Когда стали благоговейно лобызать нетленное и чистое тело, то явились чудесные исцеления. Донесли о том Новгородскому архипастырю. В июне 1544 г. по распоряжению архиепископа Феодосия Софийским священником Иоанном в присутствии многих духовных и светских лиц освидетельствованы были мощи праведника и совершившиеся при них чудеса. От 6 октября 1544 г. архиепископ грамотою благословил перенести мощи из часовни, где стояли они, в ближний храм монастыря Святаго Духа. Вместе с тем предписано совершать торжественное служение в день перенесения мощей. После того потекли от мощей праведника потоки чудес. В 1572 г. Новгородский архиепископ поручил строго проверить на месте рассказы о чудесах. Посланные донесли, что при мощах святого Иакова совершается «множество исцелений». Славеницкий в свое время писал: «Учиниша письмени предавати чудеса и егда их наполнися осьмдесят и осмь седмиц, престаша писати». 2 Во вновь устроенной церкви Сошествия Святаго Духа, в селении Боровичи, мощи покоились более ста лет, до тех пор, когда патриарх Никон соорудил великолепную обитель Иверскую, по образцу Афонской. Он перенес с большим торжеством нетленные мощи блаженного отрока в храм Богоматери по тому соображению, что они явились в день празднования чудотворной ее иконы Иверской. Перенесение мощей было в 1657 г., и там они доселе (конец XIX века – Сост.) почивают в серебряной позлащенной раке, устроенной патриархом. Умилительны простодушные слова описавшего явление святых мощей сих, быть может, и очевидца, по той любви, которою он проникнут к святым угодникам Божиим: «Ныне мы несомненно благодарствуем блаженного Иакова, хотя и неведомо нам, кто он и откуда. Но Бог ведает раба своего и да будет наше с ним пребывание во веки, в здешней жизни и в будущей. Вновь просиял он Христовою силою чудотворений, подобно древним великим святым, и в блаженном отроке сем сильный и дивный муж пришел к нам в Русское благочестие хранить и соблюдать веру нашу во Христа. Если бы и все Святые пришли к нам в Русскую землю Государя нашего Царя, всем бы им обрелись у нас и упокоение, и похвала, и не было бы нам о том тесноты или заботы, но радость наипаче и недугов исцеление и души спасение». 4

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В конце концов в 1542 году Павел III созвал в Триденте вселенский собор. Однако его открытию помешала новая французско-испанская война (1542–1544). По условиям мира, заключенного в 1544 году, испанцы вынуждены были признать позиции Франции как великой державы, а Франциск I согласился на открытие Тридентского собора. Папы времен Тридентского собора (1545–1563) Реформация вынудила папство вновь стать духовной движущей силой, подключившейся к историческому развитию. Еще до созыва Тридентского собора началась реформаторская работа в Испании и Италии, которая и определила характер собора. Реформация, которая была процессом гораздо более широким и глубоким, чем просто католическое обновление, проходила в двух направлениях: с одной стороны, она имела теологически-религиозно-нравственный характер и, с другой – организационно-церковный и дисциплинарный. Католическая реформа затрагивала те же самые теоретические и организационные проблемы, что и Реформация, только с противоположным знаком. В то время как острие Реформации было направлено против монашеских орденов и папства (она лишала монашеские ордена их сферы деятельности и отрицала папство), католическая реформа началась с монашеских орденов и вела к укреплению принципа абсолютного авторитета папства. Католическая реформа обновила идеал монашества, его организацию. Она породила новые, боевые монашеские ордена, которые приближались к церковному идеалу. Из монашеских орденов нового типа первым появился в 1527 году орден театинцев, основанный Петром Карафой, архиепископом Театы, ставшим впоследствии папой Павлом IV. Из францисканского ордена в 1526 году выделился строгий орден капуцинов. В 1530 году в Милане сформировался орден барбанитов, ставивший своей целью благородную деятельность по попечительству над бедными и уходу за больными. В это же время возник и орден святой Урсулы, в задачу которого входило воспитание девушек в новом духе. В 1540 году тоже для ухода за больными возник орден милосердия. Эти духовные ордена стали образцами и популяризаторами религиозности нового типа, наполненной социальным содержанием.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

1553 - кардинал-епископ Остии и Веллетри, декан коллегии кардиналов). 9 марта 1537 г. на специально созванном заседании в присутствии папы Римского Павла III и мн. членов папской курии был зачитан подписанный всеми членами комиссии итоговый доклад, впосл. получивший известность под названием «Рекомендации по исправлению Церкви» (Consilium de emendanda Ecclesia; текст см.: CTrident. Vol. 12. P. 131-145). Представленная программа реформ предполагала меры по усилению контроля над приходским духовенством, повышению образовательного уровня клириков, реформированию Римской курии; ключевая роль в осуществлении реформ отводилась Папскому престолу. В «Рекомендациях…» впервые открыто перечислялись церковные злоупотребления: держание неск. церковных бенефициев, передача бенефициев по наследству и их резервация, симония, отсутствие епископов в своих диоцезах, неоправданные диспенсации и нарушения дисциплины, злоупотребления в распространении индульгенций и др. Также в документе говорилось о нехватке в приходах священников, принимающих исповеди, низком уровне образования клириков, недостатке образованных проповедников, малочисленности школ, предназначенных как для мирян, так и для буд. священников, неразвитой системе католич. книгопечатания. Сторонник активных действий против инакомыслия, Караффа был одним из вдохновителей создания рим. инквизиции . В должности главного инквизитора он возглавил Конгрегацию римской и вселенской инквизиции, учрежденную папой Павлом III (булла «Licet ab initio» от 21 июля 1542). Помимо еретиков под подозрение Караффы попадали и те, кто не совпадали с ним в политических взглядах. Непримиримый противник Габсбургов, кардинал принимал участие в составлении текста папского бреве от 24 авг. 1544 г., в к-ром папа Павел III довольно резко упрекнул имп. Карла V за уступки, сделанные нем. лютеранам на Шпайерском рейхстаге 1544 г. В 1547 г. Караффа пытался подтолкнуть папу к оккупации Неаполитанского королевства, воспользовавшись восстанием в Неаполе, к-рое началось из-за недовольства введением инквизиции.

http://pravenc.ru/text/2578529.html

В преданиях И. предстает также крестьянином, судовщиком (бурлаком), к-рый «принял Христа ради юродство и был убит громом» ( Голубинский. С. 88; Секретарь. 1998. С. 272-275). Прав. Иаков Боровичский. Фрагмент иконы «Собор русских святых». Кон. XVIII - нач. XIX в. (МИИРК) Прав. Иаков Боровичский. Фрагмент иконы «Собор русских святых». Кон. XVIII - нач. XIX в. (МИИРК) Свящ. Иоанн и диакон в «обыске чудес» 2 июля 1544 г. писали: «Смотрили умершаго Иакова, а он лежит в мощах: глава вся цела, и плоть его присохла к костем, око левое полно, а правое половина впало, губы обе целы, а ухо левое полно, а правое поизлежало, на обеих странах плоть личная от щек оттянулась и ис(со)хла, и на лице плоть костям прис(о)хла; рука левая по локоть с костью по запястье с телом зас(о)хла, и нохти и персты - все цело... а правая рука по локоть с костью, два перста у ней, а иные поотпали, а на перстех плоть и нохти есть; а по левой стране ребра засохли с плотью; а правыя страны ребра распалися, две ребренных кости держатца с теми грудми, а прочие уды все развалилися - лежат кости обнаженны» (ГИМ. Син. 447. Л. 349-349 об.). В Сказании о чудесах от мощей И. сообщается, как, получив «обыск чудес», архиеп. Феодосий обратился к Московскому митр. св. Макарию . Тот прислал грамоту, в к-рой предписывал создать комиссию для перенесения мощей И. в новопостроенную ц. Сошествия Св. Духа в боровичском Свято-Духовом мон-ре. Второй частью Сказания о чудесах от мощей И. является грамота архиеп. Феодосия от 6 окт. 1544 г., составленная дьяком Третьяком Федоровым, согласно которой игум. новгородского Антония Римлянина монастыря Константину и свящ. Иоанну вместе с др. клириками и жителями Боровичей предписывалось перенести мощи И. из часовни на берегу Мсты в Боровичский мон-рь, положить их в раку у юж. дверей Свято-Духовской ц. и устроить над мощами гробницу. Благословлялось впредь ежегодно отмечать день перенесения мощей панихидой и обедней. Как свидетельствует 3-й документ, перенесение мощей произошло 23 окт.

http://pravenc.ru/text/200241.html

Освидетельствовав мощи Иакова, посланные «и прожитие его спрашивали тех же священник и старост и волостных людей добрых, – сколько давно туто лежит и есть ли на него туто памятухи и знахари, отколе он туто появился, и где он жил, и каково его было житье. И они сказывают: кое памятухов из роду в род нет, только сказывают от дед и прадед речь ведетца исконно из роду в род будто на весне приплыл на кре (льдине) Мстою рекою в колоде в исподней, а верхней нет, на святой неделе во вторник, а колода сгорела. А имя ему потому сведали, что он учал являтца в сновиденье старым людем многим. А нарек имя себе: меня зовут Иаковым – ангел мой Иаков брат Божий по плоти» 337 . После этого следователи приступили к собранию сведений о чудесах, совершавшихся у гроба Иакова, составили им опись, к которой приложили руки все духовные лица, присутствовавшие при осмотре мощей, и миряне, подтвердившие своим свидетельством действительность происшедших исцелений. Получив от священника и диакона этот «обыск» (от 2 июня 1544 года), архиепископ обратился с «спросом» к митрополиту Макарию, как поступить. Последний прислал архиепископу грамоту, в которой предписывал: «Нарядить новую комиссию для торжественного перенесения мощей из часовни в ближайшую церковь Святого Духа, избрать игумена честного монастыря, священника и диакона и послать их те честные и святые мощи пренести и близ стоявшие новае (новые) церкви Сшествия Святого Духа положити у сторонних (боковых) у южных дверей (и) погребален служити» 338 . Получив грамоту митрополита, архиепископ послал в Боровичи (6 октября 1544 года) игумена Антониева монастыря Константина, соборного священника и диакона и приказал им: «Изо окрестных мест согласити (им) к себе игуменов и попов и диаконов и соборне собрався пета понахиду у гроба того святого Иакова и пев понахиду те святые и честные и многочюдесные мощи пренести и близ новае церкви Сшествия Святого Духа положити у сторонних у южных дверей, да над ним тут у церкви погребален служити соборне же, да будут мощи его прежде сего в земле были, и те его честные мощи земле предати, а будута мощи его на верху земли стояти, и ныне их на верху земли положити, араку над мощами учинити и свещу (в) возглавье его поставити, да и гробницу над ним устроити и обедню по нем служити соборне».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Но, собираясь на соборы, епископы, по большей части, приглашали с собою и подчиненных им пресвитеров, даже диаконов, особенно отличавшихся умом и просвещением. Эти пресвитеры и диаконы нередко подавали свои мнения на соборах, вели состязания с еретиками и приносили своими сведениями существенную пользу при соборных рассуждениях, но всегда имели голос только совещательный, а не решительный: они считались лишь помощниками своих епископов и советниками их, и занимали на соборах вторые места, а диаконы должны были даже стоять в присутствии епископов. Окончательные же решения на соборах всегда составлялись и утверждались одними епископами. Потому то, хотя на вселенских соборах несомненно участвовали и пресвитеры и диаконы, но решения и догматы этих соборов назывались в церкви решениями и догматами только участвовавших на них епископов: например, символ веры 318-ти св. отцев первого вселенского собора (сколько именно было на нем епископов); символ веры 150-ти св. отцев второго вселенского собора (по числу епископов); догмат 630-ти св. отцев шестого вселенского собора (также по числу епископов) и проч. 1540 . По примеру древних соборов, и епископы Русской церкви весьма часто приглашали с собою на соборы и пресвитеров или, точнее, имевших степень пресвитера: архимандритов, игуменов, протоиереев, иереев, а иногда и диаконов и даже простых монахов и старцев-пустынников, вовсе не имевших священного сана. Так: а) на соборе 1491 года против еретиков жидовствующих, присутствовали, кроме епископов, – «архимандриты, и игумены, и старцы, и протопопы, и священники, и диаконы и весь священнический собор Русскиа Митрополиа» 1541 ; б) на соборах 1503, 1504, 1544, 1572 годов присутствовали епископы «со архимандриты, и со игумены, и со всем священным собором» 1542 ; в) на Виленском соборе 1509 года присутствовали: 7 епископов, 7 архимандритов, 6 игуменов, 7 протоиереев и несколько священников 1543 ; г) на большом Московском соборе 1666 года присутствовали: 3 патриарха, 14 митрополитов, 8 архиепископов, 5 епископов, 25 архимандритов, 6 игуменов и 25 протопопов 1544 . – Случалось и у нас, что лица, не имевшие епископского сана, имели на соборах весьма важное значение но своим познаниям и мнениям: так, преп. Иосиф, игумен Волоколамский, просвещеннейший муж своего времени, имел даже преобладающий голос на нескольких таких соборах начала XVI века 1545 . Но окончательные решения и на наших соборах принимались и утверждались только епископами: это видно из того, например, что хотя на соборах 1503 и 1504 годов несомненно присутствовали и архимандриты и игумены и другие лица, не имевшие епископского сана, но решения этих соборов подписаны были только епископами 1546 . Впрочем, справедливость требует заметить, что иногда, по крайней мере, со второй половины XVI века под соборными решениями подписывались и у нас не одни епископы, а и архимандриты, и игумены и простые монахи и старцы 1547 . II. Предметы соборных рассуждений и решений

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/mo...

Завершение в виде яруса звона (так же как в Духовской ц. Троице-Сергиева мон-ря), кокошников и 2-главия после перестроек XVII - нач. XIX в. было заменено 4-скатной кровлей с луковичной главкой. Василий III содействовал и строительству ц. Усекновения главы св. Иоанна Предтечи (небесный покровитель Иоанна Васильевича) (1531-1534) с первым приделом, освященным во имя прп. Кирилла Белозерского. Для храма также характерны итал. черты, своеобразно переработанные элементы ордера (профилированные цоколи, 3-частные антаблементы). С воздействием венецианской школы связывают применение в обоих храмах системы пониженных подпружных арок, а также уже адаптированных местными зодчими карнизов под закомарами и круглых окон с профилированными наличниками. Декор Успенского собора повторяет бесстолпная ц. во имя равноап. кн. Владимира - усыпальница Воротынских (1554-1555). По образцу псковского зодчества храм перекрыт сложным коробовым сводом со ступенчатой распалубкой, фасады завершены рядами кокошников. Спасский собор Димитриева Прилуцкого мон-ря. 1537–1542 гг. Фотография. Кон. ХХ в. Спасский собор Димитриева Прилуцкого мон-ря. 1537–1542 гг. Фотография. Кон. ХХ в. В сер. XVI в., раньше, чем в Вологде, началось каменное строительство в пригородном Спасо-Прилуцком мон-ре. Собор во имя Спаса Всемилостивого (1537-1542) по размерам превосходит соборы Кириллова Белозерского и Ферапонтова мон-рей; типологически близок к московским постройкам 1-й пол. XVI в., но отличается лаконизмом обработки фасадов (2-этажный кубический на высоком подклете, окружен крытой 2-ярусной галереей, завершен 5 шлемовидными главами на круглых барабанах, с оформлением стен лопатками и рядами полукруглых кокошников). 2-этажная одноглавая Введенская ц. и трапезная на общем подклете (1544-1545), вероятно, были построены также по типу церквей Кириллова Белозерского и Ферапонтова мон-рей. К архаизирующему направлению ростовской школы принадлежит Воскресенский собор (1543-1544) Горицкого мон-ря, обетный храм кнг. Евфросинии Старицкой (сохр.

http://pravenc.ru/text/155162.html

В соответствии с буллой «Initio nostri» от 22 мая 1542 г. новым местом созыва объединительного Собора был объявлен г. Тренто (лат. Tridentum) - центр церковного княжества в составе Свящ. Римской империи. Однако в том же году возобновились столкновения между французскими и императорскими войсками. После заключения при посредничестве П. мира в Крепи (осень 1544) Собор наконец начал работу (13 дек. 1545). При этом сторонники Реформации отказались принять в нем участие. Из-за разногласий между теми, кто поддерживали императора и хотели реформировать католич. Церковь, и партией папы Римского, которая стремилась отмежеваться от протестантов и укрепить позиции Рима, заседания под предлогом начавшейся эпидемии были перенесены в 1547 г. в Болонью, где продолжались до 1549 г., когда П. скончался. По настоянию имп. Карла V, не согласившегося с переносом Собора, часть епископов оставалась в Тренто. Одной из главных целей политики П. в Италии было закрепление за своими потомками герц-ства Парма и Пьяченца, к-рое до 1512 г. входило в состав Миланского герц-ства, затем - в состав Папской обл. Когда после примирения с Францией в 1544 г. имп. Карл V начал войну с протестантами в Германии, в обмен на помощь папы он согласился на передачу герцогства сыну П.- Пьетро Луиджи Фарнезе. Однако в 1547 г. тот был убит заговорщиками; права на герцогство предъявили его сын Оттавио, женатый на Маргарите, внебрачной дочери имп. Карла V, и наместник императора, правитель Милана Ферранте Гонзага; сам П. решил вернуть эти владения под управление Папского престола. П. пытался придерживаться нейтралитета между кор. Франциском I и имп. Карлом V, противоречия между к-рыми позволяли Папскому престолу вести независимую политику. В 1538 г. папа заключил союз с Венецией, Мальтийским орденом и Свящ. Римской империей против Османской империи , но в том же году объединенный союзный флот был разбит в сражении у Превезы. На основе рекомендаций Б. де Лас Касаса и др. католич. миссионеров, работавших в Новом Свете, П. издал буллу «Sublimus Deus» (от 2 июня 1537), согласно к-рой амер. индейцы признавались полноправными людьми, обращение их в рабство осуждалось, а также бреве «Pastorale Officium», предписывавшее автоматическое отлучение от Церкви любого, кто обращал индейцев в рабство. Эти решения вызвали протест Испании, и вскоре бреве было аннулировано. Для упорядочения управления церковными архивами и б-кой П. учредил должность протектора б-ки (впосл. кардинала-библиотекаря) Римской Церкви (см. ст . Ватиканская библиотека ). В 1534 г. по решению папы возобновил деятельность ун-т Сапиенца. В Риме в преддверии юбилейного года (1550; см. «Annus sanctus» ), до к-рого он не дожил, П. установил твердые цены на аренду жилья. В столкновениях с местной знатью папе удалось ослабить семейство Колонна. В 1540 г. он ввел в оборот новую монету с повышенным содержанием серебра, равную 2 гроссо и получившую название «паоло».

http://pravenc.ru/text/2578527.html

На 2016 г. митрополия насчитывала 95 приходских храмов, 200 часовен (парекклисионов и экзокклисионов). Действуют 3 мон-ря: Амбелакиотиссы мужской монастырь в честь Успения Пресв. Богородицы возле с. Козица, в 2013 г. его метохом стал муж. мон-рь Преображения Господня в с. Скала; жен. мон-рь св. Иоанна Предтечи у с. Вомвоку; жен. мон-рь Божией Матери Скоропослушницы в г. Навпакт (Δπτυχα. 2016. Σ. 763-766). Епископы Навпактские Мартирий (упом. в 343), Калликрат (упом. в 431), Ириней (упом. в 451), Антоний (упом. в 879). Митрополиты Навпактские Евстратий (1-я пол. X в.), аноним (упом. в 1026), Хрисоверг (упом. в 1093/1094), Василий (упом. в 1157), Лев Семн (упом. в 1172), Константин Манасси (70-80-е гг. XII в.), Иоанн (Андрей) Дзир (кон. XII в.), Иоанн Апокавк (1199/1200-1232), Никита Хониат (ок. 1232 - после июля 1235), Иоанн Ксир (между 1250 и 1252 - после 26 мая 1275). Митрополиты Навпактские и Артские Севастиан (митр. Янинский, 1365-1367, местоблюститель), Матфей (с июля 1367), Никита (упом. в 1377), Матфей (митр. Янинский, 1381-1385/1386, местоблюститель), Гавриил (митр. Янинский, после 23.04.1388, местоблюститель), Мартирий ( 14 февр. 1437), Геннадий (упом. в 1439), Феодосий (с 26 сент. 1451 (1456?)), Матфей (упом. в 1467), Неофит (упом. в 1476), Дорофей (упом. в 1477), Герасим Хоидас (упом. в 1480), Евфимий (упом. в 1507), Иаков (упом. в 1510, 1512), Акакий (упом. в 1516, 1520), Афанасий (упом. в 1535-1544), Кирилл (упом. в 1541), Григорий (Ксиропотаминос) (упом. в 1544), Парфений (упом. в 1546), Кирилл (упом. в 1550), Гавриил (упом. в 1561), Иоаким (до 1564 - после 1570), Дамаскин Студит (1574-1577), Митрофан (1577-1580), Парфений (1580-1581), Гавриил (Горас) (1581-1589), Макарий (1590-1600), Гавриил (1601-1632), Парфений (1632), Захария (Га(е)рганос) (1632), Лаврентий (1633-1637), Акакий (1637-1640, 1641-1643), Феодосий (Феофил Коридаллевс) (1640-1641), Галактион (1643-1647), Гавриил (1647-1660), Варфоломей (1660-1691/1692), Мелетий (Митру) (1691/1692-1696), Макарий (1697), Григорий (1697-1703), Неофит Мавромматис (1703-1722), Анатолий (1722), Иоанникий (1722-1727), Парфений (1727-1756), Паисий (1756-1769), Иаков (1769-1779), Макарий (1779-1794), Игнатий (1794-1805), Порфирий (1806-1808, 1813-1820, 1822 (1826?) - 1833), Иерофей (Тремулас) (1808-1810), Гавриил (Гагас) (1810-1813), Анфим (1820-1822 или 1826). Епископы Акарнанийские

http://pravenc.ru/text/2564582.html

и Л., которые названы «жителями Соловецкого острова» (НБ МГУ. 1350. Л. 293 об.- 294, 2-я пол. XVII в.; опубл.: Минеева С. В. Рукописная традиция Жития преподобных Зосимы и Савватия Соловецких (XVI-XVIII вв.). М., 2001. Т. 2: Тексты. С. 470-472). В Соловецком летописце И. и Л. отождествлены с «бельцами», к-рые в 1561 г. (что не согласуется с сообщением «Сказания...» о явлении мощей И. в 1544), выполняя монастырское послушание, перевозили вместе с преподобными Вассианом и Ионой Пертоминскими известь на карбасе из устья р. Двины; попавшее в сильный шторм судно утонуло ( Досифей (Немчинов). 1847. С. 29-30). По-видимому, предание о связи И. и Л. с Соловецким монастырем возникло в Соловецкой обители и не соответствовало действительности. В 1638 г. священник яренгской Никольской ц. Дионисий Телов, в челобитной патриарху жаловавшийся «на насилия» Соловецкого мон-ря из-за владения Яреньгой, писал, что соловецкие монахи назвали И. и Л. своими трудниками «облыжно» (ЧОИДР. 1884. Кн. 3. С. 12). Успение прав. Иоанна Яренгского. Клеймо иконы «Блаженные Иоанн и Лонгин Яренгские, с житием». 1695 г. (Северодвинский гор. КМ) Успение прав. Иоанна Яренгского. Клеймо иконы «Блаженные Иоанн и Лонгин Яренгские, с житием». 1695 г. (Северодвинский гор. КМ) Прав. Лонгин Яренгский. Фрагмент средника иконы «Блаженные Иоанн и Лонгин Яренгские, с житием». 1695 г. (северодвинской гор. КМ) Прав. Лонгин Яренгский. Фрагмент средника иконы «Блаженные Иоанн и Лонгин Яренгские, с житием». 1695 г. (северодвинской гор. КМ) В 1-й редакции «Сказания...» явление мощей И. отнесено к весне 1544 г. (в нек-рых списках ошибочно указан 1574). Рассказывается о том, что «старожилцы» с. Яреньга Семен Подлешей, Козма Тонкой и Иван Суровец на берегу р. Сярты нашли останки некоего человека, утонувшего в море, и похоронили его в срубе. После этого святой стал являться местным жителям, называл себя Иоанном и излечивал от тяжелых болезней. Жительница Яреньги, хотевшая по незнанию сесть на могилу святого, была отброшена от нее.

http://pravenc.ru/text/471222.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010