Полное удаление от мира не спасло младших современников свт. Василия – мессалиан от ереси 47 . В Макариевском корпусе описываются подлинные подвижники, которые «себя омывают от всякой любви к миру и удаляются от всяких земных уз, дабы они смогли всегда иметь ту пылкую любовь в своем сердце... » 48 . Внешнее удаление от мира подобно снятию оболочки, оно само по себе не является худым, но недостаточно без очищения себя от помыслов 49 . После свт. Василия «удаление из мира» регулярно встречается у более позднего законодателя монашества – прп. Феодора Студита 50 применительно к монашеской жизни. Подобает «удалиться от страстей, приблизиться к Богу, возненавидеть мир, представить небо...» 51 . «Удалимся от заблуждения мира и идем к Богу. Совлечем с себя житейский мрак и облечемся в умопостигаемый свет» 52 . Характерно использование выражения в корпусе прп. Анастасия Синаита , где «удаление от мира» описывается не как самоцель и представляется второстепенным явлением по сравнению с любовью к Богу 53 . Современник прп. Анастасия, прп. Иоанн Лествичник , писал: «Уаление из мира является добровольной ненавистью к достохвальной материи, и отречение от природы ради успеха того, что выше природы» 54 . В аскетической литературе конца I начала ΙΙ тысячелетия выражение продолжало использоваться в сложившемся смысле монашеского отречения от мира 55 . Преподобный Симеон Новый Богослов дает краткое определение удалению из мира: «Это есть истинное мира и того, что в мире, удаление, – после бегства из мира возненавидеть и возгнушаться собой» 56 . А сам мир прп. Симеон определяет как «грех» и «связь со грехом» 57 . В другом месте он вспоминает слова прп. Симеона Студита, который определяет бегство из мира как «всецелое умерщвление своей воли» 58 . У прп. Симеона или в приписываемых ему произведениях можно найти и другие сходные определения удаления от мира 59 . «Началом положив Христа и теплую веру,/Так удались из мира» 60 . Иоанн Евгеник писал: «Удаление от мира есть ничто иное как умещвление страстей и открытие сокрытой во Христе жизни» 61 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

Прп . Симеон Новый Богослов В Сотницах 3, 38 43 и в 28-м Огласительном слове 44 прп. Симеона встречается достаточно лаконичная формула, передающая один из наиболее пламенных призывов-увещаний Нового Богослова: Прежде смерти смерть и прежде воскресения тел происходит воскресение душ (ψυχν νστασις) делом, силой, опытом и истиной. Таким образом, параллель очевидна и теперь нуждается в раскрытии. Митрополит Иларион (Алфеев) в своей книге « Симеон Новый Богослов и православное Предание» обращал внимание на учение о духовном воскресении души св. Симеона, однако он сравнивал его с аналогичным и более аскетично-дидактическим учением прп. Феодора Студита : «Если у Феодора преобладают негативные выражения и приглушенные тона, то у Симеона мы находим его обычную обращенность к мистическим темам, например, видению Бога, осознанному ощущению Его благодати и созерцанию Божественного света» 45 . Помимо вышеуказанных сочинений учение о духовном воскресении души содержится в следующих сочинениях прп. Симеона: в 1-м и 10-м Нравственных словах, в 6-м и особенно 13-м Огласительных словах, и, наконец, в 28-м Огласительном слове, где описывается судьба человеческой души после смерти 46 . Данное учение встраивается в аскетико-созерцательную традицию Церкви, хотя с чисто догматической точки зрения оно все же остается небезукоризненным 47 . Особенно подробно оно раскрывается в ι-м Нравственном слове. Адам умер сначала душой – имеется в виду грехопадение, – потом телом 48 . Христос сначала домостроительно воскресил душу, а потом тело: И посему душу, получившую в удел наказание смертью , прежде воскресил и оживил и обожил, а затем таким же образом домостроительно устроил, дабы тело, которое по древле вынесенному приговору должно было обратиться через смерть в землю, получило через воскресение нетление 48 . При схождении во ад произошло воскресение душ находившихся там святых, так же происходит и в жизни святых как древних, так и современных. Святые совоскресают со Христом, через принятие Его Духа становясь «сопричастниками Его Божества и сущности» (συμμτοχοι ατο τς θετητος κα τς οσας), а также «Его сотелесниками и сродниками» (σσσωμοι ατο κα συγγενες) через вкушение Плоти Христовой в таинстве Евхаристии 49 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

Подводя итоги сказанному в настоящем разделе, мы можем выделить некоторые наиболее характерные эле­менты учения Симеона о природе Божественного света и о его воздействии на человека:  1) этот свет – не тварный свет ума, но нетварный, Божественный свет Святой Троицы; 2) этот свет нематериален и восприни­мается не чувственными глазами, а духовными «очами ума»; 3) этот свет не имеет очертаний и вида, будучи вне человеческих категорий размера и формы; 4) этот свет преображает всего человека, включая ум, душу и тело; 5) в этом свете может являться «Лик» Божий, но   духовно, а не в видимом для глаз облике или форме. Что же касается связи между Симеоном и предшест­вующими Отцами, то можно утверждать, что учение Симеона о видении света определенно имеет свою пре­дысторию в святоотеческой литературе, в частности, в сочинениях Евагрия, Макария, Максима и Исаака Си­рина. Однако то, что пишет Симеон, основано целиком на его собственном опыте. Симеон был не первым, кто заговорил об этом опыте, но он был безусловно первым и единственным из всех византийских писателей, для кого видение света являлось главной целью всех аске­тических подвигов и добродетелей и кто с такой реши­тельностью заявлял, что Для того всякое подвижничество и всякое делание Совершается нами, чтобы света Божественного, Подобно светильнику, мы приобщились, когда, как единый воск, Душа вся отдается неприступному свету 1377 . 4. Экстаз Многие видения Божественного света носят у Симе­она ярко выраженный экстатический характер: они со­провождаются потерей сознания, забвением обо всем окружающем, выходом ума (души) из тела. В настоя­щем разделе мы поговорим об экстазе у Симеона и сравним его учение и опыт с тем, что до Симеона было известно христианскому Преданию об этом мистиче­ском феномене. Термин κστασις (буквально – «выход», «исход», «исступление») несколько раз встречается в Септуагинте 1378 . В христианской аскетической литературе он ис­пользовался в двух значениях. Первое – абсолютно отрицательное: экстаз-исступление как утрата разума, сумасшествие, безумие, вызванное разными причинами, в особенности же грехами или бесами. Примеры такого понимания этого термина можно найти у Оригена и Евагрия: последний говорит о «конечном зле, исступле­нии рассудка и сумасшествии ( κστασις φρενν και μανα), а также о видении в воздухе множества бесов» как следствии гордыни 1379 . Ранее мы уже встречали по­добное словоупотребление у Симеона Студита 1380 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Григория Синаита » – сочинения Каллиста, патриарха Константинопольского, 15) Изложение правил апостольских и отеческих по толкованиям диакона и законохранителя Алексия Аристина, 16) св. Исаака Сирина «Аскетические творения», 17) Иосифа Вриенния «Поучения с приложением послания Иоанна, Папы Римского к Фотию, архиепископу Константинопольскому», 18) Каллиста Катафигиота – «О божественном соединении и житии зрительном», 19) Каноны на двунадесятые праздники в двух столбцах: в левом – старый их перевод, в правом – новый, 20) «Лествица» преподобного Иоанна Синайского, 21) Преподобного Макария Египетского «Поучения», 22) Преподобного Марка Постника – «Слова нравственно-подвижнические», 23) св. Марка Эфесского «Слово об исхождении Св. Духа», против латинян, 24) Преподобного Никиты Стифата «Поучения», 25) Преподобного Петра Дамаскина «Творения», 26) Ответы православным о насилии католиков (об унии); автограф перевода старца Паисия с греческой книги, напечатанной в г. Халки в 1775 году, 27) «Рай» патриарха Константинопольского Каллиста и Игнатия Ксанфопулов, 28) Сборник – выписки старца Паисия из Дионисия Ареопагита о крещении, из Максима Исповедника , из Правил апостольских, из «Синтагмы» Матфея Властаря , из правил Вселенских Соборов, из Иоанна Златоуста , из Феофилакта, архиепископа Болгарского о крещении, 29) Сборник – Дионисия Ареопагита «О причащении», Иоанна Златоуста и Феодора Студита о том же, Дионисия Ареопагита «Послание», Феодорита Кирского «О семидесяти седьминах», 30) Сборник – «Обличительные слова на ересь Варлаама и Акиндина», «Словеса, избранные Симеоном магистром и логофетом», Василия Кессарийского и Феодора Студита «Молитва умилительная», 31) Сборник – «Синодик в неделю православия»,» О семи Вселенских Соборах», Германа Патриарха «Слово на Благовещение Пресвятые Богородицы», Иоанна Дамаскина «Слово на Преображение, на погребение Спасителя, на Успение Богоматери, на Благовещение, на Рождество Богородицы», – Епифания Кипрского – «Похвала Пресвятой Богородице», 32) Сборник – Исихия, пресвитера Иерусалимского «Поучение о молитве», Антония Великого «О нраве человеческом», 33) «Свет сущим во тьме» – к обращающимся в православие латинянам, 34) Симеон Нового Богослова «Словега», 35) его же – «Словеса» – беловой экземпляр, 36) Симеона Нового Богослова – «Слово к отрекшимся», 37) Симеона Солунского «Слово о священстве», 38) «Страдания Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Chetver...

В свою очередь, оппоненты Симеона противопостав­ляли его учению следующие тезисы: 1) хотя в прежнее время некоторым удавалось достичь подлинной свято­сти и бесстрастия, немыслимо, чтобы подобный святой появился в наши дни; 2) хотя все христиане получают благодать Святого Духа в Крещении и других таинст­вах, невозможно воспринять ее сознательно и опытно; 3) обожение человека относится к будущему веку, а никак не к настоящей жизни; 4) боговидения можно достичь только в будущей жизни; 5) хотя соблюдение заповедей Божиих – идеал для всякого христианина, очевидно, что все заповеди соблюсти невозможно: дос­таточно соблюдать хотя бы некоторые; 6) хотя участие в Евхаристии важно для спасения, нет необходимости приступать к ней ежедневно со слезами и с сознатель­ным ощущением присутствия Христа. Иными словами, обывательское отношение к религиозной жизни противополагалась монашескому максимализму: стремление Симеона к абсолютной верности идеалу евангельского жития воспринималось с недоумением и враждебно­стью. Этот максимализм и был причиной того, что Си­меона преследовали его современники, в том числе и представители иерархии, точно так же, как Иоанна Златоуста , Феодора Студита и многих других Отцов Церкви преследовали за их бескомпромиссное отноше­ние к нравственным порокам современного им общест­ва 1553 . В ходе нашего исследования мы стремились дока­зать, что все основные идеи Симеона коренятся в пра­вославном Предании и что его учение соответствует учению предшествующих Отцов, таких как Григорий Богослов , Максим Исповедник , Иоанн Лествичник , Феодор Студит , Симеон Студит, Исаак Сирин . Мы мо­жем, следовательно, утверждать, что богословие Симе­она было не более чем продолжением и развитием богословия его предшественников. Можно также утвер­ждать, что Симеон лишь повторял то, чему из века в век учили Отцы Церкви, когда проповедовал, – в свою эпоху и для своих современников, – идеал «евангель­ского жития» – этот cantus firmus всего святоотече­ского богословия. Мы вправе считать мистицизм Симе­она частью мистического опыта Православной Церкви: подобного рода опыт всегда был движущей силой в раз­витии православного богословия. Можно, наконец, ука­зать и на то, что максимализм Симеона фактически яв­ляется прямым продолжением максимализма Самого Христа, Чью проповедь порой встречали с таким же изумлением: «Так кто же может спастись?» ( Мф. 19:25 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Феофана, – составителя, хотя и не подписавшего, по смирению, своего имени даже после вступления в Добротолюбие. – Т. II. Москва, 1884. 8° majore. Стр. IV†810†IV. Сюда вошли, после предисловия и в сопровождении, по-прежнему, сведений о жизни и писаниях того или другого св. отца: св. Иоанн Кассиан , преп. Исихий пресвитер Иерусалимский; преп. Нил Синайский ; св. Ефрем Сирианин; св. Иоанн Лествичник , св. отцы Варсануфий и Иоаннн; преп. Авва Дорофей и св. Исаак Сирианин. – Т. III. Москва, 1888. 8° majore. Стр. VIII†486†II. Содержание его: бдаж. Диадох, епископ Фотики в Епире Иллирийском; преп. Иоанн Карпафский ; блаж. Авва Зосима (Палестинский); св. Максим Исповедник ; блаж. Авва Фалласий; св. Феодор, еписк. Едесский, преп. Феодор (иной); преп. Авва Филимон; преп. Феогност; преп. Филофей Синайский и Илия пресвитер и екдик. – Т. IV. Москва, 1889, 8° majore. Стр. VI†653†XXXIII†II. Весь том состоит из наставлений инокам св. Феодора Студита , также с предисловием и предварительными о нем и его писаниях сведениями, – Т. V. Москва, 1889–1890. 8° majore. Стр. 521†VI†II. Заключает в себе оотальные, кроме некоторых, статьи греческого Добротолюбия, а именно св. Симеона Нового Богослова деятельные и богословские главы; старца Симеона благоговейного подвижническое слово; препод. Никиты Стифата некоторые писания; также некоторые писания св. Феолипта, митроп. Филадельфийского, св. Григория Синаита , Никифора уединенника, св. Григория Паламы , Каллиста патриарха и его сподвижнкка Игнатия Ксанфоаулов; блаж. Каллиста патриарха главы о молитве; Каллиста Тиликуда о безмолвнической жизни; разных св. отцев о внимании и молитве; блаж. Симеона Солунского о священной молитве; истолкование молитвы: Господи помилуй!; св. Симеона Нового Богослова о вере и о трех образах молитвы; из жития преп. Максима Капсокаливита об умной благодатной молитве и наконец из жития св. Григория Паламы о том, что всем христианам надлежит непрестанно молиться. – Таким образом, все Добротолюбие, для составления и издания своего потребовало не менее 15 лет.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

В этом году вышли два первых переводных труда Феофана, под заглавием: «Несколько слов о жизни и писаниях св. Антония», труд сошедший потом с 1-ю часть его же «Добротолюбия», и «Псалтирь или богомысленные размышления св. Отца нашего Ефрема Сирианина». А с 1875 года началось составление самого «Добротолюбия» – этого замечательного, огромного труда святителя Феофана, потребовавшего для своего составления и издания целых 15 лет. Издано оно было иноками русского афонского Пантелеймонова монастыря, под заглавием: «Добротолюбие в русском переводе, дополненное». При издании этого труда святитель Феофан писал к Елагину: «О составителе Добротолюбия не надо писать и поминать. Пусть идет, – будто труд Афонских старцев. Это будет впечатлительнее» 263263 . «Добротолюбие заключает в себе 5 томов. В состав 1-го тома сошли писания св.отцев: Антония Великого , Макария Великого , аввы Исаии отшельника, Марка подвижника и аввы Евагрия. Во 2-й-писания: Иоанна Кассиана Римлянина , Исихия пресвитера Иерусалимского, Нила Синайского , Ефрема Сирианина, Иоанна Лествичника , Варсонофия и Иоанна, аввы Дорофея и Исаака Сирианина. В 3-й-писания: Диадоха , Иоанна Карнафского, аввы Зосимы, Максима Исповедника , Фалассия, Феодора, Феогноста, Филофея Синайского, Илии пресвитера, сказание об авве Филимоне. Четвертый том составляют извлечения из всех, известных теперь н в печати и с рукописях, поучений преподобного и богоносного отца нашего Феодора Студита . Книга эта, говорится в предисловия Феофана, «для монастырских братий неоцененная, но и для мирян найдется в ней не мало полезного». В состав 5-го тома вошли писания св.отцев: Симеона Нового Богослова , старца Симеона Благоговейного , Никиты Стифата , Григория Синаита , Никифора Уединенника, Григория Паламы , Каллиста патриарха и его сподвижники Игнатия Каллиста Тиликуды, Симеона, архиепископа Солунского и др. Далее идут следующие главные переводные произведения святителя Феофана: «Слова преподобного и богоносного отца нашею Симеона Нового Богослова , в переводе с новогреческого», – напечатаны были первоначально в «Душеполезном Чтении» за 1877–1881 гг.: «Слова преподобного отца нашею аввы Исаии отшельника» – Афонское издание 1883г.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

«При чтении главную цель жизни надо иметь в уме, и все к ней подбирать. Составится нечто целое, связное, потому крепкое. Крепость ведения и убеждения передадут крепость и нраву» 1 . Свт. Феофан Затворник о чтении святоотеческих творений, по поводу сочинений св. Максима «Подвижническое слово» полезно для каждого христианина, но особенно для тех, «чье жительство – подвижничество». Свт. Фотий. 193 кодекс библиотеки Святитель Феофан Затворник – один из самых выдающихся русских отцов XIX в. – известен как автор душеполезных сочинений и как переводчик святоотеческих текстов аскетического содержания, большая часть которых составила так называемое русское «Добротолюбие», значительно отличающееся от греческого. Постараемся рассмотреть методику создания этого сборника на примере отношения свт. Феофана к наследию одного из величайших отцов Церкви прп. Максима Исповедника . По письмам святителя Феофана можно проследить, как он постепенно приближался к творчеству прп. Максима. Первоначально он мыслил труды прп. Максима как изданные в отдельном передовом сборнике: «Из таких статей, как св. Максима, надо бы сборник составить, и иметь всегда под руками. Это был бы локомотив духовный 2 . Некогда! Вот уж управлюсь с посланиями. Тогда возьмусь именно сборник составлять из всех святых отцов» 3 . Однако чуть больше, чем через два месяца он уже думает о прп. Максиме в составе «Добротолюбия»: «В каком порядке дело там пойдет, не знаю еще, – Нил препод., Лествичник, Варсанофий и Иоанн, Дорофей, Ефрем Сириан, Исаак Сирианин . Из всех их будет сделана выборка, – в какой-нибудь системе, думаю – о борьбе со страстьми, – или как придется. Это займет тома два, – если не более. Но и еще надо – Филофея, Феодора Едесского, Иоанна Коринфского, Диадоха, Максима исповедника , – и подобных. Еще том 4 . Прошло еще полгода, и мысли о переводе аскетических сочинений прп. Максима приняли еще более отчетливый характер. По характеру своих сочинений прп. Максим оценивался, как высокий тайнозритель, сочинения которого должны были быть переведены заново наряду с сочинениями прп. Феодора Студита и Симеона Нового Богослова : «Что вы спрашивали о Добротолюбии», – что туда войдет? Все то, что есть в нынешнем «Добротолюбии», с дополнением пропущенных отеческих писаний о подвижничестве. Из тех отцов, которые переведены, делать экстракт – в виде теорий подвижничества; так, взять из св. Ефрема, Исаака Сирина , из Варсонофия, из св. Златоуста, из Нила. Лествицу вновь перевесть с прибавлением всех толкований, Аск. писания Максима исповедника , Феодора Студита , Симеона нового Богослова . Из всего этого, считаю, соберется томов 10 5 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

Дионисий (Шлёнов), игумен, кандидат богословия, преподаватель Московской православной духовной академии «При чтении главную цель жизни надо иметь в уме, и все к ней подбирать. Составится нечто целое, связное, потому крепкое. Крепость ведения и убеждения передадут крепость и нраву». 660 Свт. Феофан Затворник о чтении святоотеческих творений, по поводу сочинений св. Максима «Подвижническое слово» полезно для каждого христианина, но особенно для тех, «чьё жительство – подвижничество». Свт. Фотий. 193 кодекс библиотеки Святитель Феофан Затворник – один из самых выдающихся русских отцов XIX в. – известен как автор душеполезных сочинений и как переводчик святоотеческих текстов аскетического содержания, большая часть которых со ставила так называемое русское «Добротолюбие», значительно отличающееся от греческого. Постараемся рассмотреть методику создания этого сборника на примере отношения свт. Феофана к наследию одного из величайших отцов Церкви прп. Максима Исповедника . По письмам святителя Феофана можно проследить, как он постепенно приближался к творчеству прп. Максима. Первоначально он мыслил труды прп. Максима как изданные в отдельном передовом сборнике: «Из таких статей, как св. Максима, надо бы сборник составить, и иметь всегда под руками. Это был бы локомотив духовный 661 . Некогда! Вот уж управлюсь с посланиями. Тогда возьмусь имён но сборник составлять из всех святых отцов». 662 Однако чуть больше чем через два месяца он уже думает о прп. Максиме в составе «Добротолюбия»: «В каком порядке дело там пойдёт, не знаю еще, – Нил препод., Лествичник, Варсанофий и Иоанн, Дорофей, Ефрем Сириан., Исаак Сирианин . Из всех их будет сделана выборка, – в какой нибудь системе, думаю – о борьбе со страстьми, – или как придётся. Это займёт тома два, – если не более. Но и ещё надо – Филофея, Феодора Едесского, Иоанна Коринфского, Диадоха, Максима исповедника , – и подобных. Ещё том». 663 Прошло ещё полгода, и мысли о переводе аскетических сочинений прп. Максима приняли ещё более отчётливый характер. По характеру своих сочинений прп. Максим оценивался как высокий тайнозритель, сочинения которого должны были быть переведены заново наряду с сочинениями прп. Феодора Студита и Симеона Нового Богослова : «Что вы спрашивали о «Добротолюбии», – что туда войдёт? Все то, что есть в нынешнем «Добротолюбии», с дополнением про пущенных отеческих писаний о подвижничестве. Из тех отцов, которые переведены, делать экстракт – в виде теорий подвижничества; так взять из св. Ефрема, Исаака Сирина , из Варсонофия, из св. Златоуста, из Нила. Лествицу вновь перевесть с прибавлением всех толкований, Аск. писания Максима исповедника , Феодора Студита , Симеона нового Богослова . Из всего этого, считаю, соберётся томов 10». 664

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Студит отождествляет слова духовного отца со сло­вами Божиими, когда говорит, что ученику следует считать все сказанное духовным отцом за исходящее «из уст Божиих». Симеон неоднократно повторяет, что ученик должен воспринимать все слова и указания учителя как «исходящие из уст Божиих» 603 и что уче­ник должен исповедать духовному отцу все помыслы, «словно Самому Богу» 604 . Волю духовного отца Симеон отождествляет с волей Божией: «Господи... пошли мне человека, знающего Тебя, чтобы, послужив ему, как Тебе, и всей силой моей подчинившись ему, и Твою волю в его воле исполнив, я угодил Тебе, единому Бо­гу...» 605 Студит говорит, что не следует судить духовного отца, даже если видишь его «впавшим в блуд». Симеон вторит ему, когда пишет: Если увидишь, что он ест с блудницами, мытаря­ми и грешниками, не помысли ничего страстного и человеческого, но все бесстрастное и святое, и, ви­дя его снисходящим до человеческих страстей, по­мышляй в уме своем: «Для всех я сделался всем, чтобы приобрести некоторых» ( 1Кор. 9:22 ). Но даже и глазами своими видя, отнюдь не доверяй им, ибо и они заблуждаются, как я узнал на деле 606 . Симеон слегка смягчил выражения Студита: вместо «впасть в блуд» он пишет «есть с блудницами», что звучит не столь резко благодаря параллели с Евангелием (ср. Мф. 9:11 ; Мк. 2:16 ; Лк. 15:2 ). Примечатель­но, что Симеон ссылается на собственный опыт: он сам видел, как его духовный отец «снисходил до чело­веческих страстей», и признает, что и его глаза оши­бались. Можно предположить, что он имеет в виду тот период своей жизни (до поступления в монастырь), ко­гда он был не столь близок к Студиту. По крайней ме­ре, слова Симеона свидетельствуют о том, что были периоды – неясно, долгие или короткие – когда он ставил под сомнение святость своего духовного отца. Студит говорит об исповеди у игумена как о норме, допуская, тем не менее, исповедь у одного из братии (причем не обязательно в священном сане). Симеон тоже понимает служение игумена как в первую оче­редь духовное отцовство 607 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010