Впрочем, собрать вместе иконы, на которых стоит подпись Симона Ушакова, только полдела. Первая за несколько веков персональная выставка считавшегося некогда главным русским иконописцем мастера не может обойтись без серьезной научно-методической подготовки. А вот с изучением творческого наследия Ушакова долгое время далеко не всё обстояло просто. «В прошлом веке этого имени даже не было в программе высших учебных заведений, — рассказывает Наталья Шередега. — Считалось, что пика русская иконопись достигает с преподобным Андреем Рублевым и Дионисием, а также составившими московскую школу их последователями. Дальнейшая же история представлялась деградацией и угасанием русских мотивов, постепенно уступавших место западным заимствованиям. Но в последние годы интерес к Симону Ушакову усиливается, и музейное сообщество не осталось в долгу. Готовя эту выставку, мы получили возможность провести кропотливые технико-технологические исследования многих работ знаменитого царского изографа. Теперь мы знаем методику работы мастера и его приемы, нам известен пигментный состав красок, которыми он пользовался, а также характер его замесов. То есть в дополнение к традиционному искусствоведческому анализу и изучению документов времени, когда жил Симон Ушаков, исследователи его творчества получили мощнейшую технико-технологическую базу, разбирающую живописные приемы по кирпичикам. Устроители выставки не забыли довести результаты этой работы до посетителей-неспециалистов научно-популярным языком. В зале демонстрируется цифровой видеофильм, где в макросъемке под микроскопом подробно исследуется одна из известнейших работ Симона Ушакова — Похвала иконе " Богоматерь Владимирская " ( " Древо государства Московского " ) из московской церкви Троицы в Никитниках. Своеобразная аллегорическая программа идеально устроенного справедливого православного царства (в медальонах на ветвях виноградной лозы изображены двадцать московских святителей, преподобных, юродивых и богобоязненных государей) являет пристальному взору современных исследователей тончайшую живописно-пластическую систему мелких мазков, при помощи которой иконописец добивается праздничного сияния и света необыкновенной красоты». «Своими новаторскими приемами Ушаков возвращает нас к одному из важнейших вопросов в русской религиозной философии — вопросу света, — считает Шередега. — Работая над образом, он не высветляет тон, а, наоборот, плавно переходит от светлого к темному, шаг за шагом разрабатывая особую систему тонких светотеневых моделировок в трактовке ликов и создавая собственную, " фамильную " световидность цвета».

http://e-vestnik.ru/reports/vystavka_sim...

Реформатор иконописания. Симон Ушаков – через реформы к традиции (ВИДЕОэкскурсия) 18 ноября, 2015. Левон Нерсесян Экскурсия по выставке Симона Ушакова в Третьяковской галерее До 10 января в стенах Государственной Третьяковской галереи проходит выставка икон Симона Ушакова (1626-1686) – самого известного русского иконописца XVII века, реформатора, основоположника нового стиля, получившего широкое распространение в творчестве мастеров московской Оружейной палаты, а затем и далеко за пределами столицы. Сегодня на «Правмире» экскурсия по выставке, которую специально для читателей портала провел Левон Нерсесян – искусствовед, специалист по древнерусскому искусству, старший научный сотрудник Государственной Третьяковской галереи. Конечно, выставку надо увидеть своими глазами, иначе как вы сможете понять, чем самое маленькое из семи изображений Спаса Нерукотворного, представленных на выставке, отличается от других, и почему именно оно является самым ярким и наиболее сохранным образцом «живоподобного» стиля иконописца. И только своими глазами вы сможете увидеть удивительную находку на самой первой ушаковской иконе Спаса Нерукотворного – фрагменты оригинальной авторской надписи с датой «1661 год», – обнаруженную совсем недавно, во время реставрации иконы к выставке. До этого все энциклопедии твердили одно – Спас Нерукотворный написан для церкви Троицы в Никитниках в 1658 году, поскольку именно эта дата фигурировала на поздней надписи на нижнем поле иконы. В общем, выставку надо посетить обязательно, а пока – видео и текст экскурсии. «Писал Симон Ушаков, государев иконописец» Симон Ушаков был человеком своего времени, отразившим в своих произведениях важнейшие исторические и культурные процессы XVII столетия. С другой стороны, именно в творчестве Ушакова, благодаря его индивидуальным художественным поискам, возник и утвердился в 60-70-е годы XVII столетия новый стиль русского иконописания, который усвоили сначала мастера Оружейной палаты и столичные художники, а вслед за ними, уже в конце XVII столетия – практически все русские иконописцы в большинстве существовавших тогда художественных центров.

http://pravmir.ru/reformator-ikonopisani...

Для примера укажу на иконы древнего иконостаса в церкви села Алексеевского близ Москвы, написанныя Симоном Ушаковым, Никитою Павловцем и прочими царскими изографами второй половины XVII века, как это сообщает нам Г. Филимонов в своем труде: «Симон Ушаков и современная ему эпоха русской иконописи» 68 , где указаны и некоторые иконы. Драгоценные иконы эти, несколько попорченные реставрациями истекшего столетия, были выброшены в сырой подвал под церковью, будучи заменены новыми, самого, конечно, ничтожного достоинства. Выкинутые иконы от сырости утратили все следы иконописи, за исключением найденной мною, среди десятков полусгнивших досок, северной двери иконостаса, на которой сохранились следы изображения св. Стефана. Изображение грубо возобновлено и утратило не только античную окраску, но и рисунок лика и украшений стихиря. Орнамент же этого последняго и общий контур изображения весьма сходен с подобным же изображением кисти Симона Ушакова в иконостасе Смоленского собора Новодевичьего монастыря (Т. VII, 17) и дает некоторое основание думать, что оба изображения эти одного и того же мастера. Основываясь на этом, является возможность заключить, что, не смотря на слова челобитной Ушакова: «а о царских и о северных и о южных дверях и о Деисусах указу великаго государя в Оружейной Палате нет», указ этот, вероятно, последовал, на основании чего и написана найденная мною икона и, нужно полагать, и все остальные, упомянутые в челобитной. Самым обидным является то, что далее местные Ушаковские иконы, перечисленные Филимоновым, тоже утрачены и заменены новыми. При взгляде на груды полусгнивших иконных досок, на которых некогда красовались произведения древних царских иконописцев, между прочим и Симона Ушакова и Никиты Павловца, нельзя искренно не пожалеть, что, по вине нашего равнодушного отношения к родной православной иконописи, мы могли допустить погибнуть в этом сыром подвале драгоценные произведения наших древних талантливейших иконописцев, и что, несмотря на то, что иконы эти были описаны Г. Филимоновым еще в 1873 году, никто не поинтересовался узнать о постигшей их участи и спасти их тогда, когда это еще не было поздно.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/kratkaja...

Закрыть itemscope itemtype="" > Этот день в Русской истории Сегодня мы чтим память святых благоверных князя Петра и княгини Февронии, а также вспоминаем иконописца С.Ф.Ушакова, генерала М.Д.Скобелева и публициста А.С.Шмакова 08.07.2010 243 Время на чтение 6 минут Благоверный князь Петр был вторым сыном Муромского князя Юрия Владимировича. Он вступил на Муромский престол в 1203 году. За несколько лет до этого святой Петр заболел проказой, от которой никто не мог его излечить. Во сне князю было открыто, что его может исцелить дочь пчеловода благочестивая дева Феврония, крестьянка деревни Ласковой в Рязанской земле. Когда князь увидел Февронию, то так полюбил ее за благочестие, мудрость и доброту, что дал обет жениться на ней после исцеления. Святая Феврония исцелила князя и вышла за него замуж. Святые супруги пронесли любовь друг к другу через все испытания. Гордые бояре не захотели иметь княгиню из простого звания и потребовали, чтобы князь отпустил ее. Святой Петр отказался, и супругов изгнали. Но вскоре город Муром постиг гнев Божий, и народ потребовал, чтобы князь вернулся вместе со святой Февронией. Святые супруги прославились благочестием и милосердием. Скончались они в один день и час 25 июня 1228 года, приняв перед этим монашеский постриг с именами Давид и Евфросиния. Тела святых были положены в одном гробе. Святые Петр и Феврония являются образцом христианского супружества. Своими молитвами они низводят Небесное благословение на вступающих в брак. С этого года, день памяти св. Петра и Февронии отмечается как всероссийский День семьи, любви и верности. Сегодня мы вспоминаем выдающегося русского иконописца и гравера, мастера Оружейной палаты Московского Кремля Симона Федоровича Ушакова, скончавшегося 25 июня 1686 года. Он родился в 1626 г. и, вероятно, происходил из посадских людей. Будучи всего 22 лет от роду, он был принят в царские " жалованные " мастера Серебряной палаты при Оружейном приказе. Здесь прямыми его обязанностями было делать эскизы для разных предметов церковной утвари и дворцового обихода, преимущественно для золотых, серебряных и эмалированных изданий, расписывать знамена, сочинять узоры для рукоделий, чертить карты, планы и т.д. Усердно исполняя подобные работы, он писал, кроме того, образа для двора, церквей и частных лиц, при чем приобрел вскоре известность лучшего московского иконописца. С переводом Ушакова на службу из Серебряной палаты в Оружейную, в 1664 г., круг его деятельности расширился, а слава возросла еще более: он стал во главе прочих царских мастеров, образовал целую школу иконописцев, пользовался милостями Царя Алексея Михайловича, исполнял всяческие их поручения по художественной части и до самой своей кончины жил в довольстве и почете.

http://ruskline.ru/news_rl/2010/07/08/et...

С незапамятных времен наследие этого мастера пополнилось так называемой ушаковской легендой — ансамблем различающихся по стилю и по времени создания икон, ранее приписывавшихся Ушакову. Чаще всего подобная атрибуция проистекает либо из надписей на самих иконах, либо из бытовавших в храме или в семье владельца устных преданий. Иногда речь идет о действительно написанных Симоном Ушаковым иконах, утративших первоначальный облик в результате многочисленных поновлений и записей. Но чаще это явные «чужаки», далеко отстоящие от Ушакова как по времени создания, так и по стилю. По сути, их даже нельзя всерьез считать подделками. В качестве двух подобных «казусов» галерея демонстрирует пару интереснейших живописных притч второй половины XVIII века из первоначально насчитывавшего 56 икон собрания Павла Третьякова: «Смертный человек, бойся Того, Кто над тобой» и «Царь Птолемей Филадельф познает тщету человеческой жизни». «Явно из среды староверов эти работы свидетельствуют: уже в XIX столетии в рамках как новообрядной, так и старообрядческой культур имя Симона Ушакова ценилось крайне высоко», — резюмирует Наталья Шередега. Икона второй половины XVII века с поновлениями XIX века «Христос Великий Архиерей» из церкви Троицы в Никитниках (предоставлена Государственным историческим музеем), напротив, скорее всего, написана самим Ушаковым. Но рядом с именем автора — знак вопроса: необходимых исследований, с достаточной уверенностью позволяющих снять остающиеся сомнения, выполнить пока не успели. Наконец, впервые выставляемый Праздничный чин из иконостаса Покровской церкви села Братцева иллюстрирует мастерство учеников и преемников Ушакова. Для украшения возведенного в 1672 году в своей подмосковной вотчине храма возглавлявший Оружейную палату боярин Богдан Хитрово пригласил ведущих иконописцев из числа подчиненных. Ансамбль братцевской церкви — уникальный образец коллективной работы жалованных царских мастеров. В отличие от традиционных артельных принципов, когда каждый художник писал на всех образах «собственные» элементы, на которых он специализировался, здесь все мастера выполняли свои иконы от начала до конца.

http://e-vestnik.ru/reports/vystavka_sim...

В том же году определены в жалованные иконописцы ученик Симона Ушакова Георгий Терентьев Зиновьев (крестьянин Гаврилы Островского, купленный у него за 100 руб.) и нижегородец Никита Иванов Павловец (крестьянин князя Якова Куденетовича Черкасского). Кроме них в жалованных иконописцах находились в 1644г.: Иван Паисеин, Сидор Поспеев, Марк Матвеев, Божен Савинов, Борис Паисеин; в 1652г. – Яков Казанец и Степан Рязанец; в 1664г. – знаменитейший из всех Симон Федоров Ушаков, Федор Козлов и Иван Леонтьев (из московских кормовых); в 1668г. – Иван Филатов (из кормовых), Федор Матвеев и Федор Нянин. В одно и то же время при Оружейной палате находились до 10 человек жалованных иконописцев, а иногда и более. Вступившему в жалованные иконописцу делалось предварительное испытание. Так, Никита Павловец по государеву указу «написал вновь иконного своего художества воображение на одной дцке образ Всемилостивого Спаса, Пречистыя Богородицы, Иоанна Предтечи, и по свидетельству московских иконописцев Симона Ушакова с товарищи, иконописец Никита Иванов иконному художеству мастер добрый». Тот же Ушаков свидетельствовал ученика своего Георгия Терентьева Зиновьева и «сказал, что тот ученик Георгейко иконное художество святых икон вооружение писать искусен, и пишет добрым мастерством», вследствие чего Зиновьев был принят в жалованные иконописцы. Иногда вступивший в жалованные иконописцы представлял поручную запись за руками других иконников, в том, что ему быть «всегда с своею братиею безпрестанно, и не пить, и не бражничать, и не ослушатца, и всегда быть готову». Единородный Сыне. Икона. 1668–1669 гг. Москва. Оружейная палата. 138х118 см. ГТГ. Происходит из церкви Григория Неокесарийского в Москве Евангелие от Иоанна. Икона. 1668–1669 гг. Москва. Оружейная палата. 247,5х147,8 см. ГИМ. Происходит из церкви Григория Неокесарийского в Москве. «Воспойте Господеви песнь нову» (псалом 95). Икона. 1668–1669 гг. Москва. Оружейная палата. 245,5х147,8 см. ГИМ. Происходит из церкви Григория Неокесарийского в Москве.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ocherki-...

Особенности почитания Богородицы и новое отношение к иконографии хорошо видны на примере иконы Симона Ушакова " Богородица - древо Государства Российского " [ 21 ], написанной в 1668 году. Сюжетом иконы является прославление главной российской святыни - Богоматери Владимирской. Здесь представлена икона в иконе - чудотворный образ, палладиум земли русской - Владимирская, представлена как великолепный цветок на древе, вырастающем из Успенского собора Московского Кремля, который в народе величали Домом Богородицы. Поливают это древо первый московский митрополит, святитель Петр и князь Иван Калита, заложившие основы московской государственности. С двух сторон на ветвях древа расположены медальоны, в которых изображены святые российские - подвижники, князья, юродивые. За Кремлевской стеной стоят правящий в то время государь Алексей Михайлович и царица Ирина со чадами. С небес всю композицию благословляет Иисус Христос. Итак, перед нами уже не просто прославление Богоматери, а прославление одной из ее икон. Наряду со святыми здесь представлены и жившие на момент создания иконы исторические лица. Таким образом, вневременная и внепространственная структура классической иконы разрушается введением в нее реального времени, обозначенного здравствующими представителями царствующего дома, а также реального пространства в виде реалистически изображенных Успенского собора и Кремлевской стены. Все это делает произведение Симона Ушакова не столько иконой, понимаемой как моленный образ, сколько историко-аллегорической картиной с развитой идеологической концепцией. Большое распространение богородичных икон и любовь эпохи к занимательным рассказам и любопытным подробностям, породили новый вид литературы - сказания о Богородице и ее чудотворных и явленных иконах. Одним из первых трудов такого рода было сочинение польского просветителя Иоаникия Голятовского " Новое Небо " (иногда встречается название " Благодатное Небо " ), появившееся в России в 60-х годах XVII века. Вслед за Голятовским эту тему развивали в своих сочинениях многие видные писатели эпохи. Назовем лишь самые известные труды - " Руно орошенное " святителя Димитрия Ростовского (1680 г.), " Венец Божьей Матери " Лазаря Барановича (1680 г.), " Богородица Дево, книга нареченных " арх. Иоанна Максимовича (1707 г.) и многие другие [ 22 ].

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1463...

Справка Наталья Абраменко в 2008 г. окончила отделение истории искусства исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, в 2013 г. защитила кандидатскую диссертацию по специализации «древнерусское искусство и искусство стран византийского мира». Преподаватель истории искусств Древней Руси и Византии в Московской государственной художественно-промышленной академии им. С.Г. Строганова. Примечания 1 Опись Успенского собора, составленная в 1701 году//Русская историческая библиотека. Т. III. СПб., 1876. Стб. 660 («Да въ томъ же болшомъ ковчеге великого князя Владимеря Киевского часть мощей, исподняя кость съ зубами; а подъ нею цка кипарисная»). 2 Успенский А.И. Церковно-археологическое хранилище при московском дворце. М., 1902. С. 57. 3 Дмитриев И.Д. Московский первоклассный Новоспасский ставропигиальный монастырь в его прошлом и настоящем (Историко-археологический очерк). М., 1909. С. 33; Снегирев И.М. Новоспасский ставропигиальный монастырь в Москве. М., 2012. С. 24–25. 4 Композиция «Крещение княгини Ольги» опубликована в каталоге выставки Государственного исторического музея «Меч и златник. К 1150-летию Древнерусского государства. М., 2012. Кат. 415. 5 Снегирев И.М. Указ. соч. С. 24. 6 Древность сольвычегодского Благовещенского собора//Труды VII археологического съезда в Ярославле. 1887. Т. 3. М., 1892. С. 46. 11; Силкин А.В. Строгановское лицевое шитье. М., 2002. Кат. 143. 7 Горстка А.Н. Об иконе «Древо Киево-Печерских святых» из Углича//ПКНО. 1999. М., 2000. С. 301–314. 8 Флоря Б.Н. Шлевис Г. Антоний, Иоанн и Евстафий//Православная энциклопедия. Т. 2. М., 2001. С. 666–668. 9 Чубинская В.Г. Икона Симона Ушакова… С. 293. 10 Там же. Ил. на с. 308. 11 Горстка А.Н. Об иконе «Древо Киево-Печерских святых» из Углича. Ил. на с. 307. 12 Щенникова Л.А. Икона «Древо государства Московского»//Христианские релик­вии в Московском Кремле. М., 2000. Кат. 82. С. 252–253; Чубинская В.Г. Икона Симона Ушакова «Богоматерь Владимирская», «Древо Московского государства», «Похвала Богоматери Владимирской» (Опыт историко-культурной интерпретации) //ТОДРЛ. Т. 38. Л., 1985. С. 290–308.

http://e-vestnik.ru/analytics/desyat_vek...

Особенно торжественные богослужения в день памяти Владимирской иконы бывают в московском Сретенском монастыре на его престольный праздник — 3 июня по новому стилю. Накануне, 2 июня, служится торжественное всенощное бдение, а в самый день праздника — 3 июня — Божественная литургия. Как правило, богослужение возглавляет архиерей, оно происходит при большом стечении верующих и духовенства в сопровождении прекрасного хора Сретенского монастыря. Похвала Владимирской иконе «Похвала иконе “Богоматерь Владимирская”», иначе — «Древо государства российского», — икона Симона Ушакова, написанная в 1663 году. В центре иконы, на ветвях древа, растущего из-под сводов Успенского собора Московского Кремля, помещен образ Богоматери Владимирской, которая во времена Симона Ушакова считалась главной святыней Московского государства. Его основатели, князь Иван Калита и митрополит Пётр, стоят у подножия древа, за кремлевскими стенами. По сторонам от них — царь Алексей Михайлович, который правил в год написания иконы, его жена Мария Ильинична с царевичами Алексеем и Фёдором. «Похвала иконе “Богоматерь Владимирская”» Из собрания Третьяковской галереи На ветвях древа нарисованы гроздья винограда и медальоны с изображениями московских святых, которые держат в руках свитки с текстами, прославляющими Богоматерь и уподобляющими ее Божественному древу. Эти изображения составляют аллегорию, которая должна была раскрывать образ богоустроенного православного царства, прославленного многочисленными святыми и находящегося под непосредственным покровительством Христа и Богоматери. С 1930 года икона находится в Государственной Третьяковской галерее. С 1999 года в храме-музее при Третьяковской галерее в честь свт. Николая в Толмачах. Канон Владимирской иконе На всенощном бдении под дни памяти Владимирской иконы Богоматери читается соответствующий канон. В каноне излагается история вспоминаемого события и его духовное значение. Считается, что этот текст был написан не ранее конца XV века. Имя автора не известно, но очевидно, что это был человек просвещенный, хорошо знающий Священное Писание и историю страны.

http://foma.ru/vladimirskaya-ikona-bozhi...

На стене в нижнем поясу, что от Благовещания Богородицы, меж окон, под верхним окном написан:21. Благоверный и Христолюбивый, Богом венчанный, государь Царь и великий князь Феодор Иванович, всеа Русии самодержец.А под тем письмом написан, в месте Царском, златом, на престоле сидит Царь и великий князь Феодор Иванович,всеа Русии самодержец: на главе его венец Царский с крестом, без опушки, весь камением и жеемчюгом украшен; исподняя риза его порфиры царская златая, поверх порфиры наложена по плечам холодная одежда с рукавы, застегнута об одну пугвицу; по той одежде, по плечам, лежит диадима с дробницами; около шеи ожерелье жемчюжное с каменьи; чрез диадиму по плечам лежит чепь, а на чепи на преди крест; обе руки распростерты прямо, в правой руке держит скипетр, а в левой державное яблоко. С правую сторону подле места его Царского стоит правитель Борис Годунов в шапке мурманке; на нем одежда верхняя с рукавы, златая, - на опашку, а исподняя златая же, долгая; a подле него стоят бояре в шапках и в колпаках, верхния на них одежди на опашку. Над ними полата, а за полатами видеть Соборная церковь; а по другую сторону Царского места тако же стоят бояре и над ними палата» . Это описание дает возможность провести датировку изображения, увиденного Симоном Ушаковым. Как отмечает в своих работах хранитель фондов иконописи Музеев Московского Кремля, кандидат искусствоведения Т.Е. Самойлова, Государь Иоанн Васильевич изображен одетым в характерное для написанных в XVI веке великокняжеских изображений - длинное платье с поясом и вертикальной каймой по центру . Соответственно, во второй половине XIX века палехские иконописцы Белоусовы, восстанавливавшие стенопись Грановитой палаты, по рекомендации археолога Г.Д. Филимонова, по эскизам, утвержденным Императором Александром II, руководствовались описанием именно первоначальной росписи XVI столетия, а не более поздними произведениями Симона Ушакова. Получив задание привести стенопись Грановитой палаты к «древнему виду», Георгий Дмитриевич Филимонов представил 12 марта 1882 года на заседании Общества любителей древней письменности «предварительные рисунки» (эскизы), выполненные иконописцами Белоусовыми, по «Описи» Симона Ушакова.Для восстановления росписей, по его словам, требовалось «выполнить две задачи: чтобы все сюжеты были на местах, указанных древним писанием, и чтобы они были исполнены в стиле XVI века, то есть сохраняли бы все существенные представления древней эпохи» .

http://ruskline.ru/analitika/2019/07/12/...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010