До 1934 года традиция крестных ходов продолжала каким-то чудом сохраняться, конечно, не в той степени торжественности. В 1938 году печальная участь постигла Бунырёвский храм. После его закрытия все иконы пошли на создание ульев на колхозной пасеке. Но чудотворный образ уцелел благодаря прихожанке Софьи Григорьевны Кунаевой. По началу чудом вынесенная и спрятанная икона находилась у неё дома, затем, опасаясь последствий, эта женщина прятала её в колхозном сарае, где хранилось сено для лошадей. После Великой Отечественной войны Софья Григорьевна передала в только что открывшийся Успенский собор для всеобщего почитания местночтимую Смоленскую икону Божией Матери. Что касается соборного храма, то после прихода к власти новых властей, Успенский храм был разграблен, осквернён и закрыт, а рядом стоящая, соединённая с храмом величественная колокольня, была безжалостно взорвана. В 1945 году здание нового Успенского собора было возвращено верующим. Храм должным образом не реставрировался. Только в 1987 году началась серьёзная реконструкция собора. С 2015 года собор активно реставрируется благодаря программе, принятой в 2005 году. Проводят реставрационные работы специалисты института " Росспецреставрация " и подрядчик - столичная фирма " РДС " . Из книги: В.М. Пономарёва. Алекин (страницы истории города и района). Тула: " Пересвет " , 1998 и с сайта: http://www.aleksin-city.info/Храмы Алексина Новый соборный храм в честь Успения Божией Матери построен в 1806-1813 г.г. на средства купца Ивана Афанасьевича Маслова. Освящен в 1815 г. Тульским епископом Амвросием Протасовым. Колокольня построена в 1829 г. на некотором расстоянии от храма на церковные средства с помощью благотворителей. В 1857 г. храм и колокольня соединены пристройкой, в которой в 1867 г. на церковные средства и пожертвования устроены два придела: с правой стороны - в честь святых первоверховных апостолов Петра и Павла, с левой стороны - в честь святителя Алексия Митрополита Московского и всея Руси. В годы революционной смуты собор был закрыт и подвергнут разрушению.

http://sobory.ru/article/?object=09284

Здание собора передали Оханскому райпромкомбинату, и в 1938-40 гг. по проекту облместпрома была начата его реконструкция под мебельную фабрику. В результате реконструкции собор утратил колокольню, архитектурную. Обработку западного, северного и южного порталов, а также большинство архитектурных деталей других частей здания. Однако внутренние и внешние работы по его реконструкции остались незавершенными, так как летом 1941 г. Началась Великая Отечественная война. Успенский собор был признан памятником архитектуры союзного значения и характеризовался как «памятник русского провинциального классицизма». Охрана здания Успенского собора Оханским райпромкомбинатом граничила с преступной безответственностью. В ночь с 13 на 14 декабря 1946 г. В здании собора, где помещалась столярная мастерская промкомбината, по вине ночевавших там рабочих возник пожар. Областной комитет по архитектуре предлагал «запретить использование оставшейся от пожара части здания под мебельную фабрику арендатору – Оханскому промкомбинату, в результате хозяйствования которого уничтожен ценный памятник материальной культуры русских людей…, и использовать стены собора для возведения здания обществнного назначения (клуб, кинотеатр и т.п.» Однако, как это обычно бывало, победили интересы промышленности, а не культуры. Здание бывшего собора было полностью перестроено в соответствии с проектом под мебельную фабрику промкомбината. После развала в начале 90-х годов системы предприятий облместпрома Оханский промкомбинат прекратил свое существование, оставив после себя огромные долги и полуразрушенное здание Успенского собора. Сейчас с Камы далеко виден только его черный остов. Сайт «Верещагинское благочиние» http://www.vereschagino-blago.ru/index После Отечественной войны 1812 г. купцы и верующие Оханска начали строительство Успенского собора, которое было окончено в 1829 г. Собор в честь Успения Божией Матери был главным храмом Оханского уезда, который простирался от Бабки и Ножовки (Частинский район) до Хохловки, Сивы и Карагая, т.е. охватывал территорию 11 нынешних районов Пермского края.

http://sobory.ru/article/?object=13449

История храма в советские годы подобна судьбам многих других церквей. В 1922 году были изъяты ценности, в 1929 — сняты колокола, в 1930 — собор закрыт и здание передано под спортивный клуб, в связи с чем интерьер был полностью уничтожен. Во время фашистской оккупации храм действовал, но в ноябре 1944 года был вновь закрыт и преобразован в Дворец физкультурников. С 1945 по 1993 годы в соборе находился спорт-клуб «Петровец» завода им. Г. И.Петровского. Лишь в сентябре 1993 года храм возвращен верующим Украинской православной церкви и храм начали восстанавливать. Успенский кафедральный собор является памятником архитектуры XVIII века и входит в комплекс охранной зоны исторической застройки города. Описание [ править править код ] Успенский собор — возрождающаяся святыня Херсона. Храм постепенно восстанавливается после надругательства во времена безбожной власти. И хотя трудов потребуется ещё очень много, община живёт полноценной литургической жизнью. Главный предел собора, как нетрудно догадаться, освящен в честь Успения Пресвятой Богородицы и наш Храмовый День — праздник Успения 28 августа. Южный придел освящен в честь святителя Николая (престольный праздник 19 декабря), а северный — в честь великомученицы Варвары (престольный праздник 17 декабря). Сейчас оба придела находятся на реставрации. В настоящее время богослужение совершается во временном храме, расположенном в притворе coбopa.IMG_0507 Благодатное НебоОсобенно почитается прихожанами собора и всеми православными Херсонщины чудотворная икона Божией Матери «Благодатное Небо». Церковное празднование в честь этой иконы установлено в понедельник Светлой Седмицы. Святыни [ править править код ] Богослужения [ править править код ] Понедельник: 8.00 — Божественная Литургия, по окончании — молебен, панихида. 17.00 — вечернее богослужение. Вторник: 8.00 — Божественная Литургия, по окончании — молебен с акафистом вмц. Варваре и панихида. 17.00 — вечернее богослужение. Среда: 8.00 — Божественная Литургия, по окончании — молебен о страдающих от недуга пьянства с водоосвящением и акафистом перед иконой Божией Матери «Неупиваемая Чаша», панихида. 17.00 — вечернее богослужение.

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Успенски...

Внешний облик нового собора Успения Пресвятой Богородицы стал во многом отражением новых тенденций в тогдашней церковной архитектуре России. Щедрому и насыщенному деталями барокко пришёл на смену строгий и торжественный классицизм, постепенно получивший распространение и в провинции. Яранск всегда славился своими благотворителями, а помогать храмам считалось у местных купцов особенно почётным. В строительство и обустройстве Успенского, как и возведённого в 1851 году огромного Троицкого собора, равно как и других храмов, меценаты вложили немало средств. Так, купец 2-й гильдии Рощин был награждён орденом Святой Анны и золотыми медалями за большой вклад в строительство яранских храмов, обеспечения существования земского училища, публичной библиотеки, Дома трудолюбия, Мариинского детского приюта и др. Выходец из костромских крестьян, он носил звание почётного гражданина города, ставшего ему второй родиной. В 1817 году, рядом с Успенским собором воздвигли тёплый кирпичный храм с двухъярусной колокольней, освящённый в честь Преображения Господня и имевший Никольский и Владимирский приделы. В отличие от своего соседа-собора слева, Преображенская церковь была навсегда закрыта в 1930-е годы, а в 1950-е полностью разрушена. После Октябрьской революции в Яранске один за другим стали закрываться городские храмы. Гонения и репрессии обрушились как на простых прихожан, так и на высших священников, епископов Яранской земли. Так архиепископ Евсевий, в миру Евгений Рождественский был арестован, сослан и расстрелян в 1937 году, по всей видимости, в Сиблаге НКВД. В 1981 году он был причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских. Успенский собор считается единственным в Яранске, который никогда не закрывал дверей перед верующими. Однако, по некоторым данным, храм некоторое время был закрыт в 1930-е годы, а вернули прихожанам его лишь в 1940-е. Так или иначе, фасады Успенского собора и основные элементы внутреннего убранства сохранились в первозданном виде и по сей день.

http://sobory.ru/article/?object=03678

Даровской район. Пиксур. Монастырь Владимирской иконы Божией Матери. Часовня Собора Архистратига Михаила и прочих Сил бесплотных Костромская область Галичский район. Старый Георгий, урочище. Воскресения Словущего, церковь (с приделом Михаила Архангела и прочих Небесных Сил бесплотных) Латвия Рига, город. Рига. Михаила Архангела, церковь Ленинградская область Всеволожский район. Токсово. Михаила Архангела, собор Липецкая область Становлянский район. Шипово. Успения Пресвятой Богородицы, церковь (с приделом Михаила Архангела и прочих Небесных Сил бесплотных) Московская область Клинский городской округ. Введенское. Спаса Нерукотворного Образа, церковь (с приделом Михаила Архангела и прочих Небесных Сил бесплотных) Коломенский городской округ. Коломна. Михаила Архангела, церковь Нижегородская область Чкаловск, город. Чистое. Собора Архистратига Михаила и прочих Сил бесплотных, церковь Дивеевский район. Дивеево. Серафимо-Дивеевский Троицкий монастырь. Собор Спаса Преображения (с приделом Михаила Архангела и прочих Небесных Сил бесплотных) Дивеевский район. Дивеево. Серафимо-Дивеевский Троицкий монастырь. Церковь Тихвинской иконы Божией Матери (с приделом Михаила Архангела и прочих Небесных Сил бесплотных) Дивеевский район. Суворово. Успения Пресвятой Богородицы, церковь (с приделом Михаила Архангела и прочих Небесных Сил бесплотных) Нижний Новгород, город. Автозаводский район. Собора Архистратига Михаила и прочих Сил бесплотных, церковь Дальнеконстантиновский район. Малая Пица. Малопицкий Скорбященский женский монастырь. Домовая церковь Собора Архистратига Михаила и прочих Сил бесплотных Новгородская область Маловишерский район. Большая Вишера. Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных, церковь Омская область Омск, город. Омск. Михаила Архангела и прочих Небесных Сил бесплотных на Старо-Северном кладбище, церковь Пензенская область Никольский район. Маис. Боголюбской иконы Божией Матери, церковь (с приделом Михаила Архангела и прочих Небесных Сил бесплотных)

http://sobory.ru/mapsearch/?altar=555

И тогда, когда, после разгрома Киева татарами в 1240 году, центр Руси передвинулся на северо-восток, в новом стольном граде Владимире был воздвигнут величественный кафедральный собор также в честь Успения Пресвятой Богородицы. И, наконец, когда Русская Земля, раздробленная на уделы, стала объединяться, благодаря умному и дальновидному князю Иоанну Даниловичу Калите, вокруг маленького и незначительного вначале городка Москвы, там тоже был построен кафедральный соборный храм в честь Успения Пресвятой Богородицы. Окончательно переселившись в 1325 году в Москву, Митрополит всея Руси св. Петр стал убеждать князя построить этот храм, причем изрек замечательное пророчество о будущем величии Москвы, которое в точности исполнилось. «Если ты меня послушаешь, сын мой»,  так говорил св. Петр князю,  «то и сам прославишься более иных князей с родом твоим, и город твой будет славен между всеми городами русскими, и святители поживут в нем, и кости мои здесь положены будут». Этот дивной красоты величественный Успенский Собор в Кремле сделался действительно как бы краеугольным камнем величия всего Российского государства, необъятно разросшегося потом из маленького и скромного московского княжества. Это – «святая святых» православного русского народа, самая заветная святыня наша – как бы сердце Святой Руси! В этом Успенском соборе венчались на царство все цари русские, начиная с Uoahha IV -го и возводились на престол первосвятители Русской Церкви. Дивный храм, и снаружи и внутри производящий незабываемое впечатление необыкновенной духовной мощи нашей Св. Церкви и православного Отечества нашего – Святой Руси! В этом дивном храме, по Промыслу Божию и под несомненным Покровом Божьей Матери, происходило настолование нашего последнего законного Всероссийского Патриарха Тихона, несмотря на то, что Кремль, в котором находится этот храм, был уже захвачен лютыми безбожниками, поработившими нашу Родину – Святую Русь и поставившими себе целью выкорчевать все святое из души русского человека. Стоит этот дивный храм и теперь, хотя Богослужений в нем и не совершается, напоминая лишь всем созерцающим его о прежнем духовном величии нашей многострадальной Родины.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Книги: Евангелие в л. Киевской печати 1697 года, евангелие Московской печати 1716 года с надписью: «сие евангелие куплено до храму Воскресения Христова межирицким жителем Евстафием Селуановым и оправлено серебром в р. 1740»; евангелие Московской печати 1748 года с надписью «1752 года справил своим коштом монах Леонтий Межерицкий и отдал в церковь святой Троицы в граде Межириче»; евангелие Московской печати 1753 года с надписью: «Иван Иванов, Федя Артемьев и с ктитором Григорием Перебийносом»; служебник киевской печати в 4 д. 1737 года, минеи служебные 12 книг Киевской печати 1747 года, триодь постная Киевской печати 1743 года с надписью: «сия книга келейная архимандрическая: в церковь соборную Успения Пресвятой Богородицы Межирицкую Лавры Киевопечерской от архимандрита Луки. 1757 года». По переписи 1732 года при Успенском храме школа, при Троицком школа и шпиталь, при Воскресенском школа, при Михайловском школа – и при Николаевском школа, - наставники – дьячки. Филарет (Гумилевский) «Из историко-статистического описания Харьковской епархии». Недалеко от Лебедина есть село Межирич, названо так потому, что оно лежит между реками Пслом и Ольшаницей. Местность здесь холмистая, с выразительным ландшафтом и красивыми видами окрестностей. Дом основан в 1642 г., со времени освободительной войны он стал сотенным городом Сумского казацкого полка. С Междуречьем связаны первоклассные памятники украинской архитектуры – деревянная Преображенская церковь (1760 г.) и каменный Успенский собор (1759-1770, отделка - 1775 г.). Из них сохранился только Успенский собор. Ктитором его был архимандрит Киево-Печерской лавры Лука Белоус, уроженец Межирича. Образцом для строителя собора была Успенская церковь в Ахтырке (1728-1738 г.г.), от которой межирецкий храм отличается тем, что за пределы основного, квадратного в плане помещения едва выступают граненые апсида и притвор, а на северном и южном фасадах - небольшие прямоугольные ризары. . Следовательно, кубический массив умеренно расчленен. Как и в его прототипе, в межирицком соборе четыре опорных столба, поставленные по оси стен прямоугольных и граненых выступов, несут с помощью подпружиненных арок и парусов большую восьмигранную баню и полуциркульные и сомкнутые своды. На уровне хоров фасады опоясаны довольно широким карнизом. Архитектура здания достаточно сдержанна; только краеугольные пилястры, карнизы и наличники окон с лучковыми фронтончиками оживляют фасады.

http://sobory.ru/article/?object=59219

Храм Успения Пресвятой Богородицы, что на Крутице, находится близ Спасской заставы, угол Крутицкой улицы и 1-го Крутицкого переулка. Около 1300 г. св. Даниил, князь Московский (1263-1303 гг.) построил здесь подворье для приезжающих в Москву архиереев, из которых первым был грек Варлаам. Около 1454 г. на Крутицу была перенесена кафедра епископов Сарских и Подонских. Их епархия была учреждена в 1262 г. среди татар в г. Сарае; в XIII ст. она была увеличена местностями по Дону. Впоследствии ее пределы не раз изменялись, а с 1764 г. она стала официально называться «Крутицкою и Можайскою». Вследствие распоряжения 17 июня 1788 г. епархия эта была закрыта, ее церкви распределены между соседними епархиями, а архиерейский дом с землею и с постройками на ней стал принадлежать коллегии экономии, потом военному ведомству; здесь расположились Крутицкие казармы. До 1682 г. на Крутицах известен один храм. Сначала он был деревянный, но в настоящее время сохраняется полуразрушенное (в 1816 г.) каменное здание. Его архитектурные особенности: есть подклет, есть узкие притворы с запада и с севера, нет алтарного полукружия, окна верхнего света прорезают пяты сводов. Эти особенности в связи со временем переселения Сарайских епископов на Крутицу позволяют отнести постройку каменного храма к концу XV ст. Так как архиереи обыкновенно погребаются в их кафедральных соборах, то в подклете древнего Крутицкого храма есть надписи о погребениях 1499, 1544, 1583 и 1602 гг., а также 1759 г. В XVIII ст. этот храм известен с именем Воскресения Христова, имел придел Николая чудотворца, был крестовою архиерейскою церковью. В XIX ст. он утратил своды, главы и кресты и был складочным местом для бумаг и оружия при казармах. С 1682 г. строился новый кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы, называвшийся, в отличие от Кремлевского «Малым» Успенским собором. После закрытия Крутицкой кафедры этот собор обращен в приходскую церковь. Она имеет два этажа. Нижний, где находится престол во имя апостолов Петра и Павла, построен так же, как нижняя церковь Заиконоспасского монастыря, т, е. с особенно толстыми стенами и с отнимающими много пространства столбами, назначенными поддерживать тяжесть верхнего этажа. Надписи на стенах свидетельствуют об архиерейских погребениях 1688, 1701, 1712 гг. Верхняя Успенская церковь освящена 23 июня 1689 г.

http://sobory.ru/article/?object=02788

В соборе погребены многие из коломенских архиереев. С 1581 по 1586 гг. в этом храме служил святитель Иов, епископ Коломенский, — первый Патриарх Московский и всея Руси. Основанный святым князем Димитрием Донским. собор простоял до 1672 г., когда из-за ветхости его разобрали. На его месте за десять лет зодчий Мелентий Алексеев возвел новый храм — пятиглавый. В нижней части стен нового собора использовался белый камень древнего. В это же время была возведена шатровая колокольня собора, ныне примыкающая к стоящему поблизости Тихвинскому храму. В 1804 г. собор заново расписали. В начале XIX в. его настоятелем был протоиерей Михаил Дроздов, отец святителя Филарета. Позже в храме неоднократно служил и проповедовал сам святитель. В 1880 г. в соборе проходили церковные торжества в связи с празднованием 500-летия Куликовской битвы. В 1820-е гг. церковным старостой собора служил Димитрий Вдовин, прославленный Русской Православной Церковью в 2002 г. в Соборе новомучеников и исповедников Российских. В 1929 г. храм был закрыт и разграблен, захоронения коломенских архипастырей разорены. В 1989 г. собор возвратили верующим. После реставрации 29 августа 1999 г. великое освящение совершил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Источник: http://www.mepar.ru/eparhy/temples/?temple=301 Нынешний Успенский собор Коломенского кремля не столь уж древен, его построили во второй половине XVII века. Но рассказ о нём имеет смысл начать с основания его предшественника - Успенского собора, заложенного князем Дмитрием Донским. Согласно актуальной версии, князь Дмитрий Иванович заложил Успенский собор в Коломне после первой серьёзной победы русского войска над золотоордынцами. То была битва при реке Воже (1378), имевшая серьёзное влияние на дальнейшее развитие событий. Битва развеяла миф о непобедимости татарской конницы и укрепила решимость русских ратников. Спустя несколько месяцев, в 1379 году, в Коломне начали строить каменный Успенский собор. В 1380 году, когда войска под предводительством Дмитрия Донского уже готовились выступить к месту Куликовской битвы, своды недостроенной соборной церкви обрушились. Естественно было счесть это недобрым предзнаменованием. Но князь продемонстрировал силу духа и, отслужив молебен, приказал отправляться в поход. Достраивали храм уже после победоносного возвращения русского войска. Существует также версия, что Успенский собор Дмитрий Донской заложил уже после возвращения с Куликова поля, а упоминаемая в летописях " новая каменная церковь " обрушившаяся в 1380 году, есть некая другая церковь. Вряд ли это так. Каменное строительство было для тех времён занятием слишком многодельным, чтобы в Коломенском кремле почти одновременно строилось несколько каменных храмов. И неупоминание в летописи названия церкви (говорится просто, что " новая " ) служит косвенным доказательством её единственности. То есть новая церковь в Коломне была одна, и летописец не имел нужды в её дополнительном обозначении.

http://sobory.ru/article/?object=01137

Окончив магистерский курс в православном богословском Свято–Сергиевском институте в Париже (2001–2003), о. Иакинф два года жил в Петербурге, где защитил кандидатскую диссертацию на философском факультете Санкт–Петербургского государственного университета. С 2005 года о. Иакинф является директором научно–церковного центра «Истина» в Париже, специализирующегося в православно–католическом диалоге, а также главным редактором одноименного журнала. Он преподает экклезиологию на богословском факультете Парижского университета и состоит в православно–католическом богословском комитете Франции. Священник Илья Соловьев   Вступительное слово Поместный Собор 1917–1918 годов является, без сомнения, важнейшим событием истории Русской Православной Церкви. По времени Собор совпал с одним из самых трагических периодов в истории России – с эпохой падения монархии и перехода власти в руки безбожников. Собор открылся 15(28) августа 1917 года, в праздник Успения Пресвятой Богородицы. У власти еще находилось Временное правительство, однако дни его были сочтены. После того, как в октябре 1917 года власть в России захватили большевики, Собор продолжал работу еще в течение десяти с половиной месяцев. Собор 1917–1918 годов был самым многочисленным, самым продолжительным и одним из самых плодотворных за всю историю Русской Церкви. В ходе Собора были приняты решения по многим ключевым вопросам церковной жизни. Первый церковный Собор после 1667 года, Поместный Собор 1917–1918 годов с удивительной смелостью затронул весь спектр вопросов, поставленных перед Церковью общественными переменами. Речь на Соборе шла и о реформе церковного управления, и о миссии, проповеди , литургии, и о проблемах монашеской и приходской жизни. Многие из рассмотренных на Соборе тем актуальны по сей день. Некоторые из соборных решений позволили Церкви выжить в трудные годы гонений и заложили основы ее нынешнего расцвета. Судьбоносным для Русской Церкви стало решение Собора о восстановлении патриаршества, упраздненного в ходе петровских реформ начала 18 века.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010