Избрание епископов (в частности - предстоятеля Поместной Церкви) естественным образом регламентируется канонами Православной Церкви. Первым из правил в признанном нашей Церковью каноническом корпусе идет 1 правило Святых Апостолов, устанавливающее, что «Епископа да поставляют два или три епископа». Эта норма регламентирует только одну небольшую часть процесса избрания епископа, а именно его хиротонию - поставление. При этом толкователи уточняют, что нынешний смысл слова «хиротония» не должен смешиваться с более древним. Иоанн Зонара пишет: «В древности и самое избрание называлось хиротонией. Ибо, когда городскому народу дозволялось избирать архиереев, народ сходился, и одни желали одного, другие другого. Итак, дабы голос большего числа получил перевес, производившие избрание, говорят, протягивали руки и по ним и по ним считали избирающих каждого. Желаемый большим числом почитаем был избранным на архиерейство. Отсюда и взято наименование хиротонии; это наименование в том же смысле употребляли и отцы соборов, называя и избирание хиротонией». В отношении же хиротонии, упомянутой в Апостольском правиле, Иоанн Зонара добавляет: «Ныне хиротонией называется совершение молитв посвящения над избранным во священство и призывание на него Святаго Духа, потому что архиерей, благословляющий рукополагаемого, простирает руку». В толкованиях на это правило также интересна одна из фраз патриарха Феодора Вальсамона: «Это апостольское правило говорит о хиротонии, совершаемой архиереем в церкви, как и великий Павел говорит: руки скоро не возлагай ни на кого же, ниже приобщайся чужим грехом (1 Тим 5, 22), а не об избрании, чрез простертие рук бывшем тогда, когда избрания архиереев совершались городским народом, как говорили некоторые, последовав неписанным сказаниям». Как мы видим, классические толкователи канонического корпуса, упоминая о том, что избрание епископов в древности совершалось с участием народа, не дают точных указаний на какие-либо письменные канонические источники по данному вопросу. Но уже здесь они упоминают то, что такое избрание могло осуществляться посредством общего голосования.

http://bogoslov.ru/article/377670

Иона Маленький Хождение в Иерусалим и Царьград черного дьякона Троице-Сергиева монастыря Ионы по прозвищу Маленького Источник 1649–1652 (издаваемое впервые по полному списку) Сообщил Наместник Свято-Троицкой Сергиевой Лавры Архимандрит Леонид Путешествие Троицкого иеродиакона Ионы было издано два раза: сперва Коркуновым, в 1836 году, потом И. П. Сахаровым (Сказания русского народа, С.-Петербург, 1849, кн. VIII, стр. 159– 169). К сожалению, оба издания сделаны со списков неполных и неисправных. В издании Коркунова окончания недостает, а в издании Сахарова, для сокрытия неполноты списков, которыми он пользовался, приделан к сводному списку искусственный конец. Занимаясь объяснением текста всех наших древних паломников (до начала текущего столетия), и убедясь по некоторым признакам 1 , что конец Сахаровского издания есть именно «поддельный» (может быть найденный им в одном из списков XVII столетия), а не настоящий, я не терял надежды, что со временем должен где-нибудь найтись полный список путешествия Ионы, по своим достоин­ствам справедливо долженствующего тогда занять почетное место в ряду русских паломников XVII века. Такой список действительно и обрелся наконец в Погодинских рукописях, поступивших, как известно, в Императорскую публичную точную копию с которого я получил благодаря содействию досточтимого А. Ф. Бычкова. Из сличения этого списка с изданными Коркуновым и Сахаровым – оказывается, что в обоих изданиях не достает целой большой главы, в коей Иона повествует о схождении св. огня на гроб Господень и о своем благополучном возвращении на родину, в свой Троице-Сергиев монастырь, после годичного пребывания в Иерусалиме (с 10 мая 1651 по 10 мая 1652 года). Весь же рассказ Ионы обнимает собою пространство времени в три года и восемь месяцев: с марта 1649 по ноябрь 1652, из коих два года он пробыл на одном месте, именно в Терговище (в Молдавии), при иерусалимском патриархе Паисии, в свите которого он выехал из Москвы. Рассказ иеродиакона Ионы прост и обстоятелен: он не вдается ни в какие отвлеченности и описывает весьма занимательно и сердечно лишь то, что видел сам «своима очима», не относясь подобно другим, слишком доверчиво к рассказам местных «вожей», и не прерывая нити Живого рассказа никакими вставочными рассуждениями и мудрованиями, а потому самому сказание это может быть прочтено с удовольствием как теми, кто лично знаком со св.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

< >< назад > ДЕРЖАВНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО      ДЕРЖАВНОЕ строительство есть подвиг. В первоначальном, духовном смысле этого слова - " подвиг " - оно означает движение по пути нравственного самосовершенствования, неутолимое стремление к святости. Народ, идущий таким путем, воплощает в государственной и общественной жизни свои нравственные идеалы. Поэтому державное строительство невозможно без опоры на его религиозные святыни.      В последнее время стало модным представлять христианство в виде этакого расплывчатого и бесформенного мировоззрения, безвольно смиряющегося со всем происходящим вокруг. Сказано-де: " Любите врагов своих " , " не противьтесь злому " , - а посему христианин должен вроде бы безмолвно мириться с любым беззаконием и святотатством.      Подобные утверждения есть сознательная и злонамеренная ложь, распространяемая врагами Христа, Православной Церкви и нашего Отечества. Клеветой на христианство, искажениями церковного вероучения пытаются задержать процесс русского духовного возрождения, обретения народом своих исконных святынь, беззаветное служение которым на протяжении многих веков составляло цель и смысл бытия Руси. В этом (первостепенной важности!) вопросе духовной жизни народа совершен подлог, дьявольски хитрая подтасовка понятий, губительное извращение евангельского учения.      Да, христианство есть несомненно религия мира и любви, а не вражды и ненависти. Да, главнейшая заповедь христианства - это заповедь о любви, любви к Богу как к средоточию всяческого добра и блага: милосердия и долготерпения, красоты, гармонии, справедливости. Но именно потому совершенно естественно, что все, идущее вразрез с этой заповедью, все, мешающее христианину исполнять ее, должно быть ему ненавистно. И это - единственно святая ненависть: ко злу, ко греху, к страстям человеческим, к сатанинскому беззаконию. Со всем этим христианин должен быть абсолютно непримирим.       " Живи в мире с врагами, но со своими врагами, а не с врагами Божиими " , - поучает нас великий столп Православия святой Иоанн Златоуст. " Не противься злому " , - говорит Слово Божие, то есть: не ропщи, благодарно принимай все те личные скорби, болезни и искушения, которые будет угодно Господу послать тебе. Но такой призыв вовсе не означает потакания преступному равнодушию - равнодушию к судьбе Отчизны,терзаемой в тяжкий час злодеями и святотатцами. Мир со злом недопустим, и именно это имел в виду Спаситель, говоря: " Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч... " (Мф. 10: 34).

http://zavet.ru/book/ioanns04.htm

< >< назад > ТВОРЕНИЕМ ДОБРА И ПРАВДЫ      ДА НЕ СМУЩАЕТСЯ СЕРДЦЕ ваше... " - эти слова, сказанные некогда Господом Иисусом Христом в ободрение Своим оробевшим ученикам, необходимо сегодня помнить всем, болеющим душой за истерзанную смутой Русь. Ненависть и предательство, изуверная злоба и лицемерная лесть, лукавые посулы и циничные угрозы - все это не раз пускалось в ход против России и не раз еще встанет на нашем пути к Русскому Воскресению. Диавол, сатана - " враг рода человеческого " - до скончания века не уймет свои богоборческие порывы, не откажется от намерения истребить в людях благодатную искру Божественного духовного огня, но...       " Дерзайте, яко Аз победих мир " (Ин. 16: 33), - удостоверил Спаситель верных Своих в конечной победе добра и правды. Сказано это апостолам девятнадцать веков назад, сказано это и нам - борющимся сегодня за возрождение Святой Руси. " Имеющий уши - да слышит " сей пламенный Отчий призыв!            ПО ОТНОШЕНИЮ к той позиции, которую должна занимать Церковь в современном мире, существуют две неприемлемые крайности. Согласно одной из них - Церковь полностью " не от мира сего " , а потому она принципиально не может вмешиваться в какие бы то ни было мирские дела. Нелепость подобных взглядов очевидна. Достаточно сказать, что если бы такая точка зрения восторжествовала в истории, не было бы у русского народа ни Сергия Радонежского, активно способствовавшего политической централизации русских земель вокруг Москвы, ни Иосифа Волоцкого - первого приверженца " симфонии властей " духовных и светских, ни патриарха Гермогена, всемерно препятствовавшего политическим притязаниям иноверных претендентов на Российский престол, ни Иоанна Кронштадтского - грозного обличителя революционеров и мятежников.      Есть и другая крайность. Ее представители видят в Церкви чуть ли не исключительно политическую силу, которую можно использовать в борьбе за власть, перетянув на ту или иную партийную " платформу " .      Извращение здравого понимания церковности в этом случае также несомненно. Политические течения, различные общественные группы и партии часто находят в соперничестве за власть весь смысл своего существования. В лучшем случае их целью является установление того или иного общественного (или экономического) строя, утверждение какой-либо определенной модели государственного устройства. Церковь же всегда выше этого - для нее стабильная, мощная, национально осмысленная государственность является лишь средством, условием, при котором всего удобнее достигается главная цель Православия - спасение души " во всяком благочестии и чистоте " .

http://zavet.ru/book/ioanns11.htm

Некоторые из вас живут поблизости, другие приехали издалека. Приехать издалека, с точки зрения географической, не так уж трудно, благодаря скорости современного транспорта, но преодолеть духовную дистанцию - это уже гораздо сложнее. Однако не так важно, откуда мы прибыли, важно знать, куда мы идем и как нам достичь нашей цели. Для этого нам необходимы люди, которые, подобно проводникам в горах, смогут показать нам путь и собрать тех, кто заблудился или стоит на краю пропасти. Именно такова роль духовничества. Некоторые возражения Практика духовничества часто встречает возражения, особенно в наши дни. Приведу четыре критических замечания, которые наиболее часто можно услышать: 1. Цитируется Евангелие от Матфея: И отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах (Мф.23:9). 2. Идея духовничества шокирует наших современников, столь приверженных демократии и равенству. 3. Из того, что истинные духовные отцы встречаются редко, делается вывод, что можно обойтись и без них. 4. Опасности злоупотребления. Кто такой духовный отец? Подумаем над тем, какое место занимает духовничество в жизни Церкви. Соловьев в своем философском завещании " Три разговора " , составленном в последние месяцы жизни, излагает свои взгляды на конец времен. Он описывает, как антихрист созывает в Иерусалиме вселенский собор для объединения христиан. В большинстве своем они принимают объединение, как он его задумал, за исключением маленькой группы, противящейся ему. В ней - католики, возглавляемые папой Петром II, протестанты во главе с профессором Эрнстом Паули - известным немецким богословом. О православных сказано, что их действительным, хотя и неофициальным вождем был старец Иоанн, весьма известный среди русского народа. Избирая старца в качестве личности, представляющей Православие, Соловьев, конечно же, проявил очень глубокую интуицию, но в то же время не дал этой личности определения. И в самом деле, кто такой старец? Понять, кто такой папа или университетский профессор, относительно легко. Но кто есть старец? Его служение не учреждено канонами Церкви, но имеет пророческое измерение, к которому неприложимы внешние критерии. К старцу можно применить евангельские слова: Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа (Ин.3:8). К истинному старцу можно отнести слова преподобного Силуана Афонского: " Совершенные ничего не говорят от себя, но что Дух им внушает " И такие люди встречаются редко. В отличие от старчества существует таинство исповеди, установленное Церковью, которое определяется канонами и регулируется церковной дисциплиной.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/372/...

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Пророчество Исаии и призыв к покаянию патриарха Тихона 22.03.2013 Рубрика: Великий Пост Метки: Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского , Великий Пост Слово в первый день Великого поста Со страхом и трепетом стоим мы перед судом Слова Божия в эти святые дни. Те образы и имена, которые мы слышим в Великом покаянном каноне святого Андрея Критского, напоминают нам о том, что всегда и во все времена каждая душа человеческая проходит через те же самые глубокие испытания и стоит перед тем же самым, все решающим выбором, что и сто, и двести, и тысячу лет назад. И хотя слова канона написаны были тысячу лет назад, они обращены к глубине нашей совести так, как были бы произнесены Сердцеведцем Господом сегодня. Еще более удивляют нас звучащие в храме с первых дней Поста ветхозаветные чтения, и среди них, прежде всего, пророчества Исаии. Не все имеют возможность быть в храме в будни за утренними богослужениями, и я хотел бы сейчас более подробно остановиться на некоторых местах этих пророчеств, открывающих Великий Пост. То, что там сказано, как будто бы относится к нашим дням: «Слушайте, небеса, и внимай, земля, потому что Господь говорит: Я воспитал и возвысил сыновей, а они возмутились против Меня …Увы, народ грешный, народ обремененный беззакониями, племя злодеев, сыны погибельные! Оставили Господа, презрели Святаго Израилева, — повернулись назад» (Ис. 1, 24). Многие замечают, что здесь пророк изображает как будто и духовное, и материальное состояние души нашего русского народа, хотя эти слова были обращены к народу израильскому. И тем же самым болезням то же самое врачевание предлагает сегодня Господь. Когда случилась великая беда с Русской Церковью и с нашим народом, Святейший Патриарх Тихон в своем Послании ко всему русскому народу обратился с призывом к покаянию, в котором он употреблял слова пророка Исаии — те самые, что мы слышим в течение первой недели Великого Поста: «Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих…» (Ис. 1, 16). Святой Патриарх Тихон понимал, что Божией России необходим общий пост, общее говение — такое очищение души, которое одно единственное может дать спасение нашему народу. И мы знаем, что народ в массе своей не послушался голоса Божия, звучащего через ветхозаветного пророка Исаию и через современного пророка — Святейшего Патриарха Тихона: «Если же отречетесь и будете упорствовать, то меч пожрет вас» (Ис. 1, 20). Народ наш «не покаялся слезами», как сказал Святитель, поэтому Господь дал ему возможность «покаяния кровью».

http://moral.ru/prizyv-pokaianie/

Октября 25 числа, часа за три до вечера, стали мы подходить близко к Яффе, древней Иоппии, сильным ветром. Смотрим: во граде на крышах стоит множество народа. Это были все поклонники, прежде нас пришедшие, и смотревшие на нас, как мы будем попадать на берег. Вдруг мы увидели, что от берега отплыло множество малых лодок, и к нашему кораблю устремились; наши же матросы, собравши все паруса, только один парус на мачте покинули. Ветр разъигрался, море воскипело, а пристани доброй нет; и мы были все вне себя, ово от радости, что кончили морской путь, ово от страха, как можем попасть на берег. Потом подъехало к нам много малых лодок; люди в них арабы полунагие, которых мы никогда не видывали; они бросились к нам на корабль с обеих сторон, и начали поклонников хватать и в лодки бросать, ни на что не взирая, ни на слезы, ни на старость; возьмут четверо одного, и бросят прямо в лодку; не дают взять с собой никаких вещей; да и лучше делать было невозможно; потому что море разъигралось, и корабль с боку на бок валяется, и лодки их заливает. А от Российского консула приказано было, чтобы как можно скорее народ переправить на берег. Я вижу, что и до меня такожде дело доходит, и не стал дожидаться, пока меня схватят, а взял свою сумочку, и скорее сам бросился, да взял одного поклонника, четырехлетнего мальчика: ибо отец с матерью просили поберечь его. И так, нагрузивши лодку в одну минуту, отсунулись от корабля. И много испытали страха: лодка не большая, волны яко горы, а мы уже были полумертвы, и лежали все ниц лицами. Потом поднял я голову, вижу: уже близ берега, въехали за камни, и там тихо; и пристали к пристани. И тут Российский консул всех принимает, и распоряжает нашими, Восточной Церкви, христианами, и препровождает в греческий монастырь, который тут же, недалеко от пристани, находится; и давали комнаты, сколько где можно поместиться. И здесь мы проживали три дня, и ходили в церковь . Здесь служба совершается более на арабском языке. И здесь мы благодарение воздавали Всевышнему Господу Богу, что сподобил вступить на Святую обетованную Землю, где Сам Спаситель, во плоти, ходил Своими пречистыми ногами; и позабыли все страхи и ужасы, которые претерпели мы на море; только еще не получили мы совершенной радости, что еще не видим возлюбленного и многовожделенного святого града Иерусалима. Октября 28 числа, утром, пришел консул и объявил, чтобы русские были готовы в дорогу. Спустя немного времени, приходят арабы, и берут сумки у всех, которые сами не могут нести. И мою взял араб, а я пошел вслед за ним, и вышли на улицу: тут стояло множество верблюдов, коней, ослов и магарчиков (по-русски – лошаков); и брали всяк себе по надобности и силе, кто верблюда, кто коня, а другой осла, а иной магара. Я взял для себя осла, и поехал, помышляя о вшествии Господа Иисуса Христа во святый град Иерусалим на жребяти осла. 7. Селение Лида

http://azbyka.ru/otechnik/Parfenij_Ageev...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Патриарх и молодежь: разговор без дипломатии «Я очень надеюсь на вас как Патриарх. Вы — мои союзники. Я бы очень хотел вместе с вами делать то, что мы все должны сегодня сделать, возрождая жизнь нашего народа. Мы боремся за каждого человека, за его душу, за будущее нашей страны и за будущее всего мира. И я хотел бы, чтобы вы очень серьезно восприняли нашу очень важную миссию в жизни Церкви», — вот основная мысль сборника «Патриарх и молодежь: разговор без дипломатии» выступлений Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла. Патриарх и молодежь: разговор без дипломатии По благословению наместника Данилова ставропигиального мужского монастыря архимандрита Алексия (Поликарпова) От Издательства Пройдет не так много лет, и пути развития человеческого общества будут определять сегодняшние студенты и школьники. Какие внутренние принципы будут диктовать их поступки? Чем они будут руководствоваться при принятии важных решений? Ответы на эти вопросы волнуют многих, ведь от них зависит наше завтра. К несчастью, в современном мире мы слишком часто видим, как молодежь подвергается массированной пропаганде греха во всех его видах. Церковь, призванная соединять человека со Христом «в союзе любви», не может не противостоять этим разрушительным тенденциям. Поэтому сегодня необычайно важное звучание приобретает тема помощи молодежи в ее поисках высшей справедливости, собственного «я» и вечных, непреходящих идеалов жизни. Смогут ли сегодняшние юноши и девушки стать по–настоящему, искренне верующими людьми? Как они будут относиться к окружающим их людям, и что считать самым главным в жизни? От ответов на эти вопросы зависит не только судьба Церкви, но — без преувеличения — будущее нашего Отечества. «У нас нет альтернативы — мы должны идти к молодежи», — убежден Предстоятель Русской Православной Церкви. Еще будучи митрополитом Смоленским и Калининградским, он отдавал работе с молодежью много времени и сил. И сейчас молодежная проблема — одна из основных в деятельности Святейшего Патриарха. Живое, горячее слово, сказанное Первоиерархом, полное понимания и любви, поворачивает молодых к Христу, к вечным ценностям жизни, к тому, без чего она теряет смысл. Он говорит языком, понятным молодежи, не заигрывая и не поучая, как с равными. Предстоятель нашей Церкви стремится проникнуть в суть самых разных жизненных и духовных проблем нового поколения, помочь молодому человеку найти их верное решение.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=679...

Патриарх Антиохийский Иоанн X: Когда встречаются Антиохия и Москва, исчезают географические расстояния 3 февраля, 2014. Новостная служба То, что происходит сейчас, называют арабской весной. Вернувшись, я повторю сказанные в Москве слова, что весна наших стран — это встреча с другими, взаимное разделение и преодоление тягот этого мира. Весна нашего человека заключается в том, чтобы он увидел в другом брата, а не противника, — сказал Иоанн X. По завершении богослужения 26 января 2014 года в Храме Христа Спасителя Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и Блаженнейший Патриарх Антиохийский Иоанн обменялись словами приветствия. Предстоятель Антиохийской Православной Церкви сказал: Ваше Святейшество и все возлюбленные во Христе Родившемся и Воплотившемся нашего ради спасения! Я рад, приехав из земли учеников Иисуса Назарянина, принести Русской Православной Церкви и всей России добро мира о Родившемся Богомладенце. Я приехал к вам из Антиохии, которая дала всему миру слово «христианство», создав его музыку, завоевавшую бытие. Я приехал к вам с Прямой улицы в Дамаске, связанной с именем апостола Павла. Она соприкасается с городской стеной и оттуда, преодолев стены других городов, завоевала сердца людей благовестием Иисуса Христа. Я приехал к вам из Дамаска, откуда происходил Иоанн Златоуст, из Антиохийской Церкви, которая в изобилии дала вселенной исповедников и преподобных. Я прибыл сюда из Антиохии Павла и Петра, Мелетия и Феофила, Романа и Ефрема, Иоанна Дамаскина. Я приехал к вам, в Московский Патриархат, почитая вместе с вами мощи преподобного Сергия, склоняясь перед величием веры вашего народа, который взрастил из чрева веры и изобилия своего благочестия отцов Киевских пещер, мучеников последних времен и кротость преподобного Серафима Саровского, который вселился сердцах верующих Антиохии — детей и взрослых. Я приехал к вам с отцами и братьями, дабы согреть молитвой мое сердце, которое тает со свечами ваших верующих и дуновением ладана дышит в угождение Господу, прося Его, да сохранит Он молитвами Пресвятой Девы Марии и всех святых Русскую Церковь и сей прекрасный народ, да  дарует Антиохийской Церкви и ее народу Божественный мир, распространяя его повсюду.

http://pravmir.ru/patriarx-antioxijskij-...

поиск:   разделы   рассылка Крест пастырства – крест голгофский. Слово митрополита Антония Сурожского на интронизацию Патриарха Алексия Источник:  Православие и мир Слово, сказанное в храме св. мч. Иоанна Воина в Москве за всенощной 9 июня, накануне интронизации новоизбранного Патриарха Алексия Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Сначала хочу выразить вам свою большую, глубокую радость о том, что после чуть ли не тридцати лет мне посчастливилось вновь послужить в вашем храме и помолиться с вами. Благослови вас Господь за то, что пришли молиться в день всех святых и в такой знаменательный день для нас, когда готовится интронизация Патриарха Московского и всея Руси. И вот об этом я хочу сказать нечто, потому что патриарх, епископ, священник нуждается во всей любви, во всей поддержке, какую только может дать ему народ, который вокруг него, ибо крест пастырства может быть так тяжек, как был крест Христов, когда Он его нес на Голгофу, и может кончиться так же, как жизнь Спасителя, распятием. Когда Владыка Алексий дал свое согласие на то, чтобы стать патриархом, когда он принял волю всего епископата и русского народа, выраженную представителями всех епархий, монастырей, школ, различных заведений, он вступил на этот тернистый, крестный путь. До того он шел путем всякого христианина, который сознательно выбирает следование Христу. " Кто хочет по Мне идти, да отвержется себе, да возьмет крест свой и да грядет по Мне " , – говорит Господь (Мф 16: 24). " Отвергнуться себя " значит забыть про себя, уж не оглядываться на себя никогда, а только глядеть на путь Господень и выйти на служение тем, за которых Бог стал человеком, за которых Христос жил и умер. Но когда он будет завтра настолован, станет действительно таинственно Патриархом Московским и всея Руси, человеческая его жизнь придет к концу, начнётся житие. Его судьба будет перекликаться с судьбой Спасителя – в меру его сил, в меру его веры и в меру ваших молитв и поддержки. Каждый из нас, вступающий на путь епископства, встает перед лицом того разговора, который Спаситель Христос имел со Своими учениками, когда возвращался в Иерусалим на смерть.

http://religare.ru/2_60213.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010