И. А. Шляпкин II. Западное влияние в Московской и Юго-западной Руси Общие замечания – Роль Юго-западной Руси и польское влияние вообще – Польское влияние в памятниках внешнего быта Москвы – Изучение латинского и польского языков в Московском государстве – Распространение польских и латинских книг – Переводы с латинского и польского – Общие замечания о переводной латинопольской литературе – Выходцы из Юго-западной Руси и отношение к ним московских людей – Польское влияние в Юго-западной Руси и уклонения от православия. В истории духовной жизни русского народа, в образовании самобытных начал русской народности играют важную роль два духовных течения, действовавших и действующих во все время существования русского государства. С одной стороны влияние Византии с IX по XV столетие, с другой влияние Запада в последующее время, с особенною силою сказавшееся в реформах Петра Великого. Вопросу о культурном влиянии на нас Византии в допетровскую пору посвящено несколько обширных сочинений и много отдельных исследований. Византийское влияние видят в литературе переводной и особенно странствующих сказаний, церемониале двора, архитектуре, поземельном устройстве, даже крепостном праве, но нельзя заключить из этого, что вопрос этот окончательно разработан и решен. Собран пока только материал для будущих построений, и важно, конечно, не внешнее заимствование того или другого памятника, той или другой художественной или общественной формы, а важны те идеи, которые заимствуются, которые ложатся в основание заимствования, входят во внутреннее миросозерцание не отдельных личностей, а всей народной массы и затем продолжают действовать в новых условиях. Существующие поспешные, большею частью субъективные обобщающие выводы о значении византийского влияния, сделанные раньше сбора всех должных материалов, раньше их критической оценки и разборки, оказываются вредными для науки, т. е. для истины. В свое время, в виде частных, непосредственно прилагаемых к делу обобщений, эти выводы сослужили свою службу прогрессу образованной частицы общества, расширяя умственный горизонт хотя бы и ложным обобщением, но теперь они должны уступить место широкому бесстрастному изучению возможно большего числа фактов и спокойной объективной их оценке.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

поиск:   разделы   рассылка Протоиерей Вячеслав Пушкарёв Литературно-переводческая деятельность святителя Иннокентия (Вениаминова) как актуальный пример для подражания Доклад, прозвучавший в рамках XVI Рождественских чтений Источник:  Русская линия Литературно-переводческая деятельность святителя Иннокентия как актуальный пример для подражания в современной миссионерской деятельности Русской Православной Церкви в Восточной Сибири: доклад на Конференции " Апостольское служение святителя Иннокентия, Митрополита Московского и Коломенского, и современные проблемы миссионерской деятельности Русской Православной Церкви " в рамках XVI Рождественских чтений. О литературно-переводческой деятельности просветителя Сибири и Америки митрополита Московского Иннокентия Вениаминова (1797-1879 гг.) сказано и написано уже очень много, именно поэтому исторический и филологический аспекты его миссионерского служения в контексте обозначенной темы в данном докладе не рассматриваются. Интересующими нас миссионерскими факторами являются: момент приложения миссионерского языка к объекту христианской проповеди, миссионерский язык проповеди и объект этой проповеди – человек. Святой апостол Павел утверждает в послании к Римлянам: " Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия " [Рим.10:17]. Подобное чёткое и ясное основание помогает нам понять, почему апостольское служение в первые века становления христианства велось именно на местных языках и диалектах. К примеру, очевидно странным и возможно даже провальным выглядела бы проповедь слова Божия в Индии на природном языке апостола Марка. Именно поэтому святой апостол Марк проповедовал в Индии на природном языке народа, к которому была обращена его проповедь. Осознавая, что приведение к вере без слов, через откровенные чудеса используется Христом крайне редко, и что Сам Господь использовал для Благовествования разговорное арамейское наречие все апостолы проводили служение благой вести именно на местных наречиях. Соответственно и новые христиане, из нееврейской среды, проникнувшись словом Божьим, сказанным им родными словами, умножали это слово в своих соплеменниках именно тем языком, на котором они это слово услышали.

http://religare.ru/2_51046.html

Русские службы Рождеству святителя Николая Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 51, 52; 2008 9 января, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 51, 52; 2008 I Приди в Русь и виждь: яко несть града и села, идеже не быша чудеса святого Николы, их же не можно за множеством писанию предати… Велика на Руси слава Угодника Божия Николая, архиепископа греческого города Миры области Ликийской, и поистине неисчерпаема сокровищница духовного творчества нашего народа, связанного с именем Святителя. Во скольких былинах, песнях, стихах, поговорках, приметах запечатлено обращение к любимому народом святому. Эта ветвь творчества — фольклорная, устная — донесла до нас рассказ о начале прославления святителя Николая в русской земле. Имеется в виду предание о князе Аскольде. События, о которых рассказывается в нём, происходили в Киеве во второй четверти IX века, то есть за сто лет до принятия христианства на Руси 1 . Другая ветвь духовного творчества связана с письменными памятниками, с церковно-славянской литературой, которая полноправно начала распро­страняться на Руси с конца Х века. С одной стороны — это житийная литература, включающая как переводы греческих вариантов Жития, так и собственно русские Сказания и Повести о святителе Николае, о чудотворных образах святого. С другой стороны — богослужебная гимнография, слагавшаяся параллельно литературе житийной и прошедшая тот же путь — от заимствования греческих праздников и служб до установления русских памятей и создания русских гимнографических памятников в честь “Николы батюшки”. Вопросам изучения русской гимнографии в честь святителя Николая посвящена настоящая статья. В центре нашего внимания — праздник и службы Рождеству святителя Николая (29 июля/11 августа) 2 . На сегодняшний день из всех церковных памятей, связанных с именем Святителя, изучение праздника Рождества ставит наибольшее число вопросов. Мы не знаем, когда и где впервые был установлен этот праздник. Отмечался ли он в Византии? Какой статус имел он в ряду других памятей церковного года? С чем связаны разночтения дат празднования 3 ? Вопросов, связанных с историей праздника и собственно гимнографии, очень много. Обозначить и по возможности раскрыть основные из них — это наша первая задача.

http://pravmir.ru/russkie-sluzhbyi-rozhd...

Русское песнотворчество в честь Богоматери Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 41, 42; 2004, 2005 25 августа, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 41, 42; 2004, 2005 Крещение русского народа святым равноапостольным князем Владимиром принесло на Русь вместе с основными догматами Православия усердное почитание Святой Девы Марии. В условиях жизни русского государства, в условиях формирования его истории это почитание приобрело особое, насколько широко распространенное, настолько и глубокое значение. “Душой православного благочестия и его согревающим сердцем служит почитание Богоматери”, — пишет современный канонист. “Призывая сладчайшее имя Иисуса, — продолжает тот же исследователь, — Православная Церковь одним дыханием призывает и святейшее имя Богородицы — честнейшей херувимов и славнейшей серафимов” 1 . Сказанное наиболее характерно для Русской Православной Церкви, которая на протяжении своей многовековой истории обогатилась изображениями зрака преблагословенной Богоматери по слову творца канона русским святым — “О, Дево благодатная, грады и веси наша честнаго зрака Твоего изображении, яко благоволения знамении обогатившая” 2 . Еще более полно о почитании русским человеком Божией Матери повествует слово Пролога XII века, посвященное установлению на Руси праздника Покрова Божией Матери. “Се убо, егда слышах — помышлях, — пишется в этом слове, — како страшное и милосердное видение и паче надеяния и заступления нашего, бысть без праздненства восхотех, да не без праздника останет святый Покров Твой, Преблагая” 3 . Так видение святого Андрея в византийском храме стало русским праздником. Веками формировался русский человек, веками он усваивал великие истины Православия, а в нем Православием воспитывалось то почитание Богоматери, о котором мы писали выше. Поэтому представляет определенное значение изучение тех литургических трудов, в которых русский песнописец выражал свое поклонение Деве Марии, воспевая догмат воплощения Сына Ее и рождения Богочеловека. Обращаясь к высоким догматам своей веры, русский гимнограф всегда болел о судьбе своей родины и всегда искал прежде всего помощи Приснодевы. Это заступление, это избавление от реальных и грозных опасностей он изображал в своих строках во все периоды истории государства.

http://pravmir.ru/russkoe-pesnotvorchest...

Свято-Троицкий Герасимо-Болдинский монастырь. Фото Дениса Артеменко. ЖМП 3 март 2021 /  8 апреля 2021 г. 16:00 Возрожденный из руин ЗАВЕРШИЛАСЬ ДЛИВШАЯСЯ ТРИ ДЕСЯТИЛЕТИЯ РЕСТАВРАЦИЯ СВЯТО-ТРОИЦКОГО ГЕРАСИМО-БОЛДИНСКОГО МОНАСТЫРЯ«… Волею Божией на поле брани Руси с Литвой возник приют мира и молитвы; где слышались враждебные крики сражавшихся, раздались священныя песнопения; где поднимался оружейный дым, пошло к небу курение кадила. И не один русский, идя на врагов, получал молитвенную помощь от подвижников [Болдинской] обители, не одно сердце возбуждалось этой помощью к защите веры и Отечества», — сказано в предисловии к книге об основании Болдинского монастыря1.В 2019 году исполнилось 465 лет со дня кончины преподобного Герасима. 13 сентября 2020 года, в Неделю 14-ю по Пятидесятнице, в день Положения честного Пояса Пресвятой Богородицы, в Свято-Троицком Герасимо-Болдинском монастыре прошли торжества, посвященные 490-летию со дня основания и 30-летию возрождения монашеской жизни в основанной преподобным Герасимом обители.  PDF-bepcuя. В Послании митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла (ныне Патриарха Мос­ковского и всея Руси) по случаю празднования 450-летия преставления преподобного отца нашего Герасима Болдинского, чудотворца, говорилось: «Имя этого угодника Божия, навсегда вошедшее в историю русской святости и нашего государства, дорого каждому из нас, дорого всем, кто прикасается к святыням Смоленщины. Преподобный Герасим, будучи духовным учеником и преемником " игумена земли Русской " преподобного Сергия Радонежского, продолжил деятельность по объединению нашего народа, преодолевая ненависть, раздоры, споры и разногласия с помощью единственно действенного оружия — проповеди любви и единения, величайшим образом которых является Святая Живо­начальная Троица». Вехи истории Болдинский монастырь основал преподобный Герасим. 9 мая 1530 года им был освящен первый деревянный Троицкий храм с приделом Сергия Радонежского. Монастырь находился среди вековых дубов — «болда», давших название местности, рядом с небольшой речкой Болдинка.

http://e-vestnik.ru/church/vozrozhdennyy...

Скачать epub pdf О необходимости исполнения заповедей 107 Господь Иисус Христос во время Нагорной проповеди сразу сказал о том, что Он пришел не разрушить Моисеев закон, который являлся основой нравственности еврейского народа, можно даже сказать – основой нравственности всех верующих людей, но дополнить его. Да не мните, яко приидох разорити закон или пророки: не приидох разорити, но исполнити ( Мф. 5, 17 ). Слово исполнити имеет в церковно-славянском языке два значения. В первом значении оно синонимично русскому «сделать», «исполнить». Во втором – соответствует русскому «дополнить», «восполнить». И мы должны понимать, что евангельский закон, преподанный нам Господом Иисусом Христом и относящийся ко всем христианам, тем более является обязательным для тех, кто посвятил или хочет посвятить всю свою жизнь Богу. Да не мните, яко приидох разорити закон или пророки: не приидох разорити, но исполнити. Нельзя думать, что если мы избрали какой-то особенный образ жизни, то это позволяет нам нарушать заповеди. Наоборот, мы должны дополнить то, что в Ветхом Завете было преподано лишь отчасти. Аминь бо глаголю вам: Дóндеже прейдет небо и земля, иота едина, или едина черта не прейдет от закона, Дóндеже вся будут ( Мф. 5, 18 ). Это, конечно, касается не таких обрядовых предписаний, как обрезание, разделение пищи на чистую и нечистую, жертвоприношение и тому подобное, – эти обряды уже устарели и потеряли смысл. Слова Господа касаются самого главного – нравственности. Дондеже прейдет небо и земля, иота едина, или едина черта не прейдет от закона, то есть ничто из того, что было преподано Моисеем, не изменяется, но только, можно сказать, усугубляется; то, что было сказано ему отчасти, то в полной мере, как бы в усиленной степени должно быть исполнено нами через заповеди, данные Господом Иисусом Христом. Иже аще разорит едину заповедий сих малых и научит тако человеки, мний наречется в Царствии Небеснем; а иже сотворит и научит, сей велий наречется в Царствии Небеснем ( Мф. 5, 19 ). Конечно, все мы понимаем, что эти заповеди не являются малыми в том смысле, что они легки для исполнения. Если человек действительно пытался когда-то применить Евангелие в своей жизни, то он, несомненно, должен был убедиться в том, что некоторые евангельские предписания удается исполнить иногда с большим трудом. Поэтому назвать заповеди легко исполнимыми, повторю, никак нельзя. По крайней мере, для нас, несовершенных людей. Хотя апостол Иоанн Богослов и говорит: Заповеди Его тяжки не суть ( 1Ин. 5, 3 ), но это, наверное, нужно понимать так: когда человек их исполняет, то они приносят ему облегчение и утешение. Они не являются тяжким ярмом, а, наоборот, доставляют человеку духовное наслаждение.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Rejdman...

Слово в день празднования памяти Собора новомучеников и исповедников Российских Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! И когда Он снял пятую печать, я увидел под жертвенником души убиенных за слово Божие и за свидетельство, которое они имели. И возопили они громким голосом, говоря: доколе, Владыка Святый и Истинный, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу? ...и сказано им, чтобы они успокоились еще на малое время, пока и сотрудники их и братья их, которые будут убиты, как и они, дополнят число ( Откр. 6, 9–10,11 ). Други наши, сегодня праздник молитвенной памяти святых, начало которому было положено тогда, когда они, эти люди, еще жили и только стояли на пороге предлежащего им подвига. И они сами, не ведая того о себе, но пророчески предзря будущее России, на всероссийском Соборе Русской Православной Церкви в 1917–1918 годах объявили: “Установить по всей России ежегодное поминовение молитвенное в день 25-го января или в следующий за сим воскресный день (...) всех усопших в нынешнюю лютую годину гонений исповедников и мучеников”. Они не знали о себе, но Дух Святый, в Церкви почивающий и Церковь ведущий, их устами изрек явно будущее народа Божия на Руси на длительный период ее истории и назвал его “годиной лютой”. И на этом Всероссийском Соборе, восстановившем Богом данной властью на Руси Патриаршество, еще воочию была видна древняя церковная слава России. Но там же ей, этой славе, уже противопоставилось надвигающееся будущее – непримиримая, враждебная сила, ненавидевшая христианство и Крест и обещавшая русской Церкви подвиг мученичества и исповедничества, доселе редко являвшийся в ней. Непрекращающиеся гонения, в которых рождалась Вселенская Церковь , казалось, обошли Россию. Русь приняла христианство готовым, выстраданным другими, из рук своего правителя – Великого равноапостольного князя Владимира – и вросла в него весьма малыми жертвами. Но могла ли Русская Церковь миновать общий всем христианам путь, начертанный Христом? “...возложат на вас руки и будут гнать вас, предавая... в темницы, и поведут пред... правителей за имя Мое...” ( Лк. 21, 12 ). Это Божие определение о Церкви открылось со всей очевидностью еще с апостольских времен. А для России час испытания ее веры, час подвига за Христа пришел в XX веке, ибо не без России Вселенская Церковь должна была достигнуть полноты духовного возраста и совершенства. Почти через тысячелетие после принятия христианства с небывалой силой на Русскую Православную Церковь обрушилось гонение, движимое активным богоборчеством, целью которого было стереть Церковь с лица земли и изгладить само воспоминание о Боге в сердцах россиян. И цель оправдывала средства. В относительно короткий период – за семьдесят лет – земная Русская Церковь пополнила Небесное Отечество множеством русских святых мучеников и исповедников.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Krestjan...

Том 1 • Том 2 • Том 3 • Том 4 • Том 5 • Том 6 • Том 7 • Том 8 • Том 9 • Том 10 • Том 11 • Том 12 • Том 13 • Том 14 • Том 15 • Том 16 • Том 17 • Том 18 • Том 19 • Том 20 Содержание Вступление. Литература эпохи «Слова о полку Игореве» Хождение игумена Даниила Послание Климента Смолятича Слова и поучения Кирилла Туровского Повесть об убиении Андрея Боголюбского Сказание о чудесах Владимирской иконы Богородицы Слово о князьях Летописные повести о походе князя Игоря Слово о полку Игореве Слово Даниила Заточника Поучения о простой чади Слово Моисея Выдубицкого Киево-печерский патерик Русская правда (краткая редакция) Русская правда (пространная редакция) Берестяные грамоты В.А. Жуковский. «Слово о полку Игореве» Н.А. Заболоцкий. «Слово о полку Игореве» Д.С. Лихачев. Повесть о походе Игоревом, Игоря, сына Святославова, внука Олегова     Вступление. Литература эпохи «Слова о полку Игореве» Эпоха, которой принадлежит гениальный памятник «Слово о полку Игореве», противоречива и трагична в своей основе. С одной стороны, она отмечена высоким развитием искусств: живописи, архитектуры, прикладного искусства, литературы, а с другой – она характеризуется почти полным распадом Русского государства на самостоятельные княжества, отмечена разорявшими страну междоусобными войнами князей и чревата крайним ослаблением Руси как единого целого в военном отношении. В свое время – в конце XI и в первой четверти XII века – Владимир Мономах вносил сильное сдерживающее начало в процесс дробления Русской земли. Ему удалось глубокими походами в степь утишить половцев. Со смертью Владимира Мономаха в 1125 году вражда между отдельными русскими князьями усиливается, а через некоторое время возобновляются и набеги половцев. Вплоть до татаро-монгольского нашествия междоусобия отдельных ветвей княжеского рода становятся все более и более частыми. Воюют в основном потомки Владимира Мономаха – «мономаховичи» – с потомками постоянного противника Мономаха Олега Святославича – «ольговичами». Но внутри каждого из этих родов возникают собственные противоречия интересов. Слабеет значение Киева как объединяющего центра Руси, особенно после тех разорений, которым подвергли его сами русские князья. Возникают новые сильные центры притяжения – Владимир-Залесский во Владимиро-Суздальской земле, Чернигов, Владимир-Волынский и Галич на юго-западе Руси, Новгород и Смоленск на севере и северо-западе. Появляется тенденция к еще более мелкому дроблению. Политическое и военное единство Руси фактически перестает существовать. Однако не прекращается сознание исторического, языкового и культурного единства всего русского народа на огромном пространстве северо-востока Европы. Развивается трагическое противоречие между осознанием себя как единого целого и фактическим положением дел. В этих условиях особую роль суждено было сыграть литературе.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Церковь как претворение Тринитарного Домостроительства 1. Введение Тема « Церковь как претворение Тринитарного Домостроительства» и ее материал безграничны. Три предмета темы – Бог , творение и Церковь определяют самое существо христианского мировоззрения и потому многогранны и неисчерпаемы. В настоящем реферате поставлена ограниченная задача схематически представить одно из решений этой темы в русском православном богословии и духовном опыте. 2. Русская Тринитарная экклезиология Живое восприятие Триединого Бога свойственно русскому религиозному сознанию изначала. Оно отражено не только в богатом литургическом наследии Православной Церкви, общем для всего Восточного Православия, но и в характерных национальных особенностях русского церковного самосознания. В житийных сказаниях, которые были любимым чтением народа и практически главным средством его духовного образования, значительное место занимают богословские рассуждения о троичности Божества. При всей отвлеченности их они глубоко входили в религиозное мышление русских христиан и формировали его. Одна из древнейших русских народных пословиц говорит: «Без Троицы и дом не строится». Живоначальная Троица и откровение Ее в жизни Церкви и мира – постоянная тема, к которой обращались в духовных созерцаниях и поучениях русские иерархи и подвижники. Еще у истоков Русского Православия святая равноапостольная княгиня Ольга († 969), «трисиянным светом осияваемая», удостоена была явления Пресвятой Троицы. На Псковской земле, тесно связанной тогда со скандинавскими странами, был воздвигнут первый русский храм в честь Триединого Бога. Четыре века спустя, в переломный период русской истории – время, когда Русь страдала от внутренней раздробленности и татаро-монгольского ига и набирала силу для борьбы с ним, Преподобный Сергий Радонежский († 1392) основал монастырь во имя Живоначальной Троицы «как зеркало для собранных им воединожитие» и для всей Руси, «дабы воззрением на Святую Троицу побеждался страх ненавистной розни мира сего» 1 . Духовная и патриотическая деятельность Преподобного Сергия и его монастыря была поворотным моментом в русской государственной и духовной жизни. Другой великий русский святой – Преподобный Иосиф Волоколамский († 1515), трудами и ревностью которого «православные поборники Святой Троицы уяснили православную веру христианскую» перед угрозой быстрого распространения в северной Руси агрессивной ереси богомильского направления, даже умирая, учил единению в Троице и в Церкви: «перекрестив лице свое, предал дух, проповедуя Святую Троицу – Отца и Сына и Святого Духа» 2 . Сказания о жизни, подвигах и учении этих древних святых, составленные их учениками, показывают, что современники верно поняли их практическое богословие и передали на последующие времена.

http://azbyka.ru/otechnik/Pitirim_Nechae...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Доклад митрополита Калужского и Боровского Климента на церковно-общественном форуме «Духовно-нравственные основы демографического развития России» Ваше Святейшество! Уважаемый Президиум Форума! Ваши Высокопреосвященства, Преосвященства, дорогие отцы, братья и сестры! Сегодня, в день памяти пяти Московских святителей – Петра, Алексия, Ионы, Филиппа и Ермогена, позвольте пожелать всем участникам и гостям церковно-общественного форума, чтобы молитвами святых Московских чудотворцев его работа была плодотворной и способствовала укреплению нашей Церкви и Российского государства. Вопросам демографического развития России было уделено немало внимания на проходившем в октябре этого года Архиерейском соборе Русской Православной Церкви. В своем докладе на Соборе Святейший Патриарх Алексий отметил, «что тяжелая демографическая ситуация, сложившаяся сегодня, отражает духовно-нравственное состояние общества, которое характеризуется как духовный регресс». Архиерейским собором было принято специальное обращение по вопросам демографии, в котором, в частности, сказано, что существование России в качестве сильного, уважаемого в мире государства немыслимо без многочисленного народа. В наше время констатация того факта, что современное российское общество переживает демографический кризис, стала, к сожалению, достаточно распространённой во всех слоях нашего общества. Действительно, каждого думающего о будущем страны тревожат данные о том, что ежегодно в России становится на 1 млн. меньше детей. При этом на 100 родившихся приходится 179 убитых в утробе матери. В результате искусственного прерывания беременности ежегодно до 50 тысяч женщин утрачивают дар материнства, каждая шестая женщина в России не может иметь детей. При сохранении нынешних демографических тенденций за ближайшие 50 лет население страны может сократиться, по разным прогнозам, на 30 - 40 % , т.е. будет насчитывать чуть более 100 млн. человек.

http://sedmitza.ru/lib/text/429766/

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010