Симона Ушакова



  001   002   003   004   005   006  007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021

Феномен иконы, Глава 9 - читать, скачатьИскать в Источникеazbyka.ru
... увлекает «живоподобие» – стремление к созданию иллюзорного сходства с внешним видом оригинала (как правило, воображаемого, идеализированного) . Большим подспорьем в стремлении к новому художественному мышлению и образцом для подражания служили русским живописцам (этим термином начинает в XVII в. активно вытесняться термин иконописец) многочисленные образцы западноевропейской гравюры XVI-XVII вв., как попадавшие на Русь (прежде всего через католическую Польшу) , так и создававшиеся здесь же пришлыми мастерами. Наиболее характерные произведения новой русской живописи вышли из-под кисти Симона Ушакова 148 и мастеров его круга. Как и любое новшество, они вызвали волну полемики в обществе. Появились горячие защитники и ярые противники этой живописи. Среди последних были в основном церковные и религиозные идеологи, которые верно почувствовали в новой манере письма не просто отход от средневековых иконописных традиций, но и удаление от религиозной духовности, от Церкви, то есть осознали реальность обмирщения церковного искусства и стремились всячески воспрепятствовать этому процессу. Сторонниками новой живописи были прежде всего сами художники, наиболее остро ощущавшие ... далее ...
Евангелие в памятниках иконографии ...Искать в Источникеazbyka.ru
... Христос с мечом в руке; «сучец в глазе брата» – человек с сучком возле глаза, другой с бревном; подобным же образом выражено евангельское уподобление царства Божия сокровищу скрытому, неводу, наполненному рыбами, квасу и т. д. О художнике, исполнявшем столь крупную работу, точных сведений нет; но мы позволим себе высказать относительно его одну догадку. В архиве Оружейной палаты сохранились сведения о том, что в 1678 году изготовлено было по указу царя, в посольском приказе, напрестольное лицевое Евангелие. Дело это поручено было известному мастеру Ивану Максимову, одному из учеников Симона Ушакова; под руководством его семь человек иконописцев писали миниатюры Евангелия, трудясь «день и нощь» в продолжение семи месяцев 70. Известие это вполне подходит к петропавловскому Евангелию: а) роскошь миниатюр и превосходного эмалевого оклада делают вполне вероятным предположение, что оно изготовлено по царскому заказу; б (как собственность придворной Спасской церкви, оно легко могло быть перенесено в петербургскую придворную церковь – Петропавловский собор; в) в нашем Евангелии около 1200 миниатюр: они могли быть исполнены семью лицами в продолжение семи месяцев, если каждый из ... далее ...
Богословие иконы — И.К. ЯзыковаИскать в Источникеazbyka.ru
... четвертый, в XVII в. – пятый. В конце XVII в. были предприняты попытки увеличить число ярусов – до 6-7 [2] на комментарий, но это были единичные случаи, не приведшие к системе. Таким образом, классический русский высокий иконостас насчитывает пять рядов – чинов, каждый из которых несет определенную богословскую информацию. Иконостас – типично русское явление и многие исследователи считают его большим достижением древнерусской культуры и важным элементом церковной традиции. Действительно, благодаря иконостасу мы имеем первоклассные произведения Андрея Рублева, Феофана Грека, Дионисия, Симона Ушакова и многих других замечательных иконописцев. Но, с другой стороны, иконостас оказал сильное влияние на русскую литургическую традицию, причем не всегда положительное. Превратившись в непроницаемую стену (а в результате этого изменилась и конструкция храмов, которые стали строить со сплошной восточной стеной, к которой прилепляется небольшая апсида) , иконостас изолировал алтарь от основного пространства храма, окончательно разделив единый церковный народ на «клир» и «мир». Литургия становится статичной, народ более пассивным (в византийском богослужении было гораздо больше ... далее ...
Русская средневековая эстетика. XI-XVII вв., ...Искать в Источникеazbyka.ru
... теперь «живоподобие» -стремление к созданию иллюзорного сходства с внешним видом оригинала (как правило, воображаемого, идеализированного) . Большим подспорьем в стремлении к новому художественному мышлению и образцом для подражания служили русским живописцам (этим термином начинает в Χ VII в. активно вытесняться термин «иконописец») многочисленные образцы западноевропейской гравюры XVI- ΧνΠ вв., как попадавшие на Русь (прежде всего через католическую Польшу) , так и создававшиеся на Руси пришлыми мастерами. Наиболее характерные произведения новой русской живописи вышли из‑под кисти Симона Ушакова и мастеров его круга 593. Как и любое новшество, они вызвали целую волну полемики в обществе. Появились горячие защитники и ярые противники этой живописи. Среди последних были в основном церковные и религиозные идеологи (притом здесь были практически едины как расколоучители, так и многие сторонники новой церковной ориентации во главе с самим Никоном) , которые правильно почувствовали в новой живописи не просто отход от средневековых иконописных традиций, но и удаление ее от религиозной духовности, от церкви, то есть осознали реальность секуляризации искусства и стремились ... далее ...
Патриарх Кирилл: За 300 лет правления династии ...Искать в Источникеpravmir.ru
... за рубеж. Верховный главнокомандующий осторожно спускает страну на тормозах, подмораживает - чтобы гнильё не распалось раньше времени. Святейший - утешает и молитвенно провожает. Всё закончится Угандой и Чадом. Только споры о том, кто виноват? - бесконечны. Анастас Посмотреть профиль Найти все сообщения от Анастас ДроздовИван гость Сообщений: 2, 911 Регистрация: 14. 03. 2012 Адрес: МО, Щелковский р-н 09. 03. 2013, 11: 29 Цитата: Сообщение от Анастас Не было богословской школы, но был Андрей Рублёв... Ну да - ещё Дионисий был велик самобытностью этого красочного богословия. Но уже с Симона Ушакова пошло подражание западным законам перспективы и т. д. Говорю, естественно, не о " гнилом Западе " , но - о принципиально ином пути. Запад органично для себя продолжал иконопись, как иллюстративность (вспомним немногие образа, уцелевшие от до-иконоборческого периода хотя бы в монастыре св. Екатерины на Синае - это же Фаюмские портреты!) . Вот эта портретность, иллюстративность и привела Запад уже в эпоху Дученто к созданию религиозной картины. Восток законсервировал у себя символические приёмы, выработанные в эпоху иконоборчества (это была восточная императорская ересь) и ... далее ...
Царствование реформатора — Библиотека — ...Искать в Источникеsedmitza.ru
... брата, стал видным участником заговора, " в тот же час " по кончине Федора усадившего на престол 10-летнего Петра. Воистину, высшие иерархи сами напрашивались под дубину своего ставленника и избранника! Даже на пороге смерти Федор Алексеевич не сдавался. У него были и другие духовные советники, кроме архиереев, постоянно пребывавших с осени 1681 г. при дворе, но не особенно стремившихся основывать новые епархии. Государь, например, часто приглашал к себе знаменитого строителя книжной Флорищевой пустыни Илариона, останавливавшегося в Москве в доме своего родича, царского художника Симона Ушакова. Этого подвижника просвещения Федор Алексеевич пожелал сделать главой архиепископии Суздальской и Юрьевской, преобразованной по его плану в митрополию. Известный независимостью взглядов архиепископ Суздальский и Юрьевский Маркелл был поставлен на новоучиненную митрополию Псковскую и Изборскую. Архиепископ Смоленский Симеон стал на своей кафедре первым митрополитом: " поставление же его бысть не тако, яко есть обычаи " . 5 февраля 1682 г. архимандрит Сергий из далекого Новоторжского монастыря был поставлен на пустовавшую кафедру архиепископа Тверского и Кашинского. Сразу после ... далее ...
КИПРСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ • Православная ...Искать в Источникеpravenc.ru
... 1687 г. (ГРМ, см. : Турцова Н. М. Новые данные о жизни и творчестве Семена Спиридонова Холмогорца ПКНО, 1987. М., 1988. С. 215-222; «Пречистому образу Твоему поклоняемся…». 1995. Кат. 63. С. 108-109; Кочетков. Словарь иконописцев. С. 750-751) . Часто эпитет «Кипрская» в русских источниках XVII в. применяется к Киккской иконе Божией Матери - самой известной чудотворной иконе о-ва Кипр. Ряд ее списков под именем К. и. был создан в России царскими изографами и упоминается в документах 2-й пол. XVII в., в Житии Илариона, митр. Суздальского (Буслаев Ф. И. Для биографии царского иконописца Симона Ушакова Он же. Исторические очерки рус. народной словесности и искусства. М., 1861. Т. 2. С. 395-396; Ровинский. Обозрение иконописания. С. 167; Белоброва. 2005. С. 319) ; он распространился среди иконописцев, судя по Сийскому лицевому иконописному подлиннику. Кипрская икона Божией Матери (празд. 20 апр. и в день Св. Духа) , название ряда икон разных иконографических изводов, происхождение которых по преданию или исторически было связано с островом Кипр Д. А. Ровинский приводит ряд гравированных листов с изображением К. и. в составе свода икон Божией Матери: «Образ сорока явлений ... далее ...
ВАСИЛИЙ I ДИМИТРИЕВИЧИскать в Источникеpravenc.ru
... вел. кнг. Софии Витовтовны представлены на лицевой стороне (справа от нижнего креста) «большого» саккоса митр. Фотия ( 1414-1417, ГММК ) ; оба в княжеских одеждах, на головах короны, без нимбов. В. Д. - фронтально, в правой руке украшенный жемчугом скипетр, левая в молении, фигура Софии - вполоборота, руки в молении. Изображения В. Д. известны также в ряде памятников монументальной живописи сер. XVI в., связанных с идеей преемственности власти московских государей от визант. императоров: в росписи Золотой палаты великокняжеского дворца (1547 г., не сохр., известна по описанию XVII в. Симона Ушакова) , в росписи галереи Благовещенского (1564) и Архангельского ( 1564-1565 ) соборов Московского Кремля. Ист. : Приселков М. Д. Троицкая летопись: (Реконстр. текста) . М. ; Л., 1950 (по указ.) ; ПСРЛ. М., 1997. Т. 1. Вып. 3; М., 2000. Т. 3; М., 2003. Т. 5. Вып. 1; М., 2000. Вып. 2; М., 2000. Т. 6. Вып. 1; Пг., 1922. Т. 15. Вып. 1; М., 2000. Т. 24 (по указ.) ; ДДГ (по указ.) ; АСЭИ. М., 1952-1964. Т. 1-3 (по указ.) ; ДРКУ. С. 182-185; АСЗ. М., 1997-2003. Т. 1-3 (по указ.) . Лит. : Экземплярский А. В. Великие и удельные князья Сев. Руси в татарский период с 1238 по 1505 г. : ... далее ...
ДОНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ МОСКОВСКИЙ МУЖСКОЙ ...Искать в Источникеpravenc.ru
... высоту 1 аршин 9 вершков, в ширину 1 аршин 33 8 вершка) с бриллиантами (из них, в частности, была изготовлена корона) , яхонтами, сапфирами, аметистами, бирюзой, жемчугом. Вокруг иконы тщанием благотворителя Алексеева были сделаны поля, обложенные сребропозлащенной ризой, с изображением Господа Саваофа, св. праотцов и пророков. В нач. ХХ в. украшения на иконе были оценены в 6242 р. 20 к. В 1922 и 1927 гг. золотые и серебряные украшения с образа были изъяты комиссией Замоскворецкого р-на. В Малом соборе, слева от царских врат, находился др. почитаемый список Донской иконы - 1668 г. письма Симона Ушакова (ГТГ; Антонова, Мнева. Каталог. Т. 2. С. 413. Кат. № 913) . Согласно описи 1908 г., в Большом соборе, за правым клиросом, находился сребропозлащенный ковчег в виде ларца, в к-ром хранились частицы мощей 195 святых ( ЦГИАМ. Ф. 421. Оп. 1. Д. 7336. Л. 30-36 ) . Также в соборе находились ковчежцы с частицами мощей свт. Николая Чудотворца и вмц. Варвары, с частицами ризы Спасителя и Божией Матери, мощей святых царевича Димитрия, Иоанна Воина, Алексия, митр. Московского, мч. Иоанна Милостивого (пожертвованы в нач. XIX в. архим. Виктором) Прокоповичем-Антонским () , свт. ... далее ...
ДИМИТРИЙ ИОАННОВИЧ • Православная Энциклопедия ...Искать в Источникеpravenc.ru
... восстановители иконопочитания - имп. Михаил III и имп. св. Феодора, а также равноапостольные кн. Владимир и кнг. Ольга. Изображение визант. императоров и праведных правителей Руси в домовой церкви московских государей связывают с идеей обоснования законности царской власти Московского царствующего дома) Там же. С. 33 (. В соответствии с визант. традицией Д. И., как и все цари, изображен с нимбом.) Наиболее полно эта идея была воплощена в росписи 1561 г. средней Золотой палаты царского дворца в Московском Кремле (не сохр.) , известной благодаря подробному описанию царского иконописца Симона Ушакова 1672 г. (Забелин И. Е.) Опись стенописных изображений Государева Дворца, сост. в 1672 г. Он же. Мат-лы для истории, археологии и статистики г. Москвы. М., 1884. Ч. 1. Стб. 1238-1255; он же. Домашний быт рус. народа в XVI и XVII ст. М., 19184. Т. 1: Домашний быт рус. царей в XVI и XVII ст. С. 157, 175-178 (. В основу сложной символической программы росписи, включавшей фигуры рус. князей от равноап. Владимира до Василия III Иоанновича, в т. ч. всех князей Московского дома, было положено «Сказание о князьях Владимирских», созданное в 10-х гг. XVI в.) Подобедова О. И. Моск. ... далее ...

  001   002   003   004   005   006  007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021

Постоянная ссылка на эту страницу: Симона Ушакова
Православный справочник "ПОИСКОВ.РФ"