В ту же эпоху мы видим фиксацию церковных праздников и календаря в Месяцеслове императора Василия II. Тогда же Симеон Метафраст перередактировал и «очищал» Жития Святых для придания им большего единства и устранения шероховатости языка и эксцентричности повествования. Что касается духовной письменности этой эпохи, то на первое место здесь должен быть поставлен пр. Феодор Студит (+ 826), великий учитель монашеский и аскетический писатель. Он был, по всей вероятности, первым составителем монашеских Огласительных Слов, и пр. Симеон подражал ему по форме, но литературный стиль пр. Феодора Студита очень отличен от стиля пр. Симеона. Пр. Феодор Студит не был мистическим писателем, нет, он был скорее моралистом. Можно даже сказать, что духовность пр. Симеона была своего рода реакцией против формалистического общежительного строя, который утвердился в Студийском монастыре при преемниках пр. Феодора, когда их великого учителя больше не было в живых. С другой стороны, в Византийской церкви за последние века не появилось ни одного выдающегося мистического писателя. Можно только указать, дабы описать в общих чертах историческое духовное окружение пр. Симеона, на нескольких созерцательных авторов, хронологически близких к нему, как Илия Экдик (IX–X век) или Филофей Синайский   . Впрочем, они не оказали никакого влияния на литературное творчество пр. Симеона. Нужно добавить, что ни один из этих писателей не занимал в византийской духовной жизни места, которое может быть сравнимо, даже приблизительно, с центральным, хотя и оспариваемым положением, которое занимал пр. Симеон в X–XI веке. Особого упоминания заслуживает, однако, Симеон Благоговейный, духовный наставник пр. Симеона Нового Богослова, влияние которого на последнего несомненно, но который был, может быть, еще более оспариваем, чем его ученик. Нужно, наконец, иметь в виду, что проповедь пр. Симеона не была специально обращена к лицам, преуспевающим в созерцательной жизни, к пустынникам и отшельникам, как это бывало с древними мистическими писателями, но к обыкновенным монахам столичного общежительного монастыря с невысоким уровнем жизни, или, как в его более поздних писаниях, к широким христианским кругам.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=741...

Во-вторых, Симеон говорит об обуздании ума во время молитвы. Эта тема весьма характерна для аске­тических авторов. Иоанн Лествичник пишет: «Начало молитвы состоит в том, чтобы отгонять приходящие помыслы при самом их появлении; середина же ее – в том, чтобы ум заключался в словах, которые произно­сим или помышляем; а совершенство молитвы есть восхищение ко Господу» 321 . Симеон по опыту знал, что существует прямая связь между собранностью ума во время службы в храме и способностью человека дости­гать мистического «восхищения к Богу». В-третьих, Симеон указывает на то, что целью вни­мательного вслушивания в слова богослужения явля­ется достижение просвещения и единения с Богом 322 . Есть сходство между этими словами Симеона и одним из Оглашений Феодора Студита , где тот говорит о не­обходимости «внимательно вслушиваться в псалмопе­ние и прилежно следить за чтением», подчеркивая за­тем, что цель этого заключается в том, «чтобы Чистый узрел нас чистыми, дабы нам просветиться, а не пом­рачиться» 323 . Симеон говорит и еще нечто, унаследованное им от другого СтудитаСимеона Благоговейного : ...Если возможно, пусть никто из вас не проходит последование 324 и чтение без слез... Ибо, принуждая себя к тому, чтобы не провести без слез уставное последование церковное, ты привыкнешь к этому благу, и в самом стихословии и в тропарях, которые поешь, питается душа твоя, принимая в себя их Божественные мысли, и возвышается ум твой через произносимое к умопостигаемому, и, сладко плача, ты так пребываешь в церкви, словно на самом небе с вышними силами 325 . Симеон Благоговейный в Слове аскетическом при­зывает монахов молиться со слезами 326 и «никогда не причащаться без слез» 327 . Нижеследующие советы Си­меона-старшего прямо соответствуют тому, что Симе­он-младший говорит о присутствии на богослужении: В собрании [церковном]... не переставай в со­крушении дерзновенно плакать, не обращая внима­ния на тех, кого это соблазняет или кто над этим насмехается... [Плакать] весьма полезно новона­чальным, особенно во время шестопсалмия, стихословия, чтения и Божественной Литургии 328 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

В схолии к этому тексту анонимный комментатор XIV века говорит: «Он [Симеон] подразумевает епи­скопов, которые говорили ему это: патриарха Сергия, Стефана Алексинского [т.е. Никомидийского] и других, мыслящих подобно им» 717 . Именно этих людей Симеон называет антихристами и против них направляет ост­рие своей полемики. Унаследовав от Симеона и Феодора Студитов – а через них от монашеской тради­ции – понимание святости как призвания всякого христианина, Симеон обнаруживал, что в официальных кругах его Церкви такое понимание почти исчезло, и решительно высказывался против подобной тенденции. В этой связи небезынтересно отметить, что Никита Стифат в своем жизнеописании Симеона постоянно проводит параллель между борьбой Симеона за почи­тание своего духовного отца и борьбой, развернувшей­ся в иконоборческий период в защиту святых икон. В эпоху иконоборчества существовало расхождение ме­жду «официальной» Церковью и теми, кого народ счи­тал истинными «носителями Предания». Светские вла­сти начали иконоборческое гонение, но многие пред­ставители епископата и священства их поддержали; защитниками же иконопочитания были в основном мо­нахи и миряне. Защитники икон, такие как Иоанн Дамаскин и Феодор Студит , понимали изображения Хри­ста как живое свидетельство Воплощения Бога, вос­принявшего человеческую плоть и преобразившего ее; а поэтому иконоборчество воспринималось ими как от­рицание Воплощения Божия, «неуважение к тайне Богочеловечества» 718 . Соответственно, отрицание икон Пресвятой Богородицы и святых воспринималось ими как отрицание возможности для человека в земной жизни достичь преображения и обожения 719 . За иконопочитателями стояло все живое христианское Преда­ние, развивавшееся на протяжении нескольких веков и хранимое церковным народом; иконоборчество же про­тиворечило этому Преданию. Не был ли конфликт между Симеоном и его оппо­нентами в действительности продолжением этого затя­нувшегося спора? Не был ли Симеон одним из носите­лей Предания, пытавшимся доказать своими творения­ми и жизнью, что изначальный христианский идеал святости жив и в его время? Акцент спора перемес­тился с почитания икон на почитание святых 720 , но природа конфликта была та же, что и в эпоху иконо­борчества: епископы, относившие себя к защитникам Предания 721 , на деле защищали его формализацию и искажение, а монах, воспитанный на Предании, защи­щал его истинный и первоначальный смысл. Следует всегда избегать схематических обобщений и поспешных выводов: возможно, было бы ошибкой ставить Стефана Никомидийского в один ряд с иконо­борцами и уподоблять Симеона Нового Богослова ве­ликим исповедникам иконопочитания. Впрочем, в та­ком сравнении есть доля истины, особенно если вспомнить, как Никита Стифат описывает кампанию против культа Симеона Студита, организованную Сте­фаном Никомидийским:

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Быть допущенным означает получить разрешение от духовного отца; быть достойным предполагает приобщение с сознанием того, что человек принимает в себя истинного Бога 364 , а также с сокрушением и слезами. Совершенный может приобщаться ежедневно, говорит Симеон, цитируя ли­тургический возглас: «Святая святым!»... Итак, что же? Кто не свят, тот и недостоин? Отнюдь. Но кто не исповедует ежедневно тайны сердца своего, кто не являет должное покаяние в них... кто не плачет всегда... тот недостоин. А делающий все это и проводящий жизнь свою в стенаниях и слезах вполне достоин не только в праздник, но и каждый день, хотя и дерзко сказать, с самого начала своего покаяния и обраще­ния быть в Причастии этих Божественных Тайн 365 . Тот же, кто не достиг этого состояния, должен при­общаться редко или вовсе воздерживаться от Причас­тия: Воздержись от Божественных и страшных Тайн... пока не приобретешь внутри себя совершенно твер­дое отношение к злым делам греха... Когда увидишь, что пришел в такое состояние, тогда приблизься... приобщиться не хлеба и простого вина, но Тела и Крови Божиих и Самого Бога 366 . Мы видим, что взгляды Симеона по вопросу о том, как часто надлежит причащаться, в целом совпадают со взглядами Феодора Студита : ежедневное причаще­ние возможно в идеале, но не может быть рекомендо­вано всякому верующему; самое важное – приступать достойно. Однако эту идею Симеон выражает с гораздо большей категоричностью, чем Феодор. Фактически, слова Симеона сводятся к следующему: став святым через покаяние, ты можешь приобщаться ежедневно; иначе не приобщайся вовсе, пока не станешь святым. Такой максимализм в высказываниях характерен для Симеона: можно предположить, что подобная манера выражения часто вводила в заблуждение некоторых его слушателей, неспособных в его категоричных ут­верждениях узнать традиционные понятия. Именно вследствие этого Симеон сумел нажить себе так много врагов. 5. Аспекты евхаристического благочестия преподобного Симеона Нет необходимости подробно излагать учение Си­меона о Евхаристии: его вполне систематически рас­смотрел архиепископ Василий (Кривошеин) в своей монографии 367 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Примеры Силуана и Софрония наглядно показывают, что идея Симеона о преемстве духовного опыта, пере­даваемого от наставника к ученикам, все еще находит воплощение на практике в православном монашестве. В этом отношении весьма характерен эпизод, рассказан­ный о. Софронием. В 1932 году русский монастырь на Афоне, где жил преподобный Силуан, посетил западный ученый, доктор богословия. Он спросил инока, отве­чавшего за прием гостей, какие книги читают монахи. « Иоанна Лествичника , авву Дорофея , Феодора Студита ... Макария Великого , Исаака Сирина , Симеона Ново­го Богослова... и других Отцов, имеющихся в Добротолюбии», – ответил инок. Доктор изумился: «Монахи ваши читают эти книги! У нас читают их только про­фессора». Позднее инок пересказал свой разговор Силуану, который заметил: «Вы могли бы сказать доктору, что наши монахи не только читают эти книги, но и са­ми могли бы написать подобные им... Если бы эти кни­ги почему-либо пропали, то монахи написали бы но­вые» 1609 . Не эту ли мысль выражал Симеон Новый Богослов , когда говорил, что человек, сознательно стяжавший в себе Бога, уже не нуждается в чтении книг: он сам становится книгой, в которой записаны тайны Божий? 1610 Разумеется, ни Симеон, ни Силуан не предлагали в бу­квальном смысле оставить чтение Библии или свято­отеческой литературы: они просто подчеркивали, что целью такого чтения должен быть не академический интерес, а стремление приобщиться к тому опыту, ко­торым жили Отцы. Прослеживая путь сочинений Симеона в Предании Восточной Церкви, мы видим, что «симеоновская нить» непрерывно тянется вплоть до наших дней. Тем не ме­нее до недавнего времени влияние Симеона было доста­точно ограниченным. Фактически только в наши дни Симеон становится одним из наиболее читаемых авто­ров во всем христианском мире. На Афоне, пережи­вающем период духовного оживления, сочинения Симе­она – настольная книга многих иноков. В России, где поворот к духовному обновлению также весьма очевиден, к творениям Симеона обращаются как монахи, так и миряне. Симеон начинает становиться популярным и на христианском Западе.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

1550 Слова в угловых скобках ошибочно опущены в Vatic, gr. 1782, но имеются в более ранних рукописях; мы заимствуем их из Vatop. 667, лист 382 на об., строки 22–24. 1553 Мы имеем в виду стремление Златоуста поднять нравствен­ный уровень константинопольского клира и знати, ставшее одной и главных причин его низложения на соборе «под Ду­бом» в 403 году. Ср. отказ Феодора Студита признать развод императора Константина VI, что также послужило поводом к изгнанию Феодора из столицы 1556 Нам не хотелось бы углубляться здесь в непростую пробле­му внехристианского мистицизма, а также того «еретиче­ского» мистицизма, который уводит людей из Церкви. Исто­рия христианства знает множество примеров такого мисти­цизма (монтанизм, манихейство, мессалианство и т.д.), но разговор о них выходит за рамки нашего исследования. Ука­жем только на то, что Церковь всегда считала главным кри­терием для различения между «истинным» и «еретическим» мистицизмом его соответствие или несоответствие церковно­му Преданию 1557 См. анализ его богословия и мистицизма в: Völker. Praxis, 456–489. Отмечалось, что в своем богословии Никита гораздо больше зависит от Дионисия, чем от Симеона; несмотря на то, что он высоко чтит Симеона, он никогда ни цитирует его в своих богословских трактатах: Darrouzes. SC 81, 34ff. 1560 О предшественниках исихазма в этот период см.: Меуеп- dorff. Palamas, 56–71; Idem. Study, 13–27 1561 Критического  издания  этого  сочинения  не  существует. Текст, изданный в PG 147, представляется неполным: в него входит лишь одно место, взятое у Симеона. Некоторые руко­писи, однако, в частности Vind. theol. 274 и Вагос. 69, содер­жат более двадцати заимствований у Симеона; см. Darrouzes. SC 51-bis, 116–119. Рукописные версии Слова содержат цита­ты главным образом из Глав Симеона, а также из Гимна 21-го;  некоторые места идентифицировать невозможно (в том числе и то, которое приведено в версии PG). 1564 Ср. Meyendorff. Study, 155: «Что касается христоцентризма [Симеона], его евхаристической духовности и его богосло­вия света, то в данных аспектах своего учения Палама, несо­мненно, многим обязан этому великому мистику XI века, на которого он, однако, почти никогда не ссылается». Некоторые следы влияния Симеона можно также усмотреть в учении Паламы о боговидении и обожении; на паламитское же уче­ние о молитве оказал несомненное влияние «Метод», припи­сываемый Симеону

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

языка, однако было неск. произведений с сир., арм., араб. языков: напр., Житие Симеона Юродивого и его брата Иоанна (Атн. Iver. 7 - Имнаишвили. Жития отцов. 1975. С. 285-311). Первым среди житий основателей монашества и отшельников было переведено в 353 г. Житие прп. Антония Великого, принадлежащее прп. Афанасию Великому (Кекел. А 1109, IX в.). На груз. язык было переведено ок. 35 житий преподобных (Макария Великого, Павла Фивейского, Илариона Великого, Ефрема Сирина, Онуфрия Великого, Евфимия Великого, Харитона Палаврского, Саввы Освященного, Феодосия Великого, Иоанна Отшельника, Кирика Палаврского, Феодора Эдесского, Феодора Студита, Афанасия Великого; нет сведений о переводе на груз. язык Жития прп. Пахомия Великого); 18 житий св. жен (Макрины, Мелании Римлянки, Марии Египетской, матери прп. Симеона Столпника Марфы и др.); 20 житий святителей (Николая Мирликийского, Спиридона Тримифунтского, Порфирия, еп. Газского, Иоанна Милостивого, Афанасия Александрийского, Василия Великого, Григория Богослова, Епифана Кирского, Иоанна Златоуста, Григория I Двоеслова). Переводы житий столпников (Симеона, Даниила, Симеона (Младшего), Тимофея Антиохийского, Алипия) и блаженных (Симеона, Павла Коринфского, Андрея Юродивого, Феодора, Иоанна Нищего, Алексия, человека Божия, Онисима Постника) не представлены в груз. оригинальной агиографии. Известны переводы житий с сир. (мц. Дросиды, свт. Порфирия Газского), арм. (18, среди них - мц. Сундухт, мч. Сухия и 16 воинов с ним, свт. Георгия Партева и др.), араб. (14, среди них - мч. Иулиана Эмесского, мч. Романа Нового и др.) языков. В XI в. на груз. язык были переведены составленные Симеоном Метафрастом следующие агиографические произведения на 5 месяцев - 24 сочинения на сентябрь (16 имеют кименные переводные соответствия, 8 представлены только в пространной редакции); 23 - на октябрь (12 и 11 соответственно); 20 - на ноябрь (11 и 19); 22 - на декабрь (12 и 10); 13 - на январь (7 и 6). Большая часть этих переводов принадлежит иером. Феофану, а также преподобным Евфимию и Георгию Святогорцам, Ефрему Мцире, Арсению Икалтойскому и др.

http://pravenc.ru/text/639853.html

Григория Синаита — сочинения Каллиста патриарха Константинопольского, 15) Изложение правил апостольских и отеческих по толкованиям Алексия диакона и законохранителя Аристина, 16) Св. Исаака Сирина аскетические творения, 17) Иосифа Вриения поучения с приложением послания Иоанна Папы Римского к Фотию архиепископу Константинопольскому, 18) Каллиста Катафигиота — О божественном соединении и житии зрительном, 19) Каноны на двунадесятые праздники в двух столбцах: в левом — старый их перевод, в правом — новый, 20) Лествица преподобного Иоанна Синайского, 21) Преподобного Макария Египетского поучения, 22) Преподобного Марка Постника — Слова нравственно-подвижнические, 23) Св. Марка Эфесского Слово об исхождении Св. Духа, против латинян, 24) Преподобного Никиты Стифата поучения, 25) Преподобного Петра Дамаскина творения, 26) Ответы православным о насилии католиков (об унии); автограф перевода старца Паисия с греческой книги, напечатанной в г. Халки в 1775 году, 27) " Рай " патриарха Константинопольского Каллиста и Игнатия Ксанфопулов, 28) Сборник — выписки старца Паисия из Дионисия Ареопагита о крещении, из Максима Исповедника, из правил апостольских, из синтагмы Матвея Властаря, из правил Вселенских Соборов, из Иоанна Златоуста, из Феофилакта архиепископа болгарского о крещении, 29) Сборник — Дионисия Ареопагита о причащении, Иоанна Златоуста и Феодора Студита о том же, Дионисия Ареопагита послание, Феодорита Кирского о семидесяти седьминах, 30) Сборник — Обличительные слова на ересь Варлаама и Акиндина, Словеса избранные Симеоном магистром и логофетом, Василия Кессарийского и Феодора Студита, Молитва умилительная, 31) Сборник — Синодик в неделю православия, О семи Вселенских Соборах, Германа Патриарха слово на Благовещение Пресвятой Богородицы, Иоанна Дамаскина слово на Преображение, на погребение Спасителя, на Успение Богоматери, на Благовещение, на Рождество Богородицы, — Епифания Кипрского — Похвала Пресвятой Богородице, 32) Сборник — Исихия пресвитера Иерусалимского поучение о молитве, Антония Великого о нраве человеческом, 33) Свет сущим во тьме — к обращающимся в православие латинянам, 34) Симеона Нового Богослова словеса, 35) его же — Словеса — беловой экземпляр, 36) Симеона Нового Богослова — Слово к отрекшимся, 37) Симеона Солунского Слово о священстве, 38) Страдания Св.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

Мужской монастырь прп. Симеона Нового Богослова (Каламос) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… - Монастырь святого преподобного Симеона — монастырь Константинопольской Православной Церкви, основанный в конце 1980-х годов. Греческое название — Μον Οσου Συμεν Νου Θεολγ. Содержание История [ править править код ] Ставропигиальный и Синодальный монастырь преподобного Симеона Нового Богослова находится в трех километрах за Каламо, в Аттике, в месте с панорамным видом. «Так выделяется он среди сосен, паря на синем фоне моря, является внешне и внутренне голубем Святого Духа для жителей центрального района страны. Голубя, который как огонь сходил с неба и почивал на главе святого Симеона, во время литургисания, на протяжении 40 лет, на глазах у изумленных участников таинства», — отмечал журналист ежедневной афинской газеты. Монастырь был основан 1 июля 1986 г. по благословению старца Порфирия Кавсокаливита (Баирактариса). К 13 июля 1987 г. были построены первые келии и освящены старцем. Так был заложен драгоценный краеугольный камень нового монастыря. Благословение дали и два других преподобных старца наших дней: Паисий Святогорец и Иаков Эвбейский. Первый изначально дал благословение и наставления для возведения монастыря, второй — во время первых шагов его существования. 25 августа 1993 г. монастырь решением священного Синода стал Ставропигиальным и синодальным. Как символически пишет Фотий Кондоглу о святом Симеоне: «Этот бедный и презираемый монах, который жил за 1000 лет до нас, достиг наших дней, излучающий свет и нетленный как солнце, чтоб дать жизнь и надежду современным людям». Конечно, с начала 1990-х гг. было приложено много трудов, как писал о священной обители современный корифей учитель монашества, уже почивший в Господе, старец Феоклит Дионисиат, «чтобы утвердилось это священное учреждение, где ... славится Бог в Троице, величается всечистая Богородица, спасаются и обоживаются души, и народ Божий находит духовную пользу и устроение». Целью обители, как говорится в ее уставе, было «освящение и во Христе совершенствование братий посредством точного аскетического жительства, как оно описывается в священном Евангелии и как преданно нам богоносными и преподобными нашими отцами и учителями общежительного монашества и, конечно, в завещаниях 9-ти из них (в т.ч. Пахомия Великого, Феодора Студита, Афанасия Афонского, Христодулоса Патмосского, Афанасия Метеорита) ... и боговдохновенных учениях нашего предстателя, высочайшего учителя жизни во Христе и мудрейшего помазывателя монашествующих, — преподобного и богоносного отца нашего Симеона Нового Богослова.

http://azbyka.ru/palomnik/Мужской_монаст...

ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ. КРУГ КЕЛЕЙНОГО ЧТЕНИЯ ПРЕПОДОБНОГО СИМЕОНА 1. Что читал преподобный Симеон? Святоотеческие аллюзии и цитаты в его произведениях Симеон жил во времена, когда книги были редки и чрезвычайно дороги 654 . Тем не менее в течение всей своей жизни он был окружен книгами. Помимо того, что он ежедневно слышал в храме чте­ния из Священного Писания, аскетических и агиогра­фических сочинений, он читал книги и в тишине соб­ственной келлии. В разные периоды жизни Симеону были доступны разные библиотеки. Во-первых, у его родителей в Галати была собственная библиотека, к которой он, должно быть, имел доступ, пока ему не исполнилось 11 лет; после отъезда в Константинополь он также иногда мог пользоваться этой библиотекой: именно там он взял «Лествицу» Иоанна Синайского, когда ему было двадцать лет 655 . В Константинополе Симеон, по сло­вам  Никиты, «ревностно предался» чтению 656 ; в это время он мог брать книги у своего духовного отца Си­меона Студита: по крайней мере, именно Студит дал ему книгу Марка и Диадоха 657 . Библиотека Студийского монастыря, одна из богатейших в византийском мире 658 , была доступна Симеону только в течение короткого времени, пока он был там послушником. В монастыре св. Мамаса Симеон сам устроил библиотеку 659 . Кроме того, у Симеона были собственные книги: это ясно из упоминаний Никиты 660 . Конечно, Священное Писание занимало первое и главное место в ежедневном круге чтения Симеона. По свидетельству Никиты, Симеон ежедневно посвящал какое-то время чтению Священного Писания 661 . Сам Симеон подчеркивал необходимость такого ежедневно­го чтения 662 . Библия была для него, как и для многих поколений христиан, предметом постоянного исследо­вания и вдумчивого изучения ( μελτη). Трудно восстановить предполагаемый круг келейно­го чтения Симеона помимо Священного Писания. Си­меон не относится к тем авторам, которые постоянно ссылаются на то, что читали: его редкие цитаты из Отцов или аллюзии на них лишь в малой степени про­ливают свет на его связь со святоотеческой Традицией. В «Житии Симеона», написанном Никитой, есть неко­торые ссылки на то, что читал Симеон, но и они дают нам очень скудную информацию.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010