Скачать epub pdf Сентябрь 25 Сергий, игумен Радонежский, преподобный чудотворец – преставление «Слава Богу, показавшему нам житие мужа свята и старца духовна, преподобного Сергия в земли нашей Рустей» – так начинает сказание блаженный Епифаний о житии преподобного спустя 26 лет после его смерти. Велико значение преподобного как верного служителя Святой Троицы в истории Русской Церкви, русского подвижничества, русского просвещения и нравственного воспитания русского народа. Около 70 монастырей только было открыто преподобным, его учениками и учениками его учеников. В 1992 году исполнилось 600 лет со дня преставления преподобного Сергия, столпа Российстей Церкви, воспитавшего поколение святых и объединившего духом Православия полуязыческие племена северной и средней России в целое великорусское племя; преподобный – носитель крепкого, народного, русского, православного духа. Преподобный Сергий стал игуменом всея России и возбранным воеводой Русской земли. Это почувствовали у гроба его многие миллионы душ человеческих как у очага благодатного огня, забывая суету земную и духом переносясь в родную древность, в леса Радонежские, Древнюю Русь, воспевая: «Радуйся, от чрева матерня освященный и прежде рождения прославивый Святую Троицу». Великий печальник и заступник земли Русской родился от родителей Кирилла и Марии, добрых и богоугодных. Они строго хранили церковные уставы, помогали бедным. Их сын – краса Православной Церкви и опора родной земли – был избранник Божий. В воскресный день в храме на литургии младенец трижды возгласил во чреве матери – перед чтением Евангелия, во время пения Херувимской песни и при возгласе «Святая святым». Младенец прежде рождения явил всем знамение, что он будет служителем Святой Троицы. Мы знаем, что пророка Иеремию Бог от чрева матери предызбрал и освятил, также пророка Исаию. А Предтеча Иоанн еще во утробе матери узнал Господа, и матерь его с радостью пророчески возопила: Прииди Мати Господа Моего ко мне ( Лк. 1, 44 ). Господь досточудно еще до рождения преподобного явил ему Свою благодать и Божественное промышление.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

Житие преподобного Сергия Радонежского Вышла вторая книга серии «Жития святых», посвященная «игумену Земли русской» преподобному Сергию Радонежскому. Издание содержит житие преподобного по изданию Троице Сергиевой Лавры 1885-1891-1898-1904 гг. Книга иллюстрирована древнерусскими миниатюрами из рукописных житий, иконами, фотографиями и более поздними рисунками, иллюстрирующими жизнь и многочисленные чудеса, происшедшие по молитве великого святого. ПРЕДИСЛОВИЕ Житие преподобного Сергия Радонежского. - М.: Изд. Сретенского монастыря, 2005. — 224 с. - (Жития святых). «Слава Богу о всем и всяческих ради! Слава показавшему нам житие мужа свята и старца духовна; благодарим Бога за премногую Его благость, бывшую на нас, яко да-рова нам свята старца, господина преподобнаго Сергия, в земли нашей Рустей, в стране полунощней». Так начинает свое сказание о житии и подвигах преподобного отца нашего Сергия его присный ученик, блаженный Епифаний. «Дивлюся же, — говорит он, — како толико лет минуло, а житие святого старца не писано было; и о сем сжалихся зело, како убо таковый святый старец пречудный и предобрый, отнележе преставися 26 лет прейде, и никто не дерзняше писати о нем, ни дальний, ни ближний, ни больший, ни меньший». Сии слова премудрого Епифания еще с большим правом можем повторить мы, с той лишь разницей, что со дня кончины преподобного Сергия до нашего времени протекло не 26, а уже пятьсот лет, и до сих пор мы не имеем на современном русском языке полного жизнеописания великого старца, не только в смысле самостоятельного исторического исследования о его жизни и подвигах, о его значении в истории Русской Церкви, русского подвижничества, русского просвещения и вообще нравственного воспитания русского народа, но даже и простого полного перевода жития, написанного Епифанием. Правда, существует более десятка разных житий преподобного Сергия, и лучшее из них, конечно, то, которое составлено святителем Московским Филаретом. Но это житие предназначено было для чтения при богослужении и читано самим в Бозе почившим иерархом в лавре на всенощном бдении 5 июля 1822 года.

http://pravoslavie.ru/6006.html

«За пять лет объединенной Церкви мы почувствовали себя братьями и сестрами», — Патриарх Кирилл 20 мая, 2012. Новостная служба Церковь воссоединилась силой Божией — не умом человеческим, не способностью тех, кто участвовал в переговорах, а именно силой Божией. И те, кто в переговорах участвовал, чувствовал руку Божию от начала до конца. 20 мая 2012 года, в неделю 6-ю по Пасхе, о слепом, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил служение Божественной литургии в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве. В праздничном богослужении, приуроченном к торжествам по случаю пятилетия воссоединения Русской Православной Церкви в Отечестве и за рубежом, приняла участие делегация РПЦЗ во главе с митрополитом Восточно-Американским и Нью-Йоркским Иларионом. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к собравшимся с Первосвятительским словом. Ваше Высокопреосвященство, владыка митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Иларион! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Дорогие отцы, братия и сестры! Сегодня, в последний пасхальный день, когда Церковь вспоминает евангельское повествование о слепом, мы торжественно прославляем пятую годовщину преодоления долгого и болезненного средостения в жизни нашей Церкви — годовщину подписания Акта о каноническом общении Московского Патриархата и Русской Зарубежной Церкви. То, что произошло в XX веке в истории нашей Церкви, мы все должны помнить как тяжелое испытание для веры, для Церкви, для народа; как испытание, которое, начавшись в сакральной сфере церковной жизни, порой углубляло разделения людей на иных уровнях. И все понимали, что не может произойти полного объединения народа нашего, разделенного революцией и гражданской войной, до тех пор, пока Церковь не найдет в себе силы примириться, пока иерархи, духовенство, верующий народ не найдут в себе силы простить друг друга и более не смотреть друг на друга как на исторических противников. Уже много написано и сказано и об истории разделения, и об истории становления единства. А я хотел бы обратить сегодня ваше внимание на удивительное совпадение. Сегодня читается отрывок из XVI главы Деяний апостолов, в котором повествуется о том, как апостол Павел вместе с Силой и Тимофеем, учеником своим, переправившись на иной берег, достигли Европы. Малая Азия осталась позади, и первые деяния, связанные с апостолом Павлом, проповедавшим язычникам на европейском континенте, происходили в Македонии.

http://pravmir.ru/za-pyat-let-obedinenno...

иеромонах Иоанн (Кологривов) (католик) Часть первая. Домонгольский Период Страстотерпцы С точки зрения хронологической, первые люди русской земли, причисленные к лику святых, первые чудотворцы, признанные предстателями перед Богом «за новые люди христианские», – святые Борис и Глеб, младшие сыновья князя Владимира. Как пишет Г. П. Федотов , «их почитание сразу устанавливается, как всенародное, упреждая церковную канонизацию. Более того, канонизация эта была произведена, несомненно, не по почину высшей иерархии, т. е. греков-митрополитов, питавших какие-то сомнения в святости новых чудотворцев. Нужно сознаться, что сомнения греков были вполне естественны. Борис и Глеб не были мучениками за Христа, но пали жертвами политического преступления, в княжеской усобице. Одновременно с ними от руки Святополка пал и третий брат Святослав, о канонизации которого и речи не было. С другой стороны, греческая Церковь знает чрезвычайно мало святых мирян. Почти все святые греческого календаря относятся к числу мучеников за веру, преподобных (аскетов-подвижников), и святителей (епископов)». «Нужно помнить об этом – продолжает Г. П. Федотов – чтобы понять всю исключительность, всю парадоксальность канонизации князей, убитых в междоусобии, и при том первой канонизации в новой Церкви вчера еще языческого народа». «Канонизация Бориса и Глеба ставит перед нами таким образом большую проблему». Вызвали ее не чудеса: «Всего два чуда отмечены до канонизации св. Бориса и Глеба, а уже славянская и варяжская Русь стекалась в Вышгород (к их могиле) в чаянии исцелений. Но чудеса и не составляют главного содержания их житий». «К житиям этим, древнейшим памятникам русской литературы, и надо обратиться за ответом на вопрос: в чем древняя Церковь и весь русский народ видели святость князей, самый смысл их христианского подвига?» Для ознакомления с их историей мы располагаем отличными источниками. Это: 1) Рассказ Несторовской летописи, записанный под 1015 годом; 2) «Сказание, страсть и похвала святых Бориса и Глеба», приписываемое монаху Иакову, жившему в конце XI века; 3) «Чтение о житии и погублении блаженных страстотерпцев Бориса и Глеба», составленное неким Нестором, которого, вероятно, ошибочно, отожествляют с автором летописи.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

XCVII. Речь при посещении съезда о. о. уездных наблюдателей, заведующих и учащих второклассных церковно-приходских школ Казанской епархии 101 . О значении школы в просвещения крестьянского население Призываю Божие благословение на вас и на ваши предстоящие труды и от всей души желаю вам придти к надлежащему решению тех вопросов, которые предлагаются на обсуждение настоящего съезда. Вы все созваны для суждения об интересах великого дела обучения и воспитания русского народа. Школа есть ближайшая союзница и помощница церкви. А православие и церковность – это великий незыблемый оплот державы российской. Православием живет искони русский народ, живет и преуспевает на благо церкви, престола и отечества. Истинно-верующий сын православной церкви всегда является верным и преданным слугой своего Государя. Истинный сын церкви – вместе и истинный сын своей родины. Он любит ее горячей любовью, для блага ее он готов отдать все, для защиты ее от врагов внешних и внутренних, которых, к сожалению, в наш мятущийся век расплодилось немало, он готов душу свою положить за родину. Враги внутренние сеют плевелы, смущают слабые души и ведут их к погибели. Но у вас есть твердая и мощная защита против всех козней наших врагов – это православие, истинная, твердая и крепкая вера в Бога и Его помощь. Где же русский человек может почерпнуть эту великую силу, великий и незыблемый оплот против своих врагов? Прежде всего и главнее всего этому учит наша св. церковь в лице ее служителей. У них есть в руках для этого надежное, верное и испытанное средство – церковная проповедь. Я при первоначальном знакомстве с Казанской епархией был немало удивлен, что некоторые священники пишут в клировых ведомостях как о некоторой заслуге, что они произнесли 3–4 проповеди в год. Слово, сказанное благовременно с церковной кафедры, действует на душу простого русского человека самым разительным образом. Это слово может отвратить многих от различных пороков, искоренить вредные и непохвальные обычаи, привести в лоно церкви погибшего от духов нечистых, т.е. искушений и соблазнов мира и сынов века сего, может уничтожить сомнения и колебания смущаемого разными лжеучителями и примирить с Богом всякую трепещущую грешную душу. Я не мыслю литургию без проповеди слова Божия, без назидания молящихся.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

     В русской традиции издревле воинские подвиги, совершенные в защиту отечества, стояли в одном ряду с подвигами во имя веры и Христа. Положивший жизнь свою на поле брани «за други своя» в глазах соотечественников становился мучеником, принявшим от Бога небесный венец святости. Можно вспомнить древнерусские сказания о Мамаевом побоище, где описывается, как ангелы увенчивают венцами Небесного Царства множество погибших на Куликовом поле русских воинов. И в недавнем прошлом нашим святым подвижникам бывали подобные видения в годы Первой мировой войны и Великой Отечественной. А из XIX столетия звучат слова святителя Филарета (Дроздова), митрополита Московского: «Тот истинно воин непобедим, которому венец мученичества за Веру, Царя и Отечество также любезен, как и венец победы» и «подвизающийся в сей брани оружием совершает подвиг веры и правды, который христианские мученики совершали исповеданием веры и правды, страданием и смертию за сие исповедание». В русской истории было немало полководцев — князей, военачальников, — для которых долг воина и долг христианина оказывались неразделимы. Немало из них и прославлено Церковью в лике святых. Но венец святого праведного адмирала Федора Ушакова в этом сонме сияет особенно ярко. По непобедимости, отсутствию поражений он стоит рядом с Александром Невским. Но победы Ушакова служили не выживанию страны и народа, они совершались в те времена, когда Россия восходила на пик своего державно-имперского величия. А значит, в них отсутствует тот привкус горечи и трагической героики, который присущ деяниям князя Александра Ярославича. По святости жизни, поглощенности верой, совершенной отдаче себя на волю Божью, аскетической суровости характера адмирал Ушаков ближе стоит к какому-нибудь преподобному, к монашескому подвижничеству. И такое соседство в его житии имеется — в лице родного дяди преподобного Феодора Санаксарского, настоятеля монастыря, рядом с которым отставной адмирал прожил последние годы и где был похоронен. Однако от Александра Невского Ушакова отделяют столетия и не особо знатное происхождение, а от монашеских подвигов — звание мирянина. И получается, что ближе всего Федор Федорович стоит к нам. К тем, кого отделяют от адмирала всего каких-то 200 лет, кто так же, как он, проводит свою жизнь в мирских трудах, отдает ее служению, притом не только воинскому, — отечеству, Богу, ближним.

http://pravoslavie.ru/107302.html

     «…Обратить внимание на значение книги для каждого из нас, вспомнить свою первую любимую книгу, которая когда-то распахнула перед нами новый мир знаний, открыла тайны духовной жизни, приобщила нас к великой русской культуре, познакомила с миром прекрасного», — таким видит предназначение Дня православной книги председатель Издательского совета Московского Патриархата митрополит Калужский и Боровский Климент. В чем его смысл? В напоминании важности книги для жизни как отдельного человека, так и народа, его культуры, с разрушением которой исчезает и сам народ. Но что такое православная книга? Исходя из сказанного – это книга, ставшая в свое время для тебя откровением. Думается, такое случается не часто – книга зачастую может заинтересовать, но чтобы открыть тайны духовной жизни? Произойти это может лишь в том случае, когда книга несет в себе особый духовный заряд и является местом встречи человека и Того, Кто открывает ему Себя через книгу. В XX веке, при советской власти, в тех условиях, когда за чтение Евангелия о ту пору вообще можно было отправиться на нары или в психушку, такой книгой становилась нередко русская классика. Все, что официально диктовалось, рекомендовалось, в мое время было не в особой чести. Но, как ни странно, книгой, ставшей в свое время для меня полным откровением, стал роман, знакомство с которым предписывалось советской школьной программой по литературе — «Преступление и наказание». Роман Федора Михайловича Достоевского действительно открыл во мне нечто, о чем я и не догадывался, приобщив не только к великой русской культуре, о чем я тогда и не думал, но и к чему-то большему, имени чего не знал и не мог знать. То, что имя этому – христианство, а конкретнее – православие, стало понятно много позднее. Чем отличались те последние советские годы от всех последующих, так это тягой к книге. И книга была тем важней, чем больше расходилась с идеологическими установками, линией партии. Все официальное, все, кроме самиздата, – независимо от художественных достоинств, все, что публиковалось и имело шанс быть опубликованным, воспринималось с некоторой прохладцей – не было хлебом насущным, глотком ворованного воздуха как называл такую насущную литературу Мандельштам, деливший написанное на литературу разрешенную и написанную без разрешения: первая – мразь, вторая – ворованный воздух. Вот к этому ворованному воздуху и рвалось мое поколение, задыхаясь от сходящей на нет, уже разложившейся изнутри советчины.

http://pravoslavie.ru/91545.html

В истории рус. лит-ры представлено много сочинений, описывающих и обличающих пережитки язычества в жизни народа, того, что подпадает под понятие Д., но без употребления самого термина. Среди таких произведений древнерусского периода - «Слово о твари» (XII в.), в к-ром неизвестный автор указывал своим современникам, что многие из них ленятся ходить в храм, «не слушают божественных словес», но «текут, радуяся», на языческие игрища или «зборище идольское» «и весь день тот предстоят, позорьствующе тамо» ( Гальковский. 1916. Т. 2. С. 436); компилятивное соч. «Слово святаго Григорья изобретено в толцех, о том, како первое погани сущи языци кланялись идолом и требы им клали; то и ныне творят», составленное на основе Слова свт. Григория Богослова на Богоявление ( Greg. Nazianz. Or. 38); «Слово святаго отца нашего Иоанна Златоустаго, архиепископа Констянтина града, о том, како первое погании веровали в идолы и требы им клали, и имена им нарекали, яже и ныне мнози тако творят и в крестьянстве суще, а не ведают, что есть крестьянство»; «Слово Исаия пророка о поставляющих трапезу роду и роженицам»; «Сказанье святаго отца Нифонта о песнях мирских и о русальях»; поучение «О казнях Божиих», вошедшее в состав «Повести временных лет». Факты проявления Д. приводятся в рус. летописях; о наличии таких фактов можно судить по церковно-правовым памятникам («Правило церковное» (кон. XI в.) митр. Киевского Иоанна II , «Вопрошание Кирика» (XII в.), правила Стоглавого Собора (1551)). В Требнике XVII в. содержатся «Вопросы поселянам» на исповеди, свидетельствующие о присутствии пережитков язычества среди сельских жителей. Очевидцем и ревностным обличителем языческого праздника в честь Ярилы в сер. XVIII в. в Воронеже был свт. Тихон Задонский (Жизнеописание св. Тихона Задонского, еп. Воронежского и всея России чудотворца//Жизнеописания достопамятных людей земли Русской: X-XX вв. М., 1992. С. 236). Существование различных языческих суеверий в России даже в XIX в. прослеживается по трудам И. М. Снегирёва (Русские простонародные праздники и суеверные обряды. М., 1990п. 2 ч.), М. Забылина (Русский народ: Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. М., 1990р), Н. С. Тихонравова (Памятники отреченной русской литературы. СПб., 1863. 2 т.), С. В. Максимова (Нечистая, неведомая и крестная сила. М., 1993р), А. П. Щапова (Исторические очерки народного миросозерцания и суеверия//ЖМНП. 1863. Ч. 117. Отд. 4. С. 1-73, 75-92; Ч. 118. С. 1-19), по материалам сб. «Отреченное чтение в России в XVII-XVIII веках» (М., 2002) и др. В XX в. в рус. научной лит-ре появились также термины «народная религия», «народное православие» как обозначение того, во что реально верит народ. Эти термины часто употребляются синонимично термину «Д.».

http://pravenc.ru/text/171499.html

Доклад архимандрита Мефодия (Марковича), игумена монастыря Хиландар (Святая Гора Афон), на XXIII Международных Рождественских образовательных чтениях, направление «Преемство святоотеческих традиций в монашестве Русской Церкви» (Сретенский ставропигиальный мужской монастырь. 22–23 января 2015 г.). Вначале хотел бы выразить свою благодарность Высокопреосвященному архиепископу Феогносту за оказанную честь и приглашение на это собрание, а также поблагодарить Высокопреподобного архимандрита Тихона и его братию за сердечное гостеприимство. Не считаю себя достаточно способным, чтобы выполнить задачу, поставленную передо мной, но, с другой стороны, помня о великой любви русского монашества, Русской Церкви и всего русского народа к Святой Горе Афон и тем самым к монастырю Хиландар, с радостью принял приглашение. Признаки истинного духовного преуспеяния Преподобный Иоанн Кассиан, великий подвижник, одаренный мудростью наставника, в своем знаменитом аскетическом творении «Собеседования» пишет: «Все науки и знания имеют свою промежуточную цель (σκος) и конечную цель (τλος). Цель нашей подвижнической (монашеской) жизни – Царство Небесное, а путь – чистота сердца, без которой невозможно достигнуть этой главной цели» . Чтобы подтвердить сказанное, он напоминает нам о словах апостола Павла: «Так учит и святой Павел, когда принявшим благое иго Христово говорит: плод ваш есть святость, а конец – жизнь вечная (Рим. 6, 22). Этим он как будто говорит: ваша цель – чистота сердца, а конечная цель – жизнь вечная» . Спустя четырнадцать веков после преподобного Иоанна великий русский подвижник и чудотворец преподобный Серафим Саровский в разговоре с Николаем Александровичем Мотовиловым отвечает на мучивший его с детства вопрос. Вопрос касался цели жизни христианина. Полученный Николаем Александровичем ответ, благодаря писателю Сергию Нилусу, вскоре становится известен верующим святой Русской земли, а сейчас можно сказать, что всему стаду Христову во Вселенной. Настоящая цель христианской жизни состоит в стяжании Духа Святого.

http://pravoslavie.ru/82205.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Протоиерей Димитрий Смирнов выразил отрицательное отношение к деятельности уполномоченного по правам ребенка в Санкт-Петербурге Светланы Агапитовой 29.12.2014 543 Время на чтение 3 минуты Председатель Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства Русской Православной Церкви протоиерей Димитрий Смирнов в прямом эфире радиостанции «Радонеж» выразил свое отношение к деятельности уполномоченного по правам ребенка в Санкт-Петербурге Светланы Агапитовой , сообщает пресс-служба Санкт-Петербургского отделения «Народного собора». «В Санкт-Петербурге заканчивается срок пребывания на своем посту некой Светланы Агапитовой, бывшей либеральной журналистки, которая занимает должность Уполномоченного по защите детей Санкт-Петербурга. Православная общественность не требует от детского омбудсмена ничего экстраординарного. Только поддержка традиционной семьи, как естественной и самой благоприятной среды для развития ребенка, и ограничения чрезмерного вмешательства в семейные дела, отказ от т.н. «сексуального просвещения», в особенности в области однополых отношений, как заявил Владимир Романович Легойда , которого цитирует в четверг его пресс-служба. И этот набор требований характерен не только для России, но и вообще для всех христиан, мусульман, иудеев всего мира. То есть, это общерелигиозное отношение», - отметил священник. Тем более, добавил он, по суррогатному материнству Церковь высказалась еще 10 лет назад, об этом сказано в тексте Основ социальной концепции Русской Православной Церкви. «Ну как всегда – никто ничего не читает. Поэтому общественность Петербурга обращалась к владыке Варсонофию с требованием повлиять на деятельность Светланы Агапитовой. Ее обвиняли в лоббировании полового просвещения несовершеннолетних, поддержке гей-фестивалей, раздаче контрацептивов подросткам и ювенальной юстиции. То есть, это сотрудник вполне определенной направленности», - добавил о. Димитрий. Он напомнил, что подбор региональных детских омбудсменов осуществляет губернатор. Отец Димитрий посоветовал направлять всем неравнодушным телеграммы в адрес губернатора Санкт-Петербурга Георгия Полтавченко с требованием снять кандидатуру Агапитовой на должность детского омбудсмена. «Если этих писем будет хотя бы тысяч 500, то, я думаю, ему легче будет проявить то, что и полагается, то есть учитывать волю народа. Потому что народ у нас – источник нашей власти», - подчеркнул священник.

http://ruskline.ru/news_rl/2014/12/29/pr...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010