EN Помочь «Правмиру» Фонд Фото Видео Аудио От автора Ответ специалиста Наука Наши современники Литература, история, кинематограф Герои среди нас О смерти и болезни Подростки Словарь Правмира Pravmir.com Матроны.ру Неинвалид.ру Коронавирус Главная Новости Патриарх Кирилл: За 300 лет правления династии Романовых Русь стала великим государством 6 марта, 2013. Новостная служба «Все сказанное не означает, что Романовы были святыми людьми. Только Николай II причислен к лику святых — и то не как царь, не как правитель, не как полководец, а именно как страстотерпец, по-христиански принявший смерть». 6 марта. ПРАВМИР. В день 400-летия избрания на царство Михаила Федоровича Романова, Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Патриаршем Успенском соборе Московского Кремля. По окончании Литургии Патриарх Кирилл обратился к участникам богослужения с Первосвятительским словом, сообщает пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси . «Земский собор 1613 года — это совершенно особое событие в жизни России и всей Европы, — подчеркнул Предстоятель Русской Церкви. — Когда говоришь западноевропейцам о том, что у нашей страны есть собственные истоки того, что сегодня называется демократией, и ссылаешься на земские соборы, в Отечестве нашем бывшие, для многих из них это оказывается откровением. Та самая Россия, которую всегда связывали с нарушением прав простых людей, с тиранией, с господством самодержавной власти, — внутренне, духовно, интеллектуально была способна совершить такой шаг, как всенародное избрание царя». «В Земском соборе 1613 года, как и в преодолении Смуты, особую роль сыграла Русская Церковь, — напомнил Святейший Патриарх. — Как за год до этого Церковь и народ преодолели Смуту, изгнав польских интервентов из Кремля, так и на Земском соборе Церковь и простой народ сыграли решающую роль в избрании Михаила Феодоровича Романова на всероссийский престол». «Все то, о чем мы сегодня вспоминаем, выглядит почти как эпос, — продолжил Предстоятель. — В основе избрания первого царя из семьи Романовых был действительно воинский, гражданский и духовный подвиг нашего народа. А когда все эти усилия — политические, гражданские и духовные — соединяются вместе, тогда, как показала история, Русь совершает великие деяния».

http://pravmir.ru/patriarx-kirill-za-300...

RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_60213.html 08 декабря 2008 Крест пастырства – крест голгофский. Слово митрополита Антония Сурожского на интронизацию Патриарха Алексия Источник:  http://www.pravmir.ru/article_3542.html Православие и мир Слово, сказанное в храме св. мч. Иоанна Воина в Москве за всенощной 9 июня, накануне интронизации новоизбранного Патриарха Алексия Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Сначала хочу выразить вам свою большую, глубокую радость о том, что после чуть ли не тридцати лет мне посчастливилось вновь послужить в вашем храме и помолиться с вами. Благослови вас Господь за то, что пришли молиться в день всех святых и в такой знаменательный день для нас, когда готовится интронизация Патриарха Московского и всея Руси. И вот об этом я хочу сказать нечто, потому что патриарх, епископ, священник нуждается во всей любви, во всей поддержке, какую только может дать ему народ, который вокруг него, ибо крест пастырства может быть так тяжек, как был крест Христов, когда Он его нес на Голгофу, и может кончиться так же, как жизнь Спасителя, распятием. Когда Владыка Алексий дал свое согласие на то, чтобы стать патриархом, когда он принял волю всего епископата и русского народа, выраженную представителями всех епархий, монастырей, школ, различных заведений, он вступил на этот тернистый, крестный путь. До того он шел путем всякого христианина, который сознательно выбирает следование Христу. " Кто хочет по Мне идти, да отвержется себе, да возьмет крест свой и да грядет по Мне " , – говорит Господь (Мф 16: 24). " Отвергнуться себя " значит забыть про себя, уж не оглядываться на себя никогда, а только глядеть на путь Господень и выйти на служение тем, за которых Бог стал человеком, за которых Христос жил и умер. Но когда он будет завтра настолован, станет действительно таинственно Патриархом Московским и всея Руси, человеческая его жизнь придет к концу, начнётся житие. Его судьба будет перекликаться с судьбой Спасителя – в меру его сил, в меру его веры и в меру ваших молитв и поддержки.

http://religare.ru/2_60213_1_21.html

RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_82636.html 21 января 2011 Выступление протоиерея Всеволода Чаплина на встрече членов Общественной палаты РФ с президентом России Источник:  Интерфакс-Религия Достоуважаемый Дмитрий Анатольевич! Дорогие коллеги и друзья! Прозвучала очень важная тема национальной культуры. Я думаю, она связана и с темой национального духа, национального самоопределения. И у нас в этой сфере, конечно, есть о чем порассуждать и есть что решать. Россия богата своим национальным разнообразием, и каждый живущий в ней народ нуждается во внимании государства и всего общества. Причем мировая практика показывает, что меньшинства в силу самого своего положения нуждаются в особом внимании и особой защите. Каждый народ должен иметь возможности для развития своих традиций, культуры, языка, представлений о жизни, образа жизни. Нужно, чтобы культуры всех народов нашей страны были лучше представлены в общенациональных СМИ, в системе образования, в общекультурном пространстве. У нас сегодня этого меньше, чем хотелось бы иметь. У нас есть массовая культура, унифицированная. То ли российская, то ли нероссийская. Культур народов нашей страны у нас в общекультурном пространстве мало, их должно быть больше. Я бы очень хотел, чтобы люди могли и танцевать лезгинку, и праздновать свои национальные и религиозные праздники. Естественно, в рамках закона и приличий, там и тогда, где и когда это будет приемлемо для окружающих, для всех людей. И в этом случае, уверен, люди всегда будут позитивно воспринимать наше культурное богатство и будут радоваться радостям тех, кто живет рядом с ними. Впрочем, сказанное, как мне кажется, не означает, что мы должны забывать значения для России русского народа и православного миропонимания, православной культуры. Они сформировали нас как нацию и как государство. Первыми очагами учености, культуры и мысли на Руси стали монастыри и храмы. Живопись, музыка, письменность, ставшие для всего мира символами России, возникли именно в них, задав вектор и светской российской культуре XVIII–XIX веков. Именно такой русскую культуру воспринимают во всем мире, что, в частности, недавно ясно показал визит Дмитрия Анатольевича в Святую Землю. Не случайно во многих католических храмах Франции, Бельгии, Италии можно видеть репродукции иконы Троицы преподобного Андрея Рублева или Владимирской иконы Божией Матери. Эти иконы туда принесены не российским посольством, поверьте мне, и не приходами Московского Патриархата. Сами западные христиане, особенно католики, знают и уважают нашу русскую культуру и испытывают некий трепет перед тем Ex Oriente Lumen, светом с Востока, который ими ожидается, как мне кажется, в период нынешнего мировоззренческого кризиса Запада. Главный вектор нашей культуры не смог изменить даже семидесятилетний период господства безбожной идеологии, поднявшей на знамя интернационализм, но так и не сумевшей разрешить национальные проблемы.

http://religare.ru/2_82636_1_21.html

  разделы   рассылка  распечатать 700-летие преподобного Сергия: смысловое празднование, народный крестный ход Источник:  Официальный сайт Московского Патриархата Очередной выпуск авторской передачи председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерея Всеволода ЧАПЛИНА " Комментарий недели " вышел в эфир на телеканале " Союз " 3 мая 2014 года. Возлюбленные в Господе братья и сестры, дорогие друзья! Христос воскресе! Этот год – особый в жизни Русской Православной Церкви. Празднуется 700-летие со дня рождения преподобного Сергия Радонежского, игумена Земли Русской, человека, который был одним из основателей нашей цивилизации и нашего духовного самосознания как единого народа исторической Руси, состоящего из многих наций и вбирающего в себя многие территории. Мероприятия, связанные с этим юбилейным годом, будут достаточно многообразными. Надо сказать, что во многих епархиях Русской Православной Церкви в России и за ее пределами уже проходит немало смысловых событий, которые связаны с этой памятной датой. Но сегодня очень важно, чтобы каждый человек в странах исторической Руси, каждый член Русской Православной Церкви – мирянин или священник – осознал, что для нас значит урок преподобного Сергия, что для нас значит не просто памятная дата, а тот наказ преподобного, который нам нужно исполнить в своей жизни, личной и общественной. 24 апреля в Москве состоялись слушания Всемирного русского народного собора, посвященные 700-летию со дня рождения преподобного Сергия. Вот, что, в частности, было сказано в итоговом документе слушаний, которые посетили многие сотни людей, как пожилых, так и молодых, как преподавателей, так и студентов, как иерархов и духовенства, так и многочисленных мирян: " Время прихода в мир будущего старца пришлось на трудную эпоху отечественной истории, когда внутреннее разобщение стало причиной внешней зависимости Руси, а над духовной сокровищницей Православия нависла угроза ересей и инославной экспансии. Ответом на вызов трагических земных обстоятельств стало " взыскание иного града " : массовое обращение соотечественников к христианским ценностям, к аскетическому подвигу и монашескому деланию " .

http://religare.ru/2_104309.html

  Среда 1-й седмицы Великого Поста Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского О ветхозаветных пророчествах Исаии Великое повечерие 28 февраля 1996 года   Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Со страхом и трепетом стоим мы перед судом Слова Божия в эти святые дни. Те образы и имена, которые мы слышим в Великом покаянном каноне святого Андрея Критского, напоминают нам о том, что всегда и во все времена каждая душа человеческая проходит через те же самые глубокие испытания и стоит перед тем же самым, все решающим выбором, что и сто, и двести, и тысячу лет назад. И хотя слова канона написаны были тысячу лет назад, они обращены к глубине нашей совести так, как были бы произнесены Сердцеведцем Господом сегодня. Еще более удивляют нас звучащие в храме с первых дней Поста ветхозаветные чтения, и среди них, прежде всего, пророчества Исаии. Не все имеют возможность быть в храме в будни за утренними богослужениями, и я хотел бы сейчас более подробно остановиться на некоторых местах этих пророчеств, открывающих Великий Пост. То, что там сказано, как будто бы относится к нашим дням: " Слушайте, небеса, и внимай, земля, потому что Господь говорит: Я воспитал и возвысил сыновей, а они возмутились против Меня ...Увы, народ грешный, народ обремененный беззакониями, племя злодеев, сыны погибельные! Оставили Господа, презрели Святаго Израилева, - повернулись назад " (Ис. 1, 24). Многие замечают, что здесь пророк изображает как будто и духовное, и материальное состояние души нашего русского народа, хотя эти слова были обращены к народу израильскому. И тем же самым болезням то же самое врачевание предлагает сегодня Господь. Когда случилась великая беда с Русской Церковью и с нашим народом, Святейший Патриарх Тихон в своем Послании ко всему русскому народу обратился с призывом к покаянию, в котором он употреблял слова пророка Исаии - те самые, что мы слышим в течение первой недели Великого Поста: " Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих... " (Ис. 1, 16). Святой Патриарх Тихон понимал, что Божией России необходим общий пост, общее говение - такое очищение души, которое одно единственное может дать спасение нашему народу. И мы знаем, что народ в массе своей не послушался голоса Божия, звучащего через ветхозаветного пророка Исаию и через современного пророка - Святейшего Патриарха Тихона: " Если же отречетесь и будете упорствовать, то меч пожрет вас " (Ис. 1, 20). Народ наш " не покаялся слезами " , как сказал Святитель, поэтому Господь дал ему возможность " покаяния кровью " .

http://moral.ru/propoved/Prop_VPost-1_24...

Беседа 51. Евангелие от Матфея, глава 14, 22–33. «Хождение по водам» Сегодня мы продолжаем наши беседы на радио «Радонеж» по Евангелию от Матфея. И наименование сегодняшней темы: «Хождение по водам». И мы будем читать 14-ю главу Евангелия от Матфея с 22-го по 33-й стих. Итак, в прошлый раз мы читали о насыщении хлебом и рыбою 5-ти тысяч человек, не считая женщин и детей. Конечно, такое чудо, сотворенное в пустыне, напомнило иудеям о том, как Бог питал их манною в пустыне в дни пророка Божия Моисея. Теперь, видя чудесное умножение 5-ти хлебов и 2-х рыб, они как бы воочию переживали то, что в глубокой древности пережили их отцы, выходя из Египетского плена. И им становилось более понятно то, что Бог Израиля по-прежнему обитает среди Своего народа и проявляет отеческую заботу о них. Как важно, чтобы и мы пережили веру своих отцов, чтобы в этой безысходной жизни современной России на нас повеяло бы дыханием Святой Руси. Той самой древней, Святой Руси, которая затерялась для многих и многих россиян среди суеты современного растленного и гибнущего мира. Гибнущего нравственно, экологически и духовно. Она, Святая Русь, остается, где-то там, среди белоснежных берез, в сини чистого русского неба, овеянная запахом ладана, воска, яблок и меда; она, Святая Русь, остается нашей Матерью, она, говорящая с нами в перезвоне колоколов малиновым звоном, журчащая в святых источниках, смотрящая на нас с древних образов икон, – глас, который мы слышим и в шелесте древних книг, и в движении собственной совести. «Свет невечерний» – это таинственное словосочетание как бы подводит нас к тайне надмирной и неземной, подводит при раскрытых царских вратах к тайне Царя Славы и Господа нашего Иисуса Христа. Насыщение хлебами как бы перенесло иудеев через толщу веков и столетий в дни Боговидца Моисея, когда хлеб, небесная манна падала с неба, когда Бог разговаривал с людьми. Когда над Синайской горой огненные буквы складывались в слова Божиих заповедей, как и сказано, что «весь народ видел громы и пламя, и звук трубный…» ( Исх.20:18 ). Как можно видеть громогласные звуки, если это не буквы, сотканные в слова и предложения Святого Закона Божия.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

В. Истомин В юго-западной части Замостского уезда Люблинской губернии, в 32 верстах от уездного города Замостья и в 12 верстах от заштатного города Щебрешина, располагается на горе, изобилующей многими родниками, образующими довольно значительной величины пруд, в весьма живописной местности, среди буковой рощи и множества разного рода садов, село Радочница, в котором и находится Радочницкая обитель, преобразованная в 1899 году в женскую из бывшего в означенном селе мужского монастыря с церковью во имя преподобного Антония Киево-Печерского. Судьба названного монастыря и его значение в исторической жизни Холмской Руси на столько вообще замечательны, что ознакомление с прошлым и настоящим Радочницкой обители является существенно важным и необходимым для всякого истинно русского человека. Во второй половин XVII столетия, именно в 1667 году, в селе Радочнице был основан католиками бернардинский монастырь, имевший целью ополячивание и окатоличивание совращенного в унию православного народа Холмской Руси. Миссию свою названный монастырь исполнил вообще с полным успехом и, потому население села Радочницы, русское по происхождению, является ныне вполне ополяченным и окатоличенным, забывшим свою веру православную, свою русскую народность и говорящим исключительно лишь по-польски, не смотря на то, что в соседних с селом Радочницею местностях, именно в город Щебрешине и в селах: Седлиске, Тарнове, Туробине, Отрое и др., еще и в настоящее время, до известной, по крайней мере, степени, удержалась с православным обрядом и русская речь, а также не смотря и на то, что в местностях этих, согласно исследованию Лонгинова1, русская народность даже и теперь является господствующим типом, при чем указанные местности всегда были главнейшим центром русской народности и сильнейшим оплотом православия в Холмской Руси. В виду сказанного, значение бернардинского монастыря в селе Радочнице всегда хорошо сознавалось католиками, успевшими отстоять его существование даже и тогда, когда австрийское правительство, временно владея названными местностями, закрыло не мало в них римско-католических монастырей.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В тот же день митрополит Сергий стал рассылать Послание «Пастырям и пасомым Христианской Православной Церкви». В нем было сказано: «...не первый раз приходится русскому народу выдерживать такие испытания. С Божьей помощью и на сей раз он развеет фашистскую вражью силу. Наши предки не падали духом и при худшем положении, потому что молили не о личных опасностях и выгодах, а о священном своем долге перед Родиной и верой и выходили победителями… Вспомним святых вождей русского народа, например, Александра Невского, Дмитрия Донского, полагавших свои души за народ и Родину... Если кому, то именно нам нужно помнить заповедь Христову: «Больше сея любве ничтоже имать, да кто душу свою положит за други своя»». Митрополит Сергий далее говорил: «Негоже пастырям лишь посматривать на то, что кругом делается, малодушного не ободрить, огорченного не утешить, колеблющемуся не напомнить о долге и о воле Божией … Положим же души своя вместе с нашей паствой». Послание заканчивалось торжественно, высоко, жертвенно: «Церковь Христова благословляет всех православных на защиту священных границ нашей Родины. Господь нам дарует победу». Потрясающий документ! То, о чем сначала робко, а затем более решительно заявляла советская пропаганда, Патриарший Местоблюститель написал в первые часы войны. Церковь уже определила лицо врага, указала на истоки грядущей победы, на перерастание народной войны в священную, песня о которой прозвучала на улицах Москвы через несколько дней. Слова, обращенные к «братьям и сестрам», о нашем «правом деле», о «великих предках», которые должны были вдохновить стоящих насмерть русских воинов, —  абсолютно новые формулы в устах коммунистического руководителя! — повторит 3 июля 1941 года в своем выступлении по радио Председатель Комитета Обороны Сталин. В осадные октябрьские дни 1941 года, когда до Москвы, до Кремля фашистам оставалось едва ли полсотни километров, митрополит Сергий вновь обращается к московской пастве: «Не в первый раз русский народ переживает иноплеменных, не в первый раз ему принимать и огненное крещение для спасения родной земли!» Силен враг, но и «Велик Бог земли русской» — так воскликнул Мамай на Куликовом поле, разгромленный русским воинством. «Господь даст, придется повторить этот возглас теперешнему нашему врагу».

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1203183...

Возвратившись в Москву после взятия Казани, царь Иван Васильевич, обрадованный столь важной победой над исконными врагами и некогда грозными поработителями русского народа – татарами, решил для увековечения в памяти народной как этой, так и некоторых других раннейших побед над татарами построить в Москве по тогдашнему обычаю несколько церквей во имя тех святых, в день памяти которых по церковному календарю приходились числа, в кои были одержаны эти победы. К сожалению, то летописное сказание, по которому мы излагаем историю построения собора, не указывает определенно: сколько таких достопамятных событий из истории борьбы с татарами и какие именно царь приказал увековечить построением церквей, и только кратко замечает, ,,что об этом ясно рассказано в других» каких то летописях которые до нас не дошли или, по крайней мере,, доселе нам неизвестны 1 . Место для постройки было выбрано вне Кремля, близ главных ворот его – Фроловских (ныне называемых Спасскими) у моста надо рвом 2 . Стоявшие раньше здесь деревянные церкви, в том числе пришедшую в ветхость Троицкую, царь приказал снести, и на их месте воздвигнул восемь новых: семь деревянных, окружавших восьмую – каменную. – 1 Октября 1554 года они были освящены тогдашним митрополитом московским Макарием в присутствии царя и его брата Юрия. Таким образом, первоначально созданный в память взятия Казани храм представлял из себя не девятиверховой храм (девять церквей на одном общем для всех них основании), а восемь совершенно отдельных одна от друга церквей. Впрочем, семь деревянных церквей существовали весьма не долго: Грозный по совету митрополита Макария решил заменить их каменными. Нашлись два весьма искуссных зодчих русских, по прозвищу Постник и Барма 3 , которым царь и поручил это дело. Зодчие совершенно изменили первоначальный, лишенный всякого художественного вкуса, план постройки и составили свой: они не захотели окружать большой каменный храм по-прежнему семью совершенно отдельными от него храмами, а решились прибавить еще один храм – вместо семи построить вокруг большого храма восемь, – эти девять храмов обединить, поставив их на одном общем основании, так чтобы в центре находился главный – самый большой по размерам – храм, а его окружали в строгой симметрии восемь меньших и вся группа этих храмов в виде восьмиугольной звезды представляла бы собой стройное и художественное целое.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Выступление Святейшего Патриарха Кирилла на заседании Высшего Церковного Совета 26 марта 2021 года Источник: Патриархия.ru 26 марта 2021 года под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в дистанционном формате состоялось заседание Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви. Открывая заседание, Святейший Владыка обратился к участникам со вступительным словом.      Сердечно приветствую всех членов Высшего Церковного Совета. Мы проходим через непростое время пандемии, которая, несомненно, накладывает свой отпечаток на жизнь нашего народа, нашей страны и на жизнь Церкви, в том числе на работу центрального церковного управления. Тем не менее, держа руку на пульсе, постоянно получая оперативную информацию о происходящем в Церкви, могу свидетельствовать о том, что пандемия не нарушила мирное и созидательное движение церковной жизни. Конечно, нам не удается сделать все, что мы запланировали, не удается продолжать некоторые программы с той же интенсивностью, как это было ранее, но тем не менее наш епископат, духовенство, монашествующие, активисты из числа мирян осуществляют все то, что должны осуществлять, — с полным пониманием ответственности за то служение, на которое Господь их благословил. Хотел бы сказать несколько слов о нашей сегодняшней работе. Один из вопросов, которые нам предстоит рассмотреть, — это вопрос об Экспертном совете при Патриархе по взаимодействию с исламским миром. Многие десятилетия Русская Православная Церковь активно участвует в межрелигиозном диалоге, и важнейшим направлением в этой работе остается диалог с исламским миром. Мы солидарны с представителями ислама по многим вопросам, в первую очередь таким, как защита традиционных ценностей, в том числе семейных, укрепление начал милосердия и справедливости в жизни общества. Однако подчас начинает казаться, что все правильные слова уже сказаны, все декларации приняты, и возникает вопрос: а что дальше? Вот почему нужно постоянно отслеживать все, что происходит в сфере церковных отношений с исламом, и вносить коррективы в эту траекторию, наполняя, если требуется, наши отношения новым содержанием.

http://pravoslavie.ru/138276.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010