История самого храма началась 22 июня 1901 г. На закладке храма присутствовали Тверской архиепископ Димитрий (Самбикин), губернатор князь Н.Д. Голицын, соседи – сенатор Н.С. Таганцев и князь Н.С. Путятин. И снова слово стоит дать отцу Николаю Синицыну. Это торжественное событие он так же не обошёл своим вниманием: « Июня 22. Состоялась закладка храма в честь Успения Божией Матери в имении князя Андрея Александровича Ширинского-Шихматова. Закладку совершил Его Высокопреосвященство Димитрий, архиепископ Тверской и Кашинский, в присутствии Тверского губернатора князя Голицына и многих почётных гостей при большом стечении народа. К 12 часам дня при церкви села Берёзки был совершен к месту закладки крестный ход ». Успенская церковь в Островках должна была стать первым в России храмом-музеем. Строилась церковь под наблюдением московского архитектора Фёдорова по проекту Н.Д. Иванова. Для храма-музея специально избрали русско-византийский стиль, а образцом для него послужили Суздальские церкви XII-XVI столетий. «Церковь выстроена по типу Суздальских церквей XII-XIV столетий, - писал Владыка Димитрий, - представителями которых служат церкви: Покрова Пресвтыя Богородицы на Нерли, Успенский собор в Звенигороде, Дмитровский собор во Владимире, Преображенский собор в Переяславле-Залесском и другие; точнее сказать, новая церковь по своей архитектуре является копиею Преображенского собора в Переяславле-Залесском, построенного между 1152-1157 годами. Этот собор представляет собой, как известно, наиболее простой и точный образец Суздальского архитектурного типа». По завершении строительства наступил черёд отделки храма. Особое участие принял сам строитель и хозяин усадьбы. Андрей Александрович в 1896 г. возглавлял реставрацию Успенского собора Московского Кремля, и поэтому новый дубовый иконостас храма явился миниатюрной копией древнего иконостаса главного собора России. В новом иконостасе разместились самые ценные иконы из личного собрания князя А.А. Ширинского-Шихматова. Церковную утварь составили паникадило, потиры, кадила, напрестольные кресты и прочие предметы XVI-XVII вв.

http://sobory.ru/article/?object=10573

Сердечно поздравляю с престольным праздником главного храма Русской Православной Церкви — Успенского собора, что в Кремле. Неслучайно главный собор Церкви нашей был назван в честь Успения Пресвятой Богородицы. Царица Небесная воспринималась нашим народным сознанием и церковным Преданием как Покровительница земли Русской. Именно к Ней обращались с молитвами в самые тяжкие моменты нашей истории, и сколько же молитв было вознесено, сколько слез пролито здесь, в главном храме Русской Церкви, с просьбой Пресвятой Богородице остановить нашествие иноплеменных, примирить враждующих, тех, кто вел междоусобную брань! Сколько молитв возносилось здесь и в начале века двадцатого, когда стало ясно, что Отечество наше входит в совершенно особую полосу безбожной жизни! И мы знаем: когда светская власть, далекая от Бога, противопоставлявшая себя Церкви, создала здесь, в Кремле, высшую правительственную резиденцию, то в этот храм прекратился доступ народа, и только в 90-е годы Успенский собор стал вновь обретать ту огромную духовную роль, которую он имел в жизни нашей Церкви и в жизни нашего народа. Сегодня, в день Успения Пресвятой Богородицы, в престольный праздник главного храма Церкви Русской, мы с особым чувством совершили здесь Божественную службу, испросили у Царицы Небесной, чтобы Она и впредь простирала Свой Покров над всей Русью, над Церковью нашей, чтобы Она помогала народу нашему хранить Православие, несмотря на все соблазны, духовные и интеллектуальные атаки, которые обрушиваются на народное сознание, на народную жизнь, с тем чтобы оторвать людей от живительных источников веры православной. Но верим, что эти замыслы никогда не осуществятся в полной мере, потому что не дано диаволу быть сильнее Бога. Господь попускает скорби, но Господь также встает на сторону тех, кто с верой и надеждой обращает к Нему свои молитвы. И в этот день мы должны особенно усердно совершать молитву о стране нашей, о народе нашем, о всей Святой Руси, о всех, кто объединен узами Русской Православной Церкви. Мы должны совершать молитвы о мире во всем мире, о благостоянии Святых Божиих Церквей, примирении всех, в первую очередь христиан, но не только их, дабы мир Христов преображал сердца и умы людей и укреплял, насколько это возможно, узы братства и единства.

http://patriarchia.ru/md/db/text/5491724...

Экскурсию по обители провел скитоначальник иеромонах Симон, который показал гостям храмы, восстанавливающийся монастырский корпус и приусадебное хозяйство. Члены делегации совершили славление в скитских храмах в честь Успения Пресвятой Богородицы, равноапостольных Кирилла и Мефодия и преподобного Иоанна Рыльского. Отец Симон рассказал о возрождении обители и поделился планами по дальнейшему развитию скита. Паломничество третьего дня пребывания делегации Русской Православной Церкви на Афоне завершилось посещением одного из самых древних и известных святогорских монастырей — обители Ватопед, второго в афонской иерархии. Главный собор монастыря посвящен Благовещению Пресвятой Богородицы, кроме него в обители имеется еще шестнадцать параклисов — небольших церквей. Паломники получили возможность поклониться хранящимся в обители святыням; в ряду самых известных — Пояс Пресвятой Богородицы. Ковчег с Поясом Царицы Небесной приносился из Ватопеда в Россию в 2011 году. Иерархи сотворили молитву перед чудотворными иконами Божией Матери — «Отрада и Утешение», «Всецарица», «Закланная». Каждый их хранящихся в обители чтимых образов Пресвятой Богородицы имеет свою поучительную историю, а икона «Всецарица» особо почитается верующими Русской Православной Церкви. После молитвы у святынь Ватопеда состоялась встреча участников паломничества с игуменом обители архимандритом Ефремом. Глава Казахстанского митрополичьего округа , приветствуя отца настоятеля, передал ему благословение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Архимандрит Ефрем с большой теплотой отозвался о событиях пятилетней давности, когда ковчег с Поясом Пресвятой Богородицы впервые покинул Гору Афон и прибыл в пределы России, где миллионы верующих смогли поклониться великой ватопедской святыне, духовно укрепиться и получить помощь и утешение от Царицы Небесной. Отец настоятель отметил, что визит в Россию, встреча с Предстоятелем Русской Православной Церкви, общение с иерархами и мирянами навсегда запечатлелись в его памяти.

http://patriarchia.ru/db/text/4583493.ht...

В 1899-1900 гг. было принято решение о расширении собора. Достроен придел, храм стал светлее, более просторным, площадь выросла почти на 170 кв.м, а над входом пристроили две небольших бани и арочное перекрытие, были демонтированы два столба, хоры передвинули к западной стене. В 1847 г. после перенесения архиерейской кафедры из Переяслава в Полтаву " градский собор " стал кафедральным. Собор был огорожен кирпичным ограждением с коваными решетками (до 1827 г. ограждение было деревянным). В соборе был обустроен четырехъярусный иконостас, величественный, резной, " во французском стиле " . В соборе было пять престолов: главный – во имя Успения Пресвятой Богородицы; справа – престол ап. Петра и Павла; слева – престол пророка Ильи, которые были освящены 17 сентября 1774 г. На хорах с правой стороны – престол святого Архистратига Михаила, освященный 30 декабря 1776 г., налево – престол святой великомученицы Варвары, освященный 10 июня 1777 г. Колокольня, имела высоту 44 метра. После разрушения собора в 1934 г. она стояла пустотой. Во время войны с 1941 по 1946 гг. в ней был возобновлен храм Иоанна Предтечи, который действовал здесь с 27 февраля 1787 г. – дня его освящения. Колокольня собора после войны долгое время стояла руиной, впоследствии в ней размещались разные мастерские. В 1100-летие Полтаве было решено реставрировать колокольню и оборудовать в ней музей города с обзорной площадкой на верхнем ярусе. В последнее время в ней нашла прописку выставка самодеятельных художников города. Таким образом колокольня сохранилась вплоть до начала 1990-х годов. Решение о восстановлении собора приято в 1999, закончено в 2005 г. Автор проекта В. Трегуб, он сохранил высоту собора – 44.07 м, но из-за недостатка финансирования его отстранили от работ и по проекту «Горстройпроекта» высота составила 37.5 метров. Семь колоколов отлили на ОАО «Полтавский тепловозоремонтный завод». Сейчас принадлежит УПЦ КП. МП РНЦ не освящен, сохранилась колокольня, освященная в 1787 г., в которой долгое время после разрушения церкви был устроен храм.

http://sobory.ru/article/?object=10625

В интерьере собора сохранилась роспись. Первые живописные композиции на стенах храма появились ещё в XVIII столетии. В 1811 году местные иконописцы Яков Чарушин, Иван Мамаев и Демид Меньшиков расписали интерьеры на темы, связанные с посвящением храма Богородице.Внушительная фигура Вседержителя в центральном куполе, полные величия евангелисты на сводах боковых глав и сейчас украшают собор. Росписи алтарной части собора, выполненные губернским секретарем Иваном Пинаевым «по предъявленным рисункам и подлинникам», относятся к 1873 году. Остальная живопись во время ремонта 1894 года была записана приглашёнными епископом Варсонофием иконописцами из Палеха под руководством Л. И. Парилова. Новые композиции иллюстрирующие деяния Трифона Вятского представляют целый музей палехской живописи конца XIX века. Главным же украшением собора служит резной пятиярусный иконостас. По своим художественным качествам он представляет блестящий образец высокого профессионального мастерства местных резчиков. Источник информации - Архитектура, дизайн и строительство. История архитектуры Кирова и области Трифонов монастырь находится на берегу реки Вятки в историческом центре города. Его кафедральный собор - старейшее здание города и древнейший сложенный из камня вятский православный храм, которому посчастливилось уцелеть до сегодняшнего дня. Судьбы Свято-Успенского собора и Трифонова монастыря связаны неразрывно ещё с тех давних времён, как в округе объявился удивительный человек. Студёным январским днём 1580 года в город Хлынов, как прежде звалась Вятка, из архангельских земель пришёл Трифон, монах Пыскорского монастыря и пустынножитель, работавший прежде в строгановских вотчинах и водивший знакомство с их знатными хозяевами. В миру он звался Трофимом Дмитриевичем Подвизаевым (1546-1612), а в Хлынове он вознамерился организовать мужской монастырь. Идею Божиего человека вятчане поддержали: уже несколько недель спустя Трифон отправился в Москву с челобитной от жителей нескольких городов округи к самому государю Ивану Васильевичу, известному своим грозным нравом. Миссия подвижника в столице увенчалась успехом. Царская грамота даровала Трифону право на земли, отведённые им под монастырь и прежде принадлежавшие старому городскому погосту, а также " безданно и безоброчно " ряд населённых деревень, озёр, лугов и участки наделов под пашню.

http://sobory.ru/article/?object=05187

Как свидетельствует описание А. Шафонского, в конце XVIII века главный храм Елецкого монастыря имел пять куполов, в настоящее время сохранилось только четыре. Утрачен купол над нартексом. От него в своде нартекса видно круглое отверстие. После восстановительных работ в 60-70-х годах XVII века архитектурный памятник приобрел новые черты. Теперь Успенский собор гармонично сочетает и древнерусский, и романский стили, и украинское барокко. Он принадлежит к типу трехапсидных, шестистолпных, крестовокупольных храмов и имеет своеобразные черты в планировке и архитектуре интерьера. Это замкнутый с запада на восток четырехугольник, расчлененный шестью крещатыми столбами на три нефа, завершающимися на востоке полукружиями алтарных апсид. Средний неф намного шире боковых. Стройные линии опорных столбов переходят в подпружные арки, поддерживающие центральный купол. Длина и высота собора почти одинаковы: длина - 26,57 м, высота - 26,34 м, ширина - 16,28 м. Такая же мера была использована при строительстве Великой Успенской церкви Киево-Печерской Лавры, с которой Елецкая по внутренней конструкции имела большое сходство. Кладка стен выполнена с высоким мастерством. В интерьере Успенской церкви Елецкого монастыря, как и во многих древних храмах, существуют солнечные часы. В XVIII веке, по свидетельству А. Шафонского, Успенский собор имел пять престолов. Главный в честь Успения Пресвятой Богородицы устроен на том месте, где, по преданию, явилась на ели чудотворная Елецкая икона Божией Матери. С правой стороны - Архистратига Михаила, левый придел, упраздненный в 1834 году, был в честь Рождества Иоанна Предтечи. К западной стене храма примыкают хоры с боковыми выступами по северным и южным стенам. На южном продолжении хоров, именуемом капеллой игумена, был устроен престол св. вмч. Георгия Победоносца. Под ним внизу, в юго-западной части храма, в крещальне - престол в честь Рождества Христова. Позже тут была оборудована часовня, где часто служились молебны с акафистами, а иногда и панихиды. Внутри апсиды крещальни сохранилась, и теперь чуть видна, фреска XII века Богоматерь-Оранта. Богородица изображена в полный рост с воздетыми к небу руками. На Ее груди благословляющий Предвечный Младенец. Иоанникий Голятовский в " Скарбнице " этот образ называет " Воплощение Христово " .

http://sobory.ru/article/?object=05567

В 1950-х годах была проведена крупномасштабная реконструкция здания – снесены последние напоминания о куполах, изменен вид колокольни – так, чтобы ничто не напоминало о церкви. Сохранились лишь некоторые архитектурные элементы, напоминающие о величественном соборе. Медперсонал десятой больницы зачастую даже не догадывался о церковном прошлом здания, пока в начале 90-х известный старец Василий Болящий подарил больнице икону Успения Божьей Матери и предсказал, что больница снова станет собором. Уже в 1999 году пророчество осуществилось - при больнице начали править службы. А в 2012 году городские депутаты передали помещения Украинской Православной Церкви, а в июле 2013 года начали восстанавливать первоначальный вид здания. Во всей красоте собор предстанет перед горожанам только в 2018 году, а до того времени предстоит еще много работы. http://ekaterinoslav.org/sobor/history.html В 2016 г. исполнилось 220 лет одному из старейших храмов Днепропетровска - Успенскому собору, который всего лишь на 20 лет младше города. Деревянная церковь. Каменный собор, долгое время считавшийся главным в городе. Городская больница, в которую он был перестроен по прихоти советской власти. И, наконец, радостное, но очень трудное возрождение из больничных руин. Через эти четыре жизни прошел храм... Успенский собор одно из главных и самых почитаемых культовых зданий нашего города, на долю которого выпали очень сложные исторические перипетии, - рассказывает Максим Эдуардович Кавун, кандидат исторических наук, заведующий отделом Днепропетровского Национального исторического музея имени Яворницкого. Храм трансформировался из деревянного в каменный, затем пережил почти полную потерю облика и стал больницей. Сегодня, наконец, здание медленно возвращает свое первоначальное назначение и облик. В 2015 г. г. исполнилось 165 лет со дня освящения каменного Успенского собора. А в 2016 г. исполняется 220 лет начала храмовой истории, юбилей от даты начала созидания в Екатеринославе деревянного Успенского храма.

http://sobory.ru/article/?object=35654

В марте 1937 года колокольня была разобрана до основания. Спустя 75 лет принято решение о ее восстановлении. Строительство колокольни началось в сентябре 2012 года, и уже через два года работы по восстановлению уникального архитектурного памятника были завершены. Первозданный вид архитектурной доминанты кремля был восстановлен специалистами ООО «Тулареставрация» по сохранившимся чертежам колокольни XVIII века с использованием старинной технологии кирпичной кладки. Летом 2014 года на колокольню был водружен шпиль с крестом, выполненный в Волгодонске. На верхних ярусах установлены 22 колокола, из них 14 — колокола звонницы и восемь — часовые. Колокола отлиты в г.Тутаеве Ярославской области. Воссозданы и часы, бой которых сопровождает мелодия прославленного гимна города Тулы. 12 сентября 2015 года подарком от Тульской митрополии Туле, отмечающей 869-летие со дня основания города, стало освящение архиерейским чином храма в честь святого благоверного князя Димитрия Донского и его жены Ефросинии, расположенного в нижнем ярусе воссозданной колокольни. По материалам сайтов: http://www.sedmitza.ru/text/3387276.html , http://newstula.ru/fn_129963.html и http://tnews.tula.net/photo/1963/ Успенский собор. Холодный Успенский собор по времени своего возникновения древнее теплого Богоявленского. Он находится в средине города, близь р. Упы, на левой ея стороне, в главной части города. Площадь, на которой стоит собор, ограждена четырехугольною каменною зубчатою стеною или кремлем с 4-мя башнями проезжих ворот и 5-ю башнями глухими. До построения нынешнего Успенского собора существовал прежде, как видно из дел Консисторских и писцовой книги Тульского посада 1625 и 1685 гг., соборный также храм каменного здания во имя Успения Божией Матери с приделами во имя Архангела Гавриила и Чудотворца Тихона Амафунтского и с каменною колокольнею. Когда построен этот храм, сведений не сохранилось. Из писцовых книг 1628 и 29 г. известно только, что в соборе был придел, во имя св. Василия Парийского, который, как видно из ведомости священно-церковно-служителей соборной церкви от 1756 г., заменен был приделом св.

http://sobory.ru/article/?object=00829

В ограде монастыря было выстроено несколько зданий, при обители существовало кладбище. В приходе монастыря в 1892 году числилось 46 дворов (131 человек). Численность насельниц на 1908 год была: 17 монахинь, 95 послушниц. Вскоре после революции монастырь был закрыт, но храмы оставались действующими. Долгое время в местной газете «Серп и молот» велась дискуссия по поводу возможного уничтожения собора, предлагалось построение на его месте «своего Дворца культуры». В 1931 году Успенский собор был взорван; известно, что на взрыв было потрачено 50 тысяч рублей. Небольшой белый храм с колокольней, а также часовня и здание церковно-приходского училища были разрушены в 1954–55 годах перед самой постройкой 76-квартирного дома, здание которого сейчас возвышается при въезде на Октябрьский мост. Из прежних построек Всехсвятского единоверческого монастыря уцелела одноэтажная трапезная из красного кирпича, здание бани. Соборный храм монастыря во имя Успения Божией Матери заслуживает особого внимания. В городском ландшафте монастырский собор стал одной из главных архитектурных доминант Шуи. Собор располагался в начале главной улицы города (Миллионной) и начинал вереницу шуйских храмов, выстроившихся вдоль основной дороги, проходящей через центр Шуи, по направлению к Костроме. Настоятельница монастыря игуменья Досифея 11 сентября 1890 года обратилась во Владимирскую Духовную Консисторию с прошением о разрешении и благословении строительства нового монастырского храма на участке земли, подаренном монастырю благотворителем В.В. Рубачёвым. Игуменья просила произвести построение нового храма под наблюдением составлявшего проект архитектора С. Брагина. Источниками финансирования игуменья Досифея указывала «средства благотворителей, изъявивших желание помочь мне в сём деле и на текущие монастырские средства». Также предполагалось участие в строительстве храма благотворителя монастыря В.В. Рубачёва. В переписке отмечалось, что на пожертвованном монастырю участке расположено несколько каменных и деревянных строений, некоторые из которых предполагается снести, а кирпич от разрушенных зданий использовать для нового строительства. Рассмотрение и одобрение прошения произошло в кратчайшие сроки – разрешение на строительство было получено уже 15 октября 1890 г. За этот срок в строительном отделении Владимирского Губернского правления также был рассмотрен и одобрен проект новой церкви.

http://sobory.ru/article/?object=60777

Во второй половине XIX в. горожане решили обновить Успенский собор. Оплаченные купцом Н. В. Апоницким работы завершились к 1885 году. Обновленный храм освятил тамбовский епископ Виталий (Иосифов). Собор впечатлял своими размерами. К пятиглавой церкви, с главным престолом Успения Божией Матери и приделами в честь святителя Николая и Архистратига Божия Михаила, примыкала трапезная. В ней также было два престола: иконы Божией Матери " Всех Скорбящих Радость " и праведного Симеона Богоприимца. На высокой трехъярусной колокольне размещалось девять колоколов, звон которых разносился на многие версты от города. На Пасху разрешалось звонить в колокола, но язык громадного центрального колокола был настолько тяжел, что его трудно было раскачать. Под этим колоколом свободно размещалось 5-6 человек. Внутри собор " весь горел золотом " , а 112 окон позволяли свету заполнить все пространство храма, вмешавшего до 5000 человек. Отапливался храм двумя печами. Содержался за счет приношений прихожан и от доходов, которые давала гостиница, два магазина, две лавки, чайная и булочная. Под знаменем борьбы с религией уничтожались памятники архитектуры, сжигались бесценные произведения иконописи, церковные книги. Не избежали такой участи и церкви Кирсанова. С ужасом и болью в сердце смотрели люди, как растесывали кирпич амбразуры верхнего яруса Успенского собора, чтобы протолкнуть через проем и сбросить колокол. На мелкие куски раскололся при падении на каменные плиты этот громадный колокол, мощный голос которого много десятилетий звучал над городом и его окрестностями. Службы в городском соборе прекратились в 1930 году. Но он еще долгое время использовался как склад и зернохранилище, а во время войны в соборе располагался военный склад. Ильинскую церковь разрушили в 1937 году. Очень символично, что кирпич использовали на постамент памятника В. И. Ленину, который сначала располагался в центре нынешнего мемориала, посвященного павшим землякам в годы Великой Отечественной войны, а сейчас перенесен к зданию администрации города.

http://sobory.ru/article/?object=42344

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010