Позднее старушка принесла священнику большую сумму денег. Протоиерей деньги брать не хотел, зная, каково их происхождение. Однако женщина настояла, сказав, что родители ребенка понимают, в каком тяжелом положении находится Церковь и что с нее берут немилосердные налоги. Этот же протоиерей рассказывал, что венчал капитана Красной армии, который женился на местной девушке. И все же коммунистическое руководство не отказалось на новых территориях ни от своей политики, ни от своего безбожия. Епископ Митрофан (Зноско-Боровский) (в тот момент приходской священник в Бресте) вспоминал, что советская администрация в первую очередь арестовывала деятелей русского национального движения. Что касается преследований за веру, то таковые нарастали постепенно. 29 октября 1939 г. церковное имущество на Украине и в Белоруссии было национализировано, закрыта духовная семинария в Кременце. С сентября 1939 по июнь 1941 г. на территории Западной Украины и Западной Белоруссии было арестовано 53 священника. 43 из них были либо расстреляны, либо отправлены в лагеря. Количество монастырских насельников также уменьшалось. Например, число монахов Почаевского монастыря за полтора года уменьшилось с 300 до 80 человек. Архиепископ Венедикт (Бобковский), в 1939 г. находившийся в должности наместника Жировицкого монастыря, вспоминал, что новые власти сразу же стали выявлять среди монахов тех, кто имел когда-то хотя бы косвенное отношение к Белому движению. Таковые арестовывались и отправлялись на восток. Монастырь был лишен большей части земли и обложен большим налогом. По данным М.В.Шкаровского, в ряде западных областей новая коммунистическая администрация стала закрывать монастыри и храмы, начала конфискацию церковного имущества. Повсюду было прекращено преподавание Закона Божия, зато атеистическая пропаганда заработала на полную мощь. Открылись и отделения «Союза воинствующих безбожников». Давление на священников новая власть начала не сразу. Современники, например, епископ Митрофан (Зноско-Боровский) , вспоминают, что всех пастырей вызывали в НКВД, где поначалу беседовали с ними вежливо, убеждая отречься. Взамен священнослужителям предлагали хорошие должности в советских учреждениях. При следующих встречах чекисты переходили на более грубый тон, а через какое-то время начинали применять угрозы и рукоприкладство.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Появились первые, пока еще редчайшие случаи восстановления закрытых храмов. Религиозные центры СССР признали де-факто, им снова разрешили устанавливать связи с заграничными церковными организациями. Осень 1941 г. была очень тяжелым временем для страны. Фронт приблизился к Москве. 12 октября митр. Сергий написал завещание, первый пункт которого гласил: «В случае моей смерти или невозможности исполнять должность Патриаршего Местоблюстителя эта должность во всем объеме присвоенных ей патриарших прав и обязанностей переходит к Преосвященному митрополиту Ленинградскому Алексию Симанскому» . В 1941–1944 гг. Владыка Алексий проживал в Николо-Богоявленском соборе, разделяя со своей паствой все тяготы блокады. В начале 1942 г. было разрешено в пропагандистских целях возобновить издательскую деятельность Русской Церкви. 10 марта Л.П. Берия написал Сталину о том, что немцы пытаются использовать Церковь на оккупированной территории в своих целях, и НКВД считает целесообразным силами Московской Патриархии подготовить книгу-альбом, разоблачающую действия фашистов. Вскоре Политбюро приняло секретное решение о подготовке и публикации этого издания. Предисловие к книге «Правда о религии в России» (не в СССР!) написал Патриарший Местоблюститель, заметное место в ней занимали обращения и статьи митр. Алексия, имелись и фотографии богослужений в кафедральном Никольском соборе. Подготовлена книга была в чрезвычайно короткие сроки и уже летом вышла из печати. Интересно, что ее напечатали в типографии практически переставшего существовать «Союза воинствующих безбожников», и часть тиража по оплошности имела гриф антирелигиозного издательства. Книга эта была издана тиражом 50 тыс. экземпляров, одновременно на нескольких языках и распространялась в США, Великобритании, Швеции, на Ближнем Востоке и за линией фронта . В 1943 г. была подготовлена и напечатана еще одна пропагандистская книга «Русская Православная Церковь и Великая Отечественная война», посвященная патриотической деятельности Московской Патриархии. В издание вошли и послания Владыки Алексия и его телеграмма Сталину. В Ленинграде изменения в отношении городских властей к Церкви стали происходить уже в начальный период войны. Помимо церковных взносов в фонд обороны одной из сфер сотрудничества стала маскировка храмов, которые могли стать ориентирами и целями при воздушных налетах на город. Первая пробная маскировка была проведена 6 августа 1941 г. в Никольском соборе: сделали покрытие золоченого креста одного из куполов с помощью ткани и покраску нижней части купола. Работы по маскировке собора были сложными и продолжались в 1942 г., в том числе и в зимнее время. Наконец, 25 сентября 1942 г. был подписан акт о выполнении в полном объеме маскировочных спецработ, причем приходской совет оплатил их стоимость, составившую только в августе-сентябре 20 600 руб. Подобные работы проводились и в отношении других храмов города, не только действующих, но и закрытых.

http://bogoslov.ru/article/6171408

Преследование части епископата после Февральской революции часто связывают с личностью обер-прокурора Святейшего Синода В. Н. Львова, однако, как показывают документы, его негативная опенка, как у мемуаристов, так и у церковных историков, кажется преувеличенной 812 . Конечно, Львов, видимо, был не лучше, но и не хуже большинства членов Временного правительства 813 . Обладая, безусловно, неуравновешенным характером, он и свои действия обставлял громкими заявлениями в прессе, выступал на митингах и съездах, «с шумом арестовывал и изгонял, задевая тем больное самолюбие епископата» – справедливо отмечал впоследствии А. В. Карташев 814 . Вместе с тем он был склонен преувеличивать свои властные возможности, сам репрезентовал себя в виде церковного диктатора. Однако там, где его инициатива наталкивалась на сильное общественное движение духовенства и мирян, он оказывался бессильным. Так было, например, при выборах столичных архиереев. При всем желании Львов не смог бы сместить епископа, пользовавшегося авторитетом в епархии, несмотря на, казалось бы, компрометирующую, с точки зрения революционного сознания, позицию владыки. Можно сказать, что на негативную характеристику Львова повлияла и его роль в деле Корнилова, а также и «похождения» в Советской России, уже после возвращения из эмиграции. Видимо, в то время и родилась злая легенда о бывшем обер-прокуроре Синода – активном члене «Союза воинствующих безбожников». Сменивший его А. В. Карташев по радикализму, кажется, превосходил даже В. Н. Львова. Так, 13 марта Карташев от имени Религиозно-философского общества направил записку новому правительству с предложением церковных реформ. В ней предлагалось немедленно отделить Церковь от государства, но до этого правительство должно было «устранить с ответственных постов всех иерархов, составляющих оплот самодержавия». По мнению Карташева, «это требует не только соображения политические, но и уважение к достоинству иерархии, которая лишь по принуждению присоединилась к новому свободному строю». Тут же содержалось предложение: «для раскрепощения народной совести и предотвращения возможности реставрации выпустить соответствующий акт... упраздняющий силу таинства царского миропомазания» 815 . Можно представить, к какой смуте привели бы такого рода «реформы». Особенно непонятным представляется практическое выявление всех иерархов, сочувствующих самодержавию.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Преследованиям подвергалось не только Православие, но и другие конфессии. Одной из первых жертв этого преследования стал известный религиозный и общественный деятель Татарии мулла Габдулла Апанаев. Он был расстрелян в 1918 году. На территории Украины и Белоруссии, в местах компактного проживания евреев с 1920 года также проводились различные антирелигиозные кампании: «Суды над богом Иеговой’,»кампании по борьбе с субботним отдыхом». Мечети и синагоги закрывались, начальные религиозные школы прекращали свое существование. Не обошли репрессии и католиков, проживавших на территории нашей страны. В 1923 году приговорены к расстрелу два католических священнослужителя — архиепископ Я. Г Цепляк и петроградский прелат К. Ю. Буткевич (Буткевич расстрелян, Цепляк выдворен за пределы страны); наряду с православными священниками заключение на Соловках отбывали несколько десятков католиков, в том числе, два архиепископа и один епископ. Немало католиков встречается в числе заключенных других лагерей. 8 апреля 1929 года ВЦИК и СНК РСФСР был принят закон «О религиозных объединениях’.’ Жизнь Церкви ставилась под еще больший контроль государства. Вместо «свободы религиозной и антирелигиозной пропаганды» теперь дозволялась лишь «свобода вероисповеданий и антирелигиозной пропаганды’.’ Повсюду закрывались монастыри и храмы. На II съезде Союза воинствующих безбожников (СВБ существовал с 1924 по 1947 год) было решено следующую пятилетку провести как «безбожную»: в первый год планировалось закрыть все духовные школы, во второй — провести массовое закрытие храмов и запретить издание религиозной литературы, в третий — выслать всех служителей культа за границу (?!), в четвертый — закрыть оставшиеся храмы всех религий и в пятый — «закрепить достигнутые успехи». Авторы планов полагали, что к 1 мая 1937 года «имя бога должно быть забыто по всей территории СССР» (В. Цыпин История Русской Православной Церкви. 1917 — 1990. Московская Патриархия. Издат. дом «Хроника’.’ 1994. С. 196-197). Начиная с 1931 года продолжается ужесточение политики властей по отношению к Церкви.

http://pravmir.ru/k-70-letiyu-1937-goda-...

Своей жизнью отец Павел сам подал прекрасный пример своим потомкам. Идея цельности, прекрасной гармонии множества элементов, в качестве которых выступают интересы человека, лежащие в самых разных областях познания, объединенных единым цементирующим началом, то есть верой, а для отца Павла таковой верой было Православие, является, на мой взгляд, чрезвычайно важной и как никогда актуальной в наши дни. Быть христианином – это вовсе не значит жить, отрешившись от мира, от жизни общества, от интересов и увлечений. В Своей Нагорной проповеди Спаситель призывает христиан быть «солью земли». Как известно, соль – это вещество, которое предохраняет от порчи, от разложения. Именно таковую функцию, по толкованию многих отцов и учителей Церкви, должны выполнять христиане. Занимая активную социальную позицию, вникая во все сферы жизни общества, будучи неотъемлемыми его членами, они призваны к тому, чтобы озарять мир светом учения Христова. Можно быть верующим человеком и в то же время гениальным ученым, талантливым изобретателем, замечательным педагогом… Личный пример отца Павла – прекрасное тому подтверждение. Его свидетельство проходило в тяжелейшие для российского общества годы. Коренным образом изменился уклад жизни в стране. Произошел страшный переворот в привычной некогда системе ценностей, вера стала восприниматься как пережиток прошлого, как удел недалеких людей, как форменное «мракобесие». Обществу внушали, что верующий человек по определению не может быть человеком умным, способным. В построенной безбожниками «новой России» не нашлось места для верующих людей, ибо они самим фактом своего существования опровергали навязываемую большевиками модель. Всем нам хорошо известно, что произошло потом. «Философский пароход», на котором за пределы советской России были высланы выдающиеся философы и мыслители, страшная волна репрессий, лагеря, в застенках которых погиб, без преувеличения, цвет русского общества. И в таких жестоких условиях отец Павел нашел в себе силы и мужество совершать исповеднический подвиг – именно так по праву мы должны назвать его жизнь и деятельность в страшные годы воинствующего безбожия. Он не постыдился иерейского креста, в Высший совет народного хозяйства Флоренский приходил в священническом одеянии, всегда подчеркивал, что он пастырь, что он верующий человек, и его убеждения ни коим образом не противоречат его научным изысканиям. Для поколений потомков, живших в годы государственного безбожия, имя отца Павла стало синонимом свободы, знаменем возможности осуществления верующим человеком творческой активности в самых разных сферах жизни. Именно поэтому мы можем говорить о влиянии отца Павла на те процессы, которые начались после освобождения русской Церкви от оков атеизма – а именно на религиозное возрождение, которое охватило Россию и все без исключения страны бывшего Советского Союза.

http://pravmir.ru/muzhestvo-sovershat-is...

Также управляющий делами Московской Патриархии сообщил, что в связи с завершением реставрационных работ Святейший Патриарх Кирилл своим указом усвоил храму Благовещения Пресвятой Богородицы города Гагарина статус соборного храма с правом совершать Божественную литургию с отверстыми Царскими вратами до молитвы «Отче наш». «Всегда в этом храме, братья и сестры, Царские врата во время Литургии будут для вас отверсты — такова воля Святейшего Патриарха и таков его дар всем вам», — подчеркнул митрополит Дионисий, вручая указ Патриарший указ правящему епископу Вяземской епархии. Затем митрополит Дионисий вручил Патриаршую награду: во внимание к помощи в восстановлении Благовещенского собора г. Гагарина Смоленской области заместитель председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации С.И. Неверов удостоен ордена преподобного Сергия Радонежского II степени.  Принимая орден, С.И. Неверов выразил сердечную благодарность Предстоятелю Русской Православной Церкви за высокую награду и за благословение, которое некогда было преподано Его Святейшеством на истоке Днепра, на восстановление освященного сегодня Благовещенского храма г. Гагарина.  Далее митрополит Дионисий от имени Святейшего Патриарха Кирилла передал клирикам Смоленской митрополии двухтомные служебники, изданные к 75-летию Его Святейшества в 2021 году  Издательством Московский Патриархии .  Всем участникам богослужения были вручены иконки Благовещения Пресвятой Богородицы с Патриаршим благословением.  История главного соборного комплекса Гагарина (до 1968 г. — Гжатск) неразрывно связана с историей самого города. В 1710-е годы на территории Гжатской пристани появился первый храм Благовещения Пресвятой Богородицы.  В 1929 г. в Гжатске активно развернулась кампания по закрытию всех церквей города. 13 декабря собрание Гжатского бюро Союза воинствующих безбожников приняло решение о закрытии Благовещенского собора и просило исполнительную власть утвердить свое постановление. В начале 1930 г. Вяземский административный отдел, не получив разрешения Смолоблисполкома, закрыл Благовещенский собор.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5946346...

Часть общественности начала XX в., идеализируя прошлое России, стремилась возродить «Святую Русь», что было невозможно. Революция принесла радикальные перемены: сменилась власть, идеология, само государство стало другим – в этой ситуации Церковь перестала определять жизнь общества и новой страны в целом. Наглядным подтверждением тому стала антирелигиозная политика советской власти, кампания по изъятию церковных ценностей, уничтожение почти всего епископата, закрытие духовных учебных заведений. К 1933 г. в Московской епархии осталось 87 действующих храмов, тогда как в начале XX в. их было около 1500 (вместе с кладбищенскими и монастырскими), что составляло 6 % от дореволюционного числа. Политика советской власти по отношению к Церкви вызывала протест части населения страны, но гораздо большее число граждан было равнодушно к вере, а многие заняли открыто антирелигиозную позицию, поддерживая своим участием деятельность союза «воинствующих безбожников». Причины трагедии 1920–30-х гг. кроются еще и в положении Церкви в Российской империи, когда во второй половине XIX в. в общественной жизни страны произошли различные реформы: отмена крепостного права, создание земств, преобразования в сфере суда и армии, – и только в Церкви вопрос о реформах был поднят лишь в начале XX в., но в новой политической ситуации прежние проблемы были уже практически неразрешимы. Список сокращений, принятых в тексте ЦИАМ – Центральный исторический архив г. Москвы. ГА РФ – Государственный архив Российской Федерации. Источники Архивные источники Государственный архив Российской Федерации (ГА РФ). Ф. 550. Оп. 1. Д. 513–515 (Дневник митр. Арсения [Стадницкого]). ГА РФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 316 (Протоколы заседаний Отдела о церковной дисциплине. 1 сентября 1917 – 17 сентября 1918 гг.). ГА РФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 577 (Протоколы и материалы Предсоборного Совета). ДАТЫ ГА РФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 578 (Журналы и протоколы заседаний отделов Предсоборного Совета). Центральный исторический архив Москвы (ЦИАМ). Ф.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1921-м по предложению Ленина начинает выходить журнал «Безбожник», ставший идеологическим центром подготовки кадров в борьбе с Православной Церковью. На базе этих кадров создается Союз безбожников (СВБ), в 1929 году получивший название «Союз воинствующих безбожников». Во главе журнала и Союза был поставлен старый еврейский большевик Миней Израилевич Губельман (псевдоним Емельян Ярославский). Целью Союза воинствующих безбожников, как определил ее сам Ленин, была «пламенная борьба с православием всеми возможными средствами». Возникает не имевший аналогов в мировой истории строго централизованный, управляемый из единого центра, работающий по единому плану «большевистский штаб» по закрытию и ликвидации православных церквей. Союз воинствующих безбожников работал в тесном сотрудничестве с НКВД. Все основные руководители НКВД в центре и на местах по должности входили в его Совет. Енох Гершенович Ягода (Иегуда) и Янкель Саулович Агранов – руководители НКВД – состояли в Центральном совете Союза воинствующих безбожников. Соответственным образом в члены советов областных организаций безбожников входили руководители областных отделений НКВД. По данным сводок Союза, «хорошо проявили себя в борьбе с религиозной контрреволюцией следующие товарищи: начальники Горьковского НКВД Зильберман, Погребинский, Израиль Дагин; начальники НКВД Саратовского края Израиль Леплевский, Мойша Дименгман; начальники НКВД Воронежской области Дукельский, Мойша Шенкман; начальники НКВД Тверской области Яков Дейч, Вениамин Мойсыф; начальник НКВД Куйбышевской области Семен Соломонович Берричевский». В задачи погромного Союза безбожников и НКВД входили: – подготовка «митингов» трудящихся, на которые выносились резолюции о закрытии и сносе церквей; – сбор подписей под заранее заготовленными «письмами трудящихся», якобы призывающими закрывать и сносить церкви, сбрасывать колокола, причем сведения о лицах, которые отказывались подписываться, передавались в НКВД; – организационная работа по подготовке взрывов и разборке памятников архитектуры и истории;

http://ruskline.ru/analitika/2022/12/02/...

Наконец, ещё одно подтверждение особой ценности телевизионного сюжета, посвящённого Византии и обращённого к современной России. Подтверждение от противного. Буквально на следующий день в адрес его автора раздались со страниц целого ряда одиозных газет и порталов визгливые уличения – в передёргивании фактов, в подтасовках и подделках… Господа, но если хочется спорить по существу, дискутировать, так научитесь для начала держаться в рамках приличия. Научитесь не нервничать так уж наглядно. И, тем более, не впадать в истерику. А то что это у вас на каждом шагу: «показал всю бездну невежества, суеверий и лакейства перед светской властью, в которую впали современные церковные идеологи имперского союза между РПЦ и Кремлём»… «заряд ненависти к ближнему», который «не хватило бы лицемерия испустить даже Геббельсу», «фанатизм невежественного архимандрита»… «пропагандист в рясе притянул за уши столько фактов»… Ай-ай, господа, как же быстро вы срываетесь на дедовский стиль «воинствующих безбожников», Ну, и где она, ваша столь прививаемая вами российскому обществу толерантность ? Это откуда, из какой холодной чужины вы на нас смотрите, если не увидели в фильме ничего «кроме впаривания отсталым народам своей «истинной веры»? Да просто привыкли вы, что на «нашем» телевидении годами идут исторические фантасмагории под пение Э. Радзинского и ему подобных, и вам вдруг страшно стало: а что, если сроки истекают. И, наконец: ну, какое ваше дело до того, чьим духовником является архимандрит Сретенского монастыря отец Тихон? Вы что, подслушивали его во время исповедей? Ах, не подслушивали, но как хотелось бы подслушать, не так ли? Вот и расписываетесь в очередной раз в своём неприличном душевном ущербе – паппарацизме ? И как это вам удаётся совмещать и то, и сё, и третье, десятое – толерантность, воинственную нетерпимость к чужим мнениям и убеждениям, паппарацизм ?.. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/36393.html

– А какой подход правильный? – На мой взгляд, подход исследователя, который пока говорит: я не знаю, что там было. – Почему неверен третий взгляд? – Потому что это не было нормальной наукой. Да, среди советских ученых были люди, которые делали науку на высоком уровне. Более того, те конкретные идеи, которые они предлагали, были не лучше и не хуже тех, что предлагали их коллеги в Европе или США. Тем не менее советское религиоведение ни в коем случае нельзя считать нормальной наукой. Например, взять речи того же Лукачевского на съездах Союза воинствующих безбожников и подобных организаций. Это не просто идеологические тексты, они политические. Что очень важно, в сознании самого Александра Тимофеевича эти вещи были абсолютно неразрывны. Для него научное исследование религии, которое он практиковал и которому обучал, было связано не только с его личным атеизмом, но и с определенной политической практикой. Но при этом я не хочу утверждать, что Лукачевский был злой и нехороший человек. Относительно многих воинствующих атеистов известно, что они очень заботились о своих учениках, мужественно себя вели, когда попадали в лагеря. Эти люди часто демонстрировали достаточно высокие человеческие качества. Но в данном случае интереснее отказаться от вынесений моральных суждений и осуждений в чей-либо адрес. – Почему интереснее? – Это даст возможность увидеть факторы, которые работали независимо от их личной порядочности или непорядочности. Да, иногда делаются попытки разделить советских религиоведов на порядочных и непорядочных или, например, на ученых и бюрократов. Но это разделение тоже не работает. Например, я могу в опубликованных текстах религиоведа Маторина найти примеры, где он фактически доносит на своих оппонентов: говорит, что кто-то притворяется марксистом, но на самом деле он мелкобуржуазный ученый. А в те жестокие годы подобные обвинения могли повлечь за собой крах карьеры, арест и даже гибель. Поэтому, увы, способ мышления и поведения этих людей был в общем-то людоедский. Но в том то и дело, что кривизна существовала не только в их личном сознании, была искривлена научная и человеческая ментальность. У них порой невозможно провести разграничительную линию между нормальной научной полемикой и доносом. Одно естественным образом переходило в другое.

http://pravoslavie.ru/66449.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010