В Государственном музее-заповеднике «Царицыно» открывается экспозиция русских икон из коллекции Михаила Елизаветина 14 мая 2008 г. 19:01 Историю русской иконописи от XIV до XX веков позволяет проследить выставка икон из крупнейшей частной коллекции России. Об этом корр. ИТАР-ТАСС сообщила сегодня доктор искусствоведения, профессор исторического факультета МГУ Энгелина Смирнова. Она напомнила, что экспозиция «Русские иконы из собрания Михаила Елизаветина» откроется в Государственном музее-заповеднике «Царицыно» 20 мая. «Сейчас в России начинается новый подъем интереса к национальным традициям, в частности, к древнерусскому искусству и русской иконописи, — отметила эксперт. — Частное собирательство, которое вновь возродилось еще в 1970-х годах, переживает настоящий расцвет». По словам профессора МГУ, среди тех коллекций, которые существует в России, собрание Михаила Елизаветина — не только самое богатое (оно насчитывает около 400 икон), но и одно из самых ценных. «По нему можно проследить всю историю русской иконописи», — рассказала Э. Смирнова. Она пояснила, что в коллекции есть прекрасные произведения мастеров из Москвы, Новгорода, северных областей, которые датируются XIV веком. Есть и более современные работы, и это главная особенность собрания. «Как правило, в государственных музеях выставляются иконы не старше XVIII века, а на экспозиции в «Царицыно» можно будет увидеть русскую иконопись во всем ее многообразии», — подчеркнула профессор. На выставке будет представлена лишь часть собрания, около 180 наиболее редких и выдающихся работ. Жемчужинами коллекция эксперты называют две уникальные северные иконы «Сошествие в ад», относящиеся к XIV столетию. Также в экспозицию вошли несколько икон XV века, привезенных из Новгорода. Кроме того, на выставке можно будет увидеть иконы XVIII-XIX веков, в том числе работы мастеров Палеха. Особую ценность представляют и подписные иконы знаменитых московских художников XVII века Назария Истомина и Симона Ушакова. ИТАР-ТАСС /Патриархия.ru Календарь ← 11 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/407214.htm...

В Москве пройдет выставка шедевров царской иконописной мастерской Москва, 19 декабря 2017 г.      В Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева открывается выставка, на которой представлены избранные шедевры иконописи из частных коллекций, созданные художниками царской иконописной мастерской при Оружейной палате. Зрители увидят более 50 икон, которые дают возможность проследить эволюцию стиля государевых изографов с 1670-х годов до середины XVIII столетия. Почти все произведения не известны не только широкому зрителю, но и специалистам, и экспонируются впервые. Событие выставки – присутствие на ней иконы Богоматери из походного иконостаса царя Алексея Михайловича начала 1670-х годов. Некогда она входила в большой комплекс икон походной церкви, который был вывезен в XX веке за рубеж и разрознен.   Представленный на выставке образ Богоматери был выявлен совсем недавно и вернулся в Россию в 2017 году. Из Походного иконостаса Царя Алексея Михайловича Царю Федору Алексеевичу, старшему брату царя Петра I, принадлежала икона «Богоматерь Муромская» самого знаменитого художника Оружейной палаты Симона Ушакова. На это указывает присутствие на полях фигур великомученика Федора Стратилата и преподобной Марфы – патрональных святых царя и его второй супруги Марфы Апраксиной. Еще один «царский» образ на выставке - уникальная мерная родильная икона царевны Марии Иоанновны, дочери другого брата Петра I – царя Ивана Алексеевича, с изображением ее небесной покровительницы преподобной Марии Египетской. Авторство иконы обоснованно приписывается известному царскому мастеру Тихону Филатьеву. Среди представленных экспонатов особую ценность представляют подписные произведения мастеров Оружейной палаты – Тихона Филатьева, Кирилла Уланова, Ефима Шестакова, Ивана Ушака, Сергея Бодягина, Тимофея Матвеева, Никиты Рожкова, Алексея Андреева, Ивана Дорофеева, Федора Бушуева, Ивана Рожнова, Егора Грека и его сына Ивана Грекова. К выставке подготовлен каталог, в котором большинство представленных икон опубликовано впервые. Для посетителей выставка откроется 28 декабря. 19 декабря 2017 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/109311.html

Директор Исторического музея ждет решения правительства об иконах Троицкого храма Москва, 21 июня 2006 г . До официального решения вопроса о передаче храмового здания церковной общине государственный Исторический музей не намерен изымать иконы из Троицкого храма в Никитниках, передает РИА Новости. " До оформления передачи здания церкви Троицы в Никитниках церковной общине Исторический музей никаких изъятий производить не собирается " , – заявил директор музея Александр Шкурко, комментируя акцию протеста, которую провели во вторник 20 июня у храма прихожане во главе с настоятелем. По словам Шкурко, на сегодняшний день Троицкий храм является филиалом ГИМа. " Все иконы, которые находятся в иконостасе церкви Троицы в Никитниках, являются предметами Государственного музейного фонда РФ, и ни директор Исторического музея, ни хранители не имеют права сами решать вопрос, что передать в ведение церковной общины, а что оставить в музейном фонде. Такие решение принимает правительство РФ " , – подчеркнул Шкурко. Поэтому " чисто формально " , пояснил он, если будет найдена юридическая форма передачи самого здания церкви в ведение структур Русской Православной Церкви, и при этом не будет никаких дополнительных решений по поводу движимого имущества, Исторический музей, отвечающий за движимую часть музейного фонда, должен все иконы из иконостаса забрать в свое фондовое хранилище. Произойдет это или нет, зависит, по словам Шкурко, не от Исторического музея. Разумное решение проблемы директор музея видит в том, чтобы после решения вопроса о передаче здания на уровне, например, Федерального агентства по культуре и кинематографии, рассмотреть предложения со стороны церковной общины и со стороны музея, чтобы прийти к согласованному решению по доброй воле. В ГИМе считают, что несколько наиболее ценных икон, включая работы Симона Ушакова, " должны быть заменены идентичными списками " , а оставшаяся часть может быть передана верующим на длительное время, но при условии, что приход гарантирует сохранность икон. В настоящее время верхняя часть храма Троицы в Никитниках полностью остается в ведении музея, в то время как нижний храм, " по доброй воле Исторического музея " , был передан общине для богослужений. При этом, по словам Шкурко, здание пока " полностью остается на балансе Исторического музея " . Вопрос о его передаче верующим решается в Росимуществе. 21 июня 2006 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/17777.html

Настоятель храма Илии Обыденного просит власти Москвы помочь в реставрации церкви Москва, 4 июля 2007 г. Настоятель храма Пророка Божия Илии в Обыденском переулке в центре Москвы обеспокоен плачевным состоянием этой церкви. Как сообщил игумен Тимофей (Подобедов) во вторник на заседании комиссии Мосгордумы по межнациональным и межконфессиональным отношениям, здание церкви нуждается в проведении внешних и внутренних реставрационных работ, в укреплении подпорной стены и перекрытий колокольни, в замене системы отопления и электрооборудования, сообщает ИНТЕРФАКС . Отметив, что храм Пророка Илии никогда не закрывался и в течение многих лет тяжелого для Церкви времени являлся средоточием духовной жизни для многих верующих москвичей, священник обратился к депутатам с просьбой помочь восстановить церковь. В свою очередь заместитель председателя комиссии Антон Палеев (фракция " Единая Россия " ) заявил о необходимости поддержать обращение и направить соответствующее письмо мэру Москвы Юрию Лужкову. Храм Илии Пророка " Обыденный " был построен в 1702-1706 годах. Деревянный храм на этом месте был построен в конце XVI века. Первое документальное свидетельство об этой церкви относится к началу XVII века: здесь совершался молебен о победе над поляками в 1612 году. Во второй половине XVII века храм почитали московские цари, совершавшие сюда торжественные выходы на молебен. В 1930-е годы колокола с храма были сброшены. В 1941 году здание сильно пострадало от упавшей рядом бомбы, но было восстановлено и исправлено сразу же. В храме сохранились иконы работы Симона Ушакова, сюда была перенесена чудотворная икона из разрушенной церкви Благовещения в Кремле - образ Божией Матери " Нечаянная Радость " . Сюда же были перенесены и иконы из Зачатьевского монастыря Кремля. При храме действует воскресная школа для детей и взрослых, одна из крупнейших московских церковноприходских библиотек, православный лекторий. 4 июля 2007 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/22997.html

Посол РФ во Франции говорит о необходимости возвращения России собора в Ницце Париж, 14 сентября 2006 г. Этой осенью начнется судебный процесс по вопросу о принадлежности русского собора в Ницце, сообщил посол РФ во Франции Александр Авдеев ИНТЕРФАКСУ . «Будем документально доказывать, что он принадлежал российскому государству, и после окончания 99-летней аренды он должен быть вновь возвращен России», — подчеркнул А.Авдеев в интервью парижской газете «Русская мысль». Посол напомнил, что после революции 1917 года российское имущество, включая недвижимость, во многом было утеряно. «Большевики растеряли и растратили многое из российского достояния», — сказал он. Однако «сегодня юридически корректно мы можем вернуть лишь собор в Ницце», считает А.Авдеев. Постройка русского Никольского собора в Ницце связана с трагическим событием в жизни Дома Романовых. В 1865 году в Ницце скончался от заболевания спинного мозга наследник цесаревич Николай Александрович (сын Александра II). На месте его кончины была построена часовня, освященная в 1868 году в честь свт. Николая Чудотворца. В 1896 году вдовствующая императрица Мария Феодоровна, которая в молодости была помолвлена с цесаревичем Николаем, поддержала инициативу своего духовника священника Сергия Любимова о постройке нового русского храма в Ницце. Первый камень был заложен 12 апреля 19 03 года — в день кончины цесаревича Николая. Постройка храма была осуществлена на земле, принадлежавшей императорской фамилии. В 1908 году, когда работы приостановились из-за недостатка средств, необходимая сумма была пожертвована императором Николаем II. Храм был спроектирован профессором Петербургской Академии художеств архитектором М. П. Преображенским в стиле московских и ярославских храмов конца - вв. (наподобие храма Василия Блаженного в Москве). Иконостас был выполнен по проекту выпускника московского Строгановского училища Л. А. Пьяновского в мастерских братьев Хлебниковых в Москве. Иконы для иконостаса были написаны художником Глазуновым в стиле Симона Ушакова (XVII век). Освящение храма состоялось зимой 1912 года в день святителя Николая, и церкви сразу был дан статус собора: таким образом, он стал первым русским собором за границей. Его прихожанами вскоре стали многочисленные русские, эмигрировавшие из России после революции. Многие из них были похоронены здесь же, на русском кладбище Ниццы. 14 сентября 2006 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/18488.html

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Икона Господа " Христос На Суде У Каиафы (Христос перед Каиафой) " Описания иконы Суд над Иисусом Христом у первосвященников Источник: Глава из " Закона Божия " протоиерея Серафима Слободского Сначала воины привели связанного Иисуса Христа к старому первосвященнику Анне, который к тому времени уже не нес служения в храме и жил на покое. Этот первосвященник допрашивал Иисуса Христа об учении Его и учениках Его, чтобы найти какую-нибудь вину в Нем. Спаситель отвечал ему: " Я говорил явно миру: Я всегда учил и в синагогах и в храме, где всегда сходятся иудеи, и тайно не говорил ничего. Что спрашиваешь Меня? Спроси слышавших, что Я говорил им; вот они знают, о чем Я говорил " . Один слуга первосвященника, стоявший близко, ударил Спасителя по щеке и сказал: " так-то отвечаешь Ты первосвященнику? " Господь, обратясь к нему, сказал на это: " если Я сказал худо, покажи, что худо; а если хорошо, то за что ты бьешь Меня? " После допроса первосвященник Анна отослал связанного Иисуса Христа через двор к зятю своему первосвященнику Каиафе. Каиафа же был на тот год служащим первосвященником. Он подал совет в Синедрионе: убить Иисуса Христа, сказав: " Вы ничего не знаете и не подумаете, что луч[...] Описание иконы Христос На Суде У Каиафы ХРИСТОС НА СУДЕ У КАИАФЫ Фрагмент из Евангелия изображен на этой иконе. Связанного Спасителя ввели в дом первосвященников, который находился в Сионе, богатом районе верхнего Иерусалима. (Сион — местность на юго-запад от храма, где некогда стоял дворец царя Давида. Во времена Спасителя в Сионе жили иудейские начальники и знать. Здесь же находился дом с просторной горницей, где Господь совершил Тайную вечерю. Дом был просторным, с множеством помещений, расположенных на периферии обширного двора. Правящим первосвященником был Каиафа, а Анна был его тесть. (Каиафа — это прозвище. Его настоящее имя Иосиф. Он правил в качестве первосвященника с 18-го по 35-ый год после Р.Хр. В 1993 г. в семейной усыпальнице первосвященников на расстоянии полкилометра на юг от храма археологи нашли изящно высеченный саркофаг с костями человека и с именем Каиафы, написанным снаружи саркофага. Предполагают, что это и есть Каиафа, упоминаемый евангелистами). Хотя Анна был смещен со своей должности, однако [...] Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Описание: Христос перед Каиафой. Ок. 1694 г. ММО. Диаметр 60 см. КОРОБОВ ПЕТР СЕМЕНОВ (КОРОБОК, КОРОБ) (уп. 1682–1696) - московский иконописец, ученик Симона Ушакова. Файл 29593.jpg:   Размер: 683x700, 0.48 MPix, 151 Kb. Дата: 2017-09-02, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (95) , (1) .

http://pravicon.com/icon-640

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛЕКСЕЕВ Георгий, иконописец кон. XVII - 1-й трети XVIII в., свящ. ц. ап. Марка в Новгороде, имел сына иконописца Димитрия. В 1699 г. А. писал иконы для иконостаса Троицкого собора Александрова Свирского мон-ря вместе с отцом, иконописцем и монахом Тихвинского Большого Успения Богородицы мон-ря Аароном. В 1706 г. «повелением преосвященного Иова митрополита» А. «нанимался» «починивать и олифить» иконы «местные, и около столпов, и в приделах» в Софийском соборе Новгорода, после завершения там ремонтных работ (Новгородская III летопись). В 1712 г. он расписывал паперть Успенского собора Тихвинского Большого муж. мон-ря. В 1726-1727 гг. писал иконы для ц. Иоанна Предтечи на Опоках в Новгороде. Подписанные А. 1722 и 1728 гг. иконы Божией Матери «Знамение» находились в ц. Рождества Богородицы в Елатьме Тамбовской губ. и в ц. Спаса Преображения в Тихвине. Художественную манеру иконописца определило, очевидно, его обучение в артели тихвинских мастеров, отличавшихся архаичностью стиля. Сохранилось неск. произведений А.: 2 иконы Новгородских чудотворцев, 1726 и 1728 гг. (ГИМ, ГТГ); икона Божией Матери «Знамение», 1727 г. (ЦАК МДА); икона-список «в меру и подобие» с новгородского чудотворного образа Божией Матери «Знамение», 1727 г. (Крестовоздвиженская церковь с. Татаринцева под Москвой). Иконы Богоматери написаны темными плавями, повторяющими потемневший от времени лик новгородского образа «Знамение». В подписях к ним мастер называет себя «новгородский поп Георгий», что, вероятно, обусловлено исполнением заказа для др. епархии. В иконах Новгородских чудотворцев (подобно «Древу государства Российского» Симона Ушакова ) прочитывается задача прославления Дома Софии - Новгорода. Иконография восходит к композиции «Древо Иессеево» . С документальной точностью передан Новгородский кремль - Детинец. Само Древо помещено в панораму владычного двора, причем немного переставлены архитектурные постройки. Замысел композиции мог быть связан с деятельностью Иова , митр. Новгородского. Ист.: Новгородская III летопись под 1706 г.//ПСРЛ. Т. 12. С. 276. Лит.: Макарий (Миролюбов), архим. Археологическое описание церковных древностей в Новгороде и его окрестностях. М., 1860. Ч. 2. С. 25; Русская живопись XVII-XVIII вв.: Кат. выставки. Л., 1974. С. 98; Бекенева Н. Г. Об иконе «Образ новгородских святых» из собрания Государственной Третьяковской галереи//Художественное наследие: Хранение, исследование, реставрация. М., 1984. Вып. 9 (39). С. 91-95; Колесникова Л. А. Тихвинские иконописцы XVII - начала XVIII в.//Наследие монастырской культуры: ремесло, художество, искусство. СПб., 1997. Вып. 2. С. 73. Л. А. Колесникова Рубрики: Ключевые слова: АВЕРКИЙ (Северовостоков Аверкий Яковлевич; † 1918), свящ., сщмч. (пам. 17 июня, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Уфимских святых)

http://pravenc.ru/text/64512.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Искусство ЗАДАР один из крупнейших городов в обл. Далмация (Хорватия), порт на Адриатическом м., центр католич. архиеп-ства ЗАДОСТОЙНИК ирмос 9-й песни канона того или иного праздника, к-рый в день праздника и связанные с ним дни заменяет собой «Достойно есть» на Божественной литургии ЗАКХЕЙ начальник мытарей в Иерихоне, встреча к-рого с Иисусом Христом привела к покаянию и изменению жизни (Лк 19. 1-10) (пам. греч. 20 апр.) ЗАЛЬЦБУРГ город на западе Австрии, на берегу р. Зальцах, столица федеральной земли Зальцбург и резиденция католич. архиепископа ЗАПЕВ 1. Певч. исполнение начала песнопения священником или руководителем хора. 2. В нек-рых слав. источниках под З. подразумевается стих псалма, к-рый припевается к последующей стихире ЗАРЗМА в честь Успения Пресв. Богородицы муж. мон-рь Ахалцихской, Тао-Кларджетской и Лазской епархии Грузинской Православной Церкви ЗАРИН Дмитрий Иванович (1862? - 1925), учитель пения, хоровой дирижер, автор методических пособий по церковному и светскому пению, общественный деятель ЗАРНДЖА с. в горной местности (Армения), в к-ром находится храм 30-40-х гг. VII в., памятник арм. средневек. зодчества ЗАРУДНЫЙ Иван Петрович (1660? - 1727), один из руководителей строительного дела в 1-й четв. XVIII в., крупный чиновник ЗАХАРИЯ (XIII-XIV вв.?), прп. (пам. 24 марта, 28 авг.- в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Дальних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов) ЗВАРТНОЦ церковь свт. Григория Просветителя (Сурб-Григор), один из памятников армянской и мировой средневек. архитектуры ЗВЕЗДИЦА [лат. - маленькая звезда], в христ. богослужении один из священных сосудов, используемых при совершении таинства Евхаристии ЗВЕНИГОРОДСКИЙ ЧИН принятое в истории древнерус. искусства название 3 сохранившихся икон полуфигурного Деисуса - Спасителя, арх. Михаила, ап. Павла, составлявших часть 7- или 9-фигурного чина иконостаса ЗЕДЛЬМАЙР Ханс (1896 - 1984), австр. религ. философ, историк искусства, представитель т. н. венской школы искусствознания ЗЕМЦОВ Михаил Григорьевич (1688 (по др. сведениям, 1686) - 1743), архит., градостроитель, художник-график, один из первых зодчих С.-Петербурга ЗИНОВИНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ чудотворный образ, находящийся в ц. в честь Усекновения честной главы св. Иоанна Крестителя в с. Шевченко Винницкой обл. ЗИНОВЬЕВ Георгий Терентьевич (упом. в 1667-1702), жалованный иконописец Оружейной палаты, ученик Симона Ушакова ЗИНОН (XIV в.?), постник, прп. (пам. 30 янв., 28 авг.- в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Дальних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов) «ЗЛАТОСТРУЙ» некалендарный четий сборник относительно устойчивого состава, содержащий Слова и поучения, к-рые преимущественно надписаны именем свт. Иоанна Златоуста

http://pravenc.ru/rubrics/123062_32.html

— В иконе, написанной по заказу греческого купца Николая Николетты по восходящему к преподобному Андрею Рублеву изводу, многие замечают ренессансные отголоски. Почему — понятно: на дальнем плане — палаты с арками, в которых читаются архитектурные мотивы полотна Паоло Веронезе 1570 года " Пир у Симона фарисея " . Но достаточно более внимательно взглянуть на икону Ушакова, чтобы убедиться: конкретные приемы его живоподобия не имеют ничего общего с практикой масляной живописи на холсте того времени. Иконопись Ушакова наследует именно древнегреческую традицию. И своей выставкой мы хотим прежде всего показать: после никоновских реформ в конце XVII столетия русская культура не утратила своеобразия, не пошла по пути слепого заимствования западных иконографических схем. Напротив, лучшие мастера того времени постоянно обращаются к подлинным истокам русской иконописи, то есть к лучшим византийским образцам. Использование же видов зданий с картины " Пир у Симона фарисея " лишний раз подчеркивает: во второй половине XVII века шедевры западноевропейской живописи (пусть и в виде гравюрных копий) на Руси уже были известны». Легенда Ушакова Так новатором или консерватором был Симон Ушаков, охранял ли он исконные устои «священных традиций» или предпочитал реформировать их? Сын своего века, с широким кругозором и прекрасным вкусом, он, не переставая черпать вдохновение в национальной традиции, стремился привнести в отечественную иконографию, как ему казалось, самые прогрессивные современные мотивы. Скорее всего, он несколько опередил время, потому и остался не до конца понятым. Дело в том, что в силу общецивилизационных социокультурных процессов (подробный разбор которых лежит за границами настоящего материала) само время, когда творил Ушаков, текло, если можно так выразиться, на Западе и на Востоке по-разному. Не случайно культурологи уже давно западное искусство той эпохи относят к Раннему Возрождению, а русское — к Позднему Средневе­ковью. Этот кажущийся парадокс — далеко не единственный, что сопровождает творчество Ушакова вплоть до наших дней.

http://e-vestnik.ru/culture/vystavka_sim...

С незапамятных времен наследие этого мастера пополнилось так называемой ушаковской легендой — ансамблем различающихся по стилю и по времени создания икон, ранее приписывавшихся Ушакову. Чаще всего подобная атрибуция проистекает либо из надписей на самих иконах, либо из бытовавших в храме или в семье владельца устных преданий. Иногда речь идет о действительно написанных Симоном Ушаковым иконах, утративших первоначальный облик в результате многочисленных поновлений и записей. Но чаще это явные «чужаки», далеко отстоящие от Ушакова как по времени создания, так и по стилю. По сути, их даже нельзя всерьез считать подделками. В качестве двух подобных «казусов» галерея демонстрирует пару интереснейших живописных притч второй половины XVIII века из первоначально насчитывавшего 56 икон собрания Павла Третьякова: «Смертный человек, бойся Того, Кто над тобой» и «Царь Птолемей Филадельф познает тщету человеческой жизни». «Явно из среды староверов эти работы свидетельствуют: уже в XIX столетии в рамках как новообрядной, так и старообрядческой культур имя Симона Ушакова ценилось крайне высоко», — резюмирует Наталья Шередега. Икона второй половины XVII века с поновлениями XIX века «Христос Великий Архиерей» из церкви Троицы в Никитниках (предоставлена Государственным историческим музеем), напротив, скорее всего, написана самим Ушаковым. Но рядом с именем автора — знак вопроса: необходимых исследований, с достаточной уверенностью позволяющих снять остающиеся сомнения, выполнить пока не успели. Наконец, впервые выставляемый Праздничный чин из иконостаса Покровской церкви села Братцева иллюстрирует мастерство учеников и преемников Ушакова. Для украшения возведенного в 1672 году в своей подмосковной вотчине храма возглавлявший Оружейную палату боярин Богдан Хитрово пригласил ведущих иконописцев из числа подчиненных. Ансамбль братцевской церкви — уникальный образец коллективной работы жалованных царских мастеров. В отличие от традиционных артельных принципов, когда каждый художник писал на всех образах «собственные» элементы, на которых он специализировался, здесь все мастера выполняли свои иконы от начала до конца.

http://e-vestnik.ru/culture/vystavka_sim...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010