Мне думается, что слезы держат Вас в самочувствии или самоценении. Это чувство самое опасное. Трудитесь углублять чувство, что Вы – ничто. Грозит Вам апостол: если кто думает, что он есть что-нибудь, тогда как есть ничто, то обольщает сам себя, – и истины нет в нем ( 1Ин.1:8 ). Благослови Вас Господи! Спасайтесь! Е. Феофан Идет – 1 ноября. 27 октября 93 г. Милость Божия буди с Вами! Прошу извинения, что не отвечал так долго. Все собирался и насилу собрался… Предо мною Ваши письма – от 17 авг., 23 сент. и 30 сент. Целая куча! – Все, что Вы пишете о себе, не порождает никакого беспокойства на Ваш счет… Слава Богу! Вы держите себя строго и ведете дела свои внимательно. Продолжайте так… и Божие благоволение не престанет осенять и охранять Вас. Остепенились, обратились к Богу… Милость это Божия. Часто поминайте о ней, или непрестанно держите в памяти и те обеты, какие тогда изрекали, и тщитесь блюсти их. Дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно… главное. Затем всесильное преутруждение себя в трудах молитвенных – постнических и послушнических… Имейте себя насмертницею, держа в мысли: вот-вот смерть… сейчас, сию минуту, сие мгновение. Нет лучшего средства держать ум в трезвении, как это. Из сердца же вопль пусть идет непрестанный к Господу: Господи Иисусе Христе… и прочее. Вы писали, что ночью встаете и молитесь… Это очень хорошо… Молитесь с сокрушением и плачем… Вот когда плач и слезы пригожи… а в церкви слезы подавляйте и только дух сокрушен держите… Трудиться в делах спасения – всячески трудитесь, но упование спасения все в Господе Спасителе полагайте. Этот пункт очень важен… Коль скоро упованием мало-мало отклонитесь от Господа, все дело тогда покривляется: ибо тогда Господь отступает, говоря как бы: ну, и оставайся с тем, на что упование полагаешь. А это что бы ни было, совершенно ничтожно. Освежайте свою голову благими помышлениями чрез чтение и размышление. Книжек у Вас достаточно… А порядок тут всякий пригож… Но читайте больше Исихия, авву Дорофея , Симеона Нового Богослова , Исаака Сирианина, Варсонофия… да и все хороши. Много зараз не читайте… Не читайте затем, чтобы только прочитать, а чтобы освежить и попитать душу. Питается же она тем, что чрез внимание пройдет в сердце и его займет… Если при чтении и размышлении какая-либо мысль исторгнет Вас из среды тварей и перенесет пред лице Господа… закрывайте книгу, – и оставайтесь с сею мыслию… хоть целый день… и более… Такая мысль – есть один из поворотов ключа, который вручен Вам во сне. Другой поворот – дух сокрушен; третий – движение любви к Господу; четвертый – порывы самоотвержения или готовности все претерпеть, все перестрадать, только бы угодить Господу и спастися. Есть много и других поворотов ключа сего…

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Krestjan...

Кирилла Александрийского адекватным признаётся сочетание εν θεωρια διαφορεω, т.е. созерцание различения. Эти выражения могли бы быть и синонимичными, если бы «созерцание» разделённых природ не мыслилось сторонниками Севира больше как субъективное восприятие, разделение в примышлении, сознаваемое на самом деле как единство в монофизитском смысле; при том что «созерцание» различения понималось и после св. Кирилла в Православном смысле как нечто объективное, объективное различие природных действий 178 . В области мистики термин «созерцание» так же не был однозначным и существенно разнился в понимании в так называемом «нравственно-практическом» и «абстрактно-спекулятивном» направлениях 179 . Одним из возможных можно привести следующее разделение. В первом случае «созерцание» ассоциировалось больше с деятельностью чувства, «движениями сердца» и связанными с этим духовным просвещением, итогом которого могло быть «восторг чувства» 180 . Во втором же речь шла скорей об «абстрактной спекуляции ума», а действием благодати, знамением присутствия Бога является φωτισμος – озарение божественным светом 181 . Так, например, для Климента Александрийского созерцание – это больше движение разума к Богу в поисках Божественного гнозиса, а для Симеона Нового Богослова – это в первую очередь переживание озарения светом Божьим и созерцание Его безмерной любви. Если несколько расширить взгляд только на мистические традиции понимания «созерцания», то можно выделить две крайности, одинаково осуждённые Церковью , между которых балансировали различные течения мистиков: между «интеллектуализмом Евагрия Понтийского , происходящим от Оригена и его платонического спиритуализма, и с чувственным опытом мессалианцев, при котором Бог материализуется, принимает, входя в общение с людьми, чувственные формы» 182 . Выявление этой диспозиции ярче всего может показать проблематику в новых трактовках «созерцания» в эпоху иконоборчества. Нужно заметить, что во время иконоборческих споров термин «созерцание» стал особо актуальным и употребительным. Его активно использовали для объяснения и доказательства своих положений одинаково как иконоборцы, так и иконопочитатели, в частности, как иконоборческий собор 754 г., так и Вселенский собор 787 г. Это далеко не случайно, ведь иконоборчество затрагивало как догматические темы, так, может даже в большей мере, прикладные, практические духовные (чего стоит один спор о востребованности монашества). С практической же позиции для обоих сторон было очевидно, что иконопочитание основывается в первую очередь на чувственном восприятии человека, на силе его памяти и воображения. Поэтому представляется возможным постановка самого общего вопроса касательно «созерцания» в данную эпоху: в каком отношении «созерцание» Бога находится к силе воображения и вообще чувственного зрительного восприятия? Обобщая различные высказывания сторон, можно свести их к двум типам. Для иконоборцев характерно говорить:

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

Если все же, в течение года, Третий, Шестой и Девятый Часы, а также служба Полунощная вместе с Вечерней и Утреней образовали круг из шести служб – которые мы представили 467 в качестве одного целого, произведенного из системы трех молитв библейской традиции ( Пс. 54,18 и Дан. 6,6 ) и иудейско-христианской (Дидахи 8,8) – в Посту возвращались к простому троичному кругу: Утреня, Тритоекти, Вечерня-Литургия Преждеосвященных Даров. Вечерняя служба могла быть продолжена через Паннухис, которая отделялась от Вечерни только промежуточным чтением. Утреня также сопровождалась чтением 468 , которое продолжалось до Тритоекти (до 6-го часа, уточняет Патмос 266). Нас очень удивляет, что чтение могло продолжаться в течение всего утра; не следует ли его понимать, как чтение с толкованиями, нечто вроде катехизических поучений для оглашенных? Это и не покажется невероятным, есди принять во внимание, что цикл чтений Тритоекти (Исайи и некоторых других пророков) и Вечерней в Посту (Бытия и Притчей), действительно, был недостаточным для полного библейского просвещения. Множественное число проанагносмата можно бы перевести на латинский язык словом praelecmiones, что простона- просто соответствует на французск. яз. слову cours (уроки по-русски). Дрезден 104, немного позже, чем Патмос 266 и А. Ставрос 40, обозначает 4-ый час (наши десять часов), как начало Тритоекти, но Симеон возвращается к 6-му часу, который является часом распятия и временем беса полуденного. Свидетельство Синай 957, о совершении Тритоекти после 1-го часа, должно рассматриваться в качестве исключительного и в соотношении, быть может, с монастырской практикой – проводить чтение (катехизис Феодора Студита , напр., по Постной Триоди) – после Первого Часа. Служба начиналась возгласом: Благословено царство, произносимым священником вслед за возглашением диакона: Благослови, владыко. По теперешним правилам это благословение открывает Евхаристическую Литургию, но оно предназначено не исключительно для нее, ибо чин Крещения также заимствует его. Для Симеона этот возглас – в противоположность возгласу Благословен Бог, кот. принадлежит скорее Ветхому Завету – является характерной чертой службы Песненного последования вообще и Вечерни в частности 469 , а также Утрени 470 , Тритоекти 471 и Лит. Преждеосвященных Даров 472 . Это было также началом Паннухис по Дрезден 104 473 . Студийская традиция (савваитско-константинопольская) сохранила этот возглас в начале монастырской Вечерни; см., напр.. Часослов Гроттаферраты 1677.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

14:6). Его убо да взыщем, Его потщимся постигнуть и удержать. Если сподобимся сего, то будем прочее жить уже с Ним и в настоящей жизни, по смерти же взыдем и вознесемся с Ним на небеса, и Он спрославит нас и дарует нам наслаждение вечных благ, — что улучить буди всем нам благодатию и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, — Коему слава и держава, со безначальным Его Отцем и всесвятым, благим и животворящим Его Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь. СЛОВО СЕМЬДЕСЯТ ПЯТОЕ 1. О покаянии и умилении. 2. Как можно дойти до умиления? 3. О слезах. 4. Без них нельзя достигнуть чистоты и безстрастия. 1. Однажды, когда читал я (собравшимся у меня) богомудрыя писания преподобнаго отца нашего Симеона Студита, то там между другими мудрыми его наставлениями нашлось написанным и следующее: брате, никогда не причащайся Пречистых Таин без слез. (Это сам он соблюдал всю свою жизнь, потому и нас учил томуже). Услышав это, слушатели (а были тут не миряне только, но и монахи, именитые по добродетелям) удивились слову и, смотря друг на друга, будто улыбнулись и сказали все в один голос: так нам, выходит, никогда не следует причащаться, но всегда устраняться от причастия. Запомнилось мне это слово, и я, находясь однажды наедине, вспомнил о тех, кои так сказали, много скорбел и горько плакал, с великим болезнованием сердца говоря в себе: неужели сказавшие такия слова в самом деле так умствуют и от всей души полагают, что невозможно плакать, приступая к причащению? Или они думают, что плач вообще дело незначительное, и потому презрительно отнеслись к слову отца нашего? Ибо кто не считает денно–ночнаго плача пред лицем Христа Господа делом важным, тот, конечно, и когда станет приступать к причащению божественных Таин, не только не восплачет, но и не прослезится и капли слезной не испустит. И невозможно этому быть; разве, может быть, иной раз, случится это с кем–либо или по особому Божию устроению, неизъяснимому, или по другой какой случайной причине, сторонней, по причине вспоминания, например, о чем–либо плачевном.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=680...

Слово 75 (1) О покаянии и умилении. – (2) Как можно дойти до умиления? – (3) О слезах. – (4) Без них нельзя достигнуть чистоты и бесстрастия. 1. Однажды, когда читал я (собравшимся у меня) богомудрые писания преподобного отца нашего Симеона Студита, то там между другими мудрыми его наставлениями нашлось написанным и следующее: брате, никогда не причащайся Пречистых Таин без слез. (Это сам он соблюдал всю свою жизнь, потому и нас учил тому же.) Услышав это, слушатели (а были тут не миряне только, но и монахи, именитые по добродетелям) удивились слову и, смотря друг на друга, будто улыбнулись и сказали все в один голос: так нам, выходит, никогда не следует причащаться, но всегда устраняться от причастия. Запомнилось мне это слово, и я, находясь однажды наедине, вспомнил о тех, кои так сказали, много скорбел и горько плакал, с великим болезнованием сердца говоря в себе: неужели сказавшие такие слова в самом деле так умствуют и от всей души полагают, что невозможно плакать, приступая к причащению? Или они думают, что плач вообще дело незначительное, и потому презрительно отнеслись к слову отца нашего? Ибо кто не считает денно-нощного плача пред лицем Христа Господа делом важным, тот, конечно, и когда станет приступать к причащению Божественных Таин, не только не восплачет, но и не прослезится и капли слезной не испустит. И невозможно этому быть; разве, может быть, иной раз, случится это с кем-либо или по особому Божию устроению, неизъяснимому, или по другой какой случайной причине, сторонней, по причине воспоминания, например, о чем-либо плачевном. Которые думают, что невозможно причащаться Пречистых Таин со слезами, – горе нечувствию и жестокосердию тех! Горе беспечности и ослеплению тех, которые говорят это! Если бы они испытывали и рассуждали себя самих, то не были бы осуждены от собственных слов своих; если б позаботились покаяться, то никогда не сказали бы, что это невозможно; если бы они делом приносили плоды (покаяния), то не оставались бы непричастными благу сему, сему великому дару Божию; если б они стяжали в сердцах своих страх Божий, то исповедали бы, что возможно плакать и рыдать не только во время причащения, но и во всякое другое время.

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Novyj_B...

Это немногое сказал я о тех, которые начинали подвиг. Но о тех, которые и вступают на царский путь монашеской жизни с равнодушием и беспечностию, - что и сказать? У таких пристрастие к родным бывает так сильно и широко, что они чрез него уловляются всякою сетью врага, который ходит всюду, яко лев рыкая, ища кого поглотити, а они между тем охотнее согласятся умереть, чем освободиться от зубов и выйти из страшнейшей пасти этого губительного дракона. Мы же, с верою приемля все сказанное, помолимся Богу от всей души, да не даст Он нам прельститься когда-либо от врага или, преступив какую-либо заповедь, большую или малую, соступить с царского пути, ведущего в царство небесное, и попасть в оковы какой-либо страсти. Но, шествуя тем путем, не обращая очей своих на что-либо другое, восподвизаемся тещи им с усердием, да постигнем Христа, и когда постигнем, припадем к Нему и восплачемся пред Ним, тепло моля Его, чтоб Он никогда не отступал от нас и не допускал нас соступить с пути царского, который есть Сам Он, как говорит: Аз есмь путь и истина и живот (Ин.14:6). Его убо да взыщем, Его потщимся постигнуть и удержать. Если сподобимся сего, то будем прочее жить уже с Ним и в настоящей жизни, по смерти же взыдем и вознесемся с Ним на небеса, и Он спрославит нас и дарует нам наслаждение вечных благ, - что улучить буди всем нам благодатию и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, Коему слава и держава, со безначальным Его Отцом и Всесвятым, благим и Животворящим Его Духом ныне и присно, и во веки веков. Аминь.  Слово семьдесят пятое 1. О покаянии и умилении. 2. Как можно дойти до умиления? 3. О слезах. 4. Без них нельзя достигнуть чистоты и бесстрастия. Однажды, когда читал я (собравшимся у меня) богомудрые писания преподобного отца нашего Симеона Студита, то там между другими мудрыми его наставлениями нашлось написанным и следующее: брате, никогда не причащайся Пречистых Таин без слез. (Это сам он соблюдал всю свою жизнь, потому и нас учил тому же.) Услышав это, слушатели (а были тут не миряне только, но и монахи, именитые по добродетелям) удивились слову и, смотря друг на друга, будто улыбнулись и сказали все в один голос: так нам, выходит, никогда не следует причащаться, но всегда устраняться от причастия.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/9...

Отец игумен, и я грешный, удостоились получить от московского Владыки Митрополита, от 3 числа сего апреля, собственноручные писания; приглашает меня для поклонения московским чудотворцам и преподобному Сергию Радонежскому, и узнав о слабом моем здоровье, предлагает там посоветоваться со врачом; видя столь милостивое внимание к моей худости, смею ли отказываться? И отец игумен согласен на мое увольнение; итак мне предлежит путь сей по просухе. Прошу помолиться Господу: да не суд мне будет таковое снисхождение ко мне Владыки. 53 Слава Богу, покровительством милостивого Владыки Митрополита и старанием почтеннейшей благодетельницы нашей Н. П. 12 слов св. Симеона Нового Богослова вышли в свет. А теперь начали печатать книгу: «Оглашение» преподобного Феодора Студита . Цензура рассмотрела и дозволила: все это не иначе как за молитвами святого старца Паисия Молдавского совершается; его труды не остались под спудом неизвестности в рукописях, но вышли на свет. Теперь мы занимаемся переводом на русский язык св. Варсануфия, и уже немного остается. Слава Богу! Помолитесь о успехе: а более о том, чтобы на дело простираться: да не како иным проповедуя, сами неключими будем ( 1Кор.9:27 ). Прося Ваших святых молитв, с нижайшим моим высокопочитанием остаюсь В. В. нижайший послушник, многогрешный И. М. 10 января 1853 года. 54 Ваше Высокопреподобие, достопочтеннейший (о Господе) отец игумен N. N. Вы извещаете меня о намерении Вашем и всех о Христе братии обители Вашей, устроить скит при вверенной Вам обители; на что имеете благословение от вашего Архипастыря, преосвященнейшего... и есть братия желающие проходить к скиту безмолвное жительство. Господь да благословит и поможет исполнить Вам сие благое расположение, во славу Пресвятого Имени Его, и на спасение ищущих оного в удалении от молвы, для вящих подвигов и трудов духовных, очищением ума и сердца от страстей; проходя все это с вящим смиренномудрием, чрез познание своих немощей; от оного благого устроения да произрастет в подвижнике плод истинной любви к Богу и ближнему; а к сему способствует много поучение в Божественном писании и отеческих учениях, кои, т. е. отцы, прошли сами путь сей и много потерпели духовных браней от врага душ наших; и нам оставили пример своею жизнию и учением. Благодарю Вас за приглашение меня в обитель Вашу, для личного о сем деле собеседования; но в настоящее время сего исполнить не могу, по слабости моего здоровья и по многим другим причинам, которые, если бы предпринять мне путь сей, могут меня встретить и расстроить более мое хилое здоровье. Я же не надеюсь, чтобы мог принести какую пользу личным моим присутствием. За любовь Вашу к моей худости примите мою искреннейшую благодарность, и уверение в моем взаимном к Вам о Господе расположении, 4 декабря 1859 года. 55

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

Таким образом, мы приходим к следующему заклю­чению: нет никаких прямых свидетельств о том, что Студит был юродивым, или что он «предавался нудиз­му» 508 . Равным образом, ничто не подтверждает пред­положение Х.Граф о том, что «в жизни Студита были случаи, никак не совместимые со святостью: его уче­ники и Никита постарались сделать все, чтобы их скрыть, хотя и не смогли вовсе обойти их молчани­ем» 509 . Тем не менее, позволительно предположить, что Симеон Студит, не будучи юродивым, в каком-то от­ношении иногда подражал юродивым. Говоря о некото­рых необычных чертах в поведении Студита, Никита объясняет их его смиренным желанием скрыть свое бесстрастие 510 . Мысль о том, что бесстрастный должен скрывать свое состояние, притворяясь, будто одержим некими страстями, принадлежит Иоанну Лествичнику 511 . Он же приводит некоторые случаи из житий свя­тых юродивых как примеры их смирения и бесстра­стия 512 . Развивая идею Лествичника, Симеон в своем 8-м Огласительном Слове говорит, что «притворно изо­бражающий, по примеру святых отцов, некую страст­ность, будучи сам бесстрастным, для спасения и поль­зы многих, достоин похвалы и блажен» 513 . Весьма воз­можно, что речь здесь идет о Студите. Однако нам по-прежнему недостает какой-либо прямой параллели ме­жду Студитом и юродивыми. Никита говорит, что Студит провел сорок пять лет в монашестве и имел дар исцеления и чудотворения 514 . Точный год его кончины неизвестен: И.Озэрр считает, что Студит умер в 986 или 987 году 515 , но, как мы уже показали, нет никакой уверенности в точности его хронологических выкладок. Единственное, что сообща­ет нам на сей счет Никита: между кончиной Студита и конфликтом Симеона со Стефаном прошло шестна­дцать лет 516 . Как бы там ни было, к началу XI века Студита уже не было в живых. 4. Аскетическое учение преподобного Симеона Студита «Слово аскетическое»,  единственное дошедшее до нас сочинение Студита, представляет собой не после­довательное изложение аскетической доктрины, а под­борку разрозненных, не связанных между собою глав. Эти главы адресованы преимущественно монахам, на­сельникам общежительного монастыря.  В рукописях сочинение начинается со слова Αδελφ («Брат»), и при обращении к адресату употребляется второе лицо единственного числа: это, возможно, указывает на то, что сочинение было адресовано конкретному ученику Студита. Не Симеон ли был адресатом послания? Как бы там ни было, в «Слове» Студита мы находим не­сколько тем, которые станут характерными для Симео­на: в этом смысле сочинение Студита представляет для нас особый интерес. Нижеследующий обзор основных тем «Слова» показывает, что Студит оказал влияние на Симеона не только как его непосредственный духов­ный руководитель, но и как аскетический писатель, в своем творчестве предвосхитивший многое из того, что потом углубил и развил его великий ученик. А. Покаяние и слезы

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

ГЛАВА ТРЕТЬЯ. ПРЕПОДОБНЫЙ СИМЕОН И СТУДИЙСКАЯ ТРАДИЦИЯ В жизни Симеона Нового Богослова чрезвычайно важное место занимал его духовный отец – Симеон Студит (Благоговейный). «Симеон Но­вый Богослов, вероятно, уникален в том отношении, что три главные внешние события его жизни – при­нятие им монашества в Студийской обители, его пере­вод в другой монастырь и, наконец, его изгнание из Константинополя – были вызваны его исключитель­ной преданностью своему духовному руководителю, Симеону Благоговейному », – пишет Х.Граф 438 . Вели­чайшим внутренним событием, перевернувшим жизнь Симеона, – первым мистическим видением Божест­венного света – он тоже обязан Симеону Студиту. Через последнего Симеон Новый Богослов приобщился к монашеской жизни и, в частности, к студийской мо­нашеской традиции. При жизни старца Симеон-младший почитал его за святого и после кончины не­медленно установил ежегодное торжественное празд­нование его памяти. Все эти факты побуждают нас обратить особое вни­мание на личность и учение Симеона Студита. Каким образом мог он оказать столь большое влияние на сво­его ученика? Можно ли считать Симеона Студита предшественником Симеона Нового Богослова в облас­ти аскетического и мистического учения? Чтобы ответить на эти вопросы, следует проанализировать все, что известно о Симеоне Студите, а также его писания. Мы начнем настоящую главу с краткого экскурса в историю Студийского монастыря, расскажем о просве­тительской деятельности студийских иноков и об их роли в качестве духовных руководителей мирян. И Студит, и Симеон 439 прошли школу традиционного мо­нашества в Студийском монастыре. Мы не поймем их отношение к православному Преданию, если не опре­делим их место в студийской традиции, через которую оба они впитали многовековое духовное наследие ви­зантийского Православия и в рамках которой они жи­ли и действовали. Далее будут рассмотрены имеющиеся сведения о жизни Студита, после чего мы сосредоточимся на ли­тературном влиянии, которое оказал Студит на своего ученика. Существует мнение, будто писания Студита не дают «никакого определенного ключа, который по­мог бы нам понять, почему он смог оказать... столь глубокое влияние на Симеона...» 440 Мы не вполне со­гласны с таким мнением. Есть много явных параллелей между учением двух Симеонов: анализ этих паралле­лей дает нам по меньшей мере некоторое представле­ние о природе влияния Студита на Симеона. Разумеет­ся, в первую очередь Симеон испытал на себе влияние личности и мистических дарований своего наставника, но постольку, поскольку писания последнего отражают его духовность, они были также весьма важны для Симеона, который цитировал их как письменное заве­щание своего духовного отца. 1. Студийский монастырь и его просветительская деятельность

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Рассмотрим эти свидетельства, чтобы прийти к удовлетворительному выводу. У Никиты есть место, где приводятся обвинения, выдвинутые против Студита Стефаном Никомидийским: тот был уверен, что Сту­дит – «грешник» ( αμαρτωλς), Симеон же почитал его святым 492 . Чтобы пояснить причину таких обвинений со стороны Стефана, Никита пишет: Заранее умертвив плоть крайним бесстрастием и еще при жизни обезвредив ее естественные движе­ния, так что приближающиеся к нему тела он вос­принимал как мертвый – мертвые, [Симеон Студит)» надевал личину страстности ( πεκρνετο την μπθειαν), во-первых, желая скрыть имеющееся у него сокровище бесстрастия... а во-вторых, чтобы некоторых, а может быть, и всех лежащих долу этой приманкой незаметно вытащить из бездны по­гибели и спасти от смерти... Синкелл хватается за этот способ чудной ловли как за благовидный пред­лог для обвинения 493 . Двусмысленные и неконкретные выражения Никиты не позволяют понять, в каких конкретных действиях проявлялась мнимая «страстность» Студита. Не следу­ет забывать и того, что Никита лично не знал Студита и все, что он сообщает о нем, он мог взять только из сочинений Симеона или из устных бесед с ним. Что касается Симеона, то для него Студит был воплощени­ем бесстрастия 494 . Говоря о бесстрастности Студита, Симеон указывает на некоторые черты в его поведе­нии, которые «по нормам современного монашества могли бы показаться странными» 495 . Следующее место из Гимна 15 в этом смысле весьма показательно: Симеон Святой, Благоговейный, Студит, Он не стыдился членов всякого человека, [Не стыдился] ни видеть некоторых обнаженными, ни сам быть видимым обнаженным. Он имел всего Христа и сам был Христом...  И оставался недвижимым, невредимым и бесстрастным 496 . Задаваясь вопросом, при каких обстоятельствах Студит мог видеть обнаженных людей или сам показы­ваться другим в обнаженном виде, ученые нашли «параллели» в житиях двух византийских юродивых, Симеона Эмесского и Андрея. В житии Симеона-юродивого описывается, как он, сняв всю одежду, во­шел в женскую баню; разъяренные женщины выгнали его оттуда с побоями и насмешками. Когда же его спросили, как он себя чувствовал в компании обна­женных женщин, ответ был: «Поверь мне, брат, словно полено среди поленьев, так и я был среди них, не ощущая, что имею тело, и не думая, что нахожусь среди телесных существ» 497 . Андрей-юродивый тоже имел обыкновение ходить обнаженным 498 и тоже, находясь среди блудниц, чувствовал себя «подобно мертвецу или подобно бесчувственному полену» 499 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010