Храм Вознесения Господня (Краснодар) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Храм Вознесения Господня - православный храм в микрорайоне Пашковский города Краснодара. Содержание История [ править править код ] В 1887 г. на сходе казаков, где присутствовали войсковой архитектор Синяпигин и священник Созонт Мищенко, было решено, помимо существовавшей Введенской церкви, основать в Пашковке еще один храм. Ее строила вся станица, поэтому церковь была возведена всего за полгода. Деревянная, покрашенная в белый цвет, с цветными витражами, она была освящена в 1889 г., окончательно завершена в 1891 г., с устроением придела святого Александра Невского. Пашковчане вложили в строительство храма 57 тысяч рублей. Первым священником в ней стал отец Николай Ляпидевский. Рядом с Вознесенской церковью действовала церковно-приходская школа, где обучались дети из семей бедных казаков и переселенцев (в советское время коммунары разместили в ней училище садоводов – СПТУ-61). На престольный праздник устраивались многолюдные братские трапезы. Вода из колодца на территории храма считалась лучшей в Пашковке. Церковь имела земельный надел 65 десятин. На 1910 г. приход храма насчитывал 2623 человека. До революции штат причта Вознесенского храма включал в себя 1 священика, 1 диакона и 1 псаломщика. (30 мая 1913 года переведен священником в Вознесенскую церковь в станице Пашковской. Служил там в должностях заведующего церковной школой (до 1914), законоучителя 3-го 2-классного мужского и одноклассного женского училищ.) Священник Григорий Троицкий был казнен 28.09.1921 г. в годы гражданской войны от воинствующих атеистов за веру Христову. Он стал одним из первых жителей Кубани, канонизированных в лике священомучениов. Икона его находится в нижнем пределе нового строящегося храма. 22 августа 1920 г. Вознесенская церковь сгорела, и улица была названа именем председателя Союза воинствующих безбожников Ярославского (он же Губельман) еще при его жизни. Можно догадаться, кто поджег храм. Сразу после пожара верующие открыли молитвенный дом, но и тот был закрыт в 1937 г. – в разгар сталинских репрессий, здание передано коммунхозу, в нём разместили начальную школу

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_Вознесени...

Русская Православная Церковь ХХ век 9 июня Демонстранты-безбожники сжигают иконы. Подольск, Московская обл. 1929 год – 2-й съезд Союза воинствующих безбожников объявил о массированном наступлении на религию. Созданный в 1925 г . Во главе с Е. М. Ярославским (Минем Губельманом) Союз безбожников теперь, в 1929-м, получил свое «историческое» название. Тогда же, в июне, на совещании Антирелигиозной комиссии при ЦК ВКП(б) было заявлено о беспощадной борьбе с Церковью. В ЦК партии было подготовлено специальное письмо “О мерах по усилению антирелигиозной работы”, в котором четко просматривались ближайшие планы, на основании которых Центральный совет Союза воинствующих безбожников (ЦС СВБ) принял решение провести не одну, а две “безбожные пятилетки”. Задачи, которые поставил перед атеистами страны главный безбожник Е. М. Ярославский,  сводились к следующему: Психологический прессинг беспощадных борцов с религией был настолько мощным, что под их знамена встали даже В. Д. Бонч-Бруевич и А. В. Луначарский, незадолго до этого говорившие о пагубности “войны с религией”. Внутренний вид воронежского Владимирского собора, превращенного в зернохранилище. 1929 г. Идеологи воинствующего атеизма хорошо понимали: одной пропагандой ничего не добьешься. Поэтому всем ячейкам СВБ предлагалось активно вторгаться в хозяйственную жизнь. Вот какие рекомендации давал журнал “Антирелигиозник” сельским активистам: “Безбожники на селе так же организуют ударные группы по проведению агроминимума на полях, организуют колхозы безбожников, создают группы по обслуживанию полей крестьян-бедняков в посевную и уборочную кампании, группу по утеплению хлевов и т. д. и т. п. Надо только, чтобы эти задачи были теми же, которые проводятся в плане пятилетки в данном районе, селе органами советской власти. Вокруг этих мероприятий также должна быть развернута разъяснительная антирелигиозная работа. О каждом достижении на поле безбожников в их хозяйстве должно быть широко оповещено население, население должно узнать, как это достижение было получено без богов и попов”. Надо отметить, что некоторые сельские партийные руководители были категорически против начавшегося антирелигиозного наступления и не хотели увязывать урожаи с вопросами безбожной агитации. Судьба этих “уклонистов” печальна.

http://pravoslavie.ru/5477.html

15 апреля 1957 года в Центральный госпиталь МВД СССР срочно пригласили Патриарха Московского и всея Руси Алексия I. Встретиться для исповеди с первоиерархом Русской Православной Церкви пожелал умиравший от распадающегося рака желудка... бывший главный организатор гонений на Церковь от органов госбезопасности, бывший ответственный секретарь Антирелигиозной комиссии ЦК партии большевиков, бывший член Центрального совета Союза воинствующих безбожников, отставной майор госбезопасности Евгений Тучков. В партийных кругах его за глаза прозвали «главпопом», в церковных — «игуменом», а историки Церкви и поныне считают его «одной из ключевых и загадочных фигур российской истории советского периода». Призванный революцией «Ведущий религиовед» ОГПУ (Объединённое государственное политическое управление) СССР родился в 1892 году в деревне Теляково Суздальского уезда Владимирской губернии. Рано осиротевшего Евгения воспитывала старшая сестра Анастасия — глубоко религиозная женщина, стремившаяся воцерковить брата. Окончив четырёхклассную приходскую школу, Евгений «ушёл в люди». В 1915 году призвался в армию, служил писарем при штабах на Западном фронте. В октябре 1917 года от солдат гарнизона избран в Совет рабочих и крестьянских депутатов в городе Юрьеве-Польском, через год по партийному набору попал на службу в ЧК (Чрезвычайную комиссию) Иванова-Вознесенска, где заведовал... юридическим отделом! В 1919 году направлен на руководящую работу в Уфимскую губернскую ЧК. Сформировал отряд особого назначения, который принимал активное участие в жестоком подавлении Мензелинского крестьянского восстания в Башкирии (перед этим крестьяне вилами перебили продотряд численностью в 35 человек). Как способный организатор, назначен заведующим секретным отделом губернской ЧК. Летом 1921 года чекист Тучков отличился при изъятии церковных ценностей (официально — «в пользу голодающих»), и «за особое рвение» осенью того же года его перевели в Москву. В центральном аппарате советской спецслужбы ВЧК (Всероссийская чрезвычайная комиссия, с 1923 года — ОГПУ) «специализацией» Е. Тучкова была «церковная линия». Он стал сначала заместителем руководителя, затем начальником 6-го отделения Секретно-политического отдела (СПО, борьба с идейно-политическими противниками, Церковью и интеллигенцией) ОГПУ, а с сентября 1922 года ещё и ответственным секретарём Антирелигиозной комиссии при ЦК РКП(б) (координация антирелигиозной борьбы в СССР).

http://pravoslavie.ru/112229.html

«Накажу, но помилую» 07.02.2020 13:16:26 Роман Илющенко В год 75-летия Победы, доставшейся нам невероятно высокой ценой, грех будет не вспомнить не только о миллионах, павших на этой войне, но и о случаях незримой помощи Высших сил нашим воинам. Сегодня, благодаря снятию запретов на подобные публикации, сохранившимся устным и письменным воспоминаниям, большой исследовательской работе, можно смело утверждать о многочисленных, но несистематизированных фактах. Упомянем лишь о некоторых, связанных с известными людьми или событиями. Грозное предупреждение      К слову, война началась в непростой для Русской Церкви день – 22 июня в 1941 году чествовались все Святые в земле Российской просиявшие - праздник, который каждый год отмечается по-разному. Среди верующих (а их, согласно переписи 1937 года, оказалось 56,2% от всех граждан), было понимание того, что она попущена Богом, как наказание русскому народу за богоотступничество. Ведь в результате гонений на Церковь, религиозная жизнь в СССР почти прекратилась.      К началу 1940-х гг. в 25 областях РСФСР не было ни одного действующего православного храма, а в 20 функционировало не более 5 церквей. На Украине в 6 областях не было на одного храма, еще в 3-х действовало по одному. В Москве к 1941 году было разрушено 119 храмов, 67 использованы в хозяйственных целях, многие просто закрыты. Оставалось не более 5% от дореволюционного числа. Такая же картина в Ленинграде. А в рядах Союза воинствующих безбожников числилось 3 миллиона человек.      В конце 1930-х была провозглашена «безбожная пятилетка», в ходе которой планировалось закрыть последний храм и ликвидировать последнего священника. Только в 1937 . было закрыто более 8 тыс. церквей, расстреляно около 60 архиереев, арестовано 150 тыс. священников, более 80 тыс. из них расстреляно.      Но все русские святые, от первых - князей Бориса и Глеба, до последнего - Иоасафа Белгородского, канонизированного перед революцией, выступили адвокатами - ходатаями перед Всевышним за Россию, прося о ее помиловании. И Спаситель открыл свою волю через одного из старцев-монахов, закрытого советской властью Валаамского монастыря, братия которого бежала в Финляндию: «Накажу, но помилую».

http://radonezh.ru/2020/02/07/nakazhu-no...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Ночь, которая перевернула мою жизнь 7 мин., 24.08.2018 Протоиерей Николай Агафонов, писатель, член Союза писателей России Однажды, когда я уже был писателем, я разговорился с мамой и она мне рассказала, что когда была мною беременна, то у нее было неодолимое желание читать. И она все девять месяцев беременности запоем читала, читала и читала все подряд и русскую классику, и зарубежную, и современную литературу. Вот я и родился любителем книги. Я тогда спросил ее, а что она делала, когда была беременна моей сестрой. Мама рассмеялась: «Ты не поверишь, мне страстно хотелось шить и вышивать, тем я и занималась, пока не родилась твоя сестренка». И, о чудо: моя сестра Муза стала замечательной портнихой и даже создала в Волгограде школу лицевого шитья, а затем увлеклась и вышиванием икон. Я очень благодарен маме за то, что начала воспитывать нас еще внутри своей утробы. И ведь спустя время именно литература через ряд удивительных —смешных и грустных — событий привела нас с мамой к Богу.     Мы были простой советской семьей, жили в городе Тольятти. Как и большинство людей того времени, мы были далеки от Церкви. Конечно, мои родители не были воинствующими безбожниками, просто жизнь Церкви была для них где-то в параллельной вселенной, не имеющей никакого касательства к нашей повседневной жизни. Я рос в твердом убеждении, что верующие — это просто неграмотные люди, в основном пожилого возраста, которые в силу своей непросвещенности верят в Бога и разные чудеса. Так нам внушали в школе, а слово учителя для учеников того времени было непреложным. Но, к счастью для меня, как я уже сказал, в моей жизни большую роль играли книги.    Когда мне было двенадцать лет, я особенно пристрастился к чтению приключенческой литературы. «Пятнадцатилетний капитан» Жюль Верна, герои книг Стивенсона, Майн Рида и Фенимора Купера — вот кто будоражил мое детское воображение и заставлял мечтать о путешествиях и приключениях. Я решился на отчаянный шаг, не дожидаясь пока стану взрослым отправиться путешествовать прямо сейчас. Почему я тогда не подумал, какое горе принесу своим поступком матери, не знаю. Скопив немного сухарей и денег, которые мама давала на школьные завтраки, я отправился навстречу приключениям. Своей сестренке я сказал, чтобы она попросила маму не волноваться, а когда я прибуду в Америку, то напишу всем письмо.

http://foma.ru/noch-kotoraya-perevernula...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Преданный Богу. Преданный своими 5 мин., 17.07.2012 17 июля Русская Православная Церковь празднует память священномученика Димитрия (Казанского). Священномученик Димитрий родился в 1884 году в селе Полтево Ярославской губернии в семье диакона Григория Казанского. По окончании Ярославской духовной семинарии он был рукоположен во священника и направлен служить в Преображенский Севастиановский монастырь в Пошехонском уезде Ярославской губернии. С монахинями у него сложились прекрасные отношения, многие оценили его как высокодуховного пастыря и впоследствии, когда монастырь был закрыт, перебрались жить к нему на приход. В 1915 году отец Димитрий был направлен служить в храм в Пошехонье, а в 1928 году — в село Белое и назначен благочинным. Поскольку обновленчество, поддерживаемое властями, продолжало составлять некоторую угрозу для Православной Церкви, отец Димитрий написал небольшую работу с разбором обновленческих заблуждений, предназначая ее для священников благочиния. В первых числах ноября 1929 года местная ячейка Союза воинствующих безбожников развернула в селе Белое кампанию по закрытию церкви. Отец Димитрий отправился вместе с церковной старостой по домам прихожан и собрал подписи семисот человек, протестующих против закрытия храма. ОГПУ стало допрашивать свидетелей в дни коммунистических праздников 7 и 8 ноября, что само собой оказывало на них давление, — слишком живо было воспоминание о принесенных во время революции жертвах, слишком легко было оказаться присоединенным к числу этих жертв. Первым был допрошен коммунист, приехавший из города организовывать колхоз. Он показал следователю, что местный священник отличается хорошим поведением, не пьет, трудолюбив и говорит отличные проповеди, в которых утверждает, что власть хочет отобрать у православных здание храма для колхоза. Люди, слушая эти речи, стали идти против колхоза и даже настраивали своих детей-комсомольцев, и те также не шли в колхоз.

http://foma.ru/predannyij-bogu-predannyi...

Свято-Покровский храм (Пряжа) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Храм Покрова Богородицы поселка Пряжа был построен в 2001 году и освящен Архиепископом Петрозаводским и Карельским Мануилом. Содержание История [ править править код ] На основании архивных данных известно, что деревянная однопрестольная церковь Покрова Богородицы с колокольней была построена в Пряже в 1762 г. силами прихожан. Из причта по штату 1762 года были один священник, один диакон и пономарь. По описаниям церковь была довольно бедной, приписных и домовых храмов не имела. Ей принадлежали 33 десятины пашенной и сенокосной земли. В 1838 году при храме была открыта школа, в которой получали начальное образование дети местных жителей. По архивным данным в 1840 году в ней обучалось шесть человек. К началу XX века при церкви был неплохой хор из школьников, созданный учителем при содействии священника Г.Гумилева. Имеется интересное свидетельство о посещении села Пряжа и сельской Покровской церкви епископом Никанором (Надежиным) в январе 1909 года (преосвященный Никанор быд назначен Епископом Олонецким 28 ноября 1908 года, заменив на архиерейской кафедре Епископа Мисаила ушедшего на покой в 1908 году). О постреволюционных годах также имеются свидетельства. В Национальном архиве Республики Карелия хранятся протоколы собраний Союза воинствующих безбожников с требованием передать здание церкви под избу-читальню. Это решение было принято в 1930. О том, что православные христиане Пряжи сопротивлялись этому решению свидетельствует их жалоба, датируемая 8 февраля 1932 года, в Комиссию по вопросам культа при КарЦИКе, которую подписали 32 человека. Граждане просили оставить церковь в ведении Пряжинского церковного совета. Тем не менее, в 1933 году здание церкви все-таки было передано под клуб, а затем, по устным свидетельствам старожилов, разрушено в годы Великой Отечественной войны. В настоящее время ведется поиск архивных документов с целью восстановления полной истории храма и имен служащих священников и причта. Некоторые из них уже известны.

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Покровск...

Собор Александра Невского (Ижевск) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Александро-Невский собор в Ижевске — кафедральный (с 1994 года) православный храм Ижевской и Удмуртской епархии. Расположен в историческом центре города. Храм построен в 1823 году по образцу Андреевского собора в Кронштадте (автор проекта — знаменитый архитектор Андреян Захаров). Изначально планировался, как центральный храм Ижевского завода. В 1930-е годы храм был разграблен и закрыт, позднее в нём работал кинотеатр «Колосс». В 1990 году при активном участии епископа Палладия возвращен верующим. Содержание История [ править править код ] В результате пожара 1810 года были уничтожены значительная часть города и главный в то время храм — церковь Ильи Пророка, встал вопрос о строительстве нового храма. Уже на следующий год заводской архитектор С. Е. Дудин, выполнил проект монументального собора с тремя престолами и тремя колокольнями, но проект был отвергнут, в связи с излишней пышностью и дороговизной. Взамен отвергнутого проекта петербургские власти рекомендовали взять в качестве образца проект Андреевского собора в Кронштадте. Дудин откорректировал чертежи, исходя из местных условий, например, заменил гранит на заводское литье, а также упростил отдельные архитектурные формы. Строительство завершилось в 1823 году. Центральный придел был освящен в честь святого благоверного князя Александра Невского, южный предел — в честь святой великомученицы Екатерины, северный — в честь Казанской иконы Божией Матери, нижний, «пещерный» храм — в честь святых мучеников Власия и Модеста. В 1824, проезжая через Ижевск, собор посетил император Александр I. В 1871 году при Соборе открылось попечительство, которое занималось просветительской благотворительной работой. С 1875 года при храме действовала воскресная школа. Позднее при соборе образованы и другие школы, благотворительные комиссии и общество трезвости. В 1929 году собор был закрыт по требованию юношеской секции Союза воинствующих безбожников, и в том же году разрушили колокольню и переоборудовали собор под клуб. С 1930 года здание собора служило как детский клуб и кинотеатр, позднее как музей атеизма. В 1932 году, после новой реконструкции, в здании бывшего собора открылся кинотеатр «Колосс». В 1937 году был разобран купол храма, после этого изуродованное здание было причислено к «памятникам архитектуры I категории».

http://azbyka.ru/palomnik/Собор_Александ...

80 лет назад в СССР началась " безбожная пятилетка " Москва, 15 мая 2012 г. Уникальный кадр, запечатливший момент взрыва колокольни Симеоно-Аннинского храма (август 1936 г.) За 1935-1936 гг. было закрыто около 10 тыс. храмов Во вторник исполняется 80 лет с момента издания декрета советского правительства о " безбожной пятилетке " , передает Интерфакс. Впервые речь о необходимости проведения «антирелигиозной пятилетки» зашла в 1929 году, когда в ЦК ВКП(б) было подготовлено подписанное Л. М. Кагановичем специальное письмо «О мерах по усилению антирелигиозной работы». На XIV Всероссийском съезде Советов (10-18 мая 1929) в ряде выступлений содержались призывы «принять меры к массовому выходу трудящихся из религиозных общин» и объявить «безбожную пятилетку», как этого потребовал в статье «Чего мы ждем от II Съезда» ленинградский активист Союза безбожников И. Я. Элиашевич (Антирелигиозник. 1929. 6. С. 59). Председатель Союза Е. М. Ярославский на антирелиг. совещании в ЦК ВКП(б) 8 авг. 1929 г. важнейшей совр. задачей назвал создание многомиллионной антирелиг. орг-ции. В преддверии открытия 2-го съезда Союза безбожников один из его руководителей Ф. Олещук 2 июня 1929 г. в газ. «Правда» заявил, что «для превращения Союза безбожников в массовую многомиллионную организацию... необходимо применить систему плановой вербовки членов». В постановление съезда был включен призыв к ячейкам Союза «органически увязывать свою работу с практическим осуществлением пятилетнего плана, т. к. Союз является не только пропагандистской организацией, но передовым отрядом на фронте социального строительства». Съезд переименовал Союз безбожников в Союз воинствующих безбожников, сообщает Православная энциклопедия . План «пятилетки Союза воинствующих безбожников» был утвержден на заседании исполнительного бюро СВБ 29 января 1930 года. В докладе Ярославского «О пятилетнем плане работы безбожников» говорилось: «Процесс сплошной коллективизации связан с ликвидацией... значительной части церквей». В соответствии с лозунгами XVII Всесоюзной конференции ВКП(б) (30 янв.- 4 февр. 1932), определившей основной задачей 2-го пятилетнего плана развития народного хозяйства (1933-1937) построение бесклассового общества «и ликвидацию капиталистических пережитков (к которым относились и религиозные. убеждения.- Ред.) в сознании людей», исполбюро СВБ в концемарта 1932 г. утвердило «ряд решений для фронтального наступления на Церковь».

http://pravoslavie.ru/53531.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КЛИБАНОВ Александр Ильич (14.11.1910, г. Борисов Минской губ.- 23.05.1994, Москва), советский историк, источниковед, религиевед, исследователь сектантства. Род. в семье врача. В 1932 г. окончил Историко-лингвистический ин-т им. Н. К. Крупской в Ленинграде. К. начал публиковать сектоведческие и религиеведческие работы в 1929 г., они носили пропагандистско-агитационный антирелигиозный характер. В 1932 г. он защитил кандидатскую диссертацию по истории меннонитов, стал научным сотрудником Антирелигиозного музея, работал в Государственном антирелигиозном издательстве. В 1932-1934 гг. занимал должность зав. отделом агитации и пропаганды ленинградского отд-ния Союза воинствующих безбожников. В 1934 г. преподавал в Политико-просветительском ин-те им. Н. К. Крупской. В 1936 г. К. был арестован по обвинению в троцкизме и приговорен к 5 годам ИТЛ. После освобождения в 1942-1945 гг. преподавал в Красноярском педагогическом ин-те историю СССР, сначала в качестве доцента, с 1943 г. в качестве заведующего кафедрой истории СССР. В 1946-1948 гг.- зам. директора Музея истории религии АН СССР в Москве, в 1947-1948 гг.- научный сотрудник Ин-та истории АН СССР. А. И. Клибанов. Фотография. 3-я четв. ХХ в. А. И. Клибанов. Фотография. 3-я четв. ХХ в. Второй арест последовал в 1948 г. К. был приговорен к 10 годам ИТЛ. Освобожден в 1954 г., реабилитирован в 1955 г. В 1955-1993 гг. работал в Москве научным, старшим научным, затем ведущим научным сотрудником Ин-та истории АН СССР (с 1968 - Ин-та истории СССР АН СССР, с 1992 - ИРИ РАН). Ведущая тема научного творчества К.- история отечественной религиозно-общественной жизни: антицерковные движения средневековья (им посвящен цикл крупных статей и монография «Реформационные движения в России в XIV - 1-й пол. XVI в.». 1960), история сект в XVII - нач. XX в. («История религиозного сектантства в России». 1965), религ. движения в послереволюционное время («Религиозное сектантство и современность». 1969; «Религиозное сектантство в прошлом и настоящем». 1973; «Из мира религиозного сектантства». 1974). Все эти книги и статьи связывает одна принципиальная тема: вклад религиозно-общественных движений в отечественную историю и соотнесение их духовного и социально-практического опыта с опытом параллельных европ. еретических, реформационных, сектантских движений.

http://pravenc.ru/text/1841323.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010