Симона Ушакова



  001   002   003   004  005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021

Богословие иконыИскать в Источникеpravmir.ru
... в. добавляется четвертый, в XVII в. - пятый. В конце XVII в. были предприняты попытки увеличить число ярусов - до 6-7 [ 1], но это были единичные случаи, не приведшие к системе. Таким образом, классический русский высокий иконостас насчитывает пять рядов - чинов, каждый из которых несет определенную богословскую информацию. Иконостас - типично русское явление и многие исследователи считают его большим достижением древнерусской культуры и важным элементом церковной традиции. Действительно, благодаря иконостасу мы имеем первоклассные произведения Андрея Рублева, Феофана Грека, Дионисия, Симона Ушакова и многих других замечательных иконописцев. Но, с другой стороны, иконостас оказал сильное влияние на русскую литургическую традицию, причем не всегда положительное. Превратившись в непроницаемую стену (а в результате этого изменилась и конструкция храмов, которые стали строить со сплошной восточной стеной, к которой прилепляется небольшая апсида) , иконостас изолировал алтарь от основного пространства храма, окончательно разделив единый церковный народ на " клир " и " мир " . Литургия становится статичной, народ более пассивным (в византийском богослужении было гораздо ... далее ...
Реформатор иконописания. Симон Ушаков – через ...Искать в Источникеpravoslavie.by
... иконописания. Симон Ушаков – через реформы к традиции (ВИДЕОэкскурсия) Левон Нерсесян 19 ноября 2015 1381 До 10 января в стенах Государственной Третьяковской галереи проходит выставка икон Симона Ушакова ( 1626-1686 ) – самого известного русского иконописца XVII века, реформатора, основоположника нового стиля, получившего широкое распространение в творчестве мастеров московской Оружейной палаты, а затем и далеко за пределами столицы. Сегодня на «Правмире» экскурсия по выставке, которую специально для читателей портала провел Левон Нерсесян – искусствовед, специалист по древнерусскому искусству, старший научный сотрудник Государственной Третьяковской галереи. Конечно, выставку надо увидеть своими глазами, иначе как вы сможете понять, чем самое маленькое из семи изображений Спаса Нерукотворного, представленных на выставке, отличается от других, и почему именно оно является самым ярким и наиболее сохранным образцом «живоподобного» стиля иконописца. И только своими глазами вы сможете увидеть удивительную находку на самой первой ушаковской иконе Спаса Нерукотворного – фрагменты оригинальной авторской надписи с датой «1661 год», – обнаруженную совсем недавно, во ... далее ...
Сказание о чудесах от икон Богородицы в Успенском ...Искать в Источникеsedmitza.ru
... Московского печатного двора относится первое русское издание " Лествицы " (1647 г.) . Привлекают внимание богатством оформления, впервые напечатанные по-славянски, записки Иоанна Лествичника ( VI - VII вв. ) , игумена Синайского монастыря. В коллекции хранятся книги, напечатанные в Верхней типографии, основанной Симеоном Полоцким, наставником царских детей. Наиболее интересно издание – «Повесть о Варлааме и Иоасафе». Это была практически светская книга для занимательного и поучительного чтения. Гравюры к ней выполнены по рисункам прославленного художника Оружейной палаты Симона Ушакова. В документальном фонде особый интерес представляют найденный в 1990-е годы польско-литовский документ о событиях смутного времени в Александровской Слободе и архив Зубовых, представителей древнего знатного рода. реди произведений изобразительного искусства замечательна небольшая коллекция икон. В ней имеются редкие образцы столичной и провинциальной иконописи XVII - XIX вв. Сохранились отдельные иконы из иконостаса дворцового храма Александровской слободы - Троицкого собора, выполненные мастерами Оружейной палаты, вероятнее всего, по заказу царя Алексея Михайловича в ... далее ...
Преподобный Сергий в уникальных иконах и ...Искать в Источникеe-vestnik.ru
... Одна из них — с заметными стилевыми нотками Ренессанса — написана в 1749 году на Сумском погосте «салдатам» Соловецкого монастыря Андреем Чалковым (+ до 1773) , учеником знаменитого русского художника и иконописца Ивана Вишнякова ( 1699-1761 ) . Вторая — также с Соловков (конец XVIII века) : престол на ней насыщен литургическими сосудами и бытовыми деталями символической трапезы. Напротив, третья — еще XVI столетия — преисполнена средневековой сдержанности. И все же не они — подлинное сокровище этого экспозиционного ряда. Так с полным правом можно сказать о работе царских мастеров Симона Ушакова и Никиты Павловца для Троицкой церкви в подмосковном Ознобишине — вотчине возглавлявшего при государе Алексее Михайловиче Оружейную палату Московского Кремля боярина Богдана Хитрово (+ 1680) . Икона написана в 1677 году как храмовый образ. Путешествия в пространстве и времени Из Николо-Угрешского монастыря происходит редкий образ предстоящего Пресвятой Троице преподобного Сергия. Основатель монастыря запечатлен на фоне Лавры двухвековой давности. Вместе с иконописцем посетитель смотрит на обитель снизу, с берега речки Кончуры, наблюдая монастырские стены и башни, Троицкий ... далее ...
Неизвестные шедевры иконописи/Репортажи/ЖМПиЦВИскать в Источникеe-vestnik.ru
... эмали, книги. Богослужебную утварь, напрестольные и наперсные кресты-мощевики Марфа Андреевна передала в храм, прихожанином которого был ее покойный муж. Собрание икон и церковных древностей Собрание Глеба Покровского очень разнообразно по своему составу. Значительную его часть (около 140) составляют иконы, отражающие русские иконописные традиции с конца XV до начала XX века. Большинство икон имеет оклады, в чем отразилось личное пристрастие собирателя. Стилистические предпочтения Глеба Покровского отразились на подборе икон в его коллекции. Его интересует древнейший период до реформ Симона Ушакова (конец XV — XVII век) , либо повторение древней стилистики уже в Новое время (XIX — начало XX века) . У него довольно много старообрядческих икон или «ученой» стилизации рубежа XIX–XX века, которая возникла на волне открытия древнерусской художественной традиции. Икон «живоподобного стиля» конца XVII — XVIII веков — в собрании немного, хотя они есть. Еще одна особенность собрания Глеба Покровского — это антикварная реставрация, подразумевающая полную реконструкцию утраченных фрагментов живописи. Глеб Александрович был человеком верующим и относился к иконе не как к музейному ... далее ...
Икона для нашего современника/Интервью/ЖМПиЦВИскать в Источникеe-vestnik.ru
... которая могла бы послужить образцом для всех других. Когда люди видят, что представляет собой икона, написанная по всем требованиям канонов, то и те, кто обращается к иконописцам, захотят увидеть такое, и те, кто пишет, волей-неволей должны будут ориентироваться на эти образцы. Другая задача возникла уже в процессе работы. Если мы посмотрим на историю развития иконописи в России, то мы обратим внимание на то, что икона с течением времени заметно видоизменялась. Сначала у нас появилась византийская икона, потом был «рублевский» период, время, когда ведущее положение заняла школа Симона Ушакова... Это происходило неслучайно, не в угоду желанию того или иного иконописца. Просто менялись обстоятельства жизни, люди, для которых писались образа, а икона была живописным лицом Церкви и отражала те изменения, которые происходили в ней и в мире. Начальный период восстановления традиций иконописного творчества был связан с копированием образов, которые создавались мастерами прошлого. Это понятно: нужно было освоить то богатство, которое уже имелось, кроме того, не у всех богословская подготовка была достаточно высокой, чтобы пытаться сделать что-то свое и не впасть в ересь, ... далее ...
Без рубрики | Україна Православна | Page 8Искать в Источникеpravoslavye.org.ua
... Божией Матери в частной московской коллекции Виктора Бондаренко совершилось в 2006 году. Как известно, сама Казанская икона, которая вот уже четыре столетия является «державной Заступницей» России, была похищена из Казанского собора на Красной площади в 1918 году. Эта святыня запечатлена на черно-белой фотографии. Севастопольский список Богородичной иконы является единственным, сделанным после поновления Казанского образа баронессой П. И. Строгановой в 1754 году. Первая: «7195 сей пречистый образ поновлял Михаил Малютин», то есть царский иконописец Михаил Малютин, ученик великого Симона Ушакова, поновлял икону в 1687 году. Вторая: «а сего 1754 года – паки сей святой образ поновляла госпожа баронесса Прасковья Ивановна Строганова». На оборотной стороне иконы приведен следующий текст: «Сия святая Икона Пресвятыя Владычицы нашей Богородицы (именуемой Казанскою) подлинная копия съ Иконы, находящейся въ Московском Казанском Соборе. По окроплении Ея святою водою на престоле домовой Церкви Московского Митрополита и по изнесении Ея среди Храма, освящена молебнымъ пениемъ самимъ Высокопреосвященнейшим Филаретомъ митрополитомъ Московскимъ Августа 3 дня 1855 года, для ... далее ...
Симон Ушаков и школа Оружейной палаты - Академия ...Искать в Источникеfoma.ru
... приглашенные ко двору Алексея Михайловича как мастера портретов, делали не парсуны – портреты, похожие на иконы, а настоящие портреты. Мы знаем портреты Алексея Михайловича, портреты Никона и так далее. Глядя на эти портреты, глядя на гравированные Библии, например, была очень популярна голландская Библия Пискатора, художники-иконописцы тоже вводили новые элементы в свои иконы. Если мы посмотрим, например, на лик Спаса Нерукотворного, написанного Симоном Ушаковым, мы увидим, что это почти анатомически правильный лик, уже не лик, а лицо. Если посмотрим, как строится фигура на иконах Симона Ушакова, тоже увидим, что он стремится к анатомической правильности. Мы видим, что вводится светотень, чего раньше не было. Появляются элементы пейзажа, то есть не условные горки, условные деревья и условные палаты, а уже барочные формы архитектуры, пейзажные элементы. Например, на фоне иконы «Иоанн Предтеча – Ангел Пустыни», которую писали и Тихон Филатьев, и Зубов, мы увидим разнообразный пейзаж, где чуть ли не зайчики прыгают по горкам и скачут по деревьям белочки. Получается, что художника интересует уже не условность пейзажа, а реальный пейзаж, не условность лика, а реальное ... далее ...
Тексты: Собор Михаила АрхангелаИскать в Источникеtemples.ru
... столбах Собора в двух и трехпоясных иконостасах и на их карнизах находятся иконы, именуемые царскими, ибо они поступили в Собор большею частью из царских образных. Иконы в нижних поясах называются тезоименными, изображая тезоименных святых погребенным царям; во втором ярусе - родимыми, будучи написаны при рождении того или другого из царевичей в величину его роста; в третьем - гробовыми, ибо поступали в Собор вместе с покойниками. Среди них замечательна: Икона великомученика Феодора Стратилата - тезоименная царя Феодора Алексеевича, против нее лежащего, работы знаменитого иконописца Симона Ушакова. Сень и паникадила над гробницами царей династии Романовых, устроенные Императорской Семьей в 1913 году по случаю 300-летие царствования их Дома - работы Московского Строгановского училища. Лампада, сооруженная иждивением лиц Свиты Его Императорского Величества, ставится на гробницы под сенью в дни особо торжественных богослужений. К первому от входа столбу, с правой стороны, примкнута серебряная рака с мощами свв. Михаила, князя Черниговского, и его боярина Феодора, перенесенная в Архангельский Собор в 1774 году из Собора Черниговского чудотворца, находившегося у Приказов ... далее ...
Тексты: Церковь Троицы Живоначальной, что в ...Искать в Источникеtemples.ru
... 1904. № 33. [7] Богословский Т. М. Грузинская икона Божией Матери Журнал Московской Патриархии. 1945. № 4. С. 63-65. [8] Мильчик М. И. По берегам Пинеги и Мезени. Л., 1971. С. 82-86. [9] Синодальный справочник. [10] Вся Москва: Адресная книга на 1916 г. Отд. I. С. 236. [11] Путеводитель Машкова. С. XXXIII-CXXXVIII. [12] Овчинникова Е. С. Церковь Троицы в Никитниках. М., 1970. [13] Москва. Памятники архитектуры XIV-XVII вв. М., 1973. С. 60-62. Фото № 117-134. [14] Тренев Д. К. Памятники древнего русского искусства церкви Грузинской Богоматери в Москве. Краткое описание церкви, икон Симона Ушакова и достопамятностей. 15 таблиц, 45 фотокопий, 24 с. текста. М., 1903. [15] Указатель церквей и часовен Китай-города. М., 1916. [16] Памятники архитектуры Москвы. Кремль. Китай-город. Центральные площади. М., 1982. С. 453-456; план и фото. [17] Памятники архитектуры Москвы, состоящие под государственной охраной. М., 1980. С. 9. [18] Каталог архивов. Вып. 3. С. 585: Вып. 5. С. 314. [19] Московский журнал. 1992. № 3. С. 63. Альбом Найденова = Москва. Соборы, монастыри и церкви. Изд. Н. А. Найденова. Часть I. Кремль и Китай-город. М., 1883. Часть II. Белый город. М., 1881. Часть ... далее ...

  001   002   003   004  005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021

Постоянная ссылка на эту страницу: Симона Ушакова
Православный справочник "ПОИСКОВ.РФ"