В Рязани переименовали улицы Безбожные по инициативе регионального отделения Союза православных женщин 24 марта 2023 г. 15:43 Улицы Безбожные в Рязани переименованы в 1-й и 2-й Вокзальные проезды. Соответствующее решение приняли депутаты Рязанской городской Думы. Безбожными улицы были названы в 1935 году по инициативе Союза воинствующих безбожников. Вопрос о переименовании указанных улиц ставился уже давно, еще 15 лет назад его поднимала топонимическая комиссия Рязани. Однако решение за все это время так и не было принято. В феврале этого года члены Рязанского отделения Союза православных женщин направили письмо в городскую Думу с обращением о необходимости переименования улиц. «Топонимы создаются обществом и для самого общества. Любое географическое название исторично и является памятником культуры каждого народа. Названия наших городов и поселений, улиц и площадей, застав и слобод являются памятниками духовной культуры особого рода. Топонимы, как творение народа, служат ориентирами во времени и пространстве, создавая историко-культурный облик страны. Они являются отражением развития общества», — говорилось, в частности, в письме. В тексте было также отмечено, что Рязань — древний город, история которого неразрывно связана с православной верой. Из-за разрушения в ХХ веке традиционных устоев русского человека и гонений на верующих людей выросло уже не одно поколение без духовно-нравственных ориентиров. Это послужило развитию деструктивных идеологий со множеством негативных последствий. Обращение членов регионального отделения Союза православных женщин было вынесено на обсуждение, которое состоялось на заседании городской Думы 23 марта 2023 года. Председатель топонимической комиссии Рязани Николай Булычев рассказал, что жители улиц спокойно отнеслись к переименованию. Как уточнили депутаты, при изменении названий местным жителям не требуется смена прописки, за исключением случаев, если они будут менять паспорт или продавать недвижимость на этих улицах. Рязанская епархия /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/6...

В Карелии известный карикатурист оскорбил чувства верующих Петрозаводск, 10 октября 2006 г . 8-го октября в Карелии прошли выборы депутатов Законодательного собрания республики и глав местного самоуправления. В ходе беспощадной борьбы за места на высотах местной власти, дело доходило до самых изощренных кощунств и оскорблений религиозных чувств, сообщается на сайте Петрозаводской и Карельской епархии . В 40-м номере коммерческого издания «Городские страницы», вышедшем 2 октября, статью Андрея Бурлякова «Помогите чужому бизнесу» сопровождает лукавая картинка карикатуриста Алексея Меринова. На ней полотнище с нарисованным (прости, Господи!) Распятием используется фотографом как забавный фон для своих снимков. В дыру в этом полотне спешат поместить свои головы кандидаты в градоначальники и депутаты с толстыми мешками за спиной, чтобы, по воле безумного мастера карандаша, предстать перед своими избирателями в столь кощунственном виде. Таким манером, по убогой мысли автора рисунка, ненавидимые им кандидаты пытаются спрятать свое истинное лицо. «Богохульник будет наказан Богом», – так отозвался о подобном «творчестве» архиепископ Петрозаводский и Карельский Мануил, и напомнил заигравшимся в предвыборных битвах кандидатам и журналистам, что жизнью правят не ухищрения человеческие, а воля Промыслителя Бога. Представители епархии позвонили в редакцию бойкого газетного листка, бесплатно распространяющегося в Петрозаводске 100-тысячным тиражом, и с горечью спросили: почему городское издание позволяет себе глумиться над дорогой для православных верующих святыней? «У вас нет чувства юмора», – возмутился в ответ редактор. Еще бы! В 30-х годах прошлого столетия именно такими картинками в журналах союза воинствующих безбожников сопровождались невиданные ранее в цивилизованном мире погромы православных храмов и бесценных культурных сокровищ. Печально, однако, что и сегодня торжествующее бесстыдство стараются оправдать чувством юмора. И даже забывают о том, что границы безграничному «юмору» журналистов ныне обозначены в законодательстве. 10 октября 2006 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/18739.html

В Саратовском областном музее краеведения открылась выставка " Обретенная святыня " Саратов, 22 декабря 2004 г. В Саратовском областном музее краеведения открылась выставка " Обретенная святыня " . Ее главным экспонатом стал уникальный мощевик, датируемый XVIII веком. Он представляет собой деревянную доску, на которой расположены 132 углубления с частицами мощей святых: евангелистов Матфея, Марка, Луки, апостола Андрея Первозванного, пророка Даниила, святителей Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста, великомучеников Георгия Победоносца, Целителя Пантелеимона, многих русских подвижников, сообщает пресс-служба Саратовской епархии . История мощевика связана с именем князя Сергея Федоровича Голицына (1748-1810), боевого генерала, участника суворовских кампаний, кавалера российских и иностранных орденов. По преданию, мощевик находился первоначально в его походной церкви. В 1795 году в имении Прозоровских-Голициных селе Зубриловке была построена церковь в честь Преображения Господня. Там и пребывала святыня до закрытия церкви в 1921 году. В 1930 году мощевик, лишившийся серебряного оклада, появился среди экспонатов антирелигиозной выставки, открытой по инициативе Союза воинствующих безбожников. Впоследствии все материалы выставки поступили в Саратовский Краевой музей. К счастью, в фондах областного музея краеведения сохранилась фотография мощевика в окладе: лишь благодаря ей стало возможным атрибутировать частицы мощей. Согласно Положению о передаче религиозным организациям находящегося в федеральной собственности имущества религиозного назначения, Федеральное агентство по культуре и кинематографии разрешило Саратовскому областному музею краеведения передать мощевик Саратовскому Епархиальному управлению в постоянное пользование. Торжественный акт передачи святыни Русской Православной Церкви состоится в январе 2005 года. 22 декабря 2004 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/12211.html

Прививать толерантность нужно путем воспитания уважения по отношению к традиционным религиям, уверен председатель ОВЦС 13.12.2021 15:06:15 МОСКВА Признаком нетолерантности общества считают некоторые комментаторы результаты опроса ВЦИОМ, согласно которому подавляющее большинство россиян (80%) убеждены, что шутки над Церковью недопустимы ни при каких обстоятельствах. Противоположного мнения придерживается только 17 процентов сограждан. С такими суждениями не согласился председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион. В эфире телевизионной программы «Церковь и мир» он подчеркнул: «Я думаю, что речь как раз идет о том, что мы должны воспитывать толерантность путем воспитания уважения по отношению к традиционным религиям. Это касается не только шуток над Православной Церковью, а вообще шуток, насмешек, издевательств над религиозными традициями». «Слишком много было этого в нашей истории: мы в течение 70 лет жили в ситуации, когда атеизм официально пропагандировался, а над религией смеялись, издевались, верующих преследовали, — констатировал архипастырь. — Зачем же нам повторять эти ошибки?» Владыка напомнил: «От советского периода осталось множество карикатур на Церковь, на священнослужителей. В 20-е и 30-е годы XX века действовал Союз воинствующих безбожников, который возглавлял Емельян Ярославский, — они публиковали множество памфлетов против Церкви, всякую антирелигиозную литературу, карикатуры». Хотя постепенно этот антирелигиозный угар несколько затух, а с началом войны политика государства в отношении Церкви изменилась, все-таки практически до последних лет существования Советского Союза официальной государственной идеологией был атеизм: он пропагандировался, а религию пытались вытеснить из умов и сердец людей, отметил митрополит Иларион. ____________________ Синодальный отдел по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой: Другие способы платежа:       Версия для печати Добавить комментарий Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: info@radonezh.ru Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

http://radonezh.ru/2021/12/13/privivat-t...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «БЕЗБОЖНИК» Периодические атеистические издания в СССР. 1) Газета, печатный орган Союза воинствующих безбожников (СВБ), издавалась с 21 дек. 1922 по янв. 1935 г., с марта 1938 по июль 1941 г., сначала нерегулярно, впосл. 3 раза в месяц и еженедельно. Ответственный редактор газеты - Е. М. Ярославский . 30 авг. 1924 г. организовано Об-во друзей газ. «Б.» (к апр. 1925 ок. 40 тыс. чел.). 19 апр. 1925 г. в Москве, в Доме союзов, состоялся съезд корреспондентов и друзей газ. «Б.», на к-ром создан Союз безбожников (с июня 1929 СВБ), а его Центральный Совет стал руководящим органом газеты. При газ. «Б.» было одноименное изд-во, к-рое выпускало антирелиг. книги и брошюры. 2) Журнал, издавался Центральным и Московским областным советами СВБ в марте 1925 - июне 1941 г., в 1925, 1933-1941 гг.- ежемесячно, в 1926-1932 гг.- 2 раза в месяц. В 1925-1932 гг. ответственный редактор журнала - Ярославский (председатель СВБ), в 1933-1941 гг.- Ф. М. Путинцев. Основным содержанием журнала было глумление над религ. чувствами верующих, «руководство» по проведению различных антирелиг. мероприятий (т. н. антипасхальников и т. п.), агитация за закрытие храмов и предоставление их («по просьбе трудящихся») под клубы и т. п. Художники-карикатуристы Н. Ф. Денисовский, М. М. Черемных, Д. С. Моор и др. издевательски изображали священнослужителей, церковные таинства и сюжеты из Свящ. Писания. На страницах «Б.» можно найти фотографии вскрытия мощей, изъятия церковных ценностей. В журнале часто встречаются оскорбительные выпады в адрес мч. имп. Николая II и его семьи, выдающихся церковных деятелей, монахов и монахинь, простых верующих. «Б.» (как и одноименная газета) предоставлял свои страницы для прямых доносов на священнослужителей, «признаний» бывш. священников, снявших с себя сан и отрекшихся от веры, выступавших на страницах печати с разными «разоблачениями». Существовал ряд аналогичных изданий, в т. ч. «Деревенский безбожник» (1928-1932), «Безбожник у станка» (издавался Московским комитетом РКП(б) в 1923-1931), «Безбожник за культурную революцию» (вышел 1 номер в 1928). Несмотря на откровенное богохульство и низкопробность названных изданий, в них можно найти информацию о гонениях на Церковь, даты закрытия храмов и мон-рей, имена репрессированных священнослужителей. Л. А. Головкова Рубрики: Ключевые слова: ЕЛЬЦИН Борис Николаевич (1931 - 2007), гос. и политический деятель, Президент Российской Федерации (1991-1999) БЕРИЯ Лаврентий Павлович (1899-1953), сов. гос. и полит. деятель, организатор массов. репресс. 30-х-нач. 50-х гг. ХХ в.

http://pravenc.ru/text/77798.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «ВОИНСТВУЮЩИЙ АТЕИЗМ» ежемесячный журнал, орган Центрального совета Союза воинствующих безбожников СССР . Издавался в янв.-дек. 1931 г. на рус. и нем. языках тиражом 5500 экз. Заменил ж. «Атеист», выходивший в 1922 1, 2) и 1925-1930 гг. 1-59) с общей периодичностью 1 раз в месяц (кроме 2 номеров в 1925 и 9 номеров в 1927). «В. а.» был «научно-исследовательским органом» в антирелиг. борьбе и содержал разделы «Социалистическое строительство и отмирание религии», «Классовая борьба, религия, церковь. Хроника антирелигиозного движения в СССР и за рубежом», «Контрреволюционная борьба церковных организаций против власти Советов. Судебные процессы», «Религия и антирелигиозное движение с точки зрения диалектического материализма. Критика буржуазных систем философии и религии с точки зрения пролетарского мировоззрения. Естествознание и религия», «Религиозные утопии и пролетарский коммунизм». Ответственным редактором журнала был П. А. Красиков . В редколлегию входили Е. М. Ярославский , Ф. М. Путинцев , А. А. Ивановский, Е. Д. Криницкий, А. Т. Лукачевский, Н. М. Маторин, А. Нырчук, В. Н. Ральцевич, И. А. Шпицберг (отв. секретарь). В отличие от др. изданий Союза воинствующих безбожников ( «Безбожник» , «Безбожник у станка» и др.), содержанием к-рых было откровенное кощунство и глумление над религией, материалы «В. а.» отличались «научностью», главную задачу редакция журнала видела в раскрытии «контрреволюционной сущности всякой религии». Значительное место в «В. а.» отводилось марксистской критике буржуазной философии, изучению социальных корней христианства и религ. ситуации в зарубежных странах. Печатались статьи и об опыте атеистического воспитания. Лит.: Воинствующее безбожие в СССР за 15 лет, 1917-1932: Сб. М., 1932; Воронцов Г. В. Ленинская программа атеистического воспитания в действии (1917-1957). М., 1972. Архим. Никон (Лысенко) Рубрики: Ключевые слова: ЕЛЬЦИН Борис Николаевич (1931 - 2007), гос. и политический деятель, Президент Российской Федерации (1991-1999)

http://pravenc.ru/text/155130.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «АНТИРЕЛИГИОЗНИК» ежемесячный атеистический журнал, орган Центрального совета Союза воинствующих безбожников СССР (СВБ), издавался в Москве с янв. 1926 по июнь 1941 г. Редактор издания - Е. М. Ярославский , статьи к-рого во многом определяли идейное направление журнала. «А.» являлся «научно-методическим» изданием СВБ, в к-ром разрабатывались идеологические основы массовой атеистической пропаганды, направленной в первую очередь против РПЦ и осуществлявшейся через низовые орг-ции (ячейки) СВБ. «А.» имел объем ок. 130 с., состоял из авторских статей и рубрик «Антирелигиозное воспитание в школе», «Письма с мест», «Хроника», «Методика антирелигиозной пропаганды», «Критика и библиография». Среди авторов журнала были В. Д. Бонч-Бруевич , Н. К. Крупская, А. Т. Лукачевский (зам. редактора), активисты СВБ. Особое место в статьях «А.» уделялось «научному» обоснованию атеизма. В рубрике «Хроника» содержалась подробная информация о деятельности СВБ в различных областях СССР. В рубрике «Критика и библиография» печатались рецензии на книги антирелиг. содержания (издательств «Атеист», «Безбожник» и др.), давались обзоры текущих публикаций на атеистические темы. На страницах «А.» публиковались также статьи и заметки, направленные против католичества и протестантизма. Особенно агрессивной антирелиг. деятельность журнала стала начиная с 1929 г., после утверждения 24 янв. указа ЦК ВКП (б) «О мерах усиления антирелигиозной работы». Издание «А.» прекратилось с началом Великой Отечественной войны. О. Э. Петруня Рубрики: Ключевые слова: КОМИССИЯ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ОТДЕЛЕНИЯ ЦЕРКВИ ОТ ГОСУДАРСТВА при ЦК РКП(б) - ВКП(б), орган партийно-гос. власти, ответственный за религ. политику в СССР в 1922-1929 гг. АЛЕКСИЙ (1304-1378), митр. всея Руси, гос. деятель, дипломат, свт. (пам. 12 февр., 20 мая - обретение мощей, 5 окт.- пяти святителей Московских, в Соборе Владимирских святых, в Соборе Московских святых и в Соборе Самарских святых)

http://pravenc.ru/text/115810.html

Уже к 1917 г. Православная Церковь формально включала в себя тысячи номинальных христиан. Теперь их духовная лень или прикрытая либерализмом нравственная апатия всячески подогревалась мощной государственной пропагандой, что окончательно отдалило этих людей от веры и Церкви. В начале 1926 г. тираж газеты «Безбожник» достиг 200.000 экз., а число членов Союза воинствующих безбожников – свыше 114 тыс. человек. Одновременно в стране выходили другие, менее популярные антирелигиозные издания на Русском, Украинском, Татарском, Еврейском, Узбекском, Грузинском и других языках народов СССР. Среди них наибольшей известностью пользовались журналы «Безбожник», «Антирелигиозник», «Воинствующий атеизм», «Деревенский безбожник» и др. В 1924 г. произошёл международный скандал из-за распространявшегося за границей журнала «Безбожник у станка». Выходивший с Декабря 1923 г. тиражом 70 тыс. экз., этот орган Московского комитета ВКП(б) частично вывозился в зарубежные страны наряду с другими коммунистическими изданиями 397 . В 1924 г. в Англии на заседании палаты лордов Архиепископ Кентерберийский выступил с протестом против распространения журнала «Безбожнику станка» в Англии, подчеркнув, что большевики «посягают на высшее достижение человеческой культуры» – религию. С весны 1925 г. журнал в Англии был запрещён. 398 Но если на международной арене советские идеологи, как правило, терпели поражение, то их пропаганде и агитации внутри страны никто не мог препятствовать. Самоуверенность большевиков достигла такого апогея, что они решили бросить вызов самому Небу и начали разработку проекта Башни Коминтерна невероятной величины, дерзко заявляя, что если Вавилонская Башня разобщила народы, то Башня Коминтерна соединит их вновь. Из замысла, однако, ничего не получилось. Башня так и не была построена, а председатель Коминтерна Г.Е. Зиновьев 10 лет спустя погиб мучительной и позорной смертью. Таким было положение в России, когда 7 Апреля 1925 года скончался Святейший Патриарх Московский и всея России Тихон.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1929 г. процесс закрытия церквей в ряде районов Удмуртии принял бесконтрольный характер, потребовалось вмешательство властей. 9 марта 1930 г. председатель Вотского облисполкома А. С. Медведев на совещании секретарей райкомов ВКП(б) и председателей райисполкомов так обрисовал обстановку: «В Ижевском, в Мало-Пургинском, Сюмсинском ёросах (районах.- Авт.) церкви все закрыты… Нужно… приостановить и одернуть тех зарвавшихся работников, которые не могут опомниться» (Там же. Ф. 64. Оп. 1. Д. 26. Л. 235). 12 марта 1930 г. Вотский обком ВКП(б) объявил райкомам выговор «за административный разгул при закрытии церквей» (позиция властей Удмуртии в значительной степени определялась решениями, принятыми в центре: 15 марта 1930 в «Правде» было опубликовано постановление ЦК ВКП(б), в котором предписывалось прекратить практику закрытия церквей) в адм. порядке. Причт Ильинской ц. в Ижевске. Фотография. Нач. ХХ в. (ГПИБ) Причт Ильинской ц. в Ижевске. Фотография. Нач. ХХ в. (ГПИБ) В 1926 г. в Ижевске, Глазовском и Ижевском уездах организационно оформился «Союз безбожников» (с июня 1929 «Союз воинствующих безбожников»), в к-ром состояло ок. 1,8 тыс. чел. 16 марта 1927 г. на заседании секретариата Вотского обкома ВКП(б) было принято решение о ликвидации Антирелигиозной комиссии при обкоме партии и передаче ее функций «Союзу безбожников». В 1933 г. в удмуртском «Союзе...» насчитывалось ок. 7,5 тыс. членов. К 1941 г. в Удмуртской АССР действовало 957 ячеек «Союза...», в к-рых состояло ок. 6 тыс. членов. Агрессивная антирелиг. кампания вызвала в сельских районах Удмуртии в нач. 30-х гг. ХХ в. неск. массовых выступлений. Ярким примером служат события, происшедшие в марте 1930 г. с храмами во имя арх. Михаила в с. М. Пурга и во имя Св. Троицы в с. Юкаменском. Церковь в М. Пурге закрыли в янв. 1930 г., настоятеля храма свящ. Александра Нагорных арестовали «за агитацию против закрытия церкви». Возмущенные прихожане (250 чел., в основном удмуртки) утром 30 марта захватили здание исполкома. В течение 7 часов верующие требовали открыть храм и восстановить разграбленный иконостас.

http://pravenc.ru/text/293818.html

Впрочем, даже если поверить в то, что Сталин действительно презирал подобную литературу, невозможно отрицать многолетнего «потакания» вождя развитию широкой сети атеистических издательств, распространению «атеистической макулатуры» во всех уголках необъятной социалистической страны. В условиях Отечественной войны «потакать» казенным атеистам стало политически ошибочно. Быстро поняв это, Сталин не только полностью запретил любую публичную агитацию, направленную против религии и Церкви, но и, по сути, инициировал издание (от имени Московской Патриархии) книги «Правда о религии в России». В печать книга была подписана 16 июля 1942 года. Именно в этот день Г.К. Жуков начал планировать наступательную операцию на Ржевско-Сычевском направлении. Эта операция должна была стать крупным наступлением в рамках стратегической обороны Советской армии. Книга вышла тиражом 50 тыс. экземпляров и, согласно характерной легенде, переданной профессором Д.В. Поспеловским, была напечатана в типографии бывшего Союза воинству­ющих безбожников 11 . Однако важнее отметить иное: в качестве потенциальных читателей этого труда рассматривались преимущественно представители общественности союзных с СССР стран — США и Великобритании. В книге, открывавшейся предисловием Патриаршего Местоблюстителя, громко заявлялось о свободе религиозного вероисповедания в Советской России, об отношении Церкви к Отечественной войне, о патриотическом воодушевлении среди «верующих и духовенства» (!), немецких военных преступлениях с религиозной точки зрения, глумлении новых «крестоносцев» над православными святынями, духовенством и верующими. В целом книга свидетельствовала, что все разговоры о гонении на религию в СССР — только разговоры, что на самом деле никакого насилия над верой в государстве рабочих и крестьян не существует, что Церковь жива и сильна. Конечно, эту книгу можно назвать «ложью во спасение», «покрывшей» своим авторитетом преувеличения, ложь и подтасовки хулиганствующей атеистической прессы конца 1930-х годов, или даже симптомом новой («лжесимфонической») болезни, никак не зависевшей от успехов и неудач воинствующих безбожников. Но для нас, полагаю, важнее отметить иной момент: в определенной степени «Правда о религии в России» стала прологом «нового курса» сталинского правительства в отношении Русской Православной Церкви. Книгу доставили госсекретарю США К. Хэллу, вице-президенту США Г. Уоллесу и целому ряду других высокопоставленных государственных и политических деятелей Америки. В условиях, когда советское руководство всеми силами старалось добиться скорейшего открытия Второго фронта, нормализация отношений с Церковью не могла не восприниматься как одна из важнейших государственных задач. И задача эта в условиях военного времени успешно решалась.

http://patriarchia.ru/db/text/5642316.ht...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010