Иконостас Троицкого храма в Никитниках 21 июня 2006 г. 12:11 В связи с конфликтом, вызванным намерением руководства Государственного Исторического музея изъять из Троицкого храма в Никитниках ряд старинных и особо почитаемых икон, Пресс-служба Московской Патриархии публикует справку об иконостасе этой замечательной столичной церкви XVII века.    Позолоченный деревянный иконостас главного престола в Троицком храме в Никитниках  выполнен московскими и ярославскими резчиками по росписи интерьеров в 1640-х годах. В иконостасе есть иконы строгановского письма, многие иконы местного ряда выполнены иконописцами Оружейной палаты. Для этой церкви в 1659 году иконописцы Яков Казанец, Симон Ушаков и Гаврила Кондратьев написали икону «Благовещение с акафистом», а иконы «Великий архиерей», «Богоматерь Владимирская», или «Насаждение древа Государства Российского», принадлежат кисти Симона Ушакова. Иконы строгановского письма расположены в верхних ярусах иконостаса. Образа нижнего ряда иконостаса «Благовещение с акафистом» (1659, работа Я.Казанца, С.Ушакова и Г.Кондратьева) и Владимирская икона Божией Матери («Древо государства Московского», 1659, С.Ушаков), а также чудотворная Грузинская  икона считаются святынями. Икону «Владимирской богоматери» («Насаждение древа государства Российского») можно назвать картиной, изображающей триумф русской государственности. В нижней части ее представлена Кремлевская стена, за ней Успенский собор — главная святыня Русского государства. У подножия собора князь Иван Калита — собиратель русских земель — и митрополит Петр, первым перенесший митрополичью кафедру из Владимира в Москву, сажают древо Русского государства. На ветвях его размещены медальоны с портретами всех наиболее значительных политических деятелей Древней Руси. В центральном, самом большом, медальоне, представлена икона Владимирской Богоматери, почитавшейся покровительницей Москвы. Внизу, на Кремлевской стене, изображенной реалистически, стоят царь Алексей Михайлович и царица Мария Ильинична с царевичами Алексеем и Федором. Портреты царя и царицы Ушаков постарался сделать как можно более живоподобными, наделив образы индивидуальными чертами.

http://patriarchia.ru/db/text/120654.htm...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Фото Сергея Бобылева/ТАСС 5 художников, достойных «очереди к Серову» 2 мин., 12.10.2016 Около полумиллиона человек посетили прошлогоднюю выставку художника Валентина Серова  в Третьяковской галерее . Экспозиция вызвала небывалый для отечественного музейного сообщества ажиотаж, побив все рекорды посещаемости. Летом этого года в галерее открылась выставка Ивана Айвазовского .  350 тысяч человек уже ее посетили. Кто еще достоин такого же внимания со стороны зрителей? " Фома "  попросил заслуженного художника России Ивана Глазунова составить свой список художников - кандидатов на повышенное внимание публики. Симон Ушаков, " Христос — Великий Архиерей " . 1658 Иконопись, конечно, — немножко другой вид искусства, можно сказать, более высокий, чем живопись. И все же под номером один мне хотелось бы упомянуть иконописца XVII века Симона Ушакова. Недавно в Третьяковской галерее была грандиозная выставка Ушакова, где были собраны все его работы. И хотя эту экспозицию посетило много людей, мне все-таки очень жаль, что она не была разрекламирована так же, как выставка Валентина Серова, о которой знал, наверное, каждый. Симон Ушаков — это наше великое наследие. Конечно, есть и иконописец Дионисий, и Андрей Рублев, но до нас дошло не так много их работ, и поэтому их экспозицию организовать довольно сложно. Неизвестно, когда такая выставка повторится, но я считаю, что это надо видеть обязательно. Михаил Нестеров, " На Руси. Душа народа " , 1914—1916 Каждая картина Нестерова — шедевр. Но лично для меня «На Руси. Душа народа» — такая картина, которую я видел уже, наверное, сотню раз, но все равно всегда останавливаюсь перед ней, сажусь на банкетку и долго-долго на нее смотрю. Эту картину можно назвать его тематическим и живописным завещанием. Нестеров написал ее перед самой революцией и создал на ней художественный образ той России, которую мы очень скоро потеряли и которой теперь уже нет в нашей привычной среде.

http://foma.ru/5-hudozhnikov-dostoynyih-...

Arhiva La Galeria de stat „Tretiakov” a fost inaugurat expoziia „Simon Uakov - iconograful arului” 9 septembrie 2015 14:04 8 сентября 2015 года в Государственной Третьяковской галерее состоялось открытие выставки «Симон Ушаков — царский изограф». Организаторами выставки стали Государственная Третьяковская галерея, Министерство культуры Российской Федерации, частное учреждение культуры «Музей русской иконы». Перед открытием выставки председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион в сопровождении директора Государственной Третьяковской галереи З.И. Трегуловой осмотрел экспозицию выставки. На церемонии открытия присутствовали председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий , заместитель председателя Синодального отдела религиозного образования и катехизации игумен Митрофан (Шкурин) , главный редактор Издательства Московской Патриархии протоиерей Владимир Силовьев , настоятель храма святителя Николая в Толмачах при Государственной Третьяковской галерее протоиерей Николай Соколов. На мероприятии также присутствовали полномочный представитель Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе А.Д. Беглов, директор частного учреждения культуры «Музей русской иконы» М.Ю. Абрамов, многочисленные гости. С приветствием к собравшимся обратилась директор Государственной Третьяковской галереи З.И. Трегулова, котороая отметила, что открытие выставки является очень важным событием не только для галереи, но и для всего музейного сообщества. «Эта выставка — результат многолетних исследований и она являет совершенно иной образ главного царского изографа XVII века Симона Ушакова», — добавила директор галереи. Полномочный представитель Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе А.Д. Беглов назвал открытие выставки знаменательным событием в культурной жизни российского общества. «Сегодня Третьяковская галерея становится, не побоюсь этого слова, сакральным местом встреч и духовенства, и православных мирян, и ценителей искусства», — подчеркнул он.

http://patriarchia.ru/md/db/text/4214834...

В Афинах открылась выставка икон из Третьяковской галереи Афины, 27 сентября 2016 г Фото: РИА Новости/Геннадий Мельник      Выставка икон из Государственной Третьяковской галереи " Русская икона после падения Константинополя " открылась в понедельник в Византийском и Христианском музее Афин в рамках мероприятий перекрестного года России и Греции, сообщает РИА Новости . На открытие выставки пришли десятки человек – простые афиняне, представители министерств культуры и образования, церкви, министр культуры Греции Аристидис Балтас, сотрудники российского посольства. В течение месяца посетители смогут увидеть уникальные работы, которые подчеркивают тесную связь русского религиозного искусства с византийской традицией. " Греческая общественность получила возможность соприкоснуться к таинству мира русской иконографии после 15 века " , — сказала директор Византийского и Христианского музея Афин Екатерина Делапорте. Третьяковская галерея привезла около двадцати икон, представляющие различные направления русской религиозной живописи со второй половины 15 века до 19 века. Среди них есть произведения крупнейших русских иконописцев, таких как Дионисий, Симон Ушаков, который ввел элементы западноевропейской живописи в традиционную русскую иконографию. Первая икона – " Вознесение " работы Андрея Рублева – была привезена в мае во время визита президента России Владимира Путина в Афины. Наибольшее внимание посетителей привлек, пожалуй, образ Богородицы " Нечаянная Радость " (первая половина 19 века), на котором показано множество иконографических типов Богородицы, почитаемых в России как чудотворные. " Создать такую интересную и сложную выставку – это огромный труд, который можно делать только совместно в хорошей команде, и это получилось " , — сказала заведующая отделом древнерусского искусства Государственной Третьяковской галереи Наталья Шередега, назвав то, что выставка состоялась, " чудом " . Шередега провела экскурсию для министра культуры Балтаса и протосингела Афинской митрополии Фомаса, подробно рассказав о каждой иконе. В беседе с российскими корреспондентами она отметила, что организация подобных выставок требует очень много труда и средств – иконы перевозить сложнее, чем картины, для них требуются особые ящики, так как перевозить можно только вертикально. " Все наши иконы ездят только в специальных фургонах со специальным климатом. Должно быть специальное сопровождение " , — заметила Шередега.

http://pravoslavie.ru/97381.html

Закрыть itemscope itemtype="" > К вопросу об иконографии Царя Иоанна Грозного 11.07.2019 2538 Время на чтение 30 минут К сожалению, на сегодняшний день сохранилось совсем немного иконографических изображений Царя Иоанна Васильевича Грозного, однако, их вдумчивое изучение способно пролить свет на возможную канонизацию первого русского Государя в качестве местночтимого святого в XVII столетии. Наиболее широко известна фреска с изображением благоверного Царя Иоанна IV из Грановитой палаты Московского Кремля. Грановитая палата Московского Кремля, сооруженная в 1487- 1491 годах итальянскими архитекторами Марко и Пьетро Антонио Салари, - главный тронный зал великокняжеского дворца, - до настоящего времени остается сравнительно малоизученным памятником. Принято считать, что первоначальная роспись стен Грановитой палаты была выполнена в конце XVI века при Царе Федоре Ивановиче . Многочисленные пожары XVII века, от которых страдала и Грановитая палата, не могли не сказаться на сохранности ее стенописи. Таким образом, по вопросу истории стенописи Грановитой палаты на сегодняшний день в исторической литературе бытует два мнения. Первое состоит в том, что стенопись конца XVI века к 60-м годам XVII столетия пришла в ветхость и в 1668 году ее полностью возобновил иконописец Симон Ушаков. В 1672 году он же составил дошедшее до нас описание новой росписи стен, по которому в 1882 году художники-палешане Белоусовы вновь расписали Грановитую палату. Этого мнения придерживались И.Е. Забелин и С.П. Бартенев . Его же подтверждают уже в наше время Н.В. Гордеев , Н.Я. Тихомиров и В.Н. Иванов . Однако в 1883 году, вскоре после окончания реставрации Грановитой палаты и возобновления ее стенописи, в «Московских ведомостях» появилась статья неизвестного автора , где со всей определенностью говорилось, что Белоусовы воспроизвели роспись XVI века, ставшую известной благодаря описанию Симона Ушакова . Такого же взгляда на историю стенописи Грановитой палаты придерживались советские исследователи Ю.Н. Дмитриев и Н.Е. Мнева .

http://ruskline.ru/analitika/2019/07/12/...

Иконичный образ святости: пространственные, временные, религиозные и историософские категории Святой Руси. Часть 2 Парсуна Древо государства Московского. Симон Ушаков. 1668 г. Святая Русь в исторических песнях. В этом жанре народного творчества также часто встречается Святая Русь. В песне «Князь Роман и Марья Юрьевна», включающей много сказочных мотивов, Марья убегает из плена. Дорогу ей преграждает река, на другой стороне которой она видит колоду и обращается к ней: Ой же ты, колода белодубова! Перевези меня через быстру реку, А выйду на Святую Русь, Вырежу тебя на мелки кресты, На чудны образы И вызолочу червонным Красным золотом (Песни 1986: 41). Песнь кончается тем, что «колода белодубова» помогла Марье Юрьевне переправиться через реку, чудесное дерево вывезли на Святую Русь, нарезали из него множество мелких крестов, вероятно, нательных и разослали по святым церквам. В песне «Гибель полонянки» повторяется ситуация Марьи Юрьевны. Красна девица бежит из плена, на берегу реки видит перевозчика и обращается к нему: Перевези-ка ты меня на ту сторону, К отцу, к матери, к роду-племени, К роду-племени, на Святую Русь! (Песни 1986: 49) Здесь нам кажется интересным сочетание родоплеменного сознания с общенациональным, христианским. Девица стремится не только на Святую Русь, но и к своему роду-племени. Сила родо-племенного сознания такова, что девица отказывается выйти замуж за перевозчика-мордвина (такова была цена за перевоз, им назначенная), она бросается в реку и тонет. По контексту можно понять, что она не захотела выйти замуж и потому, что стремилась домой на Святую Русь, и потому, что перевозчик был мордвином, и потому, что он был некрещеным. Митрополит Петр. Фрагмент парсуны Древо Государства Московского. Святая Русь и Московское царство. Своеобразное звучание получает тема Святой Руси в песне «Часовой у гроба Ивана Третьего»: Уж ты светлое наше Красно солнышко, Красно солнышко, Уж ты светишь, солнышко, Во весь долгий день. Свети во весь день, Освети ты, солнышко, Москву каменну,

http://pravoslavie.ru/333.html

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance «Живоподобное письмо»: что это такое? 1 мин., 24.06.2021 Вглядитесь в этот образ XVII ве­ка — Киккскую икону Богоматери. Мы видим мастерски написанные лики Богородицы и младенца Христа — мягкие, теплые, светоносные. Они исполнены кротости и смирения. Изображение не так условно, как на иконах Рублева или Дионисия, более телесное, осязаемое, объемное. И в то же время мы понимаем, что на иконе изображен горний мир. Это и есть живоподобие — уникальный стиль русского искусства. Его создал царский изограф Симон Ушаков. Многие годы он возглавлял иконописную мастерскую Оружейной палаты. Киккская икона Божией Матери, 1668 Ушаков не был революционером. Напротив, он хотел вернуться к древним традициям православного искусства. Слово «живоподобие» мы встречаем в трактате иконописца Иосифа Владимирова. Владимиров порицал современных ему мастеров за то, что они пишут «темновидные» лики, в то время как первые образы Христа и Богоматери были «светообразными» и «живоподобными». Ушаков стремился выразить евангельские смыслы, передать облик Христа, Богоматери, святых, исходящий от них Божественный свет. И образы действительно получались живыми. Мастер работал в очень сложной технике. Он накладывал множество слоёв полупрозрачной темперы, добивался объема, сияния и особой гладкости образа — на иконах совсем не видно движения кисти. У Симона Ушакова, как главы иконописцев Оружейной палаты, было много последователей — и в столице, и за её пределами. Наиболее талантливыми среди них были Кирилл Уланов и Тихон Филатьев. В эпоху Петра I живоподобную манеру начало теснить академическое письмо. Сейчас имя Симона Ушакова, не столь известно, как имена Рублева и Дионисия. Между тем его наследие стоит изучить всем, кто любит русскую иконопись. Сохранить Поделиться: Поддержите журнал «Фома» Журнал «Фома» работает благодаря поддержке читателей. Даже небольшое пожертвование поможет нам дальше рассказывать о Христе, Евангелии и православии. Особенно мы будем благодарны за ежемесячное пожертвование. Отменить ежемесячное пожертвование вы можете в любой момент здесь Читайте также © Журнал Фома. Все права защищены, 2000—2024 Наверх

http://foma.ru/zhivopodobnoe-pismo-chto-...

Arhiva În ajunul Duminicii Triumfului Ortodoxiei Sanctitatea Sa Patriarhul Chiril a svârit privegherea la biserica „Sfântul i Dreptul cneaz Igor de Cernigov” din Peredelkino, or. Moscova 16 martie 2019 20:52 Вечером 16 марта 2019 года, в канун Недели 1-й Великого поста, Торжества Православия, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил всенощное бдение в соборном храме святого благоверного князя Игоря Черниговского в Переделкине г. Москвы (Михайловское благочиние Западного викариатства Московской городской епархии ; район Ново-Переделкино Западного административного округа г. Москвы). Его Святейшеству сослужили: архиепископ Егорьевский Матфей , управляющий Западным и Северо-Восточным московскими викариатствами; епископ Домодедовский Иоанн , управляющий викариатством Новых территорий Московской городской епархии; схиархимандрит Илий (Ноздрин) ; протоиерей Георгий Студенов, благочинный Михайловского округа, настоятель храма Архистратига Михаила в Тропареве г. Москвы; архимандрит Владимир (Зорин), настоятель храма Преображения Господня Патриаршего подворья в Переделкине г. Москвы; протоиерей Александр Туриков, настоятель храма Спаса Преображения на Песках г. Москвы; столичное духовенство. Песнопения исполнили два хора храмов Патриаршего подворья в Переделкине (регенты И.В. Смирнова и Н.В. Шалупенко). По завершении всенощного бдения архимандрит Владимир (Зорин) приветствовал Святейшего Патриарха и преподнес Его Святейшеству точный список Нерукотворной иконы Спасителя, которая хранится в храме Преображения Господня в Переделкине. Данная икона XVII века, которую написал известный иконописец Симон Ушаков, принадлежала князьям Долгоруковым. В Преображенский храм в Переделкине образ был передан приснопамятным Патриархом Московским и всея Руси Алексием I . Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к участникам богослужения с Первосвятительским словом . В дар соборному храму Святейший Владыка передал святыни и частицы мощей: часть вифлеемских яслей; часть мощей апостола Андрея Первозванного и часть креста, на котором он был распят; часть мощей свт. Николая Чудотворца; часть мощей вмч. Георгия Победоносца; часть мощей мч. Вонифатия; часть мощей мч. Адриана и часть мощей мц. Наталии. Завтра, 17 марта, в Неделю 1-ю Великого поста, Торжества Православия, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершит Литургию св. Василия Великого в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве. Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Календарь ← 6 martie 2022 19 aprilie 2020

http://patriarchia.ru/md/db/text/5393991...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Описание иконы Барловская Икона Божией Матери «Блаженное Чрево» до 1924 года находилась в Благовещенском соборе Московского Кремля, в настоящее время ее местонахождение неизвестно. Барловский список этой иконы был явлен 26 декабря 1392 года, в воспоминание чего и установлено празднование в этот день. Строки из Евангелия от Луки «Блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие» (Лк. 11, 27) послужили наименованием иконы. Об особом почитании Барловского образа Богоматери свидетельствует то, что в соборе его поместили напротив царского места, а во второй половине XVII века икону поновлял глава иконописцев Оружейной палаты Симон Ушаков. Богоматерь на московской иконе была изображена поколенно, а Младенец Христос возлежал, вкушая млеко из Ее сосца. Согласно рукописному сборнику XVIII века, образ был принесен в Москву из г. Бари, где он находился при гробе святителя Николая, архиепископа Мирликийского, отсюда и другое название иконы – «Барловская». На иконе «Блаженное Чрево» из собрания музея г. Рыбинска Богоматерь представлена в типе «Млекопитательница» (по-гречески «Галактотрофуса»). Предание говорит о том, что образ принадлежал преподобному Савве Освященному († 532) и находился в лавре его имени недалеко от Иерусалима. Перед кончиной преподобный предрек, что обитель посетит тезоименитый ему богомолец царского рода, которому надлежит передать чудотворный образ. В XIII веке святитель Савва Сербский во исполнение этого завещания перенес икону в основанный им Хиландарский монастырь на Афоне, где она пребывает по сей день в Карейской келье и называется «Типикарницей». На рыбинском образе поза Христа динамична и более сложна по сравнению с древним памятником. Оригинальным декоративным дополнением является рама со сложным плетеным орнаментом позднебарочного типа («стиль регентства»), заимствованная, очевидно, из какой-то западноевропейской гравюры. Источник: Диск " Православный церковный календарь 2011 " издательства Московской Патриархии Статья опубликована участником [ tol ] 2012-05-30. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом . В основной раздел " Икона Пресвятой Богородицы Барловская (Блаженное Чрево) " .

http://pravicon.com/info-18

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Рейтинг изображения: 7 (134) , (2) . в этом году (за прошлые годы с 2018-06-19) Происхождение изображения: Загружено 2018-06-19, анонимно. Описание: Экспонаты выставки " Иконопись Оружейной палаты из частных собраний " в Музее имени Андрея Рублева (открыта до 04.03.2017) БОГОМАТЕРЬ БЛАЖЕННОЕ ЧРЕВО (БАРЛОВСКАЯ) Первая четверть XVIII века. Москва, традиция Оружейной палаты Дерево, левкас темпера, золочение. 38,6 × 31 см Собрание К.В. Воронина (Москва) Икона представляет собой уменьшенный, но достаточно точный список с несохранившегося древнего чудотворного образа Богоматери Блаженное чрево из Благовещенского собора Московского Кремля, который относился к типу Млекопитательницы. Одна из версий происхождения второго названия иконы – Барловская – связана с итальянским городом Бари. Согласно зафиксированному в начале XVIII века преданию, образ был принесен в Москву в 1392 году из Бар-града от гроба святителя Николая. Эту раннюю дату подтверждает уцелевший оклад кремлевской иконы, датируемый концом XIV века (ММК). Барловская икона представляет собой сокращенный поколенный вариант изображения ростовой тронной Млекопитательницы, так Богоматерь сидит на подушке, которая на представленном списке отсутствует. По-видимому, в основе иконографии лежит ранний итальянский образец, на что указывает западный по своему типу синий со звездами мафорий Богоматери, точно воспроизведенный на данной иконе. Интерес к этому изводу в русской иконописи прослеживается с рубежа XVI–XVII веков, но списки с Барловской иконы чрезвычайно редки. Один из них, «в меру и подобие», был написан в конце XVI столетия для Новодевичьего монастыря (ММК) , другой – на рубеже XVI-XVII веков, находился в пядничном ряду иконостаса Благовещенского собора (ММК). Вторая икона имеет уменьшенные размеры и отличается от оригинала традиционным для русской традиции цветом мафория Богоматери. В 1660 году Симон Ушаков реставрировал чудотворный образ из Благовещенского собора, и вскоре после этого мастером рязанского митрополита Иллариона Иваном Авксентьевым был написан уменьшенный список с него (1664; Владимиро-Суздальский музей-заповедник). На нем изображение подушки отсутствует, как и на представленном произведении. Изображения Богоматери Барловской вошли также в состав Сийского иконописного подлинника второй половины XVII века. Экспонируемая на выставке икона не имеет авторского наименования, но иконографически совпадает с образом Ивана Авксентьева и восходит с ним к общему образцу. Очевидно, так выглядела кремлевская Барловская икона после поновления Симоном Ушаковым, когда на ней исчезло изображение подушки, на которой сидит Богоматерь Редактировать описание этого изображения (добавить информацию, исправить ошибки) . Переместить изображение в другой раздел (при ошибочном размещении в этом разделе) . В основной раздел " Икона Пресвятой Богородицы Барловская (Блаженное Чрево) " .

http://pravicon.com/image-32120

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010