Можайская страница биографии Святителя Макария может быть дополнена рядом косвенных данных. Как настоятель обители, архимандрит Макарий, несомненно, совершал монашеские подвиги в Лужецком монастыре. И хотя число и имена постриженников нам неизвестны, — примечателен тот факт, что уже став Митрополитом, он приближает к себе некоторых иноков из Можайска. Вероятно, это и были его постриженники, а произойти это могло вскоре после митрополичьего посещения Лужецкой обители в 1544 году 31 . Настоятель Можайского Лужецкого монастыря в 1551 году архимандрит Кассиан в последующее время около десяти лет был казначеем у Митрополита Макария. Он скончался незадолго до Святителя, 28 апреля 1563 года, и был погребен в Лужецкой обители 32 . Другим митрополичьим казначеем был лужецкий старец инок Иосия 33 . В Лужецком монастыре был погребен и келейник Святителя, старец Силуан 34 . Таким образом, в XVI веке здесь сохранилась монашеская традиция, восходящая на Руси к Киево-Печерскому монастырю, по которой постриженник обители, несший послушание вне ее стен, погребался в ней после своей кончины. Наиболее известным постриженником лу­жецкого архимандрита Макария был инок Гурий, ставший в 1544 году настоятелем обители 35 . Впоследствии он некоторое время был настоятелем Троице-Сергиева монастыря (1552–1554) 36 , а затем святительствовал на Рязанской кафедре (1554–1562) 37 . Лужецких постриженников в окружении Митрополита Макария было, несомненно, больше. Будучи казначеями, писцами, ключниками и др., они разделяли вместе с Митрополитом Макарием его повседневные труды. Учитывая древнюю монаше­скую традицию, по которой настоятель обители являлся также духовником братии, можно предположить, что святитель Макарий нес подвиг духовничества для своих постриженников, будучи уже в сане Митрополита. Его постриженники явились связующим звеном между Святителем и Можайским Лужецким монастырем. Краткий период настоятельства архимандрита Макария в Можайске совпал с рядом знаменательных исторических событий того времени. В 1525 году в Москве был осужден на Соборе и сослан в Иосифо-Волоцкий монастырь преподобный Максим Грек, а его келейник Афанасий был заточен в Пафнутиево-Бо­ров­ский монастырь 38 . В это же время великий князь Московский Василий III развелся с Соломонией Сабуровой и вступил во второй брак с Еленой Глинской 39 .

http://pravmir.ru/mozhayskiy-period-vser...

В 1535 году Новгородский архиепископ был в Москве «о соборном богомолии и о духовных и о земских делах» 9 – замечает летопись о причине его вызова Митрополитом Даниилом. Некоторые подробности об этой поездке находим в житии преподобного Иосифа Волоцкого . 10 Владыку сопровождал в Москву, в частности, иеромонах Исаия из церкви Рождества Христова на владычнем дворе, «всегда ненавидя и злословя монастырь Иосифов». В дороге он сильно заболел. В Москве ему в видении явились Богоматерь с преподобным Иосифом Волоколамским, о чем он рассказывал владычному архидиакону. Тот «же скоро-скоро тече к архиепископу и поведа ему вся поряду. Архиепископ же повеле его вести в монастырь (преподобного Иосифа.– а. М.). Он же игумену покаявся, исповедах и пребысть в монастыре две недели благодаря Бога, с миром успе». 11 Игуменом монастыря в то время был Нифонт Кормилицын (1522–1543). 12 Уже став Московским Митрополитом (1542–1563), святитель Макарий благословляет написание жития преподобного Иосифа. Его автором был один из рукоположенных им епископов – владыка Крутицкий Савва (1544–1554). Житие было написано около 1546 года и вошло в состав Великих Макарьевских Четьих Миней. 13 Позднее, на Соборе против еретиков М. Башкина и других, его участники во главе с Митрополитом Макарием назвали «Просветитель», труд преподобного Иосифа, «светилом Православия». 14 Его читал святитель Макарий, как об этом свидетельствует запись в одном из списков «Просветителя», принадлежавшем Нифонту Кормилицыну, с 1554 года бывшим епископом Сарским и Подонским. 15 Святитель Макарий с особым уважением относился к постриженикам Иосифова монастыря, нередко поставляя их на епископские кафедры. Такими среди иерархов-ставленников Митрополита Макария были: Новгородский архиепископ Феодосий (1542–1551), епископ Крутицкий Савва (Черный, 1544–1554), епископ Суздальский Трифон (Ступишин, 1549–1551), епископ Крутицкий Нифонт (Кормилицын, 1554–1558), первый Казанский святитель, архиепископ Гурий (Руготин, 1555–1563). 16 Давал святитель Макарий в Волоколамскую обитель вклады на молитвенную память.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Досифей (Забелла), епископ рукоположен с 23.01.1508 02.02.1544 Савва (Чёрный), епископ рукоположен с 24.02.1544 февраль 1554 Нифонт (Кормилицын), епископ рукоположен с 11.03.1554 1558 (1561) Матфей, епископ рукоположен с января 1559 по 1564 неизвестно Галактион епископ рукоположен с 08.04.1565 30.08.1568 (1569) Герман, епископ управлял с 1568 по 1572 неизвестно Тарасий, епископ управлял с 1572 по 1579 неизвестно Феодорит, епископ упоминается 15.01.1580 неизвестно Симеон, епископ рукоположен 22.09.1582 Варлаам, епископ упоминается с января 1583 по сентябрь 1586 заточён; неизвестно Геласий, епископ рукоположен с ноября 1586 митрополит с мая 1589 26.09.1601 Пафнутий, митрополит рукоположен Павел, митрополит упоминается в 1612, 1613 неизвестно Иона (Архангельский) митрополит рукоположен с начала 1613 по 1620 запрещён в священно-служении; 29.03.1627 Исайя, митрополит упоминается после 1612 неизвестно Киприан (Старорусенков), митрополит бывший архиепископ Сибирский и Тобольский с 12.12.1624 по 20.10.1626 митрополит Новгородский Павел, митрополит бывший архиеп, Псковский и Изборский с 31.12.1626 Серапион, митрополит, свт. рукоположен с 01.01.1637 по 1651 на покое; 02.05.1653 Сильвестр, митрополит рукоположен с 10.07.1653 20.08.1654 Питирим, митрополит рукоположен с начала 1655 по 6.08.1664 (с 10.07.1658 по 05.08.1664 местоблюститель патриаршего престола) митрополит Новгородский и Великолуцкий Павел, митрополит рукоположен с 22.08.1664 9.09.1675 Варсонофий (Чертков-Еропкин), митрополит рукоположен бывший архиепископ Смоленский и Дорогобужский с 1676 по 06.09.1681 митрополит Тверской и Кашинский Варсонофий (Чертков-Еропкин), митрополит бывший митрополит Тверской и Кашинский (повторно) с декабря 1681 18.05.1688 Евфимий (Рылков) митрополит рукоположен с 12.08.1688 по 14.04.1695 митрополит Новгородский и Великолуцкий Тихон (Воинов), митрополит рукоположен с 21.04.1695 по 25.03.1699 митрополит Казанский и Свияжский Трифилий (Инихов), митрополит бывший митр Нижегородский и Алатырский

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Савва, епископ (с 1544 по 1554 г.) Сарский и Подонский, по прозванию Черный, постриженник Иосифа Волоколамского монастыря, хиротонисан 24 февраля 1544 года из архимандритов Московского Симонова монастыря. 90 Никаких других сведений об этом епископе мы не имеем. 91 Киприан, епископ Пермский и Вологодский, хиротонисан 30 января 1547 года из игуменов Московского Богоявленского монастыря. 92 От Киприана сохранилась подлинная жалованная грамота, собственноручно им подписанная, от 1 октября 1547 года. Эта грамота дана Кирилло-Белозерского монастыря игумену Афанасию с братией, по следующему случаю: монастырь Белозерский на свое иждивение построил церковь св. Георгия на Усове. Киприан освобождает причт этой церкви от епископских и десятильных пошлин и десятильничья суда (А. А. Э. т. 1, 214). Эта грамота подтверждена тем же Киприаном, спустя 10 лет, по случаю перемены игумена. Основываясь на таком внимании Киприана к Белозерскому монастырю, г. Лебедев предполагает, что Киприан принадлежал к партии «заволжских старцев», подобно епископу Кассиану Рязанскому. 93 Но имея в виду упомянутую выше ссору этих двух епископов, можно думать, что согласия и единомыслия между ними не было. Таковы были представители высшей русской иерархии, собравшиеся 23 февраля 1551 года в Москве, в царских палатах, для рассуждения о многоразличных церковных чинах и исправлениях. Характер председателя собора – митрополита Макария – должен был давать широкий простор для деятельности на соборе других его членов. Однако нельзя с точностью сказать, насколько каждый из них принимал участие в обсуждении вопросов, предлагавшихся собору, и какие с своей стороны предлагать мероприятия. Можно только догадываться, что наибольшая роль на соборе принадлежала, после м. Макария, архиепископу Феодосию и епископу Кассиану. Г. Лебедев, на основании целого ряда более или менее верных предположений и соображений заключает, какие именно вопросы и ответы на Стоглавом соборе можно приписать тому или другому из его членов. Об исследованиях г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Преподобный представлен стоящим, с крестообразно сложенными на груди руками, между архангелами Михаилом и Гавриилом, к-рые держат его за плечи и как будто возносят невесомое тело на небо. Лик святого монаха удлиненный, имеет крупные правильные черты, гуменцо на голове более обширное, нежели на портрете в составе Деисуса, волосы разделены на прямой пробор, седая острая борода средней длины с 2 соединяющимися внизу прядями. На Н. З. схима и аналав - предметы одеяния монаха великого «ангельского» образа, что позволило мастеру ввести в «портрет» святого уникальную деталь: крылья архангелов помещены за спиной преподобного, что уподобляет его самого ангелам. С этими редкими прижизненными примерами ктиторского «портрета» созвучно изображение «смиренного монаха» у входа в наос, которое было создано в 1503 г. при поновлении живописного убранства церкви. Возможно, оно повторяло древний образ ( Сарабьянов. 2005. С. 325; Папагеоргиу. 1999. С. 24-25). Прп. Неофит Затворник. Фрагмент царских врат. 1544 г. (Музей мон-ря прп. Неофита) Прп. Неофит Затворник. Фрагмент царских врат. 1544 г. (Музей мон-ря прп. Неофита) Наиболее ранним примером иконографии Н. З. в иконописи является большая ростовая икона на золоте, известная как дар мон. Неофита (кон. XV в. или, скорее всего, ок. 1503) из Музея мон-ря прп. Неофита Затворника. Коренастая фигура святого с широкими плечами плотно вписана в поле ковчега. На преподобном обычное монашеское одеяние: красно-коричневая ряса, темно-коричневая мантия, на плечах куколь, в правой руке - золотой крест (его редкая 14-конечная разновидность, образованная за счет исполнения окончания каждой из 4 ветвей в виде 3-частного завершения), в левой - длинный развернутый вниз свиток с текстом Духовного завещания (Устава); столь же подробный греческий текст начертан на поземе. Лик Н. З. с индивидуальными особенностями, восходящими к прижизненным изображениям, густые кудрявые внизу волосы и узкая на конце раздвоенная борода с проседью. К этому же изводу принадлежит поясной образ святого ок.

http://pravenc.ru/text/2565024.html

Несмотря на это, Римско-католическая Церковь в Германии неудержимо шла к упадку. Все новые и новые правители, светские и духовные, вступали на путь реформы. Протестантизм все более и более упрочивал свои позиции. С одной стороны, права, данные Нюрнбергским миром, продолжали действовать, с другой — Шмалькальденский союз превратился в могущественную протестантскую организацию. В первой половине сороковых годов протестанты постоянно шли от победы к победе. Они даже нашли возможным в 1542 г. выгнать из страны старого противника протестантизма Генриха Брауншвейгского и распространить свое влияние на города Гослар и Брауншвейг. Император Карл V из-за своего тяжелого политического положения вынужден был считаться с таким победоносным распространением протестантизма в его империи. Он придерживался внутри империи миролюбивой политики, а на сейме в Шпейере в 1544 г. предоставил протестантам такие широкие гарантии, что вызвал даже резкое осуждение своей уступчивости папой Павлом III. Однако именно с этого года император начинает готовиться к решительной войне с протестантизмом. В это время он победоносно закончил четвертую войну с Францией, заключил с ней умеренный мир, но поставил непременным его условием совместную борьбу с вероотступниками. Таким образом, успокаивая в Германии подозрения протестантов обещанием общих реформ если не на Соборе, то непременно на национальном сейме, за что протестанты помогли ему против Франции, он во Франции обеспечил себе союзника против немецких еретиков. Уже в 1544 г. война с Шмалькальденским союзом была для императора вопросом решенным, и только начало ее было вопросом времени. 1545 г. прошел в бесплодных попытках прийти к полюбовному примирению. Несогласия обеих сторон усилились, однако не до того, что война стала неизбежной. Кроме многих опасных признаков и тревожных случаев, знаменательно было и то, что на новом сейме в Вормсе в мае 1545 г. больше не было и речи об исполнении шпейерских обещаний. Между тем 18 февраля 1546 г. умер Лютер. 20 июля 1546 г. в виде объявления войны император Карл V послал в Германию декрет, которым объявлялась опала немецким протестантским князьям. Одновременно из Италии и Нидерландов двинулись войска императора. Весной 1547 г. император одержал полную победу над Шмалькальденским союзом.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

Горицы. Воскресенский Горицкий монастырь. Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:1544. Адрес: Вологодская область, Кирилловский район, село Горицы, Воскресенский Горицкий монастырь Координаты: 59.864112, 38.257694 Проезд: 1. Из Санкт-Петербурга поездом ехать до города Череповца. Оттуда автобусом до города Кириллова (автовокзал с ж/д вокзалом на одной площади), на автобусе 2 часа (100 км). Если ехать машиной, то есть два пути: 1) на Череповец - Кириллов через Новую Ладогу, или 2) на Вытегру - Кириллов через Лодейное ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда 1. Из Санкт-Петербурга поездом ехать до города Череповца. Оттуда автобусом до города Кириллова (автовокзал с ж/д вокзалом на одной площади), на автобусе 2 часа (100 км). Если ехать машиной, то есть два пути: 1) на Череповец - Кириллов через Новую Ладогу, или 2) на Вытегру - Кириллов через Лодейное поле (последний вариант более короткий, но дорога не на всем протяжении хороша). 2. Из Москвы с Ярославского вокзала поездом до Вологды, а оттуда в город Кириллов идут автобусы, на автобусе 2,5 часа (125 км). Если ехать машиной, то есть два пути: 1) на Ярославль-Грязовец-Вологду-Кириллов, или 2) на Ярославль-Пошехонье-Череповец-Кириллов. 3. Из Кириллова в село Горицы ходят три автобуса 7:20, 11:55 (будни), 17:15. В воскресенье 7:20 и 17:00 4. Кроме этого с автостанции ходят такси. Расстояние до Гориц – 7 км. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Воскресенский Горицкий монастырь находится в селении Горицы, всего в нескольких километрах от города Кириллова, на левом берегу Шексны. Основан в 1544 году княгиней Евфросинией Андреевной Старицкой, вдовой удельного князя Андрея Ивановича Старицкого, родного дяди царя Иоанна IV Грозного. Для нового монастыря княгиня выбрала место в 7 верстах от процветавшего и любимого ею Кирилло-Белозерского монастыря, на высоком берегу реки, где в то время уже существовала деревянная Воскресенская церковь. В том же году старая деревянная церковь была заменена каменной.

http://sobory.ru/article/?object=04074

5) Ярославский музей-заповедник, 15326 (л. 453 об. – 458) – конца 20-х – начала 30-х годов XVI в. Филиграни: Узкая тиара – Брике, 4968 (1525–1528 гг.); Голова быка под крестом – знак рукописи ГИМ, собр. П. И. Щукина, 99 (1536 г.); Голова быка под 5-лепестковым цветком – Брике, 14734 (1509–1528 гг.); Голова быка под крестом, обвитым змеей ­­ Лауцявичюс, 1471 (1532 г.). Заголовок: «Месяца декабрия в 21 день. Преставление святого Петра митрополита Киевьскаго и всея Руси». Среди участников Переяславского собора указан князь Дмитрий. Дата кончины Петра: «месяца декабрия в 24 (ошибочно вместо «20 день“), на память святого Игнатия Богоносца ». 6) РНБ, собр. М. П. Погодина, 947 (л. 654 об. – 657), в составе Пролога – второй четверти XVI в. (филигрань: Розетка). Заголовок: «Месяца декабря 20 день. Преставление святого святителя Петра митрополита всея Руси». Об участниках Переяславского собора сказано: «И тогда великому князю Михаилу в Орде бывшю, приехавшу сыну его князю Дмитрею и брату его Александру князю». Статус князя Ивана Калиты повышен до «великого» и добавлено отчество «Данильевичь» – как в списке Больш., 430. 7) Институт истории, философии и филологии Сибирского отделения РАН, 11 90 (листы не перенумерованы, текст начинается на обороте пятого листа 12-й тетради и кончается на обороте четвертого листа 13-й тетради) – 40-е годы XVI в. Филигрань: Литера Р под цветком – Брике, 8712 (1544 г.). Заголовок: «Месяца декабря 21 день. Преставися пресвященый митрополит Киевьский всея Руси в лето 861, пас церковь Божию лет 18 и 6 месяць, положен бысть во граде Москве». Если не считать ошибки в дате, то в остальном заголовок заимствован из древнейших списков Церковного устава Иерусалимской редакции. К одной группе с Сибирским списком принадлежат Троиц., 786 и Егор., 927, но в них год кончины Петра читается правильно («в лето 6834»). 8) РГБ, ф. 304 I, 786 (л. 299 об. – 305 об.) – 50-е годы XVI в. (до 1559 г.). Филиграни: Кувшин с одной ручкой под розеткой, на тулове буквы ID – Брике, 12746 (1556 г.); Гербовый щит с 3 лилиями под короной, под щитом литеры IP – Брике, 1050 (1530–1545 гг.); Перчатка под короной – Брике, 11391 (1535–1544 гг.). На л. 96 имеется запись, помеченная 7067 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

короля. Атауальпа бросил Библию на землю. Началось сражение, в результате к-рого Сапа Инка был пленен. Несмотря на то что испанцы получили за него огромный выкуп, Атауальпа остался в заложниках у испанцев и в июле 1533 г. был казнен. По преданию, перед смертью он принял крещение, с тем чтобы избежать сожжения. Новым правителем, назначенным Писарро, стал сын Уайны Капака - Тупак Уальпа, неожиданно умерший от болезни в окт. 1533 г. Следующим Верховным инкой испанцы провозгласили еще одного сына Уайны Капака - Манко Инку Юпанки (1515 - ок. 1544). 14 нояб. 1533 г. испанцы вошли в г. Куско в качестве союзников Манко Инки и посланников верховного бога Виракочи, призванных помочь законной династии утвердиться у власти. Т. к. среди прибывших были священники, уже на следующий день в городе была отслужена 1-я месса. В марте 1534 г. Куско стал офиц. столицей Нов. Кастилии, включившей территорию Тауантинсуйу. При объявлении Куско испан. городом присутствовали доминиканцы, францисканцы и мерседарии. В 1535 г. испанцы основали г. Лима. В том же году Манко Инка был арестован по обвинению в подготовке антииспан. восстания и провел под стражей более полугода. Ему удалось покинуть Куско, и в апр. 1536 г., собрав войско, он осадил столицу. Длившаяся 10 месяцев осада не дала желаемых результатов, и войско индейцев отошло в горный регион Вилькабамба, где Манко Инка основал т. н. Новоинкское царство (с центром в одноименном г. Вилькабамбе) и продолжил вооруженную борьбу с испанцами. После его убийства в 1544/45 г. в Новоинкском царстве правили Сайри Тупак (до 1561), Титу Куси Юпанки (1561-1570) и Тупак Амару (1570-1572). В июне 1572 г. испанцы взяли Вилькабамбу, а в сент. того же года поймали и казнили Тупака Амару. После этого инки прекратили организованное вооруженное сопротивление испанцам. Церковь Общества Иисуса в Куско. 1668 г. Фото: Л. К. Масиель Санчес Церковь Общества Иисуса в Куско. 1668 г. Фото: Л. К. Масиель Санчес В 1536 г. папа Павел III учредил еп-ство Куско, к-рое вошло в юрисдикцию архиеп-ства Севилья (Испания).

http://pravenc.ru/text/2580058.html

указанн. ркп. л. 48 fin. Но так как Ферапонт скончался не в Белозерском монастыре, а в Можайском Лужецком, то вероятно, что было дозволено праздновать его память и в сем последнем монастыре. 1388 Того самого сборника, прежний 134, теперешний – 362, из которого Карамзин выписал указ собора 1547-го года и о котором выше, – л. 222 об. 1389 Служба царевичу Петру написана в 1549-м году, см. у Ключевск. стр, 40, чт должно понимать, как приуготовление канонизации. 1391 Перед 1551-м годом инок Протасий, бывший в этом последнем году игуменом Чухломского Аврамиева монастыря, написал житие преп. Аврамия, быв подвигнут к сему чудесами, совершавшимися у гроба преподобного, – см, у Ключевск. стр. 276. А это еще более делает вероятным, что в нашей записи должно разуметь установление празднования преп. Аврамию. 1398 Т.е. при церкви Св. Духа, у которой в 1544-м году положены были мощи Иакова, после 1544-го года устроился монастырь. 1400 См. житие Ефросинии, написанное монахом Григорием, в Лаврск. ркп. 664, л. 444, также у Строева в Библилог. Словаре 4 стр. 71. 1402 См. Бычкова Описание сборников Публичной Библиотеки, стр. 99. – Монахи Иосифова монастыря своим соборным определением от 30-го Мая 1589-го постановили праздновать у себя Иосифу три раза в году, – ibid. 1404 Карамз. IX, прим. 612, Ключевое, стр. 301. В уставе Московского Успенского собора первой половины XVII века замечается о служба Антонию: «слог худ, ему пети лучше по общей минеи», – Русск. Историч. Библиотеки, издаваемой Археогр. Комиссией, т. III, col. 39 fin. 1415 См. Каталог рукописей Ундольского, 300. Что не было еще установлено празднования при Грозном, который восстановил Данилов монастырь, см. Степенн. кн. I, 383 (петы были панихиды по князе, а не служба ему). 1417 Царь Иван Васильевич Шуйский решил перенести мощи царевича из Углича в Москву с тою целью «да уста лжущая заградит и очи неверующии ослепить глаголющим, яко живый избеже (царевич) ото убийственных дланей», – Рукопись Филарета. В Москве, в Архангельском соборе, «положено бысть (тело царевича) в пределе Ивана Предотечи, идеже отец его и братья его; и в том месте, идеже положен бысть царь Борис (с бесчестием вынесенный потом из собора по приказанию самозванца), выкопаша яму и камением выклали, хотеша его – государя праведное тело ту погрести, и егда же бысть многое исцеление, тогда яму повелеша закласти и на том месте (верху земли) в раке положиша; царь же повеле сотворити раку древяну и убити отласы золотыми и положиша (в раку) тело святое благовернаго царевича Димитрия в прежнем его гробе», – ibid… «И составиша празднество трижды в годы первое празднество – рождение, второе – убиение, третье – пренесение мощей к Москве», – Никон. лет. 1421 См. Описание Макарьевского Унженского Костромской епархии третьеклассного монастыря, М. 1835, стрр. 65 и 69. 1423 См. Историческое описание Городецкого Аврамиева монастыря в Костромской губернии, составленное Д.Ф. Прилуцким, Спб., 1861, стр. 9–10.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010