Фролищи. Успенская Флорищева мужская пустынь. Собор Успения Пресвятой Богородицы. Успенский собор Карта и ближайшие объекты Монастырь основан в середине XVII века схимонахом Мефодием, но первым строителем был сподвижник его Иларион, впоследствии митрополит Суздальский и Юрьевский. Соборный храм Успения Божией Матери построен в 1681 году - 30 сентября 1681 года освящен митрополитом Смоленским Симоном в присутствии царя Фёдора Алексеевича. Северо-западный выступ берегового холма занимает крупный объем пятиглавого Успенского собора (1681). Фасады его по традиции разделены на три части, каждая из которых завершается полукругом закомары. О красоте бывшего когда-то в соборе резного иконостаса с иконами прославленного живописца Симона Ушакова (родственника настоятеля Илариона, впоследствии суздальского епископа) известно только по письменным источникам. Существующая сейчас роспись интерьера выполнялась в 1874 году. Храм переделывался в 1787-1793 годах. Летом 2008 года было проведено исследование фундамента Успенского собора, которое показало, что основание находится в хорошем состоянии. Было проведено укрепление фундамента, отремонтированы стены, своды и внутренние перегородки, сооружена кровля, утеплён пол и вставлены окна. Первоначально на месте Флорищевой пустыни стояло несколько деревянных строений. Среди них была и первая церковь, выстроенная в 1651 году старцем Мефодием с иноками Варлаамом и Макарием при помощи доброхотных дателей. После того как была срублена эта церковка, Мефодий отправился в Москву к патриарху Иосифу с намерением испросить благословение на освящение вновь выстроенного храма в честь Успения Пресвятой Богородицы с приделом в честь прп. Ефрема Сирина. Патриарх благословил доброе начинание старца Мефодия и грамотой 1651 г. повелел освятить новопостроенный храм. По пути во Флорищи, Мефодий заехал в Вязниковский Благовещенский монастырь и упросил игумена Моисея освятить новый храм. Вскоре церковь была освящена, но богослужений в ней совершать было некому: схимонах Мефодий, иноки Варлаам и Макарий были простыми монахами. Из-за нововведений патриарха Никона, вызвавшие недовольство у многих ревнителей старины, во Флорищеву обитель отправляется иеродиакон Иларион. Приняв на себя священный сан иеромонаха 22 мая 1654 г., в обители " Иларион усилил свой иноческий подвиг " .

http://sobory.ru/article/?object=05355

ЦВ 19 (392) октябрь 2008 /  15 октября 2008 г. Икона для нашего современника Первого октября в храме Свт. Николая бывшего Преображенского монастыря состоялось награждение иконописцев мастерской «Александрия» церковными наградами. Председатель Издательского Совета Русской Православной Церкви протоиерей Владимир Силовьев вручил ордена прп. Андрея Рублева (III ст.) директору мастерской Валентину Берсеневу и главному художнику Ирине Беловой. Художников поздравили председатель Комитета Государственной Думы по делам общественных объединений и религиозных организаций депутат Сергей Попов и префект Восточного административного округа Москвы Николай Евтихиев. Они отметили заслуги художников в деле сохранения и приумножения традиций православной иконописи. Московская иконописная мастерская «Александрия» на днях отметила свое 15-летие. О том, как создавалась мастерская, и какой путь она прошла, мы поговорили с Валентином Берсеневым.   — Валентин Иванович, какие задачи стояли перед создателями иконописной мастерской «Александрия» в 1993 году? — «Александрия» создавалась в тот момент, когда появлялись многочисленные иконописные мастерские. Туда приходили люди, не имеющие ни иконописной, ни богословской подготовки. Просто время и обстоятельства поставили задачу, и люди стали на нее соответствующим образом реагировать. Проблема оказалась в том, что далеко не всё то, что создавалось иконописцами «первой волны», можно было действительно назвать иконами. Поэтому священноначалием было принято решение создать такую иконописную мастерскую, которая могла бы послужить образцом для всех других. Когда люди видят, что представляет собой икона, написанная по всем требованиям канонов, то и те, кто обращается к иконописцам, захотят увидеть такое, и те, кто пишет, волей-неволей должны будут ориентироваться на эти образцы. Другая задача возникла уже в процессе работы. Если мы посмотрим на историю развития иконописи в России, то мы обратим внимание на то, что икона с течением времени заметно видоизменялась. Сначала у нас появилась византийская икона, потом был «рублевский» период, время, когда ведущее положение заняла школа Симона Ушакова... Это происходило неслучайно, не в угоду желанию того или иного иконописца. Просто менялись обстоятельства жизни, люди, для которых писались образа, а икона была живописным лицом Церкви и отражала те изменения, которые происходили в ней и в мире.

http://e-vestnik.ru/interviews/ikona_dly...

Богоматерь Владимирская — Древо Государства Московского (работы Симона Ушакова, 1668) В наши дни уже удается вводить предмет «Основы православной культуры» во многих учебных заведениях. Есть регионы, где в школах этот предмет включен в программу как обязательный. Есть регионы, где он принят в качестве факультатива. В некоторых местах борьба еще продолжается. Но уже становится очевидным, что предмет этот, скорее всего, войдет в курс современной школьной программы. И в связи с этим важно выяснить некоторые очень насущные вопросы. Конечно, было много дискуссий о том, что вообще означает этот предмет — «Основы православной культуры». Существуют разные формулировки, определения вообще культуры и православной культуры в частности, поэтому для нас, чтобы не потеряться в этих формулировках, важно понять самое главное. У России, как, наверное, многие согласятся, очень богатое культурное наследие. А что находится в основе этого наследия? Несомненно, Православие. Известные русские писатели, поэты, музыканты, ученые были воспитаны в Православии. Поэтому часто в произведениях нашей отечественной литературы встречаются сюжеты, которые невозможно понять, будучи человеком неправославным. Допус­тим, в основе романов Ф.М. Достоевского полагаются глубокие евангельские истины. Вне Православия Достоевский непонятен. Или вспомним «Капитанскую дочку» Пушкина: Гринев, оказавшись под временным арестом, начинает молиться и чувствует в душе облегчение — неверующий читатель воспримет это просто как суеверие, но Пушкин вкладывал другой смысл: в тяжелой ситуации только молитва способна уравновесить внутренние силы. А вот особенно интересный факт: из записок секретаря Л.Н. Толстого Валентина Булгакова, проведшего при писателе последний год его жизни, становится известно, что супруга Льва Николаевича Софья Андреевна незаметно привязала к ножке его кровати православный образок, и в итоге Толстой, словно влекомый невидимой силой, едет в Оптину пустынь. Конечно, мы знаем, что у него не хватило сил и решимости пойти на исповедь, но оказывается, что и для него, и для его супруги Православие тоже хоть что-то, да значило, по крайней мере, где-то в глубинах своей души они это, несомненно, чувствовали.

http://pravoslavie.ru/36989.html

«Имея талант иконописательства, врученный моему ничтожеству…» О русском иконописце XVII века Симоне Ушакове Спас Нерукотворный. 1677 г. Государственный Русский музей XVII век в русской истории – особая эпоха, насыщенная политическими, социальными и культурными событиями. Это время расцвета государства, уже к 30-м годам восстановившегося после польского разорения, время появления первых мануфактур, активных отношений с западным миром, бурных социальных восстаний, реформ, церковного раскола. Часто культуру XVII века называют «переходной» от Средневековья к Новому времени и сравнивают то с западноевропейским Ренессансом, то с эпохой барокко . И действительно, она представляет собою чрезвычайно пестрое явление. В ее развитии значительную роль сыграли западные влияния, которые, ассимилировавшись, смешались с народными представлениями и художественными вкусами. XVII век – это время высокой книжной образованности общества, время последнего взлета монументальной храмовой живописи, когда создаются многочисленные ансамбли росписей (в середине века – в Москве, Владимире , в последней трети века – в Ростове и городах Поволжья ), время нового расцвета архитектуры и декоративно-прикладного искусства, а также широкой деятельности первоклассных мастеров Оружейной палаты, среди которых главное место принадлежит Симону Ушакову. Именно иконопись Симона Ушакова отражает те идеалы, которыми жила его эпоха, подобно тому, как искусство Андрея Рублева является свидетельством своего времени. Биография художника имеет немало пробелов, восстановить которые отчасти возможно по авторским надписям на иконах. Именно благодаря одной из таких надписей мы знаем дату рождения художника – 1625 (до сентября) или 1626 (после сентября) год . Кроме датировок, художник зачастую указывал и имя заказчика той или иной иконы. Известно также, что по происхождению он был дворянином, имел родственников среди духовенства и монашествующих. Помимо иконописания, Ушаков, состоя на государственной службе, делал рисунки для знамен, монет и украшения оружия, чертил карты, планы, поновлял древнюю живопись в храмах, наблюдал за проведением различных художественных работ.

http://pravoslavie.ru/770.html

XIII. Для биографии царского иконописца Симона Федоровича Ушакова Житие Илариона, митрополита Суздальского († 1707 г.), составленное по устным рассказам и келейным запискам 388 в первой четверти XVIII в., в высокой степени интересно и важно для истории русского быта и нравов конца XVII столетия. Приезжая в Москву, Иларион обыкновенно останавливался в доме у царского живописца Симона Федоровича Ушакова, который был ему в родстве. У него же останавливались и старцы, которых посылал в Москву Иларион из своей Флорищевой пустыни. Однажды трое старцев, гостившие у живописца Ушакова, поздно вечером отправляли заповеданное им монастырское правило, воссылая к Богу свои прилежные молитвы со слезами, и вдруг от богодуховных уст их начало исходить огненное пламя до самых небес, между тем как в храмине не было зажжено ни одной свечи. И увидели тот огонь, до небес восходящий, сторожа, стоящие у Спасских ворот города Кремля, очень смутились и пристально стали смотреть в ту сторону, полагая, что это пожар. Потом пришли в удивление от необычайного пламени, и между собою говорили: если бы что загорелось, то теперь было бы больше полымя и появился бы сильный дым; а этот пламень без дыма, и каков был сначала, таков и теперь. И посоветовавшись, пошли они на тот пламень, чтоб разведать истину, и дошли до дома, где пребывали в молитве ученики Илариона. Симон Ушаков ввел их в храмину, к молящимся старцам, но там не было никакого огня, ни света; а когда стражи от них вышли, огонь опять начал от той храмины восходить до небес. И познали тогда и пришедшие, и хозяин дома, что пламень тот не иное что, как молитвы, которые восходят к Богу от уст тех благочестивых старцев. Известно, что митрополит Иларион прилагал большое старание о церковном благолепии и покровительствовал успехам церковного пения, зодчества и живописи. В последнем деле много способствовал ему его даровитый родственник, умевший соединить с благочестивыми преданиями старины все прекрасное, что только доходило в его мастерскую с Запада.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Buslaev/...

В.В. Виноградов Уничижать -уничтожать УНИЧИЖАТЬ – УНИЧТОЖАТЬ Русская струя пронизывает семантический строй многих славянизмов, так как эти славянизмы в ходе своей смысловой эволюции или подверглись народной этимологизации на основе созвучных русских слов, или вступили с ними в морфологическую контаминацию. Пример – глагол уничижать (ср. уничижение, уничижительный). В древнерусский язык вошел из языка старославянского глагол, образованный из местоименного выражения ничьже: уничьжити – «обратить в ничто, счесть за ничто, унизить, пренебречь». Например, в Поучении Климента Болг. (по Троицк. сб. XII b.): «Сердца же съкроушена и сьмрена Богь не уничьжить». В силу морфологических чередований кратная форма этого глагола приняла вид уничижати. Этот фонетический вариант основы и был затем обобщен: уничижить – уничижать: ср. уничижение, самоуничижение (Срезневский, 3, с. 1228–1229). Ср. позднее, в XVI – XVII вв., возникшие формы «причастодетия» и «причастодетельного» прилагательного: уничижительно, уничижительный. Весь этот круг слов употреблялся в высоком славянизированном стиле и выражал своеобразные оттенки значений, связанные с религиозным представлением о Боге, карающем гордыню, превращающем в ничто человеческую самонадеянность. Но в XVII – XVIII вв. созвучие с словами унижать, унижение, ниже, ослабление авторитета религиозного средневекового мировоззрения несколько стирают церковнославянскую экспрессивную окраску с лексического гнезда уничижать – уничижить, уничижение, уничижительный. Кроме того, утрата этимологической связи с местоимением ничь(то) (так как само слово ничь, ничьже уже к XII – XIV вв. перестало употребляться в книжном языке) привела к изменению древних значений глагола уничижить и к сближению их с семантической сферой глагола унизить – унижать. Понятно, что общий, отвлеченно-психологичес-кий ореол семантики этих слов сохранился. В словарях Академии Российской и в академическом словаре 1847 г. уничижать истолковывается так: «приводить в презрение, унижать», а уничижаться – «унижаться» (ср. в словаре Ушакова еще дополнительное объяснение: «подвергать себя, свое самолюбие оскорблениям»). Эта эволюция значений глагола уничижать, экспрессивное ослабление их в XVI – XVII вв. вызвали к жизни синонимическое новообразование от местоимения ничьтоже. В древнерусском языке было в большом ходу выражение ни въ чьто же со значением: «в ничто, ничтожный, не имеющий значения». Например, в «Повести временных лет»: «Се ни въ что же есть, се болежить мертво» (под 6583 г.); в Посл. Симона Поликарпу: «Все бо, елико твориши въ keлiu, ни въ что же суть»; в Переясл. лет. (под 6684 г.): «Боляръ ихъ npeщehia ни въ что же положиша» (Срезневский, 2, с. 455). От ничьто же были произведены именные слова ничьтожьный, ничьтожьство.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

В Ватикане покажут работы Казимира Малевича, Михаила Врубеля, Ильи Репина и других мастеров 7 ноября. ПРАВМИР. В Ватикане покажут работы Казимира Малевича, Михаила Врубеля, Ильи Репина и других мастеров, хранящиеся в Третьяковской галерее и других российских собраниях. Выставка «Русский путь. От Дионисия до Малевича» продлится с 19 ноября по 16 февраля 2019 года. Она станет ответом на проект Музеев Ватикана, начатый осенью 2016 года в Третьяковской галерее. «Первый раз в составе выставки около 40 произведений из постоянной экспозиции Третьяковской галереи. Всего Третьяковская галерея предоставит для проекта 47 работ, а общее число памятников на выставке — 54 экспоната», — сообщила во вторник генеральный директор Третьяковки Зельфира Трегулова в рамках мультимедийного видеомоста Москва — Ватикан. Вход на выставку будет бесплатным, сообщает Интерфакс-Религия . На выставке представят «Явление Христа народу» Александра Иванова, иконы «Крещение» и «Преображение», а также «Троицу» Паисия. Помимо этого, картина «Неутешное горе» Ивана Крамского будет представлена напротив иконы «Не рыдай Мене, Мати», а его же «Христос в пустыне» — рядом с «Христом в темнице», деревянной скульптурой XVII века из Перми. Другими экспонатами станут «Богоматерь Киккская» Симона Ушакова, «Над вечным покоем» Исаака Левитана, «Чёрный квадрат» К.Малевича, «Голгофа» Николая Ге, «Демон (сидящий)» М.Врубеля, «Троица» Наталии Гончаровой, «Купание красного коня» Кузьмы Петрова-Водкина, «Перед исповедью» И.Репина и произведения других мастеров. В выставке также примут участие Русский музей, Музей Андрея Рублева, музеи Вятки, Иваново, Перми. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 4 июля, 2019 6 июня, 2019 11 января, 2019 18 декабря, 2018 27 сентября, 2018 16 августа, 2017

http://pravmir.ru/polotna-iz-tretyakovsk...

В церкви размещена выставка икон, рассказывающая об эволюции иконописи на протяжении всего столетия 12 апреля. ПРАВМИР. Церковь Двенадцати апостолов в Московском Кремле открыли для посещений после реконструкции. В ней проводились работы по восстановлению оборудования для защиты икон, сообщает пресс-служба Музеев Московского Кремля. «Проект витрин, защищающий иконы от возможных повреждений, разрабатывался в течение года. Сейчас иконы экспонируются за стеклом с особой подсветкой снизу, создающей ощущение парения в воздухе. Благодаря новому освещению у посетителей Патриаршего дворца есть возможность рассмотреть иконы в мельчайших деталях», – сообщили в пресс-службе. В Церкви Двенадцати апостолов открыта экспозиция иконописи XVII-XVIII веков, представляющая работы лучших царских изографов, например Симона Ушакова и Федора Зубова. Среди представленных икон на выставке можно увидеть икону «Андрей Первозванный» из кремлевского Чудова монастыря, «Иоанн Предтеча в пустыне», «Иоанн-воин» и другие. В церкви также находится иконостас, перенесенный из Вознесенского монастыря, разрушенного в 1929 году. Церковь Двенадцати апостолов построена в XVII веке при Патриархе Никоне. Она являлась Домовым храмом главы Русской Православной Церкви. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 11 сентября, 2021 27 июля, 2021 13 мая, 2010 8 августа, 2014 15 июня, 2015 12 марта, 2024 8 июня, 2022 16 апреля, 2022 26 октября, 2021 11 сентября, 2021 27 июля, 2021 13 мая, 2010 8 августа, 2014 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!

http://pravmir.ru/tserkov-dvenadtsati-ap...

Вышел Альбом «Иконы Владимира и Суздаля» Москва, 18 мая 2006 г . Альбом «Иконы Владимира и Суздаля» вышел в московском издательстве «Северный паломник», сообщает портал «Музеи России». Издание может составить гордость любому художественному музею. Владимиро-Суздальский музей-заповедник, являющийся хранителем коллекции из более чем 2.000 икон, о подобном каталоге мечтал не один год. Солидный, в 600 страниц, том вышел в московском издательстве «Северный паломник». Серию «Древнерусская живопись в музеях России» пополнил альбом «Иконы Владимира и Суздаля». Свой интерес к регионам России, издательство объясняет следующим образом: «Богатейшие собрания русских икон хранятся не только в музеях Москвы и Петербурга, но и в коллекциях древних русских городов. В настоящее время они недостаточно известны не только широкой публике, но и многим специалистам». Серия была задумана в 2002 г . За это время изданы каталоги икон Ярославля, Ростова, Мурома, Пскова, Кириллова, ждут выхода в свет каталоги, посвященные коллекциям музеев Вологды и Новгорода. Всего планируется выпустить 36 альбомов. Работа над изданием Владимиро-Суздальского музея шла два года. В каталог включены 128 икон. Они расположены в хронологическом порядке - от XII в. до начала XX в. Это произведения, представленные в экспозициях Владимира – «Шедевры древнерусской живописи» и в Историческом музее, в суздальских музеях – «Древнерусская живопись», «Русские иконы XVIII - начала XX в.», «Золотая кладовая», «История суздальских монастырей», «Историческая экспозиция» и «Крестовая палата». Наиболее известные иконы, вошедшие в каталог, это самые древние иконы Божьей Матери: " Боголюбская " (ок. 1158 г .), " Максимовская " ( 1299 г .), " Владимирская " , а также " Покров " и " Благовещение " XV в., вкладные иконы Василия III и его жены Соломонии Сабуровой, суздальских князей Пожарских, Ногтевых, Корсунская икона Божьей Матери из вклада царского казначея и " думного боярина " Черемисинова, уникальный комплекс икон-таблеток XVI в., подписные иконы прославленного царского изографа Симона Ушакова и его учеников - Георгия Зиновьева и Кирилла Уланова. Среди памятников XVIII - XIX вв. - выразительные иконы редкого сюжета, подписные работы, произведения мстерских иконописцев.

http://pravoslavie.ru/17436.html

Макарьево. Троицкий Макариев Желтоводский монастырь. Церковь Михаила Архангела. Карта и ближайшие объекты Церковь Архангела Михаила над Святыми вратами была выстроена около 1670 года. Строительство храма источники приписывают крепостному сначала Шеретевых, потом - Одоевских, а позднее - Черкасских, Павлу Сидоровичу Потехину, автору таких шедевров архитектуры, как церковь Михаила Архангела в Архангельском, церковь Николая Чудотворца в Никольском-Урюпине, церковь Троицы Живоначальной в Останкино и др. Стоит сказать, что все эти храмы, также как и Михаилоархангельская церковь, строились по собственному проекту зодчего. Очевидно, что в конце XVII века она имела несколько иной вид, чем в наши дни. Это хорошо заметно на иконе прп. Макария, писанной знаменитым изографом Симоном Ушаковым в 1661 году. Здесь надвратная церковь изображена " об одной главе " , с рядами кокошников, сужающимися от верхней границы стен к барабану купола. Впоследствии кокошники закрыли кровлей, а по углам устроили ещё четыре небольшие главы. Эти изменения отражены уже в изображении монастыря, сделанном А. Г. Ухтомским в 1816 году. Именно таким - пятиглавым - предстаёт надвратный храм Макарьево-Желтоводской обители перед нынешними её посетителями. Внутри надвратная церковь очень светла и убрана довольно скромно. Стены побелены. Белизной и позолотой сияет маленький иконостас. Именно в этом храме, находится, кстати, образ прп. Макария работы Симона Ушакова. Он помещён в особом киоте. В советские годы эта красавица-церковь была близка к полному разрушению. В те годы на монастырской территории размещались учреждения, в задачи которых не входило поддержание исторических зданий в надлежащем виде. Надвратная церковь и некоторые башни не обвалились в эти годы только чудом. Надо полагать, лишь благодаря тому, что незадолго до революции в возобновлённом монастыре совершались реставрационные работы, благодаря которым церковные строения и стены могли ещё так долго как-то просуществовать. В 1948 году случился особенно сильный паводок, повредивший каменный откос, устроенный в 1880-90-е годы. Стало понятно, что необходимо срочно принимать меры, иначе в скором времени можно лишиться ценнейшего памятника архитектуры и истории. Именно тогда были предприняты восстановительные работы. Однако в полной мере осуществить реставрацию стен и храмов обители не удавалось как из-за недостачного финансирования, так и из-за того, что в конце 1960-х годов началось строительство Чебоксарской ГЭС.

http://sobory.ru/article/?object=05368

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010