С 1918 г. по 1928 г. собор был кафедральным, здесь служили епископы Оханские и викарии Пермские, т.е. Оханск был центром православия в Прикамье. В 1935 г. по решению Уральского облсовета собор был закрыт, ценности расхищены, иконостас выброшен на берег Камы, некрополь разрушен. Таким образом, на месте храма почти три века шли богослужения, место это намолено столетиями. У стен Успенского собора похоронена знать Оханска: священники, купцы, дворяне, здесь нашел свой приют дядя композитора П.И. Чайковского градоначальник В.П. Чайковский, герой войны 1812 г. Установлено место захоронения воинов Белой армии А.В. Колчака, которые погибли при штурме Оханска в марте 1919 г. С 1940 г. по 80-е гг. XX в. в храме разместились цеха промкомбината Очерского леспромхоза. В годы Великой Отечественной войны в храме изготовлялись приклады к винтовкам и автоматам, финские лыжи, телеги и сани. После войны предприятие изготовляло мебель: шифоньеры, комоды, тумбочки, диваны и т.д. В середине 90-х годов прошлого века собор был заброшен, лишился трети колокольни, металлической крыши, утерял окна и двери. В конце июля 2007 г. краевед А. Ширинкин обратился к жителям города с призывом восстановить Успенский собор. Прошло два года. Укрыты от дождя и снега колокольня, алтарь, трапезная. Рабочие очистили купол, храм изнутри покрывается штукатуркой, сделаны красивые маковки с крестами «под золото» на алтаре и главном куполе. Отремонтировано и укрыто от дождя помещение - пристройка к колокольне, здесь идут занятия православной школы. Службу исправляет настоятель Успенского собора иерей Валерий (Овчиников), направленный сюда в 2008 году. В настоящее время проводятся работы по благоустройству храма и ремонту придела во имя преподобных отцов Зосимы и Савватия, Соловецких чудотворцев. Сайт «Собор в честь Успения Божией Матери» http://ohansk.cerkov.ru/novosti/ Комментарии и обсуждение Адрес: Пермский край город Оханск ул.Советская, 2 Собор относится к Верещагинскому благочинию Пермской епархии. Проехать: автобус Пермь - Оханск.

http://sobory.ru/article/?object=13449

В соборе, кроме стен, не было буквально ничего - ни икон, ни книг, ни колоколов, ни облачений. И потому отец Иван написал царю Алексею Михайловичу челобитную, чтобы он, царь, велел всё нужное до новой церкви новой крепости послать. Царь внял всем доводам и из Москвы в новооскольский собор попу Ивану были посланы иконы, книги и вся нужная церковная утварь. После получения имущества для богослужений, батюшка отчитался воеводе князю Василию Петровичу Львову, после чего освятил собор Успения Пресвятой Богородицы 19 сентября, а придел Алексия человека Божия - 3 октября того же года. С тех пор служба в соборе совершалась " повсядневна " - каждый день. Вскоре у отца Ивана появился и помощник - диакон Ларион. На следующий 1648-й год, в октябре, царь послал в соборную церковь Царёва-Алексеева серебряный позолоченный крест с частичками мощей апостолов, мучеников, святых и праведных отцов (через 2 года он поможет жителям соседних Валуек с Божией помощью от страшной засухи. После того, как были отслужены молебны и совершён крестный ход, пошли дожди и засуха отступила). К 1654 году кроме собора в самом Новом Осколе в окружающих его слободах были отстроены 9 приходских церквей и отдельный монастырь. После Алексея Михайловича, при его детях - царях Иване, Петре и царевне Софье - в 1690 году построили новое деревянное здание собора, а молодые цари пожаловали в него новый позолоченный крест с мощами святых (предыдущий царёв крест бесследно пропал к тому времени). На протяжении XVIII века Новый Оскол утратил своё былое военное значение, стал административным и торговым центром обширной округи. Деревянный собор приходил в ветхость, и к началу XIX столетия стало ясно, что уездному Новому Осколу нужен новый храм. Новое, более вместительное здание с колокольней, в классическом стиле было возведено в 1803 году по проекту архитектора, имя которого осталось неизвестным. Храм возводился " тщанием " благотворителей и прихожан. С ростом города становилось всё больше прихожан, и в 1876 году церковь была расширена к западу с северной и южной сторон. Устроены два придела: во имя Архистратига Михаила и в честь Великомученицы Параскевы Пятницы, чудотворная икона которой была обретена на источнике близ Нового Оскола. На протяжении всего XIX столетия приход рос и укреплялся. Была своя земля и хозпостройки. В 1887 году в церковном доме открылась церковно-приходская школа. В другом доме помещалась богадельня для вдов, сирот и престарелых лиц от духовенства - собор считался обеспеченным и брал на содержание нуждающихся.

http://sobory.ru/article/?object=16143

Собор строился по проекту архитектора Н. Е. Ефимова и инженера Н. А. Сычёва. Главными благотворителями при строительстве собора были Василий Федулович и Прасковья Тарасьевна Громовы и подрядчик М. О. Конопов, который делал большие скидки при оплате выполненных работ, а также вносил денежные пожертвования. Сестры же Воскресенской обители помогали строительству собора, как личным трудом, так и значительными пожертвованиями унаследованных денежных средств. Созидание Воскресенского собора окончилось в 1861 г. 2 июля того же года был освящен главный престол во честь Обновление храма Воскресения Христова в Иерусалиме (другое название — Воскресение словущее), а затем — боковой в честь Успения Пресвятой Богородицы. Всего в храме было шесть престолов: главный – в честь Воскресения Словущего, южный – в честь Успения Пресвятой Богородицы, северный – во имя святого Архангела Михаила и Сил Бесплотных, на южных хорах – во имя Всех Святых, на северных хорах – во имя святителя Николая Чудотворца, в подвальном этаже собора – во имя святителя Григория, епископа Нисского. Воскресенский собор представляет собой яркий образец русско-византийского стиля на начальном этапе его развития. Здесь присутствуют такие черты классицизма, как строгость и сдержанность, но еще нет многообразия декоративного узорочья, расцветшего в архитектуре этого стиля в конце XIX в. Пятиглавый собор был увенчан большим золотым куполом и четырьмя малыми на высоких барабанах. Двухэтажное здание собора, стоящее на высоком цокольном фундаменте, обращено к проспекту высоким арочным порталом. Иконы для собора писали академик Г. И. Яковлев, а также монахини под его руководством. Первоначально на стенах были написаны изображения на сюжеты Священного писания. Во время ремонта в 1899 г. вся обветшавшая живопись была уничтожена. Свод главного купола выкрасили в синий цвет со звездами, стены окрасили масляной краской под мрамор. Интерьеры приобрели строгий классический вид. В 1914 г. собор был расписан вновь. К сожалению, ни фотографий росписей храма, ни эскизов не сохранилось. До наших дней дошли лишь фрагменты декоративной живописи, относящиеся к ремонту 1914–1916 гг., в сводах южной и западной галереи собора. Они представляют собой золотые орнаменты, выполненные на голубом фоне. До революции в соборе было несколько бесценных икон: Воскресения Христова с частицами Живоносного Гроба Господня; икона Казанской Божией Матери - родовая святыня Ушаковых; Нерукотворный Спас XVI в., которым Иван Грозный благословил своего сына Феодора.

http://sobory.ru/article/?object=05264

С 1932 года, по благословению Патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия, Свято-Успенский собор стал кафедральным, так как прежний Преображенский был разрушен советской властью. В конце 1930-х годов собор был закрыт, как и другие храмы Одессы. Во время войны фашистской бомбой был разрушен центральный купол и часть храмового здания. В 1942 году был восстановлен нижний храм собора. Много забот по восстановлению и благоукрашению собора проявили следующие правящие архиереи: архиепископ Никон (Петин), прах которого покоится в нижнем храме собора, митрополиты Борис (Вик), Сергий (Петров) и ныне здравствующий митрополит Агафангел (Саввин). Главной святыней Свято-Успенского кафедрального собора является Касперовская чудотворная икона Божией Матери, принесенная впервые в Одессу в 1854 году из села Касперово и избавившая наш город от англо-франко-турецкого флота в страшные годы Крымской войны. В нижнем храме собора находятся мощи ревностного nacmыpя XIX-XX века, современника святого праведного Иоанна Кронштадтского — праведного протоиерея Ионы Атаманского. 30 октября 2009 года на очередном пленарном заседании XXVII сессии Одесского областного Совета было принято решение о передаче Одесского Успенского кафедрального собора Одесской епархии Украинской Православной Церкви. Храм состоит из двух отделений: верхнего и нижнего, с тремя престолами в каждом. Престолы: Успения Пресвятой Богородицы (верхний главный), св. Иакова (верхний южный), преподобной Ксении Миласской (верхний северный), святителя Николая Мирликийского (нижний главный), Трех святителей (нижний южный), Введения во храм Пресвятой Богородицы (нижний северный). http://drevo-info.ru/articles/14003.html Первый Успенский храм появился в Одессе спустя 20 лет после основания города. Небольшая старообрядческая часовня была освящена 7 июля 1814 года. В 1845 году был утвержден план строительства трехпрестольного Свято-Успенского храма, а 8 лет спустя, в 1853 году, сюда впервые внесли одну из главных святынь юга царской России – чудотворную «Касперовскую» икону Божьей Матери. В 1854 году именно она защитила город от англо-франко-турецкого флота, который зашел в одесский залив.

http://sobory.ru/article/?object=08409

Также к собравшимся обратилась президент Благотворительного фонда святых Константина и Елены А.П. Оситис. Успенский кафедральный собор г. Витебска Первые документальные данные о существовании православной церкви Пресвятой Богородицы на Лысой (Пречистенской) горе, в месте слияния Витьбы и Западной Двины, относится к 1406 году. Уже к началу XV века появилась церковь Успения Пресвятой Богородицы, и доминирующая высота в городе получила название Успенской горы. К тому времени церковь уже была каменной. Когда восставшие горожане убили униатского архиепископа Иосафата Кунцевича, по приговору суда Успенская церковь была разобрана, 20 человек казнены, город лишили магдебурского права и всех привилегий. В 1839 году в храме произошло торжественное богослужение по поводу возвращения униатов в Православие. В комплекс с собором входили здания Витебской духовной семинарии. После октябрьского переворота семинария и собор в Витебске были закрыты. В сентябре 1936 года здание собора было взорвано. В 1949 году на месте собора строится цех завода заточных станков, однако завод пришел в упадок и быстро прекратил существование. 26 сентября 1998 года Патриархом Московским Алексием II была заложена капсула с памятной грамотой в основание будущего храма и освящен первый камень на восстановление собора. Идею о возрождении Успенского кафедрального собора поддержал президент Республики Беларусь А.Г. Лукашенко. Строительные работы начались в июне 2000 года. 4 мая 2003 года на месте строящегося храма состоялась первая после 1936 года Божественная литургия. 14 октября 2003 года митрополит Минский и Слуцкий Филарет совершил молебен с закладкой камня в основание нижнего, Спасо-Преображенского храма. 28 августа 2005 года, в праздник Успения Пресвятой Богородицы, Патриарший экзарх всея Беларуси совершил Божественную литургию в нижнем храме собора. 28 сентября 2009 года храм посетил Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Успенский собор был освящен митрополитом Минским и Слуцким Филаретом в сослужении всех архиереев Белорусской Православной Церкви 30 сентября 2011 года.

http://patriarchia.ru/db/text/2895468.ht...

Псковских архитекторов, историков и реставраторов давно занимает вопрос: какой из храмов Крыпецкой обители был построен «первее» - Успенский ли храм с трапезной палатой или же всё-таки Иоанно-Богословский собор. Логически рассуждая, следует предположить, что соборный храм монастыря должен был возводиться раньше. Так, во всяком случае, шло строительство в большинстве русских монастырей. Но, похоже, в Крыпецах дело обстояло несколько по-другому. Об этом свидетельствуют два обстоятельства. Во-первых, в грамотах, данных государем Иваном Грозным в 1554 и 1557 годах крыпецким игуменам, монастырь назван «Крыпецким монастырем Успения Пречистыя Богородицы и Иоанна Богослова» (это особо подчеркивает митрополит Евгений (Болховитинов)), что косвенно указывает на то, что в середине 16 века каменная Успенская церковь уже существовала, тогда как соборный храм Иоанна Богослова в камне еще не был выстроен. Во-вторых, своего рода архитектурную загадку представляет собой переход между Успенским и Иоанно-Богословским храмами. Если оба здания строились одновременно (такая версия тоже есть), то переход должен примыкать к каждому из них под прямым углом. Однако под прямым углом он примыкает только к Богословскому собору, а к Успенской церкви — несколько наискось, что опять же говорит, по мнению некоторых исследователей, о «вторичности» собора по отношению к трапезной церкви. Вопросов по датировке Успенского собора остается еще множество. Однако приблизительно можно сказать, что строительство его началось где-то в конце 1540-х годов. К этому времени на Псковщине уже появились новые для здешней монастырской традиции трапезные палаты с примыкающими к ним церквами (одна из ранних построек такого рода была возведена в Снетогорском монастыре). Первое упоминание о трапезном корпусе с Успенским храмом относится ко второй половине 1580-х годов: «Церковь Успения Пречистыя Богородицы каменная трапеза. А на ней крест железн, плащи медены, золочены...» Каменная колокольня была надстроена над трапезной палатой значительно позднее. В ранних описаниях монастыря мы встречаем упоминание о деревянной колокольне, стоявшей близ соборного храма: «Да подле Иоанна Богослова колокольница деревянная, а по ней двои колоколы, да третие зазвонные». «Каменная круглая» колокольня упоминается лишь в описи 1764 года (а в описи 1741 года о ней нет еще никаких сведений), следовательно, строительство её следует отнести к середине 18 века. Такая датировка находит отражение и в архитектурном решении колокольни (восьмерик на четверике), характерном именно для указанного времени, когда местные псковские традиции претерпевали изменения под натиском чужеземных зодческих веяний. В описи 1764 года говорится также о том, что на колокольне были часы - «боевые русские». Под «боевыми русскими часами» разумеются часы без циферблата, оповещавшие о времени суток боем.

http://sobory.ru/article/?object=05402

Указом Синода от 28 сент. 1872 г. община была переименована в общежительный мон-рь с количеством насельниц, позволяющим обители содержать их самостоятельно. 24 февр. 1874 г. еп. Оренбургский и Уральский Митрофан (Вицинский; 1887) возвел мон. Таисию в сан игумении с вручением ей жезла. К 1875 г. в О. У. м. проживали 104 насельницы, в т. ч. игумения, 15 мантийных и 15 рясофорных монахинь. В повседневной жизни сестры ориентировались на общежительный устав митр. Московского и Коломенского свт. Филарета (Дроздова) . В 1868-1875 гг. по проекту архит. К. А. Тона и под рук. архит. Г. Монтерот дю Шона был возведен 2-этажный 8-главый Успенский собор в т. н. русско-визант. стиле. Высота храма до креста составляла 18 саж. На нижнем этаже была освящена ц. в честь Воздвижения Креста Господня с правым приделом в честь Казанской иконы Божией Матери (19 окт. 1875) и левым - во имя св. Илии Пророка (26 марта 1876). 20 сент. 1881 г. еп. Оренбургским Митрофаном была освящена верхняя холодная ц. в честь Успения Пресв. Богородицы с правым приделом во имя свт. Николая Чудотворца (20 сент. 1881) и левым - во имя вмч. Пантелеимона (30 сент. 1881). В 1913-1914 гг. в росписи храма помимо насельниц принимал участие известный жанровый живописец Л. В. Попов (1873-1914). Верхнюю церковь украшал иконостас, полностью написанный иноками Св. Горы Афон в 1879-1881 гг. и построенный на средства благотворительницы, купеческой вдовы А. Ф. Введенской, решившей по смерти мужа и сына поступить в эту обитель. В соборе находилась икона Успения Пресв. Богородицы - дар Киево-Печерской лавры. Как особая святыня почиталась Иверская икона Божией Матери, написанная в Русском во имя великомученика Пантелеимона мужском монастыре на Афоне и 23 мая 1874 г. переданная в дар сестрам крестьянской девицей А. Суркиной. Перед этим образом в память сохранения обители от губительного пожара 16 апр. 1879 г., истребившего почти весь Оренбург, сестры читали акафист. Рядом с иконой помещался позолоченный футляр с частицами Креста Господня, мощей вмц. Варвары, преподобномучеников Афонских Евфимия Нового из Димицаны ( 1814), Игнатия ( 1814) и Акакия Нового из Нивори ( 1816), подаренный монахиням в 1874 г. схиархим. афонского Пантелеимонова мон-ря Макарием (Сушкиным) и присланный стараниями уроженца Оренбургского у. афонского мон. (с 1888 архимандрит) Паисия (Балабанова; 1834-1906). В мон-ре также почиталась икона Божией Матери «Утоли моя печали», написанная в Оренбурге живописцем Михаилом (впосл. принял на Афоне постриг в схиму с именем Макарий) и в 1864 г. пожертвованная сестрам купчихой А. А. Килимовой, а также Козельщанский образ Божией Матери, присланный 8 окт. 1870 г. гр. М. В. Капнист по благословению прав. Иоанна Кронштадтского (Сергиева).

http://pravenc.ru/text/2581507.html

Почему так? На самом деле в Типиконе (Уставе богослужения) мы не найдем каких-либо указаний на счет дня и времени совершения этого чина, он появился гораздо позже формирования Типикона, по которому живет сейчас Православная Церковь. Вероятно, что служба Погребения, или «Священное последование на преставление Пресвятыя Владычицы нашея и Приснодевы Марии», возникла не ранее XVcmoлemuя (по богослужебным меркам — довольно поздно) в Иерусалимской Церкви, и уже оттуда перешла на греческий Восток и в Россию. В письменных источниках Русской Церкви первое упоминание о ней относится к XVIbeky. Первоначально эта служба состояла из чтения 17-й кафизмы с особыми богородичными припевами, а свой сегодняшний вид приобрела в конце XIXbeka, когда были написаны особые песнопения для этого дня. «Колыбелью» службы Погребения является Гефсиманский Иерусалимский монастырь. Накануне праздника Успения в Гефсиманию совершался крестный ход с плащаницей от подворья монастыря в самом Иерусалиме. Шествие с богородичной плащаницей было символическим воспоминанием о перенесении тела Девы Марии из Сионской горницы в Гефсиманский сад — к месту, где апостолы погребли Ее. Богослужение в Иерусалиме начиналось ночью, а крестный ход должен был закончиться с восходом солнца. Плащаницу полагали в пещеру — гроб Богоматери. Стекавшиеся на этот торжественный чин паломники и перенесли его впоследствии в свои страны. Как служили в Русской Церкви? Если в Иерусалиме чин Погребения связан с конкретными местами земной жизни Пресвятой Девы, то в Русской Церкви он стал совершаться в богородичных храмах, прежде всего — Успенских. В нашем Типиконе день Успения был дополнен припиской, что по изволению настоятеля может быть совершено «надгробное пение» Богоматери. Первым храмом Русской Церкви, где «надгробное пение» в день Успения Пресвятой Богородицы стало регулярной праздничной службой, был Успенский собор Киево-Печерской Лавры. Затем эта традиция утвердилась также в соборном храме Богоявленско-Анастасиина монастыря в Костроме. Хотя Успенского храма в костромском монастыре не было, но в Богоявленском соборе хранилась Феодоровская икона Божией Матери — почитаемая святыня Русской земли и царского рода Романовых. Затем, уже в XIXbeke, чинопоследование Погребения по благословению святителя Филарета (Дроздова), митрополита Московского, стало совершаться в Гефсиманском скиту Троице-Сергиевой Лавры.

http://ruskline.ru/opp/2020/08/27/s_lyud...

В период существования Великоустюжской и Тотемской епархии (1682-1788 гг.) Успенский собор был кафедральным и служил местом захоронения архиереев. На стенах собора – северной и южной – сохранились увековечивающие память живописные изображения некоторых из них, что следует признать достаточно редким художественным явлением. Временем исполнения портретов предпочтительно считать период между 1768 и 1780 годами. Резной золоченый иконостас и лепнина – это все, что осталось от некогда роскошного интерьера XVIII столетия, на украшение которого в 1780 году императрицей Екатериной II была пожертвована большая сумма. Реставрация Успенского собора была начата музеем-заповедником в конце XX века. В настоящее время московскими реставраторами восстанавливается уникальный иконостас храма. Источники: Глава «Красота минувших веков» В.В. Кокарева в книге «Великий Устюг». – Архангельск.: Северо-Западное книжное издательство, 1976; www.ikz.ru/siberianway/ustug-museum; http://v-ustyug.goodcities.ru Кафедральный соборный храм во имя Успения Пречистой Богородицы. Первоначальная церковь на месте нынешнего Успенского собора возникла вероятней всего на рубеже XII - XIII веков. Точной и более достоверной информации не имеется. В 1290 году устюжский Успенский собор впервые упоминается в Летописях: «Ибо в этом году Ростовский епископ Тарасий, посланный от Ростовского удельного князя Дмитрия Борисовича, августа в 15 день освятил деревянный Успенский собор, - но не первоначальный». Кроме того, епископ Тарасий привез в Устюг колокол под названием " Тюрик " и икону " Богоматери Одигитрии " , ставшую главной святыней собора. Если обратиться к Летописцу Петра Юринского, то Тарасий приезжал освящать Успенский собор не в 1290 году, а 1282 году: «В лето 6790-м (1282). Князь Дмитрий Борисович послал на Устюг Великий владыку Тарасия на освящение церковь соборной Успение пресвятыя Богородицы да с ним же послал Тюрик колокол». Это здание собора (будем считать второе) просуществовало около ста лет и сгорело во время пожара 1396 года.

http://sobory.ru/article/?object=00246

Кромской Успенский собор зданием каменный с таковою же колокольней. Построен собор на Городской площади, вместо бывшего собора на горе, искусственно образованной при защите г. Кром от врагов. Построен собор усердием и средствами прихожан, из которых особенно выделялся своим усердием Кромской купец Пётр Иванович Горбунов, ходивший для сбора пожертвований на храм с Чудотворной иконою «Страстной Божией Матери». В начале XIX столетия начали строить собор и строили его постепенно, в 1822 году он был совершенно окончен. В соборе три престола: в честь Успения Божией Матери, южный тёплый придел в память Покрова Богородицы, освящённый Епископом Никодимом в 1837 году, и северный придел во имя Св. Великом. Параскевы. В первоначальном виде Соборный храм существовал до 1871 года, но так как потребность распространения трапезного храма постоянно ощущалась, особенно зимою и в двунадесятые праздники при многолюдном стечении прихожан и богомольцев из других приходов, то поэтому в упомянутом выше году, по предложению местного протоиерея и стараниям церковного старосты Семёна Иванова, было приступлено к распространению храма с южной стороны; предел этот был освящен 12 мая 1872 года — в память Покрова Богородицы. После этого трапезный храм распространялся с северной стороны. В 1875 году началась работа, а в 1876 году 6-го ноября был освящён во имя Св. Великомученицы Параскевы. Из святых икон Соборного храма особенно почитается Страстная икона Божией Матери, а также чудотворная икона Великом. Параскевы. Церковной земли 143 десятины и 962 сотки. В приходе есть земская школа. Церковный причт состоит из протоиерея, священника, дьякона и двух псаломщиков. Раскольников в приходе 76 муж. и 92 жен. К Кромскому Успенскому Собору приписана в настоящее время Тихвинская кладбищенская церковь. В.И. Агошков. Том 4. Кромская исповедь. Издатель «АВИО», пгт. Кромы Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=44930

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010