Современная перегрузка северной палатки печами и весом складируемых экспонатов привела к прогибу и трещинам сводов. Инженерные расчеты подтвердили срочную необходимость восстановления железных связей. Кровли церкви к началу последней реставрации находились в неудовлетворительном состоянии и были заменены на медные. Таким образом памятник нуждался в помощи и необходимые работы были выполнены. Тем не менее проблема излишней влаги в белокаменных подвалах не потеряла актуальности. Интереснейший вопрос о смысле графитти на стенах подвала как был актуален 70, 40 лет назад, так и актуален по сей день, не решены научные вопросы существования восточной галереи у церкви. Эти и другие тайны Успенской церкви ещё ждут своих исследователей. Даже терминология наименования храма путается. Некоторые полагают его собором, не меньшая часть называет храм церковью. Оба наименования фактически по частоте использования равнозначны. Однозначного толкования нет. Из книги: Куницын М. Александрова Слобода. Верхнее-Волжское книжное издательство. 1968, 1975 стр. 86-88 Из писцовых книг Ново-Александровой слободы 1675 г.: «в городе ж в осыпи девичь монастырь Успения Пресвятые Богородицы, а на монастыре церковь Успения Пресвятые Богородицы каменная с трапезою да предел Марии Египецкие». Направо от южного входа в обитель расположена небольшая Успенская церковь, давшая название всему монастырю. Построенная в начале XVI в. (по другой версии, в 70-х г.г. XVI в.), она служила домовой великокняжеской церковью. Кроме основного престола в честь Успения Божией Матери, имела два придельных: северный - Николая Чудотворца, и южный – Иоанна Крестителя. Построенная из белого камня и кирпича, изначально церковь Успения была четырехстолпной, одноглавой, трехапсидной, возвышалась на высоком подклете, под которым находились хорошо сохранившиеся до нашего времени белокаменные погреба. Расположенные с трех сторон открытые галереи во 2 половине XVI в. были заложены кирпичом. Сейчас - это пятиглавый храм. Пристроенные позднее четыре главки были сделаны глухими, без окон, их барабаны перетянуты двумя валиками. Кресты на чешуйчатых главах завершаются украшениями в виде венцов. Облик церкви отчасти искажен его четырехскатным покрытием, сделанным, по всей видимости, в XVIII в. Колокольня храма приземиста, шатер ее поставлен на четверик, грани последнего прорезаны открытой аркадой.

http://sobory.ru/article/?object=02083

Симонов монастырь закрыли в 1923 г. В январе 1930 г. Успенский собор вместе частью других монастырских построек был взорван. Историки и реставраторы пытались спасти этот памятник, указывая на его древность и обнаруженные в соборе фрески XV в., но – безуспешно. Михаил Вострышев " Москва православная. Все храмы и часовни " . Успенская церковь была заложена и названа так в честь победы на р. Вожже, как справедливо полагает Л.И. Ивина. Так, в 1379 г. посредине монастырского двора началось значительное каменное строительство. Владимир Григорьевич Ховрин начал строить в Симоновом монастыре массивный каменный собор Успения Богородицы: «церковь большую каменную и кельи многие», строительство завершилось через четверть века в 1405 г. В 1379-1405 гг. в монастыре был выстроен каменный храм Успения. Он был первым храмом в Симоновым монастыре. Этот большой каменный собор, датируемый 1397-1405 гг., был редким зданием в Москве и стал главным храмом монастыря. Главный собор монастыря принадлежал к числу немногих наиболее ранних памятников московского зодчества. Он был большим, высоким, одноглавым, высился на массивном белокаменном подклете и весьма изукрашен по-итальянски. Из летописи узнаем о частичном разрушении и ремонте каменной церкви в 1476 г. Летопись указывает на архитектурное изменение, которое претерпел собор: “ Гром … сразил верх с каменной церкви по шейные окна, и по (в) церкви ходи много мосту рвало, и стену у передних дверей поразило насквозь, и иконы побило». На основании этого отрывка можно уверенно говорить, что собор в cepeдuheXV в. имел высокий иконостас. Купол собора был разрушен: произошло падение церковной главы. В 1477 г. купол был заменен новым. Собор монастыря ремонтировал итальянский зодчий, но не Аристотель Фьораванти, по образцу Успенского собора в Кремле. Строительство производилось на средства В.Г. Ховрина, видного московского боярина. Согласно записи в книге, он «в дому Пречистые Богородицы и на Симонове поставил церковь кирпичную Преображение Спасово, да в пределах Собор Архистратига Михаила, да Николы Чудотворца, с колокольницей».

http://sobory.ru/article/?object=39881

Пицундский собор в середине X века стал кафедрой Абхазских Католикосов. Здесь происходили выборы Католикосов-Патриархов Абхазии, рукоположение епископов. В XI-XV веках собор неоднократно обновлялся. В XVII веке, под угрозой нападения со стороны турок, кафедра католикосов Абхазии переносится в Гелати (Грузия), собор был заброшен. Во второй половине XIX века собор был вновь отстроен и освящён в честь Успения Богородицы. Собор относится к типу крестовокупольных, трёхнефных и трёхапсидных храмов. Возведён из камня и кирпича. В распределении этих материалов наблюдается определённый порядок. Стены храма от цоколя сложены исключительно каменными блоками, затем кладка приобретает смешанный характер: ряды камня перемежаются с кирпичными прослойками. Чем выше, тем каменные прослойки тоньше, а кирпичные - толще. Верхняя часть стен, барабан и покоящийся на нём купол, внутренние опоры-столбы сложены полностью из кирпичей различного размера. На центральной алтарной апсиде снаружи между окнами толстым кирпичом выложены кресты. Гладкие стены покрыты штукатуркой, в прежние времена украшенной фресками, от которых теперь сохранились лишь пояс медальонов в алтаре. Внутри собора, в западной его части, находится усыпальница, в которой находятся две гробницы, устроенные апостолам Андрею Первозванному и Симону Кананиту, о чём свидетельствуют фресковые изображения двух апостолов внутри усыпальницы. http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/396377 Патриарший собор Андрея Первозванного в Пицунде был основан в начале X века во времена правления Баграта III - великого грузинского царя из династии Багратионов. Его построили в честь святого Апостола Андрея Первозванного. В середине X века обитель стала кафедрой Абхазских Католикосов. Здесь проводили рукоположение епископов и выборы Католикосов - Патриархов Абхазии. В XI-XV веках храм неоднократно перестраивали. В начале XVII века кафедру католикосов Абхазии перенесли в Гелати под угрозой нападения со стороны турок, и собор был заброшен. В конце XIX века обитель вновь была отстроена и освящена в честь Успения Пресвятой Богородицы.

http://sobory.ru/article/?object=03812

www.kharkov.com/news/ Образцом синтеза украинского, нарышкинского и позднего московского барокко является Успенский собор в Харькове, возведённый в 1771-1783 гг. В плане собор имел форму, близкую к квадрату. По своему типу сооружение относится к крестово-купольным церквям. За образец был принят план московского храма Св. Климента папы Римского, построенного в 1762-1770 гг. архитекторами А. Евлашевым и Д. Ухтомским. Центральная главная нава — осевая, наиболее широкая часть храма, отделенная массивными пилонами от северной и южной боковых галерей, — ориентирована согласно православному церковному канону с запада на восток. http://kharkov.vbelous.net/barocco.htm Когда и кем первоначально построена в Харькове церковь Успения Пресвятой Богородицы — праматерь Харьковского Успенского Собора, с точностью неизвестно. Но есть основание предполагать, в 1659 г. в Харькове уже существовала первоначальная деревянная однопрестольная холодная церковь во имя Успения Пресвятыя Богородицы. В 1658 году воевода Офросимов доносил в Москву: «а в Харьковском, государь, твое царское богомолье построена соборная церковь Успенье Пресвятыя Богородицы краснаго и новаго леса, а лес, государь, на ту соборную церковь возили ратные люди в прошлом во (1657) году при Воине Селифонтову». Этим донесением вполне точно определяются как год постройки церкви, так и материал, из которого она выстроена (Д.И. Багалей, Д.П.Миллер, «История города Харькова...»). Находилась она южнее современного собора, между зданиями университетской библиотеки и университетской церкви. В конце XVIII столетия на том месте, где был престол этой церкви, стояла деревянная каплица. Первый деревянный собор обветшал, поэтому в 1685 году в Харькове был заложен новый каменный крестообразный собор с 5-ю главами внутри городской крепости. В 1688 году было окончено строительство и освящено митрополитом Авраамием новое строение. Отдельно от собора была выстроена каменная колокольня, находившаяся на соборной площади. В колокольне были предусмотрены две коморы или два чулана и погреб, отдававшиеся в наём. 8 июля 1733 года во время ужасного пожара не уцелел и собор: сгорела крыша, все главы, как на храме, так и на колокольне. Внутри храма почти все было уничтожено, остались лишь каменные соборные стены. В следующем, 1734 году, храм был восстановлен и выглядел лучше прежнего. «Главы были отстроены вновь, крыша покрыта былою «аглицкою» жестью, кресты вызлащены». К сожалению, благоустроители храма не обратили внимания на каменные стены собора. Огонь, огромное количество воды, вылитой на них во время пожара, дождливое лето и осень 1733 года подействовали разрушающе на стены. В 1770 году в соборных стенах стали появляться опасные трещины. «Стало ясно, что капитальный ремонт невозможен, что совершать в нем богослужение опасно, и что ничего не оставалось более, как разобрать до основания старый храм и на его месте устроить новый».

http://sobory.ru/article/?object=03885

В 1946 году собор был закрыт и только в конце 1980-х годов возвращен верующим. В 1992 году он был вновь освящен митрополитом Алимпием Московским и всея Руси. Свято-Успенский собор и ныне принадлежит женскому старообрядческому монастырю. Источники информации: http://samstar.ucoz.ru/publ/50-1-0-396, http://acrossua.com/services/bila Успенский собор является настоящим и непревзойденным шедевром культового зодчества всей Буковины. Построен в начале XX века как главный храм женского монастыря на средства зажиточной семьи московских старообрядцев Глеба и Ольги Овсянниковых, по проекту московского архитектора А. Кузнецова (по другим данным — австрийского архитектора В. Клика). В помещении Успенского храма проходили два всемирных собора Русской православной старообрядческой церкви: в 1996 и 2006 годах. Собор Успения Пресвятой Богородицы входит в монастырский храмовый комплекс наряду с храмом во имя святых Козмы и Дамиана и храмом Святителя Николы Чудотворца. Построен по проекту архит. В. Клика. Для его строительства из Москвы были доставлены гранитные детали, поковки, литье, облицовочный материал. Над убранством интерьера работали резчики из Владимира и живописцы Палеха. Сооружение кирпичное, крестовое в плане, пятикупольное с примыкающей с запада четырехъярусной колокольней. В его отделке применен резной камень, многоцветная керамическая мозаика, глазурованный облицовочный кирпич. Служит образцом эклектической архитектуры, в решении декоративного образа активно использованы детали русского зодчества XVI-XVII в.в., кокошники, бусины, поребрик. В облике памятника отразилось популярное на рубеже XIX-XX вв. неорусское направление стиля модерн. Памятники градостроительства и архитектуры Украинской ССР; Подъезжая к селу Белая Криница, средь полей разбросанных по обе стороны просёлочной дороги, будто по мановению палочки волшебника из сказки, вдруг появляется среди дорожной пыли зрелище, напоминающее мираж, роскошный каменный храм мирового масштаба с разноцветными куполами. Это - собор Успения Богородицы, который своей изысканностью является, безусловно, одним из красивейших памятников культового зодчества всей Буковины, да и не только.

http://sobory.ru/article/?object=33573

При Успенской церкви кельи положили начало монастырской жизни; прежде это было нечто вроде богадельни, но с течением времени при церкви образовался женский монастырь. Получил ли этот монастырь свою организацию в XVI ст., неизвестно, но из XVII ст. о нем сохранились некоторые известия. Так в 1656 г. женский монастырь при Успенской церкви существовал, несомненно, и назывался по церкви Успенским. За 1739 г. упоминается: «Монастырь девичий и собор Успения Богородицы за рекою Булаком. При нем церковь теплая Сретения Господня, предел преподобного Михаила Малеина. Напрестольной крест Господень сребреной вызолочен, в нем мощей святых 31 частица. Круг монастыря ограда, и в нем кельи деревянные». Сколько времени существовал этот Успенский женский монастырь, когда и по каким обстоятельствам прекратил свое существование – неизвестно. Из надписи на одном Евангелии, находящемся в Успенском соборе, видно, что монастырь существовал еще в 1754 г., но существование его было только номинальное: в пожаре 1749 г. 3 мая церковь Успения Пресвятой Богородицы погорела, а равно и весь девичий монастырь. После этого пожара едва ли монастырь Успенский возобновлялся. В 1799 г. казанский купец Иван Степанович Жарков, живший в Успенском приходе, ходатайствовал перед епархиальным начальством, чтобы Успенского собора не уничтожали, а дозволили ему на его собственный счет возобновить церковь. Дозволение было дано, и купец И. С. Жарков возобновил церковь и сделал в ней придел в честь соименного себе святого препод. Иоанна Дамаскина. Колокольня была поставлена тогда несколько отдельно от церкви. И. С. Жарков, зная несостоятельность прихода, снабжал Успенский собор всем необходимым и не оставлял священнослужителей. В 1813 г. он скончался. В 1815 г. в ужасный пожар Успенский собор сгорел, а равно погорели и прихожане. Церковь снова думали уничтожить, но оставшаяся вдова купца Жаркова Марья Матвеевна Жаркова и ее сестра, вдова Прасковья Матвеевна Крашенинникова просили о дозволении им выстроить Успенский собор на свой счет вновь, так как возобновлять его, по причине появившихся на стенах собора значительных трещин, было невозможно. М. Жаркова и П. Крашенинникова, получивши разрешение, соорудили и украсили Успенский собор и снабдили его церковной утварью. В 1822 г. 8 августа казанский архиепископ Амвросий освятил Успенскую церковь. Придел препод. Иоанна Дамаскина был освящен двумя годами раньше, 4 декабря 1820 г.

http://sobory.ru/article/?object=32426

Такого рода остроги многие годы строились по всей России: высокий деревянный частокол с крепкими воротами на засовах, башни с бойницами, крепостные и служебные здания, съезжая изба, выполнявшая функции воеводской канцелярии приказного наместника, и обязательная церковь - в Яранске это была Успенская. Со временем город-крепость стал превращаться в торговый город Яранск. Торговля была основным занятием горожан. Веками здесь крепло местное купечество, постепенно помещавшее капиталы в крупное кустарное производство, а потом в заводы и фабрики. С ростом сбережений яранских предпринимателей тут, как и традиционно повсюду на Волге, активно развивалась благотворительная деятельность купцов, строивших больницы, опекавших школы, жертвовавших на храмы и другие богоугодные дела. Так был возведён и Успенский собор - красивая старинная церковь, освящённая во имя Успения Пресвятой Богородицы. Впервые в официальных документах деревянная предшественница Успенского храма упоминается в 1601 году, а спустя почти пару столетий, летом 1790-го, Преосвященнейший Лаврентий, епископ Вятский и Слободской отписал грамоту " на построение в г. Яранске вместо ветхого Успенского собора каменного храма во имя Успения Пресвятой Богородицы... " Новый собор решили строить всем миром, на добровольные пожертвования жителей города. Яраничанам такое было не впервой. Девятью годами ранее, в 1781 году, прихожане всех городских храмов совместно возвели из камня Кладбищенскую церковь. Нынешний Успенский собор стоит на месте, где прежде располагался одноимённый деревянный храм. Располагаясь внутри крепости, Успенский храм уже изначально планировался как церковь для её военного гарнизона и членов семей служилых людей. Проект для здания Успенского храма подготовил местный губернский архитектор Филимон Меркурьевич Росляков (1758-1806). Первый губернский зодчий Вятского края, титулярный советник Росляков плодотворно работал на стыке двух художественных направлений, предпочитая классические каноны и свойственную им упорядоченность.

http://sobory.ru/article/?object=03678

Звенигородский Успенский собор на Городке являеться одним из памятников зодчества и живописи раннемосковского времени, и, безусловно, имеет выдающееся историко-художественного значения. По мнению многих исследователей собор построен в районе 1400 года, хотя известны датировки и более поздние - 1417 год, и более ранние - 1390-ые годы. Постройка собора связывается с именем звенигородского князя Юрия Дмитриевича, второго сына Дмитрия Донского. Подворье Саввино-Сторожевского монастыря Время построения звенигородского Успенского собора неизвестно, по предположению архимандрита Леонида, оно относится к 1390–1434 гг. («Московский Звенигород и его уезды». Архимандрит Леонид. Москва 1878 г. стр. 6-7, 32-33). Собор находился в числе ружных церквей и получал из Приказа Большого Дворца по окладной ружной книге 1699 г. ругу в год: «на свечи, ладан и на вино церковное рубль, за 3 пуда воску 3 руб. 20 алтын, протопопу 10 руб., ржи 5 четвертей с осьминою, овса тож, просвирне 2 руб., ржи 2 чети, овса тож, на просворы ржи четь и овса тож… всего денег и за хлеб 20 рублев 3 алтына». В записной книге Патриаршего Казенного Приказа о выданных антиминсах за 1703 г. значится: «11 сентября против челобитья звенигородского протопопа Иосифа выдан антиминс в Звенигород, в соборную апостольскую церковь Успения Пресвятой Богородицы; того ж собору поп Федор антиминс взял и росписался». При соборной церкви находились протопопы: Симеон (1593 г.), Герасим (в начале XVII ст.), Иван Иванов (1624–39 гг.), Иван Неронов (1673–78 гг.), Яков Иосифов, определенный на месте своего отца протопопа Иосифа, в 1737 г. В 1739 г. протопоп звенигородского собора Яков Осипов входил в контору правительствующего сената с доношением об исправлении ветхостей в соборе. В доношении его написано: «по состоявшемуся в 1730 г. ее величества указу велено, которые храмы святые, от скудности или иных каким образом опустели, возобновить и всеми потребными удовольствовать, а в вышереченной церкви Успения Пресвятой Богородицы имеются утвари церковные… ветхие, книги церковные ветхие, лики святые в деисусе весьма ветхие же, на которых и лику не имеется; …на той соборной церкви кровля и глава деревянная все сгнили, и крест на главе весьма поколебался и едва держится; в окнах окочницы стеклянные развалились и выпали, и сквозь своды во многих местах в летнее время идет дождевая вода. При той же соборной церкви имеется колокольня деревянная, на ней 5 колоколов, вся сгнила, а приходских людей при соборной церкви и вкладчиков нет и за нестроением в той соборной церкви ныне служба Божия отправляется с великою нуждою, потому что в летнее время в церковь набивает дождем и зимою наносит снегом, и просил: показанною церковною утварью соборную церковь наградить, также и церковную ветхость строением возобновить и прочее, что показано выше, зданием произвесть».

http://sobory.ru/article/?object=00389

В 1914 году служили:Протоиерей Константин Фиников 76-ти лет, окончил семинарию, на службе 54 года, в Успенском соборе 44 года. Священник Михаил Гусев 58-ми лет, окончил семинарию, на службе 33 года, в Успенском соборе 14 лет. Штатный диакон Александр Волков 49-ти лет, на службе 25 лет. Псаломщик Димитрий Успенский 41-го года, на службе 18 лет, в Успенском соборе 9 лет. Псаломщик Константин Синайский 35-ти лет, на службе 5 лет, в Успенском соборе 3 года. Прихожан в городе Ржеве - 660 мужчин, 729 женщин. При соборе имелись две каменные часовни: Иверской Божией Матери; построенная на месте святого престола древнего храма святой мученицы Параскевы-Пятницы. Церкви древнего Ржевского Кремля, как и сам Кремль, неоднократно были подвергнуты сожжению и, уже спустя много лет, Соборная гора потеряет свое оборонительное значение и станет Святым местом. Не оставила нам история сведений о старинных деревянных кремлевских церквях, но к 1745 году здесь, по слову ржевского историка, существовал деревянный собор - построен на месте княжеского сгоревшего дворца. Сюда тверской епископ присылал комиссию, собиравшую сведения о мощах легендарного ржевского князя Владимира и его жены Агриппины. На месте древнего кремля возводится великолепный каменный белый, пятиглавый Успенский собор в честь Успения Пресвятой Богородицы, золотые купола которого и острый шпиль с золотым крестом устремились к небу. Собор освящен 15 февраля 1764 года преосвященным Гавриилом (Петровым), епископом Тверским и Кашинским. Главный собор Ржева имел 70-ти метровую колокольню, которая видна была за 20 верст. На нижнем ярусе колокольни, на дубовых балках висел самый большой в Ржеве колокол с надписью, отлитою на ободке славянской вязью: " В 1730 году сентября в 30 день сей колокол слит в Стокгольме в российский град Ржев Володимиров к соборной церкви Успения Богоматери Благословением духовного чина и тщанием господина Вельяминова-3ернова и прочих господ и купечества. Выписан через Моисея 3етилова " . На одной стороне колокола имелся медальон с лучистым сиянием, по сторонам которого изображены два ангела с лицами, обращенными в сторону от медальона. На медальоне еврейскими буквами отлито: Lehowa.

http://sobory.ru/article/?object=23544

В главном приделе Успенского собора хранятся два чтимых списка с чудотворной Псково-Печерской иконы Божией Матери " Умиление " , которая, как и образ Успения Пресвятой Богородицы, явила множество чудес. Икона " Умиление " написана некиим иеромонахом Арсением с Владимирского образа Божией Матери. В Печерскую обитель она принесена в игуменство преподобного Корнилия. При царе Феодоре Иоанновиче она украшена жемчугом и каменьями - алмазами, изумрудами, яхонтами, аметистами в память чудесного избавления города Пскова от осады войск польского короля Стефана Батория в 1581 году. Тогда чудотворные иконы Божией Матери " Успение " и " Умиление " были посланы к защитникам Пскова. Неприятель за пять месяцев осады тридцать раз штурмовал Псковский кремль, но города так и не взял. В память этого события каждый год в седьмую Неделю по Пасхе чудотворную икону " Умиление " носили крестным ходом из Псково-Печерского монастыря в Псков. Икона Пресвятой Богородицы " Умиление " , которую носят крестным ходом, находится на столпе у клироса в главном приделе Успенского собора. А в иконостасе, справа от царских врат, помещена еще одна икона " Умиление " , XIX века. Сам иконостас главного придела изготовлен в середине XVIII века, он украшен резьбой с позолотой. Храм Успения Пресвятой Богородицы устроен в горе. Земляные своды облицованы кирпичом и поддерживаются тринадцатью мощными столпами. В главном приделе за возвышением находится царское место. Это специальная сень, где в старину молился царь, когда посещал Псково-Печерский монастырь для богомолья. В продолжение иконостаса главного придела за столпами, поддерживающими свод, устроен иконостас придела в честь основоположников русского монашества преподобных Антония и Феодосия Печерских. Этот придел был первый раз освящен в 1523 году, а в середине XVIII века перестроен и освящен заново. За иконостасом сохранились древние фрески с изображением святых отцов. Среди святых - преподобные Антоний Великий и Антоний Киево-Печерский. Когда-то первоначальник русских иноков преподобный Антоний пришел в дремучий лес на берегу Днепра и поселился там в дикой пещере. Вернувшийся с Горы Афон, где местом его подвигов тоже была пещера, никому неизвестный монах Антоний основал первый в Киевской Руси монастырь, который впоследствии стал одним из самых прославленных, - Свято-Успенскую Киево-Печерскую Лавру.

http://sobory.ru/article/?object=01991

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010