепископ. Киров С.М. – советский партийный и государственный деятель. Клемм Е. – идеологи специалист музейного дела. Кнорин В. Г. – советский партийный деятель. Князевский М.А. – священник, обновленческий «протоиерей», «митрополит». Кобецкий М. С. – деятель Союза воинствующих безбожников. Ковалевский И. – протоиерей. Козлов И. И. – советский партийный и хозяйственный деятель. Колосков И. Н. – руководитель евангельских христиан-трезвенников. Кондратьев Т К. – советский партийный и хозяйственный деятель. Константин VI – Константинопольский (Вселенский) патриарх/ Королев П. С. – представитель ЦК ВЛКСМ/ Коссаковский 3. М. – член Временного совета ОДГБ от Госиздата. Костеловская М. М. – советский партийный деятель. Костицын – сотрудник редакции газеты и журнала «Безбожник». Коутс В. П. – секретарь британского национального комитета «Руки прочь от России». Красиков П. А. – советский партийный и государственный деятель. Красницкий В. Д. – священник, обновленческий «протопресвитер всея России». Крестинский Н.Н. – советский партийный и государственный деятель, дипломат. Криницкий А. И. – советский партийный деятель, зав. Отделом агитации, пропаганды и печати ЦК ВКГ(б).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

— описать постулаты философии агностицизма; — рассказать историю Союза воинствующих безбожников или хотя бы перечислить его организаторов. Интересно, сколько опрошенных смогут правильно ответить на эти основополагающие атеистические вопросы? Будет ли хотя бы один человек? А потом по газетам и сайтам пойдет волна статеек со скандальными заголовками о глупых атеистах, и вот пристыженные безбожники прячут глаза… Нечто подобное можно сказать и про ислам. Разве кому-нибудь придет в голову допрашивать мусульман, пойманных на улице, гонять их по основам своей религии. «Молитесь ли вы пять раз в сутки, как положено правоверным мусульманам? Знаете ли вы все пять столпов ислама? Перечислите всех жен пророка и праведных халифов, процитируйте ваш любимый аят Корана в оригинале» (мусульмане обязаны учить арабский язык, утверждают многие шейхи) — вряд ли такие вопросы будут заданы представителям самой мирной религии со стороны светских исследователей. Реакция будет молниеносной и болезненной, сразу же запишут в провокаторы или объявят Великий Джихад . Но такого никогда не будет — пусть атеисты и мусульмане успокоятся, им ничего не грозит, идет старая добрая игра в одни ворота. Никто никому ничем не обязан, кроме православных, которые должны буквально всем. А всё потому, что правила игры нам устанавливает кто-то извне, и мы сами «ведемся» на эти трюки. У Православия нет задачи закидать всех шапками, дело не в цифрах как таковых, а в том, что люди вынуждены отчитываться неизвестно перед кем об особенностях своей духовной жизни. Честно ли так поступать со стороны безымянных организаторов опроса? Рискнем даже предположить, что само согласие отвечать на подобные вопросы означает принять заведомо подчиненное положение по отношению к чужим людям, далеким от веры. Вспомним рассказ Олеси Николаевой «Исповедь вертухаю», где само название говорит за себя. Странная ситуация, когда светские социологи становятся контролерами святости и решают, действительно ли человек православный верующий или нет.

http://ruskline.ru/analitika/2024/04/17/...

«Основная часть экспонатов — подлинники. В их числе облачения Предстоятелей советского периода, уникальные документы с подписями (к примеру, акафист, подписанный будущим Патриархом митрополитом Сергием (Страгородским) в 1938 году). В экспозиции подлинные антиминсы XVII века, подписанные Патриархами Никоном , Иоасафом . Кроме того, представлены антиминс, подписанный первым нижегородским митрополитом Филаретом, и антиминсы, относящиеся ко времени правления Екатерины II, Елизаветы Петровны, Александра I. Во время создания экспозиции митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий обратился к собратьям-архипастырям с просьбой передать личные вещи Предстоятелей, если они имеются в епархиях, в создаваемый музей. Так в нем появилось облачения Патриарха Пимена , переданные митрополитом Вятским и Слободским Марком и митрополитом Тульским и Ефремовским Алексием », — сказал архимандрит Тихон. В экспозиции представлены и реконструкции облачений первого Патриарха Московского и всея Руси Иова, Патриарха Никона и других. Делая реконструкцию облачения Патриарха Никона, создатели музея работали в Оружейной палате Московского Кремля, имели возможность видеть и снять размеры с подлинного облачения. В Италии были найдены производители бархата с рисунком, который был на ткани XVII века. Эту ткань использовали для создания реконструкции. Созданы несколько витрин, рассказывающих об истории становления Патриаршества на Руси. Здесь, в частности, находится вновь написанная картина, на которой изображен царь Федор Иоаннович, вручающий посох Предстоятеля Патриарху Иову, и многое другое. Часть экспозиции рассказывает о гонениях на Русскую Церквь в советский период. Посетители могут увидеть подлинные документы Союза воинствующих безбожников, значки, которые они носили, фотографии, антирелигиозную литературу и многое другое. Часть экспонатов музея Русского Патриаршества посвящена Святейшему Патриарху Кириллу, его нижегородским корням и судьбам его деда — иерея Василия Гундяева и отца — протоиерея Михаила Гундяева, пострадавшим за веру в эпоху богоборчества.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/6...

Отметим, что вера в происхождение человека от животных называется тотемизмом. Позицию о. Антония следует назвать «научным тотемизмом». Иначе трудно воспринимать фразу: «Эволюция происходит, и Бог сотворил человека из обезьяны». 3. Несторианское заблуждение — хула на Сына Божия Иерей Антоний Лакирев переиначивает евангельский сюжет до неузнаваемости: «Весной примерно 5 года до н.э. в Вифлееме родился ребёнок (со строчной буквы — прот. К. Б. )» c. 10]. В каком же месяце произошло Рождество Христово? «Мы вынуждены по косвенным и обрывочным указаниям пытаться предположить, когда это было. Ну вот, вероятнее всего, это было в конце марта» c. 11]. Похоже, что свящ. Антоний сознательно исповедует какого-то иного, неизвестного Церкви Христа. Описанные в Евангелии чудесные события, случившиеся во время Благовещения и Рождества Богомладенца Иисуса, он уподобляет слухам или небылицам: «О Его рождении рассказывают необычные вещи, о которых никто не знал на протяжении многих лет» c. 11]. «Лет через двадцать после Его смерти и Воскресения люди спохватились и попытались записать хоть что-то, что ещё помнили его родственники» [там же]. Выходит, что канонические Евангелия содержат недостоверные факты, о которых «никто не знал на протяжении многих лет»? Ведь, по мнению иерея Антония Лакирева, «спохватились» и «попытались записать хоть что-то» лишь «лет через двадцать после Его смерти»… И это заявляет не лидер Союза воинствующих безбожников Губельман-Ярославский, а священник! Однако это ещё пока не ересь. Приведём одну характерную цитату из книги: «Можно ли сказать, что Иисус из Назарета, родившийся в Вифлееме, был обычным человеком? Наверное, да: Он родился и рос, как всякий из нас. Он был смелым и умным…» c. 11]. Итак, по мнению автора, у обычных родителей (то есть «от папы и мамы», а вовсе не « от Духа Свята и Марии Девы ») обычным образом родился «обычный человек». Это — несторианская ересь, так писать о Рождестве Христом недопустимо. Сравним приведённые строки с мыслями еретиков-несториан, осуждённых на III Вселенском Соборе.

http://bogoslov.ru/article/6172806

Оформлены несколько витрин, рассказывающих об истории становления Патриаршества на Руси, о гонениях на Русскую Церковь в советский период. Посетители могут увидеть подлинные документы Союза воинствующих безбожников, значки, которые они носили, фотографии, антирелигиозную литературу и многое другое. Часть экспонатов музея посвящена Святейшему Патриарху Кириллу, его нижегородским корням и судьбам его деда — иерея Василия Гундяева и отца — протоиерея Михаила Гундяева, пострадавших за веру в эпоху богоборчества. Полномасштабное возрождение Реставрация Воскресенского собора проводилась в рамках развития паломническо-­туристического кластера «Арзамас — Дивеево — Саров», который организован в 2018 году при поддержке Президента Российской Федерации Владимира Путина и по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.   Первый этап реставрации — восстановление кровли и куполов храма — завершился в сентябре 2020 года. Седьмого марта 2021 года начался второй этап. Его проводила Ярославская художественная мастерская «Реставратор».   В 2019 году было проведено обследование, в котором участвовали архитекторы, химики-­технологи, искусствоведы и, конечно, художники-реставраторы. Специалисты выполнили пробные работы для определения техники росписи, материалов, изучили штукатурный и шпаклевочный слои. По результатам обследования был разработан проект реставрации. Для ЯХМ «Реставратор» комплексное обновление не является новшеством, но с таким грандиозным масштабом работ мастера столкнулись впервые. Перед началом и в период реставрации проводилась серьезная исследовательская работа. На основании исторических материалов мастера воссоздали пять икон: «Святой Предтеча и Креститель Господень Иоанн», «Успение Божией Матери», «Преображение Господне», «Вознесение Господне», «Рождество Христово». Они написаны в колорите и стиле сохранившихся в соборе образов, поэтому гармонично вписались в пространство храма. Было собрано много старинных фотографий. Они помогли в восстановлении, например, иконостасов, отличающихся необыкновенно изящной, тонкой резьбой.

http://e-vestnik.ru/analytics/zhemchuzhi...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010