Немнога же времени минувшу, се уже достигшу ему града Москвы, прииде к великому князю Василию [Л. 39] Ивановичю и являет ему от брата князя Георгиа вышереченное поклонение, таже и ко Святейшему Митрополиту Данилу и сказывает им, яко виде святаго Макариа чюдно и преславно, паче ума человечя. Се же времени невелику минувшу, по советованию благовернаго великаго князя Василиа Ивановича и по воспоминанию благовернаго князя Георгиа Ивановичя Преосвященный Митрополит Данил собра к себе поручении Руской Митрополии свою братию архиепископы и епископы, архимариты и игумены честныа и начаша духовне беседовати о преподобнем отцы Макарии новоявленнем чюдотворцы, глагола в себе сице: “Бог прославляем в совете святых”. И паки глаголаше: “Похваляему праведнику, веселятся людие” (см. Притч 29:2). И иже рече: “Не может град укрытися верху горы стоя, ни светилник под спудом сокрыт, но явлен свет всем” (см. Мф 5:14–15). [Л. 39 об.] Сего светилника не рачаше Бог сокрыти под землею, но явлену ему быти (РГБ. Ф. 304/I. 802. Сборник XVII в.). Список сокращений ААЭ Акты, собранные в библиотеках и архивах Рос­сийской империи Археографическою экспеди­циею АН. Акты исторические, собранные и изданные Архео­графическою комиссиею. Богословские труды. ВМОИДР Временник Общества истории и древностей Российских при Московском университете. Полное собрание русских летописей. Российская национальная библиотека. Труды Отдела древнерусской литературы Института русского языка и литературы (Пушкинский дом). 1 ПСРЛ. Т. 13. Ч. 1. СПб., 1904. С. 146. С. Б. Веселовский говорит следующее об этой фамилии: “Собина, опричнина — личное имущество, пожитки, приданое в противоположность родовому имуществу”. — Веселовский С. Б. Оно­мастикон. Древнерусские имена, прозвища и фамилии. М., 1974. С. 294. 2 П. Строев сообщает о нем следующее: “Иона Собина упоминается 1518 и 19, а 21 февраля 1544 хиротонисан во епископа Суздальского”. — Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. СПб., 1877. Стб. 162.

http://pravmir.ru/episkop-suzdalskiy-ion...

Главный храм монастыря (католикон) был построен в начале XVI века и освящён в честь Пресвятой Богородицы. Он представляет собой купольную базилику, в облике которого прослеживается влияние венецианского стиля. Боковые приделы храма отделены двумя колоннадами по четыре колонны в каждой. Колонны украшены псевдокоринфскими капителями, характерными для венецианского Ренессанса. В 1735 году В. Григорович – Барский увидел главный монастырский храм таким: «Храм Пресвятой Богородицы, внутри монастыря стоящий, расположением не велик, ни мал, но одинаков, в долготу же и широту и высоту равен; светел, со многими окнами, и сверху с лепозрачным (красивым) куполом. С наружи и внутри создан из чистого и резного камня, и двое врат велеколепных имеет, от запада и юга…» В храме частично сохранились росписи сводов, выполненные 1544 году. Из росписей свода южного нефа, посвещённых событиям из жизни Пресвятой Богородицы, до нас дошли фрески «Молитва Иокима», «Рождество Христа», и «Поклонение Волхвов». В росписях апсиды выделяются две фрески – «Причастие апостолов» и изображение святых отцов церкви: Афанасия, Григория Богослова , Иоанна Златоуста , Василия Великого , Кирила Александрийского и св. Иоанна Милостивого. В полукруглой нише апсиды под изображением св. Сильвестра сохранилась живописная фреска с ангелом, держащим багровую плащаницу. На восточной стороне северного придела храма обоащает на себя внимание изображение Святой Троицы в западном иконографическом варианте, то есть в своде небес Бог Отец, Христос и Святой Дух в виде голубя вместо обычного изображения ветхозаветной Троицы в византийской иконописи. Иконастас храма – один из немногих сохранившихся на Кипре образцов резьбы по дереву XVI века. Иконы Христа, Богородицы, Иоанна Крестителя, двенадцати апостолов и архангела Михаила и Гавриила относятся к XIX веку. Небольшие иконы, посвящённые двунадесятым праздникам, выполнены в 1544 году в византийском стиле, характерной для эпохи Палеологов. Икона св. Неофита написана известным кипрским мастером Иоанисом Коронаросом в 1806 году. Серебряня рака, в которой хранится честная глава св. Неофита, изготовлена 1802 году. Музей монастыря

http://azbyka.ru/otechnik/Neofit_Kiprski...

112 Что св. Варсонофий держался правил св. Василия Великого , это достаточно доказывают два обстоятельства: 1) св. Варсонофий в монашество пострижен в Московском монастыре Андроникове; а Андроник, основатель монастыря сего имени, был ученик преподобного Сергия, игумена Радонежского. Потом он управлял монастырем Песношским, а Песношский монастырь основан св. Мефодием, тоже учеником преподобного Сергия. Преподобный же Сергий держал свой монастырь (см. его житие в Чет. Мин. 25 Сент.) на правилах общежития, каковые правила суть правила св. Василия Великого . Хотя отцом монашеского общежития называется преподобный Феодосий, общих житий начальник; но Феодосий только более осуществил и распространил употребление правил Великого Василия. «Феодосий бе», – говорит его житие, – «жития Василия Великого подражатель, писаний его богомудрых любитель». (См. Чет.Мин. Ианнуар. 11 день). 2) В библиотеке св. Варсонофия, во время его архимандритства в Казанском Спасо-Преображенском монастыре находились из аскетических книг наипаче следующие: Василий Кесарийский , Ефрем Сирин , без сомнения, с присоединением Дорофея, Исаака Сирина и Лествица. Смотр. Писцовые книги по городу Казани в 7074, 7075 и 7076 (то есть 1566, 1567 и 1568) годы. 117 Означенное время поставления св. Варсонофия в Песношского игумена несомненно усматривается из того, что апреля 28-го дня 7055 (1547) года он был Песношским игуменом; ибо в это время Царем Иоанном Васильевичем Грозным пожалована Варсонофию, как Песношскому игумену, с братией грамота на владение несколькими в разных местах селами и деревнями с их угодьями. (См. историч. и типографич. описание Песнош.монастыря. Москв. 1837 г. в Универс. типогр. в 8-ю долю, стр. 110–113). Но, чтобы между Песношскими игуменами св. Варсонофием и Трифоном Ступишиным, который в списке Песношских игуменов в означенном описании пропущен, но которому в 1542-м году дана митрополитом Макарием грамота о пошлинах с сельских церквей Песношского монастыря (смотр. Акты Археологич. Коммис. Том I, стр. 176), был кто-нибудь еще иной игумен, из истории не видно. Между тем известно что Трифон Ступишин в 1544-м году переведен архимандритом в Симонов монастырь (см. историч. описание Симонова монастыря изд. 1843 г. стр. 216 и Карамз. Т. IX, примеч. 93), а потом поставлен в епископа Суздальского 10 Марта 1549 года (Карамзин. Т. VIII, примеч. 246). Следовательно, св. Варсонофий именно в этом 1544 году и поставлен Песношским игуменом. В историческом и топографическом описании Николаевского монастыря полагается, что предшественником св. Варсонофия на Песноше был Гурий, бывший потом Смоленским Епископом; но это несправедливо, потому что Песношский игумен Гурий уже в 1542-м году был епископом Смоленским, как то видно из того, что он был в числе лиц, находившихся при поставлении митрополита Макария (см. Карамзин. Российс. Истор. Т. VIII, примеч. 120); а митрополит Макарий был поставлен 7050 (1542) года, Марта 19 дня. (см. Полн. Собран. Летоп. Том III, стр. 150).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Postn...

Предполагалось христианские церкви или разрушить, или обратить в мечети. Улемы предполагали, что христиане не докажут своих прав на свободу вероисповедания, так как фирман Магомета II патриарху Геннадию сгорел во время бывшего в патриархии пожара. Только большими подарками турецким властям, и особенно визирю Ибрагиму, христиане избавились от угрожавшей им опасности. Визирь присоветовал тогдашнему патриарху Иеремии I (1520–1544 гг.) найти янычар, бывших при взятии Константинополя Магометом, которые могли бы засвидетельствовать, что этот город сдался добровольно. За большие деньги найдены были три престарелых янычара, которые и дали показание в пользу христиан. Страшный закон был приостановлен. Все-таки турецкие фанатики постарались вознаградить себя за неудачу тем, что по их настоянию с храма Всеблаженной, при котором была патриархия и который был центром единения христиан, приказано было снять крест. Это было в начале правления преемника Иеремии Дионисия (1544–1552 гг.). В 1562 году Солиман предпринял и привел в исполнение другую меру, направленную к стеснению христиан. Он приказал отобрать от христианских церквей, монастырей и епископий все и без того немногочисленные, оставленные им имения и продать их в пользу казны временно, то есть так, чтобы правительство имело право чрез три поколения перепродать их вновь. Естественно, что церкви, монастыри и епископии пожелали оставить за собой свои имения и потому принуждены были платить султану большие суммы денег. Вследствие этого церкви впали в страшную бедность и неоплатные долги. С той же целью стеснить христиан Солиман приказал запереть ворота храма Воскресения в Иерусалиме и отпирать их для богомольцев только за установленную плату в пользу казны. По распоряжению Солимана за вход в храм Воскресения богомольцы из Западной Европы платили больше других; греки – вдвое меньше западных, армяне – несколько меньше греков, а копты – меньше армян; только грузины и абиссинцы освобождены были от платы. Но самым жестоким стеснением для христиан в правление Со­лимана была подать, известная под названием десятины детей.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Еще не успели собраться в Константинополь все предстоятели церквей для утверждения этого постановления и для избрания преемника Иеремии, как уже новый патриарх был избран и посвящен (17 апреля 1544). Это был Дионисий, митрополит никомидийский. Родом галатянин, управлявший никомидийской митрополией более 24 лет 197 , Дионисий пользовался расположением христиан галатийских и киликийских армян, из коих некоторые, особенно к нему расположенные, явились в Константинополь и склонили на свою сторону бывших там епископов и важнейших клириков, которые и возвели Дионисия на патриарший престол. Но открывшийся вскоре многочисленный собор, утвердив постановление прежнего собора касательно избрания нового патриарха, низложил Дионисия, как незаконно избранного и рукоположенного. Приверженцы Дионисия представили султану от лица всех христиан просьбу, в которой жаловались на собор и слезно умоляли султана восстановить на патриаршем престоле любимого ими святителя. Султан согласился на их просьбу, и Дионисий был утвержден в сане первосвятителя церкви. Восьмилетнее правление Дионисия (1544–1552 г.) вообще было беспокойно: между ним, епископами и клириками происходили постоянные несогласия к величайшему соблазну паствы, который еще более увеличивался тем, что Дионисий был расположен к католичеству. Когда в 1548 году отправился в Рим митрополит кесарийский Митрофан стараться о соединении церквей восточной и западной и оттуда вел с патриархом переписку; то православные пастыри отлучили было Дионисия от общения с церковью: только патриарх оправдался тем, что будто Митрофан отправился в Рим без его ведома. 198 При Дионисии, к величайшему прискорбию православных, с храма Паммакаристос был снят, по повелению великого визиря, золотой крест, который доселе оставался единственно на этом храме и был виден всем с моря и суши, указывая местопребывание первосвятителя. Была и утешительная сторона в правлении Дионисия: это – заботливость его о благоустроении богослужения, о благолепии храмов, а главное – то, что он успел уменьшить патриарший харач до 3000 золотых.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

к сев.-вост. от Гря­зовца, при р. Лухте. Основана около 1499 г. преп. Авксентием и Онуфрием, коих мощи здесь почивают под спу­дом; память их чтится 12 июня. Пу­стынь упразднена еще до издания шта­тов в 1764 г. “Ист. Росс. Иер.”, V, 517; Ратшин, 71; “Словарь ист. о свят.”, 218; Толстой, “Книга глагол. опис. о Росс. свят.”, 128, 262 (преп. Авксентий и Онуфрий); Макарий, “Ист. Р. Ц.”, VII, 48. 1865 . Петра Апостола или Пе­тровский, мужской, не оставивший следа, в бывшем замке гор. Полоцка, Витебской губ. Основан кн. Полотским Михаилом Андреевичем, скончавшимся в 1385 г. Около 1450 г. в нем был игуменом архиеп. Полотский Каллист I. Затем упоминаются: игум. Алексей, в 1509 г. присутствовавший на духовн. со­боре в Вильне, Иосиф в 1544 г. и архим. Иона в 1553 г. Без – Корнилович, “Ист. свед. о Белорусс.”, 105, в примеч.; “Витеб. губ. вед.”, 1859 г., 6 (архиеп. Каллист); Строев, “Спис. иер. и настоят.”, 507; “Акты истор.”, I, 289 (Духовн. собор 1509 г. в Вильне); “Памятн. кн. Витеб. губ. на 1867 г.”, 111 (Опись имений 1692 г.); “Акты Зап. Р.”, II, 234 (Наказн. гр. 1544 г. об исследов. обвинений на Полоц. архиеп. Симеона; игум. Иосиф); III, 12 (Судная гр. 1553 г. Полоц. архиеп. Германа; архим. Иона); Макарий, “Ист. Р. Ц.”, IV, 174; Калачов, “Писцов. кн. XVI ст.”, I, Отд. 2, 440, 441; “Русск. истор. Библиот.”, IV, 8 (Вилен. собор 1509 г.). 1866 . Петровский, мужской, несу­ществующий, в гор. Ростове, Ярослав­ской губ. В Лаврентьевской летописи под 1214 г. записано: «Того же лета князь Костянтин посла Пахомья игумена св. Петра, отца своего духовного, в Кыев к митроп. Матфею, и постави епи­скопом Ростову ноября в 10; и вниде в свою епископью генваря в 28, на память св. отца Ефрема Сурина». Затем в 1216 г. Пахомий «свое стадо духовно в монастыри св. Петра лет 13, а епископью держав 2 лета, отъиде к Богу». Отсюда видно, что м-рь уже существовал в XII ст. и, следовательно, принадлежит к числу древнейших, – его не следует смешивать с другим Ростов. м-рем Петровским на Поле, основанным позд­нее.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Боровичи. Свято-Духов Иаковлев Боровичский монастырь. Собор Сошествия Святого Духа. Карта и ближайшие объекты Собор во имя Сошествия Святого Духа построен в 1673 г. на месте древних Покровской и Свято-Духовской церквей. Обновлялся после пожара в 1732 году, в 1802 г. и 1832 г. С приделами: правым – пророка Илии, левым – Покрова Пресвятой Богородицы, приделы построены одновременно с храмом в 1673 г. перестроены в 1732 году. Храм повторно освящен после подновления в 1803 году. Л.И. Денисов  " Православные монастыри Российской империи " , 1908 г. На берегу Мсты в городе Боровичи стоит один из древнейших русских монастырей - Свято-Духов. Он был основан монахами-отшельниками и подвижниками, искавшими уединения, в очень древние времена. Место это было тихое, красивое, уединённое, за то и выбрали его будущие насельники. С трёх сторон равнину, на которой стали строить монастырь, закрывали холмы, поросшие хвойным лесом. Они укрывали местность от сильных ветров, а с юго-западной стороны река Мста защищала от нежеланных " гостей " . Точная дата основания обители неизвестна. В 1732 году архивы монастыря погибли при пожаре, но то, что он является одним из древнейших на Русской земле, сомнений не вызывает. На древней раке с мощами святого Иакова указано, что Свято-Духов монастырь был основан в 1327 году, от этой даты и отталкиваются исследователи. Прославился же монастырь в XVI веке, когда сюда, в 1544 году, были перенесены мощи святого Иакова. Дубовая колода, в которой лежало тело юноши, на льдине пристала к берегу в 1540-м году. Жители Боровичей, не разобравшись, оттолкнули её от берега на середину реки Мсты. Но льдина вновь прибилась к берегу, после этого мощи были отнесены в часовню, а в 1544 году - в Свято-Духов монастырь. После того как в 1572 году были документально зафиксированы первые исцеления от мощей Иакова Боровичского (а скорее всего, подобные исцеления происходили и раньше, просто в летописях они не фиксировались), дела монастыря пошли в гору. Царь Иван Грозный, который весьма почитал новоявленных святых, наделил обитель угодьями и землями.

http://sobory.ru/article/?object=05290

В 1488 году последовал вклад в монастырь от Дашки Яцковича Хребтовича, который передал монастырю « ч[е]л[ове]ка данника [с]вое[го] отчиного въ щерсехъ на имя маронка михалковича съ его братаничомъ иванцомъ съ данью медовою и со всими податками и зъ службою тяглою со всемъ съ тымъ что къ той земъли прислухало и прислухаетъ» . Вкладная грамота, написанная на пергаменте, ее копия и копия актовой записи хранились в монастырском архиве . В настоящее время оригинал документа (ранее не публиковался) находится в НИАБ (см. приложение 4). В грамоте упомянут митрополит Киевский и всея Руси Симеон – вклад сделан в последний год его нахождения на кафедре (1481 – 1488).   В 1777 г. данный фундуш был заменен на владения подканцлера ВКЛ Иоахима Хрептовича в «Круглой Щорсовской» , или иначе «Лычицах Круглых» , которые частично уже принадлежали обители с 1775 г. Очевидно, эти обменные операции способствовали локализации владений монастыря и облегчали управление ими.   К XVbeky относится и упоминавшийся уже «заменный фундуш», согласно которому принадлежавшая обители десятина с Деревной была обменена на тяглую службу в Милошево . Инициатором такой замены стал маршалок Польского короля, надворный подскарбий ВКЛ и наместник Слонимский Ян Литавур Хребтович. Указанный заменный фундуш зафиксирован в реестре монастырского архива, где некогда хранились оригинал документа – пергаментная грамота, находящаяся ныне в НИАБ , а также ее копия и копия актовой записи 1644 г.   Во вступительной статье к реестру архивариус относит документ к 1544 г. , в самом же реестре он значится под 1562 годом . Однако обе приведенные даты надо считать ошибочными. В самой грамоте (см. Приложение 5) год ее написания не указан: имеется только число и месяц – 5 мая, а также индикт – 10. Заметим, что указанный индикт не совпадает ни с 1544 г., ни с 1562 г. Датировать документ можно исходя из хронологии назначения автора грамоты на соответствующие должности. Оказывается, что Ян Литавур Хребтович стал наместником Слонимским в 1492 г., при этом только до 1493 г. сохранял за собой должность надворного подскарбия ВКЛ . 10-й индикт соответствует именно 1492 г., который, таким образом, и следует считать временем написания заменной грамоты. В документе упоминается Лавришевский архимандрит того времени – Феодосий (Панкевич). Отметим, что под 1486 г. также имеется упоминание Лавришевского архимандрита с именем Феодосий, но без указания фамилии . Вероятно речь идет об одном и том же человеке.  

http://bogoslov.ru/article/2973415

Однако реформа в полной мере не была реализована, вскоре после 27 нояб. 1681 г. митр. Варсонофий был возвращен на К. к., Сарская и Подонская митрополия восстановлена. В XVI-XVII вв. в подклете Вознесенской ц. Крутицкого подворья производились захоронения Сарайских и Крутицких архиереев: Евфимия († 1499; перезахоронен, вероятно, в 1544), Досифея (Забелы) - в 1544 г., Симеона - в 1582 г., Геласия - в 1601 г., свт. Илариона (Григоровича) - в 1760 г. В 1636 г. на Крутицах был погребен митр. Павел II. В нижней церкви кафедрального Успенского собора в 1688 г. был похоронен митр. Варсонофий (Чертков (Еропкин)), там же, вероятно, в 1702 г.- митр. Трифиллий (Инихов). М. В. Печников 1700-1788 гг. В 1700 г. в Сарской митрополии насчитывалось 525 церквей. В 1700-1701 гг., после смерти патриарха Адриана, митр. Сарский и Подонский Трифиллий был местоблюстителем Патриаршего престола. Его преемник Иларион (Властелинский) в 1703-1711 гг. имел титул «митрополит Сарский, и Подонский, и Козельский». В 1709 г. территория епархии уменьшилась: Вязьма с частью уезда и Дудинские волости перешли в Смоленскую епархию. Тогда же в пользу государства были отняты крупнейшие «домовые вотчины» Сарского архиерейского дома в Звенигородском, в Суздальском, во Владимирском, в Тамбовском и ряде других уездов. Архиерейский дом обеднел, царский духовник свящ. Иаков Игнатьев писал, что митр. Иларион «только погребениями кормился». Поставленный на К. к. в 1711 г. преемник митр. Илариона Феодосий (Вадбольский) имел титул «епископ Сарский и Подонский». 25 янв. 1719 г. на К. к. был назначен еп. Игнатий (Смола) с возведением в сан митрополита (Игнатий еще в 1716, будучи епископом Суздальским и Юрьевским, принимал участие в управлении Патриаршей областью). С 23 февр. 1721 г. митр. Игнатий находился под следствием, 8 сент. 1721 г. был отрешен от кафедры. 10 апр. 1722 г. Сарский архиеп. Леонид (Петровский) был назначен управляющим Московской синодальной областью (епархией), в 1723 г. он стал первоприсутствующим в Московской дикастерии, образованной 16 февр.

http://pravenc.ru/text/2462071.html

При митр. свт. Макарии карьера И. С. на первых порах продолжилась: не ранее февр. 1544 г. (возможно, после 22 апр. 1544, когда чудовский архим. Михаил был хиротонисан во епископа Рязанского) он был поставлен архимандритом митрополичьего московского Чудова в честь Чуда арх. Михаила в Хонех мон-ря в Кремле. 2 нояб. 1548 г. митр. Макарий обнаружил документы суда над прп. Максимом Греком, в к-рых среди осужденных назван И. С. Книгописец был обвинен митрополитом в неканоническом поставлении (как нераскаявшийся еретик), в связи с чем в февр. 1549 г. был созван церковный Собор. Судный список И. С. сохранился в одной рукописи с судным списком Максима Грека, оба текста тесно связаны в идеологическом и текстологическом отношении (Там же. 1971. С. 20-40). Соборное деяние 1549 г. почти в равной мере направлено как против чудовского настоятеля, так и против покровительствовавшего ему бывш. митр. Иоасафа. И. С. своей вины не признал, о чем свидетельствуют его слова, цитируемые в судном списке: «Яз-деи к Данилу, бывшему митрополиту, о себе бити челом не посылывал, и дела мне до него нет - мало ли, что он пишет, то он ведает. Да и Иасафу-де есмя митрополиту о том не бивал же челом, чтоб он обо мне к Данилу посылал, то ведает Иасаф» (Там же. С. 138). Соборным решением И. С. был лишен сана архимандрита и расстрижен, после осуждения отправлен на покаяние в Нилову Сорскую пуст., где, вероятно, и скончался. (Архим. Макарий (Веретенников) высказал предположение о том, что в связи с судом над И. С. в 1549 прп. Максим Грек написал послание Собору епископов «против Исаака, волхва и обманщика». Преподобный призывает епископов передавать «смутивших паству Христову» внешней власти для наказания ( Максим Грек, прп. Соч. Каз., 1860. Ч. 1. С. 51-55).) В качестве архимандрита Чудова мон-ря И. С. вызвал неудовольствие не только церковных, но и светских властей: как пример нетребовательного и нерадивого настоятеля он упоминается в послании царя Иоанна IV Васильевича в Кириллов Белозерский монастырь (Послания Ивана Грозного. М.; Л., 1951. С. 172-173).

http://pravenc.ru/text/674758.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010