Симона Ушакова



 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021

Реформатор иконописания. Симон Ушаков – через ...Искать в Источникеpravmir.ru
... 10 января в стенах Государственной Третьяковской галереи проходит выставка икон Симона Ушакова ( 1626-1686 ) – самого известного русского иконописца XVII века, реформатора, основоположника нового стиля, получившего широкое распространение в творчестве мастеров московской Оружейной палаты, а затем и далеко за пределами столицы. Сегодня на «Правмире» экскурсия по выставке, которую специально для читателей портала провел Левон Нерсесян – искусствовед, специалист по древнерусскому искусству, старший научный сотрудник Государственной Третьяковской галереи. Фото: pravobraz. ru «Смысл иконы – в соединении миров» Что нужно для того, чтобы написать хорошую икону Конечно, выставку надо увидеть своими глазами, иначе как вы сможете понять, чем самое маленькое из семи изображений Спаса Нерукотворного, представленных на выставке, отличается от других, и почему именно оно является самым ярким и наиболее сохранным образцом «живоподобного» стиля иконописца. И только своими глазами вы сможете увидеть удивительную находку на самой первой ушаковской иконе Спаса Нерукотворного – фрагменты оригинальной авторской надписи с датой «1661 год», – обнаруженную совсем недавно, во время ... далее ...
13 ноября. Научная конференция к 500-летию ...Искать в Источникеbogoslov.ru
... начального периода (обзор рукописей, хранящихся в НИОР РГБ) Алехина Лариса Ивановна (ЦМиАР) Сочинения преподобного Иоанна Лествичника из собрания Иосифо-Волоколамского монастыря Турилов Анатолий Аркадьевич (институт славяноведения РАН) Ферапонт Обухов как книгоспиец Квливидзе Нина Валериевна (РГГУ) Отражение богословия Иосифа Волоцкого в монументальных программах времени митрополита Макария Преображенский Александр Сергеевич (МГУ) Иконы Богоматери Молебной с русскими святыми и иконография преподобного Иосифа Волоцкого Чугреева Наталия Николаевна (ЦМиАР) Икона «Богоматерь Казанская» Симона Ушакова из Иосифо-Волоколамского монастыря Конференция проводится в помещении лекционно-концертного зала музея (б. церковь Петра Митрополита, основная экспозиция, 3 этаж) Программа конференции Утреннее заседание 11. 00 Кучкин Владимир Андреевич (ИРИ РАН) Три завещания великого князя Василия I Попов Геннадий Викторович (ЦМиАР) Преподобный Иосиф Волоцкий и Дионисий «иконник». О последнем периоде деятельности художника Евсеева Лилия Михайловна (ЦМиАР) Технологические исследования М. М. Наумовой иконы «Богоматерь Одигитрия» из Иосифо-Волоцкого монастыря как эталонного произведения ... далее ...
Преподобный Сергий Радонежский. Все учение – ...Искать в Источникеpravmir.ru
... смирения, икона Святой Троицы является символом погружения в таинство божественного бытия, в его неслиянность и нераздельность. И это лишний раз подчеркивает значение символа Святой Троицы, которую всю свою жизнь созерцал Сергий Радонежский, “дабы, – как сказано в его житие, – воззрением на Святую Троицу побеждался страх ненавистной розни мира сего”. Следовательно, образ Святой Троицы дан для России на все времена для ее преображения и духовного возрождения. Вслед за Андреем Рублевым подобной схемы изображения Троицы стали придерживаться многие иконописцы, вплоть до XVII века (“Троица” Симона Ушакова) . Теги: Преподобный Сергий Радонежский Лучшие материалы Правмира можно читать в нашем telegram-канале Присоединяйтесь к нам на канале Но. Правмир — это ежедневные статьи, собственная новостная служба, это еженедельная стенгазета для храмов, это лекторий, собственные фото и видео, это редакторы, корректоры, хостинг и серверы, это ЧЕТЫРЕ издания Pravmir. ru, Neinvalid. ru, Matrony. ru, Pravmir. com. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи. Например, 50 рублей в месяц – это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета – немного. Для Правмира – много. ... далее ...
Как исследовали иконы "Звенигородского чина" | ...Искать в Источникеpravmir.ru
... изменились. При этом дело отнюдь не в простоте или сложности приемов – в обоих случаях достигается чрезвычайно эффектный и абсолютно безупречный с художественной точки зрения результат, но идут к нему мастера совершенно разными путями. – Монументальная роспись, да и иконы – это ведь часто не один и тот же художник – один мастер компонует, пишет личное, другие художники одежду, ученики – фон и так далее. Как быть с атрибуцией? – Разумеется, и этот фактор тоже надо учитывать, причем очень показательна в этом отношении более поздняя иконопись. Так, перед открытием персональной выставки Симона Ушакова, от которого сохранилось около 50 подписных икон, нам удалось провести технологические исследования и даже реставрацию некоторых произведений. Обнаружилось, что в больших подписных работах Ушакова, признаки его индивидуальной манеры проявляются в наименьшей степени, из чего, в свою очередь, был сделан логический вывод, что маэстро в подобных случаях мог ограничиваться только предварительным рисунком или какими-то заключительными правками, а порой, может быть, просто подписывал коллективную работу. Тем более, что в эту эпоху подпись была не столько актом личного самоутверждения, ... далее ...
Икона с историей | Свято-Георгиевский храм, г. ...Искать в Источникеchurch.ua
... (Нарвой) в 1700 г. Строгановская школа Художественная значимость иконы определяется прежде всего принадлежностью её к знаменитой «строгановской школе иконописи» — русской школы иконописи, сложившейся в конце XVI века. Она получила своё название по имени богатых купцов-солепромышленников Строгановых, поскольку наиболее ярко проявилась в ряде произведений, связанных с их именем. Лучшие мастера школы были московскими иконописцами, работавшими в царской иконописной мастерской при Оружейной палате. Известнейшие образцы Строгановской живописи принадлежат кисти главы Оружейной палаты Симона Ушакова. К числу наиболее даровитых учеников Симона Ушакова принадлежал Михаил Милютин, сын священника Предтеченской церкви, что у Никитских ворот. Обратите внимание на знаменательное совпадение: отец автора иконы служил в (Иоанно) -Предтеченской церкви, и в фонды нашего музея икона также поступила из церкви с таким же названием – Иоанно-Предтеченской! По другой версии отец Михаила был справщик, “человек священнического чина”, который с 1646 по 1654 г. в Троице-Сергиевом монастыре занимался составлением и переписыванием 12 книг — полного комплекта широко извест-ных Четий-миней ... далее ...
Икона для православных слепых | ЦЕНТР СЛЕПЫХИскать в Источникеchurch.ua
... (Красногорский) монастырь на реке Пинеге под Архангельском, в котором построил церковь и снабдил ес необходимой утварью и книгами. После появления иконы в Красногорском монастыре, ей стали приписывать многочисленные чудотворения. В 1654 году Грузинскую икону привезли в Москву для поновления и изготовления нового оклада. В этот год в городе была эпидемия чумы и с привезённым образом связывают ряд исцелений. Так в благодарность за исцеление своего сына серебряных дел мастер Гавриил Евдокимов заказал список с Грузинской иконы для церкви Святой Троицы в Никитниках, который приписывают кисти Симона Ушакова. Из-за сообщений о чудесах в 1658 году по указу царя Алексея Михайловича и патриарха Никона иконе было установлено празднование 22 августа в день её появления в монастыре. В 1698 году указом было предписано ежегодно приносить Грузинскую икону в Архангельск лради освящения града и христолюбивых народов, требующих Божией и Ея Богоматери милости». Кроме Архангельска образ н осили в Вологду, Великий Устюг, Переславль-Залесский, Москву и в Сибирь. В 1707 году изографом Оружейной палаты Кириллом Улановым был сделан точный мерный список Грузинской иконы. На его нижнем поле ... далее ...
Москва: от креста ко кресту. К святыне — в музей ...Искать в Источникеpravoslavie.ru
... страны, в котором происходили венчание на царство и коронование российских государей, избрание и интронизация Патриархов, оглашение важнейших государственных актов. В Успенском соборе находятся раки московских первосвятителей Петра, Ионы, Филиппа, Ермогена. Росписи выполнены в 40‑х годах XVII века, иконостас создан в 1653 году по заказу Патриарха Никона. Место Владимирской иконы в старинном киоте занимает ее список 1514 года. Архангельский собор был построен в 1505–1508 годах (архитектор Алевиз Новый) . В 1652–1666 годах собор был заново расписан артелью мастеров под руководством Симона Ушакова. Это храм-усыпальница великих московских и удельных князей и русских царей. Здесь находятся раки святого благоверного царевича Димитрия Угличского, святых благоверных князей Михаила Черниговского, Димитрия Донского. В приделе мученика Уара — мощи преподобной Евфросинии, в миру Евдокии, супруги благоверного великого князя Димитрия Донского. В придел ведет отдельный вход, и многие посетители Кремля его просто не замечают… Храмы Кремля — это настоящее сокровище, куда хочется возвращаться вновь и вновь. Невозможно увидеть и воспринять все за один раз. Однако бывать там часто, ... далее ...
Церковное искусство как ...Искать в Источникеazbyka.ru
... положению канонических Евангелий (правда у св. Иринея Иоанн и Марк поменялись символами, что редко, но встречается в иконографии) . К темам богословского характера относятся, например, апокалиптические образы Страшного Суда, “Этимасии” (“????????? ”) – “Престола уготованного”, богословско-литургические – “Причащение апостолов” и “Евхаристия”; богословско-исторические – изображения Вселенских соборов. Аллегорические и литургико-аллегорические темы: “Древо Иессеево”, “Символ веры”, “Святая обедня”, “Отче наш” иконографические переложения Акафиста, “Древо государства Московского” Симона Ушакова. Обращает на себя внимание такая тема, как семантика цветов в иконографии. Здесь, однако, стоит иметь осторожность в суждениях о значении каждого цвета (в популярной литературе порой встречаются категоричные высказывания) , ведь цвет воспринимается только в конкретном контексте. Например, красный фон может становиться эквивалентным золотому, то есть быть образом Присутствия Божия, красный же может символизировать и любовь, и жертвенность, а в пурпурном варианте быть царственным цветом. Особая тема – жестика [54: сс. 130-133]. Жесты – это и положения изображаемых фигур, и ... далее ...
Сто великих святынь православия — Сост. Ванькин ...Искать в Источникеazbyka.ru
... плену царя Василия Шуйского, первая жена Михаила Федоровича. Новодевичий монастырь был один из богатейших в Москве, куда постригались женщины из знатных родов, приносивших щедрые пожертвования. Он был одарен многими драгоценностями и реликвиями. Монастырская ризница хранила 15 серебряных ковчегов и 14 крестов-мощевиков, его иконы были украшены золотыми и серебряными окладами с драгоценными каменьями. Интерьер собора с обилием золота приводил в восторг многих заморских гостей. В 1686 г. в соборе был установлен реконструированный мастерами Оружейной палаты пятиярусный иконостас, с иконами Симона Ушакова, сохранившийся до настоящего времени. У южной стены собора стояла другая чудотворная икона – Иверской Божией Матери. Список ее был привезен в Москву в 1648 г. с Афона по просьбе тогда еще архимандрита Никона, друга и наставника царя Алексея Михайловича. Подлинник иконы, хранящийся в Иверском монастыре, установлен над вратами афонской обители и потому называемый по-гречески Портатисой (Вратарницей) . Чудотворный список Иверской иконы Божией Матери стал особо чтимым в Москве, прославился многими чудотворениями. С него был сделан новый список, названный «Московским», и ... далее ...
Художественный образ Пресвятой Троицы | ...Искать в Источникеpravmir.ru
... кончая проблемой авторства (икона до сих пор содержит следы записей более позднего времени, нежели предполагаемые годы жизни Рублева) . Однако независимо от того, Рублев это или нет, она остается первой в истории работой, в которой образ Пресвятой Троицы отделился от сюжета «Гостеприимство Авраама» и стал самодостаточной ценностью, побуждающей молящегося к сосредоточенному созерцанию. Композиция этой иконы быстро стала устойчивой формулой православного искусства, и ее содержание не менялось, даже если в более поздние периоды она обрастала множеством внешних деталей (как на известной иконе Симона Ушакова) XVII век, ГТГ, Москва (, где можно увидеть и натюрморт на столе, и эффектную архитектуру итальянского стиля на заднем плане.) Не считая целесообразным повторять все, что написано о содержании этого, бесспорно, гениального образа во множестве научных текстов, отметим лишь наиболее значимые для нас моменты. На иконе нет изображения Авраама и Сары. При этом точка схода выстроенной в ее пространстве обратной перспективы располагается на фигуре зрителя, где-то в районе грудной клетки. И это дает ему удивительную возможность осознать себя на месте Авраама и приблизиться к тайне ... далее ...

 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021

Постоянная ссылка на эту страницу: Симона Ушакова
Православный справочник "ПОИСКОВ.РФ"