В 1688 г. создал храмовый образ для ц. Св. Троицы в Пушкарях по заказу московского пушкаря Михаила Федорова Зубкова (ГМИР). В 1694 г. вместе с Николаем Соломоновым Вургаровым, Петром Коробовым и Максимом Ивановым был нанят купцом Логином Кондратьевым Добрыниным и священниками Феодором Михайловым и Феодором Назарцевым для письма иконостаса в ц. Воскресения в Кадашах (иконы хранятся в московском музее-усадьбе «Останкино», ГТГ и ГИМ). В кон. 90-х гг. XVII в. вместе с др. изографами Оружейной палаты работал над созданием иконостаса Преображенской ц. в с. Б. Вязёмы по заказу кн. Б. А. Голицына, где выполнил иконы «Праотцы Сиф и Енох» (ГТГ) и «Праотцы Иуда и Вениамин» (ГИМ). В 1702 г. написал икону «Праотец Иосиф» (ГТГ) для иконостаса ц. Космы и Дамиана в Кадашах. С 1698 по 1700 г. торговал на Ивановской площади «печатной» (гербовой) бумагой. В Угличе писал иконы для ц. царевича Димитрия «на крови» («Спас Вседержитель на престоле», 1691; УИХМ). В 1701 г. писал иконы для ц. Воскресения Христова в подмосковной вотчине стольника П. М. Бестужева в с. Покровском, в 1703 г. вместе с иконописцем Василием Максимовым - для подмосковной вотчины боярина Т. Н. Стрешнева в с. Рождественском. Последние годы жизни Б., по-видимому, прошли в Угличе, о чем свидетельствуют его подписные иконы, упоминаемые в документах, находившихся в храмах Углича: «Богоматерь Знамение» в ц. Иоанна Предтечи (1716; не сохр.), «Богоматерь» (Одигитрия?) в ц. Леонтия Ростовского (не сохр.). Предположительно Б. были написаны иконы для Вознесенского мон-ря в Угличе (не сохр.), о чем может говорить факт занесения ок. 1711 г. в Синодик (УИХМ) обители рода художника. Творчество Б.- характерный образец искусства царских мастеров 2-й пол. XVII в., следующего стилистическим новациям С. Ушакова. Лит.: Тромонин К. Я. Достопамятности Москвы. М., 1845. С. 235; Ровинский Д. А. История рус. иконописных школ до кон. XVII в. М., 1856. С. 194 [Федоров Петр]; Филимонов Г. Д. Симон Ушаков и современная ему эпоха рус. иконописи//Сб.

http://pravenc.ru/text/149183.html

Изображения иконы Муромская Добавление изображений возможно только в разделы, в которых опубликованы менее 25 икон. Описание: " Умиление " Муромская с преподобной Марфой и Феодором Стратилатом на полях, в окладе. Симон Ушаков. 1677 г. Дерево, левкас, темпера. Оклад серебро, эмаль, скань, золочение, драгоценные камни - конец XVII в., серебряная палата Московского Кремля. 31,5X26,4 см Файл 1497.jpg:   Размер: 579x690, 0.4 MPix, 98 Kb. Дата: 2009-11-10, анонимно. Рейтинг изображения: 7 (440) , (26) . Описание: Муромская икона Божией Матери («Моление святителя Василия») Ныне рядом находится рядом с ракой святителя Василия Рязанского, чтимый список с чудотворного образа конца XVII века, Божиим Промыслом возвратившийся 12/25 апреля 2002года, в день празднования иконе, в Рязанскую епархию. Файл 18293.jpg:   Размер: 768x911, 0.7 MPix, 929 Kb. Дата: 2012-06-18, анонимно. Рейтинг изображения: 4 (349) , (22) . Описание: Муромская Пресвятая Богородица. (Киров, 2017): икона " Муромской Божией Матери " . Приписные Св. Петр и Св. Татьяна. Масло по левкасу, на паволоке. Хорошая, крепкая доска. Размер 27 см х 21 см. Файл 29385.jpg:   Размер: 480x608, 0.29 MPix, 170 Kb. Дата: 2017-08-25, анонимно. Рейтинг изображения: 4 (191) , (8) . Описание: Иконка прямоугольная с изображением Муромской Богоматери. Россия, XIX в. Материал: эмаль, медь, бархат. 6,2х5,4 см. Государственный Эрмитаж Файл 30152.jpg:   Размер: 805x905, 0.73 MPix, 300 Kb. Дата: 2017-10-27, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (147) , (4) . Описание: Богоматерь Муромская с избранными святыми (Трехрядница). Первая четверть XVIII в.(средник) - вторая половина XVIII в. Дерево, левкас, темпера. 26,5 х 22,5 см. Место создания: Россия, Муром. Государственный исторический музей, Москва. Файл 30455.jpg:   Размер: 600x720, 0.43 MPix, 194 Kb. Дата: 2017-11-22, анонимно. Рейтинг изображения: 5 (142) , (6) . Описание: Альбом А.С. Уварова (демонтированный). Иконный образец. Богоматерь Муромская. Период создания: XIX в. Материал, техника: Бумага, тушь, рисунок Размер: 14,4х10 см Место создания: Россия Номер в Госкаталоге: 9845024 Номер по ГИК (КП): ГИМ 53882/111 Инвентарный номер: И XIII 19078 Местонахождение Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры " Государственный исторический музей "

http://pravicon.com/icon-201

К 50-м годам XVII столетия относятся первые подписные и датированные произведения Ушакова, и самое раннее из них – икона «Богоматерь Владимирская» 1652 года. На обороте иконы надпись, в которой сказано, что эта икона – список с древней и прославленной чудотворной иконы. Причем сверху надписи есть приписка «и мерой» – иконописец воспроизвел не только композицию оригинала, но и точный его размер. То, что Ушаков избирает на раннем этапе своего творчества именно прославленную чудотворную византийскую икону, присланную на Русь еще в начале XII века, очень ясно обозначает для нас один из главных стержней его творчества. Мы привыкли считать художника новатором, революционером в древнерусском иконописании, но нужно понимать, что в русской культуре XVII столетия отсутствовало само понятие «новаторства». Церковные писатели и художники ориентировались, прежде всего, на традицию. Эта традиция имела огромное значение и для Ушакова. Он не просто выбирает древний чудотворный образ, он воспроизводит его «мерою и подобием». Симон Ушаков. Богоматерь Владимирская, на обороте – Голгофский Крест. 1652 Дерево, темпера. 104×70. Третьяковская галерея Спас Нерукотворный и поиски «живоподобия» Для разговора об Ушакове как реформаторе необходимо обратиться к одному из самых излюбленных сюжетов его творчества – образу Спаса Нерукотворного, который художник неоднократно повторял в разные периоды своей творческой биографии. Самая ранняя икона Спаса Нерукотворного, исполненная Ушаковым, происходит из московской церкви Троицы в Никитниках и раньше датировалась 1658 годом. Но именно к выставке была произведена полная реставрация иконы, она была освобождена от записей XVIII и XIX века, и мы получили возможность увидеть почти полностью сохранившуюся оригинальную ушаковскую живопись. Кроме того, реставраторам удалось по фрагментам золотых букв и их отлипам на олифе реконструировать первоначальную надпись и установить правильную дату – 1661 год. Почему именно образ Спаса Нерукотворного так привлекал внимание художника, и почему именно на нем на протяжении десятилетий он отрабатывал свои новые художественные приемы? Чтобы это понять, нам нужно обратиться, прежде всего, к эстетическим трактатам как самого Ушакова, так и его друга, ярославского художника Иосифа Владимирова (этот оригинальный жанр – одна из новых особенностей художественной культуры XVII столетия).

http://pravmir.ru/reformator-ikonopisani...

7) Внешние приметы тоже не лишены значения. Так – Москва распространила повсюду мерные иконы (излюбленный размер 6х7 вв.). Иконы Новгородские, да и наиболее древние московские, не мерны, и в огромном большинстве случаев более продолговаты. Поздние иконы писались на толстых досках, нередко с двойной выемкой. Выемка московского периода оставляет более широкие поля, чем в новгородских иконах; ново-греческие иконы имеют поля ещё уже, чем русские древние иконы «новгородских» и «северных» писем. Особенное широкополье признак тщательной выделки доски и обыкновенно признак лучших писем. Можно подобрать и ещё ряд подобных примет, не лишённых оснований. 9. Итало-греческое мастерство особой манеры верхнего вохрения (пробелка чёрточками). Икона Спасителя, оглавная, в собрании автора 10. Итало-греческое мастерство особой манеры верхнего вохрения (вохрение яркое, пробелка чертами). Образ Божьей Матери, в собрании автора Если мы прибавим к сказанному услуги палеографии вещевых надписей, мало ещё разработанной, но в связи с палеографией общей, уже обладающей громадным запасом данных, то станет ясно, что распределение русских икон по времени написания и по местностям производства возможно, если не в настоящем, то в будущем, когда иконописный материал будет собран и описан. Надо сказать, что пока наблюдений сделано недостаточно и схема «писем», заимствованная у старообрядческих иконописцев, схема – касающаяся главным образом местностей, не заменена более научной. При отмеченной нами анонимности древних икон особенное значение приобретает попытка приурочить ту или другую манеру к определенному лицу. Мы не будем говорить о поздних «ушаковских» письмах. Симон Ушаков, талантливый распространитель фрязи, оставил ряд подписанных им икон и потому «школа» его может быть выяснена до подробностей. Совсем другое дело вопрос о «рублёвских письмах». Поразительно это единственное исключение среди анонимных писем, распределённых по русским областям. Как хорошо известно, Рублёв (о нём есть монография М.И. и В.И. Успенских) 4 был инок Спасо-Андроникова монастыря. Это – вполне достоверно; весьма вероятно, что ранее этого он монашествовал в Троице-Сергиевом монастыре. В подлинниках о Рублёве читаем: «а преже живяше в послушании у преподобнаго Никона Радонежскаго», но кто он был родом и откуда – не выяснено. Иконописный подлинник говорит – «преподобный отец Андрей Радонежский, иконописец, прозванием Рублёв, многие св. иконы написал – все чудотворные», но и эта запись, по преданию, не вполне точно свидетельствует о происхождении из Радонежа: её можно объяснять тем обстоятельством, что Рублёв был монахом в обители Сергия Радонежского. О.И. Буслаев произвольно предполагал даже, что Андрей Рублёв и был учеником школы преподобного Сергия 5 . Ещё менее обосновано предположение И.М. Снегирёва о том, что Рублёв происходил из Пскова, только на основании того, что некий боярин Рублёв приезжал из Пскова послом к в. к. Ивану III в 1486 году (см. Псковскую летопись).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lihach...

В поисках эталонов Еще одно направление работы — попытка определить некоторые эталоны в церковной архитектуре и церковном искусстве сегодня. -Нам нужны образцы, на которые ориентироваться, и мы должны уметь объяснить, почему именно на эти образцы мы рекомендуем ориентироваться. Впрочем, это тоже поле для дискуссии, а не попытка навязать какое-то видение сверху. «Здесь возможна жесткая критика», — утверждает Сергей Чапнин. Где обсуждать материалы В заключение Сергей Чапнин представил выпускающего редактора издания — Евгения Мурзина, а также предложил читать журнал и участвовать в обсуждении материалов. Электронная версия «Храмоздателя» расположена по адресу e-vestnik.ru/hram — там будут публиковаться и уникальные материалы. Ужасы актуального искусства Первая панельная дискуссия, в которой участвовали архитектор протоиерей Андрей Юревич , главный архитектор Товарищества реставраторов Андрей Анисимов, архитектор протоиерей Константин Камышанов (клирик Спасо-Преображенского монастыря г. Рязани), старший преподаватель Государственного университета по землеустройству Александр Головкин (также архитектор) и автор книги «Антиискусство», генеральный директор компании «Имидж дизайн групп» Андрей Яхнин , была посвящена храмовой архитектуре. Однако первый же доклад вывел беседу из регламента. Протоиерей Андрей Юревич, потрясенный (в плохом смысле слова) силой актуального искусства, поделился своими впечатлениями от идеологии выставки «Духовная брань» , прошедшей на «Винзаводе». Почти все время, предоставленное для доклада, отец Андрей цитировал идеологов выставки коллекционера Виктора Бондаренко и Романа Багдасарова. -Бондаренко взахлеб давал интервью на BBC и радио «Свобода», в котором утверждал, что Андрей Рублев со своей Троицей — актуальный художник XV века. Симон Ушаков со своими живоподобными образами — актуальный художник XVII века, а некая Евгения Мальцева, молодая девица, якобы из благочестивой старообрядческой семьи, которая и была выставлена со своими «иконами», навеянными образами Pussy Riot — актуальный художник XXI века, — не скрывая ужаса, пересказывал отец Андрей. — «Я понял, что не живу в православной стране, что православие в РПЦ — не христианство, что Церковь не имеет представления о Новом Завете. Я увидел Троицу в черных масках… »

http://pravmir.ru/ikona-bogoslovie-dlya-...

Единородный Сын Слово Божие. В. М. Васнецов. 1885– 1886гг. в этой вести – новизна христианства как Нового Завета между Богом и людьми. Не случайно Евангелие от Иоанна, начавшееся с торжественного утверждения вечности и Божественности Слова Божия, в заключительных главах содержит исповедание Фомы: Господь мой и Бог мой! ( Ин. 20:28 ). Все четвертое Евангелие является последовательным раскрытием веры в Божество Иисуса Христа, и завершается оно не менее торжественным исповеданием этой веры, чем-то, с которого оно началось. Пролог Евангелия от Иоанна заканчивается словами: Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил ( Ин. 1:18 ). Современные критические издания Нового Завета приводят этот текст в несколько иной редакции: вместо «единородный Сын» ( μονογενς υις) в них стоит «единородный Бог» ( μονογενς θες). Это чтение основано на наиболее древних рукописях, тогда как чтение «единородный Сын» встречается лишь в некоторых рукописях начиная с IV века. Аутентичность версии, приводимой в критическом издании, подтверждается использованием выражения «единородный Бог» у авторов IV века – Василия Великого , Амфилохия Иконийского , Григория Нисского . Выражение «единородный Бог» является еще одним подтверждением веры ранней Церкви в Божество Христа и в то, что Его пришествие на землю было не чем иным, как Боговоплощением. Убежденность в Божественном происхождении Иисуса была изначальной верой Церкви, отраженной на страницах Нового Завета. Троица. Икона. Прп. Андрей Рублев. 1420-е гг Применительно к Иисусу в нем использованы имена, обычно употребляемые для обозначения Бога. Помимо этого, Иисусу приписываются свойства, которыми обладает Бог, и дела, которые совершает Бог; Ему воздается поклонение, воздаваемое Богу. Детальное рассмотрение новозаветных текстов, посвященных этим темам, приводит современных исследователей к следующему заключению: Троица. Икона. Симон Ушаков. 1671 г. Доводы в пользу Божественности Христа не базируются лишь на нескольких текстах, используемых в качестве доказательств. Популярная идея, согласно которой некоторые христиане IV века решили навязать Церкви веру в Иисуса как Бога и вырвали отдельные библейские выражения из контекста для достижения этой цели, является ложной интерпретацией фактов. Создатели православного учения о Боговоплощении и Троице действительно имели цель, но она состояла не в том, чтобы заместить человека Иисуса Божественным Христом. Их цель заключалась в том, чтобы сохранить ясное учение Нового Завета о Божественности Господа Иисуса Христа, при этом отдав должное трем другим ясным пунктам новозаветного учения: Бог един; Иисус – Сын, а не Отец; Иисус – не только Бог, но и человек.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Икона Святой Троицы Изображения могут меняться, но набор символов и персонажей остается прежним: три ангела, служащая им чета, внизу — телец (иногда с закалывающим его отроком), дуб, палаты Авраама. 1580 год, икона «Святая Троица в бытии», окруженная клеймами с изображениями событий, связанных с явлениями Троицы. Интересная деталь: Авраам и Сарра здесь не просто прислуживают за столом, но также за ним сидят. Икона расположена в Сольвычегодском историко-художественном музее: Более типична, например, икона XVI века из Троице-Герасимовского храма в Вологде. Ангелы находятся в центре композиции, за ними — Авраам и Сарра. Вершиной русской иконописи считается икона Троицы, написанная преподобным Андреем Рублевым. Минимум символов: три ангела (Троица), чаша (Искупительная жертва), стол (трапеза Господня, Евхаристия), обратная перспектива — «расширяющаяся» от зрителя (пространство иконы, описывающее мир горний, неизмеримо больше мира дольнего). Из узнаваемых реалий — дуб (Мамврийский), гора (тут и жертвоприношение Исаака, и Голгофа) и здание (дом Авраама? Церковь?..). Это изображение станет для русской иконы классическим, хотя возможны некоторые разночтения в деталях. Например, иногда у среднего ангела на нимбе появляется крест — на иконах так изображают Христа. Икона Святой Троицы, XVII век Другой пример: Симон Ушаков более детально изображает трапезу. XVII век Канон «Гостеприимство Авраама» является оптимальным для изображения Пресвятой Троицы: в нем подчеркивается единство сущности (три ангела) и различие ипостасей (ангелы присутствуют в пространстве иконы «автономно» друг от друга). Поэтому подобный же канон используется при изображении явления Троицы святым. Один из наиболее известных образов — явление Пресвятой Троицы преподобному Александру Свирскому:   Неканоничные изображения Однако были попытки изображать Бога в Троице и иначе. Крайне редко в западно-европейской и русской храмовой живописи попадается изображение, использовавшееся в иконографии эпохи Ренессанса, где три лика объединены в одном теле. В церковной живописи оно не прижилось из-за явной еретичности (смешение Ипостасей), а в светской — из-за неэстетичности.

http://pravmir.ru/10-ikon-svyatoj-troicy...

Иконы для соборного храма пустыни при игумене Иларионе писал знаменитый иконописец Симон Ушаков с учениками. Самая известная — Владимирская Флорищевская икона Богоматери (1660 г.) ­— хранится во Владимиро-Суздальском музее. «Квадратная обитель» В плане монастырь — почти правильный квадрат с «осью» по центру, на которой располагаются надвратная Петропавловская церковь и колокольня. Флорищева пустынь. Гравюра XIX века Монастырские стены Флорищевой пустыни — это целый городок со множеством корпусов разного назначения: казначейский, рухлядный, больничный, хозяйственный, настоятельский… А еще в ее стенах находятся монастырский погреб, кузница и монашеские кельи. Один из корпусов называется Голицынским по имени воспитателя и сподвижника Петра I князя Б. А. Голицына. В конце жизни он уехал во Флорищеву пустынь и постригся в монахи с именем Боголеп. Дорога Дорога к пустыни может стать интересным приключением, если выбрать необычный вид транспорта — «кукушку», рельсовый автобус. Приезжаете на Московский вокзал в Нижнем Новгороде. И садитесь на «кукушку». У нее есть два маршрута — прямо до станции Фролищи или с пересадкой через Ильино. По второму маршруту «кукушки» ходят гораздо чаще. Общее время в пути 2 часа. «Кукушка» едет очень неспешно: летом из окна можно даже рассмотреть грибы, которые растут вдоль дороги. И места живописные — леса, холмы, болотца… Фролищи — тупиковая станция. От нее до пустыни предстоит прогуляться еще пару километров по лесу. Фото savage19 Что такое «кукушка»? Это рельсовый автобус, или по-другому — автомотрисса. Такой вид транспорта специально приспособлен для движения по неэлектрифицированным участкам железных дорог. Пускать длинные составы с тепловозом там смысла нет, поэтому по рельсам ездят небольшие дизельные поезда из одного или нескольких вагонов. Такие ж/д ветки чаще всего однопутные и не имеют разворотов на конечных остановках: машинист просто переходит из головной кабины в хвостовую — и «кукушка» уже может ехать в обратную сторону. Отправиться в путешествие

http://foma.ru/florishheva-pustyn-samaja...

Симон Ушаков. Фронтиспис книги «История о Варлааме и Иоасафе» Симеона Полоцкого. 1681 Среди сохранившихся произведений – иконы, гравюры и иллюстрации к книгам, а также «Слово к люботщательному иконного писания». Это сочинение было написано Ушаковым в ответ на первый русский теоретический трактат об искусстве Иосифа Владимирова. Оба произведения – знаковые памятники для культуры второй половины XVII века, отражающие эстетические представления и рассказывающие о художественных принципах эпохи. Сочинение Ушакова по замыслу автора должно было стать введением к «Азбуке художеств», своего рода книге образцов, анатомическом атласе для изографов, которая по неизвестным причинам осталась ненаписанной. Небольшой трактат Ушакова является и словом в защиту почитания святых икон, так как содержит рассуждения о соотношении образа и первообраза и осуждает хуление икон. Кроме того, в нем говорится о превосходстве иконописания (изобразительного искусства) над прочими видами художеств, а также о личной ответственности художника за свои работы. «Многие из нас, владеющие искусством живописи, пишут то, что скорее достойно смеха, чем благоволения и умиления, этим они вызывают гнев Божий и [подвергают себя] осуждению иностранцев и великому посрамлению от честных людей» . Об этом же чуть ранее говорил и Иосиф Владимиров: если икона написано хорошо, тех мастеров «святительскою благословенною печатью и лета назнаменати», а если «плохо», «безчинно», тех мастеров предают анафеме . Осмысление авторской ответственности является чертой нового менталитета человека XVII века. Художник осознает, что стоит не только пред Божиими очами, но и перед судом общества. В настоящее время достоверно известны более чем 50 икон мастера. Кроме того, существует большое количество икон, авторство которых доподлинно не установлено, и они приписываются Ушакову на основании стилистической близости. Многие из них, скорее всего, являются работами его учеников и по качеству исполнения уступают произведениям самого иконописца.

http://pravoslavie.ru/770.html

Ересь иконоборчества , отвергающая почитание священных изображений под предлогом борьбы с идолопоклонством, возникла во 2-й четв. VIII в. при самом активном участии императоров Льва III и Константина V . Со 2-й пол. 20-х гг. VIII в. началась борьба с почитанием икон, в к-рой имп. власти и епископам-иконоборцам противостоял патриарх свт. Герман. В 754 г. иконоборчество было провозглашено в качестве офиц. церковной доктрины Византийской империи на лжесоборе в Иерии (т. н. 7-м вселенском, именуемом также «безглавым», т. к. ни один патриарх не присутствовал на его открытии), утвержденной подписями более 330 епископов (см. ст. Иерийский Собор ). VII Вселенский Собор. Икона. Симон Ушаков, Гурий Никитин с товарищами. 1673 г. (Смоленский собор московского Новодевичьего мон-ря) VII Вселенский Собор. Икона. Симон Ушаков, Гурий Никитин с товарищами. 1673 г. (Смоленский собор московского Новодевичьего мон-ря) Рьяное иконоборчество имп. Константина V, имевшее много приверженцев в военной среде, не пользовалось особенной популярностью в К-поле, у правосл. же монашества оно вызвало самое сильное неприятие. Стремясь обеспечить преемство своей политики, имп. Константин при бракосочетании своего сына Льва с афинянкой Ириной потребовал от невесты клятвы не возобновлять почитание икон. Взойдя на престол, имп. Лев IV (775-780) прекратил гонения против монахов, но не пожелал открыто порывать с иконоборческими убеждениями отца и деда. Весной 780 г. на К-польский престол был избран патриарх Павел IV ; тайный иконопочитатель, он перед поставлением был вынужден дать письменное обещание не поклоняться иконам. Вскоре императору было доложено о дворцовом заговоре. Обнаружив в ходе расследования иконы в покоях имп. Ирины, Лев возобновил гонение против иконопочитателей, обвинив их в злоупотреблении его добрым отношением. Неск. высокопоставленных придворных и сановников за сокрытие икон были подвергнуты жестоким наказаниям и заключению. Императрица была обвинена в нарушении клятвы и подверглась опале.

http://pravenc.ru/text/Вселенский VII ...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010