1147, 5 июня Св. блгв. князь-мученик Игорь молился пред кончиной образу Божией Матери, прославившемуся как Игоревская икона (5 июня) (1. С. 334–335). 1-я пол. XII в. Явление и прославление Патриаршей иконы Пресвятой Богородицы (исцеление кн. Симеона от слепоты) (15 августа) (1. С. 531–533). Вознесение чудотворной иконы Пресвятой Богородицы (Владимирской) на воздухе посреди храма вышгородского монастыря. Св. блгв. кн. Андрей перенес чудотворную икону из Вышгорода во Владимирское княжество. Остановка иконы в Боголюбове как изъявление воли Пресвятой Богородицы на пребывание во Владимире (1. С. 282–283). 1158–1160 Св. блгв. кн. Андрей Боголюбский построил во Владимире собор в честь Успения Пресвятой Богородицы, где предполагалось хранить Владимирскую икону (1. С. 283). Прославление Владимирской–Ростовской иконы Пресвятой Богородицы (сохранение невредимой во время пожара в деревянном Успенском соборе Ростова) (15 августа) (1. С.529). Ок. 1160 г. Явление Пресвятой Богородицы прп. Еразму Печерскому (1 ок. 1160, память 24 февраля) (1. С. 170–172). Заступничество Пресвятой Богородицы чрез Ее Владимирскую икону за русские войска в битве св. блгв. кн. Андрея Боголюбского с волжскими болгарами (1 августа) (1. С. 502–504). Ок. 1160 г. Св. блгв. кн. Андрей Боголюбский построил храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы на Нерли и распространил празднование Покрова Пресвятой Богородицы в Северо-Восточной Руси (1. С. 610; 6). Ок. 1165 г. Явление Пресвятой Богородицы Илии (Иоанну), пресвитеру новгородскому (впоследствии свт. Иоанн, † 1186), и подаяние помощи на завершение строительства Благовещенского монастыря (1. С. 567–568; 3. Кн. 1. С. 163–165). До 1169 г. Прп. Евфросиния Полоцкая († 1173) приняла в дар от Константинопольского патриарха Луки Хрисоверга для полоцкого Богородицкого мужского монастыря икону Пресвятой Богородицы из Эфеса, писанную евангелистом Лукой, – Корсунскую (в 1239 г. перенесена в Торопец) (9 октября) (1. С. 634). 1170, 25 февраля Заступничество Пресвятой Богородицы по молению святителя Иоанна († 1186) чрез Ее Новгородскую икону «Знамение» за Новгород при нападении на город объединенных войск («вся земля просто Русьская») св. блгв. кн. Андрея Боголюбского († 1174) (27 ноября) (1. С. 730–732).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

В 1654 г. мон-рь посетил патриарх Московский и всея Руси Никон, в сент. 1656 г.- патриарх Антиохийский Макарий, 11 янв. 1745 г.- имп. Елизавета Петровна . Храмы С 1404 г. в Ж. м. строился и 30 авг. 1405 г. был освящен свт. Арсением каменный 4-столпный 3-апсидный собор в честь Успения Пресв. Богородицы с симметричными придельными храмами во имя Нерукотворного образа Спасителя и свт. Николая Чудотворца. Под 1407 г. Никоновская летопись сообщает, что свт. Арсений «прибавил притвора от Тмаки реки у церкви Пречистыа Богородици иже на Желтикове» (ПСРЛ. Т. 11. С. 202). Храм серьезно пострадал в 1606/07 г.; в дозорной книге 1615 г. указывалось, что собор «стоит без пения, разорен от литовских людей» (РГАДА. Ф. 1209. Оп. 1. 467. Л. 69 об.). В том же документе упоминается деревянная ц. в честь Успения Пресв. Богородицы с трапезой: видимо, речь идет об использовании в качестве соборной вновь выстроенной или переосвященной деревянной ц. во имя святых Антония и Феодосия. Архитектурные особенности Успенского храма известны по описанию сметчика новой церкви Ивана Неверова, составленному в июле-авг. 1635 г.: «Храм каменой Успения Пречистые Богородицы, да по правую сторону придел Нерукотворенного Образа Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, по левую сторону придел Николы Чюдотворца. Мерою внутрь церкви в олтаре от горняго места до царских дверей полтреть сажени, от царских дверей до передних дверей 5 сажений, поперег в олтаре 2 сажени. В той же церкви жертвенник сажень с четвертью, поперег сажень без чети, а ризница тож. В олтаре ж вверх 4 сажени, сводов полсажени. А поперег церкви и с приделы пол 9 сажени. А кругом церкви и с пределы мерою 36 сажень. А в церкви вшед на правой стороне опочивает великий чюдотворец Арсений, а по левой стороне опочивает Нил епископ Тверской» ( Шереметев. 1899. С. 14). По смете, стены храма были сложены «в один камень, а бучено де камнем диким... а связи де были у той церкви деревянные» ( Уваров А. С. Каменных дел подмастерье// Он же. Сб. мелких тр. М., 1910. Т. 1. С. 384). Документы 30-х гг. XVII в. также свидетельствуют, что своды собора лишь частично сохранились над алтарем, рухнувшие камни лежали неубранными до 2-й пол. 30-гг. XVII в. Для поклонения мощам свт. Арсения внутри собора была выстроена деревянная часовня.

http://pravenc.ru/text/182239.html

20 июля 1741 г. определением Коллегии Экономии велено: «для осмотра и учинения сметы сколько чего к тому исправлению надлежит и на какую сумму вся та ветхость исправиться может, послать архитектора Мичурина». В том году же от Мичурина представлена в Коллегию Экономии опись, в которой значится: «в соборной церкви Успения Пресвятой Богородицы в иконостасе образ Богоматери Одигитрии, образ Живоначальной Троицы, образ Воскресения Христова, образ Успения Богоматери, образ Сергия Чудотворца и преподобного отца Саввы Звенигородского чудотворца, означенные образа надлежит починить красками и золотом; северные и южные двери местами обветшали, надлежит починить красками и золотом; в означенной церкви в алтаре стенное письмо облиняло, надлежит возобновить; также к трем дверям затворы железные надлежит вновь сделать; в оной же церкви под главою в шее 22 окончины разных мер ветхи, надлежит вновь сделать стеклянные, да над церковью над приделом и алтарем крыша тесовая ветха, надлежит вновь сделать. В приделе великомученика Георгия иконостас и в нем 5 образов, также царские и северные двери – оное все подлежит местами починить красками и золотом. При упомянутой церкви колокольня деревянная шестиугольная, брущатая, ветха, надлежит разобрать и вновь сделать, оная по окружению 27 аршин, высотою 15 аршин; всего на сумму 406 руб. 96 коп. с работой». Какое сделано было распоряжение об исправлении Успенского собора - из дела не видно. Холмогоров В.И., Холмогоров Г.И. «Исторические материалы для составления церковных летописей Московской епархии». Выпуск 2, Звенигородская десятина. Москва. Типография Л.Ф. Снегирева, 1881 г. В документах Звенигород упоминается довольно поздно - лишь около 1336 года, когда Иван Калита завещал его своему второму сыну Ивану Красному. 1389 годом обозначается начало периода звенигородской истории, когда Дмитрий Донской завещал Звенигород своему сыну Юрию. Именно ему принадлежит, как утверждают исследователи, постройка новой системы укреплений, состоявшей из земляных валов и бревенчатых стен, а также белокаменных храмов - Успенского собора на территории детинца и Рождественского в Саввино-Сторожевском монастыре. Долгое время принято было считать, что Успенский собор строился на том же месте и вместо существовавшего до него храма. Во время археологических исследований в 2008-2009 гг. на территории Городка был сделан важнейший вывод, который удалось сделать в ходе исследований, - собор построили не на княжеском дворе, как считалось ранее, и не на месте предшествовавшего храма, следы которого на территории Городка пока не обнаружены. Собор был воздвигнут на распаханном пустыре, в который превратилась древняя торгово-вечевая площадь города... Бывшая когда-то многолюдной, площадь в конце XIV века регулярно распахивалась, о чём красноречиво свидетельствуют следы борозд от плуга, хорошо видимые в слое, предшествовавшем началу каменного строительства.

http://sobory.ru/article/?object=00389

(1932). Церковь просуществовала два века, долгое время это был главный храм города, пока эту функцию не взял на себя Покровский собор. Успенская церковь была построена в 1738 г. тщанием полковника Ахтырского казацкого полка Алексея Леонтьевича Лесевицкого, который в этот период (1734-1744 г.г.) был командиром (бригадиром) всей Слободской бригады. Славилась церковь Успения Пресвятой Богородицы тем, что имела три престола в верхнем ярусе и один - в нижнем. Уроженец г. Харькова художник Владимир Дмитриев расписал главный иконостас в греческом стиле. Ограда церкви поражало своей красотой и изяществом, недаром её фрагмент находится в Эрмитаже. В подвалах церкви жители города прятались во время бомбежек в годы Великой Отечественной войны. Старожилы города говорят, что из этих подвалов вели подземные ходы аж до самой реки Ворсклы и до Покровского собора. В 50-х г.г. прошлого века во время расширения площади Ленина подвалы разрушенной церкви были засыпаны. Интересно, что в Успенской церкви мирно уживался и приход Украинской автокефальной церкви, которая начала свое существование в первые годы советской власти. До уничтожения храма располагался в нижнем ярусе церкви. Что касается колокольни церкви Успения Пресвятой Богородицы, то она после уничтожения храма просуществовала до 1970 г. Колокольня использовалась долгое время как пожарная каланча, позже как водонапорная башня. Перед своим разрушением, с появлением телевидения, на месте разрушенного купола колокольни была установлена телевизионная антенна. Колокольня была построена в 80-х г.г. XIX в. по проекту неизвестного автора. Она имела 4 яруса, была квадратной со срезанными углами, венчал ее купол с 4-мя треугольными фронтонами по сторонам сооружения. http://www.okhtyrka.net/content/view/3699/214/ Ахтырка, как и Лебедин, расположена в низине, здесь нет ни дальних перспектив, ни эффектных высот. Достопримечательности Ахтырки - несуществующие теперь Успенская каменная и Юрьевская деревянная церкви, и уцелевший ансамбль Покровского собора – имеют свое неповторимое лицо и являются творениями определенной школы в искусстве Слобожанщины.

http://sobory.ru/article/?object=45164

В 1708 году Витебск сжигают русские войска. Вместе с другими городскими постройками сгорает и базилианский монастырь с церковью. Адам Кисель заново отстраивает монастырские постройки, а церковь, названную во имя Успения Пресвятой Богородицы, выстраивают на средства монастырского братства. Но новая церковь оказывается слишком мала, и в 1715 (по другим данным - в 1717) витебский мещанин Мирон Галузо, разобрав братскую, построил новую, более вместительную. Этот храм также недолго существовал, в 1722 он сгорает вместе с монастырём. После пожара, место на Успенской горе пустовало более 20 лет, пока в 1743 здесь не начали возводить каменный храм. В 1745-46 г.г. было начато строительство подвалов и стен храма. Поначалу, оно велось динамично, но с годами остановилось. В 1743 году на прежнем месте было начато возведение новой каменной униатской Успенского собора и строений базилианского монастыря: трёхэтажного корпуса, в котором по окончанию строительства находились кельи для монахов и школа. В примыкающем двухэтажном крыле размещалась трапезная и библиотека. Строительство велось по проекту Иосифа (Джузеппе) Фонтана (III), из династии итальянских архитекторов (кантон Тичино). (Варшава, 29 марта 1716 - Витебск, 1773). Считается, что за образец он взял базилику Сан-Карло-аль-Корсо в Риме, (1612-1684). После присоединения Витебского воеводства к Российской империи, в 1775 году Псковским и Могилёвским генерал-губернатором графом З.Г. Чернышёвым был отдан приказ закончить строительство храма до 1777 года. Содействовал строительству и гражданский губернатор Михаил Кречетников. Постройка завершилась в 1777 году, но освящен храм в честь Успения Пресвятой Богородицы и св. муч. Иосфата был только в 1785 году. В соответствии с указом императора Павла I от 18 июля 1799 года базилианский монастырь был передан православному ведомству, а церковь переименована в Успенский собор. Витебские базилиане были переведены в Свято-Успенский Тадулинский базилианский монастырь. Их имущество в Витебске было описано и передано этому же монастырю. Монастырские постройки отданы в подчинение губернской администрации.

http://sobory.ru/article/?object=52353

Судьбу главных попечителей и храмостроителей описывает «Русский Мартиролог» в расстрельных списках: " Новиков Аркадий Иванович и Новиков Иван Иванович, уроженцы Московской обл., Бронницкого р-на, д. Каменное-Тяжино. Арестованы 1 сентября 1937 г . тройкой при УНКВД СССР по МО от 26 сентября 1937 г . по обвинению в принадлежности к контрреволюционной группировке сектантов-старообрядцев, назначена высшая мера наказания – расстрел. Приговор приведён в исполнение 27 сентября 1937 г . " Когда церковь была действующей, то её по праву называли " Церковь-музей " , так как в ней были собраны иконы со всей России 14-17 веков. Почти все они попали в фонды Государственной Третьяковской Галереи. http://mu-pankratov.livejournal.com/235560.html Старообрядческая церковь Успения Пресвятой Богородицы на Апухтинке Здание, расположенное в глубине двора многоэтажного жилого дома – единственное строение, сохранившееся от Собора Успения Пресвятой Богородицы – бывшего храма старообрядцев, входящих в сообщество белокриницкого согласия, признающих «Окружное послание» староверов. Оно было построено русским архитектором Николаем Дмитриевичем Поликарповым в 1906-1908 годах и освящено 9 ноября 1908 года. Старообрядческий Успенский собор на Апухтинке, как его именовали в народе, замышлялся как храм-музей древнерусского искусства. В своём архитектурном воплощении он почти полностью копировал одноимённый храм московского Кремля. Фактически, оригинальными элементами, привнесёнными в облик этого собора архитектором Н.Д. Поликарповым, были лишь западный и восточный фасады храма. Восьмистолпное здание двухэтажного храма обладало заметно развитой алтарной частью. Она была выражена прямоугольным объёмом, увенчанным плоской кровлей, с примыкающей к нему апсидой в два яруса, имеющей над нижним ярусом небольшую главку. К этому, скопированному с кремлёвского собора объёму, были добавлены с западной и восточной стороны по одной небольшой ячейке, так же увенчанные плоской кровлей. Над западной пристройкой была возведена небольшая квадратная колокольня с главкой на венце. Основной иконостас, размещённый внутри восьмистолпного объёма, тоже повторял все черты своего кремлёвского близнеца.

http://sobory.ru/article/?object=25353

Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Смоленская область. Москва, «Наука», 2001 г. Собор Успения Пресвятой Богородицы доминирует в панораме города. Известный поречский купец Иосиф Вишкарев в 1852 году начал строительство собора. За девять лет были возведены стены, покрыта крыша, но строитель умер, храм остался недостроенным. Затем в Поречье на должность помощника исправника приехал Иван Нелегако. Начался сбор пожертвований и строительство собора возобновилось. Его обнесли каменной оградой, внутри которой посадили фруктовые деревья и березы. Отлили на средства прихожан 4 колокола, самый большой весил 103 пуда. Храм имел три престола: первый, главный, посредине – во имя Успения Богородицы, второй по правую сторону – во имя великомученика Пантелеймона, третий во имя великомученика и Победоносца Георгия и преподобного Иосифа-песнопевца. Успенский собор представляет и архитектурную реликвию, выполненную в традиционном христианском духе. Храм крестово-купольный, четырехстолпный, с тремя полукруглыми абсидами, выступами. Кубический массив храма увенчан пятью восмериками, одним центральным и четырьмя боковыми. Композиция храма является смешением древнерусской архитектуры и классических пятиглавых храмов. Многие части храма выполнены по мотивам русской архитектуры семнадцатого века, а структура интерьера восходит к древнерусскому зодчеству. Величественностью фасада и огромностью самого здания во многом подобен Смоленскому кафедральному собору. В 30-х годах XX века собор был закрыт, во время войны был ориентиром после войны в нем находились склады. Пришла пора восстановления этого замечательного собора. На благое дело демидовцев благословил митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл. Уже три года идет работа по реставрации собора. http://demidov.admin-smolensk.ru/kultura/hramy/ Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=08294

Дальнейшая судьба монастыря была связана с богатым купцом Александром Николаевичем Мамонтовым. После тяжелой и продолжительной болезни Александр Николаевич отошел от дел мирских и занялся делами церковными. В 1880 году он становится попечителем приходской церкви в Наволоке, в 1883 году, не без его инициативы, приход вновь переводится в церковь Успения бывшей Рдейской пустыни и, наконец, в 1887 году по указанию Синода монастырь открывается вновь, как женская " житейская обитель с училищем для малолетних детей " . Этому открытию немало поспособствовало предоставление Мамонтовым капитала в 6.000 рублей. Благодаря материальной поддержке Мамонтова в монастыре развернулось большое строительство. По описанию 1890 года, кроме каменной церкви Успения в монастыре была еще деревянная часовня, два жилых корпуса (двухэтажный деревянный и трехэтажный полукаменный), хозяйственные постройки, погреба, конюшни, сараи для дров и склады для провизии, хлебный амбар, прачечная и баня, каретный двор. Кстати, наличие каретного двора, подтверждает свидетельства местных жителей, что некогда к монастырю вела вполне приличная дорога, которая поддерживалась в порядке системой дренажа. Сегодня же к руинам Рдейского карета может прибыть только по воздуху. В 1890 году игуменья Евсевия получает разрешение строить каменную ограду вокруг монастыря. Каменной она была, правда, только с восточной стороны, в то время как с других сторон - деревянной. Ограда, остатки которой и сегодня встречают путников, была возведена после 1893 года. Далее Мамонтов ходатайствует о строительстве в Рдейской пустыни нового каменного храма на 750 человек. В августе 1896 года по приглашению игуменьи Евсевии в монастырь прибыл новгородский епархиальный архитектор А. Н. Дьяков, который пришел к выводу, что церковь Успения находится в аварийном состоянии. Выводы Дьякова были приведены членами консистории в Императорскую Археологическую Комиссию в октябре 1896 года. Консистория ходатайствовала о сносе старой церкви и постройке новой. Одним из аргументов в пользу сноса служила недостаточность места для строительства нового большого храма. Императорская же комиссия выступала за сохранение старой церкви. В конце концов, возобладало мнение консистории: " Если благотворитель пустыни даст средства на постройку храма, то настоящий следует разобрать " .

http://sobory.ru/article/?object=02485

Первыми, кто избрал Успенский храм объектом для приспособления под общественные нужды, были активисты «Татстройобъединения». На проведенном собрании рабочих и служащих служащих лесозавода «Красный Коммунальщик» 3 июля 1931 постановили просить КГС закрыть храм и передать его под общежитие. На следующий же день копия протокола была в Казанском Горсовете, который, в свою очередь, ухватился за эту идею «обеими руками» и на присланной копии приписал: «Орготделу: необходимо инициативу рабочих подкрепить решением рабочих Красного пути, Лесопильного завода, техникума, а также ЖАКТа…». «Инициатива» не заставила себя ждать, и уже 1 октября 1931 года на Президиуме КазГорСовета слушался материал о закрытии Успенской церкви. Постановление из трех коротких предложений: «Считать необходимым закрытие церкви. Просить Президиум ТЦИКа утвердить постановление. Помещение церкви реставрировать под общежитие рабочих». 15-го октября Постановление препроводили в ТЦИК на утверждение, а через шесть дней было вынесено постановление о закрытии Успенского собора и использовании его здания под общежитие рабочих…Таттранса. Несколько позже бывший Успенский собор и прилегающая к нему территория использовались под деловой двор ТСО для производства фанерных домов и некоторое время под гараж АТП-1. Окончательно собор был разрушен летом 1978 года, а колокольня еще раньше в 1972 г. Сегодня на месте храма построен и активно функционирует культурно-развлекательный комплекс «Пирамида». По материалам статьи: В. Мухина «История закрытия храмов и монастырей в г.Казани в 20-30 годы ХХ столетия». Из альманаха «Православный Собеседник» 2007 г., изд-во КДС, Казань, 2007 г. Церковь Успения Божией Матери – одна из древнейших церквей в Казани. Первоначальное время ее основания восходит к 1566 – 68 гг., потому что о ней уже упоминается в писцовых книгах г. Казани и его уездов: «За Булаком, в остроге, государева царя и великого князя Слобода Ямская, а в Слободе церковь Успения Пресвятой Богородицы, да в приделе церковь Фрол и Лавр – поставленье и все церковное строение мирское, а у церкви двор попа Тихона, во дворе проскурница, да 11 келий старцев и стариц нищих».

http://sobory.ru/article/?object=32426

Под нижними сводами храма есть еще престол во имя Алексея человека Божьего, Ангела создателя храма. Живопись главного иконостаса в греческом вкусе и правильная, дышит жизнью и величием, это работа украинского художника, известного в предании под именем Владимира. По бумагам Консистории видно, что живописный мастер и сын живописца, уроженец харьковский, Владимир Дмитриев до 1734 г. жил в Харькове, после того до 1744 г. в Печерской Лавре и в Свенском монастыре, а в 1744 г. во время пребывания Императрицы в Киеве вызван был ко двору, где оставался до 1747 г. Затем указом 8 января 1747 г., согласно с Высочайшей волей, Синод предписал дать ему по его желанию причетническое место при Харьковской Рождественской церкви для его покоя и пропитания, но здесь он пробыл недолго, хотя из Петербурга отпущен он был по слабости зрения, но страсть к живописи не давала ему покоя. В начале 1748 г. он по его желанию уволен был в Брянск «для живописного мастерства», где оставался два года. Ныне Успенский храм хотя и требует возобновления, но к сожалению недостаток средств не дозволяет исправить в нем все в надлежащем виде. Достойны внимания: а) три евангелия, одно с изображением Успения Богоматери, К. п. 1707 г., другое, в серебряных досках, М. п. 1744 г., пожертвованное 1747 г. Натальей Лесевицкой; третье К. п. 1732 г.; б) книжка благодарных молебных пений М. п. 1743 г. 1857 год. Город Ахтырка " Историко-статистическое описание Харьковской епархии " ; В первой половине XIX в. в Ахтырке было 2,5 тыс. домов, среди которых только 7 каменных. В 1837 г. на территории города проживало 14205 человек, которые, в основном, занималось сельским хозяйством. Многие из них ходили на богослужения в Успенский собор - один из древнейших в Ахтырке. Известно, что деревянный храм Успения Пресвятой Богородицы был построен в 1666 г. Успенский собор - первое каменное сооружение Ахтырки. Был он двухъярусным, в нижнем ярусе размещалась теплая церковь, в верхнем - холодная. Чудо украинского зодчества разрушили в 1939 г.

http://sobory.ru/article/?object=45164

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010