В 40-х гг. прошлого века деревянная кладбищенская церковь была перестроена Михаилом Гавриловичем Сведомским (отец Михаила Гавриловича - протоиерей Петропавловского собора Гавриил Сапожников - известен как автор самой первой летописи г. Перми). К тому времени уже была построена новая кладбищенская церковь, также получившая наименование Всесвятской, поэтому церковь на старом кладбище переименовали в Успенскую. В конце XIX в. начинается сбор " доброхотных подаяний " для строительства на старом кладбище новой каменной церкви. 25 июня 1900 г. епископ Пермский и Соликамский Петр совершил закладку каменного храма. Новая церковь была построена благодаря усердным трудам ктитора (церковного старосты) пермского купца Василия Ивановича Королева и освящена 21 ноября 1905 г. епископом Никанором. Каменная церковь с такой же колокольней возводилась по проекту пермского архитектора А.И. Ожегова. Небольшая нарядная церковь, украшенная арками и кокошниками, была выкрашена масляной краской и покрыта железом. По штату церкви полагался один священник и псаломщик. В церковь на старом кладбище несли жители города свою скорбь по погибшим и умершим в годы войн и революций. Тяжелые времена пережила Успенская церковь в годы советской власти: конфискации имущества, преследование верующих, репрессии против священнослужителей. В конце 1930-х гг. церковь была закрыта, решением горисполкома от 25 мая 1940 г. ее здание было передано Молотовскому управлению кинофикации. Без надлежащего присмотра здание церкви медленно разрушалось. Возрождение храма началось в 1989 г., когда решением горисполкома Успенская церковь на старом кладбище была передана верующим. Мария Щукина Церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы (арх. А.И. Ожегов, 1905) – Егошихинское старое кладбище История церкви во имя Успения Пресвятой Богородицы на Старом Егошихинском кладбище берет свое начало с кладбищенской деревянной церкви во имя Всех Святых, построенной на городском кладбище в 1780-е гг. Появление кладбищенской церкви, как и возникновение самого кладбища следует отнести ко времени открытия Пермского наместничества и основания в 1781 г. губернского города Перми на месте поселка медеплавильного Егошихинского завода. Егошихинское кладбище считается вторым по времени местом погребения в городе. Первым был погост возле деревянной церкви святых апостолов Петра и Павла, освященной в 1726 г. (в 1755 г. вместо нее заложена каменная с приделом во имя Екатерины Великомученицы, который и освящен 22 ноября 1762, а 23 ноября 1764 г. освящен весь храм), в ограде которой находилось первоначальное заводское кладбище. 12 августа 1781 г. перед открытием Пермского наместничества Петропавловская церковь была переименована в собор, а кладбище перенесено на гору в лес между рекой Егошихой и впадающим в нее ручьем Акулькой, который впоследствии был назван Стиксом.

http://sobory.ru/article/?object=10744

«Краткие сведения о монастырях и церквах Ярославской епархии», Ярославль, типография губернской земской управы, 1908 г. Успенский собор начали возводить в самом начале XIX века. 15 августа 1805 года чаяниями купцов К. И. Дрожденкова и И. А. Замяткина заложили первый камень, а через 15 лет освятили храм в честь Успения Божией Матери. Говорят, мышкинцы захотели, чтобы у низ было " всё по-городскому " , и собор они желали построить " не хуже, чем у других " . Возможно, поэтому разработать проект будущего храма они поручили иностранцу - Иоганну Манфрини. Выходец из Италии, он, говорят, был ярым русофилом и преданным поклонником русской архитектуры. В строительных работах была задействована артель ярославских каменщиков. По задумке заказчиков, собор должен был стать городской доминантой, расположившись на центральной торговой площади. Даже сейчас Успенский собор поражает своими размерами, а в XIX веке явно казался " не по чину " такому крошечному городу. С запада к храму примыкала трёхъярусная колокольня... Успенский собор на сегодняшний день является вторым по величине из всех уцелевших храмов Верхней Волги после рыбинского Спасо-Преображенского храма. В первое послереволюционное десятилетие собор закрыли и попросту разграбили. Само соборное здание решили не сносить, а использовать " на благо рабочего класса " - сначала в нём хранили лён, затем продовольственные продукты. Колокольню, как это часто тогда делали, приспособили под водонапорную башню. В 1986 году " п. Мышкино " (всё ещё с унизительными для местных жителей буквами " п " и " о " ) включили в список исторических населённых мест РСФСР. Через пять лет вернули городской статус, а ещё год спустя Успенский собор передали Ярославской епархии. Службы и реставрация там начались одновременно. Восстановление длится практически столько же, сколько собор в своё время строился! Объясняется это не столько объёмом работ, сколько финансовыми сложностями. Впрочем, и объём - тот ещё: специалистам приходилось проверять всю кладку, вынимать испорченные кирпичи, заменяя их новыми. В процессе такой перекладки купол собора " просел " , стал на два метра ниже!

http://sobory.ru/article/?object=00488

54 Республика Карачаево-Черкесия. Нижний Архыз. Церковь Георгия Победоносца (Северный храм) 55 Прочие страны. Хорог. Церковь Михаила Архангела 56 Грузия. Метехи. Церковь Успения Пресвятой Богородицы 57 Нижегородская область. Филипповское. Церковь Казанской иконы Божией Матери 58 Нижегородская область. Выкса. Выксунский Иверский монастырь. Собор Троицы Живоначальной 59 Нижегородская область. Кочкурово. Церковь Троицы Живоначальной 60 Тверская область. Новосёлки, урочище. Церковь Веры, Надежды, Любови и матери их Софии 61 Владимирская область. Гусь-Хрустальный. Собор Георгия Победоносца 62 Владимирская область. Муром. Троицкий женский монастырь. Собор Троицы Живоначальной 63 Рязанская область. Ижевское. Церковь Успения Пресвятой Богородицы 64 Нижегородская область. Большое Широкое. Церковь Николая Чудотворца 65 Московская область. Новохаритоново. Церковь Георгия Победоносца 66 Тверская область. Уницы. Церковь Троицы Живоначальной 67 г. Санкт-Петербург. Пушкин (Царское Село). Собор Феодоровской иконы Божией Матери в Царском Селе 68 Воронежская область. Верхний Мамон. Церковь Митрофана Воронежского 69 Кировская область. Вагино, урочище. Церковь Троицы Живоначальной 70 Кировская область. Сырчаны. Церковь Вознесения Господня 71 Челябинская область. Веры, остров. Пещерный комплекс старообрядческого скита на острове Веры озера Тургояк 72 Республика Татарстан. Вахитовский район. Храмовый комплекс. Собор Богоявления Господня и церковь Андрея Первозванного 73 Кировская область. Омутнинск. Кафедральный собор Троицы Живоначальной 74 Новгородская область. Спас-Нередицы. Церковь Спаса Преображения на Нередице 75 Красноярский край. Красноярск. Успенский мужской монастырь. Церковь иконы Божией Матери " Всецарица " 76 Воронежская область. Костомарово. Костомаровский Спасский монастырь. Собор Спаса Нерукотворного Образа 77 Воронежская область. Костомарово. Костомаровский Спасский монастырь 78 Ленинградская область. Сосновый Бор. Церковь Александра Невского (новая) 79 Московская область. Битягово. Серафимо-Знаменский скит. Церковь Серафима Саровского и иконы Божией Матери " Знамение "

http://sobory.ru/best/?auth=14252

Боковые престолы собора - влкмч. Феодора Стратилата и влкмц. Ирины, свт. Николя Чудотворца. В подклете престолы - Всех Святых, в Российской земле просиявших, собора Радонежских святых, свт.Иннокентия Московского. Погребены патриархи Московские и Всея Руси - Алексий I (Симановский, ск. 1970), Пимен (Извеков, ск. 1990). Собор Успенский в комплексе " Монастырь Троице-Сергиева лавра " является объектом культурного наследия федерального значения (Постановление СМ РСФСР от 30.08.1960 г. 1327, Указ Президента России от 20.02.1995 г. 176). Источники: Материалы каталога " Памятники архитектуры Московской области " , т.2. М., Стройиздат, 1999 г., официального сайта Троице-Сергиевой лавры " Дом Живоначальной Троицы " . Демидов С.В. " По Троицкой дороге " Троице-Сергиева лавра, 2005 г. Кирилл Аминов, 08 апреля 2015 г. Успенский собор (1585) Величественный пятикупольный Успенский собор (1559-1585) был заложен по велению царя Иоанна IV Грозного в центре Лавры, на предварительно освобожденном от старых деревянных келий месте. Государь со всем семейством присутствовал при закладке храма. Его строительство стало продолжением традиции возведения в честь Успения Пресвятой Богородицы главных соборов древних русских городов (в Ростове, Суздале, Владимире, Москве). Освящение храма состоялось в 1585 году уже после смерти царя Иоанна Васильевича, совершил его митрополит Московский и всея Руси Дионисий в присутствии сына Иоанна Грозного государя Федора Иоанновича и его супруги Ирины. Воздвижению Успенского собора было придано государственное значение. Образцом для нового собора главного монастыря России стал Успенский собор Московского Кремля. Монастырский собор повторяет общую композицию пятиглавого и пятиапсидного храма, превышая по размерам столичный образец (соответственно 29,2x42,3 м и 27x39,75 м). В отличие от белокаменного московского храма собор монастыря сложен из кирпича, толщина его стен 2,25 м. Его кубический объем с невысокими апсидами увенчан пятью тесно поставленными главами, первоначальная сферическая форма которых в XVIII в. была заменена на луковичную (тогда же барабан центральной главы был надстроен в высоту). Мощные лопатки, поддерживающие полуциркульные закомары, выступают из плоскости стены на 0,8 м и напоминают собой массивные контрфорсы. Характерным украшением гладких стен собора является аркатурно-колончатый пояс, типичный для владимиро-суздальского зодчества и вновь использованный в качестве декоративного приема при строительстве Успенского собора Московского Кремля.

http://sobory.ru/article/?object=03961

Успенский собор закрыли в 30е гг. XX в. В годы Великой Отечественной войны он был сильно поврежден, а после окончания войны его руины окончательно разобрали. Источник: В. Неделин " Архитектурные древности Орловщины (ушедшее) " . Стр. 115. Соборная Успенская церковь. Приход этой церкви по времени своего происхождения принадлежит к числу древних приходов города. Его составляла первоначально военная команда города: казаки, пушкари и стрельцы, а также и гражданские чиновники. До 1880 г. прихожане этой церкви были рассеяны по всему городу, но в этом году определен был настоящий район прихода. Кроме городской части, в состав прихода издавна входит дер. Михалева Пустошь, в 6 в. от города. Всех прихожан в настоящее время числится м. п. 630 д. и ж. п. 687 д. Самыя ранние сведения о соборном храме относятся в концу XVII-ro ст. В описи стольника Ивана Золотарева да подъячего Василия Заварзина от 1695 г. в городе Новосиле записана церковь деревянная Собор во имя Пресвятыя Богородицы, в земляной крепости. Из описи 1856 г. видно, что на том месте, где теперь стоит соборная церковь, выстроена была около 1764 г. каменная церковь во имя Казанской Божией Матери, с приделом во имя св. Пр. Илии орловской купчихой Дубровиной, в память бывшего тут Ильинского женского монастыря, упраздненного в 1764 г. Церковь эта была приписана к старому Успенскому Собору, что в земляной крепости. В 1803 году этот собор, за ветхостью, был упразднен. Казанская же церковь была переименована в Соборную Успенскую. В 1829 г. с левой стороны этой церкви устроен придел во имя Преполовения Пятидесятницы. В 1842 г. в трапезной теплой церкви устроены два придела: с правой стороны во имя св. Николая и с левой во имя Казанской Божией Матери. В 1871 г. вместо обветшавшей трапезной церкви построена новая, с приделами во имя Казанской Божией Матери и Святителя Митрофана Воронежского. Церковь построена на кошельковые средства и на жертвы частных благотворителей. В 1882 г. приступлено было в постройке настоящей церкви, каковая и была окончена только в 1893 г. В храме три алтаря: главный, во имя Успения Божией Матери, был освящен 10 окт., левый во имя Св. Николая 12 окт. и правый во имя Прор. Илии 14 окт. 1893 г. Храм этот построен тщанием и иждивением главным образом ц. старосты купца Н. И. Ворогушина, при чем привнесены были значительныя пожертвования и со стороны многих других лиц. Особенно чтимые иконы храма: 1) образ Успения Божией Матери, который, как гласит предание, находился в прежней Успенской церкви и остался невредимым во время пожара этой церкви; 2) образ Смоленской Божией Матери, точная копия чудотворной иконы Смоленской Богоматери и 3) икона Божией Матери «Взыскание погибших», присланная с Афона. Причт состоит из протоиерея, священника, дьякона и двух псаломщиков.

http://sobory.ru/article/?object=42988

и Ев. были насельниками основанного прп. Лазарем Муромского в честь Успения Пресвятой Богородицы мужского монастыря (на Муромском мысу Онежского оз., в 15 км от совр. дер. Гакугса Пудожского р-на Карелии). Муромский Успенский мон-рь упоминается в писцовых книгах по Онежской пятине с 1496 по 1678/79 г., в обители в тот период существовали 3 церкви: Успения Пресв. Богородицы, Воскресения Лазаря и Рождества Иоанна Предтечи. В кон. XVI в. Успенская ц. была сожжена, поэтому в XVII в. Муромский мон-рь мог называться Иоанно-Предтеченским (в частности, в межевой грамоте 1650 г. царя Алексея Михайловича упоминается земельный вклад новгородского кн. Василия Ивановича «в дом святаго Ивана Предтечи, честнаго его Рождества, в Муромской монастырь»; см.: Докучаев-Басков К. А. Подвижники и мон-ри Крайнего Севера: Муромский мон-рь//ХЧ. 1886. 9/10. С. 518; Петров К. Муромский мон-рь (в Пудожском у.)//Олонецкий сб. Петрозаводск, 1886. Вып. 2. С. 114). В 1786 г. мон-рь был обращен в женский, в следующем году закрыт. Монашеская жизнь возобновилась в обители в 1867 г., годом раньше в ней была построена ц. в честь Успения Пресв. Богородицы с приделами Рождества св. Иоанна Предтечи и прп. Иоанна Рыльского, древняя Иоанно-Предтеченская ц. не сохр. Мон-рь вновь был закрыт в 1930 г., возобновлен в 1991 г. Согласно агиографическим трудам кон. XIX - нач. XX в. (архим. Сергия (Спасского) , Барсукова и др.), мощи Ел., Н. и Ев. почивали под спудом в храме Муромского монастыря. В имеющихся описаниях монастыря сведения о мощах преподобных отсутствуют. В 1866 г. в Олонецкой епархии по благословению архиеп. Аркадия (Фёдорова) празднования всех местночтимых святых были объединены в Собор преподобных Олонецких чудотворцев, но Ел., Н. и Ев. в этот Собор включены не были. Канонизация Муромских преподобных совершилась внесением их имен в Собор Новгородских святых, празднование которому было установлено в 1831 г. и возобновлено по благословению Ленинградского и Новгородского митр. Антония (Мельникова) в 1981 г.

http://pravenc.ru/text/189689.html

В настоящее время в соборе проводятся реставрационные и восстановительные работы. С сайта Татарстанской митрополии РПЦ МП. Архитектурное описание. Успенский собор, заложенный в 1556 году был освящен первым настоятелем обители Германом 12 сентября 1560 года, о чем свидетельствует надпись а древнем антиминсе " лет 7069 мца сентября...при благоверном царе и великом князе Иване Васильече... " несмотря на переделки позднейшего времени, которые которые за четырехвековое существование претерпел собор, его типично псковский облик совершенно отчетливо выступает из-под наброшенного на него барочного наряда. Поставленный на подцерковье одноглавый храм Успения Богоматери, почти квадратный в плане, с четырьмя широко расставленными столбами, с полукруглыми центральной и двумя ониженными боковыми апсидами был покрыт пофронтонно на восемь скатов. Фасады его обработаны " по-псковски " четырьмя лопатками, стянутыми вверху лопастными арками. Бровки над узкими окнами большого барабана главы, нарядный пояс из бегунков, поребриков и полуциркульных арочек, украшающий верх барабана и апсид, арочные тяги на апсидах являются характерными мотивами орнаментации для псковской архитектуры. М. Фехнер " Великие Булгары, Казань, Свияжск " . Москва, изд. " Искусство " , 1978. Успенский собор одноимённого монастыря в Свияжске возводился во второй половине 1550-х годов. Его создание было поручено псковичам - вероятно, " церковному и городовому мастеру Постнику Яковлеву да каменщикам псковским Ивашку Ширяю со товарищи " . Высказывалось предположение, что свияжский храм выстроен тем самым Постником, который является автором храма Василия Блаженного на Красной площади в Москве. День освящения новопостроенного собора Успенского монастыря в Свияжске известен. Об этом свидетельствует надпись на храмовом антиминсе, который долгое время сохранялся в соборе, однако не дошёл до наших дней: " Лета 7069 месяца сентебря в 12 день на паметь святаго священномученика Автонома, при благоверном царе великом князе Иване Васильевиче всея Руси самодержце и приосвященном архиепископе нашем Гурие Казанском и Свияжском, священа бысть церкви сия во имя Пречистыя Богородица честнаго и славного Успения первым архимандритом тояж обители Германом и священным собором " .

http://sobory.ru/article/?object=06834

В середине XVIII в. Успенский собор был заново отстроен «приходскими людьми», но простоял он недолго: случившийся 29 марта 1756 г. «великий пожар» уничтожил большую часть города и его ветхий кремль, надо полагать, вместе с собором. После пожара соборную церковь – в который уже раз! – срубили заново. Согласно регулярному плану 1799 г., предполагалось отстроить Успенскую соборную церковь из кирпича, но жизнь внесла в проект свои коррективы. Обветшавший собор находился на окраине города, к тому же из-за старых крепостных валов и рвов доступ прихожан к нему был затруднен, поэтому его закрыли и в 1803 г. разобрали. Функции соборной с этого времени стала исполнять Успенская церковь, стоявшая на торговой площади и переосвященная из Казанской закрытого в 1764 г. Ильинского женского монастыря. Но и она оказалась мала и тесна, к тому же обветшала, поэтому вскоре началась цепь перестроек, приведшая в итоге к полной утрате храмом прежнего внешнего облика. В 1829 г. с левой стороны трапезной устроили придел во имя Преполовения Пятидесятницы. В 1842 г. в трапезной разместили еще два придела: Св. Николая (справа) и Казанской Божией Матери (слева). В 1871 г. трапезную снесли и отстроили новую, более обширную, «на кошельковые средства и жертвы частных благотворителей», с двумя приделами: Казанской Божией Матери и Св. Митрофана Воронежского. В 1882 г. разобрали центральную часть храма и приступили к постройке новой соборной церкви в «неоклассическом» стиле, оконченной в 1893 г. Главный иконостас, во имя Успения Бо жиейМатери, освятили 10 октября того же года, левый – Св. Николая – 12 октября и правый – Св. пророка Ильи – 14 октября. Собор возвели главным образом старанием и на средства цер ковного старосты купца Н.И. Воргушина, хотя были «принесены... значительные пожертвования и со стороны других лиц». Особо почитаемыми иконами храма являлись: образ Успения Божией Матери, который, как гласит предание, находился в прежней Успенской церкви и остался невредимым во время пожара этой церкви (надо полагать, после пожара 1756 г. – В.Н. ), и икона Смоленской Божией Матери «Взыскание погибших», присланная с Афона.

http://sobory.ru/article/?object=42988

Главный храм Киево-Печерской Лавры — Великая Печерская церковь (Успенский собор) находится напротив Святых врат, посреди центральной площади Верхней Лавры. Этот «небеси подобный» храм, один из древнейших в Киевской Руси, занимает особое место в жизни Православной Церкви и в отечественной культуре. С его созданием открылась новая страница истории древнерусского зодчества и иконописи. По свидетельству прп. Нестора Летописца, каменная церковь Успения в Печерском монастыре была заложена по благословению прп. Антония св. игуменом Феодосием и епископом Михаилом в 1073 г. Время разрушало этот храм, преображало и воссоздавало вновь, как незыблемую святыню Православия. Вот как повествует Печерский Патерик о создании Великой церкви. Матерь Божия направила из Константинополя в Киев греческих зодчих, явившись им во Влахернском храме со словами: «Хочу церковь Себе построить на Руси в Киеве: повелеваю же вам — возьмите золото себе на три года и идите на возведение ее... Прииду же и Сама увидеть церковь, и в ней хочу жить... Моим именем хочу назвать ее, — и, вручив икону Успения Божией Матери, добавила: — Она наместной да будет». Выйдя из храма, зодчие на облаке увидели изображение великолепной церкви, а когда построили ее, так и называли долгое время — «небеси подобною». В этом явлении и благословении Пресвятой Богородицы отражена глубокая связь Православной Руси с Византией как преемницей и источником благодати Апостольской Церкви. Основание и строительство храма сопровождались многими чудесными событиями, являющими Божию милость и заступление Матери Божией, небесной покровительницы Киево-Печерской Лавры. Место для строительства храма было указано божественными знамениями по молитвам прп. Антония. Землю и сто гривен золота для строительства церкви пожертвовал киевский князь Святослав. Большой вклад в строительство сделал варяжский воевода Шимон (в крещении Симон). Гонимый соплеменниками, однажды он молился в домовой церкви у родового образа Распятия и услышал голос, повелевший ему идти на Русь, взяв с собой пояс и венец от Распятия. Шимон снарядил корабль и отплыл в неведомую землю. В море судно настигла штормовая буря, и, теряя надежду на спасение, варяг взмолился к Богу. Он увидел в небесах неземной красоты церковь и вновь услышал голос свыше, предсказавший ему, что сейчас он останется невредим, а в будущем сподобится участвовать в строительстве этой церкви, где и будет погребен. В откровении ему были сообщены размеры храма, который надлежало построить, и указана мера — пояс Спасителя.

http://sobory.ru/article/?object=05643

Построенный в 1200 году, Успенский собор много раз переделывался; после окончательной реставрации он был освящен 1902 году. Любитель древне-русского искусства найдет здесь весьма много примечательного. Стены расписаны сверху до низу. Здесь и Страшный суд, и праздники двунадесятые, и символы веры, и акафист Божией Матери. Акафист начинается на южной стене от иконостаса и идет в два ряда до западной стены, которая занята по обычаю изображением картины Страшного суда и оканчивается на северной стене, где картины акафиста тоже идут в два ряда. В алтаре на своде изображена песнь: «Ныне силы небесныя», где ангелы в церковных облачениях совершают великий выход с дарами. Из икон .замечательны в особенности те, которые составляют дар патриарха Иосифа: в иконостасе — икона Спасителя и Владимирская икона Божией Матери, Казанская икона Божией Матери и икона Успения Пресвятой Богородицы, письма XV века, обложенные по полям басемным серебром. Кроме храма Успения в монастыре стоит отдельно теплая церковь во имя Казанской иконы Божией Матери с приделами святого Иоанна Златоуста и мученика Аврамия. В этой церкви замечательны старинные царские ворота с мелкой резьбой искусной работы XVI века и икона Спасителя, сидящего на престоле с Евангелием в руках, около которого изображены коленопрекланенные в молитвенном положении святой Александр Невский в схиме и мученик Аврамий; икона — дар патриарха Иосифа. Ризница монастыря довольно богата утварью; в ней есть замечательные древние предметы, все — дары патриарха Иосифа. В 3-е воскресенье по Пасхе совершается крестный ход вокруг монастыря. При монастыре школа, рукодельная мастерская и больница. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» Успенский Княгинин монастырь появился во Владимире в ту пору, когда Владимирский великокняжеский трон занимал сын Юрия Долгорукого Всеволод Юрьевич " Большое гнездо " , княживший с 1176 по 1212 год. Двенадцать детей родилось в его браке с дочерью чешского князя Марией Шварновной. Боголюбивая Мария Шварновна и стояла у истоков Княгининой обители. После рождения последнего ребёнка в 1198 году княгиня слегла в тяжёлом недуге, уже не оставлявшем её до самой смерти, на протяжении восьми лет. Тогда-то она и задумала устроить женский монастырь, где смогла бы принять монашеский постриг и найти вечное упокоение. В 1200 году был заложен каменный храм на участке, приобретённой Мирией Шварновной в северо-западной части города, рядом с земляным валом, - в сентябре 1202 года собор освятили в честь Успения Пресвятой Богородицы. В марте 1206 года святая благоверная княгиня приняла иноческий образ в новой обители, а спустя восемнадцать дней отошла в жизнь вечную. Похоронили княгиню Марию (в схиме Марфу) в построенном её заботами соборе. Как существовал первые три века монастырь, мы не знаем - ценнейший монастырский архив пропал в начале XVII века, в эпоху русской Смуты, о чём есть указание в жалованной грамоте царя Алексея Михайловича от 1650 года.

http://sobory.ru/article/?object=05331

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010