В 1538-1540 гг. К. участвовал в войне Свящ. лиги против турок, в окт. 1541 г. пытался овладеть Алжиром, крупной тур. базой в Зап. Средиземноморье. В следующей Итальянской войне (1542-1544) Франция выступила в союзе с Османской империей. В 1543 г. тур. флот под командованием Хайр-ад-Дина Барбароссы, соединившись под Марселем с франц. кораблями, осадил имперский г. Ниццу. В Пьемонте после первоначальных успехов войска К. были разбиты французами в битве при Черезоле (11 апр. 1544). Несмотря на победы, союз с турками осложнил отношения франц. монарха с европ. христ. правителями. К. удалось подтвердить договор с англ. кор. Генрихом VIII. Вторжение англ. армии во Францию вынудило Франциска I вывести значительную часть войска из Пьемонта. Англичане высадились в Сев. Франции и захватили Булонь, а армия К., заняв Суасон, начала наступление на Париж. Однако разногласия с Генрихом VIII, антииспан. восстания в Генуе и Сиене, атаки тур. флота, а также ухудшение политической ситуации на герм. землях заставили К. пойти на переговоры с Франциском I. По заключенному в Крепи мирному договору (18 сент. 1544) император отказался от претензии на Бургундию, а франц. король - от претензии на Неаполитанское королевство, был подтвержден сюзеренитет Франциска I над Фландрией и Артуа. Кроме того, Франциск I обещал оказать императору помощь в борьбе с турками, а согласно секретному приложению, должен был способствовать созыву вселенского Собора и искоренению протестантизма, в т. ч., при необходимости, с применением силы. Примирение имп. Карла V и франц. кор. Франциска I папой Римским Павлом III. 1687 г. Худож. С. Риччи (Городской музей, Пьяченца) Примирение имп. Карла V и франц. кор. Франциска I папой Римским Павлом III. 1687 г. Худож. С. Риччи (Городской музей, Пьяченца) После смерти Франциска I в 1547 г. на французский престол взошел его сын Генрих II, который продолжил антигабсбургскую политику отца. Ему удалось в 1548 г. присоединить к Франции маркизат Салуццо в Пьемонте и сблизиться с папой Римским Павлом III, недовольным позицией императора на Тридентском Соборе.

http://pravenc.ru/text/1681065.html

С согласия католической церкви английские короли именовались также «Повелителями Ирландии». В 1541 г. после того, как Генрих VIII был отлучен от церкви, он добился от ирландского парламента титула «Король Ирландии»]. В 1542 году он приказал Фаберу, Леже и Бобадилле сопровождать легата Мороне в Германию. В 1546 году он уполномочил Ленеца и Сальмерона выступить в качестве папских теологов на Тридентском соборе. Вот все, по крайней мере, важные поручения, данные ордену папой по собственной его инициативе. Следовательно, в эти годы орден лишь временами действовал как «дружина папы». Но он выполнял возложенные на него поручения так быстро и искусно, что уже при Павле III успел пустить глубокие корни во всех избранных им самим областях деятельности и приобрести доверие курии. В 1544 году, когда орден праздновал десятую годовщину своего основания, он являлся еще преимущественно обществом священников для внутренней миссии. Но в течение десятилетия 1544–1554 годов произошло изменение его программы, благодаря чему общество иезуитов окончательно превратилось в «дружину папы». Деятельность ордена в 1554 году Чтобы хорошо понять этот факт, мы должны представлять себе положение и деятельность ордена в 1554 году. К концу 1544 года в Европе насчитывалось лишь девять иезуитских поселений: по два – в Италии, Испании и Португалии, по одному – во Франции, Германии и Нидерландах. К концу 1554 года орден имел уже восемь провинций. Первая, Индия, насчитывала двенадцать поселений, из них две – в Японии; вторая, Бразилия, – пять поселений; третья, Португалия, – пять поселений; четвертая, Кастилия, – девять поселений; пятая, Южная Испания, – пять поселений; шестая, Арагон, – четыре поселения; седьмая, Италия без Рима, – одиннадцать поселений; восьмая, Сицилия, – три поселения. Кроме того, в непосредственном ведении генерала находились три орденских дома в Риме, коллегии в Тиволи и Вене, поселение в Турне, союзы иезуитских студентов в Лувене, Кёльне и Париже. Таким образом, территория ордена простиралась уже тогда от Японских островов до бразильского побережья.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/iezu...

«Духовный дневник» Кано был знаком с самим Игнатием и с текстом Духовных упражнений — его собственный экземпляр содержит в себе пометки, — но не читал работу Игнатия, известную нам как Духовный А если бы прочитал — смягчила бы она его мнение об авторе или укрепила в худших подозрениях? Общество Иисуса получило одобрение от Папы Павла III в 1540 году. На следующий год Игнатия избрали Генеральным настоятелем. Очень скоро он оказался единственным ответственным за составление Устава нового ордена. Но с 1541 по 1544 годы из-за прочих своих обязанностей он находил мало времени и сил для этой Зато в 1544 году начался период укрепления Общества, и груз управленческих забот уменьшился. Игнатий задумался на тему бедности: какой способ бедной жизни лучше всего подходит Обществу? Главный вопрос: следует ли допускать фиксированный доход в пользу ризниц церквей при домах иезуитов, давших четвертый обет — послушание Папе? Поначалу он согласился с решением, принятым первыми членами Общества в 1541 году, дозволять такого рода доходы. Теперь, поразмыслив, он склонялся в противоположную сторону. Так начался процесс распознавания, продлившийся со 2 февраля по 12 марта 1544 Протокол распознавания Дневник — просто две тетрадки — был удачно назван «протоколом Точнее, это определение подходит для первой тетради, где Игнатий зафиксировал свой молитвенный опыт за тот период распознавания. Чтобы понять содержание текста, необходимо получить некоторое представление о Духовных упражнениях, а особенно о Результат, которого искал Игнатий, не пришел к нему в виде самоудостоверяющего озарения (опыт «первого времени для хорошего и здравого выбора», ср. ДУ 175). Понимая, что надо искать другой подход, Игнатий составил отдельный документ, где перечислил все аргументы «за» и «против» рассматриваемого предложения, как он их видел. Эти записи он держал при себе во время молитвы. В этом случае он использовал «первый способ совершить здравый и хороший выбор» в «третье время» (ср. ДУ 177-183). Однако, сколько бы он ни применял свои мыслительные способности, они тоже не дали удовлетворительного результата.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КОКС [англ. Cox] Ричард (ок. 1500, Уаддон, совр. графство Бакингемшир, Англия - 22.07.1581, Или, совр. графство Кембриджшир, там же), англ. церковный деятель, еп. Или. Начальное образование получил в бенедиктинском приорате Снелшалл, расположенном неподалеку от Уаддона, затем учился в Итонском колледже. В 1519 г. поступил в Кингс-колледж Кембриджского ун-та, где в 1523 или 1524 г. получил степень бакалавра искусств. В 1525 г. лорд-канцлер кард. Томас Уолси пригласил его присоединиться к недавно созданному в Оксфорде Кардинал-колледжу (с 1546 - Крайст-Черч-колледж). В отличие от др. кембриджских богословов (в т. ч. Т. Кранмера ) К. принял предложение в дек. 1525 г. В 1526 г. получил степень магистра искусств. Он покинул Оксфорд в 1528 г., возможно из-за своих лютеран. взглядов. В том же году К. возглавил Итонский колледж, к-рым руководил до 1534 г. В 1535 г. получил в Кембридже степень бакалавра богословия, а в 1537 г.- д-ра богословия. К. активно участвовал в церковной жизни Англии после разрыва с Римом в 1-й пол. 30-х гг. XVI в. По протекции архиеп. Кентерберийского Т. Кранмера он стал капелланом короля, самого Кранмера и Томаса Гудрича, еп. Или. В 1537 г. К. был в числе подписавших т. н. Книгу епископов, а в 1540 г. вошел в комиссию по составлению «Королевской книги». Ответы К. на вопросы о таинствах и о власти в Церкви показывают, с одной стороны, его склонность к лютеранству, а с другой - желание следовать «королевскому учению» (в это время Генрих VIII во мн. вопросах вернулся к католич. доктрине). В том же году К. вошел в комиссию, принявшую решение об аннулировании брака короля с Анной Клевской, и был назначен архидиаконом Или (в 1544 получил 1-ю пребенду собора г. Или). В нач. 40-х гг. XVI в. К. был наиболее вероятным кандидатом на епископскую кафедру Саутуэлла, которую предполагал создать король, но она так и не была учреждена. В 1542 г. К. входил в комиссию, назначенную конвокацией для офиц. перевода Библии (К. должен был работать над ВЗ), однако этот проект не был реализован. В 1543-1544 гг. К. было поручено расследование «заговора пребендариев», участники которого пытались обвинить Кранмера в ереси и добиться его отстранения от должности. После успешного завершения этого дела архиепископ Кентерберийский назначил К. своим канцлером. В 1544 г. К. стал ректором приходской церкви в Харроу в Мидлсексе (ныне в черте Б. Лондона) и деканом собора в Озни. В 1546-1547 гг. оба этих владения были переданы оксфордскому Крайст-Черч-колледжу, президентом которого в 1546-1553 гг. также был К. (патронат над Харроу в 1547 перешел Э. Норту).

http://pravenc.ru/text/Кокс.html

Господа считали себя даже вправе отчуждать животы своих крестьян по договору с третьими лицами: в 1640 г. вольный человек, женясь на вскормленнице крестьянина, порядился в крестьяне к его владельцу по кабальному праву до смерти господина с условием, отжив урочные годы во дворе «тестя своего», взять у него или у его сына половину живота и с женой «отойти прочь на волю», к прямому ущербу и крестьянского двора, и крестьянского общества. Очевидно, крестьянские животы – имущество, в котором различались фактическое владение и право собственности: первое принадлежало крепостному крестьянину, второе – землевладельцу. Это – нечто похожее на рабский пекулий римского права или на отарицу древнейшего права русского; владельческий крестьянин эпохи Уложения по имущественному своему состоянию возвращался в положение своего социального предка, ролейного закупа Русской Правды. Такие животы, или собины, как они еще назывались в XVII в., бывали и у холопов, которые по ним могли вступать в имущественные сделки даже со своими господами: в одной служилой кабале 1596 г. холоп, обязуясь служить господину «по его живот», обязывает и господина после своего живота отпустить его на волю с тем, что он, холоп, «у него живота наживет». Холоп по закону не имел права собственности и мог возложить на своего господина такое обязательство только в расчете на его нравственную порядочность. Очевидно, и Уложение смотрело на животы крепостных крестьян так, как на холопьи: только при таком взгляде оно могло постановить долги дворян и детей боярских в случае их несостоятельности править в их поместьях и вотчинах на их людях, т. е. холопах, и на крестьянах (гл. X). Этим объясняется возможность упоминаемых в Уложении «кабальных долгов» у крепостных крестьян: такой крестьянин мог по своим животам входить в обязательства, и на них могли быть обращаемы взыскания, как и на животы зад верных холопов. Заслуживает внимания, что крестьянский инвентарь является с характером холопьего живота в то самое время, когда в ссудную запись только что стало входить крепостное обязательство: уже в 1627 – 1628 гг.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

«Наши дети, внуки не будут в состоянии даже представить себе ту Россию, в которой мы когда-то (то есть вчера) жили, которую мы не ценили, не понимали, – всю эту мощь, сложность, богатство, счастье...». Может быть, до конца на этом свете и не сможем представить, но хотя бы отчасти. Поверьте, и от этого «отчасти» дух захватывает от восторга, и хочется стать лучше. Ведь это, оказывается, возможно… Здесь же очарование великой культуры, нашего подлинного богатства по праву рождения, веет со страниц романа. «Собина», «непоклонливы», «чуга», «оболочина» – что за неторопливые, величавые, красивые слова! Жизнь, проходящая в теремах, избах да поистине чистых полях; почти недоступное нашему сознанию действо пожоги – освобождения земли под пахоту. Помните выражение школьных учебников – подсечно-огневое земледелие? Вот его часть это и есть, когда в дыму, среди огня, ворочают тлеющие пни и ветви… Тяжелые, но благодатные работы, шумная свадьба, кони, сбруя, застольные песни, тишина монастырская – все здесь, такое непохожее на нашу жизнь, и – странное дело – неясно, глубинно как-то знакомое. Много размышляет Балашов о жизненных путях человека, воспитании детей, о судьбе России Много размышляет Балашов в своей книге и о жизненных путях человека, воспитании детей, о судьбе России, и размышления эти удивительно глубоки порой. Приведу несколько цитат. «Народ, единый в массе своей, неодолим. Или уж навалит вражьей силы тысячу на одного, да и тогда единый в себе народ найдет силы выстоять и устоять… Уважают, чтят ли дети отца и матерь своих? Дружно ли собираются родичи на помочь своему кровнику? Продолжают ли потомки дело отцов? Продолжают, помогают, держат – тогда жив народ и все сущее в нем. А с малого, с развала семьи, распадается и племя, породившее эту семью и людей этих…». «Великая истина, что богатство создается трудом, и что чем больше человек работает, тем он богаче, и наоборот, чем он больше имеет богатства, добра, собины, тем больше обязан работать, чтобы его сохранить, – великая это истина, верная, в глубинной сути своей, несмотря на все иллюзорные ее искажения, для всех времен и народов, почти недоступна уже нашему сознанию».

http://pravoslavie.ru/158438.html

После введения христианства, князья наделяли имениями и высшее духовенство, монастыри и церкви. 15 По замечанию историков, выделение земель в пользу князя, дружинников, церкви, началось однако не ранее XI века, и тогда уже образовались разные категории земель: общинные (черные, тягловые) и вотчинные, принадлежащие князю, боярам, служилым людям, церкви (владычные, монастырские), и даже, в виде мелких участков («собины»), простым людям (своеземцам). 16 Такое появление крупных вотчинников поселение на их землях крестьян на договорном праве или под оброком (ролейные закупы, наймиты, половники) нисколько не нарушало общинного строя жизни этих последних; они на общинных и на владельческих землях составляли свои общины. Русская общинная жизнь с упразднением прежней территориальной власти сосредоточилась в более мелких общинах, как городских, так и сельских, с их «выборными людьми» – сотскими и старостами во главе, которые ведали хозяйственно-административные и полицейские дела общин (натуральные и денежные повинности, оброки, кормы), а также присутствовали в качестве «судных мужей» на суде княжеских чиновников (наместников – в городах, или волостелей – в волостях) и защищали, по мере сил и возможности, дела общин пред правительственной властью и господином. 17 Гражданская свобода русского народа Обозревая общественное положение в удельно-княжеский период русского народа, в целой его совокупности, видим, что он с эпитетом свободный, вольный, и под общим наименованием «людей» (людие), «мужей», делился на классы или слои, и главное деление его: на «лучших» (вячших, старших), «средних» (житьих людей) и «меньших» (молодших) не обосновывалось на каких-либо привилегиях и сословно-исключительных правах этих лучших людей. Разница в правах меньших (черных людей, смердов) и лучших (бояр, княжих мужей) была не качественная, а количественная (экономическая), и преобладание последних основывалось на их внутренних достоинствах и на успешности выполнения ими личных обязанностей по отношению к отечеству, в смысле службы, управления и его защиты.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Papk...

Создание протографа Сибирской редакция «судного списка» Максима Грека с его подчеркнуто острыми обвинениями в адрес Исака Собаки 24 поэтому столь же маловероятно в первые годы правления Макария, когда он еще выдвигал и поддерживал Исака, как и в правление Иоасафа. Возникновение вражды между Макарием и Исаком следует отнести ко времени значительно позднее 21 февраля 1544 г., когда был хиротонисан  из чудовских архимандритов в епископы суздальские Иона Собина, после которого во главе Чудовского монастыря Макарий поставил Исака Собаку 25 . Таким образом, наиболее вероятное время создания протографа Сибирской редакции «судного списка» ограничивается, на наш взгляд, 1544–1548 годами, причем ближе к концу этого периода. Конечно, соображения, приведенные в предыдущем разделе, следует принимать отнюдь не как доказанный факт, а лишь как более или менее обоснованные предположения. Говоря о причинах, вызвавших создание во второй половине сороковых годов XVI в. на базе официальных документов о суде над Максимом Греком компилятивного «судного списка» соборов 1525 и 1531 гг., который Макарий объявил в ноябре 1548 г. подлинными протоколами соборов, можно выдвинуть две разные гипотезы. Наиболее простое объяснение состоит в признании непосредственной причинной связи между подготовкой осуждения Исака и созданием «судного списка», «обретение» которого в царской казне было затем организовано 2 ноября 1548 г. Нарочитость сообщения об этом «обретении» очевидна. То, что текст, «обретенный» 2 ноября 1548 г., не являлся «подлинным соборным списком», было хорошо известно Макарию – уже первые строки этого текста, постулирующие виновность Максима еще до рассказа о ходе соборного разбирательства, были далеки от официального формуляра «судного списка» 26 . К тому же о существовании документов собора 1531 г. было известно и раньше 27 , и в «обретении» их не было ничего неожиданного. Мнимая неожиданность эта была нужна лишь для оправдания внезапных репрессий по отношению к Исаку Собаке. Искусственность всего этого построения Макария, тесная связь между текстом «судного списка» и ситуацией в ноябре 1548 г. видны уже из того, что Исак был отстранен от руководства монастырем и от церковной службы еще до того, как Макарий направил бывшему митрополиту Иоасафу запрос о том, каковы были законные основания для поставления Исака при Иоасафе дьяконом, священником и архимандритом Симоновского монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Grek/su...

Таким образом, ислам энергично отверг всякую солидарность с христианством, османы, оставшиеся верными Корану, не признали возможным снизойти до христиан, уравнять их и объединить с собою. Движение, зародившееся на горе Стиларии, которое при благоприятном исходе могло повести к устройству османского государства на началах более гуманных и более сообразных с духом европейской цивилизации, чем те, на которых оно основано в настоящее время, –  не принесло пользы, было подавлено в зародыше и исчезло бесследно.                     1 Сербский господарь, Юрий Бранкович, выстроивший незадолго пред тем Семендру (Smedrovum). 4 Saad-Eddin-Effendi, traduit par Garcin de Tassy, напеч. В прил. к 38 т. сборника Buchon, collection des Chroniues nationales francaises, p.339, 343. 5 Phrantzes, lib. III, c.271–272, 279. Historia captae a Turca Constantinopolis, descripta a Leonardo Chiensi, ed. Rothing. 1544 (без пагинации). 11 Chalcocondylas, I. II, p. 99, ed. Bonn. Joannis Anagnostae de extremo Thessalonicensi excidio narration, p. 510, ed. Bonn. Historia captae a Turca Constantinopolis, descripta a Leonardo Chiensi, ed.1514. 15 Scanderbeg, warhafteigentliche und kurze Beschreibung, von Marino Barletio Stodrensi in Latein beschrieben, durch Ponicianum verteutacht. Franckfurt am Main, 1577, p.22. 16 Донесение авиньонскому кардиналу, посланное тремя лицами, из которых один, флорент. купец Жак Тетарде, был очевидцем взятия Константинополя, напеч. у Buchon. Coll. Des Chron.nat.fr., t. 38. P. 326. < 516, 524, ed Bonn. Христ. Чтен. 3–4, 1878. > 21 Historia captae a Turca Constantinopolis, descripta a Leonardo Chiensi, ed. Rothing. 1544. Сравни Phrantzes, I. III, c. Viii, p. 289, ed. Bonn. 35 Таковы константинопольцы перешедшие к Баязету под давлением голода. Chalcocondylas, I.II , p. 83, ed. Bonn. 36 Донесение Лоредано, напеч. у Laugier, Histoire de Republique de Venise, Paris, 1760, t. V, p.435. Читать далее Источник: Скабаланович Н.А. Религиозный характер борьбы османских турок с грекославянским миром//Христианское чтение. 1878. 3-4. С. 445-480.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Skabal...

в связи с разразившейся в Дании междоусобной войной 1534-1536 гг. (т. н. Графская распря), в которой приняли участие сторонники его реставрации, режим содержания был ужесточен. Завершение войны не принесло изменений в положение К., т. к. зять К. Фридрих II Пфальцский (1482-1556, курфюрст с 1544) заявил претензию на дат. престол от его имени. Ситуация изменилась после заключения Шпайерского мира 1544 г., по которому Габсбурги отказались от притязаний на корону Дании и Норвегии. В 1546 г. новый кор. Дании Кристиан III и гольштейнский герц. Адольф прибыли в Сённерборг и договорились о том, что К. сможет жить в замке Калуннборге, охотиться и ловить рыбу, но он должен отказаться от всех своих прав на престол. Поскольку дочери К. не отказались от своих претензий на дат. трон, договор не был реализован и К. остался в заключении. В 1549 г. Кристиан III позволил перевезти узника в замок Калуннборг. В 1550 г. ему было разрешено передвигаться в окрестностях замка, а в 1554 г. выходить на охоту. Последние годы жизни К. провел в чтении духовной литературы, молитвах и размышлениях; он был похоронен в г. Оденсе. Ист.: Samling af gamle danske love/Udg. af J. L. A. Kolderup-Rosenvinge. K ø benhavn, 1821-1846. 5 bd. ; Samling af danske Kongers Haandfaestninger og andre lignende Acter. K ø benhavn, 1856, 1974 r ; Bondek æ r eller tyran?: Tekster til Christian II " s regime, politik og persolighed/Ved M. Venge. Odense, 1975; Den Danske Rigslovgivning, 1513-1523/Udg. af A. Andersen. K ø benhavn, 1991. Лит.: Paludan-M ü ller C. De f ø rste Konger af den oldenborgske Sl æ gt. K ø benhavn, 1874; Pasternak J. Omkring Christiern II " s landlov: En kildekritisk unders ø gelse//Scandia. Stokholm, 1964. Bd. 30. S. 191-216; Skyum-Nielsen N. Blodbadet i Stockholm og dets juridiske maskering. K ø benhavn, 1964; Sass E. K. Studier i Christiern II " s ikonografi. K ø benhavn, 1970; Venge M. Christian 2.s fald: Spillet om magten i Danmark januar - februar 1523. Odense, 1972; idem. «N å r vinden f ø jer sig...»: Spillet om magten i Danmark marts - december 1523. Odense, 1977; idem. Hans og Christian II, 1481-1523//Danmarks historie Tiden 1340-1648/Red. A. E. Christensen. Hbd. 1: 1340 -1559. K ø benhavn, 1989. S. 210-268; Возгрин В. Е. Генезис датского абсолютизма //Политические структуры эпохи феодализма в Зап. Европе VI-XVII вв. Л., 1990. С. 132-176; Lausten M. S. Christian 2. den anden mellem paven og Luther: Tro og politik omkring «den r ø de konge» i eksilet og i fangenskabet (1523-1559). K ø benhavn, 1995; Сванидзе А. А. Эпоха межскандинавских уний (1340-1523) //История Дании с древнейших времен до начала ХХ века/Отв. ред. О. В. Чернышева. М., 1996. С. 122-168; Щеглов А. Д. Институты власти в Дании в 1000-1660 гг.//Властные институты и должности в Европе в Средние века и раннее Новое время/Отв. ред. Т. П. Гусарова. М., 2011. С. 514-535.

http://pravenc.ru/text/2461997.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010