Год постройки: Между 1923 и 1932 Архитектурный стиль: Эклектика Тульская область Церковь Рождества Пресвятой Богородицы (каменная) Суворовский район, Жеремино Архитектор: В.А. Косяков Год постройки: Между 1899 и 1909 Архитектурный стиль: Русский стиль Украина, Днепропетровская область Мужской монастырь Владимира митрополита Киевского. Собор Успения Пресвятой Богородицы Криворожский район, Кривой Рог Архитектор: С.Г. Гончаров, В.А. Косяков (проект) Год постройки: Между 2011 и 2015 Ярославская область Казанский Даниловский женский монастырь. Собор Казанской иконы Божией Матери Даниловский район, Горушка Архитектор: В.А. Косяков Год постройки: Между 1901 и 1918 Архитектурный стиль: Эклектика , Русский стиль г. Санкт-Петербург Церковь Казанской иконы Божией Матери на подворье Валаамского монастыря Санкт-Петербург, Адмиралтейский район Архитектор: В.А. Косяков Год постройки: Между 1904 и 1910 Архитектурный стиль: Эклектика , Русский стиль Часовня Новомучеников и исповедников Церкви Русской на подворье Валаамского монастыря Санкт-Петербург, Адмиралтейский район Архитектор: В.А. Косяков Год постройки: Между 1904 и 1910 Архитектурный стиль: Эклектика , Русский стиль Часовня иконы Божией Матери " Милующая " при Адмиралтейском Императора Петра Великого госпитале (утрачена) Санкт-Петербург, Адмиралтейский район Архитектор: В.А. Косяков Год постройки: 1891 Архитектурный стиль: Эклектика , Русский стиль Церковь Успения Пресвятой Богородицы на подворье Оптиной пустыни Санкт-Петербург, Василеостровский район Архитектор: В.А. Косяков Год постройки: Между 1895 и 1897 Архитектурный стиль: Эклектика , Русский стиль Домовая церковь Николая Чудотворца при бывшем Благовещенском синодальном подворье Санкт-Петербург, Василеостровский район Архитектор: В.А. Косяков Год постройки: Между 1897 и 1899 Архитектурный стиль: Эклектика , Русский стиль Воскресенский Новодевичий Монастырь. Церковь Казанской иконы Божией Матери Санкт-Петербург, Московский район Архитектор: В.А. Косяков Год постройки: Между 1908 и 1912

http://sobory.ru/architect/vakosyakov

Успенский собор — бывший кафедральный собор Ростово-Ярославской епархии. Это самое древнее из строений, входящих в комплекс Ростовского кремля (бывшего Ростовского архиерейского дома). Успенский собор находится за пределами крепостных стен кремля, напротив северных Святых ворот. Успенский собор расположен в историческом центре Ростова Великого. Раннее на его месте располагался деревянный храм, который был уничтожен пожаром в 1160 году. В 1161 году по приказу Андрея Боголюбского было начато строительство здания из белого камня, которое позже, в 1204 году, также разрушено пожаром. Храм отстроили заново, однако пожар 1408 года вновь уничтожил здание. Современное здание собора было построено в 1508-1512 гг. При строительстве Ростовского архиерейского дома митрополитом Ионой в 1587 году Успенский собор был перестроен. Были внесены изменения в форму глав собора, с южной части храма пристроено новое крыльцо-паперть, которое было обращено в строну архиерейского дома (кремля) и служило для торжественного входа митрополита в храм. После того как епархия была перенесена из Ростова в Ярославль, Успенский собор вместе с остальными строениями кремля пришел в состояние сильного упадка. В XIX веке были проведены масштабные реставрационные работы. Ураган 23 августа 1953 года сильно повредил Успенский собор. В ходе реставрационных работ под руководством Владимира Сергеевича Банинге были проведены серьезные исследования и храму был возвращен его облик, близкий к тому, который он имел во времена митрополита Ионы. Были восстановлены покрытия собора, древние оконные проемы, разобрана северная и западная паперть XIX века. Эти усилия привели к возвращению Успенскому собору его грандиозного и пропорционального облика. Также в ходе работ была обнаружена белокаменная кладка XII века. Успенский собор и Звонница составляют с Ростовским кремлем единый ансамбль, хоть и вынесены за его пределы. Сейчас Успенский собор, звонница и площадь перед ними обнесены небольшой кирпичной оградой, однако до XVII века ее не было. На этом месте располагалась городская площадь, на которой во время феодальной самостоятельности Ростова собиралось городское вече. На северо-востоке от Успенского собора была размещена торговая часть города.

http://sobory.ru/article/?object=00224

+ + + Глава Первая Первопрестольная икона Божией Матери «Владимирская» Посвящается Александру Ивановичу Буркину Несомненно, что громадное влияние на формирование общественного духовно-державного самосознания еще Древней Новгородско-Киевской Руси оказал ряд особо чтимых икон и храмов. В первую очередь это относится к образам Софии Премудрости Божией и Успения Пресвятой Богородицы, и к храмам, посвященным этим праздникам. Оба праздника - и чествование Премудрости Божией, и память об Успении Пресвятой Богородицы празднуются в один день - 15/28 Августа. Софийско-Успенские храмы стали главными соборами Киева (Великокняжеская Успенская Десятинная церковь, Софийский собор, Свято-Успенская Печерская Лавра), Великого Новгорода (Софийский собор), Владимира-на-Клязьме (Успенский собор), Москвы (Успенский собор Кремля), Вологды (Софийский собор Кремля: перенос столицы Опричнины одно время планировался в Вологду), Тобольска (Софийский собор Кремля, Тобольск - столица Сибирского Царства). Успенские храмы и наиболее чтимые, чудотворные Успенские иконы Руси, несомненно, духовно и церковно-исторически ассоциировались с пещерным Успенским храмом, в котором расположена Гробница Пресвятой Богородицы, под Масличной горой возле стен Иерусалима Палестинского. Софийские же соборы духовно связывались с Великой Софией Царьградской. Таковое духовное мировоззрение накладывало отпечаток и на наше национальное самосознание, и на политическое мышление державных и церковных лидеров России. В 2030-31 годах, если до того не свершится Даниилова седмина (Дан. 9), будет праздноваться девятьсот лет прибытия на Русь иконы Божией Матери «Владимирская». Как в духовно-державной идеологии Руси проявила себя эта уникальная икона? Ведь именно она во многом объясняет, почему духовно-политическая взаимосвязь России с Палестинским Иерусалимом и таковая взаимосвязь с идеей Нового Иерусалима определяла церковные и державные идеалы нашего Отечества на протяжении этих столетий, и, возможно, титул Москвы - Первопрестольная также связан с этой Святыней.

http://ruskline.ru/analitika/2009/12/01/...

После революции 1917 года богослужения в храме Успения, по свидетельству одной из прихожанок, продолжали совершаться. В 1929 г. в стране усилилась антирелигиозная борьба. Постановлением Кременчугского районного Совета богослужение в храме было прекращено. Улица, на которой находился храм, была переименована в Ленина. Здание храма многие годы использовалось не по назначению. В период Второй мировой войны, в 1941 г., бывшее здание церкви пострадало от немецких бомбардировок. В восточной стене (алтарной апсиде) снарядом была пробита дыра. Во время немецкой оккупации жителям Крюкова было позволено начать в церкви богослужения. В церкви также тайно собирались члены партизанского движения. После войны, в 1950-е г.г., храм начал приобретать изначальный вид. Был установлен деревянный купол, крытый железом. На месте колокольни установлен небольшой купол с крестом. В результате очередного переименования адрес церкви изменился на улицу Республиканскую. Церковь пережила Хрущёвскую антирелигиозную кампанию 1958-1964 г.г., продолжая действовать даже при отсутствии отопления. В 1970-е г.г. в церки были установлены новый иконостас и киоты, приобретены паникадила. Деревянные сходы к церкви были заменены бетонными. На начало 1970–х г.г. приходится расцвет богослужебных традиций и хорового пения в храме. В период с 1980 по 1986 год храм был расписан художниками Сергеем Вереином и Юлием Рыбаковым из Санкт-Петербурга. С 1988 г. храм начал менять свой внешний вид. Была произведена замена обветшавшего главного купола на новый, в Москве были приобретены колокола. В 1989 г. церковь вновь меняет адрес - на улицу Макаренко. В 1996 г. на средства вагоностроительного и сталелитейного заводов Кременчуга была восстановлена колокольня. В 2012 году многолетняя реставрация храма была завершена. Кременчуг. История Успенского храма. Церковь Успения Божией Матери заложена под строительство в 1883 г. и по завершении строительства в 1887 г. освящена епископом Полтавским и Переяславским Иоанном. Ее предназначение - быть кладбищенским храмом на новоучрежденном, приблизительно в те же годы, кладбище.

http://sobory.ru/article/?object=37431

Церковь Успения (Казанская) расположена в центральной части села Богослово, протянувшегося вдоль Владимирки. В XVI веке село было дворцовым, и в нем была церковь, по всей видимости, деревянная. В XVIII веке в селе основана Богословская пустынь, в которой были уже две церкви - каменный Успенский собор, построенный в 1726 году, и деревянная церковь во имя Иоанна Богослова, сохранившаяся, вполне возможно, с XVI века. Ныне существующая церковь Успения Божьей Матери с приделами Иоанна Богослова и святителя Митрофана Воронежского построена в период с 1838 по 1853 год. Строительство шло в два приема: к 1849 году закончены были храм с трапезной, в 1853 году возведена колокольня. Архитектурный облик храма типичен для стиля ампир: на кубическом основании покоится ротонда, перекрытая куполом, который венчает приземистая главка на цилиндрическом барабане. Храм украшает стройная колокольня: трехъярусная, завершенная небольшой луковичной главкой на восьмигранном барабане, который опирается на полусферическую кровлю с люкарнами. Мощное основание колокольни декорировано портиками тосканского ордера, обрамляющими арочные входы. Верхние ярусы украшены колонками ионического и коринфского ордеров и балюстрадой. Кирпичная кладка стен скрыта под штукатуркой, покрашенной в тепло-розовый цвет, с которым контрастируют колонны и детали белого цвета, придавая нарядный вид всему ансамблю церкви. В интерьере храма сохранились остатки росписи, выполненной в начале XX века, когда в церкви проходили большие ремонтные работы и она была переосвящена (1911 г.) в честь иконы Казанской Божьей Матери. Роспись храма осуществил художник из Палеха И.И.Парилов на средства иеромонаха скита Черниговской Божьей Матери Паисия, уроженца села Богослово. Сохранившийся каркас иконостаса, судя по декоративным деталям, был сделан в середине XIX века. Иконостасы приделов более поздние - 2-ой половины XIX века. Из книги «Богородские святыни. Историко-архитектурный иллюстрированный указатель храмов, монастырей, часовен и знаменитых икон на территории Ногинского района.» Богородск (Ногинск), 1992 год.

http://sobory.ru/article/?object=02028

Иконостас Успенского собора, написанный в 1404-1405 гг., находится в домовом Благовещенском храме Московского Кремля. В его создании принял участие симоновский иконописец Максим Грек, вполне мог быть причастен Андрей Рублев. В нижнем ярусе иконостаса находились замечательные по своей древности иконы: Успения Богоматери, Живоначальной Троицы и Тихвинская икона Божией Матери; в нем же хранилась Симоновская Казанская икона Богоматери. В местным ряду была икона Вседержитель, которой Сергий благословил Дмитрия Донского перед Куликовской битвой. Ее отличало древнее письмо образа, богатое украшение и створчатый походный киот, в который он был вложен. В период с 1405-1433 гг. был основан Преображенский придел. Из грамоты 1447 г. узнаем, местоположение Преображенской церкви - “на полатех”, говорит о том, что она находилась в каком-то архитектурном пространстве - в соборной Успенской церкви, что могло быть только внутри конкретного здания, а не в монастыре вообще. Исследователи Симонова монастыря понимают под термином “полати” либо хоры, либо подклет. В 1415-62 гг. устроен Васильевский придел“на полатех” (хорах) в Успенской соборной церкви (или церкви Спаса Преображения?) и существовал до середины XVI века. В Успенской церкви было 3 престола. В 50-е годы XV в. (середине - второй половине XV в.) или более раннее время - 1477 г. после постройки церкви колокольни И.Г. Ховрин перенес Спасо-Преображенский престол, находившийся - “на полатех” Успенской церкви, в созданный храм Спаса Преображения... Успенский собор был капитально перестроен в 1543-1549 гг. Видимо, старый собор 1405 г. к этому времени обветшал и был заменен новым, возможно, возведенным на старых фундаментах. Под кровлей собора П.Н. Максимов обнаружил сохранившиеся старые части, которые позволяют реконструировать древние формы его верха. Для подсобных работ к этой по строй созывались вотчинные симоновские крестьяне, освобожденные на срок с 1543 по 1549 гг. Исследуя строительные материалы, примененные в соборе, П.Н. Максимов установил, что собор был памятником одного строительного периода; размер кирпича и характер кирпичной кладки подтвердили, что время его сооружения должно быть отнесено к 1543-1549 гг. Однако В.П. Выголов установил, что в 1543-1545 гг., когда строилась новая «церковь под колоколы», старый собор 1379-1405 гг. еще существовал. В итоге он пришел к выводу о возведении собора в 1546-1549 гг. Длина храма с алтарем и папертью стала 15 саж., ширина 16 саж., в шина с крестом 25 саж.

http://sobory.ru/article/?object=39881

Возможно, именно по этой причине святилища в честь Богородицы (осет. – Мады Майрам) находились почти в каждом осетинском селении. К таким святилищам приходили молодые женщины, совершая ритуальные действия и прося у высших сил потомство мужского пола. Появление Иверской иконы Божьей Матери в Моздоке связано с куртатинцами из Майрамыкау, переселявшимися на новое место жительства в 1793 году в канун праздника Преполовения. По дороге они остановились в предместье Моздока в осетинском поселке, решив в нём заночевать. Ночью икона начала светиться, а поутру путники не смогли продолжить путь, так как волы, которые везли реликвию, отказались двигаться с места. Когда один из куртатинцев рассказал, что ночью ему явилась Богородица, приказав оставить икону на месте ночлега, решено было так и поступить. Весть об этом дошла до викария Моздокского и Маджарского викариатства Астраханской епархии Гаия, который с крестным ходом перенёс святыню в моздокский собор. Но Богородица чудесным образом и его известила о том, что Иверская икона должна пребывать на том самом месте, на котором её оставили куртатинцы. Архипастырь Гаий был вынужден вернуть реликвию обратно и соорудить на том месте деревянную часовню. В 1796-1797 годах на месте часовни был построен небольшой деревянный храм во имя Успения Пресвятой Богородицы. При нём вскоре по указу Императрицы Екатерины II открыли женский монастырь, просуществовавший до 16 октября 1799 года. После его закрытия монастырские строения постепенно разрушились. Несмотря на это, верующие со всей Терской области продолжали в большом количестве идти на поклон к чудодейственной иконе Божьей Матери. Принимая это во внимание, 9 марта 1862 года Император Александр II повелел возвести в Моздоке подобающий реликвии величественный каменный храм. Сбор средств занял 14 с половиной лет. А само строительство Успенского собора началось возле старой деревянной церкви 5 сентября 1877 года и продолжалось около 17 лет. К тому времени осетинский посёлок сросся с Моздоком, и новый храм, освящённый 10 мая 1894 года, оказался в черте города на Красной площади. Пятикупольный крестообразный собор, построенный на пожертвования и церковные средства, был выполнен в русско-византийском стиле и стал самым большим в Терской области.

http://sobory.ru/article/?object=42523

Прихожан муж. пола 295, жен. пола 342. Приписные к собору прихожане церкви с. Антоновского в большинстве занимаются хлебопашеством и живут оседло, а прихожане горожане, за исключением нескольких лиц сапожников и портных, занимаются торговлей. К собору, кроме части города, прихожи два селения Костромского уезда: с. Антоновское и д. Подъельново, оба селения в расстоянии 3 верст. Школ при соборе нет, дети прихожан обучаются в городских училищах. Священник собора в настоящее время ни в одном из них законоучителем не состоит. «Краткие статистические сведения о приходских церквах Костромской епархии». Справочная книга, Кострома, Губернская типография 1911 г. Одна из самых старых церквей Плёса - церковь Успения Пресвятой Богородицы на Соборной горе. Её даже считают старейшей по времени основания во всей Ивановской области, ведь первый деревянный храм на этом месте был возведён ещё в XV веке, когда Соборную гору окружали крепостные стены, возведённые при великом князе Василии I. В 1695 году деревянная церковь, увы, сгорела. Была ли она той, которую построили ещё при князе Василии? Вряд ли. Всё-таки 200 лет для деревянного строения - это очень большой срок. Всего четыре года Соборная гора простояла без храма. Уже в 1699 году была построена новая каменная церковь. И вот уже четвёртое столетие жители и гости Плёса любуются этим замечательным памятником архитектуры. Историки утверждают, что сегодняшний каменный собор - точная копия старого деревянного. Он довольно прост по архитектуре - этакий вариант московского барокко, знаменитый " восьмерик на четверике " с небольшой главкой и шатровой колокольней. В трапезной всего два окна, выходящих одно на север, другое на юг. Восьмерик окантован незатейливыми карнизами, которые поддерживаются полуколоннами. Над окнами - килевидные наличники. Окна апсиды в простых рамах и тоже не выделяются особенными изысками. Искусствовед и специалист по храмовой архитектуре Валентина Казаринова в одной из своих книг утверждает, что строгим и аскетичным Успенский собор задумывался строителями изначально, поскольку местные священники в конце XVII века довольно негативно относились к изощрённой и богатой столичной архитектуре, считали её " светской и суетной " . Но можно также представить, что строители были серьёзно стеснены в средствах, о чём свидетельствует и тот факт, что колокольню к церкви пристроили лишь спустя сто лет.

http://sobory.ru/article/?object=00948

В 1-й четв. XVI в. в М. П. м. был возведен Никольский собор, что положило начало каменному строительству в обители ( Подъяпольская. 1999. С. 175-176). В конце авг. 1578 г. мимо М. П. м. проехало дат. посольство во главе с Якобом Ульфельдтом. Он утверждал, что его спутники «по дороге видели монастырь св. Николая, отлично построенный из камня наподобие крепости» ( Ульфельдт Я. Путешествие в Россию. М., 2002). Из грамоты митр. Московского свт. Феодосия (Бывальцева) следует, что в 1461-1464 гг. в М. П. м., власти к-рого состояли с ним в переписке, действовал общежительный устав (АИ. Т. 1. 276. С. 508). В кон. XV - 1-й пол. XVI в. М. П. м. считался обителью, братия к-рой была духовно близка к идеям прп. Иосифа Волоцкого . Настоятели М. П. м. тесным образом были связаны с московским Симоновым в честь Успения Пресвятой Богородицы и Саввиным Сторожевским в честь Рождества Пресвятой Богородицы мон-рями; игумены М. П. м. нередко занимали архиерейские кафедры. В нач. XVI в. настоятелем обители был игум. Вассиан II (Санин) , буд. архиепископ Ростовский, а затем постриженики Иосифова Волоколамского мон-ря: после июня 1511 г.- игум. Вассиан (Топорков) , с кон. 20-х гг. XVI в.- Гурий (Черлёного Заболоцкий ; до 16 марта 1539; буд. епископ Смоленский), Трифон (Ступишин; 1542-1544; буд. епископ Полоцкий) и св. Варсонофий (1543-1555; буд. епископ Тверской). 6 февр. 1539 г., во время настоятельства игум. Гурия, обитель получила от вел. кн. Иоанна IV ружную грамоту. В сер.- 2-й пол. XVI в. в связи с ослаблением влияния при царском дворе иосифлян понизился и статус М. П. м. Так, несмотря на льготную грамоту 1547 г., уже в 1548 г. царь Иоанн IV Васильевич обязал власти М. П. м. платить в государеву казну ямские деньги. 4 июня 1549 г. по новому царскому указу обитель лишилась права беспошлинной торговли в Дмитрове, Кимрах и Рогачёве (РИБ. Т. 32. 172. Стб. 295; Зимин. 1960. С. 333). В мае 1553 г. по пути в Кириллов Белозерский в честь Успения Пресвятой Богородицы мужской монастырь царь Иоанн IV Васильевич посетил М. П. м., беседовал с племянником прп. Иосифа Волоцкого бывш. Коломенским еп. Вассианом (Топорковым), находившимся здесь на покое. Согласно версии боярина кн. А. М. Курбского , этот иосифлянин убеждал царя: «...аще хощеши самодержец быти, не держи собе советника ни единаго мудреишаго собя, понеже сам еси всех лутчши» (РИБ. Т. 31. Стб. 212). Удовлетворенный ответом царь вскоре пожаловал властям М. П. м. на содержание крупное с. Суходол с 25 деревнями. 10 марта 1555 г. от старицкого кн. Владимира Андреевича мон-рь получил льготную грамоту на право беспошлинной покупки соли в с. Кимре ( Зимин. 1960. С. 417).

http://pravenc.ru/text/2563092.html

Успенский собор выгорел изнутри, разрушились Троицкий собор, каменный храм Крестовоздвиженского монастыря и колокольня (сами колокола, из которых наибольший весил тысячу пудов, расплавились); огонь уничтожил все деревянные кремлёвские здания. В связи с этим в семидесятых годах XVIII века началась полная перестройка кремля: Успенский собор был возобновлён с устроением четырёхскатной кровли четверика и пяти грушевидных маковок глав (нетрадиционных для русских храмов), а на месте прежней Крестовоздвиженской обители решено было создать новый собор в честь Богоявления». В начале XIX в. земляные валы с северной стороны были срыты, с южной — понижены, а рвы засыпаны. Часть кремлевской земли отошла под бульвары, а остальную передали Успенскому собору, который в 1776—1791 годах был расширен и перестроен по проекту все того же С.А.Воротилова. С 1835 года по распоряжению императора Николая I Успенский собор стал кафедральным, и здесь стали служить костромские архиереи. Собор неоднократно посещали представители Дома Романовых. Внутри собора на боковых стенах находились знамена костромских ополчений 1812 и 1853годов. Г.и В. Лукомские в уже упомянутой мною книге с нескрываемым восхищением описывают Успенский собор: «…Приближаясь к Костроме по Волге, ещё с палубы парохода можно любоваться Успенским Собором, стоящим на взгорье, в группе белых, златовехих зданий. Собор, расположенный своею алтарной частью на север, сразу можно выделить из всей архитектурной группы уже по одному этому признаку, а также благодаря изумительному блеску его куполов, необычного силуэта: вытянутые луковицы с перехватывающими их вверху шейками и венчающими их еще более удлиненными, почти конусообразными, главами - покрыты гладко (без ребер) большими листами меди и так изумительно (богато) позолочены, что блестящие в солнечный день, они не только не дают на них взглянуть, но распространяют ореол отраженного света над всем собором». Внешнему облику соборов соответствовало великолепие их интерьеров и внутреннего убранства.

http://sobory.ru/article/?object=23506

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010