Симон Ушаков



 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021

Симон Ушаков : Портал Богослов.RuИскать в Источникеbogoslov.ru
... всей своей добросовестности выполнения (просматривая брошюру, вы можете заметить, что автор ознакомился со всеми главнейшими работами, посвященными этому замечательному русскому иконописцу) , настоящая брошюра страдает определенной односторонностью: автор ее много распространяется о работах Ушакова по заданию Оружейной палаты вообще (черчение планов, рисовка и композиция знамен, рисунков на посуде и т. д.) и очень малое говорит о иконописных работах Ушакова - его основной деятельности. Желая восполнить этот недостаток, мы в настоящем очерке специально и подробно остановимся на иконописи сего прославленного " царского изографа " и попытаемся ориентироваться в том влиянии, которое имел Симон Ушаков на современную ему русскую иконопись и - что самое главное - на ее последующее развитие. В 1551 году знаменитый Стоглавый собор, отводивший в своих работах много места иконописи, в специальном постановлении повелел: " Писать иконы с древних образцов, как греческие живописцы писали и как писал Ондрей Рублев " . Авторитет и влияние гениального русского художника XV века Андрея Рублева в течение полутора столетий были непререкаемы и незыблемы. Теоретически их никто и не ... текст полностью ...
Каким стало русское искусство иконописи в XXI ...Искать в Источникеbogoslov.ru
... Москве, в галерее " Царская башня " с 11 декабря по 19 января проходит выставка " Современные иконописцы " - первая подобная экспозиция в XXI веке. После Крещения Руси в X веке иконопись начала стремительно развиваться. Появился ряд уникальных школ, каждая из которых имеет свои особенности: новгородская, киевская, псковская, владимиро-суздальская, московская и т. д. На Руси, а затем и в Российской империи работали великие и выдающиеся мастера: Феофан Грек, Даниил Черный, Андрей Рублев, Симон Ушаков, Федор Зубов. Исторические события XX века поставили иконопись в России на грань исчезновения. Но искусство выжило: в течение 20 лет после прекращения идеологического давления на Церковь иконопись в России постепенно возрождалась, а в последнее десятилетие начала развиваться. О том, как происходили эти процессы, в интервью порталу +Царьград+ рассказала Ирина Языкова - один из крупнейших специалистов по современной иконописи, искусствовед, куратор выставки " Современные иконописцы " . - Ирина Константиновна, здесь, на выставке, представлены работы мастеров из самых разных уголков России. Можно ли говорить о том, что это новое возрождение " региональных " школ, как раньше мы ... текст полностью ...
Смысл икон – В. Н. Лосский, Л. А. УспенскийИскать в Источникеazbyka.ru
... обмирщения религиозного сознания, благодаря которому в церковное искусство, несмотря на решительное сопротивление Церкви 125 (, начинают проникать уже не только отдельные элементы, но и сами принципы западного религиозного искусства, чуждые Православию. Догматическое содержание иконы исчезает из сознания людей, и для попавших под западное влияние иконописцев символический реализм становится непонятным языком. Происходит разрыв с Преданием. Церковное искусство обмирщается под воздействием зарождающегося светского реалистического искусства, родоначальником которого стал знаменитый иконописец Симон Ушаков. Это обмирщение является отражением в области искусства общего обмирщения церковной жизни. Происходит смешение образа церковного и образа мирского, Церкви и мира. Реализм символический, основанный на духовном опыте и ведении, при их отсутствии и отрыве от традиции исчезает. Это порождает образ, который свидетельствует уже не о преображенном состоянии человека, не о духовной реальности, а выражает различные представления и идеи по поводу этой реальности, и то, что в искусстве мирском является реализмом, в применении к искусству церковному превращается в идеализм. Отсюда и более ... текст полностью ...
Икона Богородицы Елеуса (Милующая, Умиление) - ...Искать в Источникеpravmir.ru
... на кисть руки Пречистой Девы. Феофан Грек (?) . Богоматерь Донская. 80-90-е годы XIV в. ТГТ, Москва Богоматерь Владимирская. 1-я половина XV в. Русский музей, Спб. Богоматерь Владимирская. Школа Дионисия. 1514 г. (?) . Успенский собор Московского Кремля Богоматерь Владимирская. Середина XVI в. Владимиро-Суздальский историко-художественный и архитектурный музей заповедник Прокопий Чирин. Богоматерь Умиление Владимирская, с праздниками и святыми. Строгановская школа. Нач. XVII в. Русский музей, Спб. Богоматерь Феодоровская. Первая четверть XVII в. Сольвычегодский историко-художественный музей Симон Ушаков. Богоматерь Владимирская «Насаждение древа…» 1668 г. ГТГ, Москва Богоматерь Владимирская. Шитье. 2-ая половина XVII в. Музей икон, Реклингхаузен, Германия Медный образок «Богоматерь Владимирская». 2-ая половина XIX в. Центральный музей древнерусского искусства им. Андрея Рублева, Москва Богоматерь Феодоровская. Мастерская Г. И. и М. И. Чириковых. Москва. 1904 г. Частное собрание Теги: икона Богородицы, иконография, умиление, Читаем икону Елеуса Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) возможна только с письменного разрешения ... текст полностью ...
Реформатор иконописания. Симон Ушаков – через ...Искать в Источникеpravmir.ru
... сохранным образцом «живоподобного» стиля иконописца. И только своими глазами вы сможете увидеть удивительную находку на самой первой ушаковской иконе Спаса Нерукотворного – фрагменты оригинальной авторской надписи с датой «1661 год», – обнаруженную совсем недавно, во время реставрации иконы к выставке. До этого все энциклопедии твердили одно – Спас Нерукотворный написан для церкви Троицы в Никитниках в 1658 году, поскольку именно эта дата фигурировала на поздней надписи на нижнем поле иконы. В общем, выставку надо посетить обязательно, а пока – видео и текст экскурсии. «Писал Симон Ушаков, государев иконописец» Симон Ушаков был человеком своего времени, отразившим в своих произведениях важнейшие исторические и культурные процессы XVII столетия. С другой стороны, именно в творчестве Ушакова, благодаря его индивидуальным художественным поискам, возник и утвердился в 60-70-е годы XVII столетия новый стиль русского иконописания, который усвоили сначала мастера Оружейной палаты и столичные художники, а вслед за ними, уже в конце XVII столетия – практически все русские иконописцы в большинстве существовавших тогда художественных центров. Очень важно, что в отличие ... текст полностью ...
К празднику Собора Архистратига Михаила и прочих ...Искать в Источникеsedmitza.ru
... палаты погреба Казенного двора и построили существующее ныне здание для священнослужителей Архангельского собора. , В настоящее время нет никаких свидетельств о росписи собора при Василии III. Существует гипотеза о том, что она не предполагалась при первоначальной ордерной декорации интерьера. Очевидно, впервые собор был расписан уже при Иоанне IV в 1564–1565 гг. — фрески этого времени сохранились в лоджии над западным входом и в южной предалтарии. Существующие ныне росписи в основном относятся к середине XVII в. (закончены к 1666) . В их создании участвовало 92 мастера, среди которых Симон Ушаков, Степан Резанец, Федор Зубов, Федор Козлов, Иван Филатов, Гурий Никитин. За исключением привнесенных ими нескольких новых сюжетов, мастера полностью повторили уникальную иконографию фресок 60-х гг. XVI в. Примечательной частью стенописи является галерея условных портретов великих и удельных князей, царей, погребенных в соборе, и их предков великих князей владимирских. Росписи Архангельского собора могут быть включены в круг программных произведений, созданных по заказу царя Иоанна IV в сер. XVI в., в которых нашла выражение концепция власти православного царя, в частности, ... текст полностью ...
Петро-Павловский кафедральный собор г.Симферополь ...Искать в Источникеprihod.ru
... сосудах и на боевых знаменах, писали красками, выкладывали мозаикой, вырезали на камне и дереве, вышивали на плащаницах и отливали в бронзе. Многие изображения Нерукотворного Лика почитались чудотворными. При этом никто обычно не искал в иконах портретного сходства с Самим Спасителем. Средневековое искусство было символическим, и его язык был глубоко условным. Но в XVII веке в церковном искусстве появляется тяга к реализму, и условность традиционной иконописи уже не удовлетворяет изографов. Одним из тех, кто стал раздвигать рамки иконописного канона и искать новых средств выражения, был Симон Ушаков (1626–1686) , мастер Государевой Оружейной палаты. Одним из излюбленных им образов был как раз «Нерукотворный Спас», как в русской традиции называли Нерукотворный образ Спасителя. Можно сказать, что в творчестве Ушакова этот образ стал программным. Мастер неоднократно повторял его с различными модификациями, добавляя те или иные детали и надписи. Образ, оставленный на убрусе Самим Господом, Ушаков хотел передать как можно более точно. Он использует живописный язык, существенно отличающийся от древнерусского иконного письма, но близкий к западной традиции, на которую в XVII ... текст полностью ...
Храм Живоначальной Троицы на Воробьёвых горах -Искать в Источникеprihod.ru
... перенесения иконы в Москву с неё было сделано два списка, которые Иван Грозный направил обратно в Коломну. Список, сделанный для Успенского собора, сохранился до настоящего времени. Он отличается белым фоном, во второй половине XVI века при Коломенском епископе Давиде икона была закрыта окладом. Список Донской иконы в Донском монастыре После избавления Москвы от войск хана Казы-Гирея с иконы был сделан список для Донского монастыря, основанного на месте походной церкви, где она находилась во время битвы. В 1668 году для малого собора Донского монастыря список иконы сделал иконописец Симон Ушаков. Источник: Храм Живоначальной Троицы на Воробьевых горах Тропарь, глас 4 Заступнице верных преблагая и скорая, Пречистая Богородице Дево! Молим Тя пред святым и чудотворным образом Твоим, да якоже древле от него заступление Твое граду Москве даровала еси, тако ныне и нас от всяких бед и напастей милостиво избави, и спаси души наша, яко милосердая. Кондак, глас 2 Небесныя обители преселившаяся с плотию, сущия на земли никакоже оставила еси, Богородице, образ Божественный и многочудесный Пречистаго Лица Твоего зрети любящим Тя и покланятися даровала еси, яко знамение Твоея ... текст полностью ...
21 ноября 2016: Собор Архистратига Михаила - ...Искать в Источникеfoma.ru
... святого царевича Дмитрия, младшего сына Ивана Грозного. Останки святых не предавали земле, а помещали в особые ковчеги — раки, предназначенные для поклонения верующих. Рака с мощами царевича Дмитрия установлена у юго-западного столпа под резной каменной сенью. Стенописью собор был впервые украшен в царствование Ивана Грозного. От этой древней росписи сохранились лишь небольшие фрагменты на столпах храма и несколько композиций в алтаре и царской усыпальнице. В 1652-1666 годах собор расписали заново — работала большая артель русских мастеров. Работами руководил знаменитый царский живописец Симон Ушаков. Среди святых, изображенных на столпах храма, мы видим княгиню Ольгу, великого князя Владимира, крестителя Руси, его принявших мученическую смерть сыновей Бориса и Глеба, князей Андрея Боголюбского, Александра Невского, Даниила Московского. Уникальной особенностью росписи Архангельского собора является цикл надгробных портретов: в нижнем ярусе над захоронениями князей-Рюриковичей написаны их «воображаемые» портреты. Эта «портретная» галерея исторических лиц открывается изображением великого московского князя Ивана Калиты и завершается изображением Георгия Васильевича, ... текст полностью ...
Иконостас Троицкого храма в Никитниках / Articles ...Искать в Источникеpatriarchia.ru
... намерением руководства Государственного Исторического музея изъять из Троицкого храма в Никитниках ряд старинных и особо почитаемых икон, Пресс-служба Московской Патриархии публикует справку об иконостасе этой замечательной столичной церкви XVII века. Позолоченный деревянный иконостас главного престола в Троицком храме в Никитниках выполнен московскими и ярославскими резчиками по росписи интерьеров в 1640-х годах. В иконостасе есть иконы строгановского письма, многие иконы местного ряда выполнены иконописцами Оружейной палаты. Для этой церкви в 1659 году иконописцы Яков Казанец, Симон Ушаков и Гаврила Кондратьев написали икону «Благовещение с акафистом», а иконы «Великий архиерей», «Богоматерь Владимирская», или «Насаждение древа Государства Российского», принадлежат кисти Симона Ушакова. Иконы строгановского письма расположены в верхних ярусах иконостаса. Образа нижнего ряда иконостаса «Благовещение с акафистом» (1659, работа Я. Казанца, С. Ушакова и Г. Кондратьева) и Владимирская икона Божией Матери («Древо государства Московского», 1659, С. Ушаков) , а также чудотворная Грузинская икона считаются святынями. Икону «Владимирской богоматери» («Насаждение ... текст полностью ...

 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021

Постоянная ссылка на эту страницу: Симон Ушаков
Православный справочник "ПОИСКОВ.РФ"