334 Автор описания «Николо-Кочановская церковь в Новгороде» (с. 6) говорит, что на раке мощей блаженного Феодора в трех кругах сделана надпись, из коей усматриваются некоторые подробности жизни этого угодника. Надпись эта следующая: «Святый Феодор родился в Новегороде. Едва прииде в совершенный возраст прилежаше чтению Священного Писания, возлюбив житие Христа ради юродивых, сам волею в юродство притворней плоть свою увядил постом, жаждою и зноем, от мрака, снега и дождя никудаже уклоняшеся. Днем ходя по стогнам града, творяше юродство, нощию же моляся Богу о избавлении града от огненного запаления. За обличение нечестия и предсказание неурожаев, терпя от людей пхание и биение, гонимый святым Николою с Софийской на Торговую сторону, прехождаше по воде реки Волхова, аки по суху. По мнозех трудех и вольных страданиях отыде к Господу в 1392 г. Многие болящие прихождаху ко гробу святого Феодора с верою и получаху исцеление». В рукописном житии, при котором и служба ему, сказано, что Феодор блаженный завещал похоронить себя на рынке (торжище), что и было исполнено. «О времени установления местного празднования ему ничего не может быть сказано», – говорит Е.Е. Голубинский . См. «Богословский Вестник» 1894, август, с. 223. 336 Исторический словарь о святых российской церкви, с. 111; Срезневский И.И. Сборник отделения русского языка и словесности, гл. LXXXVII. 337 Васильев В. Очерки по истории канонизации русских святых. М., 1893, с. 193; Толстой М.В. Описание о российских святых, 143, с. 48. 340 То есть при церкви Святого Духа, у которой в 1544 г. положены были мощи блаженного Иакова, после 1544 г. устроился монастырь. 341 Там же, август, с. 201 – 202; епископ Славинецкий в свое время писал: «Учиниша письмени предавши чудеса и егда их наполнися осмьдесять и оснь седмиц престаша писати», – запись прекратилась на 616 чуде; см. «Русские святые», архиепископа Филарета и Ключевского с. 426; никоторые из чудес у мощей праведного Иакова указываются в «Истории канонизации русских святых» Васильева, с. 194.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

И сего ради по утверждению в память вечную даём сию нашу Патриаршескую крепостную грамоту, наших рук утверждённую подписанием, в лето от создания мира 7175, от воплощения же Бога Слова 1667, индикта 5, месяца Мая в 8 день, на память и праздник иже во святых Отца нашего Алексия, Митрополита Московского и всея России Чудотворца». В 1744 году по Именному Высочайшему Указу положено в монастыре сем быть Кафедре Московских Архиереев. До состояния Духовных 1764 года Штатов было за ним 18.681 душа крестьян. Список Архимандритов Чудовского монастыря 1. ЕЛИССЕЙ Чечетка, упоминается в 1379 году. 2. ФЕОФАН, 1432 год. 3. ФEOДOCUЙ I Бывальцев. В 1454 году, Июня 23, хиротонисан в Архиепископа Ростовского. 4. ФEOДOCUЙ II. В 1472 году хиротонисан в Епископа Рязанского. 5. ГEHHAДUЙ I с 1480 по 1484 годы. Потом Архиепископ Велико-Новгородский. 6. ДИОНИСИЙ. 7. ДИМИТРИЙ. 8. КАССИАН. 9. ФЕОГНОСТ упоминается в 1506 году. 10. UOCUФ I. В 1515 году хиротонисан в Епископа Смоленского. 11. UOHA I Собина, упоминается в 1530 году. В 1544 году хиротонисан в Епископа Суздальского. 12. ИОАНН упоминается в 1544 году. 13. МИХАИЛ. В 1548 хиротонисан в Епископа Рязанского. 14. ЛЕВКИЙ. В 1555 году упоминается на поставлении Гурия, Архиепископа Казанского. 15. ЛЕОНИД с 1570 по 1573 годы. Потом Архиепископ Велико-Новгородский. 16. EBФUMUЙ I с 1572 года. 17. ФЕОКТИСТ. 18. ХРИСТОФОР упоминается в 1586 году. 19. ФEOДOCUЙ III упоминается в 1589 году. 20. BAPЛAAM I в 1592 году хиротонисан в Митрополита Велико-Новгородского. 21. ГEHHAДUЙ II в 1595 году хиротонисан в Епископа Псковского. 22. ПАФНУТИЙ упоминается в 1599 году. 23. АВРААМИЙ. 1613 год. 24. UOCUФ II. 1621 год. 25. ГEHHAДUЙ III. 1623 год. 26. ФEOДOCUЙ IV. 1628 год. 27. КИРИЛЛ. 1635 год. 28. ФEPANOHT I. 1649 год. 29. UOCUФ I был по 1650 год. 30 ФEPANOHT II упоминается в 1684 году. 31. NABEЛ I был по 1656 год. 32. UOHA II был по 1657 год. 33. UOCUФ I упоминается в 1657 году. 34. NABEЛ II был с 1659 по 1664 годы. Потом Митрополит Крутицкий. 35. ИОАКИМ Савелов, с 1664 по 1673 годы. Потом Митрополит Велико-Новгородский. Наконец Патриарх всей России. 36. ВАРНАВА переведён во Владимиро-Рождественский монастырь. 37. NABEЛ III с 1673 по 1678 годы. Потом Митрополит Тобольский. 38. АДРИАН с 1678 по 1686 годы. Потом Митрополит Казанский, и наконец, Патриарх всей России. 39. EBФUMUЙ II в 1686 году, в неделю Ваий, переведён из Архимандритов же Калязина монастыря, и был по 1688 год; а потом хиротонисан в Митрополита Крутицкого.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Годы шли, турецкий гнет все усиливался: многие подворья были заняты захватчиками, непосильными стали налоги. Здания без своевременного ремонта разрушались, насельников в монастыре становилось все меньше и меньше. Пиратский набег незадолго до 1527 года привел к практически полному разорению монастыря. В этот момент святые Архангелы снова вмешались в ход истории и вновь спасли монастырь. Некий священник из Андрианополя во время одной из распространенных в те времена эпидемий потерял жену и детей. Ему самому болезнь оставила паралич рук и постоянные головные боли. Прошло несколько лет, и он решил совершить паломничество на Святую Гору. Переходя из монастыря в монастырь, священник везде по возможности давал милостыню. Дохиар он нашел почти пустым. Восхитился древними и красивыми зданиями, великолепным собором. Выслушал рассказы о былом могуществе и славе обители. Ему рассказали и о чудесах, которые совершались здесь Архангелами. Подойдя к чудотворному источнику, он с верою попросил полить его парализованные руки водой. Монахи выполнили просьбу священника, и в тот же миг руки его ожили. После чего он сам полил святой водой голову и полностью исцелился. Потрясенный мгновенным чудом, которое Архангелы совершили через святую воду, священник решил остаться в монастыре и помочь его возрождению. Для начала он поспешил в Адрианополь и продал все свое имущество. Потом вернулся на Святую Гору, принял постриг с именем Герман и начал восстанавливать монастырь. Молва о его добрых делах стала привлекать в обитель монахов. Чтобы укрепить благосостояние монастыря, Герман совершил путешествие в Молдавию, где заручился поддержкой светских и церковных властей. Предание гласит, что по окончании своего земного пути, подвижник веры был похоронен около южной стены собора. Великолепный собор, который был построен трудами монахов с помощью Архангелов при преподобном Неофите 450 лет назад, в любой момент мог обрушиться. В 1544 году у султана было взято разрешение на проведение восстановительных работ. Но начать их так и не удалось: в канун Рождества 1544 года среди зимы крыша рухнула. Началась борьба за новое разрешение, получить которое было совсем не просто. Прежде чем фирман (указ) появился на свет, было проведено множество инспекций, каждая из которых требовала крупных финансовых затрат.

http://pravoslavie.ru/40851.html

Горицы. Воскресенский Горицкий монастырь. Собор Воскресения Христова. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Храм является главным и древнейшим сооружением архитектурного ансамбля Горицкого Воскресенского девичьего монастыря, основанного в 1544 году, который находится в 6 километрах от города Кириллова Вологодской области. Исследователями и ученными установлено, что Обетный храм в камне возводился вдовой князя Андрея - княгиней Евфросинией со дня основания монастыря – в 1544 году. Ранее здесь уже стояла деревянная церковь. Конкретный строитель комплекса монастыря не установлен, предположительно это бригада местных каменщиков или артели из другого провинциального центра. Здание практически сохранило планировочную структуру, сложившуюся с XVI века. Построенный на высоком подклете, соборный храм во имя Воскресения Христова относится к четырехстолпным храмам с достаточно нерегулярным планом (С.С. Подъяпольский). Массивное пятиглавие, спокойные и пологие линии кровель, немного вычурная с крупными и грубоватыми формами колокольня выделяются в общей панораме ансамбля монастыря. Переделки внутри зданий или пристройка к южному фасаду обширной трапезной в XIX веке не затронули основного ядра собора. У храма два придела: теплая церковь во имя иконы Божьей Матери Одигитрии, примыкающая к северному фасаду собора; и более поздняя пристройка - церковь великомученицы Екатерины и Дмитрия Углицкого, появившаяся в 1611 году. Следует отметить особенность при строительстве храма - наполнителем состава кладочных растворов XVI века служил не песок, как обычно, а молотая известковая крошка. Этот технологический прием на известных памятниках XVI века в Белозерье больше не встречается. http://www.kaliningradgid.ru/architecture/ Посреди монастыря на крутом возвышении стоит величественный каменный холодный двухэтажный собор во имя Воскресения Господа нашего Иисуса Христа. Устроен этот храм в 1549 году 52 иждивением удельнаго Белозерскаго князя Андрея Старицкаго и супруги его Евфросинии, во инокинях Евдокии.

http://sobory.ru/article/?object=05148

Понеже бо, рече, но священных апостольских правил, 46-го и 47-го правила, единым токмо епископом и священником дано бысть святого крещения свершение, а иному никому; явлено же есть се и от 26-го и 46-го 1541 иже в Лаодикии собора: ову 1542 убо не вопрошающе отречения от них на крещение, иже не πредприведенных от епископ, повелешву, овуже 1543 – просвещенные веру возвещать ли епископом и священником 1544 ; или ни, но и 1545 реченные на 6-м соборе и еже в Карфагене, иже извещение не имуще о некоторых, аще 1546 крещены будут, без сомнения крещать повелевают. Никако убо есть преподобно, ниже утверждено, крещенного от не приемшего власть крещать и ради крещения оставление дать согрешением (чистительно бо сим крещение божественное), верных 1547 считать к лику достоит. Не мала 1548 бо беда, еда некако от такового неизвещенного сомнения той убо от святого крещения очищению лишен будет; мы же не крещенному не ведяще приобщаемся: понеже якоже убо он несвящен, тако и си не крещени вменятся». Сего ради о сей вещи о случившейся ищете, что суть крещены от лживого того священника, и колико их обрящете, и паки крещайте их по преданию святых Апостолов: во имя Отца и Сына и Святого Духа, да потом мажьте миром великим. Слышах же, чада мои о Господе возлюбленные, о вашем православном христианстве, како держите православную веру, по преданию святых Апостолов и святых Отцов семи соборов, иже утвердиша веру. Аз же 1549 паки возвеселихся о семь радостью сердечною, и на том нас своих детей благословляю и молюсь о вашем православии Всемилосердому Богу и Пречистой его Матери, на соблюдение и утверждение державы вашей, и на ограждение и на помощь. Вы же паки так и стойте за православное христианство, и к Богу чисту любовь держаще, да помилование паки от него примете о всем, и да подаст вам вместо тленных неизреченная оная 1550 благая и неизреченного оного света наслаждение, да имате и мою молитву и мое благословление. А дана грамота на Москве, месяца июня 22. 1551 1539 Далее приводится место из алфавитной Синтагмы Властаря, лит. В. гл. 3. (Σντ. καν. VΙ, 120–121). 1544 В греческом подлиннике яснее: το μν (καννος) μ φορκζειν τος μ προαχθντας π πισκπων κελεοντος, το δ, τος φωτιζομνους τν πδτιν παγγλλειν τος πισκποις πρεσβυτροις. 1547 В подлиннике верным; исправлено по С и согласно с греческим текстом; τν πιστν καταλγειν χορ. Читать далее Источник: Памятники древнерусского канонического права/[Ред. А.С. Павлов]. - 2-е изд. - Санкт-Петербург : Тип. М.А. Александрова, 1908./Ч. 1. (Памятники XI-XV в.). - 1908. - 1466 с. и стб. разд. паг. (Русская историческая библиотека, изданная Императорской Археографической комиссией Т. 6). Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Pavlov...

Георг Саксонский, герц. Генрих II Брауншвейгский, Альбрехт II, архиеп. Майнцский, и Матеус Ланг фон Велленбург, архиеп. Зальцбургский), ее внутренней непрочности (противоречия между Габсбургами и баварскими Виттельсбахами), так и из-за того, что, ведя войны с Францией и с Османской империей, император был остро заинтересован в поддержке немецких, в т. ч. протестантских, князей и городов. Члены Шмалькальденского союза соглашались предоставить императору военную помощь в борьбе с турками только при условии свободного распространения протестантизма на нем. территориях, входивших в состав Свящ. Римской империи. К. был вынужден принять это условие и подписать компромиссный Нюрнбергский религ. мир (23 июля 1532). По условиям мира преследования за веру прекращались, а рассмотрение в имперском камеральном суде дел против протестантов приостанавливалось. Император получил значительную субсидию; в окт. 1532 г. было собрано войско ок. 80 тыс. чел., к-рое выступило против подошедшей к Вене тур. армии. На Шпайерском рейхстаге 1544 г. императору удалось вновь получить финансовую помощь нем. князей в войне с Францией после обещания выполнить требования протестантов: прекратить религ. тяжбы и юридически признать равноправие лютеран и католиков; был оговорен характер соглашения, правда временного,- до созыва вселенского или национального Собора или до нового соглашения между представителями различных конфессий. На рейхстаге в Шпайере в июне 1544 г. К. заявил о намерении созвать общеимперский Собор. Папа Римский Павел III выразил недовольство действиями императора, написав ему, что без согласия Римской Церкви такой Собор не будет иметь статус легитимного и что соглашение с протестантами противозаконно. Ж. Кальвин по этому поводу составил «Отеческое увещание римского понтифика Павла III, направленное непобедимейшему цезарю Карлу V, со схолиями» (Admonitio paterna Pauli III Romani pontificis ad invictissimum Caesarem Carolum V cum scholiis// Ioannis Calvini Opera quae supersunt omnia/Ed.

http://pravenc.ru/text/1681065.html

Первым епископом был назначен 8 янв. 1537 г. де Вальверде, приступивший к служению в нач. сент. 1538 г. В том же году в Куско на месте инкского здания Сунтур-Уаси, где располагался арсенал, была построена 1-я церковь, получившая название «Эль-Триунфо» в честь победы испанцев над Манко Инкой в 1536 г. и временно выполнявшая функцию кафедрального собора. В 1560 г. в Куско, на месте дворца Сапа Инки Виракочи (ок. 1410-1438), был заложен новый кафедральный собор (строительство завершено в 1654). Изначально территория еп-ства Куско простиралась от юга совр. Колумбии до Огненной Земли (Чили), на западе граница проходила по Тихому океану. 14 мая 1541 г. еп-ство Куско передало часть своей территории новому еп-ству Лима. В 1546 г. Лима стала архиеп-ством, в юрисдикцию к-рого вошло еп-ство Куско. Первым епископом (впосл. архиепископом) Лимы был доминиканец Херонимо де Лоаиса-и-Гонсалес (1541-1575), к-рый в 1549 г. основал больницу Санта-Ана-де-лос-Натуралес, предназначенную гл. обр. для лечения коренных жителей, и в 1551 г. освятил кафедральный собор в Лиме (перестроен из 1-й церкви, заложенной в 1535 Писарро). Он способствовал созданию школ, в к-рых получали образование дети колониальной элиты наряду с детьми местных касиков, и поддержал доминиканца Томаса де Сан-Мартина (1482-1555), основавшего в 1551 г. Ун-т Сан-Маркос (старейший в Нов. Свете). Из еп-ства Куско также были выделены еп-ства Парагвай (1547; ныне архиеп-ство Асунсьон), Ла-Плата-о-Чаркас (1552; ныне архиеп-ство Сукре), Уаманги (1609; ныне еп-ство Аякучо). Фасад церкви св. Августина в Лиме. 1710–1720 гг. Фото: Diego Delso Фасад церкви св. Августина в Лиме. 1710–1720 гг. Фото: Diego Delso В 1542 г. было учреждено вице-королевство П. со столицей в Лиме. В мае 1544 г. туда прибыл 1-й вице-король - Б. Нуньес Вела (1495-1546). Проводимая им политика по защите прав коренного населения вызвала недовольство местных чиновников и духовенства и привела к междоусобной войне. В сент. 1544 г. вице-король был арестован и отправлен в Панаму.

http://pravenc.ru/text/2580058.html

Конфликт был улажен с помощью уставной грамоты короля в 1544 г. В ее начальной части подтверждались в основном нормы документа 1511 г., предусматривавшие участие представителей городских властей, протоиерея и священников в описи церковного имущества после смерти священника, в избрании нового кандидата или передаче сыну покойного церковного имущества. Вместе с тем нек-рые важные условия из грамоты Иосифа II в королевскую грамоту не попали. Так, в документе 1511 г. оговаривалось, что если мещане своевременно («у подобный час») не представят своего кандидата, то они должны принять кандидата, предложенного митрополитом. Это установление в текст королевского решения не вошло. В грамоте 1511 г. также предписывалось мещанам, недовольным своими священниками, «поведати» об этом митрополиту. Отсутствие этого установления в королевском решении давало повод его игнорировать. Т. о., если виленское духовенство добилось сохранения своего традиц. статуса, то властные полномочия митрополита над виленскими храмами определенно сократились. В заключительной части документа содержался ряд решений, в которых король учел пожелания мещан. Так, устанавливался размер оплаты за совершение церковных обрядов, а священникам запрещалось принуждать мещан к исповеди и в спорах по мирским делам - к клятвам. Сохранились сведения об участии М. в 2 важных событиях церковной жизни в Киевской митрополии. Так, известно, что в 1544 г. на Полоцкого архиеп. Симеона III подала жалобу правосл. шляхта Полоцкой земли, обвинявшая его в присвоении доходов полоцкого Софийского собора, а также «серебщизны», собранной для ремонта собора, и доходов ряда монастырей. Король постановил, что архиепископ должен возместить ущерб, если же он этого не сделает, вопрос о санкциях по отношению к нему должен рассмотреть М. совместно с чинами рады. Больше данных сохранилось о др. событии. Когда в 1540 г. произошел спор между Владимиро-Волынским еп. Геннадием и Полоцким архиеп. Симеоном о том, кто из них должен занимать 1-е место в духовной иерархии после митрополита, М. обратился к королю, утверждая, что это дело входит в компетенцию духовного суда. Король предложил созвать для обсуждения вопроса Собор епископов Киевской митрополии ко дню Крещения Господня 1541 г., причем недовольные решением могли жаловаться королю. 20 июля 1541 г. решение было принято в пользу Полоцкого владыки, т. к. еще 5 июля 1511 г. Полоцкий епископ подтвердил свое первенство перед Владимиро-Волынским (АЗР. Т. 2. 212. С. 376; Кузьмин А. В. Грамоты, связанные с деятельностью Полоцких епископов и архиепископов в XIV - сер. XV в. как источник по истории Полоцкой епархии//ВЦИ. 2012. 1/2. С. 239).

http://pravenc.ru/text/2561426.html

Писана у Троицы в Сергиеве монастыре лета 7052 (1544) августа в 1-й день». Став в промежутке годов 1506–1544 монастырем исключительно женским, Хотьков монастырь и остался таковым уже на все последующее время. Власти Троицкого монастыря желали получить его в свое заведывание, как нужно думать, имея в виду его благоустроение. Но, сколько знаем, на самом деле они заботились об его благоустроении весьма немного. В описи Троицкого монастыря 1641 года читается описание Хотькова монастыря вместе с описаниями всех других приписных к Троице монастырей. Из этого описания видим, что две церкви монастыря были снабжены принадлежностями до последней степени бедно и скудно: пелены под местными иконами были крашенинные, а в одной из церквей и индития на престоле также была крашенинная; ризы священнические были трои – тафтяные, полотняные и крашенинные, и при этом первые и вторые ветхи; стихарь подризный был только один, крашенинный и ветхий; стихарь диаконский также только один, полотняный и тоже ветхий. Для заведывания монастырем от Троицкого монастыря при нем постоянно жил иеромонах этого последнего. Монахини получали от Троицкого монастыря хлебное и денежное (весьма нещедрое) жалованье. В 1764 году монастырь был отписан от Троицкого монастыря и помещен в третьем классе самостоятельных монастырей со штатом семнадцать монахинь. В конце XVI века монахинь в монастыре было 35 и 36. В 1641 году их было 42. В 1764 году, когда монастырь, отписанный от Троицкого монастыря, сделан был самостоятельным, в нем было: монахинь 41, белиц вдов 34, девиц 40, а всех – 115. В конце XVIII столетия число всех обитательниц монастыря возросло до 280, а с первой четверти XIX столетия оно стало доходить до 350, до 400. До 1840 года монастырь был особножитным, так что каждая монахиня имела собственное помещение (в келье, ею самою построенной, или купленной у наследников одной из прежних монахинь, или нанимавшейся у монастыря, в собственность которому оставлялись келлии иными монахинями при смерти, а равным образом в квартире, нанимавшейся у обладательниц того или другого рода келлий) и собственное содержание (так что каждая монахиня в своей собственной или нанятой келье жила своим собственным хозяйством, cfr.

http://sedmitza.ru/lib/text/438600/

Строительство церкви в честь Сошествия Св. Духа на апостолов и во имя Св. Троицы было начато в 1512 г. настоятелем мон-ря Куртя-де-Арджеш Паисием и закончено в период, когда Паисий стал господарем Раду VII Паисием (1535-1545, с перерывами). К 1544 г. была выполнена часть росписей, алтарь и неф были расписаны к 1548 г., во время правления господаря Мирчи V Чобанула (1545-1552, 1553-1554 и 1558-1559). 8 мая 1623 г. мон-рь был преклонен Свято-Михайловскому мон-рю в Румелии (Греция). В 1636 г., во время тур. нашествия, были разрушены ворота мон-ря, двери и кровля церкви. В 1746 г. стараниями игум. Дамаскина был расписан нартекс. В том же году, но уже при игум. Парфении, все росписи были поновлены. Игум. Парфений возглавлял делегацию, направленную в Москву для закупки икон. Мон-рь был обновлен в 1788 г. вдовой Магдаленой Балдовиной: поменяли крышу церкви, отреставрировали живопись 1544 г. В 1796 г. игум. Парфением был построен новый притвор церкви. В 1846 г. на средства игум. Иоанникия (Полидора) была воздвигнута глава над церковью, снова поновлена живопись и заменен иконостас, построены кельи. В 1864 г. мон-рь был закрыт, церковь стала приходской. В 1967 г. стараниями священников Иоанна Попеску из Бухареста и Пантелеимона Мусчеляну из Питешти был осуществлен ремонт церкви, в 1972 г. была поставлена новая кровля. Мон-рь был возрожден в 1997 г. по благословению и трудами свящ. Георгия Иоана. Подвизаются 2 монаха, настоятель - иером. Даниил (Ница). Церковь Сошествия Св. Духа и Св. Троицы мон-ря Валя-Мэнэстирий. 1512–1545 гг. Церковь Сошествия Св. Духа и Св. Троицы мон-ря Валя-Мэнэстирий. 1512–1545 гг. Мон-рь Рынкэчов расположен в с. Кырстьени. Упоминается в акте от 19 июля 1498 г. господаря Влада IV Кэлугэрула (Монаха), подтвердившем владения мон-ря. Заново основан между 10 июня 1647 и 17 сент. 1648 г. капитаном Арсением Шойму. Перестроен в 1848 г. Кафоликон посвящен Введению во храм Пресв. Богородицы, деревянная церковь - Благовещению Пресв. Богородицы и прор. Илии. Настоятель - иером.

http://pravenc.ru/text/2564344.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010