поиск:   разделы   рассылка Протоиерей Всеволод Чаплин Выступление председателя ОВЦО на соборных слушаниях " Патриарх Гермоген, русское духовенство и Церковь в служении Отечеству " " Россия – это не " проклятая страна " , а великая держава, способная рождать личностей, умеющих перевернуть мир " 3 мая 2012 года в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла прошли соборные слушания Всемирного русского народного собора " Патриарх Гермоген, русское духовенство и Церковь в служении Отечеству " . На слушаниях выступил заместитель главы ВРНС, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин. Святейший Патриарх Кирилл сегодня произнес два очень важных слова: " гражданское действие " . Эти слова, наверное, сейчас уже тиражируются средствами массовой информации. И хорошо если так, потому что гражданское действие особенно необходимо православным русским людям, всем, кто стоит за основы традиционной нравственности, за сохранение исторического пути России и ее самобытности. Нина Борисовна Жукова сегодня прекрасно сказала, что нужно не ждать, когда начнутся очередные нападки на нас на всех, но действовать. Сказал очень правильно и господин Юрьев о том, что власть – это часть народа, и при этом значительную часть того же народа составляет Церковь. Подвиг священномученика Гермогена многому нас научает. Об этом сегодня было сказано практически всеми выступавшими. Он учит нас прежде всего единству молитвы, размышления и действия. Нам сегодня не нужно ждать новых атак, не нужно и благодушествовать, считая, что, если мы не будем будоражить общественное мнение, оно оставит нас в покое, и нам удастся безмятежно дожить до конца собственного века или до конца этой стадии человеческой истории. Теперь многие наши недруги хотели бы, чтобы православные христиане, последователи других традиционных религий России, люди, которые ощущают свою связь с традиционной нравственностью, все время уступали, все время только реагировали бы на информационные поводы и вызовы, предложенные не нами. Чтобы никогда не объединились в своих трудах и в своем гражданском действии люди, желающие видеть Россию и другие страны русского мира духовно независимыми, сильными, определяющими не только свою собственную, но и мировую повестку дня в определенной степени – а у нас есть высокая способность это делать.

http://religare.ru/2_94246.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Код жизни Чем большего гендеризма достигает западное общество, а за ним и украинское, тем ниже нравы в обществе, тем слабее духовная составляющая их жизни 03.12.2022 629 Время на чтение 7 минут Фото: Из личного архива автора В последней своей статье на РНЛ я обратил внимание читателей на то, что: 1. Чем человек и народ более духовен, тем больше главным оружием их становится людская молитва, связь народа с Господом, его духовное единство и единство Церкви, а главными воинами – небесные силы, святые молитвенники, монахи и самоотверженные единоверцы. 2. Чем человек и народ более вещественен, тем больше главным оружием их будет ложь, базар, войны, санкции. А воинами – наёмники, проходимцы, предатели, уголовники и террористы. Чем более вещественны люди и другие существа, тем всё больше они будут сближаться с бесами и сатаной. 3. «Великие укро-нацики», в отличие от украинцев, согласились стать подручными коллективного Запада в его инквизициях, афёрах и санкциях, обратившись к духу разрушения, вражды и сатанизма. Приведённые в статье частные примеры позволяют осознать, что реально существует не только жизнь тела, но также – жизнь души, как на личном уровне, так и на общественном и общенациональном. На национальном уровне существует культурная жизнь народа и его духовная жизнь. В общем случае на национальном уровне существует и два языка. Важно отметить, что язык духовной жизни не всегда может быть языком культурной земной жизни в полном объёме и наоборот. Часто они меж собой могут взаимодействовать, но иногда они могут вступать в противоречия. Посмотрим на историю бытования в России с древних времён двух языков: литературного русского языка и церковнославянского языка православной веры. На литературном русском языке писались и сказывались сказания, сказки, былины, повести и плачи, а на церковнославянском служебные книги, акафисты, послания и каноны. Совместной жизни этих языков в Русской культуре и православной вере уже более 1000 лет. И столько же лет непрерывному развитию русского языка Русской общности, её культуры и несколько больше лет – незыблемому существованию церковнославянского языка. Русская культура и Русская православной церковь за свою историю пережили несколько реформ и трудных времён смут и войн, но они без большого ущерба и потерь уверенно продолжают своё историческое движение, помогая друг другу. Связанные с этим исторические факты заслуживают того, чтобы задуматься над культурным кодом такой живучести этой пары языков. Причина этого в том, что эти два родственных языка описывают реалии разных сторон бытия Русско-российского вещественного и духовного мира, дополняя друг друга. Эти два языка дают человеку более осязаемое восприятие реальности духовного мира относительно вещественного.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/12/03/ko...

Закрыть Возсиял наш светильник К 100-летию со дня блаженной кончины святого праведного Иоанна Кронштадтского Священномученик Иоанн Восторгов   03:00 03.01.2008 1280 Время на чтение 7 минут Слово, произнесенное 6 декабря 1907 г. в Кронштадтском Андреевском соборе Повествуется в одном древнем житийном сказании, что к некоему благочестивому старцу-подвижнику приходили со всех сторон слушатели и почитатели, прося молитв, совета, благословения. Многие и о многом спрашивали его, и всем и каждому он отвечал в меру Духа, ему данного. Только один юноша, всегда посещая старца, сидел у ног его молча и ни о чем его не спрашивал. Однажды старец, заметив это, наконец, обратился к юноше с вопросом: почему он молчит и ни о чем его не спрашивает? Юноша ответил: " Отец мой! Для меня довольно только слушать и смотреть на тебя! " Старец Кронштадтский - вы знаете, о ком я говорю - разве не напоминает нам и не повторяет ли на наших глазах в течение десятков лет этого древняго старца? Неистребимо живет в душе человека потребность найти и облобызать святыню, поклониться ей, побыть в ея освящающем и поднимающем дух общении. У русскаго православнаго народа потребность эта является особенно повышенною, она заполняет и потрясает всю душу народную, господствуя над всеми другими ея интересами и запросами. И вот сюда, к чудному старцу, столько лет обращает свои взоры святая и свободолюбивая Русь. Одни к нему являлись лично, с ним молились и молятся, получают совет и благословение, получали нередко и дар чудодейственной помощи. Как их ни много, они, сравнительно со всею Русью, едва приметная часть народа. Все прочие, как юноша перед древним старцем, только созерцали это дивное видение нашего времени и радовались Божией благодати, в нем почивающей, и возгревали веру и упование, и насыщались его обильною духовною трапезою слова, молитвы, непрестаннаго поучения, - поучения его жизни, подвига, любви, щедродательности, горящей веры и горящаго слова, исходящаго из уст его. От страны глубокой полунощи, где в борьбе с суровой природою, спасаясь от врагов, нашел себе русский человек пристанище свободы и училище крепости духа и характера, возсиял наш светильник. Там некогда возросли великие духом преподобные Трифон и Феодорит, Зосима и Савватий, Герман и Кирилл и многие другие. Их духом напоенный, стоит здесь более полувека великий в простоте веры и смирении пастырь-молитвенник, - на грани русскаго царства, у полунощной столицы, на конце земли русской, у самаго моря, светя, как маяк, разбиваемым житейским кораблям среди мирских бурь и тревог житейских.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/0...

Закрыть Правые, сплотимся вокруг Президента 24.03.2016 685 Время на чтение 7 минут Тезис о сплочении граждан вокруг фигуры Президента, который очень четко и правильно высказал замглавы администрации Президента Вячеслав Володин во время выступления на дискуссионном клубе «Валдай» в Сочи в октябре 2014 с каждым днем все актуальнее. За всех граждан говорить трудно, потому что среди них есть и откровенные враги народа, но то, что это первая задача правых сил, несомненно. Здесь надо как всегда оговориться, что речь о настоящих правых в русской политической традиции, а не о так называемых «правых» либерального толка на западный манер. Также напомним, что настоящие правые в России - это те политические и общественные структуры, которые возвышают свой голос: за Русскую Православную Церковь; за сильное государство и суверенитет России; за спасение, сбережение и достоинство русского народа. Такие организации могут выступать как за одну из этих трех составляющих, так и за какую-либо их комбинацию, либо сразу за все три. Всё больше экспертов говорит о том, что наши «западные партнеры» в виду невозможности иных способов остановить Россию, взяли курс на свержение Верховной власти в России. Собственно это не скрывают и их прислужники внутри самой России. Также в последнее время сам Президент не раз указывал правоохранительным органам на необходимость усилить работу по недопущению возможных провокаций. «Я читаю ваши документы, которые регулярно готовятся - и в обобщенном виде, и конкретные указания на то, что, к сожалению, к этим выборам готовятся и наши недруги за бугром, как у нас в народе говорят», - обратился глава государства к сотрудникам ФСБ на коллегии Службы. Всё ясно. Президент в курсе, органы в курсе. Но почему же теперь надо сильнее сплотиться вокруг Президента и делать это сильнее всех должны правые? Дело вот в чём. Структура политической нации, а значит и государственной системы (государства) состоит из двух основных элементов: властная элита и народ. Разрушение связи между этими элементами, обращение одного против другого неминуемо приводит к распаду нации и разрушению прежнего государства. Нам это давно известно, в Евангелии от Марка сказано: «Если царство разделится само в себе, не может устоять царство то; и если дом разделится сам в себе, не может устоять дом тот». Эти слова Господа нашего Иисуса Христа, в том числе применимы и к государствам, и к нациям. Эту истину и грозное предупреждение Россия испытала на себе в прошлом веке дважды, когда разрушились Российская Империя и Советский Союз.

http://ruskline.ru/special_opinion/2016/...

Преподобный Евфросин Псковский (память 15/28 мая) Преподобный Евфросин Псковский В богатом прошлом нашего Отечества есть события и люди, без которых невозможно представить себе его нынешнего состояния, так же, впрочем, как нельзя осознать в полной мере глубинные течения духовной истории Отчизны без знания истории Русской Православной Церкви, ее событий и лиц. А, говоря о духовном и историческом становлении русского народа, нельзя умолчать об истории его святости, его святых. Именно поэтому о жизни тех, кто сделался, по словам апостола Петра, причастником «рода избранного, царственного священства, народа святого, людей, взятых в удел» (1 Пет. 2:9) написано и сказано много. Но парадокс (ставший, к сожалению, уже закономерностью) состоит в том, что чем больше говорится о давно минувшем историческом событии или личности, тем меньше реальных, живых очертаний угадываем мы в них. Это и понятно: ведь чем распространеннее факт, тем чаще становится он легким достоянием тех, кто предпочитает повторять уже известное, зачастую «украшая» его собственными, порой не слишком убедительными, а порой и противоречащими историческим фактам домыслами, кто не слишком заботится по-новому, всесторонне осознать древнее свидетельство, согласовать его с уже известными показаниями и новыми открытиями. Таким образом, история профанируется и, в худшем смысле этого слова, беллетризуется, а в конечном итоге о многих вещах люди, интересующиеся историей, знают лишь понаслышке, получают сведения из третьих и к тому же не слишком заботливых рук. Не минуло такой участи и знание о святом Евфросине Псковском — преподобном подвижнике, писателе. Интерес к его личности вызван тем, что во многих своих начинаниях к нему можно применить эпитет «первый»: он был первым псковским пустынножителем, он первым основал действительный общежительный «богорадный» монастырь (т.е. без обязательного вклада при поступлении в него — «Бога ради»), он первым написал письменный устав для иноков (подобные письменные уставы стали появляться только с конца XV века, уже после устава, написанного Евфросином), он был в числе немногих, кто, живя в эпоху отступления от Православия и падения Византийской империи, не сомневался в авторитете Византийской Церкви в делах веры и церковной практики.

http://pravoslavie.ru/1724.html

Скачать epub pdf 1. О вере и суевериях     Недавно мне пришлось разговаривать с молоденькой учительницей, православной американкой русского происхождения, только что проведшей некоторое время в Советском Союзе. Рассказывая о том глубоком впечатлении, которое на нее произвело общение с церковными людьми на родине ее предков, эта американка заметила, что наряду с самой искренней и чистой верой пришлось ей встретиться с многочисленными примерами наивного суеверия. Она сказала, что суеверия процветают не только в быту, когда люди избегают «здороваться через порог» или пугаются перебежавшей дорогу черной кошки, например, но проникают и в религиозную жизнь: положить столько–то земных поклонов, прочитать столько–то раз такую–то молитву, съездить в такое–то святое место – и твое желание исполнится. Молитва , почитание святых, поклонение иконам используются иногда, как некая магия или волшебство, чтобы получить желаемое. Мне захотелось поделиться со слушателями мыслями по этому поводу. Православная христианская вера в России всегда была верой народной, верой всего народа, а не только его интеллектуальной верхушки. Догматы веры перевоплощались в образы народного художественного творчества. В этом перевоплощении бывали и искажения веры, но, думается мне, часто народное творчество в своих сказках, преданиях и былинах действительно передавало представление о Боге и знание Бога в более доступной для народа форме, чем богословские труды великих церковных мыслителей. Как много глубокого смысла в таких сказаниях, как, например, сказание о граде Китеже. А как поучительна народная сказка о Николае Угоднике, позванном Господом вместе с преподобным Кассианом Римлянином и опоздавшем явиться, потому что он помогал мужику вытаскивать увязший в грязи воз. И сказка объясняет, что Бог похвалил Николая Угодника и установил праздновать его память два раза в году – 6 декабря и 9 мая, а преподобного Кассиана – раз в четыре года, 29 февраля. В замечательной книжечке «Мысли врасплох» Андрея Синявского, изданной под псевдонимом Абрам Терц в Нью–Йорке, автор пишет:

http://azbyka.ru/otechnik/Sofya_Kulomzin...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Глава X. Монашество и церковная письменность XVI–XVII вв. И.К.Смолич. Русское монашество 988—1917. (Оглавление) 7. Литература XVII века XVII век был бледнее, безличнее и менее творческим. В монашеских кругах мы обнаруживаем упадок духовных и культурных интересов. Социальные и хозяйственные заботы и трудности этого столетия объясняются не только последствиями Смуты . В сущности, причины заключены были в обстоятельствах предшествующего века. В определенном смысле этим оправдываются уже упомянутые здесь мнения и оценки, выраженные публицистами, которые, хотя и обращали внимание на существующие условия, еще не обладали знаниями, необходимыми для того, чтобы давать прогнозы о развитии событий в будущем и делать соответствующие выводы. Монашество не реагировало на эти трудности, а отдельные сочинения публицистического характера не заслуживают упоминания. В церковно-политической жизни не было таких острых проблем, как, например, вопрос о церковном землевладении, столь волновавший людей веком раньше. Среди монахов Троице-Сергиева монастыря, братия которого в XVI в. не особенно отличилась в области церковной литературы, было все же несколько писателей, заслуживающих упоминания. Келарь этого монастыря Авраамий Палицын († 1627) составил свое знаменитое «Сказание об осаде Троицкого Сергиева монастыря» в пору Смуты. Это сочинение, в общем, является очень хорошим источником по истории Смутного времени, и его автору нельзя отказать в литературном даровании . Еще один келарь этой обители, Симон Азарьин († 1665), известен главным образом как автор сочинения «О новоявленных чудесах преподобного Сергия» (Радонежского), которое восполняет более ранние жития этого святого . Очень популярно было и другое сочинение Азарьина, «Житие и подвиги отца нашего архимандрита Дионисия», в котором повествуется о деятельности этой выдающейся личности. Это сочинение дополняет «Сказание» Палицына, и вместе они дают картину участия монастыря в событиях общенационального значения в эпоху Смуты, когда настоятелем обители был архимандрит Дионисий (1610–1633) . Менее известно третье сочинение Азарьина, «Повесть о разорении Московского государства», в котором автор пишет о причинах русско-польской войны 1654 г.,— попытка оправдать необходимость этой войны в глазах народа, сделанная, возможно, по поручению правительства . Азарьину принадлежит также обширный месяцеслов праздников годового круга и русских святых, сохранившийся лишь в рукописи. «Канон молебный св. Дионисию» завершает писательскую деятельность Азарьина .

http://sedmitza.ru/lib/text/436618/

Сегодня мы живём в оккупированной стране, в этом не может быть никакого сомнения. То, чего врагам нашего Отечества не удавалось добиться на полях сражений, предательски содеялось под видом демократических реформ, которые вот уже пятнадцать лет беспрерывно продолжают бомбить Россию. Разрушения и жертвы — как на войне, запущенные поля и оставленные в спешке территории — как при отступлении, нищета и беспризорничество, бандитизм и произвол — как при чужеземцах. Под девизом «Весна по-русски» прошёл юбилейный 25-й книжный салон в Париже. Были приглашены около сорока литераторов. Кто же представлял современную русскую литературу на этой престижной выставке? Б. Акунин, В. Ерофеев, А. Маринина, А. Вознесенский, Т. Толстая, В. Сорокин, Э.Радзинский… Как раз те, кто особенно «любит» Россию. В год Победы — ни одного писателя-фронтовика, патриота. Как будто и нет в литературе таких имён, как В. Распутин, В. Белов, В. Крупин, Ю. Бондарев… В эти же мартовские дни чуть раньше прошёл IX Всемирный Русский Собор, посвящённый 60-летию Победы в Великой Отечественной войне. Иные задачи, иные имена… Предлагаем выступление на Соборе великого русского писателя Валентина Григорьевича РАСПУТИНА Начну с печальных и мудрых слов И.А. Ильина: «Народы не выбирают себе своих жребиев, каждый приемлет своё бремя и своё задание свыше. Так получили и мы, русские, наше бремя и наше задание. И это бремя превратило всю нашу историю в живую трагедию жертвы; и вся жизнь нашего народа стала самоотверженным служением, непрерывным и часто непосильным… И как часто другие народы спасались нашими жертвами и безмолвно и безвозвратно принимали наше великое служение… с тем, чтобы потом горделиво говорить о нас как о «некультурном народе» или «низшей расе». Эти слова были сказаны ещё за пятнадцать лет до Великой Отечественной и сказаны были не откуда-нибудь, а из Германии, где И.А. Ильин жил тогда в эмиграции. И прозвучали они удивительно зорким прорицанием новой «трагедии жертвы» и нового её непонимания и извращения. К тому времени у нас накопился долгий и тяжёлый опыт жертвенного служения, опыт (это опять слова И. Ильина) «незримо возрождаться в зримом умирании, да славится в нас Воскресение Христово».

http://pravmir.ru/my-zhrebij-svoj-ne-vyb...

ЦВ 22 (466) ноябрь 2011 /  29 ноября 2011 г. 18:17 Жизнь как служение 19–21 ноября в Москве прошли торжества, посвященные 65-летию со дня рождения Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. В столице России собрались Предстоятели Православных Церквей — Грузинской, Польской, Чешских земель и Словакии, а также представители Болгарской и Румынской Православных Церквей. Вместе с Предстоятелем Русской Церкви они приняли участие в богослужениях и праздничных мероприятиях. Накануне празднования в Москву прибыла великая христианская святыня — пояс Пресвятой Богородицы, поклониться которому в Храм Христа Спасителя пришли десятки тысяч верующих. События, связанные с памятной датой в жизни Святейшего Патриарха Кирилла, дают возможность увидеть подвижническое служение Предстоятеля Русской Церкви, почувствовать силу и радость общения церковной иерархии, клира и народа в духе православного единства.  «Воспринимая всё то, что надлежит делать мне как Патриарху, я в меру своих сил старюсь ответить на Божий призыв, сознавая, что без благодати Божией невозможно ни совершить добрых дел, ни тем более обрести спасение», — отметил Святейший Патриарх Кирилл в ответ на поздравления участников торжеств по случаю 65-летнего юбилея Предстоятеля Русской Церкви. Подтвреждением сказанного служит активная и плодотворная деятельность Московского Первосвятителя, дела и свершения Патриарха, которые невозможно реализовать без помощи Божией. Об этом в течение двух дней праздничных торжеств говорилось неоднократно. Череда юбилейных мероприятий началась с вечера 19 ноября. В канун празднования 65-летия Предстоятеля Русской Церкви в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя было совершено всенощное бдение. Богослужение возглавили Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, а также Предстоятели Поместных Православных Церквей, прибывших в Москву для участия в юбилейных торжествах: Святейший и Блаженнейший Католикос-Патриарх всея Грузии Илия II, Блаженнейший Митрополит Варшавский и всей Польши Савва и Блаженнейший Митрополит Чешских земель и Словакии Христофор. Собору Предстоятелей сослужили члены Священного Синода Русской Православной Церкви, архипастыри и многочисленное духовенство. Перед полиелеем в храм была принесена великая христианская святыня — ковчег с поясом Пресвятой Богородицы. После чтения Евангелия Святейший Патриарх Кирилл и Предстоятели Поместных Церквей поклонились святыне.

http://e-vestnik.ru/church/zhizn_kak_slu...

Закрыть itemscope itemtype="" > О национализме и патриотизме Речь на годичном празднике Русского Народного Союза имени Архангела Михаила 20.11.2011 799 Время на чтение 9 минут Ниже мы помещаем Речь одного из самых известных русских архипастырей, митрополита (тогда еще архиепископа) Антония (Храповицкого) (1863-1936), сказанную на годичном празднике Русского Народного Союза имени Архангела Михаила 8 ноября (по ст. ст.) за панихидой по убиенным крамольниками патриотам. Архиепископ Волынский и Житомирский Антоний поддерживал тесные связи со многими правыми деятелями и монархическими союзами. 22 апреля 1906 года он был избран членом Госсовета от монашествующего духовенства, состоял в группе правых (13 января 1907 года сложил с себя полномочия члена Госсовета), а также стал первым архиереем - членом Русского собрания. Именно в Волынской епархии, при благожелательной поддержке правящего архиерея возникла самая многочисленная монархическая организация - знаменитый Почаевский Отдел Союза Русского Народа (около 1,5 млн. чел.), который возглавил архимандрит Виталий (Максименко). При помощи Почаевского Отдела создавались народные кооперативы, Народный банк. А сам владыка был избран почетным председателем отдела. Нередко он выступал с докладами в Русском Собрании, которые становились известны всей России. Это снискало ему в либеральных и революционных кругах репутацию черносотенца. Принимал он участие и в ряде монархических форумов. Речь «О национализме и патриотизме» впервые напечатана: Волынские епархиальные ведомости. 1909. N51/52.- С. 1015-1022 (ч. неофиц.); Голос Истины. -1909.- N 49-50.- С. 723-727. Публикацию (приближенную к современной орфографии) специально для Русской Народной Линии (Публикуется по: Антоний (Храповицкий), архиеп. Полное собрание сочинений. В 3-х т. Изд. 2-е. Том I. - СПб.: Изд. И.Л. Тузова, 1911.- С. 220-225) подготовил доктор исторических наук, профессор Александр Дмитриевич Каплин. Курсив в тексте - авторский. Ссылка перенесена составителем в предисловие. Цитаты и сокращения оставлены без изменений.

http://ruskline.ru/analitika/2011/11/21/...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010