3073 Psell., IV, 348: στασιζει πρς τν νεωτραν Ρμην πρεσβυτρα, ο περ μικρ» οδ παρορασθαι ξιων, λλ περ το πρτου λγου τς εσεβεας, κα τς περ τν γαν τριδα θεολογας (Старший Рим спорит с Младшим, и не о чем-то малом· чем можно и пренебречь, а о первоначалах благочестия и о догмате Святой Троицы). 3082 Так, папа Александр в 1063 г. дал Византию, архиепископу Транийскомупривилегию на церкви и монастыри, как латинские, так и греческие, освобождающую от вмешательства светской власти. См.: Prologo, 55–57. 3091 Saad-Eddin-Effendi, traduit par Garcin de Tassy, напеч. в прил. к т. 38 сборника: Buchon. Collection des Chroniques nationales franfaises. P. 339, 343. 3092 Phrantzes. Lib. Ill, cap. Vll. P. 271–272, 279; Historia captae aTurca Constantinopolis, descripta a Leonardo Chiensi, ed Rothing., 1544 (без пагинации). 3098 Chalcocondylas. Lib. II, p. 99, ed. Bonn; Joannis AnagnostaeDe extremo Thessalonicensi excidio narratio, p. 510, ed. Bonn.; Historia captae a Turca Constantinopolis. descripta a Leonardo Chiensi, ed. 1544. 3102 Scanderbeg, warhafteigentliche und kurze Beschreibung, von Marino Barletio Stodrensi in Latein beschrieben, durch Ponicianum verteutscht. Franckfurt am Main, 1577. P. 2. 3103 Донесение Авиньонскому кардиналу, посланное тремя лицами, из которых один, флорентийский купец Жак Тетарде. был очевидцем взятия Константинополя, напеч. у Buchon. Coll. des Chron. nat. fr. T. 38. P. 326. 3108 Historia captae a Turca Constantinopolis, descripta a Leonardo Chiensi, ed. 1544. Ср.: Phrantzes. Lib. Ill, cap. VIII, p. 289, ed. Bonn. 3122 Таковы константинопольцы, перешедшие к Баязету под давлением голода. См.: Chalcocondylas. Lib. II, p. 83, ed. Bonn. 3123 Донесение Лоредано, напеч. у Laugier. Histoire de Republique de Venise. Paris, 1760. Т. V. P. 435. 3125 Донесение Авиньонскому кардиналу, см.: Buchon. Coll. des Chron, nation. Iran?. T. 38. P. 327. 3139 Харадж государству с немусульман в 1550 г. равнялся 1 500 ООО дукатов, в 1554 г. – 2 ООО ООО дукатов, в 1590 г. – 3 ООО ООО дукатов и т. д,

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Skabal...

2). Попытки кард. Альберта воспрепятствовать деятельности Й. сперва при помощи своего посольства, а затем посредством обращения к суду имп. Карла V не имели успеха; убедившись, что большая часть жителей настроена враждебно по отношению к нему, кардинал распорядился в кон. 1541 г. вывезти из Галле церковные реликвии, опечатать кафедральный собор и, оставив для наблюдения за ситуацией своего наместника, более не предпринимал никаких действий против проповедников ( Delius. 1952. S. 83-88). Хотя первоначально Й. был послан в Галле на неск. месяцев, в ходе своей деятельности он убедился, что для полного реформирования религ. жизни в городе требуется более продолжительное время. Понимая важное значение Галле как крупного города (его население в XVI в. составляло более 12 тыс. чел.) и бывш. резиденции архиеп. Альберта, Лютер поддержал предложение Й. о его переселении из Виттенберга в Галле (см.: Luther M. WA: BW. Bd. 10. S. 677-678). После длительных переговоров к сер. 1544 г. курфюрст окончательно освободил Й. от обязанностей пробста в Виттенберге и одобрил его назначение в Галле (см.: Lehmann. 1963. P. 142-145; Woglast. 2009. S. 97-98). В кон. 1544 г. городской совет Галле официально объявил Й. суперинтендантом (Superattendent) и главным пастором (Seelsorger) города (текст акта см.: Dreyhaupt. 1755. S. 986-987); нек-рые протестанты Галле именовали его даже «епископом» (JJBW. Bd. 2. S. 134), хотя сам Й. никогда не использовал этот титул (ср.: Delius. 1952. S. 95-97). Первые годы пребывания Й. в Галле были омрачены постоянной борьбой с католич. партией в городском совете, приверженцы к-рой стремились ограничить его влияние на городскую жизнь. В кон. 1541 г. Й. удалось добиться избрания виттенбергского юриста Килиана Гольдштайна на пост синдика ( Delius. 1952. S. 87-89; Lehmann. 1963. P. 128-130); благодаря этому он смог более радикально реформировать церковную жизнь Галле при поддержке большинства членов городского совета: в 1542-1544 гг. Й. разработал устав протестант. общины Галле, составил краткий катехизис, установил регулярное чтение лекций по Свящ.

http://pravenc.ru/text/1238025.html

Русская иерархия XVI века Епископ Суздальский Иона (Собина; 1544–1548) В 1544 году 21 февраля на место скончавшегося Суздальского епископа Ферапонта (1539–1543) Митрополит Макарий (†1563; пам. 30 дек.) с Собором архиереев поставил из архимандритов Чудова монастыря владыку Иону (Собину) 788 . Его настоятельство в кремлевской обители П. Строев датирует 1518–1544 годами 789 . Однако самое раннее упоминание об игумене Ионе встречается в монастырской купчей грамоте, датируемой январем 1516 года 790 , что позволяет отодвинуть дату его возведения в архимандриты по крайней мере на два года ранее. К этому времени ему было более 30 лет, условно – около 40 лет. Таким образом, можно предположить, что родился он при Митрополите Геронтии (1473–1489) и при Великом князе Иоанне III (1462–1505). Очевидно, будущий Владыка принял монашеский постриг в Чудовом монастыре. Подвизаясь здесь, он мог видеть сведенного с престола Новгородского архиепископа Геннадия (†1505; пам. 4 дек.), который после своей кончины был погребен в гробнице основателя Чудова монастыря, святителя Алексия (†1378; пам. 12 февр.). Возведение инока Ионы в Чудовские архимандриты совершил Митрополит Варлаам (1511–1522). Сохранились некоторые сведения, относящиеся ко времени его настоятельства. При архимандрите Ионе в монастырь давались земельные вклады и приобретались имения 791 . Из вкладов в виде книг следует назвать пергаменный сборник XIV века с поучениями аввы Дорофея 792 . В 1543 году певчий дьяк Митрополита Макария Филипп, принявший постриг с именем Феодосия, дал в Чудов монастырь Кормчую книгу 1499 года «по своей души при архимандрите Ионе» 793 . Раннее же летописное упоминание об архимандрите Ионе относится к осени 1518 года, когда в Чудовом монастыре произошло исцеление «человека разслаблена» у мощей Митрополита Алексия. Летописец отмечает, что это произошло во время Великого князя Василия III, Митрополита Варлаама «и архимандрита Ионы честнейшиа тоя обители» 794 . В 1519 году произошли новые чудеса-исцеления у гроба святителя Алексия. Чудовский настоятель сообщил об этом Великому князю и Митрополиту, который затем соборне совершил молебенное пение у святых мощей Чудотворца 795 . В 1535 году в Чудовом монастыре сонм духовенства совершил переложение мощей святителя Алексия «в раку сребряну». В летописи вслед за именами иерархов, участников этих торжеств, назван также и «архимандрит Иона обители тоа» 796 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

В окт. того же года Червини был дарован титул кардинала-пресвитера римской ц. Санта-Кроче-ин-Джерузалемме. В февр. 1544 г. он был переведен на епископскую кафедру Губбио (Умбрия), в 1546 г. стал членом Конгрегации инквизиции. Будучи кардиналом, Червини покровительствовал занятиям гуманистов (подробнее см.: Mouren R. La lecture assidue des classiques: Marcello Cervini et Piero Vettori//Humanisme et Église en Italie et en France méridionale (XVe siècle - milieu du XVIe siècle)/Éd. P. Gilli. R., 2004. P. 433-463). Червини сыграл важную роль в организации переговоров имп. Карла V и папы Римского Павла III в Лукке (12-18 сент. 1541), а также провел встречу с представителями французского короля и императора в Болонье (осень 1541). Он отказался поддержать проект по передаче Миланского герцогства внуку папы Павла III Оттавио Фарнезе, сеньору Камерино, и попытался отговорить понтифика от этого плана, грозившего ухудшением отношений с императором. Это стало причиной конфликта с кард. А. Фарнезе, однако Павел III сохранил свое расположение к Червини. После объявления буллой от 22 мая 1542 г. о созыве Тридентского Собора (1545-1563) и подписания мирного договора в Крепи (18 сент. 1544) между Франциском I и Карлом V осенью 1544 г. папа Римский Павел III назначил кардиналов М. Червини, Реджиналда Пола и Джованни Марию Чокки дель Монте (папа Римский Юлий III в 1550-1555), активных сторонников реформы католич. Церкви, легатами на Собор; они должны были руководить его работой. Червини принял активное участие в обсуждении догматических документов, принятых Собором в 1546-1547 гг.: о статусе Свящ. Писания и Свящ. Предания, о библейском каноне и признаваемых католич. Церковью переводах Библии (декрет от 8 апр. 1546), о католическом понимании первородного греха (декрет от 17 июня 1546), о равнозначной роли благодати и веры в деле спасения, источником к-рого является искупительная Жертва Христа (т. о. отвергался тезис Мартина Лютера об оправдании только верой) (декрет от 13 янв. 1547). Практически в редакции Червини (с минимальной правкой) был принят декрет о таинствах (3 марта 1547); Собор подтвердил католич.

http://pravenc.ru/text/2562320.html

Княжна Елена Николаевна, рождение 1842 † 1850 Княжна Екатерина Ильинишна, за князем Александром Борисовичем Лобановым-Ростовским Княжна Мария Ильинишна, за князем Михайлом Александровичем Голицыным Князь Алексей Васильевич рождение 1842 † 6 декабря 1849 Князь Василий Владимирович, рождение 26 мая 1841 Княжна Варвара Владимировна КОЛЕНО XXX: Княжна Евгения Дмитриевна, за Сергием Александровичем Апреяниновым Княжна Наталия Дмитриевна Князь Михайло Михайлович, рождение 1838 Князь Василий Михайлович, рождение 1840 Князь Николай Александрович рождение 25 февраля 1833 Княжна Александра Александровна, рождение 1832 Князь Пётр Владимирович, рождение 27 декабря 1816; женат на Ольге Дмитриевне Давыдовой, рождение 25 декабря 1824 КОЛЕНО XXXI: Князь Владимир Петрович, рождение 16 декабря 1848 Князь Михайло Семёнович 10) был воеводою в Казанском походе 1544 года, князь Андрей Семёнович 11) воеводою в походах: Казанском 1544 года и Шведском 1549 года; князь Юрий Семёнович 12) воеводою в двух вышесказанных походах Казанском и Шведском, и в Полоцком походе 1551 года; князь Иван Андреевич Шибан 23), был воеводою в походах: Казанском 1544 года и Полоцком 1551 года, а в преклонных летах находился воеводою в Воронеже, где был убит казаками, учинившими набег на Воронеж, в 1590 году. Князь Тимофей Иванович 28), служил воеводою почти во всех войнах при Царе Иоанне IV, а потом находился окольничим; князь Данило Иванович 36) принимал деятельное участие в событиях эпохи междуцарствия, а по восшествии на престол Царя Михаила Феодоровича находился окольничим. Боярин князь Владимир Тимофеевич 42) и брат его боярин князь Фёдор Тимофеевич были из числа главных деятелей эпохи междуцарствия; дочь боярина князя Владимира Тимофеевича, княжна Мария Владимировна была первою супругою Царя Михаила Феодоровича; обручение совершено было 12 июля 1624 года; бракосочетание последовало 19 сентября, а 7 января года юная Царица скончалась. 54 Князь Алексей Григорьевич 46) был, по супруге своей, свояком Царю Василю Иоанновичу Шуйскому.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

[Кастеллион, Шатийон; франц. Castellio, Castellion, Châtillon] Себастьен (1515, Сен-Мартен-дю-Френ, совр. деп. Эн, Франция - 29.12.1563, Базель, Швейцария), протестант. богослов, последователь Ж. Кальвина (1509-1564), позднее его противник. Происходил из крестьянской семьи. В 1536-1539 гг. учился в Лионе, в коллегии Св. Троицы; входил в кружок гуманистов, последователей Эразма Роттердамского († 1536), участвовал в работе над переводами античных авторов. Под впечатлением от «Наставлений в христианской вере» Кальвина перешел в протестантскую веру. С 1540 г. сотрудничал с Кальвином и жил в его доме в Страсбурге, затем последовал за ним в Женеву. В 1541-1544 гг. преподавал в основанной Кальвином коллегии в Женеве. В 1542-1543 гг. составил латино-франц. «Священные диалоги» (Dialogi sacri), учебное пособие по языку и текстам ВЗ, а также основам евангелической морали. В 1544 г. К. выразил желание стать пастором. Городской совет согласился дать ему должность, однако во время его беседы с др. пасторами выяснилось, что он не во всем согласен с вероучением Кальвина. К. считал, что Книга Песни Песней Соломона не имеет религ. смысла, а является простой любовной поэмой древности и потому должна быть исключена из библейского канона. Он также не соглашался с учением Кальвина о сошествии Христа во ад, полагая, что сошествие должно пониматься в строгом, букв. смысле. К. было отказано как в должности пастора, так и в праве преподавать, поскольку Кальвин считал недопустимым, чтобы юношам внушались идеи, не согласующиеся с принятым в Женеве вероисповеданием. После безуспешных попыток получить должность в Лозанне К. 30 мая 1544 г., во время заседания Конгрегации, упрекнул пасторов в том, что они отступили от идеала евангельского служения. По настоянию Кальвина Малый совет принял решение изгнать К. из Женевы. Несколько лет он скитался в поисках работы. Впосл., поселившись в Базеле, работал корректором в одном из издательств; в 1553 г. получил в Базельском университете звание магистра искусств и место профессора греч. языка.

http://pravenc.ru/text/1681307.html

Русская иерархия XVI века Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 37, 2003 7 августа, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 37, 2003 История русской иерархии еще не написана, биографические справочники еще не созданы, хотя, несомненно, различные публикации в этой области имеются и ее необходимо развивать далее. Это большое поле научной деятельности, причем не для одного исследователя. Как некоторый вклад в решение этих задач церковно-исторической науки ниже предлагаются два очерка о двух иерархах, рукоположенных святителем Макарием (†1563; пам. 30 дек.). Епископ Трифон был постриженником обители преподобного Иосифа Волоцкого, а владыка Афанасий — Кирилло-Белозерской. В их жизненных путях есть много общего; один сменил другого на Суздальской кафедре, а позднее — на Полоцкой. Но следует отметить, что смены архиерейских кафедр в Древней Руси нехарактерны, как и призвание к служению иерархов, пребывающих на покое. Время их архиерейства приходится на конец первосвятительства Митрополита Макария и первые годы после него, когда в стране началась опричнина, острее стали сказываться тяготы Ливонской войны. Епископ Суздальский Трифон, впоследствии архиепископ Полоцкий После кончины епископа Суздальского Ионы (Собины; 1544–1548) его преемником был избран настоятель Симонова монастыря архимандрит Трифон (Ступишин) 1 . Имя его матери — инокиня Антонида 2 , отца — инок Вассиан (Ступишин); он подвизался вместе со своим сыном в обители преподобного Иосифа Волоцкого (†1515; пам. 9 сент.). Епископ Рязанский Леонид в послании царю Феодору Иоанновичу (1584–1598) называет иерархов-постриженников Волоколамской обители; среди них — Полоцкий архиепископ Трифон 3 . До своего архиерейства он был недолгое время настоятелем Никольского монастыря (1542–1544) 4 , основанного преподобным Мефодием Песношским (†1392; пам. 14 июня). Самая ранняя известная грамота Митрополита Макария была дана им при игумене Трифоне Песношскому монастырю о пошлинах с приписных к обители сельских храмов 5 . После недолгого пребывания на Песноши он был переведен в Симонову обитель (1544–1549) 6 .

http://pravmir.ru/russkaya-ierarhiya-xvi...

9 апреля того же года, по наказу великого князя Ивана Васильевича (IV) рязанский дворецкий Василий Михаилович Тучков выменил у Кириллова монастыря для великого князя монастырскую деревню Аникиево, находившуюся в Вологоцком уезде, в Ракуле на реке Падушке (или «Пашдуне»). Взамен этой деревни монастырь получил деревню великого князя Шалавино,в том же уезде, в Городском стану 1043 . Во владении монастыря эта деревня однако, состояла не долго. В том же (7051) году игумен Афанасий сбыл ее вместе с пожнею (приблизительно) в 500 квадратных саженей Преосв. Алексию, епископу Пермскому и Вологодскому, получив взамен ее в Городском стану в Ракульской трети пожню (той же величины) и деревню Лукьяново 1044 . В 1544 году (7052) игумен Афанасий с братьею приобрели для монастыря у Константина Михаиловича Батюшкова его «пожню Якушевскую Кривого за рекою за Волгушею» к своему селу Куралгину. Взамен этой пожня игумен Афанасий и старец Исаия отдали Батюшкову пожню Манясовскую за рекою Волгушею к деревне к Муханову и 2 рубля денег 1045 . В сентябре 1544 (7053) года Данило Степанов сын дал (старцам Кириллова монастыря «Ферапонту да Никентию», когда они были в Дмитрове) свой анбар соляной (в Дмитрове) в соляном ряду «с сторону с левую анбар Василия Бочкина (Бочникова), а с правую сторону анбар Нечая Полева» 1046 . 24 декабря 1544 года келарь Кириллова монастыря Никодим купил за 7 рублей у Федора Ощеры, Кирилова сына, анбар на реке Онеге, на воде (длиною поперег стены 5 сажен, а вдоль 7 сажен), находившийся подле другого анбара «с верхние стороны реки», «да половину завала, на чем стоит, да две верши у анбара, да от анбара мост плавучий к берегу, да третья бервь з берегу, а в том ему и в бервех и в мосту плаучем половину продал» 1047 . В том же 1543–4 (7052) году старица Евпраксия Яковлевская Никифорова пожертвовала по душе мужа, по себе и дочери свою вотчину полдеревни в Карголоме Часовни(н)скую 1048 . В 1545 году Петр Васильев, сын Ушакова, отказал в Кириллов монастырь наволок на реке Шексне у села Бабинского (которое он-же пожертвовал в монастырь еще при игумене Досифее), но оставить за собою право пользоваться пожнею при своей жизни 1049 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

ИОАКИМА И АННЫ с Полонища, женский, во Пскове упоминается 1544 года; упразднен после издания Духовного Регламента; а Церковь обращена была в приходскую: но с 1786 года приписана к Николаевской на Усохе. КО3МОДАМИЯНСКИЙ НА УТОПЛЕННИКАХ, мужской, иначе называемый с Утоков, упоминается с 1544 года. После Церковь оного обращена в приходскую и по Штатам 1764 года положена с окладным жалованьем: но в 1786 году упразднена. ПОКРОВСКИЙ В УГЛУ города Пскова, после именовавшийся на Проломе, упоминается с 1544 года. По Штатам 1764 года Церковь оного оставлена с окладным жалованьем без прихода, а с 1813 года приписана к Никитской с поля. СТЕФАНОВСКИЙ С ЛУГУ, мужской Монастырь на Завеличье, ниже Иоаннопредтеченского на левом берегу Великой реки построен 1546 года; упразднен до Штатов и Церковь оного приписана была к Иоаннопредтеченскому женскому Монастырю, а с 1811 года отдана городу для магазина. НИКОЛАЕВСКИЙ, мужской в Опочке, упоминается около 1560 года;. а после моровой язвы 1710 года опустел и приписан был к Святогорскому, потом к Великопустынскому Монастырю и до Шташов упразднен. ВАРВАРИНСКИЙ ИЗ – ЗА ПЕТРОВСКИХ ВОРОТ во Пскове, женский, сгорел i561 года, но возобновлен; а после Штатов упразднен и Церковь оного приписана с 1786 года к Покровской от Торгу. СРЕТЕНСКИЙ АЛЕКСАНДРОВ, женский, во Пскове упоминается 1566 года. Он разорен во время нападения Баториева 1581 года. НИКОЛАЕВСКИЙ, мужской, на реке Зарезнице в Прудской Засаде в Чирской Губе упоминается запустелым около 1566 года; в 1616 г. приписан к Печерскому Монастырю. ТРОИЦКИЙ КУДИН, мужской, Торопецкого Уезда в погосте Кудине, упоминается около 1566 года, а упразднен при Штатах 1764 года. ДЕМЬЯНСКИЙ РОЖДЕСТВЕНСКИЙ, мужской, на устье реки Демьянки, впадающей в реку Шелонь в Порховском Уезде, упоминается около 1570 года. В 1687 году приписан он был к Новгородскому Архиерейскому дому, а в 1764 году упразднен и обращен в приходскую Церковь . КРЕСТОВОЗДВИЖЕНСКИЙ, мужской, в Пригороде Выборе разорен во время Баториева нашествия 1581 года и после был приписан к Снетогорскому Монастырю.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

1854 г.; “Ист. Росс. Иер.», II, 111; VI, 600; Ратшин, 260; Проценко, “М-ри в России», 54; “Словарь ист. о свят.», 242; “Истор. и топогр. опис. город. Москов. губ.», 112; Шевырев, “Поезд. в Кирил.-Белозер. мон.», I, 7; “Путев. зап. о Троиц. лавре», 7; “Воен. стат. обозр. Москов. губ.», 219; “Извл. из отч. Об.-Пр. св. Син.», 1839 г., 104 (пожертв. 70 десят. земли); 1842 г., 96 (надел. лесом); “Москов. губ. в.», 1841 г., 41 (Троиц. дорога; краткое опис.); Строев, “Спис. иер. и настоят.», 231, 39; Макарий, “Ист. Р. Ц.», IV, 181, 216; Калачов, “Писцов. кн. XVI ст.», I, Отд. 1, 79 (опись м-ря; 2 дерев. церкви: Покрова и теплая св. Николая), 85 (влад. старицы м-ря Дорофеи Ладыгиной), 239 (опись м-ря; 16 келий, 2 церкви); “Чтения в И. Общ. ист.», 1865 г., IV, смесь, 124 (приписан к Тр.-Сергиев. м-рю по грам. 1544 и 1551 г.), 125 (вотчины м-ря); 1873 г., III, смесь, 184 (игум. Вера Головина, 1855–58 г.); 1878 г., IV, ист. опис. Тр.-Серг. лавры, 179 (приписан в 1544 г.); “Полн. собр. лет.», VI, 120 (житие св. Сергия; Варфоломей и брат его Стефан постриглись у Покрова); “Опис. Москов. архива Мин. Юстиции», II, книги дозорн., переписн. и проч., к 107 (опись м-ря и его владений 1680 г.). 1344. Христорождественский, женский, ныне приходская церковь , в гор. Балахне, Нижегородской губ. История его неизвестна, но уже существовал в полов. XVI ст. и получил от царя Иоанна Вас. Грозного две грамоты, подтвержденные в 1606 г. Вас. Шуйским и в 1646, 1677, 1685 год. Этими грамотами, между прочим, назначалась руга на содержание монахинь, но в 1729 г. выдача прекращена, почему причт получил себе приход, а старицы жили только подаянием. М-рь обращен в приход в 1764 г. “Ист. Pocc. Иер.», III, 342; Ратшин, 365; Строев, “Спис. иер. и настоят.», 630; Макарий, “Ист. Р. Ц.», VII, 17; Макарий, “Памят. церк. древн.», в “Зап. И. Археол. Общ.», 1857 г., X, 284. 1345. Христорождественский или Рождественский на поле у Скуделен, а также на Божьем Дому, мужской, ныне кладбищенская церковь в Новгороде, в ½ вер.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010