Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БИЛИНДИН [Билигдин] Петр Федоров († после 1716), один из ведущих иконописцев Оружейной палаты посл. трети XVII - нач. XVIII в.; ученик Ивана Кириллова , затем Симона Ушакова , к-рый в 1678 г. рекомендовал его, кормового мастера, на вакантное место жалованного иконописца (с 1689). Участник мн. коллективных работ мастеров Оружейной палаты: по росписи Успенского собора Московского Кремля (1674 и 1680), по поновлению икон местного ряда иконостаса в дворцовой Сретенской ц. (1677), по написанию икон праотеческого ряда иконостаса в дворцовой ц. вмц. Евдокии (1678), по росписи стен на сюжет «Видение царя Константина» в сенях Грановитой палаты в Кремле (1678), дворцовой ц. Спаса Нерукотворного (1679), по изготовлению изображений херувимов на холсте для дворцовой ц. св. Иоанна Предтечи (ранее ц. Иоанна Белградского, 1679), по написанию икон для московского Новодевичьего мон-ря (1683 и 1685) и росписи стен у зап. входа собора Вознесенского мон-ря в Московском Кремле (1684). Самостоятельно мастером были выполнены сев. и юж. двери иконостаса дворцовой ц. Рождества Богородицы (1682; не сохр.), иконы «Благовещение» и «Рождество Христово» для праздничного ряда иконостаса в московский Высокопетровский мон-рь (1691; не сохр.), поновлена композиция «Покров Богородицы» на въездных Пречистенских вратах за Белым городом (1695; не сохр.), написано «Распятие с предстоящими» на стене над юж. входом собора Крестовоздвиженского мон-ря на Знаменке (1697; не сохр.). В 1688 г. вместе с Кириллом Улановым им были созданы иконы «Воскресение со страстями и праздниками», «Свт. Николай Чудотворец в житии», «Прп. Сергий Радонежский в житии» (не сохр.) местного ряда для ц. Живоносного Источника в Богородицком городке (совр. г. Богородицк, Тульская обл.). Б. писал иконы для домашнего обихода членов царской семьи: царевны Татианы Михайловны («Ап. Иоанн Богослов в молчании», «Богоматерь Страстная», «Богоматерь Иверская», 1688), царицы Марфы Алексеевны (12 икон праздников, «Прп. Марфа», 1688), царевича Алексея Петровича («Свт. Амвросий Медиоланский, еп. Василий Парийский, мч. Памфил, вмц. Анастасия Узорешительница, мученицы Марина и Евгения, прп. Иоанн Дамаскин», 1697).

http://pravenc.ru/text/149183.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Этот день в Русской истории Сегодня мы чтим память святых благоверных князя Петра и княгини Февронии, а также вспоминаем иконописца С.Ф.Ушакова, генерала М.Д.Скобелева и публициста А.С.Шмакова 08.07.2010 243 Время на чтение 6 минут Благоверный князь Петр был вторым сыном Муромского князя Юрия Владимировича. Он вступил на Муромский престол в 1203 году. За несколько лет до этого святой Петр заболел проказой, от которой никто не мог его излечить. Во сне князю было открыто, что его может исцелить дочь пчеловода благочестивая дева Феврония, крестьянка деревни Ласковой в Рязанской земле. Когда князь увидел Февронию, то так полюбил ее за благочестие, мудрость и доброту, что дал обет жениться на ней после исцеления. Святая Феврония исцелила князя и вышла за него замуж. Святые супруги пронесли любовь друг к другу через все испытания. Гордые бояре не захотели иметь княгиню из простого звания и потребовали, чтобы князь отпустил ее. Святой Петр отказался, и супругов изгнали. Но вскоре город Муром постиг гнев Божий, и народ потребовал, чтобы князь вернулся вместе со святой Февронией. Святые супруги прославились благочестием и милосердием. Скончались они в один день и час 25 июня 1228 года, приняв перед этим монашеский постриг с именами Давид и Евфросиния. Тела святых были положены в одном гробе. Святые Петр и Феврония являются образцом христианского супружества. Своими молитвами они низводят Небесное благословение на вступающих в брак. С этого года, день памяти св. Петра и Февронии отмечается как всероссийский День семьи, любви и верности. Сегодня мы вспоминаем выдающегося русского иконописца и гравера, мастера Оружейной палаты Московского Кремля Симона Федоровича Ушакова, скончавшегося 25 июня 1686 года. Он родился в 1626 г. и, вероятно, происходил из посадских людей. Будучи всего 22 лет от роду, он был принят в царские " жалованные " мастера Серебряной палаты при Оружейном приказе. Здесь прямыми его обязанностями было делать эскизы для разных предметов церковной утвари и дворцового обихода, преимущественно для золотых, серебряных и эмалированных изданий, расписывать знамена, сочинять узоры для рукоделий, чертить карты, планы и т.д. Усердно исполняя подобные работы, он писал, кроме того, образа для двора, церквей и частных лиц, при чем приобрел вскоре известность лучшего московского иконописца. С переводом Ушакова на службу из Серебряной палаты в Оружейную, в 1664 г., круг его деятельности расширился, а слава возросла еще более: он стал во главе прочих царских мастеров, образовал целую школу иконописцев, пользовался милостями Царя Алексея Михайловича, исполнял всяческие их поручения по художественной части и до самой своей кончины жил в довольстве и почете.

http://ruskline.ru/news_rl/2010/07/08/et...

Иконостас Троицкого храма в Никитниках 21 июня 2006 г. 12:11 В связи с конфликтом, вызванным намерением руководства Государственного Исторического музея изъять из Троицкого храма в Никитниках ряд старинных и особо почитаемых икон, Пресс-служба Московской Патриархии публикует справку об иконостасе этой замечательной столичной церкви XVII века.    Позолоченный деревянный иконостас главного престола в Троицком храме в Никитниках  выполнен московскими и ярославскими резчиками по росписи интерьеров в 1640-х годах. В иконостасе есть иконы строгановского письма, многие иконы местного ряда выполнены иконописцами Оружейной палаты. Для этой церкви в 1659 году иконописцы Яков Казанец, Симон Ушаков и Гаврила Кондратьев написали икону «Благовещение с акафистом», а иконы «Великий архиерей», «Богоматерь Владимирская», или «Насаждение древа Государства Российского», принадлежат кисти Симона Ушакова. Иконы строгановского письма расположены в верхних ярусах иконостаса. Образа нижнего ряда иконостаса «Благовещение с акафистом» (1659, работа Я.Казанца, С.Ушакова и Г.Кондратьева) и Владимирская икона Божией Матери («Древо государства Московского», 1659, С.Ушаков), а также чудотворная Грузинская  икона считаются святынями. Икону «Владимирской богоматери» («Насаждение древа государства Российского») можно назвать картиной, изображающей триумф русской государственности. В нижней части ее представлена Кремлевская стена, за ней Успенский собор — главная святыня Русского государства. У подножия собора князь Иван Калита — собиратель русских земель — и митрополит Петр, первым перенесший митрополичью кафедру из Владимира в Москву, сажают древо Русского государства. На ветвях его размещены медальоны с портретами всех наиболее значительных политических деятелей Древней Руси. В центральном, самом большом, медальоне, представлена икона Владимирской Богоматери, почитавшейся покровительницей Москвы. Внизу, на Кремлевской стене, изображенной реалистически, стоят царь Алексей Михайлович и царица Мария Ильинична с царевичами Алексеем и Федором. Портреты царя и царицы Ушаков постарался сделать как можно более живоподобными, наделив образы индивидуальными чертами.

http://patriarchia.ru/db/text/120654.htm...

История со сломанной дверью с музееведческой точки зрения не заслуживает внимания. Почему люди, мечтающие попасть на выставку Валентина Серова сломали двери? С чем связан такой массовый интерес к творчеству этого художника? Комментирует Алексей Лебедев, доктор искусствоведения. Алексей Лебедев История со сломанной дверью с музееведческой точки зрения не заслуживает внимания. Речь о технических и организационных нестыковках.  Ведь проблемы возникли из-за того, что была предварительная продажа электронных билетов, которые вроде бы давали право прохода без очереди, но на практике не получилось: выстроилось две очереди – с билетами и без. На улице холодно, народу пришло очень много, гардероб не справляется, вот люди и стали возмущаться… Не думаю, что этот сюжет можно всерьез обсуждать  с научной точки зрения. Просто организационный ляп. А вот что действительно интересно – почему люди массово идут на одни выставки и не идут на другие, не менее интересные и масштабные.  В Третьяковской галерее одновременно экспонировались три выставки – Павла Кузнецова, Валентина Серова и Симона Ушакова. Все три интересны и заслуживают внимания. Но две стояли пустые, всем захотелось пойти именно на Серова. Да, в какой-то мере реклама, информация в СМИ, имеет значение. Но я не думаю, что количество и качество рекламы трех выставок в одном музее радикально различалось. Так что, почему все пошли именно на Серова, одной рекламой не объяснишь. Допускаю, что иконопись  Симона Ушакова менее интересна широкой публике, но Серов и Кузнецов –  два крупных мастера, которые были, можно сказать, современниками. И «Голубой фонтан» П.Кузнецова – не менее знаковая вещь, чем «Девочка с персиками» В.Серова.   Сработал какой-то механизм, похожий на моду. Возможно, причина в том, что П. Кузнецова в советское время продвигали мало, а В. Серов уже тогда пользовался популярностью. Тем самым его имя и произведения наложились у старшего и среднего поколения на позитивные воспоминания детства. А недавно широкая публика узнала, что Серов, оказывается, был еще и придворным портретистом, государя-императора писал. Может, это подогрело интерес. Впрочем, сказанное не более как предположения. С этой «неравномерной популярностью» надо серьезно разбираться, исследовать – и культурологам, и социологам.

http://pravmir.ru/s-etoy-neravnomernoy-p...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Фото Сергея Бобылева/ТАСС 5 художников, достойных «очереди к Серову» 2 мин., 12.10.2016 Около полумиллиона человек посетили прошлогоднюю выставку художника Валентина Серова  в Третьяковской галерее . Экспозиция вызвала небывалый для отечественного музейного сообщества ажиотаж, побив все рекорды посещаемости. Летом этого года в галерее открылась выставка Ивана Айвазовского .  350 тысяч человек уже ее посетили. Кто еще достоин такого же внимания со стороны зрителей? " Фома "  попросил заслуженного художника России Ивана Глазунова составить свой список художников - кандидатов на повышенное внимание публики. Симон Ушаков, " Христос — Великий Архиерей " . 1658 Иконопись, конечно, — немножко другой вид искусства, можно сказать, более высокий, чем живопись. И все же под номером один мне хотелось бы упомянуть иконописца XVII века Симона Ушакова. Недавно в Третьяковской галерее была грандиозная выставка Ушакова, где были собраны все его работы. И хотя эту экспозицию посетило много людей, мне все-таки очень жаль, что она не была разрекламирована так же, как выставка Валентина Серова, о которой знал, наверное, каждый. Симон Ушаков — это наше великое наследие. Конечно, есть и иконописец Дионисий, и Андрей Рублев, но до нас дошло не так много их работ, и поэтому их экспозицию организовать довольно сложно. Неизвестно, когда такая выставка повторится, но я считаю, что это надо видеть обязательно. Михаил Нестеров, " На Руси. Душа народа " , 1914—1916 Каждая картина Нестерова — шедевр. Но лично для меня «На Руси. Душа народа» — такая картина, которую я видел уже, наверное, сотню раз, но все равно всегда останавливаюсь перед ней, сажусь на банкетку и долго-долго на нее смотрю. Эту картину можно назвать его тематическим и живописным завещанием. Нестеров написал ее перед самой революцией и создал на ней художественный образ той России, которую мы очень скоро потеряли и которой теперь уже нет в нашей привычной среде.

http://foma.ru/5-hudozhnikov-dostoynyih-...

Arhiva La Galeria de stat „Tretiakov” a fost inaugurat expoziia „Simon Uakov - iconograful arului” 9 septembrie 2015 14:04 8 сентября 2015 года в Государственной Третьяковской галерее состоялось открытие выставки «Симон Ушаков — царский изограф». Организаторами выставки стали Государственная Третьяковская галерея, Министерство культуры Российской Федерации, частное учреждение культуры «Музей русской иконы». Перед открытием выставки председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион в сопровождении директора Государственной Третьяковской галереи З.И. Трегуловой осмотрел экспозицию выставки. На церемонии открытия присутствовали председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий , заместитель председателя Синодального отдела религиозного образования и катехизации игумен Митрофан (Шкурин) , главный редактор Издательства Московской Патриархии протоиерей Владимир Силовьев , настоятель храма святителя Николая в Толмачах при Государственной Третьяковской галерее протоиерей Николай Соколов. На мероприятии также присутствовали полномочный представитель Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе А.Д. Беглов, директор частного учреждения культуры «Музей русской иконы» М.Ю. Абрамов, многочисленные гости. С приветствием к собравшимся обратилась директор Государственной Третьяковской галереи З.И. Трегулова, котороая отметила, что открытие выставки является очень важным событием не только для галереи, но и для всего музейного сообщества. «Эта выставка — результат многолетних исследований и она являет совершенно иной образ главного царского изографа XVII века Симона Ушакова», — добавила директор галереи. Полномочный представитель Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе А.Д. Беглов назвал открытие выставки знаменательным событием в культурной жизни российского общества. «Сегодня Третьяковская галерея становится, не побоюсь этого слова, сакральным местом встреч и духовенства, и православных мирян, и ценителей искусства», — подчеркнул он.

http://patriarchia.ru/md/db/text/4214834...

Архив Пн В Санкт-Петербурге прошел форум Всемирного русского народного собора, посвященный 350-летию со дня рождения Петра I 9 июня 2022 г. 17:55 8 июня 2022 года, в канун дня рождения императора Петра I, в соборе Петропавловской крепости Санкт-Петербурга, где находится гробница императора, прошла акция «Поминальные песнопения в честь Петра Великого», которую провел совет по культуре  Санкт-Петербургской епархии  в рамках ежегодного фестиваля «Музыка храмов». 9 июня, в день рождения Петра Великого, у гробницы государя в соборе Петропавловской крепости  митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий  совершил литию по императору Петру I. Ero Высокопреосвященству сослужили настоятель собора архимандрит Александр (Федоров) с клириками храма и духовенством Санкт-Петербургской епархии . За богослужением молились губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов, председатель городского Законодательного Собрания Александр Бельский, директор Музея истории города Владимир Кириллов, директор выставочного комплекса «Россия — моя история» Олег Черняга и др. По окончании богослужения глава Санкт-Петербургской митрополии  обратился  к собравшимся с архипастырским словом. Владыка Варсонофий также освятил воссозданную мерную икону, которая была написана ко дню крещения императора в 1672 году и утеряна в середине XX века. Воссозданная икона была помещена над могилой государя. Икона была написана заново руководителем иконописной мастерской Александро-Невской лавры Дмитрием Мироненко в соответствии с материалами, размерами, техникой и манерой иконописцев XVII века Симона Ушакова и Федора Козлова по сохранившимся историческим описаниям и свидетельствам. Инициатором воссоздания образа выступил Государственный музей истории Санкт-Петербурга. Научное консультирование осуществляла главный научный сотрудник музея кандидат исторических наук Марина Логунова. В Синем зале епархиального управления под председательством митрополита Варсонофия прошел Санкт-Петербургский форум  Всемирного русского народного собора  (ВРНС), посвященный 350-летию со дня рождения императора Петра Великого.

http://patriarchia.ru/db/text/5935488.ht...

В Санкт-Петербурге прошел форум Всемирного русского народного собора, посвященный 350-летию со дня рождения Петра I Санкт-Петербург, 10 июня 2022 г.      8 июня 2022 года, в канун дня рождения императора Петра I, в соборе Петропавловской крепости Санкт-Петербурга, где находится гробница императора, прошла акция «Поминальные песнопения в честь Петра Великого», которую провел совет по культуре Санкт-Петербургской епархии в рамках ежегодного фестиваля «Музыка храмов». 9 июня, в день рождения Петра Великого, у гробницы государя в соборе Петропавловской крепости митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий совершил литию по императору Петру I. Его Высокопреосвященству сослужили настоятель собора архимандрит Александр (Федоров) с клириками храма и духовенством Санкт-Петербургской епархии, сообщает Патриархия.ru . За богослужением молились губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов, председатель городского Законодательного Собрания Александр Бельский, директор Музея истории города Владимир Кириллов, директор выставочного комплекса «Россия — моя история» Олег Черняга и др. По окончании богослужения глава Санкт-Петербургской митрополии обратился к собравшимся с архипастырским словом. Владыка Варсонофий также освятил воссозданную мерную икону, которая была написана ко дню крещения императора в 1672 году и утеряна в середине XX века. Воссозданная икона была помещена над могилой государя. Икона была написана заново руководителем иконописной мастерской Александро-Невской лавры Дмитрием Мироненко в соответствии с материалами, размерами, техникой и манерой иконописцев XVII века Симона Ушакова и Федора Козлова по сохранившимся историческим описаниям и свидетельствам. Инициатором воссоздания образа выступил Государственный музей истории Санкт-Петербурга. Научное консультирование осуществляла главный научный сотрудник музея кандидат исторических наук Марина Логунова. В Синем зале епархиального управления под председательством митрополита Варсонофия прошел Санкт-Петербургский форум Всемирного русского народного собора (ВРНС), посвященный 350-летию со дня рождения императора Петра Великого.

http://pravoslavie.ru/146652.html

Выставка «Великое княжество. Сокровища Владимиро-Суздальской земли» ФОТОРЕПОРТАЖ В Государственной Третьяковской галерее открылась выставка «Великое княжество. Сокровища Владимиро-Суздальской земли» , приуроченная к тысячелетию первого письменного упоминания о Суздале, которое будет отмечаться в 2024-м году. На выставке представлено около 600 экспонатов из собрания Государственного Владимиро-Суздальского музея-заповедника, в том числе уникальные Златые врата суздальского Богородице-Рождественского собора (XIII век), список иконы Богоматери Владимирской, который приписывается Андрею Рублеву, и другой, авторства Симона Ушакова, список второй половины XVI века с одной из древнейших русских икон «Богоматерь Боголюбская», созданной по заказу князя Андрея Боголюбского, первый иллюстрированный «Букварь» (1694) Кариона Истомина, колокол, отлитый известным псковским литейщиком середины XVI века Порфирием Григорьевым, надгробная плита Великой княгини Агриппины из Воскресенского собора Александровского монастыря в Суздале (XIV век), Евангелие с автографом князя Дмитрия Пожарского и другие уникальные артефакты. Многие экспонаты представлены публике впервые. Самые ранние предметы относятся к IX–X векам.. Цель выставки — показать, что Владимиро-Суздальская земля за многие столетия своего существования накопила огромную сокровищницу памятников духовной и материальной культуры. Посетить выставку можно по адресу: Западное крыло Новой Третьяковки, зал 1 (г. Москва, Крымский Вал, д. 10). Ближайшие станции: метро «Октябрьская» или метро «Парк Культуры». Телефоны поддержки: +7 495 622–73–41 и 8 800 250–73–41. Выставка продлится до 10 мая. vk fb tw ok @ g+ lj Фото: Иван Новиков-Двинский/Третьяковская галерея vk fb tw ok @ g+ lj Фото: Иван Новиков-Двинский/Третьяковская галерея vk fb tw ok @ g+ lj Фото: Иван Новиков-Двинский/Третьяковская галерея vk fb tw ok @ g+ lj Фото: Иван Новиков-Двинский/Третьяковская галерея vk fb tw ok @ g+ lj Фото: Иван Новиков-Двинский/Третьяковская галерея vk fb tw ok @ g+ lj

http://pravoslavie.ru/150657.html

Джонатан Джексон со статуэткой Эмми. 2012 г. Многие читатели помнят появившуюся несколько лет назад информацию о том, что известный американский актер, певец, музыкант Джонатан Джексон вместе со своей семьей принял Православие. В своих интервью он упоминал о том, что первый православный священник, с которым он общался, отец Джон Стрикленд, много рассказывал ему о Святой Руси. С тех пор у него возникло твердое желание посетить Россию. И вот, в этом году Джонатану и его семье удалось побывать в нашей стране. Он приехал вместе с женой Элизой (в крещении Елисавета) и детьми Калебом (Николай, 15 лет), Адорой (Анастасия, 13 лет) и Тайтосом (Тит, 7 лет). Мне посчастливилось сопровождать семью Джексонов в течение всей поездки по России, которая проходила с 10 по 21 июля 2018 г. Прилетев в Москву 10 июля, гости сразу же направились в Сергиев Посад. Уже сам вид гостиницы при Свято-Троицкой Сергиевой лавре произвел на них сильное впечатление. По их словам, они никогда не были в гостиницах, где бы висели иконы при входе и в номерах, а стены трапезной были расписаны фресками. После небольшого отдыха семья Джексонов отправилась в лавру. Первым делом посетили Троицкий храм, где помолились преподобному Сергию, приложились к его мощам. В это время служился акафист преподобному, по окончании которого батюшка всех нас помазал маслом от лампады у его мощей. Затем поклонились и другим святыням лавры, а также помолились за вечерней службой в Успенском храме. Семья Джексонов в Третьяковской галерее На следующий день, 11 июля, паломники посетили церковь священномученика Климента, Папы Римского, в Москве. С благоговением рассмотрели живопись, приложились к иконам. Джонатан сказал, что знаком с трудами святого Климента, читал их, когда только обратился в Православие. После этого в программе было посещение Третьяковской галереи. Прежде всего, зашли в храм при галерее, где с трепетом поклонились великой святыне – Владимирской иконе Божьей Матери . Копия этой иконы есть у них дома в Америке. Сильно впечатлила гостей древнерусская живопись – иконы XII–XVII веков. Среди них особое восхищение вызвали иконы Андрея Рублева, и особенно Святая Троица. Сравнивая эту жемчужину древнерусской духовности с аналогичной иконой Симона Ушакова, они отдали предпочтение первой. Я сказал им, что такого же мнения придерживался известный писатель Владимир Солоухин. Понравились картины многих более поздних художников: Сурикова, Левитана, Репина, Саврасова; кто-то, как, например, Врубель, не произвел сильного впечатления. Но особенно гости прониклись живописью Михаила Васильевича Нестерова.

http://pravoslavie.ru/114719.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010