Полное удаление от мира не спасло младших современников свт. Василия – мессалиан от ереси 47 . В Макариевском корпусе описываются подлинные подвижники, которые «себя омывают от всякой любви к миру и удаляются от всяких земных уз, дабы они смогли всегда иметь ту пылкую любовь в своем сердце... » 48 . Внешнее удаление от мира подобно снятию оболочки, оно само по себе не является худым, но недостаточно без очищения себя от помыслов 49 . После свт. Василия «удаление из мира» регулярно встречается у более позднего законодателя монашества – прп. Феодора Студита 50 применительно к монашеской жизни. Подобает «удалиться от страстей, приблизиться к Богу, возненавидеть мир, представить небо...» 51 . «Удалимся от заблуждения мира и идем к Богу. Совлечем с себя житейский мрак и облечемся в умопостигаемый свет» 52 . Характерно использование выражения в корпусе прп. Анастасия Синаита , где «удаление от мира» описывается не как самоцель и представляется второстепенным явлением по сравнению с любовью к Богу 53 . Современник прп. Анастасия, прп. Иоанн Лествичник , писал: «Уаление из мира является добровольной ненавистью к достохвальной материи, и отречение от природы ради успеха того, что выше природы» 54 . В аскетической литературе конца I начала ΙΙ тысячелетия выражение продолжало использоваться в сложившемся смысле монашеского отречения от мира 55 . Преподобный Симеон Новый Богослов дает краткое определение удалению из мира: «Это есть истинное мира и того, что в мире, удаление, – после бегства из мира возненавидеть и возгнушаться собой» 56 . А сам мир прп. Симеон определяет как «грех» и «связь со грехом» 57 . В другом месте он вспоминает слова прп. Симеона Студита, который определяет бегство из мира как «всецелое умерщвление своей воли» 58 . У прп. Симеона или в приписываемых ему произведениях можно найти и другие сходные определения удаления от мира 59 . «Началом положив Христа и теплую веру,/Так удались из мира» 60 . Иоанн Евгеник писал: «Удаление от мира есть ничто иное как умещвление страстей и открытие сокрытой во Христе жизни» 61 . |
Прп . Симеон Новый Богослов В Сотницах 3, 38 43 и в 28-м Огласительном слове 44 прп. Симеона встречается достаточно лаконичная формула, передающая один из наиболее пламенных призывов-увещаний Нового Богослова: Прежде смерти смерть и прежде воскресения тел происходит воскресение душ (ψυχν νστασις) делом, силой, опытом и истиной. Таким образом, параллель очевидна и теперь нуждается в раскрытии. Митрополит Иларион (Алфеев) в своей книге « Симеон Новый Богослов и православное Предание» обращал внимание на учение о духовном воскресении души св. Симеона, однако он сравнивал его с аналогичным и более аскетично-дидактическим учением прп. Феодора Студита : «Если у Феодора преобладают негативные выражения и приглушенные тона, то у Симеона мы находим его обычную обращенность к мистическим темам, например, видению Бога, осознанному ощущению Его благодати и созерцанию Божественного света» 45 . Помимо вышеуказанных сочинений учение о духовном воскресении души содержится в следующих сочинениях прп. Симеона: в 1-м и 10-м Нравственных словах, в 6-м и особенно 13-м Огласительных словах, и, наконец, в 28-м Огласительном слове, где описывается судьба человеческой души после смерти 46 . Данное учение встраивается в аскетико-созерцательную традицию Церкви, хотя с чисто догматической точки зрения оно все же остается небезукоризненным 47 . Особенно подробно оно раскрывается в ι-м Нравственном слове. Адам умер сначала душой – имеется в виду грехопадение, – потом телом 48 . Христос сначала домостроительно воскресил душу, а потом тело: И посему душу, получившую в удел наказание смертью , прежде воскресил и оживил и обожил, а затем таким же образом домостроительно устроил, дабы тело, которое по древле вынесенному приговору должно было обратиться через смерть в землю, получило через воскресение нетление 48 . При схождении во ад произошло воскресение душ находившихся там святых, так же происходит и в жизни святых как древних, так и современных. Святые совоскресают со Христом, через принятие Его Духа становясь «сопричастниками Его Божества и сущности» (συμμτοχοι ατο τς θετητος κα τς οσας), а также «Его сотелесниками и сродниками» (σσσωμοι ατο κα συγγενες) через вкушение Плоти Христовой в таинстве Евхаристии 49 . |
Подводя итоги сказанному в настоящем разделе, мы можем выделить некоторые наиболее характерные элементы учения Симеона о природе Божественного света и о его воздействии на человека: 1) этот свет – не тварный свет ума, но нетварный, Божественный свет Святой Троицы; 2) этот свет нематериален и воспринимается не чувственными глазами, а духовными «очами ума»; 3) этот свет не имеет очертаний и вида, будучи вне человеческих категорий размера и формы; 4) этот свет преображает всего человека, включая ум, душу и тело; 5) в этом свете может являться «Лик» Божий, но духовно, а не в видимом для глаз облике или форме. Что же касается связи между Симеоном и предшествующими Отцами, то можно утверждать, что учение Симеона о видении света определенно имеет свою предысторию в святоотеческой литературе, в частности, в сочинениях Евагрия, Макария, Максима и Исаака Сирина. Однако то, что пишет Симеон, основано целиком на его собственном опыте. Симеон был не первым, кто заговорил об этом опыте, но он был безусловно первым и единственным из всех византийских писателей, для кого видение света являлось главной целью всех аскетических подвигов и добродетелей и кто с такой решительностью заявлял, что Для того всякое подвижничество и всякое делание Совершается нами, чтобы света Божественного, Подобно светильнику, мы приобщились, когда, как единый воск, Душа вся отдается неприступному свету 1377 . 4. Экстаз Многие видения Божественного света носят у Симеона ярко выраженный экстатический характер: они сопровождаются потерей сознания, забвением обо всем окружающем, выходом ума (души) из тела. В настоящем разделе мы поговорим об экстазе у Симеона и сравним его учение и опыт с тем, что до Симеона было известно христианскому Преданию об этом мистическом феномене. Термин κστασις (буквально – «выход», «исход», «исступление») несколько раз встречается в Септуагинте 1378 . В христианской аскетической литературе он использовался в двух значениях. Первое – абсолютно отрицательное: экстаз-исступление как утрата разума, сумасшествие, безумие, вызванное разными причинами, в особенности же грехами или бесами. Примеры такого понимания этого термина можно найти у Оригена и Евагрия: последний говорит о «конечном зле, исступлении рассудка и сумасшествии ( κστασις φρενν και μανα), а также о видении в воздухе множества бесов» как следствии гордыни 1379 . Ранее мы уже встречали подобное словоупотребление у Симеона Студита 1380 . |
Григория Синаита » – сочинения Каллиста, патриарха Константинопольского, 15) Изложение правил апостольских и отеческих по толкованиям диакона и законохранителя Алексия Аристина, 16) св. Исаака Сирина «Аскетические творения», 17) Иосифа Вриенния «Поучения с приложением послания Иоанна, Папы Римского к Фотию, архиепископу Константинопольскому», 18) Каллиста Катафигиота – «О божественном соединении и житии зрительном», 19) Каноны на двунадесятые праздники в двух столбцах: в левом – старый их перевод, в правом – новый, 20) «Лествица» преподобного Иоанна Синайского, 21) Преподобного Макария Египетского «Поучения», 22) Преподобного Марка Постника – «Слова нравственно-подвижнические», 23) св. Марка Эфесского «Слово об исхождении Св. Духа», против латинян, 24) Преподобного Никиты Стифата «Поучения», 25) Преподобного Петра Дамаскина «Творения», 26) Ответы православным о насилии католиков (об унии); автограф перевода старца Паисия с греческой книги, напечатанной в г. Халки в 1775 году, 27) «Рай» патриарха Константинопольского Каллиста и Игнатия Ксанфопулов, 28) Сборник – выписки старца Паисия из Дионисия Ареопагита о крещении, из Максима Исповедника , из Правил апостольских, из «Синтагмы» Матфея Властаря , из правил Вселенских Соборов, из Иоанна Златоуста , из Феофилакта, архиепископа Болгарского о крещении, 29) Сборник – Дионисия Ареопагита «О причащении», Иоанна Златоуста и Феодора Студита о том же, Дионисия Ареопагита «Послание», Феодорита Кирского «О семидесяти седьминах», 30) Сборник – «Обличительные слова на ересь Варлаама и Акиндина», «Словеса, избранные Симеоном магистром и логофетом», Василия Кессарийского и Феодора Студита «Молитва умилительная», 31) Сборник – «Синодик в неделю православия»,» О семи Вселенских Соборах», Германа Патриарха «Слово на Благовещение Пресвятые Богородицы», Иоанна Дамаскина «Слово на Преображение, на погребение Спасителя, на Успение Богоматери, на Благовещение, на Рождество Богородицы», – Епифания Кипрского – «Похвала Пресвятой Богородице», 32) Сборник – Исихия, пресвитера Иерусалимского «Поучение о молитве», Антония Великого «О нраве человеческом», 33) «Свет сущим во тьме» – к обращающимся в православие латинянам, 34) Симеон Нового Богослова «Словега», 35) его же – «Словеса» – беловой экземпляр, 36) Симеона Нового Богослова – «Слово к отрекшимся», 37) Симеона Солунского «Слово о священстве», 38) «Страдания Св. |
В свою очередь, оппоненты Симеона противопоставляли его учению следующие тезисы: 1) хотя в прежнее время некоторым удавалось достичь подлинной святости и бесстрастия, немыслимо, чтобы подобный святой появился в наши дни; 2) хотя все христиане получают благодать Святого Духа в Крещении и других таинствах, невозможно воспринять ее сознательно и опытно; 3) обожение человека относится к будущему веку, а никак не к настоящей жизни; 4) боговидения можно достичь только в будущей жизни; 5) хотя соблюдение заповедей Божиих – идеал для всякого христианина, очевидно, что все заповеди соблюсти невозможно: достаточно соблюдать хотя бы некоторые; 6) хотя участие в Евхаристии важно для спасения, нет необходимости приступать к ней ежедневно со слезами и с сознательным ощущением присутствия Христа. Иными словами, обывательское отношение к религиозной жизни противополагалась монашескому максимализму: стремление Симеона к абсолютной верности идеалу евангельского жития воспринималось с недоумением и враждебностью. Этот максимализм и был причиной того, что Симеона преследовали его современники, в том числе и представители иерархии, точно так же, как Иоанна Златоуста , Феодора Студита и многих других Отцов Церкви преследовали за их бескомпромиссное отношение к нравственным порокам современного им общества 1553 . В ходе нашего исследования мы стремились доказать, что все основные идеи Симеона коренятся в православном Предании и что его учение соответствует учению предшествующих Отцов, таких как Григорий Богослов , Максим Исповедник , Иоанн Лествичник , Феодор Студит , Симеон Студит, Исаак Сирин . Мы можем, следовательно, утверждать, что богословие Симеона было не более чем продолжением и развитием богословия его предшественников. Можно также утверждать, что Симеон лишь повторял то, чему из века в век учили Отцы Церкви, когда проповедовал, – в свою эпоху и для своих современников, – идеал «евангельского жития» – этот cantus firmus всего святоотеческого богословия. Мы вправе считать мистицизм Симеона частью мистического опыта Православной Церкви: подобного рода опыт всегда был движущей силой в развитии православного богословия. Можно, наконец, указать и на то, что максимализм Симеона фактически является прямым продолжением максимализма Самого Христа, Чью проповедь порой встречали с таким же изумлением: «Так кто же может спастись?» ( Мф. 19:25 ). |
Феофана, – составителя, хотя и не подписавшего, по смирению, своего имени даже после вступления в Добротолюбие. – Т. II. Москва, 1884. 8° majore. Стр. IV†810†IV. Сюда вошли, после предисловия и в сопровождении, по-прежнему, сведений о жизни и писаниях того или другого св. отца: св. Иоанн Кассиан , преп. Исихий пресвитер Иерусалимский; преп. Нил Синайский ; св. Ефрем Сирианин; св. Иоанн Лествичник , св. отцы Варсануфий и Иоаннн; преп. Авва Дорофей и св. Исаак Сирианин. – Т. III. Москва, 1888. 8° majore. Стр. VIII†486†II. Содержание его: бдаж. Диадох, епископ Фотики в Епире Иллирийском; преп. Иоанн Карпафский ; блаж. Авва Зосима (Палестинский); св. Максим Исповедник ; блаж. Авва Фалласий; св. Феодор, еписк. Едесский, преп. Феодор (иной); преп. Авва Филимон; преп. Феогност; преп. Филофей Синайский и Илия пресвитер и екдик. – Т. IV. Москва, 1889, 8° majore. Стр. VI†653†XXXIII†II. Весь том состоит из наставлений инокам св. Феодора Студита , также с предисловием и предварительными о нем и его писаниях сведениями, – Т. V. Москва, 1889–1890. 8° majore. Стр. 521†VI†II. Заключает в себе оотальные, кроме некоторых, статьи греческого Добротолюбия, а именно св. Симеона Нового Богослова деятельные и богословские главы; старца Симеона благоговейного подвижническое слово; препод. Никиты Стифата некоторые писания; также некоторые писания св. Феолипта, митроп. Филадельфийского, св. Григория Синаита , Никифора уединенника, св. Григория Паламы , Каллиста патриарха и его сподвижнкка Игнатия Ксанфоаулов; блаж. Каллиста патриарха главы о молитве; Каллиста Тиликуда о безмолвнической жизни; разных св. отцев о внимании и молитве; блаж. Симеона Солунского о священной молитве; истолкование молитвы: Господи помилуй!; св. Симеона Нового Богослова о вере и о трех образах молитвы; из жития преп. Максима Капсокаливита об умной благодатной молитве и наконец из жития св. Григория Паламы о том, что всем христианам надлежит непрестанно молиться. – Таким образом, все Добротолюбие, для составления и издания своего потребовало не менее 15 лет. |
В этом году вышли два первых переводных труда Феофана, под заглавием: «Несколько слов о жизни и писаниях св. Антония», труд сошедший потом с 1-ю часть его же «Добротолюбия», и «Псалтирь или богомысленные размышления св. Отца нашего Ефрема Сирианина». А с 1875 года началось составление самого «Добротолюбия» – этого замечательного, огромного труда святителя Феофана, потребовавшего для своего составления и издания целых 15 лет. Издано оно было иноками русского афонского Пантелеймонова монастыря, под заглавием: «Добротолюбие в русском переводе, дополненное». При издании этого труда святитель Феофан писал к Елагину: «О составителе Добротолюбия не надо писать и поминать. Пусть идет, – будто труд Афонских старцев. Это будет впечатлительнее» 263263 . «Добротолюбие заключает в себе 5 томов. В состав 1-го тома сошли писания св.отцев: Антония Великого , Макария Великого , аввы Исаии отшельника, Марка подвижника и аввы Евагрия. Во 2-й-писания: Иоанна Кассиана Римлянина , Исихия пресвитера Иерусалимского, Нила Синайского , Ефрема Сирианина, Иоанна Лествичника , Варсонофия и Иоанна, аввы Дорофея и Исаака Сирианина. В 3-й-писания: Диадоха , Иоанна Карнафского, аввы Зосимы, Максима Исповедника , Фалассия, Феодора, Феогноста, Филофея Синайского, Илии пресвитера, сказание об авве Филимоне. Четвертый том составляют извлечения из всех, известных теперь н в печати и с рукописях, поучений преподобного и богоносного отца нашего Феодора Студита . Книга эта, говорится в предисловия Феофана, «для монастырских братий неоцененная, но и для мирян найдется в ней не мало полезного». В состав 5-го тома вошли писания св.отцев: Симеона Нового Богослова , старца Симеона Благоговейного , Никиты Стифата , Григория Синаита , Никифора Уединенника, Григория Паламы , Каллиста патриарха и его сподвижники Игнатия Каллиста Тиликуды, Симеона, архиепископа Солунского и др. Далее идут следующие главные переводные произведения святителя Феофана: «Слова преподобного и богоносного отца нашею Симеона Нового Богослова , в переводе с новогреческого», – напечатаны были первоначально в «Душеполезном Чтении» за 1877–1881 гг.: «Слова преподобного отца нашею аввы Исаии отшельника» – Афонское издание 1883г. |
«При чтении главную цель жизни надо иметь в уме, и все к ней подбирать. Составится нечто целое, связное, потому крепкое. Крепость ведения и убеждения передадут крепость и нраву» 1 . Свт. Феофан Затворник о чтении святоотеческих творений, по поводу сочинений св. Максима «Подвижническое слово» полезно для каждого христианина, но особенно для тех, «чье жительство – подвижничество». Свт. Фотий. 193 кодекс библиотеки Святитель Феофан Затворник – один из самых выдающихся русских отцов XIX в. – известен как автор душеполезных сочинений и как переводчик святоотеческих текстов аскетического содержания, большая часть которых составила так называемое русское «Добротолюбие», значительно отличающееся от греческого. Постараемся рассмотреть методику создания этого сборника на примере отношения свт. Феофана к наследию одного из величайших отцов Церкви прп. Максима Исповедника . По письмам святителя Феофана можно проследить, как он постепенно приближался к творчеству прп. Максима. Первоначально он мыслил труды прп. Максима как изданные в отдельном передовом сборнике: «Из таких статей, как св. Максима, надо бы сборник составить, и иметь всегда под руками. Это был бы локомотив духовный 2 . Некогда! Вот уж управлюсь с посланиями. Тогда возьмусь именно сборник составлять из всех святых отцов» 3 . Однако чуть больше, чем через два месяца он уже думает о прп. Максиме в составе «Добротолюбия»: «В каком порядке дело там пойдет, не знаю еще, – Нил препод., Лествичник, Варсанофий и Иоанн, Дорофей, Ефрем Сириан, Исаак Сирианин . Из всех их будет сделана выборка, – в какой-нибудь системе, думаю – о борьбе со страстьми, – или как придется. Это займет тома два, – если не более. Но и еще надо – Филофея, Феодора Едесского, Иоанна Коринфского, Диадоха, Максима исповедника , – и подобных. Еще том 4 . Прошло еще полгода, и мысли о переводе аскетических сочинений прп. Максима приняли еще более отчетливый характер. По характеру своих сочинений прп. Максим оценивался, как высокий тайнозритель, сочинения которого должны были быть переведены заново наряду с сочинениями прп. Феодора Студита и Симеона Нового Богослова : «Что вы спрашивали о Добротолюбии», – что туда войдет? Все то, что есть в нынешнем «Добротолюбии», с дополнением пропущенных отеческих писаний о подвижничестве. Из тех отцов, которые переведены, делать экстракт – в виде теорий подвижничества; так, взять из св. Ефрема, Исаака Сирина , из Варсонофия, из св. Златоуста, из Нила. Лествицу вновь перевесть с прибавлением всех толкований, Аск. писания Максима исповедника , Феодора Студита , Симеона нового Богослова . Из всего этого, считаю, соберется томов 10 5 . |
Дионисий (Шлёнов), игумен, кандидат богословия, преподаватель Московской православной духовной академии «При чтении главную цель жизни надо иметь в уме, и все к ней подбирать. Составится нечто целое, связное, потому крепкое. Крепость ведения и убеждения передадут крепость и нраву». 660 Свт. Феофан Затворник о чтении святоотеческих творений, по поводу сочинений св. Максима «Подвижническое слово» полезно для каждого христианина, но особенно для тех, «чьё жительство – подвижничество». Свт. Фотий. 193 кодекс библиотеки Святитель Феофан Затворник – один из самых выдающихся русских отцов XIX в. – известен как автор душеполезных сочинений и как переводчик святоотеческих текстов аскетического содержания, большая часть которых со ставила так называемое русское «Добротолюбие», значительно отличающееся от греческого. Постараемся рассмотреть методику создания этого сборника на примере отношения свт. Феофана к наследию одного из величайших отцов Церкви прп. Максима Исповедника . По письмам святителя Феофана можно проследить, как он постепенно приближался к творчеству прп. Максима. Первоначально он мыслил труды прп. Максима как изданные в отдельном передовом сборнике: «Из таких статей, как св. Максима, надо бы сборник составить, и иметь всегда под руками. Это был бы локомотив духовный 661 . Некогда! Вот уж управлюсь с посланиями. Тогда возьмусь имён но сборник составлять из всех святых отцов». 662 Однако чуть больше чем через два месяца он уже думает о прп. Максиме в составе «Добротолюбия»: «В каком порядке дело там пойдёт, не знаю еще, – Нил препод., Лествичник, Варсанофий и Иоанн, Дорофей, Ефрем Сириан., Исаак Сирианин . Из всех их будет сделана выборка, – в какой нибудь системе, думаю – о борьбе со страстьми, – или как придётся. Это займёт тома два, – если не более. Но и ещё надо – Филофея, Феодора Едесского, Иоанна Коринфского, Диадоха, Максима исповедника , – и подобных. Ещё том». 663 Прошло ещё полгода, и мысли о переводе аскетических сочинений прп. Максима приняли ещё более отчётливый характер. По характеру своих сочинений прп. Максим оценивался как высокий тайнозритель, сочинения которого должны были быть переведены заново наряду с сочинениями прп. Феодора Студита и Симеона Нового Богослова : «Что вы спрашивали о «Добротолюбии», – что туда войдёт? Все то, что есть в нынешнем «Добротолюбии», с дополнением про пущенных отеческих писаний о подвижничестве. Из тех отцов, которые переведены, делать экстракт – в виде теорий подвижничества; так взять из св. Ефрема, Исаака Сирина , из Варсонофия, из св. Златоуста, из Нила. Лествицу вновь перевесть с прибавлением всех толкований, Аск. писания Максима исповедника , Феодора Студита , Симеона нового Богослова . Из всего этого, считаю, соберётся томов 10». 664 |
Студит отождествляет слова духовного отца со словами Божиими, когда говорит, что ученику следует считать все сказанное духовным отцом за исходящее «из уст Божиих». Симеон неоднократно повторяет, что ученик должен воспринимать все слова и указания учителя как «исходящие из уст Божиих» 603 и что ученик должен исповедать духовному отцу все помыслы, «словно Самому Богу» 604 . Волю духовного отца Симеон отождествляет с волей Божией: «Господи... пошли мне человека, знающего Тебя, чтобы, послужив ему, как Тебе, и всей силой моей подчинившись ему, и Твою волю в его воле исполнив, я угодил Тебе, единому Богу...» 605 Студит говорит, что не следует судить духовного отца, даже если видишь его «впавшим в блуд». Симеон вторит ему, когда пишет: Если увидишь, что он ест с блудницами, мытарями и грешниками, не помысли ничего страстного и человеческого, но все бесстрастное и святое, и, видя его снисходящим до человеческих страстей, помышляй в уме своем: «Для всех я сделался всем, чтобы приобрести некоторых» ( 1Кор. 9:22 ). Но даже и глазами своими видя, отнюдь не доверяй им, ибо и они заблуждаются, как я узнал на деле 606 . Симеон слегка смягчил выражения Студита: вместо «впасть в блуд» он пишет «есть с блудницами», что звучит не столь резко благодаря параллели с Евангелием (ср. Мф. 9:11 ; Мк. 2:16 ; Лк. 15:2 ). Примечательно, что Симеон ссылается на собственный опыт: он сам видел, как его духовный отец «снисходил до человеческих страстей», и признает, что и его глаза ошибались. Можно предположить, что он имеет в виду тот период своей жизни (до поступления в монастырь), когда он был не столь близок к Студиту. По крайней мере, слова Симеона свидетельствуют о том, что были периоды – неясно, долгие или короткие – когда он ставил под сомнение святость своего духовного отца. Студит говорит об исповеди у игумена как о норме, допуская, тем не менее, исповедь у одного из братии (причем не обязательно в священном сане). Симеон тоже понимает служение игумена как в первую очередь духовное отцовство 607 . |
| |