Таким образом, популярность канона прп. Симеона Метафраста на Плач Пресвятой Богородицы, с ирмосами Великой субботы, привела к созданию аналогичного канона, но уже с обычными воскресными ирмосами. В дониконовских изданиях Триоди на повечерии вечером в Великую пятницу все еще печатался канон прп. Симеона Метафраста; в современной русской Триоди он был по неизвестным причинам заменен вторым каноном, с ирмосами Яко по суху, причем дониконовское заглавие канона было сохранено, так что современные издания Триоди приписывают этот канон прп. Симеону Метафрасту ошибочно. Славянский текст обоих канонов - прп. Симеона Метафраста и парного к нему - приведен в Приложении 5 к настоящей заметке (фотокопия рукописи РГБ. ТСЛ. 657, рубеж XVI-XVII вв. Л. 176-183 об.; полностью рукопись доступна на сайте http://www.stsl.ru ). Помимо перечисленных выше, известен еще один канон Великой субботы, принадлежащий перу прп. Феодора Студита (прп. Феодором был создан полный цикл страстных канонов, аналогичный циклам прп. Косьмы и прп. Андрея; в богослужебной практике он не сохранился). На славянский язык он не переводился.  Приложение 1. Четверопеснец прп. Косьмы Маюмского (согласно стандартному изданию Триоди).  Приложение 2. Пополнения четверопеснца прп. Косьмы Маюмского (согласно изданию Триоди конца XII в., ГИМ. Воскр. 27, выполненному коллективом исследователей под руководством В. А. Баранова).   Приложение 3. Иные пополнения четверопеснца прп. Косьмы Маюмского (согласно стандартному изданию Триоди).   Приложение 4. Четверопеснец прп. Андрея Критского (согласно изданию, подготовленному А. С. Правдолюбовым). Приложение 5. Каноны на Плач Пресвятой Богородицы: анонимный (как в современной Триоди) и прп. Симеона Метафраста (как в дониконовской Триоди), согласно рукописи РГБ. ТСЛ. 657 (файлы доступны в рамках совместного проекта РГБ и СТСЛ).  Комментарии ( ): Написать комментарий: Другие публикации на портале: © 2007-2024 Портал Богослов.Ru. Издатель: БОГОСЛОВ.RU Адрес издателя: 141300 Московская область, город Сергиев Посад, территория Троице-Сергиевой Лавры.

http://bogoslov.ru/article/399242

9 Букв. “к тем, кто разыграли драму (спектакль) с моим изгнанием”. Речь идет о Стефане Никомидийском и других, которые добились изгнания преп. Симеона из монастыря св. Мамаса и его ссылки в Хрисополь 10 Написанный двенадцатисложным ямбическим триметром, настоящий гимн состоит из 24-х двустиший, в которых первый стих принадлежит Симеону, а второй дополнен кем-то из его учеников (возможно, Никитой). Алфавитный акростих – весьма распространенное в византийской поэзии явление. Алфавит понимался древними греками и византийцами как символ всеобъемлющего гармонического целого. “Алфавит” преп. Симеона представляет собой как бы “лествицу” духовного восхождения, состоящую из 24-х ступеней. Ср. тридцатиступенную “лествицу” преп. Иоанна Синайского. 18 Размер гимна – силлабо-тонический анакреонтический восьмисложник. В гимне встречаются рифмы (blyzon – drosizon, exafanizeis – exafthartizeis) и гомеотелевты (elkeis – perilampeis – metaballeis). Гимн переведен размером оригинала. 23 Букв. “новые вместе и древние, божественные и сокровенные”. Преп. Симеон писал гимны в честь своего духовного отца еще до того, как он был признан святым. Это и было одним из пунктов обвинения, выдвинутого против него Стефаном Никомидийским. См. Vie 72–73. 25 Преп. Симеон использует классические богословские термины ousia (сущность) и fysis (природа) в значении тождественных понятий. 28 В некоторых рукописях есть строка, пропущенная в Patm.427 (XIV в.). Восстановив ее, получаем следующий текст: “Слава Твоему благоутробию и снисхождению, что, будучи Богом по природе, Ты стал человеком”. 30 Гимн написан двенадцатисложным ямбическим триметром. Центральная тема гимна – учение о бесстрастии, раскрываемое на примере некоего “мужа желаний духовных”, т.е., вероятно, преп. Симеона Студита. 31 Букв. “Кто преступил преграду (стену) своей плоти? Кто, пройдя мрак тления и оставив весь мир, скрылся?” К этому стиху в рукописи Marcianus 494 (XIII в.) имеется схолия: “Отсюда становится ясно, что и сам пишущий сие отец был восхищен на небо вне тела, как это рассказано в другом месте” (SC 156, 23).

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Novyj_B...

Будучи одним из самых древних представителей «Синайской «школы» аскетического богословия» 433 , Иоанн Лествичник повлиял на её последующих представителей Исихия Синаита и Филофея, игумена Синайского. Синайская аскетическая традиция отличается особым акцентом на темах трезвения, безмолвия и Иисусовой молитвы, которые встречаются и у Иоанна Лествичника , однако без подробного развития. Одна из сквозных тем в «Лествице» – это учение о бодрствовании, или трезвении (νψις), которому Исихий посвятил трактат «О трезвении и святости», а Филофей – «Главы о трезвении». Хотя Иоанн Лествичник неоднократно пишет о трезвении, связывая его с вниманием (προσοχ) 434 , хранением (τρησις) и бдительностью (φυλακ) 435 , в «Лествице» оно ещё не столь строго определено, как в творениях двух синайских отцов, для которых трезвение связано с хранением ума, Иисусовой молитвой и безмолвием (συχα). Исихий обнаруживает знакомство с «Лествицей» 436 . «Лествица – образ монашеского жития». Миниатюра из «Лествицы». 1-я четверть XV века. (РГБ. Ф.439. Оп.2. Карт.21. Л.2) «Лествица» оказала влияние на аскетическое учение Симеона Студита и его ученика преподобного Симеона Нового Богослова . Хотя в сочинениях преподобного Симеона, который читал «Лествицу» из библиотеки своего отца в юности 437 , присутствует только 2 прямые цитаты из неё 438 , однако можно проследить её влияние на учение преподобного Симеона о подражании страданиям Христовым, о борьбе с гневом при помощи скорби и сокрушения (πνθος), особенно на учение о покаянии и слезах как втором крещении и др. 439 . В.Фёлькер предположил, что в своём учении о духовном руководстве преподобный Симеон воспроизвёл идеи Иоанна Лествичника , что было отчасти оспорено другими учёными 440 . В 11-м нравственном Слове при описании шествия по «пути добродетелей» в Царствие Небесное преподобный Симеон Новый Богослов писал: «...восхождение спешащих на небеса подобно лествице или ступеням» 441 . В XII веке «Лествицу» цитировал Филагаф Философ 442 , а также Михаил Глика в сочинении «Вопросы на Священное Писание » 443 и в «Анналах» 444 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

Извините, что давно не писал к Вам: тому причина — умножившиеся до крайности немощи мои душевные и телесные. Книгу Св. Симеона Нового Богослова я получил; приношу Вам за оную искреннейшую мою благодарность. А когда выйдет из печати книга Симеона Нового Богослова окончательно, равно и Феодора Студита, то потрудитесь уведомить: ибо многия братия жаждут чтения сих книг, и мы надеемся, аще Господь восхощет, выписать значительное число экземпляров этих книг. Письмецо на следующем листе потрудитесь передать Старцу о. Леониду. Испрашивая Ваших Святых молитв и поручая себя Вашей отеческой любви, имею честь быть Вашего Преподобия покорнейшим послушником   Архимандрит Игнатий 29-го декабря 1852 года. Ваше Преподобие, Достопочтеннейший Старец, Отец Макарий!   Приношу Вам сердечную благодарность за последнее письмо Ваше и извещение о напечатании книги Святого Симеона Нового Богослова. Ныне братия значительно поиздержались на покупку книг душеполезных, изданных в С. Петербурге и Москве; а когда сумма братская понакопится, чего надо ожидать в марте месяце, то мы надеемся выписать и довольное количество вновь изданной книги. Между тем поручаю себя Вашим Святым молитвам, а о. Леониду прошу засвидетельствовать мой усерднейший поклон. О. Иеродиакон Ефимий перешел от нас на сих днях в Казанский Архиерейский дом. Вашего Преподобия покорнейший послушник   Архимандрит Игнатий 1853 года, января 25-го дня. Ваше Преподобие, Достопочтеннейший Старец, Отец Макарий!   Поздравляя Вас с наступающею Святою Четыредесятницею, приношу Вам искреннейшую благодарность за книги Святого Симеона Нового Богослова. Бог даровал в наше время напечатать сии книги, так как и Великого Варсонофия, и [нрзб.] неизвестно, будут ли дозволять впоследствии перепечатывание их. В таком случае настоящее издание будет особенно ценно, наипаче же для монахов: ибо перевод Старца Паисия никак не может быть сравним с новейшими переводами. Благословенны Вы и обитель Ваша, избранные Промыслом Божиим в орудие толикого душевного назидания.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

Нач.: «Понеже мнози от святых отец рекоша о делании сердечном, и мысленном блюдении, и умном хранении». Л. 186 об. Послание ученикам Нила Сорского. «Тогожде Нила предание своим его учеником». Нач.: «Вседействием Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа». Л. 195 об. Симеона Нового Богослова поучение о внимании и молитве. «Святаго Симеона Новаго Богослова слова душеполезны о молитве». Нач.: «Вход обрете враг диавол со бесы своимы, отнележе от рая и от Бога изгна нас за преслушание…». Л. 213 об. Слова Петра Дамаскина (выписки). «От книги святаго Петра Дамаскина». Нач.: «Понеже мнози от древних святых много стяжание имеяху…». Л. 225. Симеона Нового Богослова (выписки от глав). «Преподобнаго Симеона Новаго Богослова». Нач.: «Начало сотвори во Христа, теплую веру. И сице изыйди из мира, и шествуй…». Л. 227. Никиты Стифата (выписки). «Святаго Никиты Стифата». Нач.: «Люта и неудоб победима страсть хули имать же вины от гординнаго смисла сатаны…». Л. 228. Патерик алфавитный (выписки). «Патерик». Нач.: «Рече авва Логгин, яко пост смиряет тело, бдение же очищает ум…». Л. 260 об. Илариона Великого поучение. «Правило или устав богоугоднаго жития преподобнаго Илариона Великаго богоноснаго пустинныка». Нач.: «Потщимся паче всего братие в безмолвии работати Богу…».   L033373. (Ксилургу, 8). Поучения огласительные прп. Феодора Студита. 1789 г. 4о. 23,5х16,5. XI+247 л. Полуустав нескольких почерков. Писцы – иеросхимонах Николай, схимонах Онуфрий, монах Филимон. Листы пронумерованы писцом славянской цифирью. Имеется поздняя нумерация карандашом римской цифирью (лл. I-XI). Переплет картон в коже. Украшения Заголовки и инициалы киноварные. Заголовки глав чернилами в колонтитулах. На л. XI об. миниатюра с изображением Знамения Креста. На л. II об. гравюра с изображением Никона Печерского из печатной книги издания Киево-Печерской Лавры. На л. 115 об. Концовка в виде 16-лучевой контурной звезды с именем «Мария» в центре, зашифрованным в виде монограммы, вокруг которой написано: «Блажим Тя вси роди Богородице Дево, в Тя бо невместимый Христос».

http://bogoslov.ru/article/6177528

В Издательстве Московской Патриархии вышли книги митрополита Волоколамского Илариона, посвященные творениям отцов Церкви 14 мая 2013 г. 15:52 Издательством Московской Патриархии выпущено в свет очередное (четвертое) издание книги председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополита Илариона (Алфеева) «Преподобный Симеон Новый Богослов и православное предание», а также переиздания книг «Жизнь и учение святителя Григория Богослова» и «Духовный мир преподобного Исаака Сирина». Успех первого издания книги «Преподобный Симеон Новый Богослов и православное предание», как и других монографий автора, посвященных отцам Церкви, показал, что интерес к наследию святых отцов у российского читателя неуклонно возрастает. Книги митрополита Илариона, написанные на высоком научном уровне, но в то же время доступные широкому читателю благодаря ясности стиля и простоте языка, получили широкое признание. Учение преподобного Симеона Нового Богослова — великого богослова, поэта и мистика XI века — рассматривается в контексте всего многообразия Предания Восточной Церкви. Автор исследует отношение преподобного Симеона к Священному Писанию и православному богослужению, к студийской монашеской традиции, к агиографической, богословской, аскетической и мистической литературе, раскрывает основные темы его богословствования: слезы и покаяние, боговидение, божественный свет, экстаз, бесстрастие, обожение. Отдельно рассматриваются личность и учение преподобного Симеона Студита, духовного отца преподобного Симеона Нового Богослова. Книга «Жизнь и учение святителя Григория Богослова», также переиздаваемая уже в четвертый раз, посвящена великому богослову и поэту IV века, его биографии и духовному наследию. Творения каппадокийского отца Церкви и сегодня занимают центральное место в богословской науке Православной Церкви. Читатели могут познакомиться с основными аспектами тринитарного богословия, учением о молитве и боговидении, монашестве и браке, священстве и епископстве и др. Написанная живым и доступным языком, книга адресована широкому кругу читателей. Выдерживающая уже шестое издание монография «Духовный мир преподобного Исаака Сирина» — первое в современной богословской науке исследование, посвященное великому отцу Церкви VII века. На материале широко известных «Слов подвижнических», а также недавно открытых бесед «О божественных тайнах и о духовной жизни» Исаака Сирина автор реконструирует богословскую систему сирийского писателя-отшельника, анализирует его аскетическое и мистическое учение. Речь в книге идет о любви Бога к человеку и любви человека к Богу, об искушениях и богооставленности, о смирении и слезах покаяния, о молитве и мистических озарениях, о жизни после смерти и о последних временах. Издание книг осуществлено при содействии  Благотворительного фонда имени святителя Григория Богослова , Издательство Московской Патриархии . Служба коммуникации ОВЦС /Патриархия.ru Календарь ← 5 мая 2024 г. 5 мая 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/2970532.ht...

У Видавництві Московської Патріархії вийшли книги митрополита Волоколамського Іларіона, присвячені творінням отців Церкви 14 травня 2013 р. 15:52 Издательством Московской Патриархии выпущено в свет очередное (четвертое) издание книги председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополита Илариона (Алфеева) «Преподобный Симеон Новый Богослов и православное предание», а также переиздания книг «Жизнь и учение святителя Григория Богослова» и «Духовный мир преподобного Исаака Сирина». Успех первого издания книги «Преподобный Симеон Новый Богослов и православное предание», как и других монографий автора, посвященных отцам Церкви, показал, что интерес к наследию святых отцов у российского читателя неуклонно возрастает. Книги митрополита Илариона, написанные на высоком научном уровне, но в то же время доступные широкому читателю благодаря ясности стиля и простоте языка, получили широкое признание. Учение преподобного Симеона Нового Богослова — великого богослова, поэта и мистика XI века — рассматривается в контексте всего многообразия Предания Восточной Церкви. Автор исследует отношение преподобного Симеона к Священному Писанию и православному богослужению, к студийской монашеской традиции, к агиографической, богословской, аскетической и мистической литературе, раскрывает основные темы его богословствования: слезы и покаяние, боговидение, божественный свет, экстаз, бесстрастие, обожение. Отдельно рассматриваются личность и учение преподобного Симеона Студита, духовного отца преподобного Симеона Нового Богослова. Книга «Жизнь и учение святителя Григория Богослова», также переиздаваемая уже в четвертый раз, посвящена великому богослову и поэту IV века, его биографии и духовному наследию. Творения каппадокийского отца Церкви и сегодня занимают центральное место в богословской науке Православной Церкви. Читатели могут познакомиться с основными аспектами тринитарного богословия, учением о молитве и боговидении, монашестве и браке, священстве и епископстве и др. Написанная живым и доступным языком, книга адресована широкому кругу читателей.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/2970873...

Наиболее систематически учение святого Симеона о слезах изложено в его четвертом «Огласительном слове», где речь идет о слезах покаяния. Это «Огласительное слово» начинается с обсуждения, во время которого он приводит слова своего учителя, Симеона Студита. Подытожить их можно так: никто «никогда не должен был бы приступать к Таинству Божественной Евхаристии без слёз» 20 . Естественно, эти слова вызвали у святого Симеона Нового Богослова удивление, взволновали его. Поэтому он пытается объяснить, как этого можно достигнуть. Святой Симеон Новый Богослов ясно показывает, что те, которые не плачут денно и нощно перед Богочеловеком Христом, не смогут плакать и когда причащаются Святых Христовых Таин 21 . А кроме того, замечает святой Симеон, те, кто считает, что очень трудно проливать слёзы во время приобщения Страшным Тайнам Тела и Крови Христовым, проявляют незнание и бесчувствие. Поэтому если бы они посвящали себя творению добрых дел в страхе Божием, который должен укорениться в их сердцах, то не только бы плакали, когда приобщались Божественных Таин, но и плакали бы вседневно! 22 Причина того, что они не могут плакать, когда причащаются, – в ожесточении сердца. И именно это ожесточение есть проблема, которая связана, по суждению святого Максима Исповедника , с областью волеизъявления человека. Мы говорим о конкретном выборе человека 23 . Святой Симеон Новый Богослов считает, что дело именно в выборе, то есть либо человек смиряется и раскаивается, либо его сердце ожесточается и высыхает. Бог не придает значения ни внешней жизни человека, ни внешним связям, определяющим его поведение. Он не интересуется всем этим, но Его интересует «сердце сокрушенное и смиренное» ( Пс.50:19 ), исполненное миром и страхом Божиим 24 . Плодоношение молитвы и изучения творений святых отцов, равно как и священных последований богослужения, должно происходить в благодатной атмосфере «слёз покаяния» 25 . И сам плод и образует вожделенную добродетель бесстрастия, смирения, приобретенного в чистоте и познании, которые тесно связаны с премудростью Духа.

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Novyj_B...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010