Сохранившиеся документы, а также изданные источники позволяют рассиотреть этот вопрос более детально. Ясно, что уже уже к 1663 году стенопись палаты обветшала, так как известен указ царя Алексея Михайловича от 29 сентября этого года (7172): «...царь Алексей Михайлович... указал прислать в приказ Большого дворца иконописцев и левкащиков, что есть в Оружейном приказе, писать им в Грановитой полате стенное письмо...» . Указ этот по ряду причин остался неосуществленным, так как уже в начале февраля следующего, 1664 года Грановитую палату готовят к приему «великого и полномочного» английского посла графа Карла Карляйля . На протяжении 1664-1666 годов стенопись палаты не возобновлялась. В 1667 году этот вопрос поднимается вновь и 6 августа издается указ: «В Грановитой полате написать стенное письмо вновь нынешним летом» . В нем же приводится полная «сметная роспись», составленная Симоном Ушаковым «с товарищи». В ней называется число мастеров, нужных для работы в Грановитой палате: «...иконописцев 50 человек добрых мастеров, середних 40 человек» . В том же столбце имеется заключение Симона Ушакова, Федора Зубова и Ивана Филатова о невозможности расписать Грановитую палату до осени 1667 года: «Буде великий государь укажет ныне Грановитую полату написать вновь самым добрым письмом прежнего лутче или против прежнего написать и той полаты в толикое малое время написать некогда ко октябрю месяцу никоими мерами не поспеть и для того приходит время студеное и то стенное писмо будет некрепко» . Осенью 1667 года вновь встает вопрос о росписи стен: «В нынешнем 176 году (1667) ноября в 15 день... велено Грановитую полату написать стенным письмом в нынешнем же во 176 году весною самым добрым мастерством, а снимки для образца с того стеннаго письма снять ныне и приказать о том иконописцу Симону, чтобы написать в той полате теж вещи, что ныне писаны» . Далее в документе говорится о том, что зимой необходимо заготовить краски и материалы и что Симон Ушаков уже составил на них смету. Здесь же полностью приводится смета: «А по сметной росписи Оружейные полаты иконописца Симона Ушакова с товарыщи написано. Надобно в тое Грановитую полату к стенному писму золота и красок и всяких запасов: золота сусального красного 100 000 листов, стенной лазори (светло-синяя краска), да празелени, да вохры слизухи, да черлени немецкой по 30 пуд, вохры грецкой 4 пуда, голубцу 15 пуд, зелени 5 пуд, бакану (багряная краска) да яри виницейской (уксуснокислая очищенная медь) по 3 фунта, киноварю (ярко-красная краска) 15 пуд, черлени (ярко-красная охра) псковской, да вохры немецкой, да черлени слизухи по 20 пуд, белил да мелу по 4 пуда, да немецких 10 пуд,чернил копченых 300 кувшинов, земленых чернил 2 воза, олифы под золото 16 ведер, яри да сурику 2 пуда, скипидару и нефти пуд, пшеницы доброй 10 четей, клею карлуку (рыбий клей) 7 пуд, 200 аршин холста, 200 губок» .

http://ruskline.ru/analitika/2019/07/12/...

Но после сметы содержится приписка, из которой мы узнаем, что запасов красок и материалов нет: «И в то число красок в Оружейной полате налицо одна вохра грецкая, а золота и иных никаких красок нет» . Скорее всего, это и стало причиной того, что к работе Симон Ушаков так и не приступил. Заканчивается документ словами: «И о том великий государь царь и великий князь Алексей Михайлович что укажет» . Иными словами, несмотря на настойчивое желание Царя возобновить стенопись, Таким образом, с одной стороны, настоятельные распоряжения царя возобновить стенопись, иконописцы так и не смогли приступить к работе, то по причине наступления холодного времени года «Ко октябрю месяцу никоими мерами не поспеть, для того приходит время студеное и стенное писмо будет некрепко и не вечно» , то из-за отсутствия в наличии необходимых красок и материалов «...А из запасов, готовых к тому делу, левкасу, золота и красок ничего нет» . В словаре «Царские иконописцы и живописцы XVII века», составленном А.И. Успенским, приводится царский указ - расписать Грановитую палату весной 1668 года. В нем же отмечается, что 5 декабря 1668 года государь пожаловал Симона Ушакова, приказав ему выдать «в приказ с Казенного двора 8 аршин камки индейской, 4 аршина сукна аглинского... для того, что писал он в церкви архистратига божия Михаила (а также в Успенском соборе) стенное писмо» . Но мог ли Симон Ушаков одновременно работать в двух больших соборах Кремля и расписывать Грановитую палату? Очевидно, что такое практически невозможно. А если все-таки Симон Ушаков работал в Грановитой палате, то столь большая по объему работа не могла бы обойтись без царского жалованья и нашла бы хоть какое-то документальное отражение. Но сведений об этом нет. Поэтому можно предположить, что в 1668 году Симон Ушаков (несмотря на царские указы) Грановитую палату не расписывал. Ни в документах, ни в «Словаре» Успенского не встречается и упоминаний о других иконописцах, работавших по росписи стен Грановитой палаты в 1668 году или в следующих 1669-1671 годах. Однако, в марте 1672 года Симон Ушаков вместе с дьяком Никитой Клементьевым составляет опись стенописных изображений (притчей) в Грановитой палате Государева дворца. И делает это очень кропотливо, описывая сюжет за сюжетом. Поскольку мы уже пришли к предположению, что Симон Ушаков не расписывал Грановитую палату, то составленная им «Опись» полностью отражает сюжетный состав стенописи конца XVI века. А сам факт составления Симоном Ушаковым этой «Описи» говорит о том, что в 1672 году при дворе не оставляли мысли возобновить роспись стен Грановитой палаты .

http://ruskline.ru/analitika/2019/07/12/...

В сборнике «Солнце Пресветлое», принадлежавшем сторожу московского Благовещенского собора С. Ф. Моховикову (10-20-е гг. XVIII в.; МГУ НБ. 293), на л. 76 помещены изображение и краткая история Л. и. (под 12 марта), иконография которой аналогична римскому образу «Спасительница Римского народа» с характерным для него положением правой руки Богоматери, сложенной в благословляющем жесте и опущенной вниз. Так же представлена икона на гравюре Г. П. Терпчегорского кон. XVII - нач. XVIII в. (ГМИИ) с сопровождающей подписью: «Изображение образа Пресвятыя Богородицы Римской, яже писал евангелист Лука, обретается в приделе Павлинове». В сб. «Солнце Пресветлое», переписанном в 1730 г. Федором Мурыгиным (ГИМ. Муз. 42), история образа помещена на листах 86-88 об. Однако судить об иконографии образа нет возможности (гравюра на л. 85 об. отсутствует). Помимо этого на л. 72 об. и л. 142 в сборнике из ГИМ оставлены места под гравюры с изображением 2 икон «Богоматери Римской» (празднование в февр. и марте соответственно, но сами гравюры отсутствуют). Исключением в наст. время представляется изображение Л. и. в иконографическом варианте «Умиление» в 7 клеймах Смоленской иконы Божией Матери из Благовещенского собора Московского Кремля (посл. четв. XVI в., ГММК) - 7 клейм из 24 содержат иллюстрации к Сказанию о Л. и. С. П. Заиграйкина Иллюстрации к «Сказанию...» о Л. и. «Римская» икона Божией Матери. 1668 г. Фрагмент. Иконописцы Иван Карпов, Федор Карпов Попов, Симон Ушаков, Григорий Зиновьев (ГТГ) «Римская» икона Божией Матери. 1668 г. Фрагмент. Иконописцы Иван Карпов, Федор Карпов Попов, Симон Ушаков, Григорий Зиновьев (ГТГ) известны по немногочисленным и разнообразным по технике исполнения и масштабу памятникам рус. искусства с сер. XVI в. (фрески, клейма иконописных образов, серебряные дробницы). Как самостоятельный сюжет иллюстрации к «Сказанию...» появляются в московском искусстве с 60-х гг. XVI в., в XVII в. встречаются преимущественно в составе иллюстрированных циклов сказаний о Тихвинской иконе Божией Матери.

http://pravenc.ru/text/Лиддская ...

Святые Моисей Угрин, вел. кн. Владимир и Аркадий Новоторжский. Икона. 1677 г. Иконописцы Симон Ушаков и Георгий Зиновьев (ТОКГ) Святые Моисей Угрин, вел. кн. Владимир и Аркадий Новоторжский. Икона. 1677 г. Иконописцы Симон Ушаков и Георгий Зиновьев (ТОКГ) В подписи на иконе 1677 г. «Святые Моисей Угрин, кн. Владимир и Аркадий Новоторжский» (ТОКГ), написанной вместе с Симоном Ушаковым, З. назван его учеником. Сохранился ряд работ, выполненных З. с учениками. 1678 г. датированы Иверская икона Божией Матери З. и его ученика Евфимия для московских храмов св. Иоанна Предтечи в Староконюшенном пер. (ГИМ - Музей «Новодевичий монастырь»), образ свт. Власия Севастийского (ГМИР) и икона для Ризоположенского мон-ря в Суздале (ГВСМЗ; под записью). В 1679 г. З. с учеником Федором был написан 3-фигурный оплечный Деисус (ГРМ); в 1681 г. З. упомянут с учеником в связи с написанием иконы «Спас Нерукотворный» для Введенской ц. Уздринской Введенской пуст. в Архангельской губ. В 1690 г. к З. были определены в ученики сыновья иконописца Федора Зубова Алексей и Иван (см. ст. Зубовы ); в 1694 г. З. с учеником Георгием Торопчениным (Туфановым) писал икону «Царь царем» (ГТГ). На своих местах сохранились иконы мастера, выполненные в 1681 г. для иконостаса собора Рождества Пресв. Богородицы в Суздале, «Архиерей Великий прошедши небеса» и «Апостолы Петр и Павел» (обе в ГВСМЗ). Спас на престоле, с припадающим митр. Киприаном. Икона. 1700 г. (ГММК) Спас на престоле, с припадающим митр. Киприаном. Икона. 1700 г. (ГММК) З. дважды по царскому указу отправлялся «для письма святых икон» из «Приказу Оружейной палаты»: в «малороссийские города, в Батурин войска запорожскаго обеих сторон Днепра, к гетману Ивану Самойловичу» - в 1682 г. и в 1686 г., очевидно, в период пребывания имеретинского царя Арчила Вахтанговича в Москве, был послан к нему «для иконного письма». Под 1688 г. значится неск. работ, в к-рых отмечено участие З. вместе с др. иконописцами. Так, он работал в новом соборе Донского мон-ря ( Налетов.

http://pravenc.ru/text/199835.html

Так, в этом году ставочного дела мастера Сенька да Левка Ивановы, Андрюшка и Прошка Федоровы и Митька Герасимов стали делать в Евдокиинской церкви деревянный резной иконостас, а другие мастера, 5 человек, стали делать двери и в окна затворы. Симон Ушаков с товарищами «в поднос Великому Государю в неделю Пасхи» писал местные иконы, деисус, праздники и пророки, а московские кормовые иконописцы первой статьи Исайя Ананьин с товарищами писали вновь праотцы 17 . Этот же иконописец с товарищами из другой статьи Федором Кузьминым, Петром Федоровым и другими олифил иконы: «стихеры» и евангелисты, да два круга 12 икон праотеческих; московский же кормовой иконописец Федор Евтифеев с товарищами золотили и серебрили праотцы и пророки, а Иван Салтанов олифил и серебрил на гольдфарбе деревянное резное распятие и образа пресв. Богородицы и Иоанна Богослова, да он же золотил 20 восковых больших свечей. В конце же 1678 года состоялось распоряжение вновь написать стенное письмо, каковую работу исполнил в 1679 г. Иван Салтанов с товарищами 18 . Симон же Ушаков с другими писал золотом и серебром вновь деисусы и праздники, северную и южную дверь в иконостасе, всего 27 икон, причем Исайя Анисимов с другими левкасил две цки к местным образам, да цку «образную большую», да 6 дерев круглых для праздничных икон; живописец Васька Осипов с товарищами писал северную и южную дверь, 2 шестилистовых образа Входа Господня в Иерусалим и Тайную Вечерю, иконописец Федор Матвеев с другими писал 13 икон пророческих, а живописец Федор Павлов с товарищами делал подписи к образу Спасителя, у святых и в свитках пророческих, притчи и имена всех святых. Карп Золотарев с другими иконописцами посеребрил и позолотил по гольдфарбе железную цепь в 4 арш. длины к медному, золоченому паникадилу 19 . В следующем году Василий Познанский писал на кресте образ распятия со страстьми золотом и красками запрестольный, а Иван Салтанов писал на полотне чудотворный образ Полоцкой Б. Матери 20 . Ученики старца Ипполита делали резные клиросы столярной работы 21 , которые Иван Безмин позолотил и посеребрил и красками расписал 22 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

Возможно также, что Ушаков композиционно переработал гравюру фламанд. мастера 1-й пол. XVII в. Корнелиса Галле «Богоматерь горы Кармель»: немного подкорректировал жесты и позы Богородицы и Младенца и убрал нек-рые детали. Изображения Н. и. встречаются очень редко. Гл. образом они присутствуют в графических и иконописных сводах чудотворных Богородичных образов. В единичных самостоятельных иконах композиция варьируется и адаптируется на уровне отдельных деталей к др. известным изводам икон Божией Матери. Так, держащий Голгофский крест Младенец изображен на ростовой тронной иконе Божией Матери в местном ряду Успенского собора в Рязани (1701, иконописец Николай Соломонов Вургаров и др.), относящейся к иконографическому типу «Призри на смирение»; икона XIX в. из Нововалаамского мон-ря, близко повторяющая композиционную схему Ушакова, дополнена изображением 7 кинжалов, пронзающих грудь Богоматери, в соответствии с иконографическим типом «Умягчение злых сердец (Симеоново проречение)» - визуализация текста «Сименова проречения» на этой иконе позволяет определять данный извод как Н. и. Изображение, иконографически соответствующее Н. и., но без указания названия имеется в стенописи Благовещенской ц. в Ярославле (на своде сев. окна нижнего света на зап. стене). Росписи традиционно датируются 1709 г. по времени освящения храма, но, очевидно, выполнены позднее. Изображение входит в небольшой цикл икон Божией Матери, выполненных по гравюрам Тепчегорского, но отличается от оригинала традиц. положением рук Богоматери (левая поддерживает Младенца, правая слегка приподнята на уровне груди). Лит.: Снессорева С. И. Земная жизнь Пресв. Богородицы. СПб., 1898. С. 323; Поселянин Е. Богоматерь. С. 594; Каргер М. К. Мат-лы для словаря рус. иконописцев//Мат-лы по рус. искусству. Л., 1928. [Т. 1]: Сб. к 30-летию худож. отдела ГРМ: 1898-1928. С. 126-127. Рис. 3; «Пречистому образу Твоему поклоняемся…»: Образ Богоматери в произведениях из собр. Русского музея. СПб., 1995. Кат. 116. С. 191 (описание: А. А. Мальцева); София Премудрость Божия: Выставка рус. иконописи XIII-XIX вв. из собр. музеев России. М., 2000. Кат. 26. С. 106-107 (описание: Т. С. Борисова); Симон Ушаков - царский изограф. М., 2015. С. 222-225. Кат. 45 (описание: Т. С. Борисова); С. 358-359. Кат. 90 (описание: Е. В. Уханова). Н. И. Комашко Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/2716436.html

Впрочем, собрать вместе иконы, на которых стоит подпись Симона Ушакова, только полдела. Первая за несколько веков персональная выставка считавшегося некогда главным русским иконописцем мастера не может обойтись без серьезной научно-методической подготовки. А вот с изучением творческого наследия Ушакова долгое время далеко не всё обстояло просто. «В прошлом веке этого имени даже не было в программе высших учебных заведений, — рассказывает Наталья Шередега. — Считалось, что пика русская иконопись достигает с преподобным Андреем Рублевым и Дионисием, а также составившими московскую школу их последователями. Дальнейшая же история представлялась деградацией и угасанием русских мотивов, постепенно уступавших место западным заимствованиям. Но в последние годы интерес к Симону Ушакову усиливается, и музейное сообщество не осталось в долгу. Готовя эту выставку, мы получили возможность провести кропотливые технико-технологические исследования многих работ знаменитого царского изографа. Теперь мы знаем методику работы мастера и его приемы, нам известен пигментный состав красок, которыми он пользовался, а также характер его замесов. То есть в дополнение к традиционному искусствоведческому анализу и изучению документов времени, когда жил Симон Ушаков, исследователи его творчества получили мощнейшую технико-технологическую базу, разбирающую живописные приемы по кирпичикам. Устроители выставки не забыли довести результаты этой работы до посетителей-неспециалистов научно-популярным языком. В зале демонстрируется цифровой видеофильм, где в макросъемке под микроскопом подробно исследуется одна из известнейших работ Симона Ушакова — Похвала иконе " Богоматерь Владимирская " ( " Древо государства Московского " ) из московской церкви Троицы в Никитниках. Своеобразная аллегорическая программа идеально устроенного справедливого православного царства (в медальонах на ветвях виноградной лозы изображены двадцать московских святителей, преподобных, юродивых и богобоязненных государей) являет пристальному взору современных исследователей тончайшую живописно-пластическую систему мелких мазков, при помощи которой иконописец добивается праздничного сияния и света необыкновенной красоты». «Своими новаторскими приемами Ушаков возвращает нас к одному из важнейших вопросов в русской религиозной философии — вопросу света, — считает Шередега. — Работая над образом, он не высветляет тон, а, наоборот, плавно переходит от светлого к темному, шаг за шагом разрабатывая особую систему тонких светотеневых моделировок в трактовке ликов и создавая собственную, " фамильную " световидность цвета».

http://e-vestnik.ru/culture/vystavka_sim...

21 ноября. Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных. [Еще до сотворения материального мира Бог создал мир духовный — ангелов. Самый прекрасный и сильный из них подумал, что полученное могущество делает его равным Богу, и решил оставить своего Создателя. Вместе с ним отпала от Бога третья часть всех духов. Архангел Михаил возглавил ангелов, которые остались верными своему Творцу. Между мятежными и верными духами произошел конфликт: И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним (Откр 12:7–9). Так прекрасный денница стал сатаною, соблазненные им ангелы — бесами. А Церковь в честь победы над отпавшими от Бога духами празднует Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил]. Ил.: Архистратиг Михаил. Симон Ушаков. 1674 или 1681. - С.4; 18 ноября. День памяти святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси. [В 1898 году будущий Патриарх Тихон, а тогда — епископ Алеутский и Аляскинский, предпринял опасное и тяжелое пастырское путешествие к поселениям аборигенов-христиан. Сам епископ, два священника, два псаломщика и пять индейцев-гребцов отправились в путь на байдаре туда, куда невозможно было добраться пароходом. Байдара — это большая кожаная лодка, или, точнее, деревянная решетка, обтянутая тюленьей кожей. Она могла пройти по совсем мелким речушкам и ручьям. Владыку Тихона не остановили ни опасности пути, ни угроза здоровью от эпидемий и болезней, частых у индейцев. К больным он заходил в палатки и дома, нисколько не смущаясь заразностью болезни, грязными помещениями и ужасным запахом вяленой рыбы (которую индейцы ели слегка протухшей). Каждого владыка утешал, молился о его здравии и со всеми общался лично. За 78 дней этого путешествия епископ Тихон преодолел расстояние более 11000 километров]. Ил.: Прощание с Америкой святителя Тихона. Филипп Москвитин. 1995. - С.5.

http://foma.ru/bibliografija-foma-11-247...

Богородица. Икона XVI в. Экспонируемая на выставке икона Пресвятой Богородицы (конец XV-XVI в.) некогда входила в состав масштабного поясного деисусного чина. Икону отличают такие характерные приметы новгородской школы иконописи, как монументальность образа, острая выразительность и уравновешенность композиции, лаконизм колорита. На светлом, со слабыми следами золочения фоне хорошо прочитываются обобщенные контуры крупной фигуры Богоматери, лик и руки которой выделены полупрозрачным, голубым сиянием одежд. Св. апостол и евангелист Матфей. Икона XVI в. Образ святого апостола и евангелиста Матфея (середина XVI в.), вероятнее всего, первоначально был написан для створки Царских врат одного из новгородских храмов. Фигура евангелиста изображена в сложном ракурсе в окружении атрибутов его писательского труда. За его спиной - многоярусные архитектурные конструкции со сложными кровлями фантастических очертаний. Изображение Распятия Христова (начало XVI в.) предположительно было частью праздничного чина высокого иконостаса одной из московских церквей. Удлиненные пропорции фигур Христа и предстоящих ему святых, выразительная и благородная пластика жестов, тонко построенное композиционное равновесие позволяют видеть в иконе следы влияния живописи Дионисия. Особенно чтимые иконы на Руси часто украшались драгоценными окладами. Эти оклады делались не только для храмовых, но и для келейных и домашних икон. Одной из таких икон можно считать маленький образ Пресвятой Троицы (XVI в.). Ее серебряно-вызолоченный, с эмалями оклад был выполнен в 1891 г. В 1708 г. жалованный мастер Оружейной палаты Кирилл Уланов написал иконы для драгоценного серебряного складня, принадлежавшего Матвею Ивановичу Засецкому. По мере объединения русских княжеств в единую державу все более возрастает статус Москвы - Третьего Рима как центра русской государственности. В столице при царском дворе создается Оружейная палата, в художественных мастерских которой к середине XVII в. выработался собственный иконописный стиль, известный под названием школы «царских изографов». Ярчайшим иконописцем этого направления был Симон Ушаков (1626—1686). Икона «Спас Вседержитель», написанная около 1669 г., очень близка по иконографии и иконописной технике подписной иконе этого мастера, созданной им для церкви св. Григория Неокесарийского на Полянке в Москве.

http://sedmitza.ru/text/400152.html

В то же время Симон Ушаков вновь написал на том же аспиде, который раньше писал иконописец Левка с товарищами, с лица у двух глав собора шеи, да стену от постельничья крыльца и соборного алтаря 16 , а живописцы Иван Салтанов, Иван Безмин и Иван Мировский с учениками написали в 1678 г. разными красками и аспиды каменное новое крыльцо и около Спасского собора новую каменную паперть, которая к нему и к Грановитой палате была вновь приделана 17 . В этом же году были вновь сделаны главы на соборе и позолочены. Мера главам соборной церкви Спаса и предельного храма Иоанна Белоградского была: в основании кругом 3 аршина, и поперек круга столько же, вышиною до яблока – 6 аршин и ширина в яблоке равнялась 4 арш. 10 верш.; исподнего станочного круга – 3 арш.; вышина до яблока – 6 арш., а от яблока длина креста – 3 арш. с четью 18 . В 1680 г. в приказе серебреных дел были сделаны железные кресты, оправленные медью, причем оправы были сквозные, выточенные 19 . Самые шеи под главы делал известный мастер своего времени – старец Ипполит 20 . Возобновление иконного и стенного письма началось еще с 1676 г., когда велено было это письмо, а также и запрестольные образа, починить заново и вновь написать, вместо прежних «древних», деисус, праздники, пророки и праотцы, всего 46 образов 21 , и еще – Смоленской и Иверской Б. Матери и Спаса Вседержителя, сидящего на престоле, – на полотнах, причем последний образ писал жалованный иконописец Никита Павлов 22 . Ушаковым же была составлена смета материалам и работам, причем последние производились и в первом полугодии 1677 г. костромскими и ярославскими мастерами, под наблюдением Ушакова. 19-го июня 1676 г. живописцу Ивану Безмину было дано 10 руб. 23 на покупку леса, из которого надлежало делать иконные цки и на них вновь написать 4 иконостаса: праздники, деисус, пророки и праотцы 24 . Московские живописцы второй статьи Семен Павлов, Иван Федоров и другие писали местные образа: «предста царица», Спасителя, Одигитрии, Иоанна Предтечи, два деисуса, царские, северные и южные двери и разных святых на медных досках в закамары 25 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010