Тем не менее М. уделял внимание пополнению архиерейской ризницы книгами и церковной утварью. Так, в ризнице Троицкого собора в Пскове хранились «Евангелие», «построенное… повелением» М. 11 сент. 1683 г., серебряный позолоченный напрестольный чеканной работы крест с литым распятием, украшенный жемчугом и драгоценными камнями, который М. «построил в соборную церковь Святыя Троицы» 7 мая 1683 г., золотой потир, «построенный… повелением» М. «из домовой казны», старинная панагия, пожертвованная М. в Троицкий собор для поминовения стольника Л. И. Салтыкова в 1683 г. ( Окулинич-Казарин. 1913. С. 107-108). Одним из основных направлений деятельности М. в Пскове стала борьба с расколом (см. Старообрядчество ). В авг. 1684 г. М. писал патриарху Иоакиму о деле чернеца Иоасафа по прозвищу Сарап, находившегося в Псково-Печерском в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыре . М. сообщил, что этот «пьяница и озорник и всякими крамолами великой составщик.... как было смятение на Москве меж стрельцами, и он чернец, будучи в то время во Пскове, возмущал народом и стрельцов наговаривал на всякое дурно, чтоб смятение учинить и бунт завесть», а, будучи в карауле, кричал непристойные слова, бранил и М., угрожал ему, «сказывая за собою государево слово» (ДАИ. Т. 11. 74. С. 208). В 1685 г. М. вел следствие по делу раскольника Гараски Павлова, у к-рого были обнаружены книги с «великими и неизреченными хулами» на новые обряды. М. «имал его… перед себя на собор, в том истязался с ним», но успеха не достиг и передал его градским властям. После пыток Гараска покаялся и был направлен в Святогорский в честь Успения Пресвятой Богородицы мужской монастырь . Сообщая об этом деле царям 1 мая 1685 г., М. отмечал, что «свободить его раскольника невозможно, потому что великой словесник и книг читатель» (ДАИ. Т. 12. 10. С. 102-107). Много внимания М. уделял строительству на старом фундаменте нового Троицкого собора из тесаной плиты; однако незадолго до завершения строительства своды и верхняя часть здания обрушились. Достраивал собор преемник М. митр. Иларион. В 1685 г. М. отстроил заново и освятил на месте храма Пресв. Богородицы Одигитрии в Пскове на подворье Псково-Печерского мон-ря каменную ц. в честь Введения во храм Пресв. Богородицы. 1 мая 1686 г. М. освятил ц. св. Николая в г. Ревеле и украсил ее иконостасом, изготовленным в Пскове.

http://pravenc.ru/text/2562304.html

В 1901-1904 гг. к храму были пристроены притворы, в которых были размещены приделы во имя Саввы Освященного и во имя Трех Святителей. Несмотря на неоднократные перестройки, храм сохранял очарование великолепной постройки елизаветинской эпохи в стиле высокого барокко. Главной святыней храма был храмовый образ Успения Божией Матери, конца XVIII века, пожертвованный Саввой Яковлевым; запрестольный образ Господа Саваофа, окруженного херувимами, держащего в левой руке шар земной и скипетр, а правою рукой благословляющего; образ Христа Спасителя, замечательный тем, что устроен вологодскими гражданами в благодарение Богу за избавление Вологды от моровой язвы (чумы) в 1605 году; икона святого благоверного князя Александра Невского в память 1 марта 1881 года - дня трагической гибели Царя-Освободителя Александра II от рук «народников»; большая икона положения Господня во гроб; местные иконы в главном иконостасе - Спасителя и Божией Матери. В приходе храма велась большая образовательная и благотворительная работа. При церкви действовало приходское духовное училище. С первых лет существования Спасо-Сенновского прихода здесь призревалось немало вдов и сирот. В 1871 году при церкви было учреждено, а через два года открыто благотворительное общество для вспоможения бедным прихожанам. А.Д. Водеников пожертвовал обществу участок земли за храмом, и на нем было возведено трехэтажное здание богадельни для призреваемых старушек и приют для детей. В течение 23 лет А.Д. Водеников был председателем общества и пожертвовал ему за это время более полумиллиона рублей. Первоначально в богадельне призревалось 30 старушек, позднее их число выросло до 80, приблизительно столько же детей было в приюте Спасо-Сенновской церкви. После революции из церкви Успения дважды изымались церковные ценности. Был изъят и серебряный престол. В 1923 году храм возвели в ранг собора. С 25 января 1932 года до своего закрытия в апреле 1938 года храм являлся кафедральным обновленческим собором. В 1933 году одиннадцать его колоколов общим весом 1200 пудов были сданы в Госфонд и, видимо, пошли в переплавку. Храмовые иконы в 1936-1938 гг. передали в Спасо-Преображенский собор и в городские музеи. В апреле 1938 года храм закрыли. Уцелевший в годы блокады, несмотря на то, что храм был указан в качестве ориентира для немецкой артиллерии, он не пережил хрущевской «оттепели».

http://sobory.ru/article/?object=35608

Перед вложением закладной капсулы в основание храма был оглашен текст закладной грамоты: «Во славу Святыя, Единосущныя и Нераздельныя Троицы, Ея благоволением и благостию, Патриархом Московским и всея Руси Кириллом, заложен сей возрождаемый храм в честь Успения Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии, в лето 2016 от Рождества по плоти Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа в 1-й день августа месяца во граде Сарове в Свято-Успенской Саровской пустыни». Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к собравшимся с Первосвятительским словом . Святейший Патриарх Кирилл передал в дар Российскому федеральному ядерному центру ВНИИЭФ икону преподобного Серафима Саровского, написанную к 70-летию ядерного центра. На клеймах иконы представлены как традиционные житийные сцены, так и события новейшей истории. Образ будет установлен в центре первого зала Музея ВНИИЭФ. Экспозиция зала посвящена истории Саровской пустыни. Затем Святейший Владыка посетил храм преподобного Серафима Саровского, где поклонился святыням и вознес молитвы в восстановленной келье святого. Предстоятель также обратился к главе Нижегородской митрополии: «Ваше Высокопреосвященство, владыка митрополит Георгий! В этом святом храме, с которым у меня связаны сильные духовные воспоминания, я принимал участие в торжественной Литургии в 2003 году, когда мы все праздновали 100-летие со дня канонизации святого преподобного Серафима. В этом храме я хотел бы выразить сердечную благодарность Вам и всем, кто трудится над воссозданием этой обители», — сказал Святейший Патриарх Кирилл, передав в дар обители список Ватопедской иконы Божией Матери. Собор в честь Успения Божией Матери стал первой каменной постройкой обители, главным ее храмом. Именно здесь с 1903 года и до закрытия монастыря находились мощи преподобного Серафима Саровского. До революции Успенскую церковь называли одним из великолепнейших русских соборов. Храм был жемчужиной Саровской пустыни. Первоначально одноглавая Успенская церковь, построенная с 1730 по 1744 год на средства московского купца Демидова, имела достаточно скромные размеры — длина ее была не более 15 метров. Собор в честь Успения Божией Матери стал первой каменной постройкой обители, главным ее храмом. Именно здесь с 1903 года и до закрытия монастыря находились мощи преподобного Серафима Саровского.

http://patriarchia.ru/db/text/4579617.ht...

За большой вклад в воссоздание Успенского собора епархиальной медалью Казанской иконы Божией Матери I степени были награждены Т.П. Ларионова и С.Г. Персова. Затем в новоосвященном Успенском соборе состоялась Божественная литургия. Архипастырям Татарстанской митрополии сослужили наместник Свияжского Успенского мужского монастыря игумен Симеон (Кулагин), наместник Казанско-Богородицкого мужского монастыря игумен Марк (Виленский), настоятель Введенского Кизического мужского монастыря игумен Пимен (Ивентьев), наместник Раифского Богородицкого мужского монастыря игумен Гавриил (Рожнов), и.о. настоятеля Макарьевского мужского монастыря иеромонах Гурий (Ананьев), благочинный I Казанского округа Казанской епархии протоиерей Алексий Чубаков, и.о. первого проректора Казанской духовной семинарии протоиерей Алексий Колчерин, благочинный Зеленодольского округа протоиерей Святослав Мирганиев, заведующий канцелярией Казанского епархиального управления протоиерей Александр Павлов, и.о. ключаря кафедрального собора Казанской иконы Божией Матери города Альметьевска иерей Илия Долбнев, братия обители в священном сане. Богослужебные песнопения исполнил архиерейский мужской хор под управлением Дениса Рогова. Митрополит Феофан рукоположил насельника Макарьевского монастыря иеродиакона Варсонофия (Обозова) в сан пресвитера. После заамвонной молитвы перед плащаницей Пресвятой Богородицы духовенство пропело славление Царице Небесной. По окончании Литургии митрополит Феофан поздравил архипастырей, духовенство и верующих с праздником Успения Пресвятой Богородицы и освящением собора. Глава Татарстанской митрополии , в частности, сказал: «В чем значение освящения Успенского собора? Представьте себе: целый век монастырь был закрыт, а собор — поруган. До того он был одним из главных на земле Казанской. Здесь служили великие святители, имена которых вписаны в золотые страницы истории нашего народа. Успенский собор — величайшее достояние не только земли Казанской, не только города Свияжска и всей России, но больше. Именно Успенский собор включен в Список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО как один из шедевров русского зодчества и иконописи. Его фрески XVI века, пожалуй, единственные в России, сохранившиеся в такой полноте.

http://patriarchia.ru/db/text/5491711.ht...

Некоторые из этих описаний, слава Богу, сохранились. Для нас же особенно ценно описание этого старинного собора Г. Введенским. Церковно-археологическая заметка этого автора была опубликована в " Курских епархиальных ведомостях " за 1879 год в 19. Церковно-археологическая заметка предлагалась в память усопшего протоиерея Василия Ильинского, который служил в " царском соборе " , составлялась она по его благословению и при его участии. Вот выдержки из этой заметки: " Успенско-Николаевский собор в городе Белгороде - замечательный храм в истории русской церковной архитектуры. По времени построения он древнее многих русских церквей; по системе или плану постройки он во многом отличен от церквей новых, которые строились в настоящем и прошлом столетиях. Основание собора соединено с именем великого преобразователя русской жизни Петра Первого, а год основания с замечательным событием - началом Северной войны России со Швецией. Над западными дверями собора крупная надпись говорит: " Собор основан Петром Великим в 1701 году " . Все существующие описи также указывают на один год основания, а окончание относят к 1703 году. В соборе хранится рукопись в обрезной лист следующего содержания: " в 1701 году в 15 день июня великий Государь, Царь и Великий князь Пётр Алексеевич, всея Великия и Малыя и Белыя России самодержец, пожаловал на своё царское богомолие на строение каменныя церкви Успения Пресвятыя Богородицы да великого чудотворца Николы, что строитца в Белгороде в солдатской слободе, вкладу сто рублев денег " . Имя, звание и положение записавшего факт - неизвестны. Со времени построения собор изменился только в незначительных частях... Успенско-Николаевский собор - храм кирпичный. Новые церкви состоят из трёх частей: притвора, средней части и алтаря. Успенский собор состоит из четырёх крупных частей, если не считать пятого, - открытое крыльцо, которое в древних храмах считалось особою частью, назначавшеюся для кающихся первой степени, так называемых припадающих. Крупные части собора: притвор или помещение под колокольней и четырёхугольником, вторая меньшая зала в четырёхугольнике и алтарь в честь Успения Божией Матери.

http://sobory.ru/article/?object=13465

Источник: сайт Грузинской Православной Церкви http://georgia.orthodoxy.ru/churches24.htm Сиони - исторически главный храм Тбилиси и один из двух главных в Грузинской Православной Церкви; назван в честь Сионской горы и освящён в честь Успения Пресвятой Богородицы. Стоит на берегу реки Куры в историческом центре города. До строительства собора Цминда Самеба (2004) здесь находилась кафедра грузинского католикоса. Основание храма Сиони приписывается Вахтангу I Горгасалу. Более вероятно, что инициатором строительства выступил в конце VI века куропалат Гурам I (здесь же, вероятно, и похороненный). Эта первоначальная церковь была после учреждения эмирата снесена арабами. В 1112 году Давид IV Строитель, освободив Тбилиси от арабов, возвёл в городе новый собор, который не раз подвергался разрушениям и восстановлению. Особенно значительные работы потребовались после нашествия Джелал ад-Дина Манкбурны и землетрясения 1668 года. В сентябре 1795 года собор сильно пострадал от нашествия Ага-Мухаммед-хана. Были сожжены деревянные хоры и иконостас, фрески покрылись копотью и сажей. Собор вскоре был восстановлен и в 1817 году Минай Медичи писал, что «он обширный и великолепный, разрисован внутри картинами из Библии». В соборе погребены некоторые иерархи Грузинской церкви, в частности Католикосы-Патриархи Кирион II (канонизирован в 2002 году), Давид V (Девдариани). После реставрации 1980-1983 годах храм Сиони, несмотря на сложную строительную историю, сохранил свой средневековый облик. Поодаль от собора две колокольни - одна старинная, трёхъярусная, постройки XV века, разрушенная персами и восстановленная в XX веке, другая - типичный образчик русского классицизма (построена в 1812 году). В интерьере храма сохранились фрески русского художника Г.Г. Гагарина. Святыни: глава ап. Фомы; крест равноап. Нины; мощи свт. Иоанна Манглисского (XVIII в.); мощи сщмч. католикоса Кириона III (ХХ в.); мощи сщисп. католикоса Амвросия Хелаи (ХХ в.). http://azbyka.ru/palomnik Первый храм на месте сегодняшнего Сионского собора был основан в VI веке.

http://sobory.ru/article/?object=22061

Но с 1679 года работы по постройке собора должны были приостановить и надолго. Мастер А. Корольков, предвидя недостаток материалов, отменил с дозволения начальства 4-ю стену при иконостасе, поэтому алтарь краями не был сомкнут с капитальным стенами и, когда стали выше возводить стены, он отделился по всей высоте от северной и южной стен. Вследствие этого последовал указ о прекращении работ. В 1712 году старанием преосвященного Дорофея работы снова возобновились. При этом, чтобы предотвратить опасность, алтарь был уменьшен в длину на 3 сажени, отчего произошло несоответствие длины и ширины алтаря.  Преосвященный Гедеон, вступив на Смоленскую кафедру в 1728 году предпринял решительные меры к окончанию строительства собора. Автором проекта достройки собора считается архитектор Антон Иванович Шедель. Был выведен верх собора и увенчан 7-ю главами. Стены и потолки украшены иконную живописью, расписан иконостас и 13 августа 1740 года собор был освящен. Но непрочность собора обнаружилась сразу — опасные трещины появились в сводах и куполах. Было решено тесовую крышу заменить жестяной. К 1760 году, когда Смоленской кафедрой управлял Преосвященный Парфений, большой каменный купол совсем провалился. Тогда, по ходатайству владыки дано было позволение на новую переделку верхних сводов. Императрица Екатерина II пожертвовала на это 11900 рублей, кроме того сам Преосвященный собрал значительные пожертвования — 45 тыс. рублей. На эти деньги Пр. Парфений не только капитально отремонтировал собор, но и великолепно его украсил. Архитектор Петр Обухов перестроил главы собора. Вместо семи глав было сделано пять. Хотя не было симметрии, устроены они были прочно. Вместо большого каменного купола был сделан деревянный. Под верхними сводами, для их укрепления, были протянуты железные связи и утверждены в подвалах собора. В 1772 году собор был окончательно построен и с тех пор никаких изменений в облик собора не вносилось. В соборе два престола — главный престол освящен во имя Успения Пресвятой Богородицы, второй, придельный — во имя Смоленской иконы Божией Матери Одигитрии.

http://sobory.ru/article/?object=00471

Перед нами расположен древний Успенский собор Псково-Печерского монастыря, освященный в 1473 году. В этом храме находится главная святыня монастыря чудотворная икона Божией Матери, именуемая «Успенской». Здесь на площади под открытым небом совершают торжественное Богослужение накануне Престольного праздника 27 августа. Рядом с Успенским Собором находится вход в пещеры, Богом зданные. Монастырское предание говорит о годе 1232 – открытие входа в пещеры, где подвизались первые монахи во главе с преподобным Марком пустынником… Далее мы видим звонницу XVI века, построенную преподобномучеником Корнилием. Колокола на звоннице очень древние – дар некоторых царей России. Красное здание – монастырская библиотека и ризница – также основаны в XVI веке. В Успенском соборе [ править править код ] Успенский собор ископан в горе в XV веке. Стены и своды собора песчаные, укрепленные кирпичной кладкой. Собор напоминает Гефсиманский храм в Иерусалиме, где была погребена после Своего славного Успения Пресвятая Богородица… Иконостас Успенского Собора пожертвован Российской императрицей Елизаветой Петровной в XVIII веке. Выполнен иконостас в виде евангельской виноградной лозы. Плоды -лики святых. В иконостасе помещена икона Божией Матери, именуемая Умиление Псково-Печерская. По преданию, именно с названной иконой Пресвятой Богородицы совершали крестные ходы в Псков при нашествии Стефана Батория и Наполеона… Пресвятая Богородица услышала молитвы страждущих и оказала Свою всесильную и чудесную помощь псковичам и насельникам обители в названных бедствиях… Рядом с иконостасом находится Царское место и клирос для певчих. Мощи преподобномученика Корнилия принесены в Успенский Собор из Богом зданных пещер в 1690 году. Игумен Корнилий почитается в лике святых Русской Православной Церкви. Перед его святыми мощами служится ежедневно в 6 часов утра Братский молебен. Здесь совершаются и монашеские постриги. Чудотворный образ Успения Божией Матери в житии. Написана сия икона в XVI веке по благословению преподобномученика Корнилия, игумена Псково-Печерского. Множество чудес, по вере приходящих, совершается по сей день от иконы Успение Божией Матери. Особенно - от глазных болезней. С названной святой иконой совершается благодарственный крестный ход в Престольный праздник обители Успение Божией Матери 27-28 августа.

http://azbyka.ru/palomnik/Фотопаломничес...

Здание храма неоднократно подвергалось перестройкам. В 1816-1817 гг. архитектор Луиджи Руска пристроил к церкви 2 придела с южной и северной стороны. Он же в эти годы перестроил портал храма Успения со стороны колокольни (из-за неравномерной осадки грунта колокольня повредилась, и архитектору пришлось перестраивать ее и соединить вместе теплый и холодный храмы). В 1833-1836 гг. А.И. Мельников расширил храм, перестроил купола и своды. Перестраивались также Спасский и Михайло-Архангельский придел. Третий ярус колокольни также был перестроен в эти годы. Колокольня приобрела более стройный силуэт. На колокольне Спасо-Сенновской церкви было 15 колоколов. На самом большом из них, кроме изображения престольных праздников, был портрет Императрицы Екатерины II с надписью: «Асессора Саввы Яковлева в церкви Успения Пресвятые Богородицы, что на Сенной, весу 542 пуда 18 фунтов 1780 года января 20 дня, лит в Москве, на заводе Ясона Струговщикова». Следующими по весу были: богородичный колокол - 1780 года, весом 274 пуда 26 фунтов; полиелейный - 140 пудов; повседневный - 78 пудов 32 фунта, древний - 1762 года, 52 пуда 25 фунтов, а также малые колокола. В 1867-1871 гг. храм перестраивался еще раз по проекту петербургского епархиального архитектора Г.И. Карпова. При нем была начата капитальная переделка верха храма и колокольни: деревянные конструкции были заменены кирпичными, немного изменена форма глав и переделаны портики. Лепные работы выполнили Сильвестр Косолапов и Иван Балин, роспись и реставрацию икон произвел акад. В.В. Васильев. Возобновление храма производилось четыре года. Все пять престолов были сняты с мест, и поэтому освящение каждого из них было полным. Перестройка 1867-1871 гг. была последней, после нее храм больше не перестраивался, сохраняя свой облик вплоть до 1960-х гг. Тогда же на месте церковного сада был выстроен четырехэтажный дом причта Спасо-Сенновской церкви (современный адрес - Садовая, дом 40). В 1897-1898 гг. архитектором В.В. Виндельбандтом к храму были пристроены бетонные тамбуры, а купола обиты золоченой медью. В 1902-1903 гг. были удлинены боковые приделы (архитектор И.И. Яковлев), произведен ремонт и реставрация образов.

http://sobory.ru/article/?object=35608

Использован перередактированный материал: А.Ю. Клоков, А.А.Найдёнов, А.В. Новосельцев " Храмы и монастыри Липецкой и Елецкой Епархии " . Елец. Липецк. 2006. История Успенской церкви началась с того времени, когда горожане задумали строить новый собор на Красной площади и для него стали освобождать площадку. Тогда же, в 1815 году, старую каменную церковь Успения разобрали и местом для её строительства выбрали нынешнее место, где и возвели этот великолепный храм. Церковь является выдающимся произведением ампирной архитектуры, с элементами классицизма. Автором проекта был один из лучших столичных архитекторов, предположительно, Шарлемань. С 1843 года церковь достраивается по ранее утверждённому проекту, в связи с чем начали возводить огромную четырёхъярусную колокольню и достраивать трапезную в пространстве между ними. В трапезной был устроен придел в честь Богоявления Господня. Храм был освящён в 1850 году. Успенская церковь чрезвычайно живописна и вместе с Вознесенским собором имеет значение важнейшей градостроительной доминанты Ельца. Из книги " Земля Липецкая " . Научно-информационный издательский центр (Москва), 2003 г. Это третий Успенский храм в Ельце. Первая деревянная Успенская церковь была построена вместе с Елецкой крепостью в 1592 г., и её причт упомянут в Отводной книге земель елецким служилым людям 1593-1594 г.г. в связи с выделением священнослужителям этого храма «земли Дикого поля». Причт «церкви Успения Пречистыя Богородицы, что на посаде», и количество полученного им хлеба значатся в грамоте от 26 декабря 1592 г.: «на Елец, городскому голове И. Н. Мясному» о раздаче хлебного жалования: попу «большому - пять чети ржи, овса тож, другому попу, что в пределе, - 4 чети ржи, овса тож. Дьячку, пономарю да проскурнице по 3 чети ржи, овса тож….». Из текста становится ясно, что в Успенском храме изначально было два престола, что подтверждается и грамотой царя Фёдора Иоанновича елецкому воеводе князю А. Д. Звенигородскому и строителю Елецкой крепости И. Н. Мясному от 15 ноября 1592 г.: «…Послали есми (с сотником) стрелецким с Осипом с Ковериным (в при)дел великомученицы Ирины Двери ца(рские), да Деисус, да к Успенью Пречистой и к великой мученицы Ирине колокола… а книги бы есте в придел к великомученицы Ирине священнику вели имать…». Следовательно, придел в Успенском храме был посвящен «великомученице Ирине» и, вероятно, в честь Ирины Годуновой - царицы, сестры всесильного в то время Бориса Годунова.

http://sobory.ru/article/?object=02129

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010