поиск:   разделы   рассылка Патриарх Кирилл Слово в третью годовщину интронизации в Храме Христа Спасителя Мы переживаем тревожное время Ваше Высокопреосвященство, дорогой владыка Владимир! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Дорогие отцы, братья, матушки игумении и сестры! Братья и сестры, народ наш православный! Я хотел бы сердечно поблагодарить Вас, владыка, за оглашение приветствия от имени Священного Синода и всей Полноты Русской Православной Церкви, в котором в кратких словах описано то, чем является или должно быть Патриаршее служение. Действительно, я вспоминаю слова, сказанные мной после интронизации, о том, что в центре Патриаршего служения – крест. Тогда я мог сказать эти слова, впитывая некий исторический опыт, взирая на подвиг своих предшественников, а сегодня совершенно сознательно могу сказать то же самое, опираясь на опыт трех прошедших лет, и, может быть, добавить к этому образу креста что-то еще. В силу того высокого духовного положения, которое Патриарх исторически, благодатно и канонически имеет на всем просторе Русского мира, исторической Руси, Русской Православной Церкви, он является неким средоточием, воспринимающим все сколь-нибудь значительные сигналы, исходящие от народа, от Церкви, от людей известных и неизвестных, от власть имущих и безвластных. А поскольку время, которое мы сегодня переживаем, есть время тревожное, то все эти сигналы исполнены боли, тревоги, скорби и все они концентрируются в сердце Патриарха. Наверное, ни один врач не сможет понять, как сердце может выдерживать такое, не нарушая своего физического ритма. И ответ простой, для всех нас ясный, но непонятный большинству людей, далеких от веры: все это совершается силой благодати Божией. Есть две способности реагировать на все эти воздыхания, скорби, на эти сигналы, иногда очень тревожные, исполненные драматизма, а иногда радостные, но также исполненные огромной энергии. Есть два способа защитить себя от этих сигналов, от этого движения человеческой энергии – и доброй, и злой. Можно защитить себя безразличием, стенами своей резиденции, упорядоченным образом жизни, продолжительными отпусками, лечением и всем тем, что, наверное, даже было бы понято людьми. Защитить себя и внутренним безразличием ко всему этому. Но тогда не будет Патриаршего служения, и Патриарха не будет – будет лишь внешний образ, пустоту которого люди очень скоро почувствуют. А другая модель поведения – это открывать себя, открывать свое сердце всем этим радостным и скорбным, тревожным, сокрушающим душу энергетическим потокам со всех необъятных просторов Святой Руси. Тогда никакого сердца, конечно, не хватит – не хватит, если рядом не будет стоять Господь.

http://religare.ru/2_92247.html

Предисловие Задача этого труда несложная и понятна будет всякой душе истинно христианской; эта задача – внушить учащимся детям любовь к Церкви, научить любить ее сознательно за то, что она все превозмогла и сберегла в себе тот святой огонь, который Спаситель пришел Сам низвести на землю! Горит огонь этот и поныне, и, если Бог даст, даже эта малая книжка сможет зажечь его в юных сердцах, когда по прочтении ее станет им понятно чувство умиления и благодарности за то, что соблюдена нам наша Церковь во всей красоте своей! Грустно и обидно, если при мысли об «Истории Церкви» возникает представление о заучивании известных фактов, расположенных в известном порядке, как то: последовательное перечисление семи Вселенских соборов с обозначением цели каждого и т.п. История Церкви должна запечатлеться не в одной памяти, но в сердце каждого, как таинственная история страдания ради великой бесконечной любви. Должно помнить, что все те, которые в борьбе и страдании претерпели до конца, терпели не только ради имени Божия, но нераздельно и ради Церкви Его: как во времена языческие самые страшные гонения не могли искоренить открытого исповедания Господа, так и во времена иконоборства никакие страшные гонения не могли заставить отречься от святых икон, когда их освятила Церковь , не могли заставить умолкнуть те чудные песнопения, которые именно во время преследований слагались с такой любовью в честь этих икон. При должном отношении к истории Церкви скажется во всей полноте великое значение самой Церкви и станет понятно, что ничто не может сокрушить ее и что она теперь та же, что была в те далекие времена – источник нашей лучшей радости и единственное наше земное сокровище. Наше сказание начинается с описания Рима в ту пору, когда в последний раз прибыл в Рим святой апостол Павел, и оканчивается в ту пору, когда впервые упомянуто в истории о нашей вновь просвещенной стране, и история Русской Православной Церкви сразу становится тождественной и уже нераздельной с историей русского народа.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

Происхождение праздников Казанской иконы Пресвятой Богородицы в связи с историей покорения Казани и смутного времени Московского государства Источник В Православной Русской Церкви есть два праздника в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы: один – 8-го июля, другой – 22-го октября. По происхождению своему праздники эти отечественные, русские. Они не известны ни Греческой Церкви, ни православным чужестранным Церквам Славянским племенам. На Руси оба эти праздника, особенно праздник 22-го октября 1 , весьма почитаются. Между тем происхождение праздников в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы мало известно на Руси, особенно мало известно в тех частях России, которые присоединены к ней после смутного времени Московского государства: в Киевщине, Волыни, Подолии и Белой Руси. В этих частях России не только некнижный народ, но и много грамотеи вовсе не знают происхождения праздников 22-го октября и 8-го июля, в чем мы убедились из наблюдений. Во всех русских историях, даже самых полных, как нарочно, ни слова не говорится происхождении сих народно-государственных празднеств, хотя они и непосредственно связаны с народно-государственной историей. Считаем делом нелишним пополнить «по сказаниям летописи» то, что не умышленно или умышленно пройдено молчанием. Исторические события народно-государственной жизни, послужившие основанием праздников в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы так много говорят русскому сердцу и так полны нравственных правил... Явление и прославление большей части святых чудотворных икон не только в России и Греции, но и ни Западе стоит в живой, тесной и непосредственно близкой связи с событиями народно-государственной жизни. Явления сии, нося на себе печать действия небесных, сверхъестественных, благодатных сил, показывали народу в особенно тяжелые или очень важные периоды народно-государственной жизни явное участие Промысла Божия в судьбе народа. Так, важные события Киева, Владимира и Москвы (крещение Руси, победа над Болгарами в 1164 г. и освобождение от Тамерлана в 1395г.) стоят в живой связи с образом Божией Матери Владимирской (Празд.

http://azbyka.ru/otechnik/Kliment_Fomenk...

Протоиерей Всеволод Чаплин: Этот год — особый в жизни Русской Православной Церкви 5 мая, 2014. Протоиерей Всеволод Чаплин Будем со смыслом проводить этот особый в церковной истории год. Программа «Комментарий недели» телеканала «Союз» от 4 мая 2014 года с протоиереем Всеволодом Чаплиным, председателем Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества «700-летие преподобного Сергия: смысловое празднование, народный крестный ход». Возлюбленные в Господе братья и сестры, дорогие друзья! Христос воскресе! Этот год — особый в жизни Русской Православной Церкви. Празднуется 700-летие со дня рождения преподобного Сергия Радонежского, игумена Земли Русской, человека, который был одним из основателей нашей цивилизации и нашего духовного самосознания как единого народа исторической Руси, состоящего из многих наций и вбирающего в себя многие территории. Мероприятия, связанные с этим юбилейным годом, будут достаточно многообразными. Надо сказать, что во многих епархиях Русской Православной Церкви в России и за ее пределами уже проходит немало смысловых событий, которые связаны с этой памятной датой. Но сегодня очень важно, чтобы каждый человек в странах исторической Руси, каждый член Русской Православной Церкви — мирянин или священник — осознал, что для нас значит урок преподобного Сергия, что для нас значит не просто памятная дата, а тот наказ преподобного, который нам нужно исполнить в своей жизни, личной и общественной. 24 апреля в Москве состоялись слушания Всемирного Русского Народного Собора, посвященные 700-летию со дня рождения преподобного Сергия. Вот, что, в частности, было сказано в итоговом документе слушаний, которые посетили многие сотни людей, как пожилых, так и молодых, как преподавателей, так и студентов, как иерархов и духовенства, так и многочисленных мирян: «Время прихода в мир будущего старца пришлось на трудную эпоху отечественной истории, когда внутреннее разобщение стало причиной внешней зависимости Руси, а над духовной сокровищницей Православия нависла угроза ересей и инославной экспансии. Ответом на вызов трагических земных обстоятельств стало «взыскание иного града»: массовое обращение соотечественников к христианским ценностям, к аскетическому подвигу и монашескому деланию».

http://pravmir.ru/protoierey-vsevolod-ch...

Разделы портала «Азбука веры» архимандрит Симеон (Брюшвайлер) Некоторые из вас живут поблизости, другие приехали издалека. Приехать издалека, с точки зрения географической, не так уж трудно, благодаря скорости современного транспорта, но преодолеть духовную дистанцию — это уже гораздо сложнее. Однако не так важно, откуда мы прибыли, важно знать, куда мы идем и как нам достичь нашей цели. Для этого нам необходимы люди, которые, подобно проводникам в горах, смогут показать нам путь и собрать тех, кто заблудился или стоит на краю пропасти. Именно такова роль духовничества. Некоторые возражения Практика духовничества часто встречает возражения, особенно в наши дни. Приведу четыре критических замечания, которые наиболее часто можно услышать: Кто такой духовный отец? Подумаем над тем, какое место занимает духовничество в жизни Церкви. Соловьев в своем философском завещании “Три разговора”, составленном в последние месяцы жизни, излагает свои взгляды на конец времен. Он описывает, как антихрист созывает в Иерусалиме вселенский собор для объединения христиан. В большинстве своем они принимают объединение, как он его задумал, за исключением маленькой группы, противящейся ему. В ней — католики, возглавляемые папой Петром II, протестанты во главе с профессором Эрнстом Паули — известным немецким богословом. О православных сказано, что их действительным, хотя и неофициальным вождем был старец Иоанн, весьма известный среди русского народа. Избирая старца в качестве личности, представляющей Православие, Соловьев, конечно же, проявил очень глубокую интуицию, но в то же время не дал этой личности определения. И в самом деле, кто такой старец? Понять, кто такой папа или университетский профессор, относительно легко. Но кто есть старец? Его служение не учреждено канонами Церкви, но имеет пророческое измерение, к которому неприложимы внешние критерии. К старцу можно применить евангельские слова: Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа ( Ин. 3:8 ). К истинному старцу можно отнести слова преподобного Силуана Афонского : “Совершенные ничего не говорят от себя, но что Дух им внушает” 1 . И такие люди встречаются редко. В отличие от старчества существует таинство исповеди, установленное Церковью, которое определяется канонами и регулируется церковной дисциплиной.

http://azbyka.ru/slushanie-boga-i-poslus...

Речь, сказанная э.-о. проф. А. И. Пономаревым на торжественном годичном Акте С.-Петербургской духовной академии 19 февраля 1887 г. « Πστις χωρς τν ργων ργ στιν – вера без дел мертва есть» ( Иак. 2:20 ). «Добрых дел есть лик, яже суть: вера, надежда, любовь, милостыня, человеколюбие» (Пролог, 16 апр.). В настоящее время, когда у нас духовное и светское правительства проявляют такую внимательную заботливость о восстановлении непосредственно деятельного участие церкви и духовенства в умственном и религиозно-нравственном просвещении русского народа, когда с этой целью сделано уже и делается так много, но еще более того предлагается, проектируется и ожидается, – в такое время представляется вполне своевременным и не лишенным некоторого практического значение вопрос: чему и как обучала и назидала русский народ наша церковь в те века, когда не было еще почти никаких правильно устроенных народных школ, ни учителей и школьных программ, ни разнообразных научно-воспитательных средств и пособий, когда народ обучался и назидался, а вместе и воспитывался – и это главное – в одном лишь храме Божием, или в келлиях благоговейных и книголюбивых иноков, когда не было также иной литературы, иной книжности, кроме церковной и церковно-богослужебной? Чему и как научался он в те века?.. Вопрос этот, взятый во всей его полноте, столько же обширный и в высшей степени интересный, сколько и крайне трудный для всестороннего и вполне беспристрастного рассмотрения, но я нахожу возможным, при настоящем случае, по крайней мере, затронуть его, обратив ваше просвещенное внимание на одну из тех церковно-учительных и церковно-богослужебных книг, которая может считаться самой важной в этом отношении и которая показывает – какое именно по преимуществу учение и как преподавалось тогда народу в храме и вне храма, и насколько оно отвечало и отвечает истинным началам и запросам христианского просвещение и гражданской жизни. Эта книга – древний славяно-русский Пролог... Кроме того, как вам известно, в наши дни святотатственная рука хулителей святой православной церкви и непризнанных, лживых учителей и вероучителей – коснулась и этой книги: одни из них издеваются над нею, кощунственно выставляя на вид некоторые яко бы нелепые сказочно-фантастические «истории», входящие в ее состав, и не находят в ней ничего, кроме этого; другие, напротив, похищают из нее целые назидательные сказание и повествование и, переделывая и искажая их в духе своего мнимо-гуманитарного учение и мировоззрения, распространяют их в народе под видом народных художественных пересказов церковных проложных чтений, как в последнем случае позволяют себе делать некоторые из наиболее ретивых не по разуму последователей графа Льва Толстого, напр.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Pono...

Рыбинск. Церковь Казанской иконы Божией Матери. Церковь Казанской иконы Церковь. Действует.   Престолы: Казанской иконы Божией Матери Год постройки:не ранее 1697. Адрес: Ярославская область, Рыбинск Координаты: 58.0445, 38.869 Проезд:Расположена в конце улицы Большая Казанская, так называемая Стрелка. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты В начале XVII в. на месте церкви располагался мужской монастырь. В 90-х годах XVII в. на месте монастыря появился " убогий дом " - богадельня. В 1697 г. при этом доме построена церковь во имя Казанской иконы Божией Матери с небольшой папертью и шатровой колокольней. Много лет храм оставался нерасписанным. Только в 1767-1768 гг. артель ярославских изографов украсила храм фресковой живописью. Замечателен по богатству исторических и бытовых подробностей нижний храмовый ярус церкви, иллюстрирующий " Сказание о Казанской иконе " , написанное митрополитом Казанским Гермогеном. На северной стене изображена встреча Казанской иконы в Москве в 1612 г., когда она прибыла с ополчением Минина и Пожарского как " великая заступница Русской земли " (в клейме изображена огромная толпа народа на фоне Московского Кремля). В 1768 г. в храме установлен резной пятиярусный иконостас, который стал одной из достопримечательностей древнего храма. В дальнем конце Большой Казанской улицы располагается комплекс Казанской церкви, построенной в 1697 году на месте упраздненного одноименного монастыря. Эта летняя церковь, сохранившаяся до наших дней, относится к типу поздних ярославских храмов. Она типологически близка к таким ярославским храмам как Никола рубленный город (1695). Основной объем храма – бесстолпный четверик, перекрытый сомкнутым сводом. С востока к нему примыкает трехапсидная алтарная часть, а с запада узкая галерея – паперть, и небольшой притвор, увенчанный ротондой и с плоским куполом. Четверик имеет два яруса окон и увенчан традиционным пятиглавием. До наших дней Казанская церковь, дошла с искажениями и утратами. Еще в конце XVIII в окна получили плоские барочные наличники с «ушками».

http://sobory.ru/article/?object=03043

С Куликовской битвой произошла замечательная перемена в настроении русского народа. Не без причины об этой битве составилось множество народных легенд и песен: русские духовные писатели также почтили её красноречивым сказанием и похвальным словом. Победой над Мамаем русские стряхнули с себя цепи, которые тяготили их двести лет. В них пробудилось сознание своей силы и могущества. Со взятием Казани и Астрахани ещё больше окрепло сознание русской силы и могущества. “Мы завоевали царство! Что скажут в свете?”, — с гордостью говорили русские 1 . Но они не очень боялись заграничных суждений. Иностранцы называли москвитян людьми гордыми, самоуверенными, говорили, что они всякое своё суждение признают вполне справедливым и не любят выслушивать возражений 2 . В глазах же русских Запад Европы давно потерял своё значение, впал в ересь. Падение Константинополя, взоры всего православного Востока, обращённые на Русь, и ожидание от неё помощи ещё более давали пищи народному русскому сознанию. Теперь установилась в России мысль, что Русское царство есть одно только христианское православное царство; в других странах господствует нечестие и неправоверие. Свободный доступ для иностранцев, с XV века очень часто посещавших Россию, путешествия русских за границу, войны Московских государей с рыцарями немецких орденов наглядным образом утверждали русских в сознании своей силы и превосходства пред иностранцами. Старец Филофей писал в своём послании великому князю Василию Ивановичу: “Мы только немного скажем о нынешнем православном царстве пресветлейшего и великостольнейшего государя нашего, единственного во всей поднебесной христианского царя, браздодержателя святых Божиих престолов, святой Вселенской и апостольской Церкви, которая просияла вместо церкви Римской и Константинопольской и утвердилась в богоспасаемом граде Москве, и которая одна во всей вселенной и лучше солнца светится. Все другие христианские царства исчезли совершенно, и совокупились в одно царство нашего государя по пророческим книгам, то есть соединились в одно Российское царство. Два Рима пали, третий стоит, а четвёртому не быть. Церкви римские пали от неверия, от аполлинариевой ереси; второго Рима церкви Константинова града разрушены агарянами, и двери их рассечены секирами и мечами. Только одного нашего государя царство благодатью Божией стоит, и этого ныне нового державного царства третьего Рима святая соборная и апостольская Церковь во всех концах вселенной во всей поднебесной яснее солнца сияет”.

http://pravmir.ru/russkaya-propoved-v-xv...

С. Черкасова Скачать epub pdf I Прииди в Русь и виждь: яко несть града, ни села, идеже не быша чудеса святого Николы, ихже не можно за множество писанию предати... Велика на Руси слава угодника Божия Николая, архиепископа греческого города Миры области Ликийской, и поистине неисчерпаема сокровищница духовного творчества нашего народа, связанного с именем святителя. В скольких былинах, песнях, стихах, поговорках, приметах... запечатлено обращение к любимому народом святому. Эта ветвь творчества – фольклорная, устная – донесла до нас и разсказ о начале прославления св. Николая в нашей земле. Имеется в виду предание о князе Аскольде. События, о которых разсказывается в нем происходили в Киеве во второй четверти IX века, то есть за сто лет до принятия христианства на Руси 1 . Другая ветвь русского духовного творчества связана с письменными памятниками, с церковно-славянской литературой, которая полноправно начала распространятся на Руси с конца X века. С одной стороны – это житийная литература, включающая как переводы греческих вариантов «Жития» так и собственно русские «Сказания» и «Повести» о св. Николае, о чудотворных образах святого. С другой стороны – богослужебная гимнография, слагавшаяся параллельно литературе житийной и прошедшая тот же путь – от заимствования греческих праздников и служб до установления русских памятей и создания русских гимнографических памятников в честь «Николы батюшки». Вопросам изучения русской гимнографии в честь св. Николая и посвящена настоящая статья. В центре нашего внимания – праздник и службы Рождеству св. Николая (29 июля/11 августа) 2 . На сегодняшний день из всех церковных памятей, связанных с именем святителя, праздник Рождества – самый загадочный. Мы не знаем когда и где впервые был установлен этот праздник. Отмечался ли он в Византии или принадлежит числу русских памятей? Какой «статус» имел он в ряду других памятей церковного года? С чем связаны разночтения дат празднования Рождества св. Николая? 3 Вопросов, связанных с историей праздника и собственно гимнографии Рождеству св. Николая очень много. Обозначить и по возможности раскрыть основные из них – это наша первая задача.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Светлый юбилей. (К СТОЛЕТИЮ ПРОСЛАВЛЕНИЯ СВ. ТИХОНА ЗАДОНСКОГО ). «От юности возлюбил еси Христа, блаженне, образ всем был еси словом, житием, любовию, духом, верою, чистотою и смирением: темже и вселился еси в небесныя обители, идеже предстоя престолу Пресвятыя Троицы, моли, Святителю Тихоне, спастися душам нашим.»  (Тропарь, глас 8-ый.) Православные русские люди, которые так любят заграницей справлять всевозможные юбилеи, и свои собственные и чужие, знают ли они, какой знаменательный и поистине светлый юбилей исполняется в нынешнем 1961-м году в день 13-го августа по нашему православному календарю? В этот день исполняется точно  сто лет  с состоявшегося в 1861-м году торжественного причтения к лику святых  Святителя Тихона, Епископа Воронежского, Задонского и всея России чудотворца, одного из величайших угодников Божиих, просиявших на нашей Русской Земле. Кем был для нас – для Русской Церкви, для нашего православного русского народа святитель Тихон, об этом достаточно ясно, с исчерпывающей полнотой, хотя и в немногих словах, говорит составленное в честь его церковное песнопение: «Православия наставниче, благочестия учителю, покаяния проповедниче, Златоустаго ревнителю, пастырю предобрый, новый России светильниче и чудотворче, паству твою добре упасл еси, и писаньми твоими вся ны наставил еси: темже венцем нетления украшен от Пастыреначальника, моли Его спастися душам нашим»   (Ин тропарь, глас 4-ый). Тут сказано в сущности все самое главное, что надо нам знать, дабы иметь представление о возвышенной личности этого великого столпа  истинного  Православия и смиренного, но вместе с тем и дерзновенного служителя  истинной  Церкви Христовой, пламенно проповедывавшего и словом и писанием  истинное  учение веры и нравственности христианской, и являвшего вместе с тем собою образ  истинно -христианского подвижнического жития. В необыкновенно живо и выразительно составленной службе святителю Тихону перед нашим мысленным взором как бы протекает вся исполненная духа благодати Божией высоко-подвижническая жизнь этого угодника Божия и обрисовывается его запечатленный высшей святостью нравственный облик.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010