Специалисты завершили реставрационные работы в Грановитой палате Московского Кремля Москва, 22 июня 2012 г. Специалисты завершили реставрационные работы в Грановитой палате Московского Кремля, пишет Газета.ru. Грановитая палата - главная гражданская постройка Кремля, была возведена в конце XV века и использовалась для событий самого высокого ранга, в том числе для светской части церемонии венчания на царство. Сейчас там будут проходить мероприятия, которыми занимается служба протокола президента РФ, поэтому, купив обычный билет на территорию Кремля, туда не попасть - следует заранее подать заявку на экскурсию от своего предприятия. За 600 лет своей истории строение неоднократно изменялось, главным образом в части ширины дверных проемов и внутреннего декора, а последняя реставрация в Грановитой палате проходила в конце 1960-х годов. Сейчас специалисты приблизили убранство к тому времени, когда роспись палаты выполнял Симон Ушаков, то есть периоду до XVII века. Иконописец оказался чрезвычайно методичным мастером, который прежде, чем записать прежнюю живопись, сделал ее подробное описание - ее-то и воссоздали мастера. В результате интерьер получился пышным и величественным, с преобладанием теплых золотистых, охристых, коралловых и бежевых тонов. По словам Станислав Кюнер, заместитель директора ФГУП «Атэкс» ФСО России, генподрядчика реставрации, «помимо интерьерных работ были проделаны серьезные работы по укреплению фундамента, стен, была полностью заменена кровля, сделан дренаж, чтобы не намокали стены, а также были проведены инженерные коммуникации, выполнены вентиляционные воздуховоды, поддерживающие климат в помещении для наилучшей сохранности живописи». Он отметил, что реставрация Грановитой палаты должна была завершиться в сжатые сроки - всего за год, поэтому к ней привлекалось много специалистов. Параллельно на объекте шли археологические раскопки, в ходе которых было найдено порядка трех тысяч предметов. 22 июня 2012 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/54406.html

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Икона Господа " Символ Веры " Описания иконы Описание иконы Символ Веры Источник: Сайт www.cirota.ru Текст Символа веры утвержден в 325 г. на I Никейском (первые 7 частей) и дополнен в 381 г. на II Константинопольском (последние 5) Вселенских Соборах. Икона, иллюстрирующая текст Символа веры, известна в русской иконописи с середины XVI века. Композиция иконы разделена на регистры, либо на отдельные части, соответствующие частям Символа веры. Традиционный состав клейм иконы. Верхний ряд (слева направо): 1. Сотворение мира. I — " Верую во единаго Бога Отца Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым " . 2. Преображение Господне. II — " И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единароднаго, Иже от От Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога Истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша " . 3. Благовещение. Рождество. III — " Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася " . 4. Распятие. IV — " Распятаго же за ны при Понтийстем [...] Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Описание: СИМВОЛ ВЕРЫ. 1668. Симон Ушаков, Гурий Никитин. Дерево, темпера. Размер - 130,5 х 77 см. Государственный Русский музей. В верхней части иконы находится изображение " Отечества " во славе в окружении 9 кругов с изображением 9 чинов небесных сил. Ниже располагается двенадцать клейм, каждое из которых соответствует одному члену Символа веры. Файл 20506.jpg:   Размер: 1200x1967, 2.36 MPix, 954 Kb. Дата: 2013-01-14, участник [ tol ]. Рейтинг изображения: 4 (1037) , (42) . Описание: Изначально изображение было загружено на сайт анонимно как " Икона XVIII века «Символ веры» " . В настоящий момент предлагаю ее лишь для справочной информации. Ряд исследователей полагают, что это современная картинка - шутка или провокация. От себя могу сказать, что аналогов этой иконы я нигде не встречал, поэтому не сильно удивлюсь, если это фотошоп. Подробнее: http://cont.ws/@metafor/484877 -- tol Файл 23431.jpg:   Размер: 830x900, 0.75 MPix, 268 Kb. Дата: 2014-02-17, анонимно. Рейтинг изображения: 15 (1764) , (120) . Описание: Символ Православной Веры. Центральная Россия, первая половина XIX века. Дерево, левкас, темпера, сусальное золото. 53,5 х 45 см. Частное собрание. Файл 30862.jpg:   Размер: 1423x1683, 2.39 MPix, 812 Kb. Дата: 2018-01-05, анонимно. Рейтинг изображения: 9 (277) , (5) .

http://pravicon.com/icon-736

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Аннотация Философия русского религиозного искусства XVI-XX вв. — антология важнейших русских текстов, посвященных осмыслению иконы. Составление, общая редакция и предисловие — Н. К. Гаврюшин. В антологию вошли: ВЕХИ РУССКОЙ РЕЛИГИОЗНОЙ ЭСТЕТИКИ. Н. К. Гаврюшин. ПОСЛАНИЕ ИКОНОПИСЦУ И ТРИ «СЛОВА» О ПОЧИТАНИИ СВЯТЫХ ИКОН. Иосиф Волоцкий. ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ ПО РУССКОЙ ИКОНОПИСИ. Евфимий Чудовской. СЛОВО К ЛЮБОТЩАТЕЛЬНОМУ ИКОННОГО ПИСАНИЯ. Симон Ушаков. О СВЯТЫХ ЧУДОТВОРНЫХ ИКОНАХ В ЦЕРКВИ ХРИСТИАНСКОЙ. Дмитрий Соснин. ИЗОБРАЖЕНИЕ БОЖИЕЙ МАТЕРИ. Николай Надеждин. О ИКОНОПИСАНИИ. Анатолий (Мартыновский). ВЗГЛЯД НА ПРАВОСЛАВНОЕ ИКОНОПИСАНИЕ. Иван Снегирев. ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ О РУССКОЙ ИКОНОПИСИ. Федор Буслаев. ХРИСТИАНСКАЯ ПОЭЗИЯ И ИСКУССТВО В СВЯЗИ С НОВОЗАВЕТНЫМИ АПОКРИФАМИ. Елпидифор Барсов. О ЦЕРКОВНОМ ИКОНОПИСАНИИ. Василий Арсеньев. АЛЕКС. АНДР. ИВАНОВ И КАРТИНА ЕГО «ЯВЛЕНИЕ ХРИСТА НАРОДУ». Василий Розанов. М. В. НЕСТЕРОВ. Василий Розанов. ЗНАЧЕНИЕ А. А. ИВАНОВА В РЕЛИГИОЗНОЙ ЖИВОПИСИ. Владимир Кожевников. О ЗАДАЧАХ РУССКОЙ ЖИВОПИСИ. Владимир Кожевников. ПРАВОСЛАВНО-ХРИСТИАНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ В РУССКОМ ИСКУССТВЕ (С выставки религиозных картин В. М. Васнецова) Иоанн Соловьев. ЖИЗНЬ ХРИСТА В ТРАКТАЦИИ СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО ХУДОЖНИКА (К выставке картин академика В. Д. Поленова «Из жизни Христа») Александр Ремезов. УМОЗРЕНИЕ В КРАСКАХ. Вопрос о смысле жизни в древнерусской религиозной живописи. Евгений Трубецкой. ДВА МИРА В ДРЕВНЕРУССКОЙ ИКОНОПИСИ. Евгений Трубецкой. ОБРАТНАЯ ПЕРСПЕКТИВА. Павел Флоренский. ИКОНОСТАС. Павел Флоренский. ИКОНА, ЕЕ СОДЕРЖАНИЕ И ГРАНИЦЫ. Сергий Булгаков. О «ДЕЛЕ ДЬЯКА ВИСКОВАТОГО». Николай Андреев. МОСКОВСКИЕ СОБОРЫ XVI ВЕКА И ИХ РОЛЬ В ЦЕРКОВНОМ ИСКУССТВЕ. Леонид Успенский. НА ПУТЯХ К ЕДИНСТВУ? Леонид Успенский. «ТРОИЦА» ИЛИ «ПЯТИДЕСЯТНИЦА»? Николай Озолин.   Читаемость: Язык: Объём текста: Все материалы, размещенные в электронной библиотеке, являются интеллектуальной собственностью. Любое использование информации должно осуществляться в соответствии с российским законодательством и международными договорами РФ. Информация размещена для использования только в личных культурно-просветительских целях. Копирование и иное распространение информации в коммерческих и некоммерческих целях допускается только с согласия автора или правообладателя  

http://pravbiblioteka.ru/book/filosofiya...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Санкт-Петербург. Часовня Христа Спасителя в домике Петра Великого. /// Объект не принадлежит Православной Церкви Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. К Троицкому собору была приписана часовня, размещавшаяся в Домике Петра I – его „первоначальном дворце“. Петр и солдаты выстроили домик всего за три дня, 24–26 мая 1703 г., и последующие пять лет царь жил в нем до постройки Зимнего и Летнего дворцов. Здесь он праздновал основание Петербурга и сам „начертал план города“. Потомки бережно относились к этому старейшему в городе строению, и уже в 1723 г. вокруг него Д. Трезини выстроил каменный с галереей футляр, который в 1784 г. был возобновлен И.Б. Фоком, а в 1844 г. заменен новым по проекту Р.И. Кузьмина (чтимый образ в это время находился во временной часовне). Перед домиком в 1874 г. был поставлен бюст Петра I работы П.П. Забелло. В 1889 г. футляр с западной стороны расширили пристройкой по проекту Н.М. Салько. В 1910 г. А.И. фон Гоген составил чертеж более обширного защитного шатра, но он был отклонен. С середины XVIII века в столовой Домика (площадью 20 кв. м) размещалась часовня с чтимым образом Спасителя. По преданию, он был привезен из Греции для Царя Иоанна III и находился с ним в стоянии на Угре. Более правдоподобно другое мнение: образ написал для Царя Алексея Михайловича знаменитый иконописец Симон Ушаков. К Петру он попал от фельдмаршала гр. Ф.А. Головина, сопровождал Царя в походах и находился в его покое при кончине. В XIX веке икона стала одной из самых почитаемых в столице, и слова „идти“ или „ехать к Спасителю“ были понятны каждому петербуржцу. В 1815 г. для нее сделали киот из красного дерева, в 1860 г. – бронзовую раму, в 1872 г. – золотую ризу с драгоценными украшениями. Во время молебна перед образом, среди прочих, читалась молитва „Господи, щедрый и многомилостивый“, написанная Цесаревной Елизаветой Петровной. В 1878 г. в часовне был поставлен новый иконостас из бронзы, а старый отправлен в с. Коробово Костромской губернии, на родину Ивана Сусанина. Перед самой революцией и после нее в часовне служил бывший царский духовник прот. Николай Григорьевич Кедринский. В 1917 г. ценности были вывезены в Москву, а сама часовня национализирована. 23 января 1930 г. часовня, управляемая обновленцами, была закрыта властями и передана Музею революции; чтимый образ перенесен в Троицкую церковь на Стремянной, а по ее закрытии – в Преображенский собор, откуда в послевоенные годы взят в музей или неизвестно куда (ныне в соборе находится старинная копия). В послевоенные годы в Домике проведены обширные реставрационные работы, он сейчас открыт как музей. Здание охраняется государством как памятник истории. http://www.encspb.ru/object/2855720206?lc=ru Комментарии и обсуждение В последние годы восстановлено металлическое крыльцо с крестом. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=24731

— В иконе, написанной по заказу греческого купца Николая Николетты по восходящему к преподобному Андрею Рублеву изводу, многие замечают ренессансные отголоски. Почему — понятно: на дальнем плане — палаты с арками, в которых читаются архитектурные мотивы полотна Паоло Веронезе 1570 года " Пир у Симона фарисея " . Но достаточно более внимательно взглянуть на икону Ушакова, чтобы убедиться: конкретные приемы его живоподобия не имеют ничего общего с практикой масляной живописи на холсте того времени. Иконопись Ушакова наследует именно древнегреческую традицию. И своей выставкой мы хотим прежде всего показать: после никоновских реформ в конце XVII столетия русская культура не утратила своеобразия, не пошла по пути слепого заимствования западных иконографических схем. Напротив, лучшие мастера того времени постоянно обращаются к подлинным истокам русской иконописи, то есть к лучшим византийским образцам. Использование же видов зданий с картины " Пир у Симона фарисея " лишний раз подчеркивает: во второй половине XVII века шедевры западноевропейской живописи (пусть и в виде гравюрных копий) на Руси уже были известны». Легенда Ушакова Так новатором или консерватором был Симон Ушаков, охранял ли он исконные устои «священных традиций» или предпочитал реформировать их? Сын своего века, с широким кругозором и прекрасным вкусом, он, не переставая черпать вдохновение в национальной традиции, стремился привнести в отечественную иконографию, как ему казалось, самые прогрессивные современные мотивы. Скорее всего, он несколько опередил время, потому и остался не до конца понятым. Дело в том, что в силу общецивилизационных социокультурных процессов (подробный разбор которых лежит за границами настоящего материала) само время, когда творил Ушаков, текло, если можно так выразиться, на Западе и на Востоке по-разному. Не случайно культурологи уже давно западное искусство той эпохи относят к Раннему Возрождению, а русское — к Позднему Средневе­ковью. Этот кажущийся парадокс — далеко не единственный, что сопровождает творчество Ушакова вплоть до наших дней.

http://e-vestnik.ru/culture/vystavka_sim...

А в Москве при Оружейной палате в 1660 г. была организована «школа царских жалованных и кормовых изографов». Жалованными называли тех, кто состоял на постоянном жаловании, кормовые получали «корм» (оплату) сдельно. Возглавил мастерскую лучший художник того времени Симон Ушаков. Он создал такие шедевры, как росписи Грановитой палаты Кремля, картина «Древо Московского государства», Иверская икона Пресвятой Богородицы в Нижнем Новгороде, «Святая Троица» - по композиции она близка к иконе Андрея Рублева, и все же совсем другая. Славились своим мастерством и Никола Павловец, Иосиф Владимиров, Семен Спиридонов. Но на Руси была развита и светская живопись. Не практиковался только один западный жанр - изображения обнаженной натуры. Все остальное было. Парадные портреты писались с XVI в.. Сохранились портреты царей, Ордина-Нащокина, Матвеева, Голицына, Натальи Нарышкиной и др., выполненные русскими мастерами. Техника их написания ничуть не уступала европейской. Иностранцы упоминали, что в Москве рядом с Иконным рядом располагался еще один, где «находятся рисовальщики цветов, плодов, видов». Очень распространенными были лубки. Европейцы называли их «эстампами». Изображение гравировали на доске, и с нее делались отпечатки на бумагу. Дошедшие до нас лубки, вроде портрета Никона, представляют совсем не «лубочный», а вполне зрелый уровень творчества. Ваять большие статуи в России было не принято, но в изготовлении маленьких статуэток и фигурок из кости или дерева русские умельцы могли поспорить с лучшими скульпторами любой страны. Сохранился резной складень Никона. На нем мастера великолепно вырезали целый миниатюрный иконостас! Высочайшего искусства достигли и отечественные ювелиры. Применялась различная техника - литье, чеканка, зернь, скань, чернь, разные виды эмалей, финифть, филигрань, резьба, гравировка. До сих пор в музеях можно увидеть восхитительные по своему исполнению чаши, блюда, ковши, кадила, потиры, покрытые тончайшими узорами женские украшения. Не менее высоким было искусство вышивки - мастерицами (как простолюдинками, так и знатными) создавались чудесные пелены, воздуха, знамена, облачения священнослужителей, вышитые иконы.

http://ruskline.ru/analitika/2013/07/01/...

Античное искусство строилось на основе параллельной перспективы, поскольку в близком пространстве, например, в небольшой комнате вы не увидите схождения в одну точку, и это тоже используется в Византийской живописи. Каждая система перспективы, приобретая одно, теряет что-то другое, и общепринятая, прямая перспектива - не исключение. Поэтому иконопись и использует ВСЕ виды перспективы. Пожалуй, кроме возрожденческой (хотя Симон Ушаков безуспешно пытался подключить и эту систему). И синтез из этих систем, переработанный в образный язык, является наиболее подходящим для решения главной задачи - создать небесное, райское пространство храма. Меня привлекало, что икона так универсальна по отношению к живописи, универсальна и в других аспектах. И то, что я занялся церковным искусством, было логическим развитием того, чем я увлекался в молодости. - Но, насколько я знаю, переход к церковности для вас сложился болезненно. - Да, в школе и в институте у меня не было знакомых, глубоко верующих. Те, кто церковь посещали, в тот момент были увлечены чем-то внешним. Наряжались, ходили в косоворотках и сапогах... Я с ними дружил, но меня смущало то, что главные христианские заповеди для них были вроде и не так важны... Мне казалось, что это мода. - А как же всё-таки Вы пришли к вере? - Сначала я просто подумал, что надо креститься - с точки зрения спасения Отечества, патриотических побуждений. Тут сыграли роль Достоевский и другие доступные тогда книжки. Но в храме поначалу мне было очень скучно. Я никак не мог понять, что там происходит: толпа народу, что-то вдали делают священники, духота. А потом мы с женой практически уехали в деревню на несколько лет. Начали ходить в одну сельскую церковь, где служил девяностолетний священник. Он тридцать лет отсидел в тюрьмах, лагерях, был на Соловках, в ссылках... Старец такой, как из сказки. К батюшке приезжало много священников и просто церковных людей, обстановка была очень родственная, в этом храме у каждого были даже свои тапочки: добираться сюда приходилось по грязи. Особые взаимоотношения складывались, после службы все вместе обедали, потому что до храма надо идти 12 километров. Помогали и храму, и друг другу - тогда и потом, уже в Москве и в других городах. Вообще, там было много встреч, удивительно было: глушь, храм на горе, вид - на двадцать километров вокруг. И вот там мне открылась красота церковной жизни, смысл богослужения. В городе, думаю, сложно это почувствовать и понять, куда ты попал.

http://foma.ru/ikonopisecz-aleksandr-bel...

Архитекторами нового храма были русские царские зодчие Иван Кузнечик и крепостной из Костромы Карп Губа. 9 тысяч знаменитых поливных изразцов в стиле «павлинье око», давших храму его всемосковскую славу, сделал великий мастер Степан Полубес. Своей популярностью и статусом в древнемосковском строительстве он может сравниться только с Баженом Огурцовым, строителем черепичных шатров кремлевских башен. А среди иконописцев, царских изографов, трудившихся над росписью храма и над его образами, был сам Симон Ушаков. Раньше во втором ярусе было устроено подобие хор, что указывало на дворцовый характер церкви. В народе ее называли «красной», - красивой. Во второй половине XVIII столетия у храма появился придел во имя св. Григория Богослова, устроенный тщанием прихожанина Григория Лихонина в честь его небесного покровителя. А до 1821 года при церкви было и обычное кладбище. И в страшное для Москвы время повальной холеры, свирепствовавшей в 1830 году, этот храм вписал себя на новую страницу московской истории. В1834 г. в нем был устроен придел Боголюбской иконы Божией Матери, которой молились во время эпидемии. Холера бушевала в Москве с сентября 1830 года и стихла в декабре: она пришла с Востока, поэтому ее считали «азиатской» и даже называли «единственной верной союзницей» Николая I – такого страха и такого единого воодушевления на борьбу со свирепой болезнью не было со времен отпора, данного Москвой Наполеону. Святитель Филарет устроил общий молебен - московские священники с крестным ходом обходили свои приходы, а сам митрополит коленнопреклоненно молился в Кремле. По всей Москве объявили строжайший карантин и оцепили ее военными кордонами, из-за которых Пушкин не мог попасть в город к невесте и дважды возвращался в Болдино. В итоге он просил своего знакомого генерала Бибикова достать ему разрешение, но смог попасть в дом Гончаровых лишь 5 декабря, когда эпидемия пошла на спад. Только в Кузьминках, по преданию, не было ни одного случая заболевания, что отнесли к благодатной помощи Влахернской иконы Божией Матери, хранившейся в местной церкви.

http://pravoslavie.ru/65.html

В 1654 году икона, привезенная в Москву, прославилась как чудотворная во время эпидемии чумы. Молившиеся перед иконой получали исцеление. В память этих событий знаменитый иконописец Симон Ушаков сделал список с образа. Чудотворная икона была увезена на Пинегу. Сохранилось ее краткое описание, но сама икона не дошла до нас. Празднование иконы 22 августа по старому стилю, 4 сентября по новому стилю (день принесения в Черногорский монастырь), установлено в 1658 году. Никола Зарайский. Образ Николы Зарайского (названный по имени города Зарайска Рязанской области) известен на Руси с XIII века. По преданию, он находился в греческой Корсуни, пока сам Николай Угодник не явился во сне священнику Ефстафию, повелев ему нести эту икону в рязанские земли. Ефстафий вместе с женой направился в устье Днепра, где сел на корабль и добрался до Варяжского моря, до немецких земель. Там он посуху добрался до великого Новгорода, а от него – до Рязани. От иконы было чудес и исцелений. К XVII веку образ приобрел огромную популярность, например, при Василии III в Коломне был сооружен каменный храм в честь Николы Зарайского. В древних хранилищах Михайло-Архангельского монастыря сохранились деревянные резные скульптуры, некогда служившие украшением различных, многократно разбиравшихся и перестраиваемых иконостасов монастырских храмов. В большинстве своем они относятся к XVIII столетию. В их числе можно назвать: фигуры Богоматери, Апостолов, Богоматерь с телом Христа – «Пьета», «Спаситель в темнице». В годы Советской власти часть скульптур находилась в экспозиции филиала местного краеведческого музея, бывший Прокопьевский собор. В качестве примера можно назвать: - царские врата иконостаса XVIII века, украшены скульптурой. От них сохранились неполные створки дверей. Вверху помещена своеобразная скульптурная композиция — сидящие на тронах Мария с младенцем и Саваоф с Христом,— по бокам которой размещены Адам и Ева. В левой и правой частях на фоне крупных золоченых растительных завитков с резными виноградными гроздьями и цветами разбросаны фигурки святых.

http://sobory.ru/article/?object=00247

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010