Под собором - большой подклет, сложенный из белого камня, он предназначался, возможно, для погребения княжеской семьи и настоятелей. Позднее, во время пребывания царя Ивана Грозного в Старице, здесь был устроен подземный ход, прорытый, якобы, «под Волгой, с выходом к городскому Борисоглебскому собору». Поиски потайного хода в XIX веке местным любителем древностей Иваном Петровичем Крыловым так и не увенчались успехом. Собор очень светлый и просторный. Сын князя Андрея Ивановича - князь Владимир Старицкий украсил внутри собора стены и устроил трехъярусный иконостас. В ризницу были даны вкладом ценные богослужебные книги, церковные сосуды и шитые пелены. В числе вкладов находилась плащаница, шитая золотом и серебром по красному шелку, с дарственной надписью от любимой царя жены Ивана Грозного - княгини Анастасии Романовой. В центральной части обители расположено главное и самое древнее сооружение монастыря - соборный храм во имя Успения Богоматери. Построен он был в 30-е годы XVI столетия князем Андреем Ивановичем Старицким, сыном Ивана III. Строя храм, Андрей Иванович стремился посредством монастырского строительства закрепить за собой только что полученные от отца земли. Отделку заканчивал сын Андрея, Владимир. Архитектура Успенского собора подчеркивает его близость Спасскому собору Спасо-Андроникова и собору Рождественского монастырей в Москве, Михаило­Архангельскому собору в самой Старице, который располагался напротив, на другой стороне Волги, в кремле. В оформлении фасадов прослеживается связь с Успенским собором Московского Кремля. Центральная композиция собора имеет ступенчатый, пирамидальный характер. Храм крестово-купольный, сохраняет четырехстолпный, трехапсидный план. Южный фасад разделен на три части пилястрами и капителями, а к западной стене впоследствии был пристроен четырех­колонный портик с фронтоном. Собор сложен из белого камня на известковом растворе и стоит на белокаменном подиуме. Под ним находится такой же белокаменный сводчатый подвал (подклет). В описи 1607 года о соборе сказано: «А в монастыре большая церковь камена Успения Пречистыя Богородицы о пяти версех; да придел похвала Пречистыя, а под ними погреб камень. Над предними дверми у церкви с монастыря подписано Успение Пречистыя воплощение а с левую сторону подписано на дверми Сергиево видение. А в церкви ... икон: Деисус поясной на золоте семи пядей, а в ней девять икон; а над деисусом праздников на золоте четырех пядей. А над праздники Пречистая в Пророцех пятнадцать икон на золоте. Да двери царские резаны с сенью, столбцы заложены, а в них двадцать икон».

http://sobory.ru/article/?object=05517

Из книги Из книги «Памятники градостроительства и архитектуры Украинской ССР», том 2, стр. 58, издательство " Будивэльнык " , 1983-1986 год г. Владимир-Волынский, который был столицей Владимир-Волынского княжества, славился в свое время множеством церквей, находившихся в нем. Первым храмом был каменный собор во имя Успения Пресвятой Богородицы, построенный, по преданию, св. равноапостольным князем Владимиром вскоре после принятия им христианства. Храм этот был освящен первым Владимир-Волынским епископом Стефаном и служил усыпальницей для владимирских удельных князей. Но от этого древнейшего памятника православия на Волыни остались только остатки фундамента - это место называется в народе " Старый собор " . Вместо этого исторического храма удельный князь Мстислав Изяславович, впоследствии великий князь Киевский, построил в 1160 году новый прекрасный храм, посвятив его также Успению Пресвятой Богородицы. В этом храме был похоронен сам строитель, который умер 1170, а храм и поныне называется храмом Мстислава. Это единственный храм на территории Волыни, дошедший до нас со времен Киевской Руси. Храм трехнефный и трехапсидный, стоит на шести столбах, из которых четыре удерживают массивный купол. Сверху купол увенчан одним крестом высотой 5,5 метра. Длина храма почти 35 метров, ширина - 21 метр, а высота вместе с куполом более 35 метров. Толщина стен - 1,5 метра. Мстиславов храм стал кафедральным собором Владимир-Волынских епископов. Однако, кроме своего непосредственно богослужебного назначения, он выполнял еще и государственное - в нем принимали присягу подданные князя. Здесь подписывались и скреплялись клятвой на Кресте и Евангелии межгосударственные и торговые соглашения, здесь писалась Волынская летопись. На протяжении веков Успенский собор много раз подвергался разрушению. Сначала был разорен полчищами Батыя; восстановленный после этого стараниями удельных князей, в 1491 году снова опустошен татарами. В 1494 году владимирский епископ Вассиан восстановил древнюю святыню, и передал в храм икону Божией Матери, ставшей впоследствии Владимирская-братская. Он также защитил храм оборонным валом, а рядом с ним свел " епископский замок " . В 1590 году владимирский епископ Ипатий Поцей принял унию и Мстислава храм перешел к униатам. Во время пожара 1683 года, что опустошила весь город, храм сильно пострадал и был восстановлен только в 1753 году. Униаты воспользовались этим случаем, чтобы переделать византийскую архитектуру храма по своему вкусу. Униатский епископ Феофан Годебський сделал к нему пристройки с хорами и ложами вроде латинского костела, уничтожил внешние углы и видоизменил алтарь. В 1782 году преемник Годебського, епископ Симеон Млодский задумал еще большую перестройку храма в латинском стиле. Однако когда начали с этой целью прорубать в одном из столбов храма ход к проповеднической кафедры, столб рухнул, потом упали своды и храм пришел в упадок.

http://sobory.ru/article/?object=08955

В 1956 году в нем был оборудован крытый каток с искусственным льдом. Все фрески в интерьере храма были забелены и закрашены масляной краской. Храмовую икону " Успение Божией Матери " передали в Князь-Владимирский собор. В июне 1991 года по благословению Святейшего патриарха Московского и всея Руси Алексия II храм Успения Богородицы (бывшее подворье Киево-Печерской лавры) был передан ставропигиальному мужскому монастырю Введенская Оптина Пустынь (Святейший Патриарх Алексий являлся священноархимандритом обители). В 1992 году богослужения шли в небольшом помещении, в котором соорудили временный храм. Прошло два года, прежде чем появилась возможность совершать литургию в южном приделе. В январе 1998 года на главном куполе здания был установлен крест. В 2003 году завершилось восстановление иконостаса. Восстановление закрашенных масляной краской фресок продолжается по сей день. http://templespiter.ru/view_cercov.php?id=34 С Благовещенского моста, что ведет на Васильевский остров из центра Санкт-Петербурга, хорошо виден храм Успения Пресвятой Богородицы. 1721 год считается годом основания подворья. Исторически это место принадлежало разным монастырским подворьям: в середине XVIII века Свято-Троицкому Сергиеву монастырю (ныне Лавре), затем Псковскому Архиерейскому дому. С 1856 по 1874 годы оно находилось в ведении хозяйственного управления при Святейшем Синоде. В 1875 году, по предложению митрополита Киевского и Галицкого Арсения (Москвина), старинное подворье стало принадлежать Киево-Печерской лавре. Учреждение монастырского подворья относится к первой трети XVIII века, вслед за строительством и заселением Санкт-Петербурга. К 80-м годам XIX века, уже во время служения на Киевской кафедре митрополита Платона (Городецкого), дом и церковь подворья сильно обветшали, маленький храм с трудом вмещал молящихся. Была утрачена гармоничная организация как внутреннего, так и внешнего пространства церковных строений. С 1891 года митрополит Киевский и Галицкий Иоанникий (Руднев), часто приезжавший в Санкт-Петербург на заседания Святейшего Синода, ходатайствует и способствует масштабной перестройке подворья и своей резиденции. Пребывание Киевского митрополита явилось почетной функцией подворья. Резиденция духовного владыки, а также домовое имущество, церковно-богослужебные предметы, архиерейская ризница, должны были всецело соответствовать высокому статусу этого духовного учреждения.

http://sobory.ru/article/?object=00746

Двухъярусные каменные паперти частично были восстановлены архитектором Н. В. Сибиряковым в подклете здания. Фрагмент верхнего яруса галереи раскрыт в интерьере церкви, на южной стене Иоанно-Предтеченского придела. Можно увидеть первоначальные белокаменные резные порталы Успенской церкви: южный раскрыт полностью, северный - частично. Западный портал, вероятно, был растесан при перестройке. В самом начале XVII столетия, в период Смуты, церковь значительно пострадала и до середины века службы в ней не было. В 1651 г. указом царя Алексея Михайловича Успенская церковь, «что в буграх», была передана для устроения девичьей обители. Монастырская летопись сообщает: «И тая церковь от разорения была пуста, и запорошена и не освящена И старицы Анисия и Феодора святую церковь очистили и иконы измыли и все добре устроили.». На пожертвованные «ради всемирныя радости» о рождении Царевича Алексия Алексеевича Царицей Марией Ильиничной 40 рублей «иконы починили и церковь украсили». Обновленный храм был освящен по благословению Патриарха Никона преподобным Лукианом 15 августа 1654 г. в праздник Успения Пресвятой Богородицы. В 1663-1666 г.г., при новом духовнике обители, старце Корнилии, Успенская церковь была значительно перестроена: в четверике переложили свод, разобрали два западных столба для увеличения объема церкви и сделали вместо одной главы, венчающей церковь, пять. Одновременно с запада была пристроена трапезная с хлебной и поварней под ней, к которой вскоре была «приделана колокольня каменная, на ней восемь колоколов да часы железные проведены к тем же колоколам». Несколько позднее пристроили с севера двухэтажную сводчатую палату на основании старых дворцовых палат. Производили все эти работы «государевы мастера», присланные Царем Алексеем Михайловичем и Царицей Марией Ильиничной по ходатайству благодетелей монастыря боярина Ф. М. Ртищева и его сестры А. М. Вельяминовой. Бывший придел святого Николая Чудотворца был освящен во имя преподобной Марии Египетской - небесной покровительницы Царицы Марьи Ильиничны. Монастырская опись 1675-1676 г.г. гласила: “Церковь каменная, старая, во имя Успения Пречистые Богородицы починена, своды в олтаре и в церкви сделаны новые, престол и жертвенник, и мост переделаны на ново, да по стороне де тое церкви зделана у них другая церковь предельная, каменная, во имя Марии Египетские, на старом основании вся новая”.

http://sobory.ru/article/?object=02083

В 1673 г. Орёл и вместе с ним Богоявленский мон-рь сгорели во время пожара. В отчетах воеводы упоминается выгоревшее «святилище Божие» (АИ. 1842. Т. 4. С. 470). Разрушения были столь значительны, что жители обратились к царю Алексею Михайловичу с челобитной о перенесении города на Взвозную гору. Однако к тому времени, когда разрешение было получено, орляне успели отстроиться на пепелище. В 1674 г. мон-рь получил 150 четв. пашенной земли «вниз по Оке» и 12 дес. сенокосной земли. В 1676 г. настоятель иером. Евфимий с братией обратился к патриарху Московскому и всея Руси Иоакиму (Савёлову) с просьбой о сооружении на старом монастырском погосте Каменный Верх деревянной ц. Успения Пресв. Богородицы для крестьян, к-рые не могли посещать городские храмы из-за разливов реки ( Пясецкий. 1899. С. 6). Евфимию было отказано, но в 1678 г. в писцовой книге г. Орла и Орловского у. уже имеются сведения о существовании на Взвозной горе Успенской пуст. с деревянной ц. Успения Пресв. Богородицы с приделом апостолов Петра и Павла, а также и дворов, положивших начало подмонастырской слободе (РГАДА. Ф. 1209. Оп. 1. Д. 10049. Л. 21 об.- 23). В писцовой книге 1685-1686 гг. упоминаются 25 тяглых людей, приписанных к пустыни. Келий еще не было, и монахи из братии мон-ря, проживавшие в пещерах на берегу р. Оки, подвергались нападениям разбойников. В синодике значилось неск. имен схимников и монахов, убиенных «лихими людьми» ( Пясецкий. 1884. C. 487-489). После пожара (ок. 1680) игум. Евфимий с братией переехал в Успенскую пуст. и восстановил Богоявленскую обитель, отстроив собор в камне - ныне старейшая сохранившаяся каменная постройка в Орле. Массивный Богоявленский собор, заложенный в кон. 70-х - нач. 80-х гг. XVII в., находится на берегу р. Орлик, недалеко от впадения в р. Оку, и является доминантой центра города. Построен по типу восьмерик на четверике в стиле нарышкинского барокко. Отмечается высокое качество белокаменной резьбы, связанной со столичными традициями. Кирпичные стены, выкрашенные в «алый» цвет, были украшены резными белокаменными деталями ( Неделин. 2001. С. 164). В XIX в. храм был перестроен в стиле классицизма; лишь восьмерик с 8-гранным фонарем напоминает о формах нарышкинского барокко. Колокольня (более 30 м) первоначально стояла отдельно, в 1837 г. ее объединили с храмом, перестроив среднюю апсиду и дополнив приделами. На рубеже XIX и XX вв. верхние ярусы колокольни были разобраны; в нач. XXI в. ее воссоздали. Еще в 1678 г. воевода П. М. Скрябин пожаловал игум. Евфимию пустырь недалеко от места, где стояла сгоревшая в 1673 г. проезжая Пятницкая башня, «против мосту, что ездят через Оку-реку». Игумен с братией построил здесь каменную часовню (зафиксирована на чертеже г. Орла 1728 г. и снесена, вероятно, в кон. XVIII в. в связи с перестройкой города по регулярному плану; см.: Там же. 2001. С. 165).

http://pravenc.ru/text/2581559.html

Слава вечной жизни начинала уже просвечивать сквозь самую смерть Пресвятыя Девы. За три дня, явился небесный вестник призвать Ее в вечность, и принес Ей знамение ожидающаго Ее рая. Чудесно собрался Собор Апостолов, чтобы почтить Ея преставление и погребение. Достойные видели самого Божественнаго Ея Сына, с небесными силами пришедшаго принять душу Ея. Бездыханное тело Ея чудодействовало. В третий же день от смерти, по подобию Христову, проявлено Ея полное воскресение. Земнаго тела Ея не стало во гробе. Собору Апостолов Она явилась в небесной славе. Таково событие, которое ныне воспоминает Собор Церковный торжественно, впрочем под смиренным наименованием Успения Божией Матери, представляющим более умягченную мысль о смерти, нежели мысль о торжестве и славе. Что же при сем думает Матерь- Церковь ? Чего желает? Конечно, не думает высочайшей славе небесной доставить приращение ничтожною земною славою. Нас хочет Она поставить в созерцании, как бы на рубеже между жизнию и смертию, между землею и небом, между временем и вечностию. Каждому из чад Своих хочет Она сказать: смотри за предел гроба; помышляй на земли о небесном; во времени помни вечность; поучайся сему из книги жизни и успения Матери Божией. Действительно, в книге земной жизни Ея, поколику сия книга открыта для нас, мы повсюду находим одну господствующую мысль: стремление к небесному, вечному, божественному. Когда младенческий ум и младенческия стопы еще не сильны были нести Ее к небу: Ея туда стремление выразилось тем, что Она пришла в земное небо, – в храм Божий, и здесь поселилась. Необыкновенному раннему стремлению соответствовал необыкновенный ранний успех: в нежной юности Она уже так приближилась к небу, что Ангел посещал Ее, и питал небесною пищею. И не обычный в Ея времена обет всегдашняго девства для чего иначе восприяла Она, если не для того, чтобы, не связанной земными узами, тем свободнее стремиться к небу? Когда же, чрез воплощение в Ней Сына Божия, Сама Она соделалась вторым небом: с того времени нельзя уже и подумать, чтобы Ее привлекало что-либо земное.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

В Туле восстанавливается колокольня Успенского собора. Построенная в последней четверти XVIII века, она была снесена в советские годы, а возрождение ее началось в 2012 году. Усилиями горожан для колокольни уже приобретены 22 колокола – ровно столько же, сколько их было изначально. Освящение колоколов совершил митрополит Тульский и Ефремовский Алексий. ( Видеосюжет ) Каменный Успенский собор в Туле был построен в 1762 году на территории Тульского кремля и считался его летним храмом. Ранее здесь стояла старая деревянная Архангельская церковь. В течение трёх лет Успенский собор в Туле обустраивали, расписывали стены. В 1772-1781 годах к западу от собора была построена четырехъярусная колокольня, увенчанная высоким позолоченным шпилем. Они соединялись между собой высоким арочным переходом. Колокольня была установлена на зимнем храме во имя Тихона Амафунтского. В 1853 году в нем был устроен придел во имя Святого Иоанна Златоуста. В 1936 году колокольня была разрушена и больше не восстанавливалась. Здание Успенский собор в Туле представляет собой высокий куб, покрытый четырехскатной крышей и увенчанный пятью широкими куполами на восьмигранных барабанах. Нарядный вид его фасадам придает кирпичный узор. Поистине уникальны внутренние росписи Успенский собор в Туле (живопись Ярославской школы XVIII века). Они хорошо сохранились до наших дней. Большая часть фресок изображает библейские сцены. Особого внимания заслуживают комплекс картин «Вселенские соборы». Западная стена храма расписана стихами из книги «Песнь песней Соломона». Позолоченный деревянный шестиярусный иконостас находится в аварийном состоянии. Действующий летний Храм Успения Пресвятой остается неотапливаемым. Кроме него в Кремле расположены: Богоявленский собор, Торговые ряды XIX века; Здание 1-ой городской электростанции - одной из первых электростанций России. http://www.voronezhgid.ru/architecture/ Колокольня Свято-Успенского собора в Тульском Кремле была построена в 1776 году. Ее высота достигала 70 метров. Более 150 лет звон 22 колоколов был слышен во всех концах города.

http://sobory.ru/article/?object=00829

а.) Завещание 1678 года. " Во имя Отца и Сына и св. Духа, аминь. Я раб Божий Алексей Иванович, обыватель Лебединский, чиню ведомо сим моим добровольным тестаментом, не от кого не намовленным, але с самой воли моей, видячи ближше к смерти, ниж к животу, а хотячи того, аби убозство свое распорядил, аби до того жадный с кровных моих не втручался, як близких, так и далеких. а ни дети родные, але все убозство мое отказую церкви Божой Успению Пресв. Богородицы в гор. Лебедин стоячий семи сот шесть грошей в Бишкинской гребле млин, а в том млине камений два и ступи да полставидлы с Карныхою жителькою Лебединскою, комора на рынку, двор в Перекопе, да с атаманом Ольховиком лука пополам. И все от мала до велика, що есть убозства моего, церкви вышереченной Успения Пресв. Богородицы. А мел бы в чем кто перешкоду чинить сему моему тестаменту, останей воле моей, тое убозство от церкви Божой отлучать, таковый буде проклят св. отцами 318, иже в Никеи.- Писано в Лебедине при отцу моем духовном о. Павлу, да при пану сотнику лебединскому Софронию Васильевичу да при Каленику Панасовичу Крамару Лебединском да при Андрею Гутнику да при Мирону Крамару Лебединском и иных многих людях зацных и вере годных. Деялося в Лебедине р. 1678 мес. января 22 д. А сей мой тестамент даю при памяти своей Крамаром лебединским в руки, пану Каленику Панасовичу да пану Мирону Тимофеевичу. К сему тестаменту вместо Софрона Васильевича сотника лебединского Иван Ильин писарь, на тот час будучи, по его велению руку приложил и печать притиснул городовую. К сему добровольному тестаменту Лебедина гор. соборной церкви Успения Пресв. Богородицы протопоп Степан Михайлович вместо лебединского жителя Алексея Ивановича, по его велению руку приложил. К сему листу добровольному тестаменту Леонтий церкви Покровской поп вместо лебединского жителя Алексея Ивановича, по его велению, руку приложил. И еще подписался Мирон Тимофеевич Крамарь, житель лебединский " . Завещание записано в Сумах у крепостных дел 1735 г. февраля 6 дня. б.) Завещание 7 сентября 1710 года.

http://sobory.ru/article/?object=40695

В 1718 году был освящен каменный Успенский собор. В 1719 году в возобновленный придел собора во имя прп. Адриана Пошехонского были помещены мощи святого. По прошению архим. Киприана в 1762 г. было разрешено разобрать деревянную церковь на Св. вратах и построить каменную церковь в честь свт. Димитрия Ростовского с приделом прп. Михаила Малеина; проект этот не был осуществлен. Каменная монастырская ограда относится к 1779 г., колокольня - к 1809 г. В 1851 году была выстроены соборная паперть с ризницей в южной палатке и кладовой в северной. Точное время сооружения пятиглавого двухэтажного трапезного Богоявленского храма, имевшего придел Рождества Богородицы, неизвестно, его стенопись и иконостасы были выполнены в 1849 г. В документах XVII-XVIII вв. монастырь именовался « Успения Пречистыя Богородицы Андреяновой пустынью». В 1700 г. обители принадлежало 369 дворов, а также приписная Троицкая (Ильинская) Рябинина пустынь, возникшая в начале XVII в. на берегу р. Ухры, на месте первоначального захоронения под рябиной прмч. Адриана Пошехонского. По описи 1744 г., число монастырских крестьян составляло 1486 чел. После введения штатов в 1764 г. монастырь был отнесен к 3-му классу с игуменским управлением. К концу XIX в. в обители были открыты церковноприходская школа, гостиница для паломников, странноприимный дом. В монастыре ежегодно совершалось несколько крестных ходов, главным образом связанных с перенесением чудотворной иконы Успения Пресв. Богородицы (самые значительные - с 21-24 июня до 1 августа и с 14 сентября по 1 октября в г. Пошехонье). Почитаемой святыней обители была чудотворная икона Успения Пресвятой Богородицы, находившаяся рядом с ракой прмч. Адриана, сооруженной в Санкт-Петербурге в 1789 г. Здесь же хранились крест с 19 частицами мощей многих святых, вериги и игуменский посох основателя монастыря. Около 1928 года монастырь был закрыт, братия репрессирована. Помещения обители занимал совхоз. К 2000 году из построек сохранились полуразрушенные Успенский храм, колокольня, трапезный и настоятельский корпуса, монастырская конюшня. 7 марта 2000 года определением Священного Синода Адрианов Успенский монастырь был открыт как женский. 6 октября 2006 года решением Священного Синода монастырь был преобразован в мужской.

http://sobory.ru/article/?object=03659

Московский Успенский собор продолжил традицию первых русских Софийных храмов, что стояли в Киеве, Новгороде и Полоцке, которые уже осмыслялись в связи с Пресвятой Богородицей. Согласно богословскому учению о Святой Софии – Премудрости Божией (в переводе с древнегреческого «софия» означает «мудрость»), Бог, сотворяя человека, уже знал о его предстоящем грехопадении. По Божественному замыслу в мир для совершения искупительной жертвы должен был прийти Христос, Спаситель рода человеческого, воплощенный Логос – Слово Божие. Пресвятая Богородица – Мать Христа, а следовательно, и Мать всей Церкви – мистического тела Христова. В праздник Успения Пресвятой Богородицы чествуется начало Ее прославления как Царицы Небесной, когда Божественный замысел о спасении человека совершается полностью. Византийская традиция отождествляла Софию не с Богоматерью, а с Самим Иисусом Христом. И Софийский собор в Константинополе был посвящен Христу. Поскольку главный христианский храм и прообраз всех христианских храмов – храм Воскресения Господня в Иерусалиме был воздвигнут на месте исторических событий земной жизни Спасителя, его нельзя было повторить. Оттого обращались к богословскому истолкованию. Так в VI веке появился первый в мире храм Святой Софии в Константинополе как символ иерусалимского храма Воскресения Господня. В России сложилась иная, Богородичная, трактовка Святой Софии. Если византийская традиция отождествляла Святую Софию с Логосом-Христом, то в России образ Софии начал восприниматься в связи с Богоматерью, через Которую осуществился Божественный замысел о Спасителе. На Руси существовало два престольных праздника Святой Софии: в Киеве – 15/28 августа, в праздник Успения Богоматери, а в Новгороде – 8/21 сентября, в праздник Рождества Пресвятой Богородицы, когда чествуют явление в мир Той, Которая со временем стала Матерью Иисуса Христа. Празднование же Святой Софии в день Успения прославляет воплотившуюся Премудрость Божию через полное осуществление Божественного замысла, когда Богоматерь прославляется как Царица Небесная и как Заступница рода человеческого перед небесным престолом Ее Божественного Сына.

http://pravoslavie.ru/3571.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010