Главная цель Шуйских была сделать из Иоанна номинального правителя, власть же захватить в свои руки и править, имея в виду главным образом личные узкие интересы; эти стремления шли в разрез с воззрениями Макария, который царскую власть ставил выше всего, в царе видел необходимого защитника и блюстителя православной веры и его унижение, или самовольный захват подданными Богом дарованной царю власти считал величайшим бесчинием, с виновниками которого он не мог иметь никаких тесных сношений. Кроме того, как митрополит, продолжатель традиционной политики своих предшественников на пользу государства, и просто, как просвещенный человек, он в Шуйских мог видеть только врагов отечества, везде и во всем наносящих ему вред. Вот почему Шуйские скоро заметили, что и на этот раз ошиблись в выборе. Очень интересно было бы проследить деятельность Макария во время малолетства Иоанна Грозного, но к сожалению сведений об ней сохранилось очень мало; есть однако основание предполагать, что на первых же порах своего пребывания в Москве в качестве митрополита он старался сблизиться с малолетним великим князем и снискать его расположение; это видно из той злобы бояр, которая так резко обнаружилась в известном деле Воронцова 39 . Шуйские и их приверженцы, князья Пронские, Курлятевы и другие вооружились против Воронцова за то, что великий государь его «жалует и бережет». 1544 г. 9-го сентября они напали на него в государевом дворце, предали истязаниям и даже хотели убить, но Иоанн отправил к ним митрополита, прося спасти своего любимца. Воронцова пощадили, но вывели его с великим срамом из дворца и отдали под стражу. Макарий опять отправился к боярам от имени государя и просил послать Воронцова на службу в Коломну, если ему нельзя оставаться в Москве; но бояре не согласились и сослали Воронцова с отцом в Кострому. При этом в виде угрозы митрополиту один из сторонников Шуйских – Фома Головин, неоднократно наступал на его мантию и порвал ее в куски 40 . Этим, вероятно, не ограничились бы действия партии Шуйских против митрополита, если бы не изменились обстоятельства.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В 1361 г. К. п. м. тщетно пытался оспорить место Дохиара в иерархии афонских обителей (Actes de Docheiariou. 1984. N 37). Из монастырских актов явствует, что в 1-й трети XV в. К. п. м. имел владения на о-ве Лемнос. В 1452 г. возник спор с монастырем вмч. Пантелеимона из-за границы в местности Варнавиц (Actes de Xénophon. 1986. N 33). В 1419 г. в К. п. м. проживало 30-40 насельников (Ibid. N 32), в 1489 г. Исаия Хиландарский указывает 50 чел., в 1520 г. в тур. реестре числился 51 чел., в 1560 г. Иоаким, игум. Пантелеимонова мон-ря, называл 45, в 1583 г. посланник царя Иоанна Грозного Иван Мешенинов упоминал 50 монахов, живших в мон-ре, и 32 келлиота. Видимо, в XV в. К. п. м. перешел под контроль славян: по-славянски подписаны акты 1483 г. ксенофонтским игум. Иосифом (Actes de Kastamonitou. 1978. Append. 3, 18), акты 1499 и 1507 гг.- представителем мон-ря старцем Кириллом, акты 1503-1506 гг.- игум. Романом ( Παυλικινωφ. 2002. Σ. 98). Присутствие славянских насельников в К. п. м. документально прослеживается в XVI в. и даже до 1661 г. (Ibid. Σ. 105). Д. Папахрисанфу предполагает, что Исаия Хиландарский, называя в 1489 г. Дохиар славянским мон-рем, имел в виду К. п. м. ( Παπαχρυσνθου. 1997. Σ. 65). В османский период мон-рь смог выжить благодаря помощи валашских господарей и вельмож, с которыми он установил связи еще до правления Нягое Басараба (1512-1521), но особенно они укрепились при этом правителе. Ок. 1500 г. бан Крайовы Барбул пожертвовал монастырю 2 тыс. аспр. В первые десятилетия XVI в. К. п. м. получил земли в Речице и Плопу. В 1517 г. вместе с настоятелями др. афонских мон-рей игумен К. п. м. был приглашен Нягое Басарабом на освящение церкви в мон-ре Арджеш. Видимо, по этому случаю господарь подарил обители епитрахиль, на к-рой он изображен вместе с женой и детьми. В 1544 г. мастер Антоний с анонимным помощником расписали кафоликон на средства ворника Константина и его брата Радула. В надписи в одной из певниц ктитором назван некий Милман, возможно, одно лицо с вельможей из Н. Валахии Никуманом, на средства к-рого в 1563 г. был расписан лити (худож. мон. Феофан, тезка работавшего в это же время в др. афонских мон-рях Феофана Критского). В 1554 г. валашский господарь Александру Лэпушняну подарил мон-рю роскошное Четвероевангелие на слав. языке.

http://pravenc.ru/text/2462145.html

Скачать epub pdf Август Кирилл, архиеп. Александрийский, свт. Толкование на пророка Захарию [Зах. 6, 15–8, 7/Пер. И.П. Казанского; под ред. М.Д. Муретова//Богословский вестник 1897. Т. 3. 8. С. 81–96 (1-я пагин.) (Продолжение.) —81— мирен будет между обема; ибо Он, как я уже прежде сказал, есть царь и архиерей вместе, как бы через двух изображаемый одним Емманнуилом. Но труд увенчивающих Христа не останется без награды и плодо-приношение их приобретёт им нескончаемую память. Истинность этих слов подтверждает, присовокупив: а венец будет терпящим, и ключимым ему и разумевшим его, и в благодать сынам Софонииным, и в псалом в храме Господни; ибо принесённое будет в благодать совершившим приношения, и они будут предметом славословия. Ведь благочестие начальников бывает для других путём любви к Богу. Когда Христос увенчивается нами, тогда и толпа язычников будет приходить к познанию Его и бывшие далеко вследствие заблуждения будут призваны через веру и созиждут в храме Господни. Что же созиждут? очевидно, самих себя, приводя себя в согласие со святыми и в вере приходя в единение с потомками Израиля, потому что Христос служит краеугольным камнем и через Себя приводит к единодушию тех, которые некогда были разъединены между собой, создав два народа во единого нового человека, творя мир и примиряя в теле своём всё с Отцом ( Еф.2:15–16 ). Когда же всё это придёт в исполнение, тогда мы убедимся в непререкаемой истине святых пророков, ясно уразумев, что Бог глаголал в них и предвозвещал нам таинство Христа. Глава VII, ст. 1–3. И бысть в четвертое лето, при Дарии царе, бысть слово Господне к Захарии в четвертый месяца девятаго, иже есть Хаслев 1538 . —82— И посла в Вефиль, Сарасар, и Арсевер 1539 , и мужие его молити Господа, глаголя к священником, иже в храме Господа Вседержителя и к 1540 пророком глаголя: 1541 вниде зде в месяц пятый 1542 святыня 1543 якоже сотвориша 1544 уже многа лета. После показания видений, когда прошёл незначительный промежуток времени, были от Бога другие слова; ибо перед видениями было написано, что в двадесять четвертый первагонадесять месяца, сей есть месяц Сават, во второе лето при Дарии, бысть слово Господне к Захарии Варахиину сыну Адда пророка, 1545 глаголя ( Зах.1:7 ). Но в предлежащих теперь нам созерцаниях указывается после того другое время, именно: в четвертое лето, в четвертый месяц девятаго, иже есть Хасле (очевидно по Еврейскому названию) было дано пророку некоторое богооткровение. А какой был повод к нему, это хорошо можно уяснить из исторического повествования: потому что некоторые не иначе могут уразуметь смысл изъясняемых слов, как только этим способом. В самом деле не совершенно ли необходимо прежде всего узнать, кто такие Сарасар и Арсевер царь и мужие с ним? Что такое

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Первая горько обновила сию темницу великая инокиня Евдокия, бывшая в мире княгиня Старицкая Евфросиния. Она в дни своей славы, будучи супругой меньшого из сыновей великого Uoahha III , устроила сию обитель в 1544 г., соорудила здесь первую церковь , доселе существующую, во имя Воскресения Христова, так как пределы Белозерские были всегда достоянием князей Можайских или Старицких, младшей отрасли державного великого князя. Княгиня инокиня Евдокия в 1576 г., по воле Грозного Царя, утоплена была в мимо текущей Шексне вместе с племянницей своей Иулианией, в иночестве Александрой, в виду основанной ею обители (См. «Русская Фиваида», стр. 231–234. С.-ПБ. 1894 года). 52 См. об этом подробное описание г. Никольского «Кирилло-Белозерский монастырь». С.-ПБ. 1897г. стр. 183–184. 53 Упоминаемая древняя трапеза давно уж обращена на ризницу, а трапеза ныне помещается под настоятельским корпусом в левом нижнем этаже. 54 См. в труде г. Никольского «Кирилло-Белозерский монастырь», стр. 151 (прим, 3–4).–«Архитектурные подробности этой церкви остаются нам мало известными (говорит г. Никольский), так как существующая ныне (с 1780 года) на месте прежней церковь по своему плану, величине и конструкции совершенно не соответствует первоначальному ее виду. Из описи 1773 г. известно только, что прежняя церковь была «каменная»», холодная (без отопления), мерою с алтарем по наружной стене шесть сажен, в ширину четыре сажени и два вершка. В церкви было десять окон со слюдяными оконницами. К западной стороне примыкала паперть, длиною по наружной мере в три сажени без одного вершка, a шириной в три сажени два вершка (см. примеч. 6). Высота церкви купола равнялась приблизительно пяти саженям. Сама церковь была крыта тесом, а глава ее «железом немецким " » (по словам описи 1621 года: в чешую); крест на главе и «яблоко» были позолочены «золотом пареным» (т. е. через огонь). (Рук. Кирил библ. л.246 об.). 56 Если взять во внимание, что русский рубль во второй половине XVII столетия стал, по исследованию профессора Ключевского, 17 руб.

http://azbyka.ru/otechnik/Gerontij_Kurga...

Это правило делало необходимым официальное церковное следствие для поверки чудес на месте, если мощи открывались вдали от высшей церковной власти и не по ее почину. Порядок этого церковного процесса описан в грамоте холмогорского архиепископа Афанасия, посланной в Соловецкий монастырь в 1690 году 573 . Отвечая согласием на просьбу братии праздновать в монастыре память преп. Германа, он прибавляет, что этого нельзя сделать без воли великих государей с патриархом и без свидетельства, «не яко уничижая его (Германа) преподобство, но храня целость святые церкви догматов, яко издревле во св. православной вере нашей обыкоша о св. Божиих угодниках предлагатися прежде о житии и чудесех их свидетельства достоверные, по свидетельству же со благоволения общаго православных монархов и архипастырскаго составляются им службы и каноны и тако устрояются праздновати, без свидетельства же и без благословения государскаго и святейшаго патриарха никакоже сие состоятися и прочно быть может». Выраженные Афанасием правила подтверждаются в главных чертах церковным процессом об Иакове Боровицком, производившимся в 1544 году. Уже тогда ничего не знали о жизни Иакова, и житие его не было написано. Но сохранились акты, относящиеся к процессу; не имея литературного значения, они послужили потом материалом для столько же витиеватого, сколько скудного фактическим содержанием слова о явлении мощей Йакова 574 . По челобитью боровицких обывателей, духовенства и мирян, новгородский архиепископ Феодосий послал в Боровичи соборного софийского священника с диаконом «смотрити мощей Ияковлих», давно лежавших там у часовни, «и о чудесех его испытати многими людьми и священники». Освидетельствовав мощи Иакова, посланные опрашивали про житие его местных священников, и старост, и волостных людей добрых, «сколь он давно туто лежит и есть ли на него туто памятухи и знахари». Ничего не узнав об этом, следователи собрали показания о совершившихся у гроба Иакова исцелениях и составили им опись, к которой приложили руки все духовные лица, присутствовавшие при осмотре мощей, и миряне, подтвердившие своим свидетельством действительность происшедших исцелений.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

В колокол Ростовский, весом более двухсот пудов, мог звонить один человек. Таким образом, только для праздничного звона в колокола первого яруса требовалось, как минимум 13-14 звонарей. Для звона в колокола второго яруса, из расчета одного звонаря на каждый колокол, требовалось 8 звонарей, хотя некоторые приспособления для звона могли уменьшить число звонящих. Звон в колокола второго яруса, вес которых колебался от 200 до 40 пудов, производился с площадки над колоколами первого яруса. Для звона в колокола третьего яруса звонари должны были подниматься на ярус к колоколам. На третьем ярусе располагались средние и малые, зазвонные колокола. Вес самого большого колокола достигал 40 пудов. Общее количество этих колоколов изменялось со временем. Одним из доказательств очепного способа звона являются выносные решетки-карманы, установленные в арках под колоколами и служащие для того, что бы оторвавшийся во время звона язык задержался тут же на ярусе звона, не упав вниз. Павел Алеппский в своих записках подробно описывает устройство колокольни Московского Кремля: " Число ступеней в Ивановской колокольне, в которой висит огромный колокол, 144. Внутри башни, по окружности ее, есть многочисленные кельи. Из этой башни можно проникнуть туда, где висят два колокола, назначенные для звона в будничные дни и в канун праздников. Башню эту выстроил и снабдил колоколами в Бозе почивший царь Иоанн, пожертвовав в своё время 120 домов с достаточным содержанием для приставленных к колокольням людей, которые приходят по очереди еженедельно и неотлучно пребывают в упомянутых кельях ночью и днем для звона в колокола. В большие праздники и в дни крестных ходов, когда звонят во все колокола, звонари являются все и производят звон " . В 1532-1544 годах к Ивановской колокольне пристраивают церковь Рождества Христова. Над церковью были надстроены три помещения, напоминающие конструкцию звонницы Саввино-Сторожевского монастыря в Звенигороде. 1620-е годы рядом с ней по приказанию патриарха Филарета возводят еще одно здание, позже названное Филаретовой пристройкой, куда поместили Годуновский колокол весом 2200 пудов.

http://sobory.ru/article/?object=03382

(по характеру, объему и структуре к позднейшему Индексу наиболее приближен список, подготовленный согласно указанию Карла V богословским факультетом Лувенского университета в 1546 г.; в 1550 и 1558 гг. тот же факультет опубликовал его новые редакции); в Англии аналогичные распоряжения издавались Генрихом VIII и английскими епископами в 1526–1555 гг. В 1542 г. парижская Сорбонна получила от парламента право составлять список книг, которые она находит полезным запретить; сорбоннские списки публиковались в 1544, 1547, 1551 (в соответствии с установками Шатобрианского эдикта Генриха II от 27 июня того же года, согласно которому ко всем подданным короля был обращен призыв доносить на гугенотов) и 1656 гг. Но еще до издания этих документов Вормсский эдикт (1521) запрещает продавать, покупать, списывать, печатать или защищать все сочинения Лютера на каком бы то ни было языке. В Испании по приказу короля архиепископ Севильи и Великий инквизитор дон Фернандо де Вальдес Салас (1483–1568) в 1551 г. обнародовал Лувенский список 1550 г. в расширенном виде; в 1554 г. он издал первый экспургационный список: он предписывал некоторые книги (различные издания Библии) отбирать у владельцев для исправления ( expurgatio) с последующим возвратом. В 17–18 вв. испанская инквизиция издала ряд Индексов независимо от Римской курии. В Италии списки запрещенных книг издавались местными властями: в Лукке (1545), Венеции (1543, 1549), Милане (1554). Религиозные войны, сотрясавшие в это время Европу, убеждали и Католическую церковь , и протестантов, что только совместный контроль церкви и государства за книгопечатанием может затормозить распространение еретических учений. Результатом этого убеждения стал первый римский Список запрещенных книг (т.н. Index Paulinus), составленный в 1559 г. при папе Павле IV (1555–1559), который был до избрания папой Великим инквизитором Неаполя и Рима. Список этот, имевший, помимо контрреформационной, также выраженную антигуманистскую направленность (по крайней мере, отмечается его враждебность к аристотелизму и платонизму), был утвержден папским декретом Moderatio Indicis librorum prohibitorum (его оригинал был обнаружен только в 1909 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Когда скончался один из князей Кемских, он завещал своим родственникам, оценив свои имения, “да цену роздати по манастырем и по церквам Божьим по его душе и по всему роду” 58 . При решении данного вопроса “все четыре вотчичи били челом государю своему игумену Офонасью Кирилова монастыря”, чтобы он прибыл в “вотчинку в Кемоозеро”, решив, “что нам государь наш игумен Офонасий приговорит и старцы, и нам их слушать” 59 . При игумене Афанасии производилось межевание монастырских земель и владений Ростовского архиепископа Алексия (1543–1548) 60 . Актовый материал свидетельствует об общении игумена Афанасия с другими иерархами того времени. Епископ Вологодский Алексий (1525–1543) 5 октября 1539 года дал жалованную грамоту, освобождающую монастырь от церковных даней 61 . Тремя месяцами ранее Ростовский архиепископ Досифей (1539–1542) дал игумену Афанасию жалованную грамоту со своей стороны, освобождающую от дани приписные монастырские храмы 62 . В другой своей грамоте он сделал игумену Афанасию указания об уплате венечной подати за венчание вступающих в брак 63 . Известна жалованная грамота Вологодского епископа Киприана (1547–1558), данная им игумену Афанасию 64 . Поскольку при исполнении различных монастырских послушаний мог наноситься ущерб, то “приговорил игумен Афанасий со всеми соборными старцы о слугах”, оговорив меры возмещения наносимых ими монастырю убытков 65 . О различных вкладах в обитель, сделанных при игумене Афанасии, содержит сведения Кормовая монастырская книга. Под 31 декабря записан вклад “по Митрополите Макарие при игумене Афанасии, денег 150 рублев” 66 . При нем же сделал вклад в Кирилло-Белозерский монастырь макарьевский книжник В. М. Тучков, автор жития преподобного Михаила Клопского. Кроме икон он дал также 12 четьих Миней 67 . Деятельный игумен заботился о духовном просвещении братии, о пополнении монастырской библиотеки. По благословению игумена Афанасия инок Серапион, ученик старца Гурия (Тушина), переписал для монастыря в 1540 –1541 годах Псалтырь; инок Иона — рукописный сборник (1543–1544 гг.); инок Тит — Толковые Евангелия от Иоанна (1548–1549 гг.) и от Луки (1549); диакон Иоанн — сентябрьскую половину Пролога (1549) 68 .

http://pravmir.ru/russkaya-ierarhiya-xvi...

1Тим. 1:17 . Царю же веков нетленному, невидимому, единому премудрому Богу честь и слава во веки веков. Откр. 17:14 . Он есть Господь господствующих и Царь царей (срав. 1Тим. 6:15 ). Это действие Божие проповедуют и учители Церкви: Святой Григорий Богослов : “да не дивятся сему не постигающие недомыслимой глубины Божиих распоряжений, по которым все совершается! Да не дивятся предоставляющие мироправление Художнику, который, конечно, премудрее нас, и творение свое ведет к чему и как Ему угодно, без всякого же сомнения к совершенству и уврачеванию, хотя врачуемые и огорчаются! По таким распоряжениям и он (Юлиан) не возбужден на зло (Божество, по естеству доброе, нимало невиновно во зле, и злые дела принадлежат произвольно избирающему злое), но не удержан в стремлении”. 1543 Святой Иоанн Златоуст : “Что всем управляет Промысл, это можно видеть из того, что бывает у нас. Ибо ничего не бывает без промышления, но и стада, и все прочее имеет нужду в управлении. А что и прежде все происходило не случайно, это показывает геенна, показал – и бывший при Ное потоп, огонь, потопление Египтян, события случившиеся в пустыне”.” 1544 Святой Кирилл Иерусалимский : “божественное Писание и учение истины признают единого Бога, который хотя над всем владычествует своим могуществом, но многое также терпит по своему изволению. Он владычествует и над идолопоклонни­ками; но терпит их по своему незлобию. Владычествует и над отметающимися Его еретиками; но терпит их по великому своему снисхождению; владычествует и над диаволом, но и сего терпит; терпит не по слабости, так как бы побеждаем был от него... О всемудрое Божие провидение! Злую волю оно обращает в средство ко спасению верующих. Ибо как братоненавистное намерение братьев Иосифа оно обратило в средство собственного своего домо­строительства, и, попустивши им продать по ненависти брата, открыло случай к возведению на царство того, кого оно само хо­тело, равно и диаволу попустило вести брань против людей, дабы победившие удостоились венцев, и дабы, по одержании победы, сам он, так как побежденный слабейшими, большему подвергся посрамлению, а люди более прославились, так как победившие того, кто был некогда Архангелом”. 1545

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Преемники Магомета II преследовали и угнетали христиан всеми возможными способами. Сын его Баязет (1481–1512), слабохарактерный, жестокий и в отношении турок, пьянствовавший, притеснял христиан по любым незначительным поводам. Он часто низвергал патриархов, позволял туркам насильно обращать христиан в мусульманство. Некоторые свою твердость в вере запечатлели мученической смертью. Таковы, напр., Иоанн Трапезундский (1492 г.), Иоанн Эпирот (1500 г.). Следующий султан Селим I (1512–20), победитель персов, завоеватель Сирии и Египта, отличался особенной кровожадностью. Приписывая свои победы правоверию, он решил выразить благодарность Богу обращением христиан в мусульманство. У христиан отнимались церкви, уничтожались книги. Их насильно заставляли принимать мусульманство, а отказавшихся предавали пыткам и казнили. К иерусалимскому патриарху Дорофею Селим, после завоевания Сирии и Египта, относился благосклонно, предоставив ему первенство перед представителями других исповеданий и освободив духовенство от поголовной подати. Но это было связано с желанием привлечь к себе только что покоренное население. Его преемник, Солиман II Великий (1520–66) своими завоеваниями в Европе, Азии и Африке расширил пределы Турции и возвел ее на высшую ступень могущества. Он был фанатически предан мусульманству и являлся страшным врагом христианства. Солиман намеревался в Константинополе и других городах разрушить христианские церкви или превратить их в мечети. Известно было, что фирман Магомета II патриарху Геннадию сгорел, почему христианам не удастся доказать своих прав на свободу вероисповедания. Только с помощью больших подарков турецким властям удалось отвести эту грозу. За большие деньги удалось найти трех престарелых янычар, которые дали показания в пользу христиан. Они засвидетельствовали, что Константинополь был сдан добровольно. Все же фанатикам удалось при патр. Дионисии (1544–52) добиться снятия креста с храма Всеблаженной. Солиман сильно угнетал христианские церкви. Отбирая у них владения, он допускал выкуп их через три поколения. Церкви попали в страшную нужду. В Иерусалиме для них была установлена плата за посещение храма Воскресения. Усилилось взимание десятины детей, или подати душ, которая взималась самым варварским способом. Отбирались красивые и здоровые дети, причем независимо от возраста, которых воспитывали в мусульманстве. Поступая затем в янычары или на службу при дворе султана, они иногда достигали важных государственных должностей. Солиман увеличил подать на христиан.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010