Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БЕЗБОЖНАЯ ПЯТИЛЕТКА Форма централизованного планирования антирелиг. мероприятий Союза воинствующих безбожников (СВБ) в рамках общегос. планирования народного хозяйства. Впервые речь о необходимости проведения «антирелигиозной пятилетки» зашла в 1929 г., когда в ЦК ВКП(б) было подготовлено подписанное Л. М. Кагановичем специальное письмо «О мерах по усилению антирелигиозной работы». На XIV Всероссийском съезде Советов (10-18 мая 1929) в ряде выступлений содержались призывы «принять меры к массовому выходу трудящихся из религиозных общин» и объявить «безбожную пятилетку», как этого потребовал в статье «Чего мы ждем от II Съезда» ленинградский активист Союза безбожников И. Я. Элиашевич (Антирелигиозник. 1929. 6. С. 59). Председатель Союза Е. М. Ярославский на антирелиг. совещании в ЦК ВКП(б) 8 авг. 1929 г. важнейшей совр. задачей назвал создание многомиллионной антирелиг. орг-ции. В преддверии открытия 2-го съезда Союза безбожников один из его руководителей Ф. Олещук 2 июня 1929 г. в газ. «Правда» заявил, что «для превращения Союза безбожников в массовую многомиллионную организацию... необходимо применить систему плановой вербовки членов». В постановление съезда был включен призыв к ячейкам Союза «органически увязывать свою работу с практическим осуществлением пятилетнего плана, т. к. Союз является не только пропагандистской организацией, но передовым отрядом на фронте социального строительства». Съезд переименовал Союз безбожников в Союз воинствующих безбожников. К нач. осени 1929 г. безбожники заговорили об объявлении Б. п., цель к-рой - «окончательно изжить религиозный дурман». Центральный совет (ЦС) СВБ в соответствии с тезисом И. В. Сталина об обострении в стране классовой борьбы, в к-рой одним из самых активных противников советской власти являются религ. орг-ции, начал разрабатывать план 1-й Б. п. Перед активом СВБ ставились следующие задачи: 1) развернуть работу по полному «обезбоживанию» фабрики, села; 2) организовать соревнования между отдельными ячейками Союза: а) по количеству проведенных антирелиг. лекций, докладов, бесед и вечеров; б) по количеству охваченных им слушателей; в) по повышению читаемости антирелиг. лит-ры в б-ках; г) по лучшему проведению антирелиг. кампаний, безрелиг. свадеб, похорон, октябрин и т. д. Идеологи СВБ рекомендовали местным ячейкам Союза активно вторгаться в сферу хозяйственной жизни: «Безбожники на селе организуют ударные группы по проведению агроминимума на полях, создают колхозы безбожников... группы безбожников по утеплению хлевов... Вокруг мероприятий, проводящихся в плане пятилетки органами сов. власти, должна быть развернута разъяснительная антирелигиозная работа».

http://pravenc.ru/text/77796.html

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Антипатриота избрали почетным гражданином Николай Смирнов о решении Совета депутатов Сергиево-Посадского района Московской области присвоить почетное звание Юрию Палагину 30.05.2013 983 Время на чтение 4 минуты Итак, Совет депутатов Сергиево-Посадского района Московской области всё-таки избрал почётным гражданином района русофоба и воинствующего безбожника Юрия Палагина. Возможно, до депутатов просто не дошла информация об антипатриотической сущности этого деятеля, содержащаяся в моей статье , опубликованной на «Русской народной линии». Каюсь, я и сам виноват в том, что произошло – слишком мало я приложил усилий для того, чтобы ознакомить народных избранников с теми взглядами, которых придерживается и которые открыто высказывает в своих книгах, газетных публикациях и публичных выступлениях Ю.Палагин. Но депутатов, а также главу района В.Н.Короткова, к числу сторонников которого принадлежит большинство Совета, это нисколько не оправдывает. Напомню общеизвестный факт. Был такой исторический деятель – И.В.Сталин. Относиться к нему можно по-разному (лично я отнюдь не являюсь его фанатом). Но, думаю, никто не будет спорить, что у товарища Джугашвили было гораздо больше государственных забот, чем у главы муниципального района товарища Короткова. Но при этом хозяин Советского Союза находил время внимательно отслеживать происходящее на культурном фронте (не говоря уже о фронте идеологическом), лично участвуя, например, в присуждении Сталинских премий, в том числе по литературе. Для этого приходилось ему и немаленькие по объёму романы прочитывать – при его-то занятости! А вот районному мэру Короткову, оказывается, некогда составить представление о том, каково мировоззрение распиаренного местными СМИ писателя и педагога, номинируемого на высокое звание! И это несмотря на то, что принятый несколько лет назад 131-й федеральный закон о местном самоуправлении передал значительную часть районных полномочий на уровень городских и сельских поселений. Культура и образование, между прочим, остались в ведении районной власти. Но заниматься своими прямыми обязанностями Короткову недосуг. В результате лояльное ему большинство райсовета выбрало антипатриота в почётные граждане! Более того, Палагин был официально выдвинут на это звание в том числе и районным управлением образования…

http://ruskline.ru/news_rl/2013/05/30/an...

Истоки богохульства в современной культуре Ярославский Емельян Михайлович (Миней Израилевич Губельман), председатель Центрального Совета Союза воинствующих безбожников СССР На экраны кинотеатров вышел очередной богохульный фильм. За последние два десятилетия это отнюдь не первый кинофильм подобного рода. Не ставлю задачу анализировать их: все это продукция для обывателей с очень невысокими интеллектуальными запросами. Но все-таки каждый православный человек волей-неволей задумывается: как это все повлияет на людей? И в латинском, и в греческом языке богохульство означает глумление над Богом или над тем, что Он создал. «Увы, народ грешный, народ обремененный беззакониями, племя злодеев, сыны погибельные! Оставили Господа, презрели Святого Израилева, – повернулись назад. Во что вас бить еще, продолжающие свое упорство? Вся голова в язвах, и все сердце исчахло» (Ис. 1, 4). В Ветхом Завете богохульство приравнивалось к убийству и за него полагалась смертная казнь (Лев. 24, 10–16). В Новом Завете как богохульство рассматривается оскорбление слова Божьего (Тит. 2, 5). Античные и средневековые законы определяли глумление как преступление. Зачастую кара была очень суровой (стоит вспомнить хотя бы законы Юстиниана I). Эпоха Просвещения, не перечеркнув полностью взгляд на богохульство как на грех, все же начала процесс вытеснения этого вопроса из юридической сферы. Вообще, довольно распространено отношение к веку Просвещения как к эпохе торжества разума и периоду подъема культуры. «Эпоха Просвещения» – это устоявшееся словосочетание. Но достаточно ли точно оно выражает ту реальность, на которую указывает? Первоначально то движение, которое было названо Просвещением, возникло на английской почве в конце XVII столетия. Однако своего апогея оно достигло во Франции в XVIII веке. Французский XVIII век был далеко не только просвещенческим. Просвещение было самым влиятельным, но, тем не менее, не единственным в то время культурным направлением даже во Франции, и уж, конечно, не единственным в Европе. Достаточно вспомнить такие течения, как классицизм, рококо, барокко, сентиментализм… Последнее течение обнаруживало тенденции, несовместимые с просвещенческим духом. И все же в целом Просвещение, конечно, лидировало. И его неотъемлемой чертой, вернее сказать, последствием, стала секуляризация, то есть отрицание всего сакрального.

http://pravoslavie.ru/smi/530.htm

Протодиакон Владимир Василик: «Почему Сталин встретился с митрополитами?» 06.09.2023 14:41:34 4 сентября исполнилось 80 лет со дня исторической встречи в Кремле Иосифа Виссарионовича Сталина с православными архиереями во главе с Местоблюстителем Патриаршего престола митрополитом Сергием (Страгородским), впоследствии Святейшим Патриархом.   Встреча Сталина с архиереями имела огромные последствия для возрождения Русской Православной Церкви. Неслучайно некоторые крипто-троцкисты и любители мировой революции спрашивали друг друга: «Товарищи, что произошло? Не случился ли контрреволюционный переворот?». В их сознание не укладывалась эта встреча и её последствия – открытие храмов и монастырей, печатного органа, открытие духовных школ, освобождение из заключения архиереев и священников. Глава Союза воинствующих безбожников Емельян Ярославский с горя заболел и умер.   Действительно, встреча Сталина с архиереями была переворотом. К чести Сталина надо отметить, что он сделал максимум возможного в тех условиях. Судя по политдонесениям, в воинских частях и учреждениях прошёл известный ропоток, как и против запрета абортов.   Поэтому неудивительно, что Сталин, прощаясь с митрополитом Сергием, не лукавил, когда говорил: «Это всё, владыка, что я могу для Вас сделать».   Почему Сталин пошёл на встречу с митрополитами?   Первое объяснение. Встреча была нужна для ублажения союзников, показать им, что религия в СССР не угнетается.   Второе объяснение. Красная армия приступила к освобождению прежде оккупированных территорий, где немцы позволяли открывать храмы, поэтому с открытыми церквями и народом на оккупированных территориях надо было что-то делать. И для облегчения освобождения этих земель и интегрирования населения, оказавшегося в оккупации, необходима была известная льгота по отношению к Церкви.   Третье объяснение. Призыв православных народов (сербов, болгар, румын) к антифашистской борьбе в тылу немцев.   И четвёртое объяснение: личная вера Сталина и своего рода благодарность Богу за Победу в Курской битве.

http://radonezh.ru/2023/09/06/protodiako...

Союз воинствующих безбожников (СВБ) Петербургский священник Николай Савченко представляет свое эксклюзивное исследование о Союзе воинствующих безбожников (СВБ). Имеющиеся в научном обороте исследования и публикации о Союзе воинствующих безбожников (СВБ) обычно рассматривают его в отдельности, как общественную организацию. Такой подход на начальном этапе вполне логичен, однако при более глубоком исследовании этой темы неизбежно открываются не только многочисленные формальные и неформальные связи организации с руководством СССР, но и прямое подчинение ее властной вертикали Советского Союза. Исследование таких фактов и закономерностей деятельности безбожников позволяет гораздо лучше понять процессы, методы и стиль антирелигиозных мероприятий власти во всей совокупности. По этой причине в данном исследовании главное внимание уделено больше не самому описанию деятельности Союза и его председателя, а именно связям, механизмам и способам взаимодействия с высшим руководством СССР. Нам представляется необходимым в данном научном исследовании настаивать на важности и ценности именно такого подхода. Информация для книги  взята с сайта http://beloedelo.ru/researches/article/?557 ,  http://beloedelo.ru/researches/article/?558     Союз воинствующих безбожников (часть I) Петербургский священник Николай Савченко представляет на ресурсах центра «Белое Дело» свое эксклюзивное исследование о Союзе воинствующих безбожников (СВБ). Сердечно благодарим отца Николая за предоставленную возможность электронной публикации и желаем ему творческих успехов в исторических изысканиях. Часть I Союз воинствующих безбожников в структуре государства Имеющиеся в научном обороте исследования и публикации о Союзе воинствующих безбожников (СВБ) обычно рассматривают его в отдельности, как общественную организацию. Такой подход на начальном этапе вполне логичен, однако при более глубоком исследовании этой темы неизбежно открываются не только многочисленные формальные и неформальные связи организации с руководством СССР, но и прямое подчинение ее властной вертикали Советского Союза. Исследование таких фактов и закономерностей деятельности безбожников позволяет гораздо лучше понять процессы, методы и стиль антирелигиозных мероприятий власти во всей совокупности. По этой причине в данном исследовании главное внимание уделено больше не самому описанию деятельности Союза и его председателя, а именно связям, механизмам и способам взаимодействия с высшим руководством СССР. Нам представляется необходимым в данном научном исследовании настаивать на важности и ценности именно такого подхода.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Союз воинствующих безбожников против православного священника 09.03.2018 1623 Время на чтение 172 минут Фото: www.globallookpress.com На следующей неделе в Екатеринбурге начнётся судебный процесс над настоятелем собора во имя Успения Пресвятой Богородицы, протоиереем отцом Евгением Попиченко Как сообщил " МК " Екатеринбург , с иском против него выступил советский полковник-пенсионер, председатель правления Союза общественных организаций ветеранов военной службы и других силовых структур Свердловской области " Защитники Отечества " Николай Рябчевский. Он обвинил священника в том, что тот сравнил Ленина с Гитлером. Рябчевский требует публичных извинений от протоиерея и реакции Церкви на это сравнение, требует, чтобы протоиерей принёс ему и другим гражданам извинения через " Православную газету " и на телеканале " Союз " , требует признать высказывания священника возбуждающими ненависть и вражду между гражданами России, указать руководству Екатеринбургской епархии на необходимость соблюдения положений статьи 14 Конституции, запугивает настоятеля возможностью уголовного преследования. Требует, требует, требует... Вообще процессы над православным духовенством по политическим мотивам восходят к деятельности самого Ленина, о чести и достоинстве которого так печётся истец. Что же так возмутило тов. Рябчевского? Возмутили его вот эти слова отца настоятеля, с которыми он обратился к пастве во время воскресной проповеди: " Как вы считаете, нам стоит так усердно бороться за то, чтобы имена всех советских деятелей канули в Лету и историческая справедливость восторжествовала? А почему бы нам не назвать улицу, например, в честь Шамиля Басаева или в честь Геббельса, или в честь Геринга? Это же, по сути, одно и то же - Ленин и Гитлер: их существо, их ненависть к человечеству, к людям, их « труды » , которые причинили столько страданий, горя, крови... Они - как две стороны одной монеты " . Вот это-то и привело в " праведный " гнев тов. Рябчевского, и он в лучших традициях " Союза безбожников " Губельмана (Ярославского) настрочил на пастыря донос, простите, иск, в котором указал:

http://ruskline.ru/opp/2018/mart/10/soyu...

Вопрос: Несколько раз попадал на сайты, на которых неверующие люди с какой-то нездоровой активностью опровергают чудо схождения Благодатного огня в Великую субботу. Всякий раз остается неприятный осадок. Такое впечатление, что есть люди, которым приятно отравлять другим праздничную радость. Хотелось бы увидеть обстоятельный разбор и оценку этих писаний. Отвечает иеромонах Иов (Гумеров): 1. Почему скептики хотят разрушить веру? Действительно, не праздный вопрос: зачем некоторые люди, вместо того, чтобы заняться чем-либо положительным, тратят столько времени и сил на опровержение фактов, в которые они не верят и которые к ним лично никакого отношения не имеют? Почему им так важно и значимо разрушать чужую веру? Почему некоторые люди насаждение и распространение неверия делают своей профессией. Еще недавно были доценты и даже профессора «научного атеизма». В уставе «Союза воинствующих безбожников» статья 1 была сформулирована так: «Союз воинствующих безбожников есть добровольная пролетарская общественная организация, ставящая своей задачей объединение широких масс трудящихся СССР для активной систематической и последовательной борьбы с религией во всех ее видах и формах, как тормозом социалистического строительства и культурной революции». Сейчас нет никакого «социалистического строительства». Чему в глазах современных воинствующих скептиков является тормозом христианская вера миллионов людей? Причина заключается в демонической природе атеизма и вообще всякого упорного неверия и скептицизма. Только в разные эпохи по-разному этот источник себя проявляет. Во времена советского атеизма главный корень заключался в гордости, которая вела к богоборческой подмене христианства идеологией «земного рая», а сейчас основная причина массового атеизма – страсти и похоти, которым придается большинство людей. «Неверие происходит от порочной жизни и тщеславия» (святитель Иоанн Златоуст). 2. Подозрительность и домыслы вместо доказательств Скептики полностью пренебрегают теми правилами и методами, которые веками вырабатывались для установления истинности фактов и выводов. Имею в виду логику, науку и правоведение.

http://pravoslavie.ru/7107.html

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Благодатный огонь: величие чуда и бессилие скептиков Почему атеисты и скептики хотят разрушить веру? 13.04.2017 1992 Время на чтение 32 минут За долгую историю христианства не было ни одного чуда, которое бы не пытались отрицать атеисты и скептики. В этой борьбе использовались и используются любые средства. Так, еще святитель Иоанн Златоуст замечает об отрицавших чудо Воскресения: " И посмотри, как смешны их замыслы! Помянухом, говорят, яко льстец он рече еще жив сый: по триех днех востану. Но если Он был обманщик и хвалился попусту, то чего вы боитесь, мечетесь и так суетитесь? Боимся, говорят, как бы ученики не украли и не обманули чернь. Но доказано уже, что этого никак не могло быть. И однако злоба упорна и бесстыдна - покушается и на безумное дело " (Толкование на святого Матфея евангелиста. Беседа LXXXIX, 2). За две тысячи лет упорство в борьбе с христианством у неверующих не ослабло. Может родиться вопрос: зачем некоторые люди, вместо того чтобы заняться чем-либо положительным, тратят столько времени и сил на опровержение фактов, в которые они не верят и которые к ним лично никакого отношения не имеют? Почему им так важно и значимо разрушать чужую веру? Почему некоторые люди насаждение и распространение неверия делают своей профессией? Еще недавно были доценты и даже профессора " научного атеизма " . В уставе " Союза воинствующих безбожников " статья 1 была сформулирована так: " Союз воинствующих безбожников есть добровольная пролетарская общественная организация, ставящая своей задачей объединение широких масс трудящихся СССР для активной систематической и последовательной борьбы с религией во всех ее видах и формах как тормозом социалистического строительства и культурной революции " . Сейчас нет никакого " социалистического строительства " . Что в глазах современных воинствующих скептиков тормозит христианская вера миллионов людей? Причина заключается в демонической природе атеизма и вообще всякого упорного неверия и скептицизма. Только в разные эпохи по-разному это себя проявляет. Во времена советского атеизма главный корень заключался в гордости, которая вела к богоборческой подмене христианства идеологией " земного рая " , а сейчас основная причина массового атеизма - страсти и похоти, которым предается большинство людей. " Неверие происходит от порочной жизни и тщеславия " (святитель Иоанн Златоуст).

http://ruskline.ru/analitika/2014/04/23/...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ЗАСЕДАТЕЛЕВ ИВАН ИВАНОВИЧ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Сщмч. Иоанн (Заседателев), фрагмент иконы Собора Саратовских святых Иван Иванович имел разрешение Саратовского епископа Авраамия (Летницкого) проводить собеседования со старообрядцами самостоятельно. По благословению епископа Саратовского Николая (Налимова) Иван Заседателев перешел в Самарскую епархию и в 1896 году был рукоположен во иерея к Богородице-Рождественскому единоверческому храму города Николаевска Самарской губернии (ныне Пугачев Саратовской области), где и прослужил 37 лет. Ни обычного школьного, ни семинарского образования бывший старообрядец не имел и самого себя называл самоучкой. Рукоположение крестьянского юноши без образования в те годы было редкостью; в данном случае оно говорит о большом стремлении молодого миссионера к знаниям, о его способности самообучением восполнить недостаток классического образования. В 1912 году принял участие в I Всероссийском съезде православных старообрядцев (единоверцев), прошедшем в Санкт-Петербурге. В первые годы советской власти принимал участие в открытых диспутах с членами Союза воинствующих безбожников . Однако 24 января 1929 года подобные диспуты были запрещены секретным циркуляром Политбюро ЦК ВКП(б) как «форма пропаганды религии». Как скажет позже на допросе сам святой Иоанн, власть «запретила проводить религиозное учение вне церкви». Видимо, этот запрет и послужил для него побудительной причиной для начала письменной полемики с безбожием. Он начал составлять богословские апологетические трактаты. С июня по октябрь 1932 года служил в Михаило-Архангельском храме села Сулак Балаковского района (ныне Краснопартизанского района) Саратовской области. Есть сведения, что перевод отца Иоанна в Сулак был вызван закрытием николаевского единоверческого храма. В феврале 1933 года переведен в Покровскую церковь села Корнеевка Пугачевского района Саратовской области, проживал в этом же селе.

http://drevo-info.ru/articles/22833.html

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > " Есенин, казненный дегенератами " Подробности гибели поэта рассказывает сын очевидца событий 01.05.2006 1408 Время на чтение 13 минут Об обстоятельствах гибели великого русского национального поэта нам рассказывает поэт, переводчик, бывший политзаключённый, общественный деятель, соратник-руководитель Российского Имперского Союза-Ордена Николай Николаевич БРАУН. Сегодня, когда вокруг имени Есенина появилось так много фальшивок, названия которых не стоит перечислять, каждый думающий и неравнодушный к русскому слову, к русской истории человек должен дать себе ответ на вопрос: так кто же он был, Сергей Есенин, - пьяница, скандалист и самоубийца, как уверяют нас авторы пасквилей и небылиц, или всё же - великий русский национальный поэт, ставший жертвой политических репрессий и интриг, жертвой красного террора? Я, будучи сам поэтом, сыном поэта Николая Леопольдовича Брауна, который выносил тело погибшего Есенина из " Англетера " , знаю этот ответ. Есенин - не убивал себя. Его убили во время допроса, сопровождавшегося пытками и избиениями, а после - чтобы скрыть следы, инсценировали самоубийство, опорочив память поэта. Есенин был убит по тем же самым мотивам, по которым была уничтожена целая плеяда выдающихся русских поэтов и писателей - Клюев, Васильев, Панин, Клычков, друзья Есенина - поэты Орешин, Наседкин, Приблудный и, еще в 1921 году, раньше их всех - Гумилев. Уничтожена воинствующими безбожниками, интернационалистами-русофобами, поставившими перед собой задачу обескровить и обесчестить Россию, ликвидировав все сословия, превратив русский народ в послушное стадо, вырвав его мозг и душу. Я знаю об этом не из книг. Мой отец был лично знаком с Есениным. С детских лет передо мной были оригиналы стихов Есенина, написанные его собственной рукой - два автографа, которые прошли через все обыски, через годы блокады... Они кричат мне об этом. На вновь построенном здании " Англетера " - старое, историческое не удалось отстоять от демократо-разрушителей, несмотря на всю активность общественности города, - с 80-х годов висит памятная доска: " Здесь трагически оборвалась жизнь Сергея Есенина " . Но жизнь Есенина не " оборвалась " . Её - оборвали! Я лично расспрашивал тех людей, которые были в " Англетере " сразу после трагедии.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2006/0...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010