(Арх. СПб ИИ РАН. Ф. 5. Оп. 2. Ед. хр. 37-62; Мальцева. 1991. С. 31). Предполагают, что эти материалы послужили основой для создания Лицевого Сийского иконописного подлинника (РНБ. ОЛДП. Ф. 536. Оп. 1. Ед. хр. F. 88; опубл.: Покровский. 1895-1898). На его листах сохранились даты - 1663, 1667, 1687 гг. (РНБ. ОЛДП. Ф. 536. Оп. 1. Ед. хр. F. 88. Л. 59, 180, 437). В предисловии к подлиннику (Л. 6) рассказано о плане издания: вначале размещаются гравюры «немецкие и русские», затем - «иконныя перевод» и «травчатое множество». Среди иконных переводов Н. С. называет чудотворные образы Пресв. Богородицы, иконы Господских праздников, «святых образы и подобия изящных изографов». Лицевой подлинник задумывался Н. С. по четкому плану; ряд материалов, упоминаемых им в предисловии, в частности рус. гравюры, сейчас отсутствует. В наст. время листы в Лицевом Сийском подлиннике имеют неск. нумераций, не соответствующих друг другу: наиболее ранняя, кириллическая (проставленная, видимо, Н. С.), арабская XIX в. и новая, современная. Наличие пробелов в кириллической нумерации указывает на то, что часть материалов Н. С. была изъята. Несоответствие арабской, кириллической и совр. нумерации свидетельствует о том, что при переплете была сделана попытка реконструкции состава подлинника, к-рая оказалась неудачной и не совпадала с первоначальным замыслом Н. С. Это доказывают 2 приплетенных в конце подлинника листа, к-рые, судя по подписи, были куплены в 1910 г. и присоединены к нему. В наст. время часть материалов Лицевого Сийского подлинника находится в ГМИИ в отделе гравюры и рисунка в собрании Д. А. Ровинского. На нек-рых гравюрах есть подпись: «васка мамонтов» - и кириллическая нумерация: напр., на обороте знаменитого офорта Симона Ушакова «Семь смертных грехов» читается «васка мамонтов» 30307), на ряде гравюр указаны кириллические номера и также подписи Н. С. («Осень» и «Зима» А. Трухменского, «Отечество» Симона Ушакова и др.). Совр. состояние Сийских иконописных подлинников связано с их бытованием.

http://pravenc.ru/text/2565604.html

На стене в нижнем поясу, что от Благовещания Богородицы, меж окон, под верхним окном написан:21. Благоверный и Христолюбивый, Богом венчанный, государь Царь и великий князь Феодор Иванович, всеа Русии самодержец.А под тем письмом написан, в месте Царском, златом, на престоле сидит Царь и великий князь Феодор Иванович,всеа Русии самодержец: на главе его венец Царский с крестом, без опушки, весь камением и жеемчюгом украшен; исподняя риза его порфиры царская златая, поверх порфиры наложена по плечам холодная одежда с рукавы, застегнута об одну пугвицу; по той одежде, по плечам, лежит диадима с дробницами; около шеи ожерелье жемчюжное с каменьи; чрез диадиму по плечам лежит чепь, а на чепи на преди крест; обе руки распростерты прямо, в правой руке держит скипетр, а в левой державное яблоко. С правую сторону подле места его Царского стоит правитель Борис Годунов в шапке мурманке; на нем одежда верхняя с рукавы, златая, - на опашку, а исподняя златая же, долгая; a подле него стоят бояре в шапках и в колпаках, верхния на них одежди на опашку. Над ними полата, а за полатами видеть Соборная церковь; а по другую сторону Царского места тако же стоят бояре и над ними палата» . Это описание дает возможность провести датировку изображения, увиденного Симоном Ушаковым. Как отмечает в своих работах хранитель фондов иконописи Музеев Московского Кремля, кандидат искусствоведения Т.Е. Самойлова, Государь Иоанн Васильевич изображен одетым в характерное для написанных в XVI веке великокняжеских изображений - длинное платье с поясом и вертикальной каймой по центру . Соответственно, во второй половине XIX века палехские иконописцы Белоусовы, восстанавливавшие стенопись Грановитой палаты, по рекомендации археолога Г.Д. Филимонова, по эскизам, утвержденным Императором Александром II, руководствовались описанием именно первоначальной росписи XVI столетия, а не более поздними произведениями Симона Ушакова. Получив задание привести стенопись Грановитой палаты к «древнему виду», Георгий Дмитриевич Филимонов представил 12 марта 1882 года на заседании Общества любителей древней письменности «предварительные рисунки» (эскизы), выполненные иконописцами Белоусовыми, по «Описи» Симона Ушакова.Для восстановления росписей, по его словам, требовалось «выполнить две задачи: чтобы все сюжеты были на местах, указанных древним писанием, и чтобы они были исполнены в стиле XVI века, то есть сохраняли бы все существенные представления древней эпохи» .

http://ruskline.ru/analitika/2019/07/12/...

Thumbnail Thumbnail Для росписи стен и написания икон были приглашены царские изографы – Петр Беляев, Николай Соломонов, Петр Коробов и Петр Билиндин – один из лучших учеников Симона Ушакова, мастера Оружейной палаты2. В память Кодрата и Лонгина Добрыниных были написаны иконы апостола Кодрата и мученика Лонгина Сотника. В XVIII в. храм был известен редкой по великолепию утварью и ризницей. В описях упоминаются крест из чистого золота, ризы, воздухи и поручи украшенные жемчугом. Главное Евангелие было в серебряном, вызолоченном окладе, изготавливалось с 1694 по 1712 гг. по заказу Лонгина Добрынина и весило около 13 кг. В верхнем храме висели 3 медных паникадила. В войну 1812 г. храм был разграблен, пострадала старинная роспись XVII века, в нижнем храме французами была устроена конюшня. Уходя, они подожгли храм с западной стороны, огонь, распространившись на колокольню, дошел до окна у правого клироса и... потух. В 1812 г. значительная часть ценностей была расхищена. Предание говорит, что после 1812 г. из одних найденных в верхней церкви осыпков жемчуга был устроен жемчужный убрус Смоленской иконе Божией Матери. В 1848 г., при настоятеле о. Иоанне Маргаритове, была выполнена новая стенопись художником Щепетовым П.Н., а иконостас, начиная с грунтовки, был заново позолочен. После окончания реставрации храм был заново освящен митрополитом Филаретом в 1849 году. В XIX-м веке сохранялось большое количество довольно дорогих облачений, в библиотеке хранились редкие издания конца XVII-haч. XVIII века. В пер. пол. XIX в. были переложены апсиды, разобраны трехмаршевые лестницы по обеим сторонам колокольни, а на их месте построены две крытые паперти с полукупольным завершением. Последние строительные работы в храме проводились в 1860 г. под руководством архитектора Н.И. Козловского. Древние стены галерей были сломаны, а новые в целях расширения были отнесены на 3,2 метра. В таком виде здание церкви сохранилось до нашего времени. В 1895 году прошли торжества, посвященные двухсотлетию Кадашевского храма. Об этом подробно написано в " Московских Церковных Ведомостях " , 1895 г., 39.

http://religare.ru/2_87317.html

  Успенский Л.А.  Богословие иконы Православной Церкви. Париж, 1989. С. 457. Тем не менее, Леонид Александрович в другом месте своей книги, не боясь противоречия соборам, все-таки пытается различить Божественные Ипостаси: «Троица Рублева соответствует строго последовательному умопредставлению о Святой Троице в порядке Символа веры (слева направо): Отец, Сын, Дух Святой. То, что представляется бесспорным для практиков, очевидно, не учитывается теоретиками. Ни цветовая символика, ни иконографическая не допускают здесь никаких сомнений. Краткий разбор этой иконы дан нами в “Der Sinn der Ikonen” (Берн, 1952). Здесь же повторяем, что одежда среднего Ангела носит цвета воплощенного Слова, к Нему же относится четкий клав на гиматии – символ посланничества. Клав, хотя и малозаметный, в тон одежды, имеет и правый Ангел – символ третьей Ипостаси. Что касается иконографической символики, то икона эта иллюстрирует основной экклезиологический тезис: Церковь есть откровение Отца в Сыне и Духе Святом. Здание, палата Аврамова – образ Церкви над Ангелом первой Ипостаси; Мамврийский дуб – древо жизни, оно же – древо крестное, над Ангелом второй Ипостаси как указание на икономию Сына Божия; наконец, гора – символ духовного восхождения над Ангелом третьей Ипостаси. К этому надо добавить, что смысл этой иконы сосредоточен вокруг евхаристической Чаши – Божественной трапезы. В изображениях же трапезы (тайной вечери, брака в Кане Галилейской) с первых веков христианства главное лицо, как правило, всегда помещалось не посредине, а направо, то есть по отношению к зрителю с левой стороны. Исключения редки: некоторые сербские фрески XIII–XIV вв., “Тайная вечеря” Симона Ушакова и более поздние изображения (см.:  Wessel К . Abendmahl und Apostelkommunion. Recklinghausen, 1964). Тайная же вечеря в иконостасе Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры, приписываемая если не самому Андрею Рублеву, то во всяком случае его кругу, не составляет исключения: главное Лицо, Христос, здесь, как обычно, слева. Бесполезно ссылаться, как это делают некоторые исследователи, и на единственное, пожалуй, исключение из общего правила – на так называемую “Зырянскую Троицу”, где над средним Ангелом имеется надпись “Отец”. Даже если эта икона приписывается, как предполагают, окружению святителя Стефана Пермского, это исключение все же не упраздняет самого правила» (Там же. С. 349. Прим. 70). По всей видимости, здесь Л.А. Успенский высказал свою более раннюю точку зрения, что не учли составители его знаменитой книги и поэтому не сопроводили никаким комментарием. Но замечание, приводимое нами выше, – о невозможности наименования Божественных Ипостасей – сделано Леонидом Александровичем явно позже и, по такому случаю, должно считаться устоявшимся мнением богослова.

http://pravoslavie.ru/46974.html

Выше и правее — плачущие над царевичем царица Мария Нагая, кормилица Арина Тучкова и сбежавшиеся в Кремль по звону колокола угличане. В центре — колокольня, бьющий в колокол пономарь Федор Огурец и убийцы, пытающиеся взломать двери и прекратить звон. Справа — динамичная сцена расправы горожан над убийцами, выше — тела побитых во рву и скачущие в Москву гонцы. Венчает композицию панорама Московского Кремля и большое изображение царевича в лике святого. Фреска стилистически связана с монументальной живописью крупнейших школ Ярославля и Костромы XVII века, но уступает ее лучшим образцам. Плавная величественность движений знаменитых образцов заменена здесь театральной экспрессией, характерной для барокко, цветовая гамма приглушена. Между окнами первого и второго света «проиллюстрирован» православный «Символ Веры», выше помещены изображения русских святителей. Золоченый резной иконостас храма установлен в 1867 году. В нем и малом иконостасе трапезной несколько великолепных произведений иконописи лучших русских изографов — мастеров Московской Государевой Оружейной палаты. В церковь делали вклады первые цари династии Романовых и русская знать. Икона «Богоматерь Смоленская» — вклад Михаила Федоровича Романова в деревянную церковь в 1630 году. Высокие художественные достоинства, изящество рисунка и благородный колорит позволяют полагать, что ее автором мог быть видный царский изограф Назарий Истомин. Виртуозной техникой живописи, утонченностью цветовых и тональных сочетаний отличается образ Богоматери Цареградской, созданный иконописцем Петром Савиным в 1630 году. Образ «Спас - Великий Архиерей» - подписная икона, исполненная в 1692 году одним из ведущих иконописцев Оружейной палаты, Петром Билиндиным. В ней явственно присутствует влияние крупнейшего мастера эпохи Симона Ушакова — черты светотеневого, портретного письма. Европейские «фряжские» влияния есть и в образе «Св. Николая Чудотворца» в малом иконостасе трапезной. Храмовый образ «Св. царевич Димитрий» выполнен угличским художником Григорием Бурениным в начале XIX века.

http://sobory.ru/article/?object=01006

Голышев И . Суздальская иконопись. Начало и переход ее в народную промышленность во Владимирском крае//Ежегодник Владимирского губернского статистического комитета. Т. 1. Вып. 1. Владимир, 1875. Гордиенко Э . А . Большой иконостас Софийского собора (по письменным источникам)//Новгородский исторический сборник. 2(12). Л., 1984. Гординський С . Ykpaihcьka икона 12–18 cmopiч. Фiлaдeльфia, 1973. Государственная Третьяковская галерея. Каталог собрания. Т. 1. Древнерусское искусство X– начала XV века. М., 1995. Гра Е . А . Иконопись сольвычегодских «иконных горниц» Строгановых. По материалам советских музеев//Музей. 4. М., 1983. Грабарь И . Э . Андрей Рублев. Очерк творчества художника по данным реставрационных работ 1918–1925 годов//Вопросы реставрации. Сб. 1. М., 1926. Переизд.: Грабарь Игорь. О древнерусском искусстве. М., 1966. Гребенюк Т . Е . Ветковская икона//Старообрядчество в России (XVII-XX вв.)/Отв. ред. и сост. Е. М. Юхименко. М., 2004. Вып. 3. Григоров Д . А . Русский иконописный подлинник//Записки Имп. Русского археологич. Общества. Т. 3. СПб., 1877. Грищенко А . Русская икона как искусство живописи. М., 1917. Губкин О . П . Богатыревы. Династия невьянских художников-иконописцев//В кн.: Из истории художественной культуры Урала. Свердловск, 1988. Гурьянов В . Иконы Спасителя письма Симона Ушакова//Труды Комиссии по изучению памятников церковной старины г. Москвы и Московской епархии//Под. ред. А.И. Успенского . Т. 4. М., 1909. Данилова Е . И . Фрески Ферапонтова монастыря. М., 1970. Данилова И . Е . , Мнева Н . Е . Живопись XVII века//История русского искусства/Под ред. И.Э. Грабаря. Т. 4. М., 1959. Данченко Е . , Красилин М . Материалы к словарю иконописцев XVII-XX веков. По данным обследований церковных и других коллекций 1873–1883 гг. М., 1994. Денисов Л . История подлинного Нерукотворенного Образа Спасителя. М., 1894. Денисов Л . И . Как писать икону Св. Мученика Трифона. М., 1901. Денисов Л . И . Каким требованиям должна удовлетворять православная икона? М., 1901.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ocherki-...

Езид же амир, не пребыв в начальстве оном и полутора лет, умер, и отошел в вечный огонь. Сын же Езидов Улид, негодовал на чаровника и убийцу отца своего, повелел его убить студною смертью , и от данного отцом его изречения на святые иконы, отрекся. И снова христиане святые иконы в первой чести имели. Сие еврейское учение царь Лев Исавр написал, имея у себе в великой любви некоего визиря, иже первый был христианин, был же у арабов в пленении, веры отступил, и к арабам пристал. Помоществовал же царю в иконоборстве и лжеепископ наколийский, и те два царя, чьё злочестие коварно и лестно подано. В первом десятилетии царства своего, повелел царь явленно по всему своему царству из церкви образы извергать, думая, что будет сие идолослужением. Герман же патриарх противился ему первое через послов, также и сам с ним беседуя, указывая от писания, что образы святые уже семьсот двадцать пять лет в церкви чествовались. Царь же много обличаем от патриарха, и он изгнал его заушенно и воинственно, на место же его посадил Анастасия иконоборца, который поучал царя в большинстве иконоборству. При этом царе Льве за святые иконы пострадали: Герман патриарх, Иоанн Дамаскин , Емилиан Кизический епископ ва... и Прокопий Декаполити, Феофил монах, Феодор епископ Графоров, Павел и Феостериск, Феофил монах, Иоанн игумен кафарров, Ипатий Лидский епископ, Андрей иерей, Григорий Лимниодский монах, Евдемон епископ лампсакийский, Никита епископ аполиниадский, Иоанн епископ готфский. – После Льва Исавра стал царем сын его Константин Копроним, при нем же пострадали: Андрей Критский , Стефан новый исповедник, Павел монах в Кипре, три монаха в Константинополе. После же смерти Копронима был царем Лев, сын его также иконоборец. После него царство приемлют Константин, сын его, и мать его Ирина и в пятый год царства их, Павел, святейший патриарх Константинопольский, отрекся патриаршества, и облекся в монашескую одежду, отошел во обитель Флорову. Царица же пришла к нему с сыном своим умоляла его принять-таки престол свой.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Uspe...

Изд.: Успенский А. И. Переводы с древних икон, собр. и исполненные иконописцем В. П. Гурьяновым. М., 1902; Лицевые святцы XVII в. Никольского единоверч. мон-ря в Москве. М., 1904. Соч.: Две местные иконы Св. Троицы в Троицком соборе ТСЛ и их реставрация. М., 1906; Икона Явления Божией Матери прп. Сергию, писанная на гробовой доске преподобного, сопутствовавшая войскам в рус.-япон. войне. М., 1907; Иконы Спасителя, письма Симона Ушакова. М., 1907; Сказание о блж. вел. кнг. Евдокии, во инокинях Евфросинии. М., 1907; Запрестольный крест Успенского собора, сооруженный повелением царя Иоанна Васильевича Грозного, хранящийся в Патриаршей (Синод.) ризнице. М., 1911. Лит.: Россия в ее прошлом и настоящем. М., 1914. Разд. 11; Художники народов СССР: Биобиблиогр. словарь. М., 1976. Т. 3. С. 243; Вздорнов Г. И. История открытия и изуч. рус. средневек. живописи: XIX в. М., 1986. С. 190, 325, 367; 1000-летие рус. худож. культуры. М., 1988. С. 167, 368. Кат. 208; Коробко О. А. , Ченская Г. А. О нек-рых подписных иконах в собр. ГМИР//Проблемы формирования и изуч. музейных коллекций/ГМИР. Л., 1990. С. 41-47; Косцова А. С. , Побединская А. Г. Рус. иконы XVI - нач. XX в. с надписями, подписями и датами: Кат. выст. Л., 1990. С. 58, 61-62. Кат. 210, 225-227; Mstjoralaiset Ikonit. Heinèavesi, 1992. S. 43-44. 48-50; Тарасов О. Ю. Икона и благочестие: Очерки иконного дела в имп. России. М., 1995. С. 185-187, 191-192, 195, 267, 270. Ил. 64-66, 71, 99. Цв. табл. Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1; Синай, Византия, Русь: Правосл. искусство с VI до нач. XX в.: Кат. выст./Мон-рь св. Екатерины на Синае, ГЭ. [СПб.], 2000. С. 446-448, 450. Кат. R-239, R-243; Kotkavaara K. Pari ajatusta «maailmantaiteen historian päättyneestä luvusta»//Iloitkaammt ja riemuitkaamme. Ikoneja 1600-luvulta 1900-luvulle suomalaisista kokoelmista/Toimittanut ark. Arseni (Heikkinen). Iyväskylä, 2000. S. 77, 80-81; Антонов В. В. , Кобак А. В. Святыни С.-Петербурга: Христ. ист.-церк. энцикл. СПб., 2003. С. 47, 135, 150, 171, 186; И по плодам узнается древо: Рус. иконопись XV-XX вв. из собр. В. А. Бондаренко: Альбом-кат. М., 2003. С. 563-576, 583-586, 598-606. Кат. Прп. Серафим Саровский: Агиогр., почитание, иконогр./Сост.: Н. Н. Чугреева. М., 2004. С. 137, 154-159, 410, 414, 417; Иконы из частных собр.: Рус. иконопись XIV - нач. XX в.: Кат. выст./ЦМиАР. М., 2004. С. 15, 63, 206. Кат. 36; Религиозный Петербург/ГРМ. СПб., 2004. С. 380, 387, 488, 503, 524. Кат. 691. Ил. 38.

http://pravenc.ru/text/168404.html

К сожалению, дошедшие до наших дней источники не дают нам возможности точно определить, до какого времени просуществовала изначальная стенопись Грановитой палаты. Забелин и Бартенев считали, что ее исчезновение связано с «веянием нового времени». При Петре 1 в Грановитой палате по случаю свадеб царских шутов устраивались «комедии» и «диалегии» (1702, 1704). По мнению Забелина и Бартенева, это и послужило причиной забеливания стенописи Грановитой палаты . Тем не менее, есть основание считать, что стенопись исчезла ранее 1702 года. Так из указа Петра I от 2 июля 7204 (1696) года известно, что стены Грановитой палаты уже были обиты холстом и сукном: «...великий государь царь и великий князь Петр Алексеевич... указал в Грановитой полате сукна кармазины алые и холсты, описав, стен собрать и до своего великого государя указу положить, где пристойно...» . Скорее всего, стены палаты были обиты тканью еще в конце 70-х - начале 80-х годов XVII века, когда появилась мода украшать интерьеры по западному образцу. Известно, что в 80-х годах XVII века тканью были обиты и стены Крестовой палаты, имевшей во дворце патриарха такое же значение, как Грановитая - в царском . Само же покрытие стен Грановитой палаты сукнами и холстом свидетельствует о том, что роспись была «ветха» или вовсе забелена и не возобновлялась в конце 60-х - начале 70-х годов XVII века. Разумеется, никому и в голову не могло бы прийти забеливать и затягивать тканью только что поновленную Симоном Ушаковым стенопись. Таким образом, вопреки мнению И.Е. Забелина и С.П. Бартенева, «Опись» Симона Ушакова сохранила не описание его «с товарищами» произведений, а композицию первоначальной стенописи в Грановитой палате, выполненной при Царе Феодоре Иоанновиче. Вот, как описывает Симон Ушаков изображения Царя Иоанна Грозного, Царевича Ивана и Царя Феодора Иоанновича: «В четвертом окне, что от церкви Пречистыя Богородицы и Архангела Михпила, написано: 20. Благоверный и Христолюбивый, Богом венчанный великий Государь Царь и великий князь Иван Васильевич, всеа великия Русии, многих государств государь и самодержец в Царском сану. В том же окне против его написан благоверный и Христолюбивый Царевич и великий князь Иван Иванович, всеа великия Росии, в Царском венце, руце распростер в Царской одежде. Над ними написан Иисус Христос Еммануил .

http://ruskline.ru/analitika/2019/07/12/...

М. сохранилось, очевидно, на иконе «Свт. Алексий, митр. Московский, с 19 клеймами жития» письма Дионисия , кон. XV в. (ГТГ), в 2 клеймах: свт. Алексий просит у прп. Сергия Радонежского А. М. на игуменство в Спасский мон-рь (7-е), свт. Алексий благословляет А. М. на игуменство (8-е). А. М. представлен в монашеском одеянии (в 7-м клейме в клобуке, в 8-м - с непокрытой головой), средовеком с короткой русой бородой. Эта иконография А. М. повторяется на более поздних житийных иконах свт. Алексия, напр. 3 -й четв. XVII в. (ГИМ). Миниатюры с изображением А. М. имеются в лицевом житии прп. Сергия Радонежского (РГБ. Ф. 304/III. 21. Л. 214-223об., 80-е - нач. 90-х гг. XVI в.; БАН. 34.3.4, кон. XVII в.), в лицевом житии свт. Алексия (РНБ. ОЛДП. F 137. Л. 122-130, нач. XVII в.). Предположительно преподобный представлен на нижнем поле иконы «Свт. Николай Чудотворец, с избранными святыми», ок. 1592 г., из Троице-Сергиева мон-ря (СПГИАХМЗ) - рядом со свт. Леонтием Ростовским и прп. Кириллом Белозерским; на окладе иконы «Рождество Богородицы», сер. XVII в., из Новодевичьего мон-ря (ГИМ) - под образом прп. Сергия; на прориси с иконы XVII в.- в рост, в молении Спасителю (БАН. СВ. 751. Л. 8). Среди Московских святых А. М. изображен в одном из медальонов на иконе «Древо государства Московского» работы Симона Ушакова , 1668 г., из ц. Троицы в Никитниках в Москве (ГТГ) - с развернутым свитком в руках; на левом поле гравюры «Владимирская икона Божией Матери, с избранными святыми» гравера М. Нехорошевского , 1-я пол. XVIII в. (РНБ); на иконах «Собор Московских святых»: 2-й пол. XVII в. из молитвенного дома Преображенского старообрядческого кладбища в Москве; 2-й пол. XIX в. на юго-вост. столпе Успенского собора ТСЛ; на 2 аналойных иконах «Избранные Московские святые пред Владимирской иконой Божией Матери» нач. XX в. (ЦМиАР) и подобной иконе большего размера нач. XX в. из собора Покрова на Рву (ГИМ). В числе учеников прп. Сергия А. М. представлен на иконе «Прп. Сергий Радонежский с учениками, в молении Св.

http://pravenc.ru/text/115424.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010