А если «за» - это паралитургия, это миссия - ведь храм может напомнить собравшимся в нем для каких-то своих целей, о Боге. Ото всех этих нагромождений лукавства извилины сплетаются в гордиевы узлы, и непроизвольно хочется оттолкнуть от себя явленную Городу и мipy картину умственного и нравственного разложения. Мы приводим эти рассуждения не для того, чтобы показать на папистов пальцем и покачать головой. Нас подстерегает та же болезнь паралитургийства. Если в русских православных храмах устраиваются шоу с песнями и танцами, что, увы, имеет место быть, значит, литургическое пространство разрушается так называемой паралитургией, а приход превращается в ассамблею. Если не давать этим болезненным явлениям отпора сейчас, очень скоро и нас поразит масштабная десакрализация, разложение, растление. Иерей Сергий Карамышев , публицист, член Союза писателей России, Рыбинская епархия Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Оставьте комментарий Закрыть Закрыть 1. Един Бог, Едина Вера, Едино Крещение!!!!!!!!! о. Сергий: " Поэтому обозначенная десакрализация храмов есть очередной этап демонтажа остатков БЛАГОДАТИ Божией в Папской церкви. Знаменательно, что он ведется священнослужителями, а не сотрудниками какого-нибудь ГПУ или Союза воинствующих безбожников " +++++++++++++++++++++++++++++++++++++ У еретиков не может быть Благодати, ибо они хулители Бога. А где хула -там мерзость запустения! Не будьте кривовером, уважаемый отче!Кому многое дано, с того многое и спросится! В последнее время с амвона православных храмов до прихожан доносится проповедь, особенно этим " страдают " молодые священники, что и католики и протестанты - такие же христиане и что и у них есть благодать в их церкви, но только в меньшем размере, чем у нас (интересно, как это они определили размерность благодати?). Сами того не ведая, такие горе отцы хулят единственную в этом падшем мире - Православную Церковь, попирая 9 Символ Веры! Для Вас, уважаемый отец и укрепления Вашей веры, послушайте святых отцов Церкви Христовой: Святитель Игнатий (Брянчанинов) - " Лжеучение не останавливается ни перед каким вымыслом, ни перед каким обманом, чтобы сочинениям своим придать вид истины, и тем легче отравить ими душу.

http://ruskline.ru/news_rl/2018/12/24/ot...

Е. Грачева: ВЦИОМ провел любопытный опрос: подавляющее большинство россиян (80 процентов) убеждены, что шутки над Церковью недопустимы ни при каких обстоятельствах. Противоположного мнения придерживаются только 17 процентов сограждан. У меня, честно говоря, возникает такой вопрос: такая нетолерантность — это вообще не опасный признак общества? Митрополит Иларион: Что значит — нетолерантность? Я думаю, что речь как раз идет о том, что мы должны воспитывать толерантность путем уважения по отношению к традиционным религиям. Ведь это касается не только шуток над Православной Церковью, а вообще шуток, насмешек и издевательств над религиозными традициями. У нас этого было слишком много в нашей истории. Мы в течение 70 лет жили в ситуации, когда атеизм официально пропагандировался, а над религией смеялись, издевались, верующих преследовали. Зачем же нам повторять эти ошибки? От советского периода осталось множество карикатур на Церковь, на священнослужителей. В 1920-30-е годы действовал Союз воинствующих безбожников, его возглавлял Емельян Ярославский. Они публиковали множество памфлетов против Церкви, всякую антирелигиозную литературу, карикатуры. Все это у нас было. Потом постепенно это как-то затухло, это общество прикрыли. Началась война, людям стало не до карикатур на Церковь. Политика государства в отношении Церкви изменилась. Но все-таки практически до последних лет существования Советского Союза официальной государственной идеологией был атеизм, который пропагандировался, а религию пытались вытеснить из умов и сердец людей. И только после распада Советского Союза эта ситуация изменилась коренным образом. Е. Грачева: Спасибо большое, владыка, что ответили на наши вопросы. Митрополит Иларион: Спасибо, Екатерина. Во второй части передачи митрополит Иларион ответил на вопросы телезрителей, поступившие на сайт программы «Церковь и мир». Вопрос: В Евангелии от Марка приведены слова Христа: «Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари» (Мк. 16:15). Мой вопрос: с учетом того, что Евангелие было написано после Воскресения Христа, как Он мог призывать его проповедовать? Я не до конца понимаю этот момент.

http://pravoslavie.ru/143453.html

1922 год стал одной из первых станиц в трагической истории Русской Православной Церкви. 23 февраля 1922 года был издан декрет " об изъятии церковных ценностей " . Ценности должны были изыматься все, вплоть до богослужебных сосудов. Акция прикрывалась помощью жертвам страшного голода в Поволжье. Коснулась эта " акция " и Александро-Невского собора. Повторно собор был разграблен и после чего закрыт в 1929 году. Была разрушена колокольня, а 24 " звона " отправили на переплавку. Службы в храме прекратились по требованию юношеской организации " Союза воинствующих безбожников " . Собор был переоборудован под клуб. С 1930 года бывшее церковное здание служило как детский клуб и кинотеатр, позднее как музей атеизма. В 1932 году после новой реконструкции в здании бывшего собора открылся первый в республике звуковой кинотеатр " Колосс " . В 1937 году разобрали купол храма, после чего изуродованное здание было причислено к " памятникам архитектуры 1-ой категории " . Лишь в 1990 году храм возвратился в лоно Церкви. После подготовки плана реставрации в 1992 году начались работы по возрождению Александро-Невского собора. К концу 1993 года ремонт был завершён, на территории храма построен новый крестильный храм, иордань для освящения воды, временная звонница. 2 января 1994 года собор был переосвящён, и на Рождество здесь прошло первое, спустя многие годы богослужение. Главная святыня собора Александра Невского - икона Почаевской иконы Божией Матери. В непосредственной близости от собора находится усыпальница Андрея Фёдоровича Дерябина - горного инженера, много сделавшего для строительства собора, под руководством которого с 1808 по 1843 год возводился знаменитый Ижевский завод. Из журнала " Православные Храмы. Путешествие по Святым местам " . Выпуск 2018 г. Необходимость возведения собора в центре Ижевска была осознана заводскими и духовными властями в результате майского пожара 1810 года, уничтожившего значительную часть города и главный в то время храм — деревянную церковь Ильи Пророка, встал вопрос о строительстве нового храма. Уже на следующий год заводской архитектор С. Е. Дудин, выполнил проект монументального собора с тремя престолами и тремя колокольнями, но проект был, отвергнут, в связи с излишней пышностью и дороговизной. Взамен отвергнутого проекта петербургские власти рекомендовали взять в качестве образца проект Андреевского Собора в Кронштадте архитектора А.Д. Захарова. Дудин откорректировал чертежи, исходя из местных условий, заменив гранит на заводское литье (чугун), а также упростив отдельные архитектурные формы собора, тем самым удешевив проект.

http://sobory.ru/article/?object=00775

414-415 415-416 416-424 425-426 БЕДА ДОСТОПОЧТЕННЫЙ (672 - 735), св., богослов, экзегет (пам. в День всех святых Британских о-вов, 3-я неделя по Пятидесятнице; в католич. Церкви - 27 мая) 426-432 432-433 БЕДНОСТЬ состояние неполноты, внешней и внутренней неосуществленности, делающее бытие человека недостаточным и уязвимым 433-436 436-439 439-440 440-441 441-442 БЕЗАНТ Анни (1847-1933), теософ, деятель английского социалистического движения и национально-освободительного движения Индии 442-443 БЕЗБОЖНАЯ ПЯТИЛЕТКА форма централизованного планирования антирелигиозных мероприятий Союза воинствующих безбожников 443-444 444-445 445-446 446-447 447-452 452-453 453-454 454-455 455-457 457-458 458-459 459-461 461-462 462-463 463-465 465-466 466-467 457-503 503-504 504-505 505-506 506-508 508-509 509-510 510-511 511-515 516-517 515-516 517-518 518-519 519-520 520-522 522-523 523-524 524-525 525-526 БЕЛЛ Гертруда Маргарет Лоудиан (1868-1926), англ. ориенталист, путешественница, историк архитектуры и археолог 527-528 528-529 529-530 530-532 532-534 БЕЛОВОДЬЕ по преданиям старообрядцев, легендарная страна к востоку от России, где сохранилась " древлеправославная " иерархия 534-535 535-536 536-538 538-540 540-542 БЕЛОКОПЫТОВА Александра Евгеньевна (1820-1883), основательница Боголюбивого мон-ря в честь Казанской иконы Божией Матери 542-556 556-557 557-559 562-563 563-564 564-565 565-571 571-572 572-574 574-575 575-576 576-584 БЕЛЬСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ (празд. вместе с Иверской иконой Божией Матери 12 февр., 13 окт. и во вторник Светлой седмицы) БЕЛЬСКИЙ Бельский Михаил Андреевич (1884–1963), протоиерей, основатель и настоятель прихода в честь иконы Божией Матери " Всех скорбящих Радость " в Париже 584-585 585-586 586-588 588-589 589-590 590-591 591-592 592-593 593-594 594-595 596-597 597-598 599-600 600-601 601-602 602-603 603-604 604-605 605-606 608-610 610-611 БЕНЕДИКТ БИСКОП (628 (?)-690), св. (пам. зап. 12 янв.; для англ. бенедиктинцев и епархии Ливерпуля и Хексема 13 февр.), основатель монастырей Вермоут и Ярроу

http://pravenc.ru/vol/iv.html

Библейский рассказ о сотворении жены из ребра Адама в советское время был излюбленной мишенью лекторов и пропагандистов научного атеизма из «Союза воинствующих безбожников» (впоследствии стыдливо переименованного в общество «Знание»). В их изложении творческий акт создания жены был представлен чем-то вроде художественной резьбы по кости, поскольку слово «ребро» они предлагали понимать исключительно в анатомическом смысле. Побочным продуктом этой атеистической вульгаризации текста Священного Писания стал новый набор пошлых шуток на тему женской «неполноценности», где обыгрывалась мысль о том, что женщина сотворена из единственной кости человеческого организма, которая не содержит в себе мозга. Понятно, что ничего общего с христианским вероучением подобная трактовка не имеет. Еврейское слово «цела», употребленное в этом месте Библии, действительно было переведено на европейские языки как «ребро», но в еврейском языке оно имеет куда больше значений и может быть переведено также и как «бок», «сторона». Эту, более широкую трактовку использовали святые отцы, которые считали, что в первозданном человеке изначально уже присутствовали и мужское и женское начало в равной степени, а при сотворении жены Господь лишь отделил женскую сторону человеческого естества от мужской и даровал ей личное бытие: Ребро или кость здесь не есть нечто простое. Оно должно означать целую половину существа, отделившегося от Адама во время сна. Как это происходило, Моисей не говорит и это — тайна. Ясно только то, что прежде нужно было образоваться общему организму, который потом разделился на два вида: мужа и жену  (святитель Иннокентий Херсонский). Такое же мнение можно увидеть и у святителя Иоанна Златоуста, писавшего, что ... творческая премудрость разделила то, что с самого начала было одно, чтобы потом снова объединить в браке то, что Она разделила. Еще более определенно эта мысль выражена у преподобного Ефрема Сирина: Словами: мужчину и женщину сотворил их, Моисей дает знать, что Ева была уже в Адаме, в том ребре, которое было взято от Адама. Хотя Ева была в нем не по уму, но по телу, однако же и не по телу только, но и по душе и по духу; потому что Бог ничего не присовокупил к взятому от Адама ребру, кроме красоты и внешнего образа. Поскольку же в самом ребре заключалось все, что нужно было для образования из него Евы, то справедливо сказано: мужчину и женщину сотворил их.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

В 1922 году, под предлогом помощи голодающим Поволжья, Свято-Серафимовский храм претерпел насильственное изъятие церковных предметов из серебра и золота, необходимых для совершения Богослужений и исполнения церковных треб. С 1925 года, когда в станице Гниловской власти организовали ячейку общегосударственного " Союза Воинствующих Безбожников " , против дома Божиего и прихожан свершались бесчисленные нападки " атеистически просвещенной " молодежи. Из года в год богоборческая власть выдвигала против станичной церкви многочисленные запреты и ограничения устоявшейся веками приходской жизни. В конце 1920-х годов местные органы власти получают от центральной власти разрешение закрывать храмы, если их здания потребуются для " иных целей " . Началась новая волна безжалостных гонений на Русскую Православную Церковь и поруганий над верой миллионов людей. Тремя этапами – в 1929-1930, 1932-1934 и 1936-1938 годы, по всей стране закрываются и разрушаются десятки тысяч храмов и монастырей. Среди них оказалась и станичная церковь во имя преподобного Серафима Саровского. В 1938 году вопреки желанию прихожан храм был закрыт. Дом Божий переделали под " очаг культурной пропаганды " – кинотеатр. Порушили купола, звонницу, иконостас… Но оказалось - ненадолго. Во время Великой Отечественной войны с Германией на временно оккупированных немецко-фашистскими войсками русских землях началось стихийное массовое открытие православных храмов и возобновление Богослужений. Люди хлынули в храмы с горячей молитвой к Богу. На донской земле в 1942-1943 годах православные люди открыли 243 Дома Божия. Среди них и храм во имя преподобного Серафима Саровского станицы Гниловской. После войны власти обязали все вновь открывшиеся храмы Русской Православной Церкви заключить типовые договоры о передаче православным общинам " в бессрочное и бесплатное пользование церковных построек и имущества храмов " . В 1947 году антирелигиозная пропаганда властей усиливается. Тем не менее Свято-Серафимовская церковь еще десятилетие окормляла мирян.

http://sobory.ru/article/?object=10455

В Ижевске развернулся " красный террор " , жертвами которого стали прихожане Михайловского собора. Вместе с ними были расстреляны священники Аркадий Скарданицкий и Михаил Пикулев. В 1922 году власти изъяли из алтаря Михайловского собора большое количество золота, а также серебра на 20 фунтов и 61 золотник. Обком партии намеревался разместить в здании Дворец труда, однако верующим удалось защитить храм, который в скором времени обрёл новый статус. После передачи собора Святого Александра Невского обновленческой " Живой церкви " и создания в 1926 году Ижевской и Удмуртской епархии Михайловская церковь стала кафедральным собором, впервые в епархиальной истории. В течение 1929-1930 годов власти вновь пытались закрыть храм, но до поры до времени прихожанам удавалось его отстоять. Тогда чиновники заручились поддержкой Союза воинствующих безбожников Удмуртии, и кощунники начали устраивать возле собора акции и манифестации, факельные шествия и ритуальные сожжения икон и даже чучел православных священников. Одновременно территорию собора стали застраивать водопроводными коммуникациями, построили насосную станцию водоканала, лабораторию. Нависла реальная угроза фундаменту здания. В апреле 1919 года горсовет Ижевска силовым решением расторг договор с приходом Михайловского собора для передачи здания местному музею. Под этим предлогом с куполов сняли кресты, а внутреннее помещение переоборудовали под музейные экспозиции. Весной 1932 года с него сбросили все колокола и отправили на переплавку. Вокруг здания новоиспечённого краеведческого музея стали высаживать растительность для будущего ботанического сада. В апреле 1937 года, после очередного грозного предписания из Москвы, Совет народных комиссаров УАССР постановил снести " бывший " Михайловский собор, и летом бригада строителей начала разбирать здание. Стройматериалы, и прежде всего кирпич, власти решили использовать на строительстве нового корпуса пединститута, но оказалось, что гораздо дешевле было изготовить новые. В итоге к 1938 году немалую долю остатков здания не преминули продать в частные руки ловкие дельцы, а Свято-Михайловский собор прекратил своё существование. Вместе с ним были уничтожены и могилы выдающихся людей Церкви на территории храма. Святое место опустело. Развалины и остатки строений пребывали тут ещё долгие годы. Городские власти разбили на месте собора сквер, а там, где прежде располагался алтарь Св. Николая Чудотворца, в 1965 году построили фонтан.

http://sobory.ru/article/?object=48954

В начале 1926 года список членов Сургутской религиозной общины составлял 254 человека, а в конце 1926 года и того меньше – 187 человек. В 1926 году появился новый священник Топорков Василий Васильевич (51 год), председателем приходского совета был избран Руженский Алексей Иванович (63 года, кузнец). В 1927 году священником Троицкого собора был назначен Варакосов Трофим Матвеевич 54-х лет, который служил до закрытия церкви в 1930-м году. С принятием 8 апреля 1929 года Закона о религиозных объединениях, началось намеренное уничтожение православных храмов на территории Тобольского севера. Церкви закрывались по нескольким причинам: как не прошедшие перерегистрацию в связи с новым законом, как не выполняющие условий договора по выполнению ремонта и страхованию здания церкви и имущества, и самым «удобным» способом закрытия церквей для властей являлся добровольный отказ верующих от пользования зданием церкви и самороспуск православной общины. Ликвидация Сургутского Градо-Троицкого православного общества является показательным примером того, как власти применили все способы закрытия церкви и все методы воздействия на верующих людей. Уничтожение Сургутского православного прихода началось в 1929 году, когда административным отделом Сургутского района был поставлен вопрос о ремонте храма. Всем православным приходам по новому закону было предписано составить технические сметы на ремонт зданий церквей, не важно, хорошо ли эти здания сохранились или нет. Чтобы составить смету, надлежало в обязательном порядке приглашать инженера-сметчика из окружной строительной конторы, платить ему деньги. Одновременно проводилась перерегистрация всех религиозных объединений. Все документы для перерегистрации, а также сметы на ремонт нужно было предоставить в короткие сроки. Хождения по домам для сбора денег запрещалось. Добровольные пожертвования можно было собирать только на общих собраниях верующих. Активизировалась работа ячеек Союза Воинствующих Безбожников, которые повсеместно действовали на территории округа, им оказывалось всемерное содействие со стороны административных органов.

http://sobory.ru/article/?object=16558

В некоторых областях СССР это приняло стихийный характер. Согласно статистике, приводимой М. В. Шкаровским в период с 1958 по 1964 гг., Церковь в целом по стране лишилась 4834 храмов и молитвенных домов, 40 монастырей, 4-х семинарий. Количество приходских священников сократилось на 3774 человека, насельников монастырей на 3206 человек . В Одессе закрыто 12 церквей из 20 существующих, в Ростове на Дону — 8 . В областях Центральной России  с 1960–1963 гг. снято с регистрации в г. Москве – 1 церковь, в Московской области – 26 церквей, Рязанской – 21, Владимирской области – 6, Ярославской – 48 церквей, Ивановской  – 11 . Только за 1960–1963 гг. в областях Центральной России было закрыто 179 храмов . Специфика Центральной России состояла в том, что ее регионы расположены поблизости от центра, и, с одной стороны, все директивы центра находят свое воплощение в рядом находящихся областях, с другой, в ракурсе религиозном, здесь мы не находим того уровня религиозности, как в национальных окраинах, напр. Украине, Белоруссии, Молдавии. Да и само религиозное поле Центральной России выглядело неоднородным. В 1960–1962 гг. в Московской, Ярославской, Калининской областях был закрыт 31 храм, что на 1963 год почти составляло все количество храмов в Тульской области (32), было больше чем в Калужской (28), ¾ в Ивановской области (47) . Вместе с тем картина в других областях РСФСР выглядела еще более удручающе. Например, к началу 60-х годов в Вологодской области осталось 17 приходов, из 75 приходов в 1958 г. Кировской области к 1965 году осталось 35 . Пропаганда и внедрение атеистическо-материалистической идеологии было возложено на «Всесоюзное общество по распространению политических и научных знаний», основанное в 1947 году. Заметим, что деятельность Союза воинствующих безбожников было прекращено административным порядком в 1941 году. Партийные руководители ясно сознавали, что в войну враги были реальные. Масштабно проходила антирелигиозная кампания на пропагандистском фронте. В 1958 году лекторами общества «Знание» из 5.600 000 прочитанных лекций 303000 были посвящены антирелигиозной пропаганде .

http://bogoslov.ru/article/4524382

Все это страшно напоминает ситуацию 1905 года, когда либеральные прокуроры делали все для освобождения революционеров и разрушителей России и сажали на скамью подсудимых защитников Отечества. Помните, как говорил Петруша Верховенский в «Бесах»? «Прокурор, трепещущий, что он недостаточно либерален, уже наш». Не будем исследовать, почему работники прокуратуры (в частности господа Филин и Захаров) тратят свое рабочее время не на борьбу с наркомафией, которая пышно процветает в Красносельском районе, не на выявление бандитских группировок, не на поиск действительных экстремистов в петербургских диаспорах, а охотятся за священником-государственником. Как говорится в одном житии: «Не испытывай, сын мой, сей глубины». Для нас важно другое: впервые после 1980 года – дела священника Димитрия Дудко – против священнослужителя возбуждается дело по политическому мотиву. Как раз в 75-летнюю годовщину репрессий 1937 года. Характерны гримасы правосудия: в одно и то же время судят Удальцова за антигосударственную деятельность и отца Александра Шумского… за защиту государства. Перед нами повторение (правда, в миниатюре) 1937 года, когда одновременно судили и расстреливали и троцкистов-интернационалистов, и русских православных патриотов, и членов Союза воинствующих безбожников, и православных епископов и священников. Есть версия, по которой массовый террор 1937 года преследовал одну цель – прикрыть чистку партии, и в нем присутствовала логика размена: один троцкист за одного священника. Так вот и здесь не разменивают ли людей Церкви на либералов? Но важнее другое: обвинения либеральной прокуратуры, выдвинутые против отца Александра Шумского, не случайны. В своих публикациях он поднимает жизненно важные вопросы: ювенальной юстиции , попыток легализовать так называемые «сексуальные меньшинства», пропаганды безнравственности в СМИ, безобразия в образовании, насаждения оккультизма и духовной всеядности в массовом сознании. Все эти животрепещущие вопросы поднимала и поднимает «Русская Народная Линия». Между тем, согласно нынешнему законодательству, достаточно двух предупреждений издательству или агентству, чтобы начать уголовное дело о закрытии издательства и ресурса. Сейчас хотят заставить замолчать обличителей либеральных (точнее либертинистских) беззаконий. Некоторым представителям власти неудобно, чтобы Церковь обличала их неправды, и их руками известные антихристианские силы пытаются расправиться с людьми Церкви или, как минимум, нейтрализовать их. Так некогда преследовали пророков – как мы сказали бы сейчас: за разжигание розни в древнееврейском обществе и «нетолерантность», в частности, по отношению к так называемым сексуальным меньшинствам, которых в Библии называли «псы». Только законы тогда были менее изощренными.

http://pravoslavie.ru/57543.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010